Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нарушения структурно-семантическогоСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
оформления высказывания -е- •е- < Рис. 2.1. Классификация речевых нарушений 139 Исследователи отмечают, что наличие речевого дефекта у заикающихся сказывается на процессе общения в целом, причем собственно речевое нарушение порой значительно меньше, чем психологическое. Изучение особенностей отношения к нарушению речевой деятельности в семьях заикающихся выявило различные виды дисгармонии (Н.Л. Карпова и др.): 1) отношение к заикающемуся как к неполноценному; 2) преувеличение; значимости нарушения, излишняя фиксация 3) преуменьшение значимости нарушения (родители считают, 4) «требовательная» форма отношений в семье - акцент на до К нарушениям звукопроизношения относят дислалию, рино-лалию и дизартрию. Нарушения звукопроизношения могут проявляться в несформированности фонетической системы родного языка (пропускают, искажают, заменяют разное количество звуков всех фонетических групп). Причинами таких расстройств могут быть дефекты строения и нарушения подвижности артикуляционного аппарата, нарушения фонематического восприятия (ребенок не слышит звуков речи в их последовательности в словах — какой звук первый, последний и т.д.; не различает (не дифференцирует) близкие по звучанию фонемы: шипящие - свистящие, твердые -мягкие, глухие - звонкие звуки и др.). Неправильное звукопроизношение может быть связано с неправильной речью окружающих - ребенок говорит плохо, подражая речи взрослых, следствием педагогической запущенности, отсутствия внимания к развитию речи ребенка, а также проявлением какого-то органического нарушения, поражения ЦНС. Как отмечают исследователи, нарушения звукопроизношения могут быть разной степени сложности: простыми, если нарушены один или несколько звуков из одной фонетической группы, и сложными, когда нарушены звуки разных фонетических групп. Дислалия - нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и сохранной иннервации (обеспеченности) речевого аппарата. Дислалия может проявляться в виде отсутствии, искажения или замены звуков. В систематике дислалий принято выделять такие се виды: 1) механическая (органическая) дислалия связана с нарушением 2) функциональная дислалия связана с неправильным речевым Самыми распространенными звуками-заменителями для сложных по произношению согласных являются: Л: Й — ЛЪ (лампа: йампа - лямпа); Р: Й - ЛЬ - Л (рыба: йиба - либа - лыба); С: ТЬ - СЬ - Ц (санки: тянки - сянки - панки); Ш: ТЬ - СЬ - С (шуба: тюба - сюба - суба); Ц: ТЬ - СЬ (цапля: тяпля - сяпля). Примерными сроками окончательного усвоения детьми гласных г И согласных звуков можно считать следующие возрастные периоды • (табл. 2.4). Таблица 2.4 Примерные сроки формирования у детей гласных и согласных звуков
В раннем возрасте (до 3-5 лет) у детей могут быть и такие собенности в произношении звуков речи, которые уже с самою яачала нельзя относить к «возрастному косноязычию» («хлмша-
ющее» произношение некоторых звуков (иногда даже с заметным раздуванием щек), что придает звукам какой-то необычный и неприятный для слуха оттенок; межзубное произношение звуков (чаще всего свистящих и шипящих)). Эти особенности не пройдут с возрастом, и поэтому нужно как можно раньше обратиться к специалистам. Необходимым условием для своевременного исчезновения «возрастного косноязычия» является правильная, отчетливая и неторопливая речь окружающих ребенка взрослых людей (образец для подражания). В случае отсутствия такого образца резко затрудняется или даже становится невозможным усвоение ребенком правильной артикуляции звуков (формируется «семейная картавость», которую ребенок усваивает, подражая родителям). С этой точки зрения и длительное пребывание ребенка среди неправильно говорящих сверстников нежелательно, поскольку в этом случае также отсутствует образец правильного произношения. Недопустимо «сюсюканье» взрослых с ребенком («Да ты мой дологой, холосый!») - ребенок лишается не только правильного образца для подражания, но даже и стимула для улучшения своего звукопроизношения: ведь взрослым нравится его речь и они сами подражают ей. Логопедическую работу в таких случаях надо начинать как можно раньше, чтобы по возможности раньше устранить имеющиеся недочеты. Риноналия - нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими изменениями в строении речевого аппарата. Анатомический дефект проявляется в виде открытой либо прикрытой расщелины между носовой и ротовой полостью - на верхней губе, десне, твердом и мягком нёбе. Причиной врожденных несращений может быть влияние на эмбрион на раннем этапе внутриутробного развития различных внешних и внутренних факторов (заболевания матери, применение гормональных препаратов, дефицит отдельных микроэлементов в организме матери, наследственный фактор). В речевом развитии у ребенка с ринолалией отмечается обедненность лепета, грубые нарушения звукопроизношения, носовой оттенок голоса, изменено место артикуляции большинства звуков. Дизартрия - нарушение произносительной и мелодико-иптопациониой стороны речи, обусловленное недостаточной ин-перманпей речевого аппарата. Причинами дизартрии являются органические поражения центральной нервной системы в результате воздействия неблагоприятных факторов на развивающийся мозг ребенка во внутриутробном и раннем периоде развития. Как отмечают исследователи, основными проявлениями дизартрии являются расстройство артикуляции звуков, нарушения голосообразования, изменения темпа речи, ритма и интонации. Вторую подгруппу нарушений устной речи составляют нарушения структурно-семантического оформления высказывания. Сюда относят два речевых нарушения: алалию и афазию. Алалия - отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга. Общими характерными особенностями речевой деятельности при алалии являются: позднее появление речи; ее замедленное развитие; значительное ограничение словаря. Алалия может проявляться как нарушение произносительной стороны - экспрессивная форма, а также как нарушение понимания речевого высказывания — импрессивиая алалия. Основные характерные особенности обеих форм отражены в табл. 2.5. Таблица 2.5 Формы алалии
