Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основы психологической помощи семье ребёнка-инвалидаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
До недавнего времени основное внимание специалистов-психологов было направлено непосредственно на ребенка-инвалида, при этом семья, в которой воспитывается ребенок с инвалидностью, и ее психологические проблемы зачастую оставались «за скобками». В результате представления родителей детей-инвалидов и многих специалистов о психологической помощи семье чаще всего сводятся к варианту, при котором функции психологической службы понимаются как работа с ребенком или консультирование по проблемам его развития, а помощь специалистов самим родителям рассматривается как малопонятный и малозначимый вид помощи. Например, по результатам проведенного нами исследования потребностей ста пятидесяти московских семей, воспитывающих детей-инвалидов, на актуальность психологической поддержки, адресованной родителям, указывает примерно пятая часть респондентов. Таким образом, в данный момент происходит лишь формирование сознательного запроса родителей на психологическую помощь, адресованную семье. Изначально родители не очень готовы принять психологическую поддержку, и лишь в ходе психолого-педагогической работы, проводимой с их ребенком, начинают понимать, что психолог может оказать содействие и в решении их собственных проблем. Описываемая ситуация во многом обусловлена историей развития психологической помощи, адресованной детям-инвалидам, в нашей стране. Ее научно-методическое и технологическое обеспечение, в основном, базировалось на исследованиях, где предметом изучения выступало развитие проблемного ребенка, а роль матери и близких взрослых признавалась в качестве условия обеспечения стимуляции, физического и психического комфорта, необходимых для его развития и коррекции нарушений. За прошедшее время в подходах к психологическому сопровождению семейного воспитания детей-инвалидов наметились важные изменения. В литературе — как переводной, так и отечественной — появился ряд публикаций, посвященных популяризации системного и социально-экологического подхода в психологической помощи семьям, в том числе семьям, воспитывающим ребенка-инвалида (Вебер Г., 2001; Витакер К., 1998; Левченко И.Ю., Ткачева В.В., 2008; Сатир В., 1999, Черников А.В., 2001 и др.). Во многих центрах появились и стали активно использоваться различные формы домашнего визитирования и семейной психотерапии. Однако считать эти изменения переходом к реализации семейно-центрированной модели психологической помощи и воплощению идей системного семейного подхода преждевременно. По степени возрастания центрации на семье можно выстроить следующий континуум идеологических моделей психологической помощи (Dunst, Johanson, Trivette, and Hambry, 1991): 1. Профессионально-центрированная; 2. Союз с семьей; 3. Семейно-фокусированная; 4. Семейно-центрированная. В профессионально-центрированной модели предлагаемые сервисы ориентированы только на ребенка; в модели союза с семьей в работе с ребенком активно используются ресурсы семьи; в семейно-фокусированной модели потребности семьи будут удовлетворяться в той мере, в которой этого требует развитие ребенка, в семейно-центрированной модели поставленные перед службой цели будут определяться потребностями всей семьи. В обобщенном виде професионально-центрированная, союз с семьей и семейно-фокусированная модели соответствуют дето-центрированной идеологии. В рамках дето-центрированной идеологии основной ценностью является ребенок и его интересы, потребности. Помочь ребенку — значит помочь вырастить из него здорового, эмоционально благополучного, «обучаемого» гражданина. Поэтому объектом психологической диагностики и помощи является ребенок. Оценка ребенка построена на уровне его актуального развития или соответствии ребенка возрастным нормативам. Родители, в свою очередь, как люди, ответственные перед обществом за воспитание ребенка, рассматриваются как способные или не способные удовлетворить многообразные потребности ребенка. В зависимости от уровня развития ребенка специалисты, выступающие в качестве экспертов, дают соответствующие рекомендации родителям. Задачей специалиста является научение родителя удовлетворять все потребности ребенка. Соответственно, технологии помощи направлены на повышение родительской компетентности, также это развивающие занятия с ребенком, центры дневного пребывания и пр. При этом семейная, финансовая, эмоциональная ситуация семьи остается вне поля зрения специалистов. Обычно родители приходят к специалистам за помощью в то учреждение, где специалист