Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нарушения структурно-семантического

Поиск

оформления высказывания

-е-

•е-

<

Рис. 2.1. Классификация речевых нарушений 139


Исследователи отмечают, что наличие речевого дефекта у заи­кающихся сказывается на процессе общения в целом, причем соб­ственно речевое нарушение порой значительно меньше, чем психо­логическое.

Изучение особенностей отношения к нарушению речевой дея­тельности в семьях заикающихся выявило различные виды дисгар­монии (Н.Л. Карпова и др.):

1) отношение к заикающемуся как к неполноценному;

2) преувеличение; значимости нарушения, излишняя фиксация
на нем, сверхзаботливое отношение к ребенку (независимо от воз­
раста), гиперонека;

3) преуменьшение значимости нарушения (родители считают,
что дефект можно быстро устранить, если повысить требователь­
ность, заставить ребенка более эффективно «работать над собой»;
это увеличивает тревожность ребенка, его неуверенность в себе и в
еще большей степени блокирует развитие речевой функции);

4) «требовательная» форма отношений в семье - акцент на до­
стижении ребенком успеха, что ведет к повышенному напряжению
и как следствие этого - «уходу в заикание» в качестве оправдания
своих неудач.

К нарушениям звукопроизношения относят дислалию, рино-лалию и дизартрию. Нарушения звукопроизношения могут про­являться в несформированности фонетической системы родного языка (пропускают, искажают, заменяют разное количество звуков всех фонетических групп). Причинами таких расстройств могут быть дефекты строения и нарушения подвижности артикуляцион­ного аппарата, нарушения фонематического восприятия (ребенок не слышит звуков речи в их последовательности в словах — какой звук первый, последний и т.д.; не различает (не дифференцирует) близкие по звучанию фонемы: шипящие - свистящие, твердые -мягкие, глухие - звонкие звуки и др.).

Неправильное звукопроизношение может быть связано с не­правильной речью окружающих - ребенок говорит плохо, подра­жая речи взрослых, следствием педагогической запущенности, от­сутствия внимания к развитию речи ребенка, а также проявлением какого-то органического нарушения, поражения ЦНС.

Как отмечают исследователи, нарушения звукопроизношения могут быть разной степени сложности: простыми, если нарушены один или несколько звуков из одной фонетической группы, и слож­ными, когда нарушены звуки разных фонетических групп.


Дислалия - нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и сохранной иннервации (обеспеченности) ре­чевого аппарата. Дислалия может проявляться в виде отсутствии, искажения или замены звуков.

В систематике дислалий принято выделять такие се виды:

1) механическая (органическая) дислалия связана с нарушением
строения артикуляционного аппарата: неправильный прикус, не­
правильное строение зубов, неправильное строение твердого нёба,
аномально большой или маленький язык, короткая уздечка языка;

2) функциональная дислалия связана с неправильным речевым
воспитанием ребенка в семье («сюсюканьем», использованием
«нянькиного языка» при общении взрослых с ребенком); непра­
вильным звукопроизношением взрослых в ближайшем окружении
ребенка; педагогической запущенностью, незрелостью фонематиче­
ского восприятия; у детей, которые в раннем дошкольном возрас­
те овладевают сразу двумя языками, при этом может наблюдаться
смешение звуков речи двух языковых систем.

Самыми распространенными звуками-заменителями для слож­ных по произношению согласных являются:

Л: Й — ЛЪ (лампа: йампа - лямпа);

Р: Й - ЛЬ - Л (рыба: йиба - либа - лыба);

С: ТЬ - СЬ - Ц (санки: тянки - сянки - панки);

Ш: ТЬ - СЬ - С (шуба: тюба - сюба - суба);

Ц: ТЬ - СЬ (цапля: тяпля - сяпля).

Примерными сроками окончательного усвоения детьми гласных г И согласных звуков можно считать следующие возрастные периоды • (табл. 2.4).

Таблица 2.4

Примерные сроки формирования у детей гласных и согласных звуков

 

Возраст появления звуков (в годах) 1-2 2-3 3-5 5-6
Звуки АОЭ ПБМ ИЫУ ФВТДН кгхй езц IIIЖ Ч Щ Л Р

В раннем возрасте (до 3-5 лет) у детей могут быть и такие

собенности в произношении звуков речи, которые уже с самою

яачала нельзя относить к «возрастному косноязычию» («хлмша-


 




ющее» произношение некоторых звуков (иногда даже с заметным раздуванием щек), что придает звукам какой-то необычный и не­приятный для слуха оттенок; межзубное произношение звуков (чаще всего свистящих и шипящих)). Эти особенности не пройдут с возрастом, и поэтому нужно как можно раньше обратиться к спе­циалистам.

