Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В психическом и личностном развитии ребенкаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1.2.1. Общая характеристика понятий «норма», «нормальное психическое развитие» Норма (.мат. поппа) - установленная мера, средняя величина чет либо. Но мнению ряда исследователей, норма предполагает такое соме iапис личности и социума, когда личность «бесконфликтно и продуктивно выполняет ведущую деятельность, удовлетворяет сноп основные потребности, отвечая при этом требованиям социума соотнетственно ее возрасту, полу, психосоциальному развитию» < М.11. Трофимова, СП. Дуванова и др.). В литературе выделяют несколько значений этого понятия: • среднестатистическая норма - уровень психосоциального • функциональная норма - индивидуальная норма развития. Проблема нормы и ее вариантов является одной из самых сложных в современной психологической науке. Она включает в себя такие вопросы, как: норма реакции (моторной, сенсорной), норма когнитивных функций (восприятия, памяти, мышления и др.), норма регуляции, эмоциональная норма, норма личности, вопросы по-лоных и возрастных различий. М.М. Семаго отмечает, что понятие «норма» должно быть соотнесено не только с «уровнем психологического и социального раз-шпия ребенка в конкретные периоды его взросления, но и с тре-бонапиями, которые окружающий ребенка социум предъявляет к нему». Автор в качестве критериев нормы предлагает использовать ряд позиций. 1. Социально-психологический норматив (СПН) - система исторически детерминированных требований (правила, нормы, предписания идеальная модель требований общества к личности), которые общество предъявляет к психическому и личностному развитию каждого из его членов.
2. Функциональная норма - индивидуальная норма разви 3. Идеальная норма - «программа развития» ребенка в идеаль 4. Типологический норматив - совокупность наиболее частот Для оценки психического развития исследователи предлагают использовать систему «базовых составляющих психического развития», которая условно включает самостоятельные подструктуры: произвольность психической активности, пространственные представления, аффективная регуляция (М.М. Семаго, Ы.Я. Семаго). Понятие нормы относительно: его содержание зависит от социума, культурных, этнических, религиозных, этических традиций и существенно меняется со временем. С позиций психолого-педагогического знания в качестве критериев нормы могут выступать понятия: • предметная норма - знания, умения и действия, необходимые • социально-возрастная норма - показатели интеллектуального • индивидуальная норма - индивидуальные особенности разви Нормальным развитием, по мнению Томаса Вейса, считается относительно гармоничное равновесие между многими возможными разнообразными отклонениями и неправильным формированием, что свойственно любому развитию. Среди условий, определяющих возможности нормального развития ребенка, исследователи выделяют как биологические, так и социальные. Так, среди основных условий нормального развития ребенка Г.М. Дульнев и А.Р. Лурия называют следующие показатели: 1) нормальную работу головного мозга и его коры; 2) нормальное физическое развитие ребенка и связанное с ним 3) сохранение органон чувств, которые обеспечивают нормальную спяль ребенка с инеишим миром; А) систематичное! i> и последовательность обучения ребенка в семье, и детском саду и и общеобразовательной школе. Исследовании J\. Пожар показали, что развитие ребенка будет считаться нормальным при следующих условиях: • уровень его развития соответствует уровню развития боль- • ребенок развивается в соответствии с его собственным общим • ребенок развивается в соответствии с требованиями обще Многочисленные исследования в области психологии выявили наиболее общие закономерности развития психики в норме: • неравномерность психического развития; • цикличность развития; • пластичность нервной системы; • развитие отдельных психических функций на базе сформиро- • соотношение биологических и социальных факторов в процес Л.С. Выготский понимал психическое развитие как процесс качественных преобразований (кризисов), периодической ломки старых, отживших структур и формирования новых: «Только внутренние изменения самого развития, только переломы и повороты и его течении могут дать надежное основание для определения главных:)нох построения личности ребенка, которые мы называем возрастом». И периодизации психического развития ребенка в качестве оснонпого выступает понятие критический возраст (чем ярче, острее, энергичнее протекает кризис, тем продуктивнее идет процесс формирования личности): кризис новорожденное™, кризис одного года, кризис трех лет, кризис семи лет, кризис тринадцати лет, кризис семнадцати лет. «...