Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Параметры анализа взаимодействия взрослого с ребенком-инвалидом раннего возраста

Поиск
Фокус 1. Параметры анализа условий взаимодействия
Позиция при общении Описать позицию (контактная, неконтактная и т.д.); обосновать правильность или неправильность ее выбора, определить соответствие или несоответствие интересам и потребностям ребенка. Принятие или непринятие младенцем позы.
Дистанция общения Кто регулирует дистанцию общения. Стремление ребенка к сокращению, увеличению или сохранению дистанции общения. Стремление взрослого к сокращению, увеличению или сохранению дистанции общения.
Продолжительность общения Время кормления. Время игрового взаимодействия. Изменения в поведении младенца при увеличении времени кормления. Кто из партнеров стремится к продолжению или завершению взаимодействия; в чем это выражается (подробно описать). Наличие завершенности в общении.
Форма общения Определить форму общения в игровом взаимодействии (ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, другая), и ее соответствие возрастным и психическим потребностям малыша. Отметить стремление взрослого к взаимодействию в паре или уход от него. Отсутствие или использование игрушки при взаимодействии с ребенком; описать функцию игрушки в конкретном случае.
Характер взаимодействия Дать характеристику взаимодействию (личностно-ориентированное, объектное, искаженное), выделяя особенности.
Общий фон настроения Охарактеризовать общий фон настроения ребенка, взрослого в эпизоде общения.  
Фокус 2. Параметры анализа единиц взаимодействия
Эпизод общения Выделять и описывать эпизоды общения: начало, развитие и окончание эпизода; количество отдельных фраз и отрезков в эпизоде; количество рядов фраз в эпизоде.
Фраза Выделять и характеризовать отдельно взятую фразу (начало, окончание, интонация, сила звучания, ритмический рисунок, продолжительность, содержание); отрезок фразы; отдельные звуки; ряд разделенных паузами и повторяющихся фраз и звуков; ряд разделенных паузами разных (по содержанию, длительности, ритмическому рисунку и т.д.) фраз.
Фокус 3. Параметры анализа поведения ребенка
Средства общения ребенка (разнообразие, выразительность) Визуальные: взгляды, мимика, движения рук, ног, головы, туловища; тактильные: прикосновения к взрослому; голосовые проявления: вокализации, лепет, звукоподражания, смех, покашливания и т.д. Достаточность или бедность репертуара средств общения; недостаточность одних и преобладание других средств общения.
Что нравится младенцу Те или иные средства стимуляции. Уровень интенсивности стимуляции. Участие в процессе кормления (придерживать бутылочку, ложку, держать хлеб, откусывать самостоятельно, придерживать чашку). Определенные игрушки, игры. Действия взрослого, вызывающие наибольшую активность младенца.
Что не нравится младенцу Что вызывает реакцию недовольства (какие прикосновения, взгляды, действия взрослого и т.д.). Какими средствами ребенок дает это понять. Реакция младенца на изменение позиции при кормлении и т.д.
Инициативное поведение ребенка Каким образом ребенок пытается обратить на себя внимание взрослого. Описать действия, сигналы, эмоции и т.д.
Чувствительность младенца Реакция ребенка на стремление взрослого к установлению зрительного контакта. Ответные действия на речь взрослого, ее характер, эмоциональную окраску. Реакция на разного рода прикосновения, изменения положения тела в пространстве. Подстраивание под ритмическую структуру взаимодействия, заданную взрослым. Реакция на прекращение игры взрослым. Уход от общения. Отвлекаемость на происходящее в группе.
Фокус 4. Параметры анализа поведения взрослого
Средства общения взрослого (разнообразие, выразительность) Визуальные: взгляды, мимика, движения рук, головы, туловища; тактильные: прикосновения, объятия, поцелуи; акустические: смех, вздохи, покашливания, речевые паузы и т.д.; вербальные: речь (интонация, ритм, громкость). Достаточность или бедность репертуара средств общения; недостаточность одних и преобладание других средств общения.
Инициативное поведение взрослого Наличие или отсутствие стремления к стимуляции активности ребенка, установлению визуального контакта, выстраиванию диалога. Умение разнообразить взаимодействие. Владение методическим материалом.
Чувствительность взрослого Результативность тех или иных действий, направленных на стимуляцию активности младенца. Адекватность уровня стимуляции потребностям и возможностям ребенка. Действия младенца, которые вызывают ответную реакцию (характер и адекватность реакции взрослого). Стремление к синхронизации действий; подстраивание к ребенку. Стремление к выстраиванию диалога. Реакция взрослого на негативные эмоции младенца. Отвлеченность во время кормления ребенка. Игнорирование сигналов ребенка. Стремление к подавлению инициативы младенца.
     

