Глоссарий основных дефектологических терминов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глоссарий основных дефектологических терминов



Абазия - неспособность ходить.

Абилитация - первоначальное формирование нарушенной спо­собности к чему-либо (применяется по отношению к детям раннего возраста с особенностями психофизического развития).

Абулия - нарушение волевой регуляции поведения.

Агнозия - нарушение восприятия, вызванное поражением коры головного мозга (утрачивается способность к анализу и синтезу по­ступающей информации).

Аграмматизм - нарушение речевой деятельности, проявля­ющееся в неправильном использовании грамматических средств языка.

Аграфия - нарушение письма (неспособность соединять буквы в слоги, слоги в слова).

Адаптация - в широком смысле понимается как приспособле­ние человека к окружающим условиям.

Адаптация психологическая - приспособление человека как личности к существованию в обществе (в микро- и макросоциаль-ной среде) в соответствии с требованиями этого общества и соб­ственными потребностями, мотивами и интересами.

Адаптация социальная- процесс активного приспособления индивида к требованиям общества.

Адинамия - пассивность, отсутствие деятельности.

Акалъкулия - нарушение способности к счету.

Алалия отсутствие или недоразвитие речи вследствие органи­ческого поражения речевых зон коры головного мозга.

Алексия (дислексия) - частичное (полное) нарушение процес­сов чтения.

Алогизм - нарушение мышления, при котором суждения не сле­дуют законам логики.

Амнезия - расстройство памяти, неспособность к воспомина­нию.

Анамнез - подробные сведения об условиях возникновения и протекания болезни, полученные от ребенка и его родителей.


Аномалия - отклонение от нормы, от общей закономерности, неправильность в развитии (в современной литературе практиче­ски не используется).

Аномальный ребенок - ребенок, имеющий значительные откло­нения от нормального физического и психического развития (в со­временной литературе практически не используется).

Апраксин - нарушение произвольных целенаправленных движе­ний и действий, не являющееся следствием параличей и парезов.

Артикуляция - деятельность речевых органов, связанных с про­изнесением звуков речи.

Асинхрония развития - диспропорциональное психическое развитие.

Астения - повышенная утомляемость, неспособность к дли­тельному умственному и физическому напряжению.

Атаксия - расстройство координации движений.

Аутизм - состояние психики, характеризующееся замкнуто­стью, отсутствием потребности в общении, отрывом от реальности, уходом в себя, отсутствием или парадоксальностью реакций на внешние воздействия, пассивностью и сверхранимостыо в контак­тах со средой. Ранний детский аутизм впервые выделен как отдель­ный клинический синдром Л. Каннером (1943).

Афазия - полная или частичная утрата способности к речевой деятельности, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

Афония - неспособность к звучной и громкой речи при сохран­ности шепотной.

Афразия - неспособность построить осмысленную фразу.

Аффект - сильное и относительно кратковременное эмоцио­нальное состояние, при котором нарушается осознание и контроль за деятельностью.

Безбарьерная среда - комплекс мер для обеспечения доступ­ности и создания равных возможностей для лиц с особенностями психофизического развития во всех сферах жизни общества.

Брадилалия (брадифразия) - патологическая замедленность речи.

Брока центр - центр моторной речи.

Вернике центр - центр восприятия речи.

Гидроцефалия - водянка головного мозга, выражающаяся в на­коплении спишю-мозговой жидкости в полости черепа.


Гипердинамический синдром (синдром дефицита внима­ния) - синдром двигательной расторможенности, выражающийся в чрезмерной активности, суетливости, раздражительности, неспо­собности к целенаправленному и организованному поведению, кон­центрации внимания на объекте.

Гипокинезия - снижение двигательной активности.

Гипоксия - кислородное голодание организма.

Глухие (неслышащие) дети - это дети с тотальным (полным) выпадением слуха или остаточным слухом, который не может быть самостоятельно использован для накопления речевого запаса.

Госпитализм - глубокое психическое и физическое нарушение, возникающее в первые годы жизни ребенка вследствие дефицита внимания к нему, общения и воспитания.

Гуманизация - ориентация учебного процесса на потребности и возможности каждого ребенка, обеспечение социализации лич­ности, приобретение профессиональных компетенций, постижение духовного богатства личности, гуманитарной миссии человека.

