Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Комплексная реабилитация и работа с семьёйСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Реабилитация детей с нарушениями слуха направлена на преодоление ограничений жизнедеятельности и их включение в социум. Учитывая общность основных закономерностей развития слышащих и детей с нарушенным слухом, прежде всего, должна обеспечиваться целостность психического развития, становление базиса личностной культуры, означающего возможности ориентировки ребенка в предметах, природе, общественной жизни, в явлениях собственной жизни и деятельности. Решение этой задачи предполагает социальное развитие детей, обеспечение высокого уровня познавательной деятельности, формирования речи как средства общения и познания, личностное развитие дошкольников. Обеспечение этих направлений работы возможно только в процессе длительной систематической работы, ориентированной на обогащение общего развитие, приобщение ко всему, что доступно слышащим детям, коррекцию отклонений в развитии дошкольников с нарушенным слухом. Эта работа составляет основу воспитания и обучения в дошкольных учреждениях и представлена в различных разделах программы: физическое воспитание, игра, труд, изобразительная деятельность и конструирование, ознакомление с окружающим миром, развитие речи, развитие слухового восприятия и обучение произношению, формирование элементарных математических представлений, музыкальное воспитание. Каждый из этих разделов играет большую развивающую роль, а в совокупности они обеспечивают решение общеразвивающих задач. Содержание этих разделов не только обогащает развитие детей с нарушенным слухом, приближая его к развитию нормально слышащих дошкольников, но и создает базу для коррекционной работы, так как каждый из разделов содержит коррекционные задачи. Преодоление специфических недостатков, обусловленных снижением слуха, делает особо важными коррекционные задачи. В соответствии с положением Л.С. Выготского о сложной структуре аномального развития ребенка с дефектом рано возникшая глухота или тугоухость обуславливают отклонения вторичного порядка, которые связаны с нарушениями речи и общения. Отклонения в речевом развитии и связанные с этими нарушения общения обуславливают, в свою очередь, своеобразие и развитие восприятия, мышления и всей познавательной деятельности, а также в личностном развитии. Преодоление отклонений в развитии детей связано со всей системой работы и направлено в первую очередь на коррекцию вторичных отклонений — развитие речи и общения. Поэтому задача формирования речи как средства общения является одной из ведущих в системе коррекционно-педагогической работы в дошкольных учреждениях Важными компонентами этой системы является развитие слухового восприятия и обучение произношению детей со сниженным слухом. Эта работа проводится на специальных занятиях, а также включается во все разделы программы. Помимо формирования речи, обучения произношению, развития слухового восприятия, в дошкольных учреждениях решаются и другие коррекционные задачи, направленные на преодоление особенностей в развитии познавательной деятельности и т.д. Решение коррекционных задач наряду с общеразвивающими должно обеспечить полноценное развитие дошкольника со сниженным слухом и стать основой его готовности к школьному обучению. Таким образом, воспитание и обучение глухого или слабослышащего ребенка в дошкольном образовательном учреждении направлено и на решение задачи подготовки к обучению в школе. Обеспечение решения задач дошкольного образования детей с нарушениями слуха возможно лишь при построении системы коррекционного воспитания и обучения, ориентирующейся на закономерности развития детей дошкольного возраста и учет специфических потребностей, обусловленных влиянием нарушения слуха на развитие ребенка. Система коррекционно-педагогической работы с глухими и слабослышащими дошкольниками предполагает тесную взаимосвязь в решении развивающих, образовательных и коррекционных задач. Содержание реабилитационной работы в совокупности позволяет обеспечить разностороннее развитие дошкольников с нарушениями слуха: физическое, умственное, речевое, социальное, эстетическое. Программы воспитания и обучения глухих и слабослышащих дошкольников построены таким образом, чтобы обеспечить формирование присущих каждому периоду дошкольного детства психических новообразований в процессе развития детских видов деятельности с учетом своеобразия в развитии, обусловленного снижением слуха. В содержании коррекционно-педагогической выделяются девять разделов, каждый из которых включает как решение конкретных воспитательных и образовательных задач работы по данному направлению, так и коррекционных, направленных на преодоление некоторых особенностей в формировании различных сторон психического развития дошкольников с нарушенным слухом. Важное значение в системе воспитания и обучения придается физическому воспитанию