ведет прием. В семейно-центрированной идеологии основная ценность — семья как наилучшая среда для развития ребенка. В семье наиболее полно могут реализовываться потребности ребенка на развитие, в семье ребенку предоставляется больше возможностей для доступа к социальным правам. Семья рассматривается как сложная система, члены которой взаимодействуют друг с другом и с окружающим миром. Специалистами признается самоценность семьи и многообразие семейных форм. Рождение ребенка с особыми потребностями оказывает влияние на всех членов семьи, возникает риск ее разрушения. Поэтому клиентом ранней помощи становится вся семья, а целью — ее сохранение. В фокусе ранней помощи оказываются потребности всех членов семьи, обеспечение их доступом к социальным правам. Основными технологиями помощи становятся различные формы домашнего визитирования; доминирует опосредованная помощь: работа со всей семьей, финансовая, медицинская помощь членам семьи, помощь в получении образования, трудоустройстве. Диалог с семьей в оценке их нужд и вариантов помощи меняет динамику взаимодействия специалистов с семьей. Так, семья из инструмента превращается в активного участника помощи, а специалист из эксперта в участника диалога. Оценка семейной ситуации строится на актуальных потребностях семьи и на ее сильных сторонах. Основным местом оказанием помощи является то место, где семья проживает. Оба подхода не без основания подвергаются критике. К пересмотру дето-центрированного подхода привели высокая стоимость содержания закрытых институтов, исследования о вреде внесемейных форм воспитания, появление судебных дел, демонстрирующих, что благополучие, в том числе, стабильность ребенка не были соблюдены в работе социальных сервисов. Критики семейно-центрированного подхода указывают на высокую стоимость сервисов, направленных на семью, трудность в измерении эффективности помощи, а также на отсутствие четкого понимания того, что из себя должна представлять такая помощь. В результате, по мнению критиков семейно-центрированного подхода, при неоправданных затратах средств, дети получают менее эффективную помощь (Turnbull at. all, 2007). Идея изучения моделей с точки зрения континуума семейной центрации создает впечатление, что возможно некое поступательное развитие моделей. Так, профессионально-центрированная модель может быть со временем преобразована в модель союза с семьей, которая, в свою очередь, в дальнейшем разовьется сначала в семейно-фокусированную, а потом и в семейно-центрированную модели. Однако если рассматривать модель помощи как модель определенной идеологии, то идея континуума представляется спорной. Идеология может иметь развитие, но ценности внутри идеологии не могут противоречить друг другу, а ценности первых трех моделей и ценности семейно-центрированной модели часто вступают в противоречие. Например, фокус на потребностях ребенка диктует, чтобы мама была рядом, а акцент на потребностях семьи диктует ее рабочую занятость. К сожалению, в настоящее время многие психологические службы и специалисты-психологи, не удовлетворенные дето-центрированной идеологией, декларируют центрацию на семье при том, что их идеологическая позиция не находит подтверждения в реальной деятельности. Псевдосемейный подход характеризуется смешением ценностей, задач, технологий дето-центрированного и семейно-центрированного подходов. В псевдосемейном подходе декларируемая цель — помощь семье — трансформируется в центрированную на ребенке цель — воспитание ребенка, а потребности всей семьи замещаются потребностями ребенка. На практике это означает, что специалист выясняет все подробности семейной жизни, «вскрывает» семейные проблемы, но при этом использует полученные знания только в качестве информации для объяснения состояний ребенка. Например, ребенок отстает в своем развитии, потому что у мамы была затяжная послеродовая депрессия, и она вместо того, чтобы удовлетворять весь спектр потребностей ребенка, заботилась только о его физиологическом благополучии. В результате находятся виновные, им дается время осознать свою вину и приготовиться к работе. Семьи, испытавшие прессинг «чувством вины» и не готовые под ним работать, могут надолго уйти из психологической службы. Для коллег подобный специалист также представляет определенную трудность, так как, с одной стороны, он навязывает дето-центрированным специалистам свой образ мышления, а с другой стороны, вызывает у специалистов оправданное негодование и раздражение. Для перехода к семейно-центрированной идеологии необходимы соответствующие социокультурные, экономические и организационные условия. Для удовлетворения