Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 5. Организация комплексной реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов в условиях семьиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Общие принципы организации комплексной реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов в условиях семьи. Следует выделить четыре основных принципа, на которые опирается организация комплексной реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов в условиях семьи: 1. Опора на социальную модель инвалидности. На переломе второго и третьего тысячелетий мы являемся свидетелями глобального перелома в научном понимании инвалидности. Различные аспекты современной научной концепции инвалидности нашли отражение в многочисленных публикациях отечественных авторов в течение последних 10-15 лет. Сегодня в нашей стране инвалидность рассматривается как социальное явление и составная часть общественного здоровья, характеризующая особый социальный статус определённой популяции населения, который обусловлен социальными, экономическими, психологическими, информационными и физическими барьерами во взаимодействии общества и людей, у которых имеются стойкие нарушения здоровья. Современная парадигма инвалидности рассматривает две основные модели: медицинскую и социальную. Медицинская модель, господствовавшая в России до начала 90-х годов, делает акцент на биологической составляющей инвалидности. Во главе её стоит медицинский диагноз, а статус инвалида отождествляется с понятием больного человека. Усилия по преодолению инвалидности фокусируются на лечении и компенсационном социальном обеспечении. Социальная модель инвалидности полагает инвалидность результатом несправедливого общественного устройства, при котором человек отторгается обществом и утрачивает свою социальную роль. Следует в полной мере согласиться с многочисленными специалистами о необходимости избавиться от «индивидуально-патологической», «медицинской» и т.п. модели инвалидности, основывающейся на неполноценности людей, и перейти к модели социальной. Но при этом следует помнить, что переоценка, также как и недооценка различных компонентов инвалидности с научной точки зрения губительны. Жизнь демонстрирует, что сосредоточение усилий на социальных проблемах детей-инвалидов отнюдь не уменьшает потребность в коррекции биологического компонента инвалидности, ибо принципиально невозможно разделить в ребёнке биологическое, психологическое и социальное начало. Данная позиция подтверждается предложенной Всемирной организацией здравоохранения «Международной классификацией функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья» (далее именуется МКФ)[18], в которой биологические характеристики человека являются обязательными составляющими и рассматриваются во взаимосвязи с факторами окружающей среды и личностными факторами. Носителем признаков инвалидности являются конкретные люди. Кто такой ребёнок-инвалид? Сегодня мы понимаем слово «инвалид» как «человек, который испытывает ограничения жизнедеятельности». Причины возникновения ограничений жизнедеятельности могут быть различные, но все они тесно взаимосвязаны: анатомические дефекты и нарушение функций организма человека, психологические факторы и факторы внешней среды жизнедеятельности (физические, социальные, экономические и т.д.). Процесс инвалидизации следует рассматривать с точки зрения формирования и распространения отклонений во взаимодействии общества и людей, имеющих ограничения жизнедеятельности, связанные с негативными изменениями общественного здоровья, антропогенной среды и особенностями социально-экономического развития. Инвалидизация развивается через взаимодействие трёх основных процессов: саногенеза, патогенеза и социогенеза. Саногенез представляет собой комплекс защитно-приспособительных механизмов, развивающихся на протяжении всей жизни человека и призванных восстанавливать нарушенную в результате влияния различных факторов, в том числе болезнетворных, саморегуляцию организма. Содержанием патогенеза являются механизмы возникновения и развития болезни и отдельных её проявлений на различных уровнях организма. Социогенез характеризует происхождение и развитие межличностных отношений, отношений между различными социальными группами, взаимоотношений между отдельными социальными группами и обществом в целом. Интегральной категорией, отражающей взаимодействие процессов саногенеза, патогенеза и социогенеза (истощение ресурсов здоровья, развитие заболевания и нарушение взаимодействия с обществом), является понятие реабилитационного потенциала. Речь о реабилитационном потенциале, как правило, заходит тогда, когда возникает необходимость вмешательства с целью сохранения и восстановления здоровья и социально-ролевых функций человека. Реабилитационный потенциал состоит из соматического, личностного и социально-средового компонентов. Реабилитационное