 

 

Приложение к Главе 4 № 4.2. Протокол интервью со специалистом, работающим с семьями, воспитывающими ребенка-инвалида

ФИО матери (отца): _____________________________

ФИО специалиста: ­______________________­­_________

Темы для обсуждения в интервью (ответы специалиста отнести к одному из приведенных вариантов; нужное подчеркнуть, недостающее вписать)
Объем общения матери с ребенком - проводит мало времени и довольна; - проводит с ребенком много времени и тяготится этим; - проводит много времени и довольна; - проводит мало и жалуется на это; - ________________________________________________________________________________________________________________
Занятия в Центре   - не посещает под разными предлогами; - посещает формально (нерегулярно; по приглашению специалистов; «за компанию»; «для галочки»; домашние задания не делаются); - посещает с энтузиазмом (без пропусков; по своей инициативе; просят дополнительных занятий; выполняют домашние задания; берутся помогать сотрудникам; выполняют функции консультантов для других семей); - ________________________________________________________________________________________________________________
Отношение к развивающим занятиям   - ориентирована на «дрессуру» (на формальное научение «правильным» действиям); - ориентирована на развивающий потенциал занятий; - ________________________________________________________________________________________________________________
Детский сад   - водит ребенка / хочет водить ребенка в сад для собственного удобства (чтобы получить свободное время; чтобы передать ответственность специалистам); - водит ребенка / хочет водить ребенка в сад для его развития (например, даже если это неудобно – далеко, неудобно по времени); - ________________________________________________________________________________________________________________
Отношение к вниманию окружающих   - всегда остро негативно реагирует на внимание окружающих (прячет ребенка; стесняется; выражает негативные эмоции в ответ на внимание окружающих); - преодолела негативную реакцию на внимание окружающих (игнорирует; относится снисходительно; старается «не обращать внимания»; относится спокойно); - ________________________________________________________________________________________________________________
Способ рассказывать о ребенке - делает акцент на проблемах; достижения ребенка обесцениваются или преуменьшаются; - делает акцент на достижениях; с гордостью; с радостью; проблемы представлены как задачи, которые нужно решать; - ________________________________________________________________________________________________________________
Помощь близких (семьи, друзей) в воспитании - не привлекает помощь близких (жалуется, что не удается; находит другие предлоги); - привлекает помощь близких для высвобождения свободного времени; - привлекает помощь семьи для расширения социального опыта ребенка; для укрепления семейных связей; - ________________________________________________________________________________________________________________
Отношение семьи - есть кто-то, кто не принял ребенка (уклоняется от контакта с ребенком; уклоняется от контакта со всей семьей; открыто осуждает и протестует); - семья приняла ребенка; - ________________________________________________________________________________________________________________
Профессиональная самореализация - не удовлетворена собственной самореализацией (работает и тяготится этим; не работает и тяготится этим); - удовлетворена собственной самореализацией (работает и довольна; не работает и довольна); - ________________________________________________________________________________________________________________
Время для себя - не удовлетворена собственной самореализацией (жалуется на то, что возможности нет/мало); - удовлетворена собственной самореализацией (что-то делает для себя и довольна; не делает и довольна); - ________________________________________________________________________________________________________________

 


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

К Главе 1

1. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. Доречевой период: Книга для логопеда. – М.: Просвещение, 1989. – 79 с.

2. Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи. – Киев: Здоровья, 1988. – 328 с.

3. Баенская Е.Р., Выродова И.А., Разенкова Ю.А. Научитесь общаться с младенцем: Метод. пособ. для родителей. – М.: Просвещение, 2007. – 147с.

4. Бортфельд С.А., Рогачева Е.И. Лечебная физкультура и массаж при детском церебральном параличе Л; Медицина,1986.-172с.

5. Борякова Н. Ю. Формирование предпосылок к школьному обучению у детей с задержкой психического развития. — М.: Альфа, 2003.- 136 с.

6. Борякова Н. Ю., Соболева А. В., Ткачева В. В. Практикум по разви­тию мыслительной деятельности дошкольников: учеб. метод. пособие для логопедов, воспитателей и родителей / Под ред. Т. Б. Филичевой. — М.: Гном-Пресс, 1999. — 64 с.

7. Воспитание и обучение детей раннего возраста / Под ред. Л.Н.Павловой. – М., 1986.

8. Воспитание и развитие детей раннего возраста / Под ред. Г.М.Ляминой. – М., 1981.

9. Выготский Л. С. Мышление и речь. — М.; Л.: Соцэкгиз, 1934. — 323 с.

10. Выготский Л. С. Собрание сочинений. В 6 т. — М.: Педагогика, 1982—1984.

11. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии.–СПб.: СОЮЗ, 1999.

12. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр.соч.: В 6 т. Т.4. М., 1984.

13. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1995.

14. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребенок отстает в развитии. – М.: Медицина, 1993. – 112 с.

15. Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушения психомоторного развития детей первого года жизни М,1981.-270с.

16. Ипполитова М. В. Воспитание детей с церебральным параличом в семье: Кн. Для родителей.-2-е изд., перераб и доп. М.: Просвещение, 1993. – С. 86.

17. Калижнюк Э. С. Психические нарушения при детских церебральных параличах. — Киев: Высшая школа, 1987. — 272 с.

18. Коррекционно-логопедическая работа с детьми, страдающими церебральным параличом, на первом году жизни: Методические рекомендации / Сост. К.А.Семенова, Е.Ф. Архипова. – М., 1982. – 28 с.

19. Кулагина Е.В. Домашний труд по уходу за детьми-инвалидами: проблемы замещения на институциональном уровне // Журнал исследований социальной политики. Т.2. 2004. №1. – 0,75 п.л.

20. Кнупфер Х, Ратке Ф.В. Как помочь ребенку, больному церебральным параличом: руководство для родителей, педагогов и физиотерапевтов / пер. с нем. Г. Шипицина. – Марбург: типография Карл Вагнер, 1994.

21. Калмет Ю. Жилая среда для инвалида. – М., 1990

22. Мастюкова Е.М. Диагностика нарушений доречевого развития у детей с церебральными параличами и пути логопедических и педагогических мероприятий в этом периоде. – М., 1973. – 24 с.

23. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. - М. «Просвещение», 1991.-157с.

24. Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика: ранний и дошкольный возраст. — М.: Владос, 1997. — 304 с.

25. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. — М.: Владос, 2003. – 408 с.

26. Левченко И. Ю. Патопсихология: теория и практика: учеб. посо­бие. — М.: Академия, 2000. — 232 с.

27. Левченко И. Ю. Психологические исследования подростков, стра­дающих ДЦП: автореф. дис. канд. психол. наук. - Л., 1986. - 27 с.

28. Левченко И. Ю. Психологические особенности подростков и старших школьников с детским церебральным параличом. - М: РИЦ Альфа МГОПУ, 2001. - 149 с.

29. Левченко И. Ю. Система психологического изучения лиц с детским церебральным параличом на разных этапах социальной адаптации: автореф. дис. д-ра психол. наук. — М., 2001. — 41 с.

30. Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с наруше­ниями опорно-двигательного аппарата. — М.: Академия, 2001. — 192 с.

31. Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни. – М., 1979.

32. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. – М.: Просвещение, 1996. – 112 с.

33. Приходько О.Г. Ранняя помощь детям с двигательной патологией: Методическое пособие. – СПб.: Каро, 2006. – 112 с.

34. Приходько О.Г., Моисеева Т.Ю. Дети с двигательными нарушениями: коррекционная работа на первом году жизни. Методическое пособие. – М.: Полиграф сервис, 2003. – 160 с.

35. Разенкова Ю.А. Игры с детьми младенческого возраста. – М.: Школьная Пресса, 2000. – 160 с.

36. Серганова Т.И. Как победить детский церебральный паралич: разумом специалиста, сердцем матери. – СПб.: Изд-во ТАС, 1995. – 192 с.

37. Таварткиладзе Г.А., Разенкова Ю.А., Шматко Н.Д. и др. Как развивается ваш малыш? / Под ред. Ю.А.Разенковой. – М.: Просвещение, 2008.

38. Ткачева В. В. Психологическое изучение семей, воспитывающих де­тей с отклонениями в развитии. — М.: УМК «Пси­хология», 2004. — 192 с.

39. Ткачева В. В. Гармонизация внутрисемейных отношений: мама, папа, я — дружная семья: практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений. — М.: Гном и Д, 2000.-160 с.

40. Ткачева В. В. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии // Дефектология. — 1999. – № 3. — С. 30—36.

41. Ткачева В. В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии // Дефектология. — 1998. — №4.-С 3-9.

42. Ткачева В. В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитываю­щими детей с отклонениями в развитии: практикум по формированию адекватных отношений. — М.: Гном-Пресс, 1999. - 64 с.

43. Ткачева В. В. Психологическая помощь семьям, воспитывающим де­тей с отклонениями в развитии: автореф. дис. канд. психол. наук. — М., 1999. — 15 с.

44. Ткачева В. В. Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы // Психоло­го-педагогическая диагностика. — М: Академия, 2003. — С. 202— 220.

45. Ткачева В. В. Психолого-педагогическое изучение семьи, воспи­тывающей ребенка с отклонениями развития // Психолого-педагогическая диагностика. — М.: Академия, 2003. — С. 280-290.

46. Ткачева В. В. Система психологической помощи семьям, воспиты­вающим детей с отклонениями в развитии: автореф. дис. д-ра пси­хол. наук. — М., 2005. — 46 с.