потребностей семьи с ребенком-инвалидом и реализации ее социальных прав необходимо тесное взаимодействие между специалистами очень разных областей. Круг социальных сервисов и специалистов при таком подходе должен быть очень широким, а согласованность их действий — очень высокой. Отношение к семье как к активному участнику помощи (в противовес исполнителю рекомендаций) требует переосмысления всей технологии и методологии комплексной реабилитации и социальной адаптации. Помимо социальных предпосылок для перехода к новой семейно-центрированной идеологии требуется твердый научный фундамент — трансформация объекта научного исследования в психологии, когда развитие ребенка-инвалида будет рассматриваться только в контексте развития его семьи, то есть в центре изучения окажется семья как целостная система. Такие исследования — дело будущего, и только на их основе станет возможен истинный переход к новой идеологии, исключающий смешение ценностных позиций и псевдопозиционирование. Сформулировать задачи психологической помощи семье, а также критерии качества работы психологов можно лишь на основе непротиворечивой идеологической позиции. В настоящее время система ранней помощисуществует в рамках дето-центрированной идеологии, и при этом находится в движении от профессионально-фокусированной идеологической модели к семейно-фокусированной. Модель союза с семьей и семейно-фокусированную модель на сегодняшний день следует признать адекватными идеологическими моделями для развития психологической помощи семье в рамках системы комплексной реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов, но даже их последовательное воплощение с необходимостью предполагает реализацию мероприятий, направленных на развитие осознания потребностей семьи в поддержке специалистов психолого-педагогического профиля, а также изменение приоритетов профессиональной деятельности специалистов: объектом реабилитационной диагностики и реабилитационного воздействия в методологии психологической помощи становится взаимодействие матери/отца и ребенка-инвалида и детско-родительские отношения, поскольку именно они являются основным фактором полноценного психического развития ребенка. Практически во всех основных психологических школах и направлениях детско-родительские отношения рассматриваются в качестве основного фактора, определяющего психическое развитие ребенка (М.Айнсворт, Л.И.Божович, Дж.Боулби, Э.Берн, Д.В.Винникот, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, М.И.Лисина, О.Кернберг, М.Кляйн, Х.Кохут, М.Малер, З.Фрейд, Р.Шпиц, Д.Б.Эльконин Э.Эриксон и др.). Отечественные и зарубежные исследования развития детейдоказывают, что искажения детско-родительских отношений приводят к различным нарушениям в психическом развитии ребенка — это и эмоционально-поведенческие расстройства, нарушения интеллектуального, моторного и психосоматического развития. В отечественных исследованиях, посвященных изучению развития детей-инвалидов, взаимодействие с близким взрослым рассматривают как основу формирования способов общения, типичных видов деятельности, ведущей деятельности, психологических новообразований, самостоятельности ребенка, личностных качеств, его взаимодействия со сверстниками. Подчеркивается, что развитие взаимодействия начинается с эмоционального контакта и постепенно перерастает в сотрудничество, которое становится необходимым условием развития ребенка. В процессе сотрудничества ребенок усваивает способы приобретения общественного опыта, образцы поведения, овладевает определенными навыками и умениями, совершает мыслительные операции и т.д. (Е.Р. Баенская, Л.А. Головчиц, Е.Л. Гончарова, А.А. Катаева, И.А. Коробейников, Т.В. Николаева, О.С. Никольская, Ю.А. Разенкова, Е.А. Стребелева, Г.В. Чиркина, Н.Д. Шматко и др.). Именно поэтому без активного участия родителей ребенка-инвалида в коррекционно-развивающей работе даже самые качественные коррекционные мероприятия рискуют оказаться малоэффективными. В связи с этим отечественными специалистами проведен ряд экспериментальных исследований, направленных на изучение проблем семейного воспитания детей-инвалидов, разработку типов и форм взаимодействия семьи и системы комплексной реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов. В ходе экспериментальных исследований, посвященных этой проблеме, изучались и изучаются: · педагогические и организационные условия включения родителей, воспитывающих ребенка с психофизическими нарушениями, в реализацию разработанных специалистами индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения, апробировались разнообразные формы взаимодействия семьи и системы коррекционной поддержки (Стребелева Е.