воздействие на соматическом уровне направлено на компенсацию и восстановление структур и функций организма, на уровне личностного компонента – на расширение сфер жизнедеятельности на психологическом уровне, выработку и реализацию стратегии жизни (формирование образа нового «Я»), выработку и реализацию стратегии интеграции (формирование образа нового «МЫ»), на уровне социально-средового компонента – на расширение способностей преодоления социально-средовых барьеров и достижение самостоятельности, а также на устранение этих барьеров. Конечная цель реабилитации – социальная интеграция, восстановление социально-ролевых функций, достижение самостоятельной жизнедеятельности. Таким образом, следует учитывать, что современная идеология преодоления инвалидности опирается на представления о целостности биологической, психологической и социальной сущности человека, социально-ориентированную модель инвалидности и сложную структуру реабилитационного потенциала, отражающую взаимодействие процессов саногенеза, патогенеза и социогенеза. 2. Популяционно-интеграционный подход к преодолению инвалидности. На сменуличностно-центрическому подходу к преодолению инвалидности, опиравшемуся на медицинскую модель инвалидности, в начале 90-х годов прошлого столетия пришёл популяционно-центрический подход, в основу которого была положена социальная модель инвалидности. В первом случае центральным объектом воздействия являлся человек, имеющий заболевание. Фактически, это мало отличалось от организменно-центрического (нозологического) подхода, используемого в медицине в конце IXX – середине XX веков. Внедрение популяционно-центрического подхода отразило изменение взглядов на соотношение биологического и социального в инвалидности. Взаимодействие инвалидов и общества, а также их социальная роль стали рассматриваться на уровне популяций «инвалидов» и «неинвалидов». Централизация социального положения популяции инвалидов отражала признание популяции инвалидов в качестве главного источника и причины всех проблем. Дальнейшее развитие социальной модели инвалидности и повышение планки ответственности всего общества за взаимодействие популяций «инвалидов» и «неинвалидов» даёт основание считать, что на смену популяционно-центрическому подходу пришёл популяционно-интеграционный подход. Инвалидность трансформируется из проблемы конкретного ребёнка и состоящей из таких же, как он популяции людей в проблему всего общества. Усилия общества в преодолении инвалидности равномерно перераспределяются между всеми группами населения. Объектами реабилитационного воздействия становятся и дети-инвалиды, и здоровая часть общества, и общая для обеих популяций среда жизнедеятельности. «Главным героем» решения проблем инвалидности становится не сам ребёнок-инвалид, а всё общество. Главной целью реабилитации становится не компенсация нарушенных функций, ограничений жизнедеятельности и «социальной недостаточности» инвалидов, а социальная интеграция популяций неинвалидов и инвалидов. 3. Принцип ответственного (позитивного) родительства. Актуальность проблемы формирования ответственного родительства в условиях взаимодействия учреждений, предоставляющих реабилитационные услуги, и семьи определяется основными тенденциями развития системы социальной защиты детей-инвалидов на современном этапе. В настоящее время происходит смещение акцентов между институциональными и деинституциональными формами реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов в пользу последней. Это означает, что семья становится центром системы и процесса комплексной реабилитации ребёнка-инвалида, и основная ответственность за процесс реабилитации лежит на родителях. Государство организовывает этот процесс и оказывает родителям надлежащую помощь. Современная наука доказывает бесспорную значимость реабилитации ребёнка-инвалида в условиях семьи. Данные научных исследований позволяют утверждать, что в системе разнообразных социальных институтов и социальных групп, оказывающих реабилитационное воздействие на формирование ребёнка-инвалида, семья является не просто важным, а и необходимым, глубоко специфичным, в высшей степени действенным компонентом системы реабилитации детей-инвалидов. Уникальность реабилитации ребёнка-инвалида в условиях семьи объясняется, прежде всего, особой значимостью родных в жизни ребенка в силу его биологической и психологической зависимости от них, первостепенной важностью периода детства и юности жизни в развитии человека. Кроме перечисленных принципов при организации предоставления услуг комплексной реабилитации детям-инвалидам необходимо руководствоваться требованиями Конвенции ООН о правах инвалидов. В статье 7 «Дети-инвалиды» Конвенции указано: «1. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми. 2. Во всех действиях в отношении детей-инвалидов первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребенка. 3. Государства-участники обеспечивают, чтобы дети-инвалиды имели право свободно выражать по всем затрагивающим их вопросам свои взгляды, которые получают должную весомость, соответствующую их возрасту и зрелости, наравне с другими детьми и получать помощь, соответствующую инвалидности и возрасту, в реализации этого права».
