Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Профессиональные и личностные качества педагогов, осуществляющих коррекционную деятельностьСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте ()чевидпой становится задача формирования профессиональной готовности специалистов, работающих с различными категориям детей с особенностями психофизического развития. Проблема профессиональной готовности учителя в ее структурно-содержательном и технологическом аспектах не является новой. Исследователи давно отметили, что человек, начинающий какую-либо деятельность, не может сразу достигнуть каких-либо результатов. Поэтому готовность является первичным фундаментальным условием выполнения любой деятельности. Готовность к профессиональной реализации педагогической деятельности носит ряд специфических черт и обусловливается содержательными особенностями последней. Сущностная характеристика феномена профессионально-педагогической готовности отличается многообразием подходов к его определению. Большинство современных авторов рассматривают готовность как устойчивую характеристику личности, целостный комплекс, включающий в себя мотивационный, познавательный и эмоциональный компоненты, которые отвечают требованиям содержания и условий деятельности. При этом они исходят из представлений о личности как трехуровневом явлении, как синтезе поведенческих, эмоционально-нравственных и духовно-когнитивных тгачал. Рассматривая феномен готовности к педагогической деятельности, разные авторы понимают его по-разному: 1) как свойство личности, обеспечивающее наибольшую продуктивность педагогической деятельности (Ю.В. Янотовская); 2) как комплекс внутренних сил личности, ее внутренний потенциал, оказывающий влияние на эффективность деятельности (Б.Г. Ананьев); 3) как избирательную направленность, настраивающую личность на будущую деятельность (Ю.К. Васильева); 4) как синтез свойств личности (В.А. Крутец-кий.); 5) как сложное личностное образование (Л.В. Кондрашова). А.И. Мищенко профессиональную готовность педагога определяет как интегральное умение педагогически мыслить и действовать, состояние профессиональных знаний и умений, мотивации, способствующих успешному выполнению профессиональной деятельности. По мнению исследователей, структура готовности и ее качество определяются фактором времени и представляют собой единство двух подсистем: ситуативной и долговременной. Такой подход к определению готовности и ее структуры получил название функционального и исследуется в литературе в свете различных концепций, начиная с 50-х годов XX в. И. Турчанинова, анализируя структуру педагогической деятельности в целом, считает, что ее структурными компонентами выступают различные виды готовности: • социальная — способность педагога осмысленно ориентироваться и самоопределяться в социальной жизни; • общекультурная - достаточно высокий уровень общего обра • специально-предметная - знание предмета преподавания, при • психолого-педагогическая - способность особым образом и в Педагогическая готовность включает педагогические умения; эмоциональную устойчивость, обеспечивающую выдержку и самообладание; профессионально-педагогическое мышление, которое позволяет проникнуть в причинно-следственные связи педагогического процесса, анализировать свою деятельность, отыскивать научно-обоснованное объяснение успехов и неудач, предвидеть результаты работы. Фундаментальное исследование профессиональной готовности к педагогической деятельности проведено К.М. Дурай-Новаковой. Ню иыделены компоненты структуры профессиональной готовности как целостного явления: • мотивациоппый; • ориентировочно-познавательно-оценочный; • эмоционально-волевой; • операционно-действенный; • установочно-поведенческий. Говорить о профессионально-педагогической готовности безотносительно ее направленности не совсем корректно, так как именно последняя определяет специфику и композицию структурных компонентов. Говоря о профессионально-педагогической готовности будущих педагогов к работе с детьми, имеющими особенности психофизического развития, мы полагаем, что структурно-содержательной ее основой могут стать следующие компоненты: • информационный (компетентностный) - обладание соответ • эмоционально-нравственный - умение эмоционально пра • эмпирический - умение действенно сопереживать ребенку с • мотипационный - умение определять направленность профес
• установочно-поведенческий - наличие психологической на • действенно-оценочный - умение использовать вариативные • рефлексивно-коррекционный - владение знаниями и умения Выделение такой основы дает возможность представить содержание профессионально-педагогической готовности в целом и определить наполнение образовательного стандарта подготовки педагогов, способных организовать эффективное педагогическое сопровождение детей с особенностями психофизического развития в условиях образовательной интеграции. Ребенок с особенностями психофизического развития имеет право на получение квалифицированной педагогической помощи, которую может оказывать только специально подготовлен!или педагог-дефектолог. Для успешной педагогической деятельности в структуре специального образования абсолютно недостаточно обычной педагогической подготовки. Профессиональная деятельность педагога-дефектолога выходит за рамки традиционной учительской деятельности, тесно взаимодействуя и переплетаясь с различными нидами социально-педагогической, реабилитационной, консультативно-диагностической, психотерапевтической, собственно коррекцион-ной и другими видами «не учительской» деятельности, будучи направленной к одной цели - содействию человеку с ограниченными возможностями жизнедеятельности в его социальной адаптации и интеграции средствами специального образования. Педагоги-дефектологи работают в специальных образовательных учреждениях (дошкольных, школьных, в учреждениях профессионального образования), в центрах коррекционпо-развивающего обучения и реабилитации, а также в образовательных учреждениях общего типа; в детских домах и школах-интернатах функционируют пункты коррекциошш-педагогической помощи для ведения коррекционно-педагогической работы с разными категориями обучающихся и воспитанников. Они могут вести индивидуальное обучение и воспитание детей с ОПФР в домашних условиях.
Содержание коррекционной работы призвано решать несколько задач: профилактику нарушений, лечение, исправление и др. В этой связи личность педагога имеет решающее значение. Известный российский дефектолог В.П. Кащенко так определял требования, предъявляемые к профессиональным качествам дефектно га: 1) никогда не упускать из виду, что трудные случаи не есть про 2) учитывать всю социально-биологическую картину своего вос 3) обладать достаточной теоретической и практической подго 4) уметь любить детей и уметь импонировать им; 5) «...не должен обладать пи одной из форм возбудимости нервно- Педагог-дефектолог - это человек с особым складом души, гуманный, умеющий сострадать, деятельный, инициативный, уверенный в успешном результате своей профессиональной деятельности, доброжелательный, тактичный, корректный. Профессиональное мировоззрение педагога-дефектолога является результатом осмысления и личностной оценки процессов, происходящих в социальной и духовной жизни и влияющих на место и роль людей с. особенностями психофизического развития в жизни общества. Сферами профессиональной, деловой компетенции педагога-дефектолога являются: профилактическая работа, педагогическая диагностика и консультирование, специальное педагогическое про-спешепие, участие в психологической и психотерапевтической помощи, образовательная и социально-педагогическая деятельность, организация образования и руководство им. Вопросы и задания для самопроверки 1. Какими составляющими ирслстаплена система специального образова 2. I la;ioiiiiic устойчивые тенденции преобразования специального образо Л. I lepe'iiK лиге учреждения, обеспечивающие специальное образование.
4. В чем отличие нецензового образования от цензового? 5. Назовите основные векторы и направления развития специального оо- 6. Проведите сравнительный анализ понятий, характеризующих интегра 7. Для каких категорий детей с особенностями психофизического развития 8. Назовите условия успешной реализации интегрированного обучения. 9. Сформулируйте основные принципы интегрированного воспитания и
10. В чем суть понятия «качество специального образования»? 11. Какими механизмами может быть обеспечено качество специального
|
|||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 955; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.108 (0.008 с.) |