детей, направленному наохрану и укрепление их здоровья, гармоничное физическое развитие, развитие потребности в двигательной активности, формирование основных движений и двигательных качеств, коррекцию и профилактику нарушений физического развития. Решение коррекционных задач связано с преодолением некоторых особенностей, обусловленных снижением слуха и нарушением деятельности вестибулярного аппарата, возникшим в результате тяжелых заболеваний, перенесенными детьми. Коррекция отклонений в моторном развитии предполагает тренировку функции равновесия, формирование правильной осанки, коррекцию и профилактику плоскостопия, развитие дыхания, координации движений. Одной из важных коррекционных задач физического воспитания глухих и слабослышащих дошкольников является развитие их ориентировки в пространстве. Правильно организованное физическое воспитание развивает активность детей, повышает работоспособность, становится базой для успешного проведения воспитательной и коррекционно-образовательной работы. Важное значение в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха придается обучению игре. Это связано с большой развивающей ролью игры, возможностями решения воспитательных задач, развития речи и общения. Формирование игровой деятельности направлено на развитие интереса к играм, обучение действиям с игрушками, формирование ролевого поведения, умение использовать предметы-заместители и воображаемые предметы и действия, отражать в играх действия людей и их отношения, разворачивать и обогащать сюжеты игр. В процессе формирования игры реализуются важные для психического развития ребенка с недостатками слуха задачи. Задачи социального развития, нравственноговоспитания связаны с коллективным характером игр, возможностью отражения в них взаимоотношений людей, норм поведения, усвоения детьми некоторых нравственных понятий. Умственное воспитание в игре происходит через расширение представления детей о предметах и явлениях окружающего мира, усвоение их свойств, назначения, способов использования. Особое значение для умственного развития дошкольников с нарушениями слуха имеет овладение игровым замещением. Для умственного развития особенно велика роль дидактических игр. В ходе целенаправленного развития и обогащения изобразительной и конструктивной деятельности создаются условия для эстетического, познавательного развития дошкольников с нарушениями слуха. На занятиях по изобразительной деятельности и конструированию, в свободной деятельности, в семье проводится целенаправленное обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию. Важной задачей, связанной с развитием изобразительной и конструктивной деятельности, является сенсорное воспитание детей. В процессе обучения проводится планомерное систематическое развитие различных видов восприятия: зрительного, тактильно-двигательного, двигательного. Изобразительная деятельность является одним из важнейших и наиболее доступных средств эстетического воспитания глухих и слабослышащих детей. В процессе трудового воспитания дошкольников с нарушениями слуха происходит формирование мотивации трудовой деятельности детей, развитие интереса к разным формам труда, помощи старшим. овладение некоторыми трудовыми умениями и элементарной культурой труда. Общественно-социальное значение труда связано с его воспитательным воздействием на личность ребенка. В труде формируется умение сотрудничать с детьми и взрослыми, формируется привычка к трудовым усилиям, умение доводить дело до конца, настойчивость, самостоятельность, стремление помогать взрослым и детям. В дошкольных учреждениях дети овладевают различными видами труда: самообслуживанием, хозяйственно-бытовым трудом, трудом в природе, ручным трудом. Познавательное и социальное развитие дошкольников происходит в процессе целенаправленной работы по ознакомлению с окружающим миром. Дети знакомятся с внешним видом, строением, способами использования необходимых человеку предметов, а также с условиями жизни человека и животных. В ходе работы по ознакомлению с окружающим расширяются представления детей о жизни людей, формируются навыки общественного поведения, взаимодействия с детьми и взрослыми. В процессе ознакомления с окружающим преодолевается свойственная детям с нарушенным слухом бедность и фрагментарность представлений об окружающих их предметах и явлениях. В игре, изобразительной деятельности и конструировании, труде, ознакомлении с окружающим создаются условия для развития речи детей, так как в процессе практических действий они усваивают названия игрушек, предметов, материалов, инструментов, их свойств, действий с ними. Эмоциональный фон, присущий детской деятельности, делает процесс усвоения речевого материала более продуктивным. Так как в игре, труде, конструировании, рисовании дети взаимодействуют друг с другом, здесь мотивированно и естественно может быть организовано речевое общение. Раздел "Развитие речи" по своей значимости является одним из