4.1.Методика планирования мероприятий комплексной реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов в условиях семьи. Планирование комплексной реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов в условиях семьи должно опираться на индивидуальную программу реабилитации ребёнка-инвалида (ИПР). Индивидуальная программа реабилитации формируется учреждениями федеральной государственной службы медико-социальной экспертизы. Она представляет собой перечень мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду, а также содержит сведения о сроках их проведения, исполнителях, об их фактическом выполнении, прогнозируемых результатах, оценке результатов реабилитации. Де-юре индивидуальная программа реабилитации ребёнка-инвалида является официальным документом, регламентированным Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Постановлением Минздравсоцразвития России от 27 августа 2008 года № 12189 «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребёнка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации». В соответствии с упомянутым Постановлением Правительства Российской Федерации «реализация индивидуальной программы реабилитации возложена на организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, учреждения государственной службы реабилитации инвалидов, негосударственными реабилитационными учреждениями, образовательными учреждениями». Де-факто индивидуальная программа реабилитация ребёнка-инвалида не является основным программным документом, которому следуют реабилитационные учреждения в своей практической деятельности. Основными причинами этого является их низкое качество, недостаточная насыщенность, отсутствие конкретности. Такое положение дел приводит к нарушению преемственности в деятельности учреждениями федеральной государственной службы медико-социальной экспертизы и реабилитационных учреждений. Для решения данной проблемы реабилитационные учреждения должны по результатам реабилитационной диагностики самостоятельно формировать программы реабилитации детей-инвалидов. Программы учреждений должны опираться на ИПР, выдаваемые федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, но быть более детализированы и конкретизированы с учётом специфики деятельности реабилитационного учреждения, его ресурсов и возможностей. С правовой точки зрения такой подход не противоречит действующему законодательству. В планах реабилитационной работы в условиях семьи, как минимум, должны иметься следующие блоки вопросов:1.Предварительный сбор и анализ информации о семье, воспитывающей ребёнка-инвалида.2.Первичный контакт со всеми членами семьи, социальная диагностика, выявление семейных проблем, факторов семейного неблагополучия, возможных нарушений прав ребёнка.3. Проведение мероприятий первичной реабилитационной диагностики ребёнка-инвалида и его семьи. Изучение и оценка основных потребностей ребёнка-инвалида и семьи, в которой он воспитывается.4. Формирование целей и задач комплексной реабилитации и социальной адаптации ребёнка-инвалида в условиях семьи.5. Назначение куратора, ответственного за весь процесс комплексной реабилитации ребёнка-инвалида в условиях семьи (постоянно взаимодействует с семьёй).6. Формирование программы реабилитационной работы в условиях семьи (с участием учреждений различной ведомственной принадлежности), распределение ответственности за действия по реабилитации между семьёй и специалистами.7. Формирование мультидисциплинарной команды специалистов, распределение ответственности за достижение поставленных целей, согласование взаимодействия в рамках программы реабилитационной работы с семьёй, определение сроков и периодичности совместной работы. 8. Углублённая реабилитационная диагностика в составе мультидисциплинарной команды (группа доверенных специалистов, реабилитационный консилиум), уточнение программы реабилитационной работы в условиях семьи.9. Организация межведомственного взаимодействия, формирование схемы агентской сети специалистов (учреждений), проведение мероприятий комплексной реабилитации в условиях семьи, мероприятий по включению семьи в систему комплексной реабилитации ребёнка инвалида, реабилитационная работа с членами семьи (патронаж в составе мобильных бригад, интеграционные технологии реабилитации, средовые технологии — клубы, группы поддержки, группы повышения родительской компетенции, сетевая терапия — семейные конференции, тренинги, совместный оздоровительный отдых и т.д., психологические и психотерапевтические технологии, интенсивная семейная терапия, информационные технологии, правовая помощь, технологии раннего вмешательства, технологии поддерживаемого обучения и т.