Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Профессиональные и личностные качества педагогов, осуществляющих коррекционную деятельностьСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
()чевидпой становится задача формирования профессиональной готовности специалистов, работающих с различными категориям детей с особенностями психофизического развития. Проблема профессиональной готовности учителя в ее структурно-содержательном и технологическом аспектах не является новой. Исследователи давно отметили, что человек, начинающий какую-либо деятельность, не может сразу достигнуть каких-либо результатов. Поэтому готовность является первичным фундаментальным условием выполнения любой деятельности. Готовность к профессиональной реализации педагогической деятельности носит ряд специфических черт и обусловливается содержательными особенностями последней. Сущностная характеристика феномена профессионально-педагогической готовности отличается многообразием подходов к его определению. Большинство современных авторов рассматривают готовность как устойчивую характеристику личности, целостный комплекс, включающий в себя мотивационный, познавательный и эмоциональный компоненты, которые отвечают требованиям содержания и условий деятельности. При этом они исходят из представлений о личности как трехуровневом явлении, как синтезе поведенческих, эмоционально-нравственных и духовно-когнитивных тгачал. Рассматривая феномен готовности к педагогической деятельности, разные авторы понимают его по-разному: 1) как свойство личности, обеспечивающее наибольшую продуктивность педагогической деятельности (Ю.В. Янотовская); 2) как комплекс внутренних сил личности, ее внутренний потенциал, оказывающий влияние на эффективность деятельности (Б.Г. Ананьев); 3) как избирательную направленность, настраивающую личность на будущую деятельность (Ю.К. Васильева); 4) как синтез свойств личности (В.А. Крутец-кий.); 5) как сложное личностное образование (Л.В. Кондрашова). А.И. Мищенко профессиональную готовность педагога определяет как интегральное умение педагогически мыслить и действовать, состояние профессиональных знаний и умений, мотивации, способствующих успешному выполнению профессиональной деятельности. По мнению исследователей, структура готовности и ее качество определяются фактором времени и представляют собой единство двух подсистем: ситуативной и долговременной. Такой подход к определению готовности и ее структуры получил название функционального и исследуется в литературе в свете различных концепций, начиная с 50-х годов XX в. И. Турчанинова, анализируя структуру педагогической деятельности в целом, считает, что ее структурными компонентами выступают различные виды готовности: • социальная — способность педагога осмысленно ориентироваться и самоопределяться в социальной жизни; • общекультурная - достаточно высокий уровень общего обра • специально-предметная - знание предмета преподавания, при • психолого-педагогическая - способность особым образом и в Педагогическая готовность включает педагогические умения; эмоциональную устойчивость, обеспечивающую выдержку и самообладание; профессионально-педагогическое мышление, которое позволяет проникнуть в причинно-следственные связи педагогического процесса, анализировать свою деятельность, отыскивать научно-обоснованное объяснение успехов и неудач, предвидеть результаты работы. Фундаментальное исследование профессиональной готовности к педагогической деятельности проведено К.М. Дурай-Новаковой. Ню иыделены компоненты структуры профессиональной готовности как целостного явления: • мотивациоппый; • ориентировочно-познавательно-оценочный; • эмоционально-волевой; • операционно-действенный; • установочно-поведенческий. Говорить о профессионально-педагогической готовности безотносительно ее направленности не совсем корректно, так как именно последняя определяет специфику и композицию структурных компонентов. Говоря о профессионально-педагогической готовности будущих педагогов к работе с детьми, имеющими особенности психофизического развития, мы полагаем, что структурно-содержательной ее основой могут стать следующие компоненты: • информационный (компетентностный) - обладание соответ • эмоционально-нравственный - умение эмоционально пра • эмпирический - умение действенно сопереживать ребенку с • мотипационный - умение определять направленность профес
• установочно-поведенческий - наличие психологической на • действенно-оценочный - умение использовать вариативные • рефлексивно-коррекционный - владение знаниями и умения Выделение такой основы дает возможность представить содержание профессионально-педагогической готовности в целом и определить наполнение образовательного стандарта подготовки педагогов, способных организовать эффективное педагогическое сопровождение детей с особенностями психофизического развития в условиях образовательной интеграции. Ребенок с особенностями психофизического развития имеет право на получение квалифицированной педагогической помощи, которую может оказывать только специально подготовлен!или педагог-дефектолог. Для успешной педагогической деятельности в структуре специального образования абсолютно недостаточно обычной педагогической подготовки. Профессиональная деятельность педагога-дефектолога выходит за рамки традиционной учительской деятельности, тесно взаимодействуя и переплетаясь с различными нидами социально-педагогической, реабилитационной, консультативно-диагностической, психотерапевтической, собственно коррекцион-ной и другими видами «не учительской» деятельности, будучи направленной к одной цели - содействию человеку с ограниченными возможностями жизнедеятельности в его социальной адаптации и интеграции средствами специального образования. Педагоги-дефектологи работают в специальных образовательных учреждениях (дошкольных, школьных, в учреждениях профессионального образования), в центрах коррекционпо-развивающего обучения и реабилитации, а также в образовательных учреждениях общего типа; в детских домах и школах-интернатах функционируют пункты коррекциошш-педагогической помощи для ведения коррекционно-педагогической работы с разными категориями обучающихся и воспитанников. Они могут вести индивидуальное обучение и воспитание детей с ОПФР в домашних условиях.
Содержание коррекционной работы призвано решать несколько задач: профилактику нарушений, лечение, исправление и др. В этой связи личность педагога имеет решающее значение. Известный российский дефектолог В.П. Кащенко так определял требования, предъявляемые к профессиональным качествам дефектно га: 1) никогда не упускать из виду, что трудные случаи не есть про 2) учитывать всю социально-биологическую картину своего вос 3) обладать достаточной теоретической и практической подго 4) уметь любить детей и уметь импонировать им; 5) «...не должен обладать пи одной из форм возбудимости нервно- Педагог-дефектолог - это человек с особым складом души, гуманный, умеющий сострадать, деятельный, инициативный, уверенный в успешном результате своей профессиональной деятельности, доброжелательный, тактичный, корректный. Профессиональное мировоззрение педагога-дефектолога является результатом осмысления и личностной оценки процессов, происходящих в социальной и духовной жизни и влияющих на место и роль людей с. особенностями психофизического развития в жизни общества. Сферами профессиональной, деловой компетенции педагога-дефектолога являются: профилактическая работа, педагогическая диагностика и консультирование, специальное педагогическое про-спешепие, участие в психологической и психотерапевтической помощи, образовательная и социально-педагогическая деятельность, организация образования и руководство им. Вопросы и задания для самопроверки 1. Какими составляющими ирслстаплена система специального образова 2. I la;ioiiiiic устойчивые тенденции преобразования специального образо Л. I lepe'iiK лиге учреждения, обеспечивающие специальное образование.
4. В чем отличие нецензового образования от цензового? 5. Назовите основные векторы и направления развития специального оо- 6. Проведите сравнительный анализ понятий, характеризующих интегра 7. Для каких категорий детей с особенностями психофизического развития 8. Назовите условия успешной реализации интегрированного обучения. 9. Сформулируйте основные принципы интегрированного воспитания и
10. В чем суть понятия «качество специального образования»? 11. Какими механизмами может быть обеспечено качество специального
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 830; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.168.71 (0.008 с.) |