Необходимым условием для своевременного исчезновения «возрастного косноязычия» является правильная, отчетливая и неторопливая речь окружающих ребенка взрослых людей (обра­зец для подражания). В случае отсутствия такого образца резко затрудняется или даже становится невозможным усвоение ребен­ком правильной артикуляции звуков (формируется «семейная картавость», которую ребенок усваивает, подражая родителям). С этой точки зрения и длительное пребывание ребенка среди не­правильно говорящих сверстников нежелательно, поскольку в этом случае также отсутствует образец правильного произноше­ния. Недопустимо «сюсюканье» взрослых с ребенком («Да ты мой дологой, холосый!») - ребенок лишается не только правильного образца для подражания, но даже и стимула для улучшения своего звукопроизношения: ведь взрослым нравится его речь и они сами подражают ей.

Логопедическую работу в таких случаях надо начинать как мож­но раньше, чтобы по возможности раньше устранить имеющиеся недочеты.

Риноналия - нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими изменениями в строе­нии речевого аппарата.

Анатомический дефект проявляется в виде открытой либо при­крытой расщелины между носовой и ротовой полостью - на верх­ней губе, десне, твердом и мягком нёбе.

Причиной врожденных несращений может быть влияние на эмбрион на раннем этапе внутриутробного развития различных внешних и внутренних факторов (заболевания матери, применение гормональных препаратов, дефицит отдельных микроэлементов в организме матери, наследственный фактор). В речевом развитии у ребенка с ринолалией отмечается обедненность лепета, грубые на­рушения звукопроизношения, носовой оттенок голоса, изменено место артикуляции большинства звуков.

Дизартрия - нарушение произносительной и мелодико-иптопациониой стороны речи, обусловленное недостаточной ин-перманпей речевого аппарата.


Причинами дизартрии являются органические поражения цен­тральной нервной системы в результате воздействия неблагоприят­ных факторов на развивающийся мозг ребенка во внутриутробном и раннем периоде развития. Как отмечают исследователи, основны­ми проявлениями дизартрии являются расстройство артикуляции звуков, нарушения голосообразования, изменения темпа речи, рит­ма и интонации.

Вторую подгруппу нарушений устной речи составляют нару­шения структурно-семантического оформления высказывания. Сюда относят два речевых нарушения: алалию и афазию.

Алалия - отсутствие или недоразвитие речи вследствие органи­ческого поражения речевых зон коры головного мозга.

Общими характерными особенностями речевой деятельности при алалии являются: позднее появление речи; ее замедленное раз­витие; значительное ограничение словаря.

Алалия может проявляться как нарушение произносительной стороны - экспрессивная форма, а также как нарушение понимания речевого высказывания — импрессивиая алалия. Основные харак­терные особенности обеих форм отражены в табл. 2.5.

Таблица 2.5

Формы алалии

 

Форма алалии Основные характерные проявления
Экспрес­сивная (моторная) Формируется зиуковой образ слова Упрощается слоговая структура слов, пропуски, переста­новки и замены звуков, слогов, слов во фразе Страдает усвоение грамматических структур языка Нарушается речевое развитие - от полного отсутствия устной речи до реализации связных высказываний с разнообразными ошибками Понимают обиходную речь, адекватно реагируют па обра­щение только в рамках конкретной ситуации
Имнрес-сивная (сенсорная) Нарушается восприятие и понимание речи (при полноцен­ном слухе) Не формируется фонематическое восприятие - основной сим­птом (от полного неразличения речевых звуков до затруд­ненного восприятия устной речи па слух) Нарушается понимание речи Повышается чувствительность к звуковым раздражителям Формируется эхолалия (повторение услышанных слон или ко­ротких фраз без осмысления)

 




При алалии нарушается процесс актуализации нужного слова по его звуковым, семантическим, ритмическим и морфологическим признакам. При этом наиболее трудными для актуализации явля­ются слова, выражающие обобщенные и абстрактные понятия. Без специального коррекционного воздействия речь не формируется.

Дети с алалией (особенно моторной) характеризуются крайне низкой речевой активностью. Степень овладения речью зависит от тяжести нарушения.

Афазия - полная или частичная утрата речи, обусловленная ло­кальными поражениями головного мозга.

Афазия проявляется в различных формах, в основе выделения которых лежит нарушение понимания речи или ее производства.

Проведенные исследования констатируют, что афазия может иызывать нарушения поведения, проявляющиеся в агрессии, кон­фликтности, раздражительности.

К нарушениям письменной речи относятся дисграфия и дис­лексия.

Дисграфия (аграфия) - частичное (полное) специфическое на­рушение процессов письма. Дисграфия проявляется в виде стойко повторяющихся ошибок письма.

Для систематизации нарушений письменной речи использу­ют классификацию, предложенную Р. И. Лалаевой, в соответствии с которой выделяют такие виды дисграфий: артикуляционно-акустическую, нарушение фонемного (звукового) распознавания, нарушение анализа и синтеза письменной речи, аграмматическую, оптическую. Исследования М.В. Сиротюк подтверждают необходи­мость выделения так называемой смешанной дисграфии, при кото­рой имеет место сочетание различных видов: нарушение фонемного распознавания с нарушением анализа и синтеза письменной речи, нарушение анализа и синтеза с оптической дисграфией, нарушение фонемного распознавания с оптической формой.