д.).10. Ресурсная поддержка (кадры, финансовые средства, оборудование, технические средства реабилитации, ресурсные центры помощи семье и детям и т.д.).11. Мониторинг и контроль качества и результативности реабилитационных услуг и развития ребёнка, промежуточный контроль (реабилитационные консилиумы).12. Итоговый контроль (критерии итогового контроля, выявление улучшений/ухудшений), при необходимости – реабилитационная диагностика, корректировка программы (реабилитационный консилиум). Методика организации реабилитационной диагностики на основе МКФ. Основной формой выявления потребностей детей-инвалидов и их семей – получателей реабилитационных услуг является реабилитационная диагностика, предусматривающая оценку реабилитационного потенциала, определение потребностей в комплексной реабилитации и формирование реабилитационного прогноза. В процессе реабилитационной диагностики отношения между теми, кто осуществляют диагностику, и людьми, которых обследуют, складываются, как правило, по традиционной медико-диагностической схеме: «специалист (эксперт, врач) – пациент (клиент)». Но если в медицинской практике программа и содержание лечебных мероприятий устанавливается врачом и ответственность за результаты лечения полностью ложится на него, то в практике реабилитации программа и содержание реабилитационных мероприятий согласовываются обеими сторонами, и результат реабилитации во многом зависит от семьи ребёнка-инвалида и внешних социально-средовых факторов. Изменить стереотипы медико-диагностического подхода к изучению потребностей детей-инвалидов и их семей, отношения к ним, как к пациентам (клиентам), объектам для патронажа, крайне трудно. Это требует разработки новых подходов к реабилитационной диагностике, в которых в разумной мере сочетаются объективные и субъективные критерии.Для того чтобы спроектировать программу реабилитации, специалисты мультидисциплинарной команды должны установить причины возникновения ограничений жизнедеятельности, факторы и условия, при которых возможно максимальное удовлетворение потребностей ребёнка-инвалида, связанных с инвалидностью, а также удовлетворение потребностей семьи ребёнка-инвалида. Таким образом, благополучателями являются как сами дети-инвалиды, так и семья, в которой они живут. Технологически изучение потребностей ребёнка-инвалида и его семьи достигается через их личное активное участие в процессе реабилитационной диагностики в качестве партнёров и членов мультидисциплинарной команды. В центр внимания такой команды ставятся уважение прав и достоинства ребёнка-инвалида, его семьи или попечителей, его цели и потребности в различных сферах жизни, самооценка, круг интересов и уровень притязаний, право выбора, отношение к своим обязанностям. Необходимо также принять во внимание потребности других благополучателей - семьи, в которой живёт ребёнок инвалид. Семья должна ощущать себя соавтором программы реабилитации своего ребёнка, тогда семья и ребёнок-инвалид становятся её полноценными участниками, а не «объектами» для реабилитационного воздействия. Именно в этом случае диалог между поставщиком реабилитационных услуг и семьёй ребёнка-инвалида станет конструктивным, появится возможность определять уровень достижения целей семьи и целей предоставления услуг в целом, более точно ориентироваться на конечный результат реабилитации, выгодный семье и другим заинтересованным сторонам, а также обществу в целом. В настоящее время принципы, содержание и организация реабилитационной диагностики (так же как и сам термин «реабилитационная диагностика»), осуществляемой реабилитационными учреждениями системы социальной защиты населения, законодательно не установлен. Реабилитационно-экспертная диагностика в соответствии с действующими Российской Федерации нормативными правовыми актами осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных обследуемого лица. В случае реабилитационно-экспертной диагностики, которая осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, используются классификация и критерии, разрабатываемые и утверждаемые в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Следует отметить, что до настоящего времени реабилитационная диагностика в России, в основном, обращена к инвалидам и в этом смысле мало отличается от медицинской диагностики, основанной на нозологическом принципе. Вместе с тем, исходя из структуры реабилитационного потенциала, не следует забывать, что ограничения жизнедеятельности детей-инвалидов обусловлены факторами, не зависящими персонально от них самих, а именно: социальными, экономическими, психологическими, информационными и физическими барьерами. Ограничения жизнедеятельности – не атрибут самого ребёнка-инвалида, а комплексное сочетание условий, многие из которых сформированы социальным окружением. Таким образом, развитие