Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Списки слов для педагогического обследования слуха школьниковСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Если ребенок (при обследовании и правого, и левого уха) адекватно реагирует на звучание низко- и высокочастотных слов, произносимых шепотом с расстояния не менее 6 м, это является показателем того, что у него слух в пределах физиологической нормы. Если ребенок реагирует на шепот на меньшем расстоянии или не реагирует на него, можно заподозрить наличие у него снижения слуха. Такой ребенок должен быть направлен на обследование в центр реабилитации слуха. В обследовании по поводу подозрения на снижение слуха нуждаются также те дети, которые не воспринимают хотя бы часть слов, произнесенных шепотом на расстоянии 6 м. Иной должна быть методика обследования слуха детей, не владеющих речью. Сохранен ли у них слух, можно проверить на основе выработки условной двигательной реакции на звук. Проверяющий садится за стол напротив ребенка, кладет его и свои руки на стол, а около них — крупную пуговицу, обращает внимание на свои губы и голосом нормальной разговорной громкости произносит звукосочетание (например, папапа, пупупупу или сисисиси). В момент произнесения слогов он рукой ребенка берет пуговицу и бросает ее в баночку (или надевает одно кольцо на стержень пирамиды, кладет кубик в кузов и т.п.). Это упражнение нужно проводить до тех пор, пока ребенок не начнет сам, без подсказки и побуждения выполнять действие в момент произнесения слогов. Длительность пауз между произнесением ряда слогов нужно постоянно менять, иначе ребенок будет реагировать не на звук, а на ритм подачи речевого сигнала. Не надо требовать и ждать от ребенка повторения слогов: он должен отвечать на сигнал определенным игровым действием (бросать пуговицу, надевать на стержень кольцо пирамиды и т.п.). Во время этой работы не следует произносить никаких слов или звуков, кроме сигнальных. Когда ребенок начнет сам четко, самостоятельно, без подсказки работать, видя губы говорящего, проверяющий садится рядом с ним и голосом разговорной громкости произносит звукосочетание (например, папапапа) у самого его уха. При этом ребенок ощущает струю выдыхаемого воздуха: есть струя — бросает пуговицу, нет — ждет сигнала, т.е. ощущения, когда взрослый начнет произносить слоги. Если ребенок не реагирует на сигнал, то нужно повторить звукосочетание и в момент его звучания рукой малыша бросить пуговицу в баночку (или выполнить другое игровое действие). Это упражнение проводится до тех пор, пока ребенок не начнет сам выполнять действие в момент произнесения слогов. Чтобы выяснить, слышит ли ребенок голос разговорной громкости и шепот и на каком расстоянии, проверяющий вновь произносит слоги голосом разговорной громкости у самого уха ребенка, но уже с использованием экрана, который закрывает струю воздуха. В качестве экрана может выступать не очень плотный лист бумаги, который должен закрывать лицо говорящего до глаз. Экраном нельзя касаться уха ребенка, иначе он будет реагировать на вибрацию, а не на звук. Важно, чтобы ребенок или боковым зрением, или в зеркале, или в другом отражающем предмете не мог видеть педагога, произносящего слоги. Для проверки можно произнести слоги беззвучно, т.е. просто открывать и закрывать рот. Если в этих условиях ребенок все же выполняет игровое задание, значит, он видит движения губ или челюсти. В момент звучания голоса, воспринимаемого только на слух, ребенок бросает пуговицу в баночку (или выполняет любое другое действие). Если в этих условиях он не реагирует на звучание слогов (т.е. не выполняет ответного действия), то нужно убрать экран и вновь повторить слоги (ребенок в ответ выполняет игровое действие). После этого звукосочетание вновь предлагается на слух, т.е. за экраном. Если вновь нет реакции, то нужно усилить голос до громкого. После того, как будет выработана четкая реакция на громкий голос около уха (это доступно практически всем детям), надо снижать его громкость, пытаясь научить ребенка реагировать на голос нормальной разговорной громкости. Как только ребенок научится реагировать на звучание слогов, произносимых за экраном у ушной раковины голосом разговорной громкости, проверяющий начинает произносить слоги у его уха шепотом. В ответ на данный речевой сигнал ребенок выполняет определенное игровое действие: бросает пуговицу в баночку, надевает кольцо на стержень пирамиды и т.