ведущих в системе коррекционной работы, так как его задачи связаны с преодолением специфического для глухих и слабослышащих детей нарушения речи и речевого общения. Работа по развитию речи направлена на формирование речи как средства общения и познания окружающего мира. Речевое развитие детей обеспечивается в различных условиях: в быту, во время проведения режимных моментов: в процессе разных видов детской деятельности (игры, рисования, конструирования, лепки, труда), ознакомления с окружающим, на занятиях по всем разделам, на специальных занятиях по развитию речи, в семье. На специальных занятиях по развитию речи работа проводится в следующих направлениях: развитие языковой способности; накопление словаря и работа над значением слова; формирование разных форм речи (устной, письменной, дактильной), отработка различных видов речевой деятельности;проведение элементарных языковых наблюдений. С двухлетнего возраста начинается целенаправленная работа по обучению неслышащих детей грамоте (чтению и письму печатными буквами). Это необходимо для того, чтобы обеспечить ребенку полноценное восприятие речи через чтение и полноценное ее воспроизведение с помощью письма. Дети с нарушенным слухом, не имеющие дополнительных отклонений в развитии, должны научиться читать (на основе устной или дактильной речи) и писать печатными буквами к 4-4,5 годам. В старшем дошкольном возрасте особое внимание уделяется формированию читательской деятельности по оригинальной методике, предложенной Б.Д.Корсунской, при этом широко используются ее книги для дошкольников "Читаю сам" (1-Ш выпуски). Важные коррекционное задачи решаются в процессе развития слухового восприятия и обучения произношению. Целью этой работы является формирование и развитие у детей с нарушенным слухом навыков восприятия и воспроизведения устной речи. Задачей работы по развитию слухового восприятия глухих и слабослышащих дошкольников является развитие остаточного слуха, осуществляемое в процессе целенаправленного обучения восприятию на слух речевого материала и неречевых звучаний. На базе развивающегося слухового восприятия создается слухо-зрительная основа восприятия устной речи, расширяется сенсорная база ее воспроизведения, совершенствуются навыки речевой коммуникации. В процессе обучения произношению у детей создается потребность в устном общении, формируется внятная, максимально приближенной к естественной устной речи. Эта задача реализуется в процессе всей коррекционно-воспитательной работы. Для правильной организации работы по развитию слухового восприятия и обучению произношению должны быть предусмотрены определенные условия, к важнейшим из которых относится создание слухо-речевой среды, компонентами которой является устное общение педагогов и родителей с детьми, поддержание желания детей общаться, используя устную речь и другие средства (таблички, дактилирование). Формирование навыков восприятия и воспроизведения устной речи у глухих и слабослышащих детей связано с постоянным широким использованием звукоусиливающей аппаратуры. В тесной связи с развитием детской деятельности и речи осуществляется интеллектуальное развитие дошкольников с нарушениями слуха, которое происходит в процессе формирования элементарных математических представлений. В процессе целенаправленной работы по данному направлению происходит формирование систематизированных элементарных представлений о количестве и числе, пространственных свойствах и отношениях предметов; формирование счетных и элементарных измерительных умений. В содержании данного раздела выделяется ряд направлений: количество и счет, величина, форма, ориентировка в пространстве и времени. Усвоение этого материала готовит детей к овладению математикой в школе. Особую значимость в процессе коррекционно-педагогической работы с глухими и слабослышащими дошкольниками приобретает музыкальное воспитание. Здесь задачи коррекции и компенсации недостатков развития детей решаются с помощью таких средств, как формирование восприятия музыки, вокально-интонационное развитие голоса, развитие ритма движений и речи. Специфическим направлением работы является развитие слухового восприятия музыки, развитие динамического, ритмического, тембрового слуха. Музыкальное воспитание способствует эмоционально-эстетическому развитию детей, развитию их эмоциональной отзывчивости, творческого отношения к музыке. Традиционно коррекционная помощь детям с нарушенным слухом оказывается в учреждениях министерств здравоохранения (сурдологопедические кабинеты, отделения, центры, стационары при лор-отделениях крупных больниц) и образования (дошкольные образовательные учреждения компенсирующего или комбинированного вида, дошкольные отделения при школах для глухих и для слабослышащих детей, общеобразовательные учреждения «Начальная школа – детский сад» для глухих или для слабослышащих детей). В системе социальной защиты населения существуют отдельные учреждения для детей со сложными (комплексными) нарушениями в развитии, например, специализированное учреждение для слепоглухих в Сергиевом Посаде (Московская область). При отдельных научных центрах медицинских (например, в С.