47. Финни Н.Р. Ребенок с церебральным параличом: помощь, уход, развитие: книга для родителей / Под ред. Е.В. Клочковой. – М.: Теревинф, 2009.

48. Хольц Ренате Помощь детям с церебральным параличом. – пер. с нем. А.Н. Неговориной / Под. ред. и с предисловием Е.В. Клочковой. – М.: Теревинф, 2007.

49. Vojta V. Die cerebralen Bewegungstorungen in Sauglingsalter. - Stutgart, 1976. - 2021s.

 

К Главе 2

1. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – 128 с.

2. Выявление детей с подозрением на снижение слуха: младенческий, ранний, дошкольный и школьный возраст //под ред. Г.А.Таварткиладзе и Н.Д.Шматко. М.: Экзамен, 2004.

3. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Владос, 2001. - 303 с.

4. Головчиц Л.А. Организация коррекционно-педагогической помощи дошкольникам с недостатками слуха с комплексными нарушениями в развитии // Дефектология, 2006, № 6. - с. 42-49.

5. Головчиц Л.А. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с недостатками слуха, имеющих комплексные нарушения развития. //Дефектология, 2008, № 1. – с. 27-33.

6. Дети с отклонениями в развитии: методическое пособие /сост. Шматко Н.Д. – Аквариум, 1997.

7. Диагностика и коррекция нарушенной слуховой функции у детей первого года жизни /сост. Г.А.Таварткиладзе и Н.Д.Шматко. М.: Экзамен, 2005.

8. Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений. М.,2000.

9. Зыкова Т.С., Хотеева Э.Н. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I и II вида. – М., Владос, 2003.- 200 с.

10. Исенина Е.И. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни. - М.: ОАО ИГ «Прогресс», 1999. – 80 с.

11. Корсунская Б.Д. Воспитание глухого ребенка в семье. М.: Педагогика. 1971;

12. Корсунская Э.А. Не говори ребенку - ты плохой. О воспитании ребенка для педагогов и родителей (по опубликованным и неопубликованным работам Б.Д.Корсунской и воспоминаниям о ней). - М.: Классикс стиль, 2003. – 96 с.

13. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г. Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье. - М.: 1991;

14. Малофеев Н.Н. Реабилитация средствами образования должна начинаться с первых месяцев жизни ребенка //Альманах ГНУ «ИКП РАО». – 2000. – вып.№2. - http://almanah.ikprao.ru/2/st01.htm

15. Малофеев Н.Н., Шматко Н.Д. Базовые модели интегрированного обучения. // Дефектология, 2008, №1. – с. 71-78.

16. Николаева Т.В. Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка раннего возраста с нарушенным слухом //методическое пособие. – М.: Экзамен, 2006.

17. Николаева Т.В. Материалы для комплексного психолого-педагогического обследования ребенка раннего возраста с нарушенным слухом //методическое пособие. – М.: Экзамен, 2006.

18. Педагогическая помощь детям с нарушенным слухом в сурдологических кабинетах\ инструктивно-методическое письмо. - М.: 1990;

19. Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом //методическое пособие. М.: Владос, 2003.

20. Программа для специальных дошкольных учреждений. Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение. 1991. Программа для специальных дошкольных учреждений. Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение. 1991.

21. Программа «Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития» /Гаврилушкина О.П., Дмитриева Л.П., Соколова Н.Д., Шматко Н.Д. и др.; Под ред. Л.А.Головчиц. - М.: УМИЦ «Граф-пресс», 2003. - 128 с.

22. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида. Сборник 1. Подготовительный, 1-7классы /Зыкова Т.С., Зыкова М.А., Л.П. Носкова, И.В. Больших и др. – М.: «Просвещение», 2003, 2005. – 558 с.

23. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида /Зикеев А. Г., Тигранова Л. И. и др. – М.: «Просвещение», 2006.

24. Сатаева А.И. Кохлеарная имплантация как средство помощи глухим людям // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, № 1 2008.

25. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие. / Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др.; Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Академия, 2001. – 312 с.

26. Теплоухова И.А. Дневник выходного дня – эффективная форма вовлечения родителей в работу по развитию речи неслышащих дошкольников //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2008. - №2.

27. Тигранова Л.И. Умственное развитие слабослышащих детей.- М.,1978.-96с.

28. Хохлова А.Ю. Изучение особенностей детско-родительского взаимодействия в семьях глухих и слышащих родителей, воспитывающих глухих детей. // Дефектология, 2007, № 3. – с. 40-48.

29. Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Если малыш не слышит. - М.: Просвещение. - 1995, 2003.