п. Проверяющий постепенно отходит от ребенка и определяет, слышит ли он шепот на расстоянии 6 м. Если ребенок справляется с этим заданием, то следует проверить, реагирует ли он с этого же расстояния (6 м) на звучание слов, в том числе высокочастотных и низкочастотных (например: чай, птичка, зайчик, дом, рыба, окно), произносимых шепотом. В ответ на услышанное слово от ребенка не требуется его повторение, он лишь выполняет предложенное ранее игровое действие: ставит кубик на кубик, бросает горошину в бутылочку и т.п. При этом следует проверить реакцию ребенка на шепот, воспринимаемый и правым, и левым ухом. Проводя педагогическое обследование слуха по описанной выше методике, следует помнить — то игровое действие, которое предлагается ребенку в качестве ответа на звуковой стимул, должно быть интересно ему и доступно. Так, например, детям, страдающим детским церебральным параличом, в качестве ответного действия при нарушениях мелкой моторики рук следует предлагать действовать крупными предметами: переложить кубики (шары) из одной коробки (ведерка) в другую и т.п. Также важно иметь в виду, что при обследовании слуха детей с подозрением на тяжелые речевые нарушения (например, сенсомоторная алалия), не следует в качестве тестового материала предлагать слогосочетания (а тем более слова), т.к. они похожи на речь, к которой у ребенка может быть негативное отношение. В этом случае условную двигательную реакцию лучше вырабатывать на звучание гласных, например, у___ или слога с сонорными согласными (м____а____, н____а____, л____а____), а затем проверять, реагирует ли он на произнесение гласных шепотом с расстояния 6 м. Целесообразно также проверять слух этих детей при протяжном произнесении звуков с___ и ш___, необычных звукосочетаний типа кш___. В том случае, если выработать условную двигательную реакцию на звук у ребенка не удается, следует изменить методику обследования, проводя проверку так, как описано выше для детей второго-третьего годов жизни. Итак, если ребенок дошкольного или школьного возраста (при обследовании и правого, и левого уха) адекватно реагирует на звучание слогов и слов, произносимых шепотом с расстояния не менее 6 м, это является показателем того, что у него слух в пределах физиологической нормы. Если ребенок реагирует на шепот на меньшем расстоянии, можно заподозрить наличие у него снижения слуха. Если же он ощущает звучание голоса разговорной громкости, но не реагирует на шепот, это свидетельствует о значительном снижении слуха. В этом случае следует проверить, на каком расстоянии ребенок реагирует на звучание голоса нормальной силы. С этой целью проверяющий пытается постепенно увеличить расстояние от уха ребенка: на 5 - 10 - 20 - 50 см и т.д. Дети с разными остатками слуха слышат голос разговорной громкости на разном расстоянии (глухие дети – от ушной раковины до 10-20 см, многие из них реагируют только на громкий голос, слабослышащие могут ощущать звучание голоса нормальной силы на большом расстоянии). Если ребенок четко реагирует на произнесение слогов у ушной раковины только громким голосом, это говорит о снижении у него слуха на уровне глухоты. Все дети с подозрением на снижение слуха направляются на аудиологическое обследование в московский городской детский центр реабилитации слуха. Как мы видим, методики обследования слуха с целью выявления детей с подозрением на его снижение просты и доступны. Не нужно бояться гипердиагностики, т.к. важно не пропустить ребенка с нарушением слуховой функции. При первом же подозрении ребенок должен быть направлен в московский городской детский центр реабилитации слуха для проведения углубленного аудиолого-педагогического обследования. Социальным работникам важно познакомиться с организацией и содержанием психолого-педагогического изучения детей дошкольного возраста с нарушенным слухом. Для того чтобы правильно организовать обучение и воспитание неслышащего дошкольника, важно проведение комплексного психолого-педагогического обследования. При этом необходимо выявить исходный уровень его развития по различным линиям развития (физическое, социальное, познавательное, речевое), что позволит определить состояние его психофизического развития. Вместе с тем, педагоги часто ограничиваются лишь изучением уровня речевого развития и оценкой состояния слуха и произношения. В этом случае представление о ребенке окажется неполным, а его возможности могут быть занижены или завышены. Психолого-педагогическое изучение дошкольников, имеющих сложные (комплексные) нарушения развития, также проводится по этим линиям. Однако имеет некоторые особенности, связанные с характером предъявления заданий, особой ранжированностью помощи ребенку со стороны педагога и др. Предлагаемый комплект заданий включает изучение ребенка по следующим основным линиям развития: 1 Социальное развитие. 