Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Комплексная реабилитация и социальная адаптация детей-инвалидов с ДЦП, нарушениями слуха и зрения в условиях семьи

Поиск

Научно-методическое пособие

 

 

Москва, 2010


Департамент социальной защиты населения города Москвы

 
 


Учреждение Российской академии образования

«Институт коррекционной педагогики»

Авторы:

Малофеев Н.Н. (ред.), Разенкова Ю.А., Айвазян Е.Б., Бондаренко М.Б., Выродова И.А., Головчиц Л.А., Денискина В.З., Коваленко Ю.Ю., Кудрина Т.П., Лысенко А.Е. (ред.), Любимов А.С., Николаева Т.В., Подколзина Е.Н., Приходько О.Г., Солнцева Л.И., Шматко Н.Д., Фильчикова Л.И.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ………………………………………………………………………………..4

ГЛАВА 1. Комплексная реабилитация и социальная адаптация детей-инвалидов с ДЦП в условиях семьи ……………………………………6

1.1. Характеристика целевой группы…………………………………………6

1.2. Реабилитационная диагностика………………………………………..17

1.3. Комплексная реабилитация и работа с семьёй……………………...52

ГЛАВА 2. Комплексная реабилитация и социальная адаптация детей-инвалидов с нарушениями слуха в условиях семьи ……………129

2.1. Характеристика целевой группы………………………………………129

2.2. Реабилитационная диагностика……………………………………….139

2.3. Комплексная реабилитация и работа с семьёй……………………. 172

ГЛАВА 3. Комплексная реабилитация и социальная адаптация детей-инвалидов с нарушениями зрения в условиях семьи ………….223

3.1. Характеристика целевой группы………………………………………223

3.2. Реабилитационная диагностика……………………………………….229

3.3. Комплексная реабилитация и работа с семьёй…………………….238

ГЛАВА 4. Психологическая помощь семьям, воспитывающим детей-инвалидов ………………………………………………………………….289

4.1. Основы психологической помощи семье ребёнка-инвалида………………………………………………………..289

4.2. Методики психологической диагностики взаимодействия в паре «родитель — ребенок-инвалид» и детско-родительских отношений…………………………………………………………………298

4.3. Основные направления психологической помощи семье ребенка-инвалида………………………………………………………..301

ГЛАВА 5. Организация комплексной реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов в условиях семьи …………………………..310

Заключение …………………………………………………………………………344

Приложения …………………………………………………………………………345

Рекомендуемая литература …………………………………………………….351

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Численность детей-инвалидов в Российской Федерации на август 2009 года, составляет 545 тыс. человек, численность детей, впервые признанных инвалидами, – 67 121 человек[1]. В Москве на сентябрь 2009 года, проживают 26,012 тысяч детей-инвалидов[2], что составляет 1,4% детского населения столицы. Анализ состояния здоровья детского населения за последние 5 лет свидетельствует о высокой степени инвалидизации детской популяции: ежегодно инвалидами в России признаются 80-90 тыс. детей.

В 60-80% случаев детская инвалидность обусловлена перинатальной патологией; наметилась тенденция к росту числа больных детским церебральным параличом, тугоухостью, врожденными и наследственными заболеваниями органа зрения[3]. По данным статистики, в структуре причин детской инвалидности по обусловившему ее заболеванию первое место принадлежит болезням нервной системы и органов чувств – 52,45 на 10 тыс. детей в возрасте до 15 лет, причем в эту группу болезней входит детский церебральный паралич (ДЦП), распространенность которого составляет 19,4 на 10 тыс. детей.

Создавшаяся ситуация выдвигает в число важнейших направлений государственной социальной политики действия по предупреждению детской инвалидности, а также по интеграции в процессы жизнедеятельности современного общества детей-инвалидов с тяжёлыми ограничениями в передвижении, нарушениями слуха и зрения — развитие системы их эффективной реабилитации и социальной адаптации.

Актуальность решения данной задачи, помимо высокого уровня инвалидности в Российской Федерации, обусловлена также интенсивными изменениями, происходящими в современном обществе. Неустойчивость и, часто, непредсказуемость социальных процессов предъявляет повышенные требования к личности, которой необходимо, с одной стороны, соответствовать социальным требованиям, с другой — сохранять внутреннюю стабильность и равновесие. В современных условиях человек вынужден обновлять своё видение мира, взгляды, представления о действительности через всё более короткие интервалы времени. В то же время всё более отчётливой становится тенденция к признанию ценности человеческой индивидуальности и, соответственно, возможности самореализации человека в условиях продуктивного взаимодействия с социальной средой.

Самую значимую роль в формировании социально адаптированной личности играет семья. Около 533 тыс. детей-инвалидов проживают в семьях, при этом 63,3 тыс. из них обучаются в специализированных (коррекционных) школах и школах-интернатах. Семейное окружение, безусловно, в тесном союзе с учреждениями социальной защиты населения, образования, культуры, спорта, семьи и детей и т.п. должно помочь ребенку, в том числе ребенку-инвалиду, адаптироваться к складывающимся социальным отношениям, выработать устойчивую систему представлений о важнейших ценностях бытия человека, помочь ему обрести опыт строительства отношений с окружающими его людьми. В этой связи возникает острейшая потребность в разработке новых методик комплексной реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов с тяжёлыми ограничениями в передвижении, с нарушениями слуха и зрения, которые направлены на решение задачи формирования социально адаптированной личности, способной успешно функционировать в новых социальных отношениях.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.86.246 (0.01 с.)