Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Группы детей с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического развитияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Окончание табл. 2.2
К типичным особенностям, свойственным всем детям с трудностями в обучении, по мнению исследователей (Г.И. Жаренко-ва, Т.В. Егорова, В.И. Лубовский, Н.А. Никашина, Р.Д. Триггер, Н.А. Цыпина и др.), относятся: • повышенная истощаемость и, как следствие, низкий уровень • незрелость эмоций, воли, поведения; наивность, несамостоя- шх учебной деятельности; поведение одних детей характеризуется шульсивностью, расторможенноетъю, повышенной двигательной активностью, других - медлительностью, вялостью; ограниченный запас общих сведений и представлений; не мо-' рассказать о свойствах и качествах предметов, даже часто встрс-зшихся в их опыте; • бедный словарь, высказывания односложны, имеют место негру- эгики высказывания, специфические ошибки в письменной речи; несформированность навыков интеллектуальной деятельно- ги; сниженный уровень познавательной активности (недостаточ-[ любознательность), нет готовности к решению познавательных, к интеллектуальному усилию; недостаточность сформиро-нности словесно-логического мышления не позволяет ребенку на ажном уровне освоить мыслительные операции (анализ, cniric:i, сравнение, обобщение); не умеют ориентироваться в задаче, не планируют свою деятельность; • интерес к учебной деятельности не выражен, познавательная • замедленное восприятие и переработка информации, необхо • неустойчивость, большая отвлекаемость внимания, недоста • нарушение всех видов памяти при преобладании наглядной Трудности в овладении элементарной грамотой, счетом сочетаются с относительно хорошо развитой речью, значительно более высокой способностью к запоминанию стихов и сказок и с более высоким уровнем развития познавательной деятельности, всегда способны использовать оказанную им в процессе работы помощь, усваивать принцип решения задания и переносить этот принцип па выполнение других сходных заданий. Как отмечает В.В. Гладкая, перечисленные особенности развития детей могут приводить к трудностям: 1) осуществления учения как деятельности; 2) формирования отдельных школьных навыков (чтения, пись 'Л) осмысления учебной информации. Основным отличием этой категории детей от детей с более грубыми интеллектуальными нарушениями является полноценная 11о:шож11()С1'|| их дальнейшего развития при создании необходимых педагогических условий: они обладают более высокой обучаемостью, лучше используют помощь взрослого и способны осуществлять перенос способа действия на аналогичное задание. Образование детей с трудностями в обучении Трудности в обучении подтверждают необходимость создания особых условий обучения для детей с задержкой психического развития с применением иных методов, чем те, которые используются в массовой школе. В отечественной практике первые попытки специальной педагогической работы с детьми с ЗПР были предприняты в конце 50-х -начале 60-х годов в пределах небольших экспериментальных групп при Институте дефектологии АПН СССР, в которых такие дети, обучаясь в массовой школе, получали дополнительную подготовку. Особый подход к обучению детей дайной категории дал положительные результаты, подтвердившие способность детей с трудностями в обучении к овладению программой массовых дошкольных учреждений образования, а также программой начальной школы и возможность в большинстве случаев продолжать образование. В настоящее время для этой категории детей помимо специальных учреждений образования созданы и функционируют классы (группы) интегрированного обучения и воспитания в учреждениях образования общего типа на всех уровнях основного образования. В нашей стране создана система коррекционно-развивающего обучения, учитывающая индивидуальные образовательные потребности каждого ребенка, его способности, динамику развития. Большая работа проводится по разработке диагностических методик, позволяющих наиболее точно и своевременно отграничить эту категорию детей как от детей с интеллектуальными нарушениями в форме умственной отсталости, так и от детей с тяжелыми нарушениями речи. Е.А. Медведева так определяет составляющие системы ком-i плексной помощи детям с трудностями в обучении: • раннее выявление детей с нарушениями психического разви- • совершенствование системы медицинского, педагогического и • создание системы лечебно-оздоровительной и профилактиче • нормативное и учебно-методическое обеспечение практики об . • определение задач и содержания профессиональной ориентации, профессионально-трудовой подготовки и социально-трудовой адаптации выпускников; • создание и применение критериев и методик оценки эффек • разработку моделей служб консультативной помощи семье; • i юдготовку педагогических кадров для системы дошкольного и Определяющим моментом в организации эффективной помощи этой категории детей является профилактика и раннее выявление нарушения развития. Таким образом, во главу угла ставится принцип единства диагностики и коррекции нарушения в развитии у детей дошкольного возраста. Основными направлениями коррекциониой работы с детьми дошкольного возраста являются: 1) диагностике- консультативная помощь, 2) лечебно-оздоровительные мероприятия, 3) коррекционно-развивающая работа. Эффективность и результативность коррекциошю-развивающей работы определяются согласованностью совместных усилий спе-циалистов-дефектологов, педагогических работников учреждения образования и семьи ребенка. Целью коррекционной работы со школьниками с трудностями в обучении является определение и устранение причин трудностей в учении - «развитие общих способностей к учению в рамках личностной, эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер путем развития общих способностей к учению и коррекции индивидуальных недостатков развитрш» (В.В. Гладкая). Наиболее общими принципами работы с этой категорией детей являются следующие положения: • устранение причин затруднений в усвоении предметных зна • осуществление индивидуального подхода как на уроках обще
• предотвращение наступления утомления (правильное чередо • поддержка детей, развитие веры в свои силы. В.В. Гладкая определяет такие основные блоки направлений коррекционной работы с младшими школьниками с трудностями и обучении: 1) формирование учебной деятельности детей и коррекция ее 2) развитие психических функций, обеспечивающих учебную 3) формирование базовых представлений и умений, необходи Неотъемлемой частью коррекциониой работы с детьми с трудностями в обучении является нормализация их деятельности, в частности учебной, которая характеризуется крайней неорганизованностью, импульсивностью, низкой продуктивностью. С этой целью детей следует обучать выполнению словесных инструкций с несколькими заданиями, что предполагает анализ задания, выделение и планирование этапов деятельности. Особое внимание отводится работе с родителями ребенка: укрепление веры в силы и возможности ребенка, формирование правильного отношения к специальным учреждениям образования. Вопросы и задания для самопроверки 1. Срапиите характеристики групп детей с ОГ1ФР: «дети с интеллектуаль 2. Какие группы детей с трудностями в обучении, обусловленными задерж 3. Назовите типичные особенности детей с ЗПР. 4. Обоснуйте первостепенное значение принципа единства диагностики и 5. Назовите основные направления коррекционной работы с детьми с труд 6. Составьте структурно-логическую схему по изученной теме. 2.3. Психолого-педагогическая характеристика и образование детей с нарушениями речи
|
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.152.189 (0.009 с.) |