2. Физическое развитие. 3. Состояние игровой, конструктивной и изобразительной деятельности. 4. Познавательное развитие. 5. Развитие речи. 6. Состояние слуха. Целью проведения комплексного психолого-педагогического изучения является выявление индивидуального уровня основных линий развития ребенка с нарушенным слухом. В содержание обследования входят задания, направленные на выявление как актуального уровня развития ребенка (самостоятельное выполнение заданий) в социальном, физическом, познавательном развитии и т.д., так и на определение зоны его ближайшего развития (возможности ребенка в выполнении заданий с помощью взрослого). Предъявляемый детям набор заданий позволит выяснить как исходный уровень их развития в разных направлениях (линиях развития) – физическом, социальном, познавательном развитии, так и в целом определить уровень психофизического развития каждого ребенка, что чрезвычайно важно для определения тактики адекватного коррекционного воздействия. Важным условием проведения углубленного, комплексного психолого-педагогического обследования является тесное сотрудничество и взаимосвязь всех его участников. При этом можно по-разному распределить функции между всеми специалистами. Например, в дошкольном учреждении изучение социального, физического развития, конструирования и изобразительной деятельности берет на себя воспитатель. Совместно с педагогом-психологом он проводит обследование игровой деятельности. Уровень развития речи детей и состояние их слуха определяет учитель-дефектолог. Изучение познавательного развития осуществляется учителем-дефектологом группы и педагогом-психологом. Обследование каждого ребенка может занять от 1-ой недели до 1-2-х месяцев. Важно помнить, что разным детям требуется разное количество времени. В связи с тем, что дети с нарушенным слухом могут не владеть речью или владеть ею в недостаточном объеме, все задания предъявляются ребенку на невербальном уровне. При этом в ходе обследования педагогу следует широко использовать естественные жесты. Основными методами изучения являются наблюдение за детьми в процесс их разнообразной деятельности и индивидуальные диагностические занятия. Кроме того, проводится беседа с родителями. В процессе беседы собираются сведения о составе семьи, родителях ребенка, режиме его дня дома, раннем развитии ребенка (когда начал держать голову, сидеть, стоять, ходить и т.д.). Выясняется, какие заболевания перенес ребенок и, в каком возрасте. На основании углубленного комплексного психолого-педагогического обследования раскрывается целостная картина возможностей каждого ребенка с нарушенным слухом. Такое обследование позволяет выявить не только актуальный уровень развития ребенка, но и зону его ближайшего развития. Достижения детей по основным линиям развития служат основой для создания индивидуальной коррекционно-развивающей программы для каждого ребенка. Становится реальным обеспечение индивидуализации процесса воспитания и обучения. Остановимся на подробном описании проведения обследования. Обследованиесоциального развития детей дошкольного возраста с нарушенным слухом направлено на выявление особенностей их взаимодействия и общения со взрослыми и сверстниками, поведения, эмоционально-волевой сферы, определения уровня их социальной компетентности. Проведение обследования. Для оценки социального развития дошкольника с нарушенным слухом в условиях реабилитационного центра, лекотеки, группы кратковременного пребывания используется метод беседы и анкетирование родителей, по возможности организуются и наблюдения за детьми. В специальном дошкольном учреждении (группе) выявление особенностей социального развития проводится в процессе наблюдений за детьми в условиях, приближенных к естественным: при проведении режимных моментов, в процессе разнообразных видов деятельности, в том числе свободной игры, во время прогулок. В ходе наблюдений ведутся записи о поведении ребенка. Используется, если возможно, видеосъемка. Взрослого должно интересовать, какими средствами общения ребенок пользуется в обычной для него обстановке: экспрессивно-мимическими: улыбка, взгляд, естественные, специальные жесты, выразительные вокализации; предметно-действенными: движения, позы, приближения, вручение предметов, протягивание взрослому различных вещей, выражение протеста и т.