-Петербурге) и педагогических (например, в Москве) и при некоторых дефектологических факультетах пединститутов (например, в С.-Петербурге) функционируют экспериментальные и консультативные группы. В настоящее время при специальных дошкольных учреждениях и при дошкольных отделениях спецшкол открываются группы кратковременного пребывания. В различных регионах создаются разнообразные центры (медико-психолого-педагогические, психолого-педагогические и социальные, центры диагностики и консультирования, психолого-медико-педагогической реабилитации и коррекции и т.п.), в которых оказывают помощь детям с отклонениями в развитии, в том числе и глухим, слабослышащим, имплантированным и позднооглохшим детям. Для детей с нарушениями слуха раннего и дошкольного возраста существуют различные образовательные учреждения. Их деятельность регулируется «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» (2008) и «Типовым положением об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста» (1997). Глухие и слабослышащие дети раннего и дошкольного возраста могут воспитываться и обучаться в следующих образовательных учреждениях: Детский сад компенсирующего вида для глухих и/или для слабослышащих детей. Дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида для детей с нарушениями слуха открываются органами образования при условии наличия достаточного количества глухих и слабослышащих детей. Группы в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида для детей с нарушениями слуха комплектуются по решению психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Детские сады комбинированного вида, в состав которых, наряду с общеразвивающими, входят и компенсирующие группы для детей с нарушениями слуха. Как правило, в зависимости от состояния слуха и речи детей при дошкольных образовательных учреждениях создаются группы для глухих и/или для слабослышащих детей. Совместное воспитание и обучение глухих и слабослышащих детей в одной группе не рекомендуются. Группы комплектуются ПМПК детьми одного или смежного возрастов. В дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида и в компенсирующие группы детского сада комбинированного вида принимаются глухие и слабослышащие дети с 1,5 — 2-х лет. Процесс воспитания и обучения в зависимости от сроков поступления в детский сад (с 2-х или 3-х лет) рассчитан на 5 или на 4 года. При определении содержания воспитательно-образовательного процесса педагогический коллектив может руководствоваться имеющимися программами воспитания и обучения глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста, а также выбирать из комплекса вариативных общеразвивающих и коррекционных программ в соответствии с индивидуальными особенностями воспитанников (возраста, состояния слуха, речи, интеллекта и т.п.). Дошкольные группы, отделения в специальных коррекционных общеобразовательных школах, школах-интернатах для глухих или для слабослышащих и позднооглохших детей [8]. Дошкольные группы при школах для глухих или для слабослышащих и позднооглохших детей рассчитаны на обеспечение развития и подготовку к школе детей дошкольного возраста. В дошкольные отделения (группы) могут приниматься дети с 2--3-х летнего возраста при наличии условий для их воспитания. В некоторых случаях организуются группы для детей старшего дошкольного возраста, специальное обучение которых по разным причинам (позднее выявление нарушений слуха, текущие заболевания ребенка и др.) начинается в более поздние сроки – в 5-6 лет. В течение двухлетнего периода проводится общеразвивающая и коррекционная работа, направленная на подготовку детей к обучению в 1 классе школы для глухих или для слабослышащих детей. При организации и определении содержания воспитания и обучения глухих детей педагоги могут руководствоваться Программой воспитания и обучения в дошкольных группах при школах для глухих детей, рассчитанной на двухлетний срок коррекционно-воспитательной работы, а также программами, рекомендованными для детских садов для глухих и для слабослышащих детей, разрабатывать и выбирать вариативные коррекционные и общеразвивающие программы. Общеобразовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа – детский сад» компенсирующего вида для глухих или для слабослышащих детей или общеобразовательное учреждение для детей дошкольного и школьного возраста «Школа – детский сад» для глухих или для слабослышащих детей. В структуре данных образовательных учреждений могут быть группы детей раннего и дошкольного возраста, а также или только начальные классы, или все классы (с первого по 10-12 классы) школы для слабослышащих или для глухих детей. В данных образовательных учреждениях реализуются две образовательные программы: дошкольного и школьного образования для глухих