реабилитационной диагностики должно осуществляться в направлении внедрения новых методов оценки и анализа взаимодействия общества и инвалидов, выявления факторов, препятствующих их вовлечению в жизненные ситуации, установлению проблем реализации реабилитационного потенциала, связанных с наличием созданных неинвалидами барьеров в различных сферах жизни. Важнейшим инструментом, позволяющим принципиально новым образом выстроить стратегию реабилитационной диагностики, является Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ), утверждённая Всемирной Организацией Здравоохранения. МКФ состоит из двух частей: 1) функционирование и ограничения жизнедеятельности; 2) факторы контекста. Часть первая классифицирует функции и структуры организма (анатомические структуры и физиологические, в том числе психологические функции), а также активность и участие человека (действия по выполнению задач, вовлечение в жизненную ситуацию). Часть вторая классифицирует факторы окружающей среды (физическая и социальная обстановка, среда отношений и установок) и личностные факторы, влияющие на функционирование и ограничения жизнедеятельности. Каждая часть представлена как позитивным аспектом (структурно-функциональная целостность, активность и участие, функционирование, облегчающие факторы), так и негативным аспектом (нарушение структуры и функции, ограничение активности, ограничение возможности участия, ограничение жизнедеятельности, препятствующие факторы/барьеры). Как классификация, МКФ может быть использована для описания процессов функционирования и ограничения жизнедеятельности, предлагая средства их описания и отображения. Она является поставщиком «строительных блоков» для формирования модели инвалидности. Практическое значение взаимодействий между составляющими МКФ может быть описано следующими примерами: а) ребёнок может иметь нарушения без снижения потенциальных способностей; б) ребёнок может иметь проблемы реализации или снижение потенциальных способностей без очевидных нарушений; в) ребёнок может иметь проблемы реализации без нарушений и снижения потенциальных способностей; г) ребёнок может иметь снижение потенциальных способностей и не испытывать проблем реализации в конкретной окружающей среде. Следует акцентировать внимание на следующем важном аспекте МКФ. Международные сравнения требуют рандомизации сопоставляемых параметров. В отношении составляющих «функции и структуры организма» по параметрам «физиологические изменения функций и анатомические изменения структуры» вряд ли стоит беспокоиться о возникновении межстрановых различий. Совершенно другое положение дел с составляющей «активность и участие/ограничение активности и ограничение возможности участия». Домены этой составляющей квалифицируются двумя определителями: «реализация и потенциальная способность». Потенциальная способность устанавливает способность инвалида выполнять действие или справляться с какой-либо задачей в условиях «стандартного» или «типичного» окружения, при котором негативное влияние факторов окружающей среды максимально нивелировано и возможно достижение уровня предельного функционирования. В отличие от «потенциальных способностей» проблемы «реализации» опосредованы конкретными факторами окружающей среды (физическая, социальная среда, отношения и установки и т.п.). Таким образом, актуальные условия, в которых находится ребёнок-инвалид, и усилия государства и общества по вовлечению его в конкретные жизненные ситуации, остаются за пределами возможностей ребёнка-инвалида вмешаться в этот процесс. Объектами реабилитационной диагностики является ребёнок-инвалид и его реабилитационный потенциал. Это не означает, что предметом изучения является только сам ребёнок-инвалид. Исходя из социальной модели инвалидности, структурными составляющими реабилитационного потенциала ребёнка-инвалида являются биологические (структуры и функции организма), социальные (активность и участие) и социально-средовые (физическая и социальная среда, среда отношений и установок), личностные (сферы жизнедеятельности на личностном уровне) характеристики. Таким образом, предметом изучения в процессе реабилитационной диагностики являются функционирование и жизнедеятельность ребёнка, как биологического объекта и личности, его взаимодействие с социальной средой, физическими факторами окружающей среды. Иными словами, мы изучаем ребёнка-инвалида через призму его социальных отношений и влияние факторов окружающей среды, а социальные отношения и влияние факторов окружающей среды изучаем через призму социального самочувствия конкретного ребёнка. Реабилитационная диагностика позволяет оценить степень структурно-функциональной целостности организма, состояние ресурсов реабилитационного потенциала (сохранность, отклонения, нарушения, утрата), выявить имеющиеся ограничения активности, участия и ограничения жизнедеятельности, установить влияние