30. Шматко Н.Д. Совершенствование организационных форм обучения дошкольников с нарушенным слухом в условиях образовательных учреждений комбинированного и компенсирующего вида. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.– 2009. – № 5.

31. Шматко Н.Д. Инновационные формы воспитания и обучения детей с нарушенным слухом. //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2009. – № 6.

К Главе 3

1. Абрамов В.Г. Основные заболевания глаз в детском возрасте и их клинические особенности. – М: Издательство Мобиле, 1993. - 495с.

2. Аветисов Э.С., Ковалевский Е.И., Хватова А.В. Руководство по детской офтальмологии. - М.: Медицина, 1987.- 495с.

3. Актуальные вопросы нейроофтальмологии: Материалы У-й Московской научно-практической нейроофтальмологической конференции. – М., 2001.- 89с.

4. Альбанский В.Г. Состояние и динамика анатомо-оптических показателей у доношенных и недоношенных детей первого гола жизни: Автореф.... дис. д.м.н.- М., 1986.- 34с.

5. Бетелева Т.Г. Онтогенез структурно-функциональной организации воспринимающей системы мозга // Структурно-функциональная организация развивающегося мозга.— Л.: Наука, 1990. — С.65.

6. Болезни плода, новорожденного и ребенка. Нозология, диагностика, патологическая анатомия. Справочное пособие / Под ред. К.Д.Черствого, Г.И.Кравцовой. - Минск: Вышейшая школа, 1996, - 512с.

7. Бондаренко М.П. Ваш ребенок не должен быть таким как все – он особенный // Незрячий ребенок в семье: Рекомендации родителям. - Тольятти, 2009 г.

8. Воспитание и обучение слепого дошкольника / Под ред. Л.И.Солнцевой. – М.: Просвещение, 1967. – 175с.

9. Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье. Библиотечка для родителей / Под ред. В.А.Феоктистовой. – М.: Логос, 1993. – 91 с.

10. Григорьева Л.П. О системе развития зрительного восприятия при нарушениях зрения.//Психологический журнал.— 1988.— т.9,№2.—С.97.

11. Григорьева Л.П. Психофизиологические исследования зрительных функций нормальновидящих и слабовидящих школьников.— М.: Педагогика,1983.— 150 с.

12. Григорьева Л.П. Психофизиология зрительного восприятия слабовидящих школьников // Автореф. дис. … докт. психол. наук. — М., 1985.— 29с.

13. Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие восприятия у ребенка: Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. – М.: Школа-Пресс, 2001.- 96с.

14. Григорьева Л.П., Сташевский С.В. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. – М., 1990. – 59с.

15. Гусельников В.И., Изнак А.Ф. Ритмическая активность в сенсорных системах. — М.: МГУ, 1983. — 213с.

16. Дубовская Л.А. Патогенетически ориентированные методы лечения амблиопии и частичной атрофии зрительных нервов у детей. - Автореф.... дис. д.м.н. - М., 1997 - 40с.

17. Денискина В.З. К вопросу о классификации детей с нарушением зрения и вторичных отклонениях в их развитии: Доклад на II педагогических чтениях, ноябрь 2007 г. – М.:, 2007.

18. Игнатьева Р.К., Каграманов В.И. Динамика процессов воспроизводства населения Российской Федерации в современных условиях. Медико-демографический анализ // Статистический бюллетень. - М.: Международн. фонд охраны здоровья матери и ребенка, 1997. - 84с.

19. Каплан А.И. Детская слепота. Цветовое остаточное зрение.—М.: Педагогика,1979.—200 с.

20. Катаргина Л.А Эндогенные увеиты у детей раннего возраста. Клинико-функционалъные и иммунологические особенности, профилактика и лечение осложнений: Автореф…. дис. д.м.н. - М., 1992. - 39с.

21. Ковалевский Е.И. Профилактика слепоты и слабовидения у детей. - М.: Медицина, 1991. - 224с.

22. Ковалевский Е.И., Дубовская Л.А., Новоселова Н.Г. Определение остроты зрения у детей младшего возраста // Офтальмологический журнал. — 1984.— №3. — С.135.

23. Коган А.И. Острота зрения // Физиология сенсорных систем. Ч.1. Физиология зрения. — Л.: Наука, 1971. — С.271.

24. Круглова Т. Б. Клинико-функциональные и иммунологические аспекты хирургического лечения врожденной катаракты и их осложнений: Дис. в виде научн. доклада … д.м.н. – М., 1996. - 56с.

25. Круглова Т.Б. Клинико-функциональные и иммунологические аспекты хирургического лечения врожденных катаракт и их осложнений // Автореф. дис. … докт. мед. наук. — М., 1996. — 55с.

26. Кулагин Ю.А. Восприятие средств наглядности учащимися школы слепых.— М.,1969.—296 с.