д.; речевыми средствами общения: высказывания, вопросы. Необходимо выяснить желание и умение ребенка устанавливать контакт со взрослыми и сверстниками. При этом отмечается: ребенок легко и быстро устанавливает контакт; контакт избирательный; контакт формальный (чисто внешний); в контакт не вступает; общительный с детьми (в большинстве случаев предпочитает играть с другими детьми, чем один; избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми); не очень общительный (в одинаковой степени любит играть с другими детьми и один); замкнутый, необщительный (любит играть один); умеет дружно, без конфликтов играть с другими детьми; конфликты возникают, но редко; часто ссорится, играя с другими детьми; охотно делится игрушками, сладостями с другими детьми; не очень охотно, неохотно и т.д. Отмечается степень инициативности дошкольника в установлении контактов с ровесниками: инициативен, привлекает детей к своим действиям, руководит ими; проявляет инициативу, в играх взаимодействует на равных с другими детьми; проявляет инициативу редко, играет рядом, вступает в контакт с детьми при поддержке взрослого; с детьми взаимодействует кратковременно только при поддержке взрослого; или во взаимодействие с детьми не вступает, на побуждения взрослого не реагирует. Важно отметить особенности поведения и эмоционально-волевой сферы ребенка: активный — пассивный; деятельный — инертный; уверенный — неуверенный; спокойный – неспокойный; раздражительный – нераздражительный; агрессивный (неагрессивный к другим детям); преобладающее настроение (бодрое, спокойное, раздражительное, неустойчивое, резкие колебания настроения и т.п.); сосредоточенность на 5 -10 мин. — несосредоточенность и др. Следует выяснить, адекватно ли ребенок реагирует на режим дня дошкольного учреждения? Каков характер его сна, быстро ли он засыпает и просыпается? Какой у него аппетит? Для оценки социального развития детей старшего дошкольного возраста с нарушенным слухом важно определить уровень их социальной компетентности: сознательное применение определенных норм и правил поведения в обществе, в котором отражается отношение к взрослым и сверстникам. Выясняется, умеет ли ребенок регулировать свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами (сдерживает агрессивные реакции, справедливо распределяет роли, помогает друзьям); не всегда регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами; не регулирует. Всегда выполняет знакомые правила общения со взрослыми (первым здоровается, прощается, благодарит, откликается на просьбу и т.д.); иногда выполняет знакомые правила общения со взрослыми, иногда нет; не выполняет; умеет относить к себе лично общие указания взрослого; как правило, не относит к себе лично общие указания взрослого. Выясняется, на сколько охотно ребенок выполняет просьбы взрослого и по собственной инициативе пытается проявлять заботу о близких (показывает игрушки, книги, угощает конфетами, придвигает стул и т.д.) – охотно, не всегда охотно или не выполняет просьбы взрослого и не пытается проявлять заботу о близких, о педагоге. В ходе наблюдений за ребенком, беседы с его родителями выясняется уровень сформированности у детей навыков самообслуживания. При этом определяется степень его самостоятельности при выполнении бытовых процедур. Так, отмечается: ребенок самостоятельно ест, вытирает рот салфеткой, задвигает за собой стул; ест самостоятельно, но неаккуратно (проливает жидкую пищу, крошит, плохо пережевывает пищу и т.д.), может нарушать последовательность приема пищи (сначала выпить компот, а потом есть суп), не всегда вытирает рот салфеткой; или обычно ест с помощью взрослого; дошкольник самостоятельно, в нужной последовательности одевается и раздевается, аккуратно кладет на место свои вещи, следит за своим внешним видом или одевается самостоятельно и с небольшой помощью взрослого, бывает неаккуратным (раскидывает одежду, пачкает ее и т.д.), часто забывает класть вещи на место; не умеет сам одеваться и раздеваться, одевает взрослый. Ребенок умеет самостоятельно умываться, не обливаясь, засучивать рукава, пользоваться мылом, насухо вытирать лицо и руки полотенцем; или он самостоятельно умывается, но обливается, забывает засучить рукава, плохо вытирает лицо и руки, иногда забывает вымыть руки; обычно умывается с помощью взрослого; аккуратно и самостоятельно совершает свой туалет, пользуется туалетной бумагой, моет руки после посещения туалета; самостоятельно совершает свой туалет, но бывает неаккуратным, или обычно ребенок нуждается в помощи взрослого и т.п.