А., Мишина Г.А.); · задачи психологического консультирования и помощи семьям в осознании происходящего с их ребенком; в определении позиций родителей по отношению к ребенку; в определении типа семейного воспитания и коррекционной работы по формированию адекватного типа семейного воспитания в случаях его нарушения (Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М., Копыл О.А. и др.); · особенности становления внутренней материнской позиции, формирование родительского (материнского) отношения и образа ребенка у родителей в ситуации рождения и воспитания ребенка с отклонениями в развитии (Айвазян Е.Б., Одинокова Г.Ю., Павлова А.В., Иневаткина С.Е. и др.); · общие и специфические особенности взаимодействия матери (отца) с проблемным ребенком (на примере детей с органическим поражением ЦНС, детей с синдромом Дауна, маловесных, недоношенных детей, детей с нарушениями слуха и зрения). Исследования этой тематики со всей очевидностью продемонстрировали необходимость широкого включения родителей в реабилитационный процесс и подготовили почву для разработки содержания психологической поддержки семьи, воспитывающей проблемного ребенка. Этот пласт отечественных исследований обслуживает идеологию союза с семьей, поскольку нацелен на оказание максимально эффективной помощи ребенку-инвалиду через повышение способности семьи к воспитанию и реабилитации. Результаты этих работ и опыт включения родителей в систему психолого-педагогической помощи показал, что стратегии их поведения и степень активности, напрямую влияющие на эффективность коррекционно-развивающего воздействия, характеризуются большим разнообразием. Это обстоятельство указывает на необходимость всестороннего изучения индивидуально-психологических факторов, обусловливающих различия в поведении родителей во взаимодействии с «особым» ребенком. В последние десятилетия в психологии появились работы, показывающие, что в ситуации рождения и воспитания ребенка-инвалида эмоциональное состояние родителей и детско-родительские отношения претерпевают специфические изменения. При изучении личностных особенностей и эмоциональных состояний матерей, воспитывающих детей с сенсорными, двигательными и интеллектуальными нарушениями, показано, что у большинства матерей актуальное эмоциональное состояние характеризуется тревожностью той или иной степени, а в ряде случаев тревожность и депрессивные тенденции достигают клинического уровня (Гуслова М.Н., Стуре Т.К.,2003; Маллер А.Р., 1995). В исследовании В.В. Ткачевой (1999) рождение больного ребенка, а затем его воспитание, обучение и — в целом — общение с ним рассматривается в качестве патогенно воздействующего психологического фактора, фрустрирующего психику матери. Результаты исследования, объектом которого являлись 55 родителей детей-инвалидов школьного возраста, имеющих сложные множественные дефекты психического и физического развития (среднюю и тяжелую степень умственной отсталости, ДЦП), показали, что у части матерей присутствует постоянный тревожный фон настроения, у части – повышенные черты возбудимости, что проявляется в раздражительности; у части наблюдаются частые смены полярных настроений: то безудержная радость, то глубочайшая депрессия, вызванная незначительным поводом. Помимо личностных особенностей и нарушения эмоционального состояния, исследователи отмечают определенную специфику в родительском отношении к ребенку-инвалиду и характеристиках детско-родительского взаимодействия. Исследователи предполагают, что отношение к тяжело больному ребенку у большинства матерей становится сверхценным: смысл своего существования они видят в опеке над ребенком (Маллер А.Р., 1995). По результатам наблюдений, в семьях, воспитывающих детей с нарушениями психического или физического развития, существуют жесткие ролевые позиции, препятствующие развитию и ребенка, и всех членов семьи. Например, родители считают себя «жертвами» судьбы; «виноватыми», что у них «ненормальный» ребенок; проигравшими борьбу за здоровье ребенка. Их занятость своими переживаниями так велика, что ребенок чувствует себя изолированным (Пронина Н.Н., 1998). По мнению ряда исследователей, отношение к детям у родителей, воспитывающих детей-инвалидов, характеризуется противоречиями, содержание которых описывается по-разному. Во-первых, инфантилизируя и инвалидизируя своих детей, родители требуют от них успехов и достижений. Во-вторых, проявляя к ребенку мягкость и терпение, родители раздражаются по поводу его неумелости и неуспешности (Багдасарьян И.С., 2000). В-третьих, отвергающая или инфантилизирующая оценка ребенка может сочетаться с принимающим и позитивным эмоциональным отношением (Печникова Л.