27. Куман И.Г. Исследование нейрофизиологических механизмов односторонней амблиопии // Автореф. дис. … канд. биол. наук.— М., 1984.—22с.

28. Левченко О.Г., Писаревский С.Л., Бабаджанова Л.Д. Врожденно-наследственная патология сетчатки у детей. - Ташкент: Изд-во медицинской литературы им. Абу Али Ибн Сино, 1997. - 158с.

29. Либман Е.С. Концептуальные подходы и потребность в реабилитации инвалидов со зрительными расстройствами // Тез. докл. 6-го съезда офтальмологов России. - М., 1994. - С. 346.

30. Либман Е.С., Шахова Е.В. К вопросу об инвалидности «с детства» вследствие зрительных расстройств // Профилактика слепоты и слабовидения у детей: Матер. Всеросс. научно-практ. конф. детских офтальмологов (6-8 декабря 1994 г.). — М., 1996. — С.12.

31. Литвак А.Г. Тифлопсихология.—М.: Просвещение,1985.—208 с.

32. Любимов А.П. Рекомендации по сопровождению детей с нарушением зрения: Глава //Незрячий ребенок в семье: Рекомендации родителям. - Тольятти, 2009 г.

33. Майчук Ю.Ф. Вирусные заболевания глаз. - М.: Медицина, 1981.- 272с.

34. Мишустин А.В. Реабилитация детей с врожденной глаукомой // Автореф. дис. … канд. мед. наук. — М., 1994. — 22с.

35. Мошетова Л.К., Мосин И.М., Мишустин В.В. и др. Церебральные зрительные поражения у детей с ретинопатией недоношенных// Профилактика и лечение ретинопатии недоношенных.—М.,2000.— С.108.

36. Подколзина Е.Н. Роль семьи в развитии пространственной ориентировки ребенка с нарушением зрения. - М.: Логос, 2007 г.

37. Невская А.А., Леушина Л.И. Влияние дефектов базовых функций зрения на формирование зрительных представлений у младенцев первого года жизни // Проблемы младенчества: нейро-психолого-педагогическая оценка развития и ранняя коррекция отклонений.— М.,1999.— С.88.

38. Невская А.А., Леушина Л.И., Бондаренко В.М. Формирование наглядно-образного мышления у младенцев первого года жизни с дефектами зрения// Физиология человека.—1998.—т.24, №3.—С.20.

39. Новикова Л.А. Влияние нарушений зрения и слуха на функциональное состояние мозга. — М.: Просвещение, 1966. — 319с.

40. Парамей О.В. Заболевания глаз у детей с патологией перинатального периода: Автореф.... дис. д.м.н. - М., 1999. - 47с.

41. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. – М.: ВОС, 1985.- 118с.

42. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной помощи детям с косоглазием и амблиопией в условиях дошкольного образовательного учреждения.// Автореф. дис. … док-ра психол. наук.— М.,1998.—49 с.

43. Плаксина Л.И., Григорян Л.А. Содержание медико-педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушениями зрения.—М.: Город,1998.—56 с.

44. Профилактика и лечение ретинопатии недоношенных. Материалы симпозиума. 31 октября -1 ноября 2000г. - М., 2000.

45. Разенкова Ю.А. Игры с детьми младенческого возраста. – М.: Школьная Пресса, 2000. – 160с.

46. Сайдашева Э.И. Факторы риска, прогнозирование, ранняя диагностика и профилактика ретинопатии недоношенных: Автореф.... дис. к.м.н.- М., 1998. - 23с.

47. Семенова Л.К., Васильева В.А., Цехмистренко Т.А. Структурные преобразования коры большого мозга человека в постнатальном онтогенезе // Структурно-функциональная организация развивающегося мозга. — Л.: Наука, 1990. — С.8.

48. Сергиенко Е.А. Антиципация в раннем онтогенезе.—М.: Наука,1992.—138с.

49. Сергиенко Е.А. Развитие психических функций у детей с ретинопатией недоношенных в течение первого года жизни// Профилактика и лечение ретинопатии недоношенных.— М., 2000.—с.111.

50. Сертификат специалиста. Руководство для врачей с тестами по фундаментальным и медико-социальным дисциплинам / Под ред. Пальцева М.А., Денисова И.Н., Володина Н.Н.- М.: Изд-во Политехника, 1997. - 384с.

51. Сидоренко Е.И. и др. Хирургическая реабилитация детей с врожденной патологией глаз. Методические рекомендации. – М., 1996. - 20с.

52. Сидоренко Е.И., Гусева М.Р., Дубовская Л.А. и др. Комплексное лечение глаз детей счастичной атрофией зрительных нервов врожденного генеза при патологии внутриутробного развития с введением лекарственных веществ в теноново или ретробульбарное пространство в сочетании с чрескожной стимуляцией зрительного анализатора. Методическое письмо для детских офтальмологов. - М., 1997. - 8с.