К началу каждого возрастного пе- риода складывается совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной... Выяснив социальную ситуацию развития, сложившуюся к началу какого-то возраста и определяемую отношениями между ребенком и средой, мы вслед за этим должны выяснить, как из жизни ребенка в этой социальной ситуации необходимо возникают и развиваются новообразования, свойственные данному возрасту». Понятие психологической нормы раскрывается и через особенности ведущей для данного возраста деятельности - это деятельность, которая обусловливает главнейшие изменения в психологических особенностях ребенка в данном периоде его развития (А.Н. Леонтьев). Строгого научного определения понятия «норма личности» не существует. Между нормальным типом поведения и патологическим (болезненным) находится огромное количество переходных форм. В компетенцию педагога входят коррекция и развитие отклоняющихся от нормы проявлений, состояний, форм поведения здорового ребенка. В психологической литературе такие нарушения иногда называют факторами риска - общее название условий и особенностей образа жизни, а также врожденных или приобретенных свойств организма, которые повышают вероятность возникновения у индивидуума болезни (не будучи ее причиной) или способны неблагоприятно влиять на течение и прогноз имеющегося заболевания. В дошкольном возрасте факторами риска названы следующие особенности поведения ребенка: • выраженная психомоторная расторможенность, трудности вы • склонность ребенка к «космической» лжи - приукрашиванию • инфантильные эмоциональные проявления с двигательными • импульсивность поведения, эмоциональная заражаемость, • прямое неподчинение и негативизм с озлобленностью, агрессией и отпет па наказания, замечания, запреты, побеги как реакции отпетого протеста и др. (Г.С. Абрамова). Понятие нормального развития предполагает сформированную готовность к реализации учебной деятельности, включающей несколько аенсктои: физический, физиологический и психологический. Психологический аспект готовности к обучению подразумевает сформпрованность определенного уровня следующих показателей (Т.Л. Власова, В.И. Лубовский, Н.А. Цыпина): 1) знаний и представлений об окружающем мире; 2) умственных операций, действий и навыков; 'А) речевого развития, предполагающего владение довольно обширным словарем, основами грамматического строя речи, связным высказыванием и элементами монологической речи; -1) познавательной активности, проявляющейся в соответствующих интересах и мотивации; 5) регуляции поведения. Понятие «отклоняющееся развитие» в специальной литературе определяется как «отклонение формирования всей иерархической структуры психического развития или ее отдельных составляющих (психических функций, функциональных систем) за пределы социально-психологического норматива, определяемого для конкретной образовательной, социокультурной, этнической ситуации, вне зависимости от знака этого изменения (опережение или запаздывание)» (М.М. Семаго, Н.Я. Семаго). По мнению авторов, ценность и суть понятия «отклоняющееся развитие» состоит в том, что его необходимо рассматривать только в ситуации «отклонения относительно чего-либо», т.е. в сравнительной динамике изменений, связанных с развитием и в сравнении с динамикой развития норматива. Любые варианты условно нормативного или отклоняющегося развития характеризуются определенной структурой сформиро-наниости базовых составляющих психической деятельности (произвольность психической активности, пространственные представления, аффективная регуляция). Говоря об отклонениях от нормального развития, следует помнить об уникальности и неповторимости личности каждого ребенка, а также учитывать, насколько отклонение от нормы нарушает развитие. Психическое развитие ребенка с ОПФР, подчиняясь тем же законам и закономерностям, что и развитие его нормально развиваю- щегося сверстника, имеет качественное своеобразие в каждом возрастном периоде. Это означает, что для каждого периода следует учитывать не только продолжительность, по и качественную специфику. Значимым является понимание того, что вопрос об особенностях психофизического развития может рассматриваться только в контексте знаний о параметрах психических процессов, структуре сформированное™ базовых составляющих психического развития в норме.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 925; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.18.238 (0.012 с.) |