Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основной категориальный аппарат дефектологииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Основной категориальный аппарат дефектологии представлен в табл. 1.2. Таблица 1.2 Основные термины дефектологии
Определение Система психолого-педагогических и медико-социальных мер, направленных на исправление или ослабление физических и (или) психических нарушений Возмещение в той или иной мере нера:шитых, нарушенных или утраченных функций и состоянии м счет перестройки или усиленного использования сохранных функции Приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и собственными потребностями, мотивами и интересами Восстановление нарушенных функций организма и трудоспособности, достигаемое применением комплекса медицинских, педагогических и социальных мероприятий Первоначальное формирование нарушенной способности к чему-либо (применяется по отношению к детям раннего возраста с особенностями психофизического развития) Двусторонний процесс, предполагающий формирование способностей личности к жизнедеятельности в обществе на основе усвоения социальных норм и способов социального поведения, а также активное воспроизводство системы социальных связей индивидом Понятие коррекции является центральным в дефектологической науке. Вся история специальной (коррекционной) педагогики может быть представлена как история развития теории и практики коррекцпонной работы. Широко известны коррекционные системы и концепции Эдуарда Сегепа (1812-1880), Марии Монтессори (1870 1!)Г)2), ОнпдаДекроли (1871-1933), Л.С. Выготского (1896-1934), Л.II. Граборова (1885-1949) и др. Коррекция может носить как непосредственный, так и опосредованный характер. В этой связи принято различать прямую коррекцию (непосредственное использование специальных дидактических материалов и приемов воздействия) и косвенную (весь процесс обучения имеет корригирующее значение, основными путями являются уточнение и исправление имеющегося опыта и формирование нового). Реализация корригирующего воздействия требует использования разнообразных средств. Все средства коррекции условно можно разделить па традиционные (игра, учеба, труд, внеклассная работа, общественно-полезная деятельность, режим, лечебно-профилактические мероприятия) и нетрадиционные (альтернативные: сенсорный и психомоторный тренинг, леготека (лего -игры конструктивного содержания), ароматераиия, иппотерапия (от греч. «иппо» - лошадь), арттерапия, музыкотерапия и др.). Большинство традиционных средств имеет широкое значение и предполагает коррекцию личности в целом. Альтернативные средства, как правило, направлены на развитие и коррекцию отдельных функций и применяются в комплексе с другими мероприятиями (Т.В. Варснова). Выбор средств коррекции предполагает опору на социально значимое содержание материала. По мнению В.П. Кащенко, основу педагогической коррекции слагают следующие положения: • организация своеобразной детской среды, предполагающей • действенность педагогических средств, которыми владеет пе • постоянное непрерывное изучение ребенка; • совместная работа различных специалистов (врачи, педагоги, Мнения авторов единодушны в понимании значимости ранней коррекции в формировании и развитии личности ребенка с особенностями психофизического развития: чем раньше будет начата коррекционная работа, тем с меньшими затруднениями будет идти двигательное, речевое и интеллектуальное развитие. Раннее начало коррекционной работы позволяет более эффективно компенсировать отклонения в психическом развитии ребенка группы риска, тем самым смягчить вторичные отклонения. Своевременная помощь и коррекция дают исключительную возможное!]) «сгладить» недостатки и проблемы в развитии, а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем самым полноценную жизнь ребенка. Как отмечает В.Г. Петрова, раннее выявление детей с особенностями психофизического развития прежде всего должно проводиться в семьях с «повышенным» риском, к числу которых можно отнести семьи, где уже есть: • ребенок с нарушениями развития; • члены семьи (бабушки, дедушки, дяди, тети) с нарушениями развития любого вида; • дети, перенесшие внутриутробную гипоксию, родовую асфик • родители, которые подвергались радиационному облучению, • матери, во время беременности перенесшие острое инфекци
• один из родителей - наркоман или страдает алкоголизмом. • максимально раннее выявление и диагностику нарушения в развитии; • сокращение разрыва между моментом обнаружения наруше • обязательное включение родителей в коррекционный процесс; • коррекционное воздействие на все сферы развития ребенка и Одной из форм ранней коррекции является система педагогического патронажа детей раннего возраста (от рождения до 3 лет), получившая широкое распространение во многих странах мира (США, 1970). По определению Л.И. Аксеновой, патронаж: - это особый вид помощи ребенку, его родителям, педагогам в решении сложных проблем, связанных с выживанием, восстановитель!