или для слабослышащих и позднооглохших детей. Основными средствами обеспечения преемственности в реабилитационной работе являются педагогические технологии непрерывного коррекционного воспитания и обучения детей с нарушениями слуха, построенные с учетом особенностей психофизического развития детей дошкольного или школьного возраста, ведущих для каждого этапа видов деятельности, форм организации общеразвивающей и коррекционной работы: игры, занятия, свободная деятельность детей — в дошкольном учреждении; уроки, внеурочные формы организации детей — в школе. Таким образом, во всех перечисленных выше образовательных учреждениях ведется целенаправленная работа по воспитанию и обучению дошкольников с нарушенным слухом, начиная с 1,5-2-х лет (или позже). Педагогическое воздействие направлено на обеспечение в соответствии с возрастными особенностями общего развития ребенка (его двигательной, эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы), т.е. оно ведется в тех же направлениях, что и в детских садах для слышащих детей. Вместе с тем наличие снижения слуха и отсутствие или недоразвитие речи требуют использования не только специфических методов работы, ориентированных на овладение теми или иными умениями и навыками, но и специфического содержания, направленного на коррекцию отклонений в развитии. Следовательно, деятельность образовательных учреждений для дошкольников с нарушенным слухом направлена на удовлетворение особых образовательных потребностей детей, как специфических, так и общих. Комплектование дошкольных групп всех перечисленных выше образовательных учреждений осуществляется медико-психолого-педагогическими комиссиями с учетом возраста детей, состояния их слуха (отдельные группы для глухих и для слабослышащих детей), уровня речевого развития, если в том или ином городе или учреждении есть несколько одновозрастных групп детей с нарушенным слухом, а также с учетом наличия дополнительных отклонений в развитии (нарушения интеллекта, опорно-двигательного аппарата, зрения и т.п.). Для детей со сложными (комплексными) нарушениями развития могут открываться специальные группы. В настоящее время особое внимание уделяется разработке различных форм помощи детям со сложными (комплексными) нарушениями. Эти дети слуха в силу разных причин часто оказываются вне общедоступной системы дошкольного воспитания. Отсутствие адекватной образовательной и развивающей среды приводит к отставанию в развитии таких детей, последующим трудностям социальной адаптации в обществе Некоторые дети со сложными (комплексными) нарушениями, по объективным причинам не посещающие дошкольные учреждения компенсирующего и комбинированного вида, получают помощь психологов, учителей-дефектологов в условиях разнообразных центров (медицинских, реабилитационных, социальных, коррекционных и др.) различного подчинения, однако не всегда она имеет целенаправленный и систематический характер, часто лишена коррекционной составляющей в соответствии с характером и структурой нарушений, запросов семьи. При определении организационных форм воспитания и обучения ведущее значение должно придаваться учету социальных факторов, возможности хотя бы ограниченного по времени включения ребенка, не посещающего детский сад постоянно, в среду дошкольников. Результаты современных психолого-педагогических исследований свидетельствует о противопоказании изоляции любого ребенка, в том числе и с глубоким отставанием в развитии, от детского коллектива. Одной из форм реабилитационной помощи некоторым детям с нарушениями слуха, имеющим другие первичные нарушения, которые не принимаются в основные группы для дошкольников с нарушениями слуха, является организация в ДОУ компенсирующего и комбинированного видов групп для детей со сложными (комплексными) нарушениями. Особенно целесообразно пребывание ребенка со сложными нарушениями в таких группах в случае отсутствия в дошкольном учреждении групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии. Данные группы организуются для детей со сложными и множественными нарушениями развития, у которых имеется сочетание психических и (или) физических недостатков, подтвержденных в установленном порядке. Такие дети могут иметь разные варианты сочетания тяжелых нарушений слуха, интеллекта, двигательной, эмоциональной сфер. Целью создания групп для детей со сложными нарушениями развития является социальная адаптация детей дошкольного возраста с комплексными нарушениями развития; обеспечение психолого-педагогической коррекции с учетом индивидуальных возможностей и личностных особенностей каждого ребенка; подготовка к обучению в школе. Такие группы могут посещать дети в возрасте от 3 до 7 лет. При наличии медицинских показаний ребенок может находиться в группе до 8 лет. Наполняемость всех возрастных групп - 5 человек. Деятельность групп определяется Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 г. № 288. При организации групп может быть использовано письмо Минобразования России «Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп для слабослышащих детей со сложными (комплексными) нарушениями развития» от 02.08.01 № 809 /2316. В Москве используется «Положение об организации работы групп для детей со сложными нарушениями».