Дактилология - вид речи, когда каждой букве алфавита соот­ветствует определенное положение пальцев руки.

Декомпенсация - рецидив (повторение, возврат) функциональ­ных нарушений, т.е. процесс, обратный компенсации.

Деменция - распад, необратимое ослабление интеллектуальной деятельности.

Депривация — психическое состояние, возникающее в резуль­тате длительного ограничения возможностей; может характеризо­ваться выраженными отклонениями в интеллектуальном и эмоцио­нальном развитии, нарушением социальных контактов.

Дети с трудностями в обучении - дети с нарушениями психи­ческого развития, обусловленными задержкой или расстройством психического развития.

Детский церебральный паралич - поражение двигательных центров мозга, вследствие чего наблюдаются различные психомо­торные нарушения.

Дефект - физический или психический недостаток, вызыва­ющий нарушения в развитии (в современной литературе практиче­ски не используется).

Дефектология - интегрированная область научного знания, со­единяющая клинико-физиологическое и психолого-педагогическос направления исследований процессов развития, обучения и носии-тания детей с особенностями психофизического развития.


Диагностика (педагогическая) - процесс определения резуль­татов деятельности ребенка и педагога с целью анализа, оценивания и корректировки обучения.

Дизартрия - нарушение произносительной и мелодико-интонационной стороны речи, обусловленное недостаточной ин­нервацией речевого аппарата.

Дисграфия - частичное (полное) специфическое нарушение процессов письма.

Дислалия - нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и сохранной иннервации (обеспеченности) рече­вого аппарата.

Дислексия (алексия) - частичное (полное) нарушение процес­сов чтения.

Дисморфобия - болезненное переживание своего физического несовершенства, недостатков внешности.

Жестовый язык (жестовая речь) - самобытная лингвистиче­ская система, являющаяся основным средством обучения и обще­ния неслышащих.

Задержка психического развития - нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов.

Заикание (логоневроз) - нарушение темпо-ритмической орга­низации речи, ее плавности, обусловленное судорожным состояни­ем мышц речевого аппарата.

Интеграция - в широком смысле: включение человека в соци­альную жизнь; в узком смысле: включение ребенка или детей с осо­бенностями психофизического развития в обычною школу.

Интегрированное обучение и воспитание - организация спе­циального образования, при которой обучение и воспитание лиц с особенностями психофизического развития осуществляются в учреждениях образования общего типа, создавших специальные условия для пребывания и получения образования такими лицами.

Инфантилизм - сохранение в организме и психике человека особенностей, присущих раннему возрасту.

Компенсация - возмещение в той или иной мере неразвитых, нарушенных или утраченных функций и состояний за счет пере­стройки или усиленного использования сохранных функций.


Коррекция - система психолого-педагогических и медико-социальных мер, направленных на исправление или ослабление физических и (или) психических нарушений.

Лечебная педагогика - отрасль педагогики, разрабатывающая средства и методы исправления физических и психических дефек­тов (в современной литературе практически не используется).

Лицо с особенностями психофизического развития - лицо, имеющее физическое и (или) психическое нарушения, препятству­ющие получению образования без создания для этого специальных условий.

Логопедия - наука о нарушениях речи, а также методах их вы­явления, устранения и предупреждения средствами специального обучения и воспитания.

Логоррея - бессвязный речевой поток.

Логофобия - стойкий страх речевого общения с навязчивым ожиданием речевых неудач.

Микроцефалия - значительное уменьшение размеров черепа и головного мозга.

Мутизм - отказ от речевого общения.

Нарушения речи - собирательный термин для обозначения от­клонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому общению и ограничивающих возможности социальной адаптации человека.

Негативизм - любое необоснованное, немотивированное со­противление воздействию других людей.

Норма - установленная мера, средняя величина чего-либо:

норма индивидуальная - индивидуальные особенности разви­
тия и саморазвития ребенка;

норма предметная - знания, умения и действия, необходимые
ученику для овладения данным предметным содержанием програм­
мы (отражается в стандартах образования);

норма социально-возрастная - показатели интеллектуального
и личностного развития школьника (психологические новообразо­
вания), которые должны сложиться к концу определенного возраст­
ного этапа.