факторов окружающей среды (облегчающие факторы, препятствующие факторы/барьеры) и свойств личности. Одной из главных целей реабилитационной диагностики является выявление потребностей ребёнка-инвалида, связанных с инвалидностью. Главными потребностями, свойственными инвалидам всех категорий, являются: · уважение к себе и своему достоинству; · личная самостоятельность, включая свободу делать свой собственный выбор; · независимость; · недискриминация; · полное и эффективное вовлечение и включение в общество; · равенство прав и возможностей; · доступность окружающей среды; · уважение права сохранять свою индивидуальность. К потребностям, связанным с конкретными формами инвалидности, относятся потребности в самообслуживании, передвижении, ориентации, общении, контроле за свои поведением, обучении, трудовой деятельности[19]. Ребёнок-инвалид живёт в конкретных политических, экономических, социальных, бытовых, средовых и пр. условиях, которые могут препятствовать удовлетворению его потребностей. Одной из важнейших задач реабилитационной диагностики является измерение «дистанции» между реализацией реабилитационного потенциала ребёнка-инвалида в конкретных условиях жизнедеятельности и потенциальной способностью реализовать реабилитационный потенциал при условии максимально возможной компенсации (восстановления) нарушенных функций, ликвидации препятствующих факторов/барьеров, использованию облегчающих факторов. На основе предполагаемой вероятности такой реализации реабилитационного потенциала формируется реабилитационный прогноз. В МКФ не представлены инструменты реабилитационной диагностики. Их создание должно стать предметом специальных научных исследований. Эти инструменты должны быть объективными, надёжными и валидными, позволять получать информацию обо всех сторонах жизни инвалидов в социальном окружении, опираться на современные методы исследований человека, общества и их взаимодействия. Взаимодействие между составляющими МКФ представлено на рисунке: Изменение здоровья Функции Активность Участие и структуры организма К методам реабилитационной диагностики относятся: 1. Изучение документации (медицинской, медико-социальной экспертизы и др.). 2. Первичная беседа с ребёнком-инвалидом (если это возможно) и членами его семьи. 3. Первичное реабилитационно-диагностическое обследование. 4. Формирование плана углублённого реабилитационно-диагностического обследования. 5. Социальное и социально-средовое обследование. 6. Психодиагностическое обследование. 7. Первичное реабилитационное тестирование. 8. Оценка реабилитационного потенциала и формирование реабилитационного диагноза. 9. Формирование реабилитационного прогноза. 10. Формирование индивидуальной программы реабилитации. 11. Повторные углублённые реабилитационно-диагностические обследования, тестирования и динамическое наблюдение. Изучение документации лучше осуществлять накануне встречи с ребёнком -инвалидом и/или членами его семьи. Для детей-инвалидов процедура реабилитационной диагностики должна быть максимально атравматична и, следовательно, оптимальна по продолжительности. При ознакомлении с медицинской документацией необходимо выделить положения, которые требуют уточнения или дополнительных сведений. Первичная беседа с ребёнком-инвалидом и членами его семьи должна быть направлена на установление открытых партнёрских отношений, формирование высокой степени мотивации для участия в реабилитационном процессе и достижении реабилитационного результата, информировании о возможностях реабилитационного учреждения и порядке предоставления реабилитационных услуг. У детей следует обратить на такие показатели, как степень обучаемости, эффективность обучения, степень обученности, состояние работоспособности в процессе обучения, наличие и уровень графических навыков и письма, степень освоения учебных программ, посещаемость занятий, взаимоотношения с товарищами. Также представляет важность предварительная информация о развитии познавательной деятельности ребёнка-инвалида, его реакции на инвалидность и жизненную ситуацию, связанную с инвалидностью, изменений мотивационной сферы, круга интересов, потребностей, восприятия себя в этой социальной роли. Выявленные сведения позволят заблаговременно акцентировать внимание коллег по мультидисциплинарной команде на специфике существующих у ребёнка- инвалида проблем и его индивидуальных особенностях. Первичное реабилитационно-диагностическое обследование предусматривает расспрос (беседу), объективное обследование ребёнка-инвалида и беседу с членами членов его семьи. Процедуры первичного контакта и первичного реабилитационно-диагностического обследования могут быть объединены. В процессе первичного обследования могут быть использованы наиболее информативные инструментальные методы диагностики и элементы тестирования. Первичное реабилитационно-диагностическое обследование проводится мультидисциплинарной командой (возможно, последовательно каждым из её участников), оно предполагает формирование коллегиального решения о предварительном реабилитационном диагнозе и дальнейшем обследовании. Формирование плана углублённого реабилитационно-диагностического обследования осуществляется совместно всеми участниками мультидисциплинарной команды и предусматривает конкретные диагностические мероприятия и сроки их проведения. При этом, учитывается, что часть реабилитационно-диагностических мероприятий будет проводиться за пределами реабилитационного учреждения (выезд в семью, детский сад, школу, на место работы, в район проживания инвалида и окружающие его объекты культуры, спорта и т.