Целью обследования физического развития дошкольника с нарушенным слухом является определение уровня сформированности основных движений — ходьбы, бега, прыжков, лазания и др. Для обследования физического развития детей используются упражнения по основным движениям разной степени сложности. Проведение обследования: все упражнения по основным движениям предъявляются ребенку по показу. Так, педагог идет на пятках и на наружных сторонах стоп, перепрыгивает через веревки, бежит на носках; наклоняется вперед, касаясь пальцами рук носков ног; отбивает мяч о землю и т.д. После этого ребенку предлагают повторить действие. Если ребенок не приступает к выполнению упражнения, взрослому следует повторить показ. Количество показов упражнений не должно превышать трех раз. Все задания, которыми обследуется ребенок, сопровождаются естественными жестами. Обучение: если у ребенка не получается воспроизвести показ взрослого, то его просят действовать одновременно с педагогом, т.е. по подражанию. Так, взрослый идет на пятках, и ребенок идет на пятках; взрослый бежит на носках, и ребенок бежит на носках; взрослый перепрыгивает через веревки и ребенок перепрыгивает через веревки. После обучения проверяется умение малыша справиться с заданием самостоятельно. Если после действий по подражанию ребенок затрудняется выполнить упражнение, используется метод пассивных движений (совместных действий). Так, педагог помогает ребенку ползти по гимнастической скамейке; перепрыгнуть через веревки; отбивать мяч о землю и т.д. Вслед за этим ребенку снова предлагается действовать самостоятельно. Оценка действий ребенка: по каждому упражнению фиксируется: желание выполнять упражнение; общий фон настроения, заинтересованность в результате деятельности. Особое внимание обращается на способ выполнения упражнения – по показу, после подражания движениям педагога, после совместных действий со взрослым. Отмечается качество выполнения задания ребенком после обучения (точное соответствие образцу взрослого, неточное соответствие, невыполнение). Обращается внимание на амплитуду движений (большая, маленькая) и трудности сохранения равновесия. Приведём примеры заданий:
В ходе обследования игровой деятельности выявляется умение детей действовать с игрушками, определяется уровень развития их ролевой игры, характер игровых действий. Изучение особенностей развития игровой деятельности проводится, прежде всего, в процессе наблюдений за детьми в ситуациях свободного поведения, когда дети действуют по собственному выбору и в привычных для них условиях (на прогулке, во время свободной игры в групповой комнате). Взрослому следует отметить проявления личной активности в действиях с предметами: интерес к игрушкам, какие занятия (предметы) привлекают ребенка, как долго он занимается одним делом, характер игровых действий. Важно выяснить, интересуется ли ребенок действиями сверстников, подражает ли им? Умеет ли устанавливать контакт с детьми (обычно сам включается в игру, играет в одиночку, наблюдает за игрой других, держится в стороне от других детей). С детьми младшего и среднего дошкольного возраста (3-5 лет), индивидуально с каждым, проводится и специальная проверка. Проведение обследования: взрослый предлагает ребенку поиграть с игрушками: «Смотри сколько игрушек, поиграй». При этом свои слова взрослый сопровождает естественными жестами. В распоряжении ребенка находится следующий набор игрушек: ряд сюжетных игрушек - кукла с одеждой, мишка, собака, разнообразная игрушечная посуда, кукольная кровать с постельными принадлежностями; набор строительных кубиков, несколько различных по величине и назначению машин, мяч, юла и др. Если ребенок начинает играть самостоятельно, взрослый не вмешивается в его игру, наблюдая за его самостоятельной деятельностью. Обучение: в случае бездействия ребенка педагог начинает играть сам, выполняя ряд игровых действий с различными игрушками, пытаясь вовлечь его в игру. Например, он дает ребенку в руки куклу и предлагает покормить ее, положить спать, одеть на прогулку и т.д. Если ребенок начинает играть сам, взрослый не вмешивается в игру. Если же ребенок не включается в игру с куклой, взрослый начинает действовать с другими игрушками. Например, нагружает несколько кубиков в машину, перевозит их в другую часть комнаты, выгружает и делает постройку, предлагая малышу принять участие в строительстве и т.