Нормальное развитие - относительно гармоничное равновесие; между многими возможными разнообразными отклонениями и не­правильным формированием, что свойственно любому развитию.


Обучение на дому - организация специального образования, при которой освоение соответствующих учебных программ лицом с особенностями психофизического развития, по состоянию здоровья временно или постоянно не посещающим учреждение образования, осуществляется на дому.

Общее недоразвитие речи - системное нарушение усвоения всех уровней языка, требующее длительного и систематического логопедического воздействия.

Олигофрения - отставание в умственном развитии органическо­го генеза, наступившее в результате воздействия вредных факторов в период внутриутробного развития плода, родов или в первые два года жизни (термин используется как клинический диагноз).

Олигофренопедагогика - отрасль коррекционной педагогики, разрабатывающая проблемы воспитания, обучения и путей коррек­ции развития детей с интеллектуальной недостаточностью.

Патология - биологический процесс появления нового каче­ства, болезненного состояния.

Патронаж: - особый вид помощи ребенку, его родителям, пе­дагогам в решении сложных проблем, связанных с выживанием, восстановительным лечением, специальным обучением и воспита­нием, социализацией, со становлением подрастающего человека как личности.

Педагогическая запущенность - устойчивое отклонение в со­знании и поведении детей, обусловленное отрицательным влияни­ем среды и недостатками воспитания.

Педагогическая интеграция - комплекс педагогических мер, направленных на формирование способности к усвоению учебного материала и овладению способами учебных действий детьми с осо­бенностями психофизического развития.»

Педагогическая поддержка - система средств в деятельно­сти педагога, которая обеспечивает оказание профессиональной (коррекционно-педагогической) помощи в индивидуальном разви­тии и саморазвитии, обучении и воспитании, в самоактуализации и самореализации ребенка.

Пограничная умственная отсталость - состояние между нормальным психическим развитием и легкой степенью интеллек­туальной недостаточности (в современной литературе практически не используется).

Психический дизонтогенез - различные формы нарушений он­тогенеза (развития индивида).


Психодиагностика область психологии, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

Психокоррекция - направление реабилитационной и коррек-ционно-воспитательной работы с детьми, целью которой является предупреждение и преодоление отклонений в психическом разви­тии личности.

Психолого-медико-педагогическая комиссия - коллегиальный орган, осуществляющий выявление индивидуальных характеристик психического развития при различных вариантах дизонтогенеза с целью определения образовательного маршрута (программы разви­тия), соответствующего психофизическим возможностям ребенка.

Психолого-медико-педагогическое обследование - изучение с использованием специальных методов и методик индивидуаль­ных особенностей личности ребенка, развития его познавательной и эмоционально-волевой сфер, потенциальных возможностей и со­стояния здоровья в целях определения специальных условий для получения образования.

Психолого-педагогическое сопровождение - комплексный способ поддержки ребенка, предполагающий взаимодействие с ним в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

Психопатия - патология характера, при которой у человека на­блюдается практически необратимая выраженность свойств, пре­пятствующих его адекватной адаптации в социальной среде.

Ранняя комплексная помощь - система мер, включающая вы­явление, обследование, коррекцию физических и (или) психиче­ских нарушений, индивидуализированное обучение ребенка с осо­бенностями психофизического развития в возрасте до трех лет с психолого-медико-педагогическим сопровождением в условиях се­мьи, учреждений образования и организаций здравоохранения.

Реабилитация - восстановление нарушенных функций орга­низма и трудоспособности, достигаемое применением комплекса медицинских, педагогических и социальных мероприятий.

Ребенок с особенностями психофизического развития - лицо с особенностями психофизического развития в возрасте до 18 лет.

Ретардация - отставание в развитии.

Риноналия - нарушение тембра голоса и звукопроизношспия, обусловленное анатомо-физиологическими изменениями в строе­нии речевого аппарата.


Сензитивный возраст - этап возрастного развития ребенка, наиболее благоприятный для освоения каких-либо видов деятель­ности, формирования определенных психических функций.

Синдром раннего детского аутизма - клиническая модель осо­бого искаженного варианта нарушения психического развития, при котором отдельные психические функции развиваются замедленно, тогда как другие - патологически ускоренно.