53. Сидоров Э.Г., Мирзаянц М.Г. Врожденная глаукома и ее лечение. - М.: Медицина, 1991. - 208 с.

54. Современная офтальмология. Руководство для врачей / Под ред. В.Ф.Даниличева. – Санкт-Петербург.: Питер, 2000. - 667с.

55. Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста.— М.: Полиграф-сервис, 1997. — 121с.

56. Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. – М.: Педагогика, 1980. – 190с.

57. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. — М.: Полиграф-сервис, 2000.— 250с.

58. Солнцева Л.И., Семенов Л.А. Психолого-педагогические основы обучения слепых детей ориентированию в пространстве и мобильности. – М.: ВОС, 1989. – 77с.

59. Солнцева Л.И., Хорош С.М. Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста. – М.: ВОС., 1988. – 67с.

60. Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения // Под ред. В.А.Феоктистовой. – СПб.: Образование, 1995. – 162с.

61. Строганова Т.А., Посикера И.Н. Функциональная организация поведенческих состояний бодрствования младенцев (электроэнцефалографическое исследование) // Мозг и поведение младенца.—М.: Ин-т психологии РАН,1993. — С.78.

62. Тыцкая Э.И., Гасников В.К, Чертова Т.Л. и соавт. Медико-демографическая ситуация и здоровье детей в Удмуртии // Современные проблемы педиатрии. Материалы 8-го съезда педиатров России. - М., 1998. - С.ЗЗ.

63. Фанц Р. Восприятие формы // Восприятие: Механизмы и модели.—М.: Мир, 1974. — С.338.

64. Фарбер Д.А., Бетелева Т.Г. Формирование зрительного восприятия в раннем детском возрасте // Физиология человека. — 1995. — Т.21, №5. — С.162.

65. Фарбер Д.А., Семенова Л.К., Алферова В.В. и др. Структурно-функциональная организация развивающегося мозга.—Л.: Наука, 1990. — 198с.

66. Феоктистова В.А. и др. Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье: Библиотечка для родителей. – М.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 1993. – 91с.

67. Фильчикова Л.И. Влияние ранней сенсорной депривации на формирование механизмов зрительного восприятия // Проблемы младенчества: нейро-психо-педагогическая оценка развития и ранняя коррекция отклонений. — М., 1999.—С.144.

68. Фильчикова Л.И. Основы ранней психологической коррекции сенсорного развития детей с нарушениями зрения // Автореф. дис.... докт. психол. наук.— М., 1999. — 46 с.

69. Фильчикова Л.И. Созревание зрительных вызванных потенциалов // Нейрофизиологические основы формирования психических функций в норме и при аномалиях развития.— М., 1995. — С.60.

70. Фильчикова Л.И., Мосин И.М. Вызванные потенциалы в диагностике нарушений зрения у детей раннего возраста// Опыт применения вызванных потенциалов в клинической практике.—М.: МБН, 2001.— С.372.

71. Фомина Н.В. Ранняя диагностика и лечение активной фазы ретинопатии недоношенных: Дис. к.м.н. - Санкт-Петербург, 1999. - 113с.

72. Хартман А.М. Поиграй со мной: Пособие для родителей. Как стимулировать развитие общей моторики в первые годы жизни у детей с нарушениями зрения. – СПб.: Изд-во НОУПК «Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства», 1998. – 34с.

73. Хватова А.В. Заболевания хрусталика у детей.— Л.: Медицина, 1982. — 199с.

74. Хватова А.В. Основные причины слепоты и слабовидения у детей и пути их профилактики // Профилактика слепоты и слабовидения у детей. — М., 1996. — С.3.

75. Хватова А.В., Катаргина Л.А. Ретинопатия недоношенных // Наследственные и врожденные заболевания сетчатки и зрительного нерва.—М.: Медицина,2001.—С.385.

76. Хватова А.В., Катаргина Л.А. Состояние и перспективы исследований по проблеме ретинопатии недоношенных // Профилактика и лечение ретинопатии недоношенных. Материалы симпозиума. 31 октября-1 ноября 2000г. - М., 2000. - С.З-16.

77. Хватова А.В., Лакомкин В.И., Сидоров Э.Г. Диагностика и лечение врожденной глаукомы (гидрофтальма) у детей. — М., 1982. — 20с.

78. Хорош С.М. Игрушка и ее роль в воспитании слепого дошкольника. – М.: Изд-во ВОС, 1983. – 59с.

79. Шелепин Ю.Е., Колесникова Л.Н., Левкович Ю.И. Визоконтрастометрия. — Л.: Наука, 1985. — 103с.