д. После показа способов игровых действий ребенку снова предоставляется возможность свободной игры. Оценка действий ребенка: интерес к игрушкам, играм (стойкий, нестойкий интерес, избирательный интерес, отсутствие интереса); какие игрушки использует ребенок для игры, их количество; какие игры предпочитает (индивидуальные, парные, групповые (с 3 и более детьми); дидактические, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые, игры-драматизации, игры с правилами; длительность игры. Особое внимание обращается на характер игровых действий ребенка: · неадекватные действия с игрушками (стучит куклой об стол; тянет игрушки в рот, швыряет их); · манипуляции (рассматривание; постукивание и т.д.); · отдельные предметные действия (пьет из чашки; бросает мяч и т.д.); · процессуальные действия (нагромождение кубиков друг на друга; бесцельное катание машины и т.п.); · несвязанные между собой предметно-игровые действия (кормление одной куклы, потом другой; возит машинку, поит куклу и т.д.); · цепочка логически связанных игровых действий (умывание куклы, кормление куклы, затем укладывание ее спать и т.д.). · отдельные игровые действия, носящие условный характер, роль осуществляется, но не называется; · взаимосвязанные игровые действия, имеющие четкий ролевой характер, роль называется, ребенок может по ходу игры менять роль; · ролевые действия, отображающие социальные функции людей, роли распределяются до начала игры, ребенок придерживается своей роли на протяжении всей игры. Особое внимание обращается на содержание игры детей, отмечается, какие сюжеты развертывает ребенок, и на сколько они разнообразны: (индивидуальные и со сверстниками) бытовые, трудовые, общественные, соответствующие реальной логике действий взрослых; фантазирует, комбинирует реальное и фантастическое в игре; развертывает, в основном, привычные сюжеты (небольшой круг тематики), наблюдается повтор сюжета, сюжет недостаточно развернут или сюжет игры бедный. Отмечается, что для ребенка является центральным содержанием роли: он передает в роли не только систему игровых действий, а также настроение, характер персонажа, его чувства, отношения между персонажами или, как правило, лишь систему игровых действий, или не берет на себя роль. Выясняются особенности взаимодействия дошкольников в процессе игры: проявление инициативы в развертывании сюжета игры, умение согласовывать свои действия с действиями партнеров по игре. Отмечается: ребенок проявляет инициативу в развертывании темы и сюжета игры, выступает с предложениями по созданию игровой обстановки, обогащению сюжета, согласует свои замыслы с партнерами-сверстниками, включает в игру события, предложенные партнерами; охотно участвует в совместных играх, но предпочитает «подчиняться» требованиям более активных сверстников: откликается на предложения других, может включиться в игру сверстников, двигаться вслед за более активным партнером, но сам инициативно не стремится изменить привычный сюжет; ребенок пассивен, безынициативен в игре, не умеет согласовывать свои действия с действиями с партнерами по игре, часто конфликтует с детьми. Фиксируется также использование предметов-заместителей и сопровождение действий ребенка речью. С целью изучения возможностей дошкольников с нарушенным слухом в конструктивной деятельности взрослый предлагает им соорудить постройки разной степени сложности из строительного материала и из счетных палочек. Проведение обследования. Большаячасть заданий предлагаются дошкольнику по образцу. Взрослый за экраном сооружает постройки: лесенку, двухэтажный дом, гараж, и т.д. Затем, открыв экран, взрослый предлагает дошкольнику воспроизвести такую же постройку. Он говорит: «Построй дом (гараж, лесенку)», сопровождая слова естественными жестами. При этом образец взрослого всегда находится перед ребенком. Постройки обязательно обыгрываются. Так; в доме живут мишка и зайка; в гараж приезжает машина и т.д. В ряде заданий от ребенка требуется воспроизвести постройку по рисунку, памяти, по собственному замыслу. Обучение: Если ребенок не выполняет задание по образцу, ему предлагается справиться с ним по показу. Взрослый на глазах у ребенка строит дом, гараж и т.д. и предлагает ему повторить действие. Если у ребенка не получается воспроизвести показ взрослого, то используется метод совместных действий. Вслед за этим ребенку снова предлагается действовать самостоятельно. Если дошкольник не может выполнить задание по рисунку, ему предлагается справиться с ним по образцу. Оценка действий ребенка: желание сотрудничать со взрослым; способ воспроизведения постройки: по образцу, по рисунку, по показу, после совместных действий; точное соответствие образцу взрослого, неточное соответствие, невыполнение, заинтересованность в результате деятельности. Приведём примеры заданий:
При оценке состояния изобразительной деятельности задания направлены на определение умений ребенка с нарушенным слухом в рисовании, на выявление уровня развития предметного рисунка. Проведение обследования. Взрослый показывает ребенку реальный предмет (игрушку), называя его: шарик, огурец, помидор, дом, дерево и т.д. Такие предметы как огурец, помидор, дом педагог вместе с ребенком обследуют, при этом используются обводящие по контуру движения. Затем перед ребенком кладут лист бумаги и цветные фломастеры (карандаши, краски) и просят нарисовать шарик, огурец, помидор, дерево, зайку и т.п. Взрослый говорит «Нарисуй огурец (помидор, дерево, и т.п.)». В ряде заданий ребенка просят изобразить фигуры, прямые линии, точки в определенной последовательности по образцу взрослого. Старшему дошкольнику можно предложить задания на дорисовывание предметов. В ходе проверки широко используются естественные жесты. Обучение: если ребенок не может самостоятельно выполнить задание, педагог на глазах у ребенка рисует огурец и помидор, дерево, дом, зайку, мишку и т.п. Затем ребенку дают лист бумаги и фломастер (краски) и просят повторить действие. Если ребенок не справляется с заданием, используется метод совместных действий. Взрослый рукой ребенка рисует огурец, помидор, дерево и т.п. После этого ребенка просят выполнить рисунок самостоятельно. Оценка действий ребенка: желание сотрудничать со взрослым, способ выполнения задания: самостоятельно, после показа, после совместных действий, невыполнение; результат: точное соответствие заданному образцу, реальному предмету, неточное соответствие; отношение к результату деятельности. Приведем примеры заданий:
Целью обследования познавательного развития ребенка дошкольного возраста с нарушенным слухом является определение уровня развития его восприятия, ориентировочной деятельности, наглядно-действенного, наглядно-образного и элементов логического мышления, внимания, памяти, а также определение уровня сформированности количественных представлений. Для изучения возможностей детей в познавательном развитии используются специальные задания разной степени сложности. Проведение обследования. Задания предъявляются ребенку сразу для самостоятельного выполнения. Так, педагог предлагает ребенку раскрыть матрешку и собрать ее: «Сложи матрешку»; определить место матрешки в ряду пяти матрешек, выстроенных взрослым по величине; сложить целую картинку из частей: «Сделай целую картинку». Дошкольника, например, просят достать игрушку со шкафа, используя большой стул при наличии маленького, определить лишний предмет из четырех предложенных («Четвертый лишний»), разложить по порядку серию сюжетных картинок, выделить из множества 1; 2; 3; 4; 5 предметов (палочек, пуговиц), соотнести количество предметов с графическим образом соответствующей цифры, решить примеры и т.п. При этом все задания, которыми обследуется ребенок, сопровождаются естественными жестами. Обучение: если ребенок затрудняется выполнить задания самостоятельно, ему предлагается справиться с заданием после показа взрослого. Так, взрослый собирает матрешку, пирамиду; раскладывает серию сюжетных картинок; показывает, какой предмет из четырех предложенных на картине лишний и т.п. После этого ребенку предоставляется возможность самостоятельно выполнить задание. Если и после показа педагога ребенок не справляется с заданием, используется метод совместных действий, после чего ребенку вновь предстоит выполнить задание самостоятельно. Оценка действий ребенка: желание сотрудничать со взрослым; сконцентрированность на выполнении задания; способы выполнения задания (самостоятельно, после показа, после совместных действий, невыполнение); заинтересованность в результате деятельности; характер действий ребенка (хаотические действия, пробы, примеривание, зрительная ориентировка), точность выполнения. Приведем примеры заданий по познавательному развитию:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 398; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.143.45 (0.018 с.) |