Синкинезия - дополнительные движения, непроизвольно при­соединяющиеся к произвольным (движения рук при ходьбе).

Слабовидящие - подкатегория лиц с нарушениями зрения, име­ющих остроту зрения от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с кор­рекцией обычными очками.

Слепота - наиболее резко выраженная степень утраты зрения, когда невозможно или сильно ограничено зрительное восприятие окружающего мира вследствие глубокой потери остроты централь­ного зрения, или сужения поля зрения, или нарушения других зри­тельных функций.

Слепые (незрячие) - подкатегория лиц с нарушениями зрения, у которых полностью отсутствуют зрительные ощущения, имеется светоощущение или остаточное зрение.

Социализация - двусторонний процесс, предполагающий фор­мирование способностей личности к жизнедеятельности в обще­стве на основе усвоения социальных норм и способов социального поведения, а также активное воспроизводство системы социальных связей индивидом.

Специальное учреждение образования - учреждение образо­вания, созданное для обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития.

Специальные условия для получения образования - условия обучения и воспитания, в том числе специальные учебные програм­мы и методики обучения, индивидуальные технические средства обучения, специальные учебники и учебные пособия, адаптирован­ная среда жизнедеятельности, а также педагогические, медицин­ские, социальные и иные виды помощи, без которых невозможно или затруднено освоение соответствующих учебных программ ли­цами с особенностями психофизического развития.

Сурдопедагогика (от лат. surdus - глухой) - предметная область дефектологии (коррекционной педагогики), представляющая со­бой систему научных знаний об образовании лиц с нарушениями слуха.


Тифлопедагогика (от греч. typhlos - слепой) - предметная об­ласть дефектологии (коррекционной педагогики), представляющая собой систему научных знаний о воспитании и обучении лиц с на­рушением зрения.

Тифлотехника теоретическое обоснование технических устройств и методов помощи людям с нарушениями зрения и прак­тическое приложение этих устройств и методов применительно к условиям деятельности слепых и слабовидящих с учетом структу­ры нарушенных зрительных функций.

Тяжелые физические и (или) психические нарушения - физи­ческие и (или) психические нарушения, подтвержденные в поряд­ке, установленном законодательством, выраженные в такой степе­ни, что Получение образования в соответствии с образовательными стандартами (в том числе специальными) является недоступным и возможности обучения ограничиваются получением основ знаний об окружающем мире, приобретением навыков самообслуживания, получением элементарных трудовых навыков и элементарной про­фессиональной подготовки.

Умственная отсталость - стойкое нарушение познаватель­ной деятельности, наступающее в результате органического пора­жения клеток коры головного мозга.

Учреждение образования общего типа - учреждение образова­ния, созданное для обучения и воспитания лиц, не имеющих физи­ческих и (или) психических нарушений, препятствующих получе­нию образования без создания специальных условий.

Физические и (или) психические нарушения - отклонения от нормы, ограничивающие социальную деятельность и подтвержден­ные в порядке, установленном законодательством.

Фонетико-фонематическое недоразвитие - нарушение фор­мирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Шрифт Брайля - специальный объемный, рельефно-точечный шрифт, созданный Л. Брайлем (1829) для чтения и письма незря­чими.

Этиология — учение о причинах болезни.

Эхопраксия — подражательное автоматическое повторение дви­жений и действий других людей.



РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Варенова, Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики / Т.В. Варенова. Минск, 2007.

Дефектология. Словарь-справочник / авт.-сост. С.С. Степанов; под ред. Б.П. Пузанова. М., 2005.

Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика ум­ственного развития детей / С.Д. Забрамная. М„ 1995.

Закон Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенно­стями психофизического развития (специальном образовании)» 2004.

Коррекционная педагогика / И.А. Зайцева [и др.]; под ред. В.В. Кукушина. Ростов н/Д, 2002.

Специальная педагогика / Л.И. Аксенова [и др.]; под ред. Н.М. Назаровой. М., 2000.

Специальная психология / В.И. Лубовский [и др.]; под ред. В.И. Лубовского. М, 2003.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 9852; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.152.162 (0.042 с.)