п.). Социальное и социально-средовое обследование проводится поэтапно и распространяется на ближайшее окружение, среду взаимоотношений и жизнедеятельности ребёнка-инвалида. Социальное обследование должно предполагать оценку социального статуса и определение социальных ролей ребёнка-инвалида, изучение причин, ограничивающих выполнение задач (действий) и вовлечение в жизненные ситуации, связанные бытовой деятельностью, получением образования, занятиями общественной деятельностью, включением в жизнь сообществ, всего общества, гражданскую жизнь. Необходимо выявить конкретные барьеры физической и социальной среды, мира отношений и установок, в котором живёт ребёнок-инвалид. Требуется выяснить с какими бюрократическими барьерами сталкивается его семья, существуют ли барьеры установок и социальных отношений в различных жизненных ситуациях в семье, ближайшем окружении, обществе, во взаимоотношениях с органами власти, работодателями и т.д. Задача специалистов, осуществляющих обследование, заключается в том, чтобы сопоставить, проанализировать и установить причинно-следственные связи между анатомо-функциональными дефектами, актуальными социальными факторами, индивидуальными (личностными) факторами, факторами окружающей среды и ограничениями жизнедеятельности, которые испытывает ребёнок-инвалид. Фактически, социальная и социально-средовая диагностика оценивают ребёнка-инвалида, как одного из субъектов социальных отношений, его ближайшее окружение и общество, как другой субъект социальных отношений, наконец, факторы окружающей среды, как внешние условия этих отношений. В процессе с оциального и социально-средового обследования должны быть выявлены возможные нарушения законных прав и интересов ребёнка-инвалида, факты дискриминации. Психодиагностическое обследование осуществляется с использование основного метода психологического исследования – беседы, а также с помощью различных психодиагностических и психофизиологических методик, анкетирования и интервьюирования, наблюдения за жизнью и деятельностью ребёнка-инвалида, его семьи и ближайшего окружения. В процессе психодиагностического обследования выявляются первичные нарушения, непосредственно вытекающие из биологического характера болезни, и вторичные нарушения, возникающие опосредованно, в процессе социального взаимодействия. Важнейшим принципом проведения психодиагностического обследования является принцип «равнопартнёрства». Работа психолога не ограничивается обследованием самого инвалида. Для психологической идентификации образа «МЫ», объединяющего ребёнка-инвалида и общество, возможно проведение психологического обследования семьи («МЫ-семья»), друзей и одноклассников («МЫ-класс). Основными задачами психодиагностического обследования детей-инвалидов является выявление наличия, степени и причин возникновения психологической дезадаптации, снижения уровня мотиваций и степени притязаний, ограничения круга интересов, деформации установок, заниженной самооценки. Полученные результаты должны использоваться для интегральной оценки изменений образа «Я» и образа «МЫ». Необходимо выявить внутренние и внешние психологические барьеры, способствующие разрыву социальных связей, изменению социальных ролей, снижению социального статуса. Первичное реабилитационное тестирование подразумевает тестирование функциональных способностей ребёнка-инвалида (были приведены в предыдущих главах), способностей выполнять различные виды деятельности, способностей к интерактивному устному общению, использованию обычного и мобильного телефона, компьютера, психологическое тестирование, образовательное тестирование, игровое тестирование, тестирование на преодоление физических барьеров техногенной среды жизнедеятельности, тестирование на выполнение заданных физических упражнений, тестирование на использование технических средств реабилитации и т.д. Основополагающими критериями успешности реабилитационного тестирования является правильный выбор тестов, стандартизированные условия их проведения и единые методики интерпретации результатов. Тести
|
|||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 367; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.180.62 (0.011 с.) |