Среди типичных ошибок письма при дисграфии выделяют:

• смешение и замену букв (замены букв, которые соответствуют
заменам звуков в устной речи ребенка, или замена и смешения букв,
которые обозначают звуки, различающиеся тонкими акустико-
артикуляционными признаками (свистящие и шипящие, звонкие и
глухие));

• искажение звуко-слоговой структуры слова;

• нарушения слитности написания отдельных слов в предложе­
нии -- разрыв слова на части, слитное написание слов (не вычленя­
ют и рсченом потоке устойчивые речевые единицы и их элементы,
что иедст к слитному написанию смежных слов, предлогов и союзом


с последующим словом («надерево»); к раздельному написанию час­тей слова, чаще приставки и корня («и дут»));

• аграмматизмы (нарушаются грамматические связи между сло­
вами, а также смысловые связи между предложениями);

• смешение букв по оптическому сходству (замена и искажения
сходных по начертанию букв (д-б, т-ш, и-ш, п-г, х-ж, л-м), непра­
вильное расположение элементов букв и т.п.).

Согласно многочисленным литературным источникам дисгра­фия почти в«два раза чаще встречается у мальчиков, чем у девочек (особенно аграмматическая). При этом аграммагическая и оптиче­ская формы дисграфии одинаково часто встречаются у детей как в возрасте 7-10 лет, так и в возрасте 11-14 лет.

Дислексия (алексия) - частичное (полное) нарушение процес­сов чтения. Дислексия проявляется в виде многочисленных повто­ряющихся ошибок (замены, перестановки, пропуски букв и т.п.), имеющих стойкий характер. Типичными ошибками при дислексии являются:

• дети путают буквы, которые обозначают сходные но акустико-
артиркуляционным параметрам звуки;

• не могут запомнить буквы и сопоставить их с соответствующи­
ми звуками;

• читают механически, без понимания смысла;

• допускают большое количество грамматических ошибок при
чтении предложений;

• смешивают сходные по начертанию буквы.
Проведенные исследования показывают, что мальчики чаще ис-

пытывают трудности в обучении, чем девочки, и у них чаще имеют I место проявления дислексии.

Среди основных психологических механизмов нарушения чте-| ния исследователи выделяют:

• несформированность зрительного анализа и синтеза;

• недостаточность пространственных представлений;

• нарушения фонематического восприятия;

• нарушения фонематического анализа и синтеза;

• недоразвитие лексико-грамматического строя речи.

Таким образом, основным симптомом дисграфии и дислексии ■вляется наличие стойких специфических ошибок, возникновение "вторых не связано ни со снижением интеллектуального развития, ИИ с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с нерегулярно­стью школьного обучения. Дислексия и дисграфия обычно встреча­йся в сочетании.


В основу психолого-педагогической классификации, разрабо­танной Р.Е. Левиной, положен анализ нарушений языковых средств общения (компонентов речи). Автор классификации выделяет не­сколько групп речевых нарушений.

1. Нарушение средств общения.

Фоиегпико-фоиематическое недоразвитие речи (ФФН) - нару­шение процессов формирования произносительной системы родно­го языка у детей вследствие дефектов восприятия и произношения з пуков.

Характерными особенностями речи при ФФН являются:

• неправильное произношение отдельных звуков, одной или не­
скольких групп звуков;

• недостаточное фонематическое восприятие нарушенных зву­
ков;

• затрудненность восприятия акустической и артикуляционной
разницы между оппозиционными фонемами;

• отсутствие звука, замена одного звука другим, смешение зву­
ков в устной речи;

• нарушение формирования фонематического анализа и синте­
за;

• значительные трудности при обучении письму и чтению.

Общее недоразвитие речи (ОИР) - сложные речевые расстрой­ства (нарушение формирования всех компонентов речевой систе­мы).

Общее недоразвитие речи рассматривается в двух аспектах: как
собирательный термин для обозначения общих признаков недо­
развития всех компонентов речевой системы, которые имеют ме­
сто при дизартрии, ринолалии, алалии, детской афазии, и как са­
мостоятельная форма расстройства речи (неосложненный вариант
ОНР). щ

Основными признаками ОНР в дошкольном возрасте являются:

• позднее начало развития речи, замедленный темп речевого раз-
пития;

ограниченный, не соответствующий возрасту, словарный за-

пас;

нарушение формирования грамматического строя речи; нарушение звукопроизношения и фонематического восприя-

тип.

М.taniiciiMocTH от сформированости речи Р.Е. Левина предлагает iii.i/NviMTi, уронпи речевого развития при ОНР (табл. 2.6).


Таблица 2.6



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 2231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.195.146 (0.015 с.)