С., 1997; Чарова О.Б., 2008). Ряд исследований посвящен описанию вариативности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка-инвалида и построению типологии воспитательных стратегий по отношению к «особому» ребенку. Обобщая данные этих работ, можно наметить четыре основных типа родительских стратегий. Так, специалисты, занимающиеся данной проблемой[14], выделяют гиперопекающую стратегию в отношениях с ребенком с отклонениями в развитии. Данная стратегия проявляется в том, что родители стремятся оградить своего ребенка от всех проблем и трудностей, некритичны в оценке его возможностей. Ребенок воспринимается как беспомощное существо, которое нуждается в постоянной опеке и защите (Багдасарьян И.С., 2000; Пронина Н.Н., 1998; Ткачева В.В., 2005; Хорош С.М., 1991). Также в семьях детей с отклонениями в развитии зачастую имеет место авторитарно-отвергающий стиль, который проявляется в требовании неукоснительного выполнения всех заданий, упражнений и поручений (Айвазян Е.Б., Одинокова Г.Ю., Павлова А.В., 2005; Багдасарьян И.С., 2000; Ткачева В.В., 2005). Еще одной воспитательной стратегией, обнаруженной в семьях данного типа, является гипопротекция, которая проявляется в увеличении эмоциональной дистанции, холодности в отношениях, эмоциональном отвержении ребенка (Аксенова Л.И., 2001; Багдасарьян И.С., 2000). Обнаружена и такая воспитательная стратегия как сотрудничество. Данный тип родительско-детского взаимодействия характеризуется конструктивной и гибкой формой взаимоответственных отношений родителей и ребенка в совместной деятельности. Ребенок воспринимается как здоровый, но имеющий ряд особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. По сравнению со стратегиями, описанными выше, данная стратегия в семьях, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии, обнаруживается нечасто (Айвазян Е.Б., Одинокова Г.Ю., Павлова А.В., 2005; Хорош С.М., 1991). По результатам проведенных исследований отечественными авторами делается вывод о том, что наличие у ребенка отклонений в развитии или заболеваний, приводящего к инвалидности, в подавляющем большинстве случаев оказывает негативное влияние на личность родителей, их эмоциональное состояние, на особенности отношения и поведения родителей в детско-родительском взаимодействии. И.Ю.Левченко и В.В.Ткачева, подводя итоги представленным в своей книге материалам по психологической диагностике детей с отклонениями в развитии и их родителей, пишут: «В семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, формируются неадекватные межличностные отношения в силу различных причин. Родительская неадекватность в принятии ребенка с отклонениями в развитии, недостаточность в эмоционально-теплых отношениях провоцируют развитие у детей негармоничных форм взаимодействия с социальным окружением и формируют дезадаптивные характерологические черты личности. В качестве доминирующих личностных тенденций у детей выявляются тревожность, агрессивность, отгороженность» (2008, с.72) Западные работы не единогласны во мнении о том, что рождение ребенка с особыми нуждами неизбежно влечет за собой нарушения в функционирования семьи и состоянии ее членов. В руководстве для семей, имеющих «особых» детей, A.P. Turnbull и др. (1993) описывают инвалида в семье как источник счастья, любви, важных жизненных уроков, полноты жизни, гордости и силы. Основная задача этой книги – противостояние распространенному негативному, патологизирующему взгляду на семьи инвалидов (Селигман М., Дарлинг Р.Б., 2007). О благотворном эффекте, который может оказать на семью ребенок-инвалид, сообщается также в работах Featherstone (1980), Marshak &Seligman (1993), Turnbull, Brotherson & Summers (1985). В западных руководствах подчеркивается, что не все семьи нуждаются в изменении, и, если семья не желает терапевтического вмешательства и в нем не нуждается, некоторые терапевтические подходы могут не помочь, а навредить. Согласие с данной точкой зрения позволяет сформулировать принцип, согласно которому психологическая работа с членами семей, воспитывающих детей-инвалидов, должна быть дифференцирована по своему содержанию и методам. Основанием для дифференциации содержания, форм и конкретных методов психологической помощи являются характеристики взаимодействия матери/отца и ребенка-инвалида и детско-родительские отношения, поскольку именно они являются основным фактором полноценного психического развития ребенка.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 405; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.73.107 (0.009 с.) |