При алалии нарушается процесс актуализации нужного слова по его звуковым, семантическим, ритмическим и морфологическим признакам. При этом наиболее трудными для актуализации являются слова, выражающие обобщенные и абстрактные понятия. Без специального коррекционного воздействия речь не формируется. Дети с алалией (особенно моторной) характеризуются крайне низкой речевой активностью. Степень овладения речью зависит от тяжести нарушения. Афазия - полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. Афазия проявляется в различных формах, в основе выделения которых лежит нарушение понимания речи или ее производства. Проведенные исследования констатируют, что афазия может иызывать нарушения поведения, проявляющиеся в агрессии, конфликтности, раздражительности. К нарушениям письменной речи относятся дисграфия и дислексия. Дисграфия (аграфия) - частичное (полное) специфическое нарушение процессов письма. Дисграфия проявляется в виде стойко повторяющихся ошибок письма. Для систематизации нарушений письменной речи используют классификацию, предложенную Р. И. Лалаевой, в соответствии с которой выделяют такие виды дисграфий: артикуляционно-акустическую, нарушение фонемного (звукового) распознавания, нарушение анализа и синтеза письменной речи, аграмматическую, оптическую. Исследования М.В. Сиротюк подтверждают необходимость выделения так называемой смешанной дисграфии, при которой имеет место сочетание различных видов: нарушение фонемного распознавания с нарушением анализа и синтеза письменной речи, нарушение анализа и синтеза с оптической дисграфией, нарушение фонемного распознавания с оптической формой. Среди типичных ошибок письма при дисграфии выделяют: • смешение и замену букв (замены букв, которые соответствуют • искажение звуко-слоговой структуры слова; • нарушения слитности написания отдельных слов в предложе с последующим словом («надерево»); к раздельному написанию частей слова, чаще приставки и корня («и дут»)); • аграмматизмы (нарушаются грамматические связи между сло • смешение букв по оптическому сходству (замена и искажения Согласно многочисленным литературным источникам дисграфия почти в«два раза чаще встречается у мальчиков, чем у девочек (особенно аграмматическая). При этом аграммагическая и оптическая формы дисграфии одинаково часто встречаются у детей как в возрасте 7-10 лет, так и в возрасте 11-14 лет. Дислексия (алексия) - частичное (полное) нарушение процессов чтения. Дислексия проявляется в виде многочисленных повторяющихся ошибок (замены, перестановки, пропуски букв и т.п.), имеющих стойкий характер. Типичными ошибками при дислексии являются: • дети путают буквы, которые обозначают сходные но акустико- • не могут запомнить буквы и сопоставить их с соответствующи • читают механически, без понимания смысла; • допускают большое количество грамматических ошибок при • смешивают сходные по начертанию буквы. пытывают трудности в обучении, чем девочки, и у них чаще имеют I место проявления дислексии. Среди основных психологических механизмов нарушения чте-| ния исследователи выделяют: • несформированность зрительного анализа и синтеза; • недостаточность пространственных представлений; • нарушения фонематического восприятия; • нарушения фонематического анализа и синтеза; • недоразвитие лексико-грамматического строя речи. Таким образом, основным симптомом дисграфии и дислексии ■вляется наличие стойких специфических ошибок, возникновение "вторых не связано ни со снижением интеллектуального развития, ИИ с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с нерегулярностью школьного обучения. Дислексия и дисграфия обычно встречайся в сочетании. В основу психолого-педагогической классификации, разработанной Р.Е. Левиной, положен анализ нарушений языковых средств общения (компонентов речи). Автор классификации выделяет несколько групп речевых нарушений. 1. Нарушение средств общения. Фоиегпико-фоиематическое недоразвитие речи (ФФН) - нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей вследствие дефектов восприятия и произношения з пуков. Характерными особенностями речи при ФФН являются: • неправильное произношение отдельных звуков, одной или не • недостаточное фонематическое восприятие нарушенных зву • затрудненность восприятия акустической и артикуляционной • отсутствие звука, замена одного звука другим, смешение зву • нарушение формирования фонематического анализа и синте • значительные трудности при обучении письму и чтению. Общее недоразвитие речи (ОИР) - сложные речевые расстройства (нарушение формирования всех компонентов речевой системы). Общее недоразвитие речи рассматривается в двух аспектах: как Основными признаками ОНР в дошкольном возрасте являются: • позднее начало развития речи, замедленный темп речевого раз- ограниченный, не соответствующий возрасту, словарный за- пас; нарушение формирования грамматического строя речи; нарушение звукопроизношения и фонематического восприя- тип. М.taniiciiMocTH от сформированости речи Р.Е. Левина предлагает iii.i/NviMTi, уронпи речевого развития при ОНР (табл. 2.6). Таблица 2.6
|
||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 2231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.195.146 (0.015 с.) |