80. Шпак А.А. Исследование зрительных вызванных потенциалов в офтальмологии и офтальмохирургии. — М.: МНТК «Микрохирургии глаза», 1993. — 191с.

81. Юнусова Ф.В. Клинико-функциональные особенности и результаты лечения врожденных зонулярных катаракт у детей // Автореф. дис. … канд. мед. наук.— 1989. — 22с.

82. Юсупов А.А. Патогенез, клиника и лечение врожденной близорукости: Автореф.... дис. д.м.н. – М., 1992. - 51с.

83. Яцык Г.В. Руководство по неонатологии. - М.: Медицинское информационное агентство, 1998. - 397с.

84. (Hyvarinen L.) Хювяринен Л. Зрение у детей: нормальное и с нарушениями. – С.-П., Петербург – ХХI век, 1996. – 72с.

85. Adelson E., Fraiberg S. Gross motor development in infants blind from birth / Friedlander B., Sterritt G., Kirk G. (Eds.). Exceptional infant: Assessment and intervention. – New York: Brunner/Mazel, 1975. – P. 63-83.

86. Bruner J., Koslowski B. Visually preadapted constitue of manipulatory action // Perception. – 1972, N 1. – P. 3-14.

87. Bushnell E. The decline of visually guided reaching during infancy // Infant Behavior and Development. – 1985, N 8. – P. 139-155.

88. Butterworth G. The origins of auditory visual perception and visual proprioception in human development / Walk R., Pick H. (Eds.). Intersensory perception and sensory integration. – New York: Plenum, 1981. – P. 37-70.

89. Ferrell K. Infancy and early childhood / School G. (Ed.). Foundations of education for blind and visually handicapped children and youth: Theory and practice. – New York: American Foundation for the Blind, 1986. – P. 119-136.

90. Forssberg H., Nashner L. Ontogenetic development of posture control in man: Adaptatoin to altered support and visual conditions during stance // Journal of Neuroscience. – 1982, N. 2. – P. 545-552.

91. Fraiberg S. The development of human attachments in infant blind from birth // Merrill-Palmer Quarterly. – 1975. – Vol. 21. – P. 315-334.

92. Leung E., Hollins M. The blind child / Hollins M. (Ed.). Understanding blindness. – New York: Erlbaum, 1984. – P. 139-168.

93. Lockman J., Ashmead D., Bushnell E. The development of anticipatory hand orientation during infancy // Journal of Experimental Child Psychology. – 1984. – Vol. 37. – P. 176-186.

94. Troster H., Brambring M. Early motor development in blind infants // Journal of Appl. Developmental Psychology. – 1993, N 14. – P. 83-106.

 

К Главе 4

1. Айвазян Е.Б. Развитие телесного и эмоционального опыта женщины в период беременности: Дис. … канд. психол. наук. – М., 2005. – 321 с.

2. Айвазян Е.Б., Одинокова Г.Ю., Павлова А.В. Любовь по правилам и без, или особые ли матери у особых детей? // Дошкольное воспитание. – 2005. – №9. – С. 51- 63.

3. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений. – М.: Академия, 2001. – 192 с.

4. Багдасарьян И.С. Межличностные отношения в семье, имеющей умственно отсталого ребенка: Дисс. … канд. психол. наук. – Красноярск, 2000. – 175 с.

5. Баенская Е.Р. Нарушение аффективного развития ребенка в раннем возрасте как условие формирования детского аутизма: Автореф. дис. … д-ра психол.наук. – М., 2008. – 46 с.

6. Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Психологическая помощь при нарушениях раннего эмоционального развития: Методическое пособие. – М.: Полиграф сервис, 2001 – 156 с.

7. Вебер Г. Кризисы любви: Системная психотерапия Берта Хеллингера. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. - 304 с.

8. Витакер К. Полночные размышления полночного терапевта. – М.: Независимая фирма “Класс”, 1998. – 208 с.

9. Выродова И.А. Обучение воспитателей личностно – ориентированному взаимодействию с младенцами – сиротами в условиях специализированного дома ребенка: Дис. … канд. пед. наук. – М., 2008. – 210 с.

10. Геринг Т., Вилер И. Системный тест семьи – М., 1986

11. Гуслова М.Н., Стуре Т.К. Психологическое изучение матерей, воспитывающих детей-инвалидов // Дефектология. – 2003. – №6. – С. 28-31.

12. Иневаткина С.Е. Внутренняя позиция матери ребенка раннего возраста с синдромом Дауна: Дис. … канд. психол. наук. – М., 2009. – 214 с.

13. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2004. — 320 с.

14. Киртоки А.Е. Психологическая поддержка семьи ребенка с синдромом Дауна (опыт Центра ранней помощи «Даунсайд Ап») // Воспитание и обучение детей



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.79 (0.011 с.)