ним лечением, специальным обучением и воспитанием, социализацией, со становлением подрастающего человека как личности. Квалифицированный педагог один раз в неделю посещает семью, составляет программу педагогической деятельности родителей на семь предстоящих дней, обучает их всем основным действиям (показывает как организовывать наблюдения, фиксировать результаты в специальных печатных формах), контролирует выполнение ранее предложенного плана работы, обеспечивает дидактическими пособиями и развивающими игрушками из игротеки, организованной по принципу работы библиотек. Медико-социально-педагогический патронаж (МСП-патронаж) становится ведущей формой организации ранней коррекционной помощи детям с особенностями психофизического развития и в нашей стране. МСП-натронаж реализуется как широкий спектр долгосрочных мер реабилитационной помощи, ориентированных на семью ребенка с ОПФР. Эта помощь осуществляется в процессе согласованной работы специалистов разного профиля. МСП-патронаж включает: диагностику, помощь в выборе образовательной траектории, проектирование индивидуальных кор-рекционных и реабилитационных программ, первичную помощь в реализации планов. Таким образом, коррекцию можно рассматривать как особым образом организованное психолого-педагогическое воздействие, осуществляемое но отношению к группам повышенного риска и направленное на перестройку, реконструкцию тех неблагоприятных психологических новообразований, которые определяются как психологические факторы риска, на воссоздание гармоничных отношений ребенка со средой. Сущность процесса компенсации (от лат. compensatio - возмещение, уравновешивание) заключается в возмещении в той или иной мере нарушенных функций и состояний: в мозг поступают сигналы с поврежденных участков (своеобразные сигналы SOS), в ответ на которые он мобилизует защитные механизмы, «запасы надежности живого организма» и противодействует патологическому процессу (Т.В. Варенова). Когда оптимальный результат достигнут, мобилизация защитных механизмов прекращается. Нарушение оказывает на развитие ребенка двойственное влияние: с одной стороны, оно затрудняет нормальное протекание деятельности организма, с другой - служит усиленному развитию других функций, которые могли бы компенсировать недостаток. Это обстоятельство подчеркивал Л.С. Выготский, говоря: «Минус дефекта превращается в плюс компенсации». Компенсаторные механизмы зависят от характера нарушения, времени и степени повреждения функции, ряда психологических факторов (осознание нарушения, установка на компенсацию и др.), а также своевременности оказания квалифицированной помощи. Без способности высшей нервной деятельности (ВНД) к мобилизации своих резервных возможностей эффективная педагогическая работа затруднена и чем эффективнее коррекционно-развивающая; деятельность, тем стабильнее закрепляются новые условные связи в центральной нервной системе (ЦНС). Компенсация, как указывает Л.С. Выготский, может быть биологической и социальной. Сложившиеся компенсаторные процессы не носят абсолютного (устойчивого) характера, поэтому при неблагоприятных условиях (чрезмерные нагрузки, стрессы, болезни, сезонные ухудшения состояния организма, резкое прекращение учебно-тренировочных занятий и др.) они могут распадаться. В таких случаях наблюдается i декомпенсация, т.е. рецидив (повторение, возврат) функциональ--■" ных нарушений. Этот феномен психики необходимо учитывать в * педагогическом взаимодействии. При явлениях декомпенсации отмечаются серьезные нарушения умственной работоспособности, снижение темпа развития, изменение отношений к деятельности, людям. От явлений компенсации следует отличать феномен псевдокомпенсации, т.е. мнимые, ложные приспособления, вредные образования, возникающие в результате реакции человека на тс или иные нежелательные проявления к нему со стороны окружающих людей (вызывающее поведение ребенка при невозможности привлечь к себе внимание другими способами). Коррекция и компенсация тесно связаны с реабилитацией (восстановление), которая включает меры по обеспечению и (или) восстановлению функций, компенсации их утраты или отсутствия, снятию функциональных ограничений. В документах ООН термин «реабилитация» означает «процесс, имеющий целью помочь инвалидам достигнуть оптимального физического, интеллектуального, психического и (или) социального уровня деятельности и поддерживать его, предоставив тем самым средства для изменения их жизни и расширения рамок независимости». Основным принципом работы всех специальных образовательных учреждений является коррекционная направленность обучения. Помимо рассмотренных понятий, составляющих основу категориального аппарата научного поля дефектологии, закон «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специ-
альном образовании)» определяет ряд терминов, которые используются в обозначении различных явлений. Среди них: • специальное образование - процесс обучения и воспитания лиц • лицо с особенностями психофизического развития - лицо, име • ребенок с особенностями психофизического развития - лицо с • физическое и (или) психическое нарушения - отклонения от • множественные физические и (или) психические нарушения - • тяжелые физические и (или) психические нарушения - физиче • ранняя комплексная помощь - система мер, включающая вы • психолого-медико-педагогическое обследование — изучение с ис з"
• специальные условия для получения образования - условия обу • учреждение образования общего типа - учреждение образова • специальное учреждение образования - учреждение образова • обучение на дому — организация специального образования, Таким образом, становится очемидпым, что дефектология имеет специфический категориальный аппарат, отражающий основные процессы и явления научного ноля. Вопросы и задания для самопроверки 1.4см вызвана дискуссия по поводу нецелесообразности использования понятия «дефектология >>? 2. Назовите основные предметные области дефектологии и их содержание. 3. Каковы цели и задачи дефектологической пауки? 4. Назовите основные социокультурные концепции дефектологии и рас 5. Перечислите основные категории дефектологии и раскройте сущность 6. Проведите сравнение процессов коррекции и компенсации, сформулиро 7. В чем принципиальное различие процессов псевдокомпенсации и деком 8. По каким признакам семья может быть отнесена к группе «повышенного
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 4816; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.28.97 (0.009 с.) |