[9] Группы для детей со сложными нарушениями могут функционировать в режиме обычных групп детского сада (12 часов, 14 часов, круглосуточно), Однако предпочтительным вариантом является ежедневное посещение ребенком дошкольного учреждения, для некоторых детей возможно пребывание в группе в течение нескольких часов или в первой половине дня. По возможности желательно сокращать круглосуточное пребывание детей в дошкольном учреждении. В процессе обучения детей в группе специалистами психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ (а при его отсутствии — специалистам ПМПК) осуществляется изучение воспитанников: контроль за их психофизическим состоянием, уточнение диагнозов. В конце каждого учебного года с целью оценки результативности обучения и подготовки рекомендаций по дальнейшему обучению проводится обследование детей со сложными нарушениями развития специалистами ПМПК. По решению ПМПК ребенок может быть переведен из группы для детей со сложными нарушениями развития в обычную группу детского сада при условии достижения им соответствующего уровня развития. Индивидуальные занятия должны проводиться с каждым ребенком ежедневно, в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей их длительность составляет от 10 до 25 мин. Индивидуальное обучение ребенка со сложными нарушениями развития. Некоторые дети с тяжелыми нарушениями в развитии не могут находиться в дошкольном учреждении в течение дня. Это относится к дошкольникам с тяжелыми нарушениями эмоционально-волевой сферы, поведения, текущими психическими заболеваниями (эпилепсия и др.), выраженными нарушениями моторики, отсутствием навыков самообслуживания. Им может быть рекомендовано посещение группы для детей со сложными нарушениями в индивидуальном режиме. Особенно приемлем такой вариант обучения детей со сложными нарушениями, если в ДОУ нет группы кратковременного пребывания. В процессе пребывания в группе ребенка, находящегося на индивидуальном обучении, занятия учителя-дефектолога должны сочетаться с деятельностью других специалистов: педагога-психолога, воспитателя по физической культуре, музыкального руководителя. В ходе обучения ребенка необходимо стремиться к тому, чтобы он общался не только с педагогами, но включался хотя бы на небольшой период времени во взаимодействие с другими детьми (в играх, на прогулках). Если позволяет состояние ребенка, он может находиться в группе в течение утреннего отрезка времени, участвуя в групповых (подгрупповых) занятиях и всех режимных моментах. Как правило, если ребенок с отклонениями в развитии постоянно не посещает дошкольное учреждение, основная нагрузка в плане организации коррекционно-развивающей и образовательной работы ложится на родителей. Поддержка семейного воспитания может осуществляться в разных формах: через группы кратковременного пребывания, лекотеки, центры, консультативные пункты. Одной из форм психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха, которые по различным причинам не могут посещать дошкольные образовательные учреждения компенсирующего или комбинированного вида и нуждаются в систематической психолого-педагогической и коррекционной помощи, является лекотека. Эта организационная форма помощи детям раннего и дошкольного возраста получила большое распространение в Москве[10]. Целью деятельности лекотек является обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития, их социальная адаптация, подготовка к включению в ДОУ компенсирующего и комбинированного вида, оказание психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям). В лекотеке может находиться до 12 детей с 2-х мес. до 6-7 лет с ограниченными возможностями здоровья. Контингентом лекотеки являются и дети с недостатками слуха, в том числе и с комплексными нарушениями в развитии, не посещающие дошкольные учреждения. Использование игровых методов на развивающих и коррекционных занятиях способствует преодолению социальной депривации, расширению контактов с детьми и взрослыми, стимуляции психического развития. Целесообразно посещение лекотек и детьми с нарушениями слуха, получающими коррекционную помощь в форме надомного обучения, группах кратковременного пребывания. Однако, как правило, в штатном расписании лекотек отсутствуют ставки сурдопедагогов, осуществляющих коррекционно-педагогическую работу с этой категорией детей, поэтому желательно, чтобы лекотека не была единственной формой помощи ребенку с нарушениями слуха, и он имел возможность посещать группу кратковременного пребывания или группу для детей со сложными (комплексными) нарушениями в ДОУ (ПМСС-центре). В этих группах осуществляется индивидуальная коррекционно-педагогическая работа в соответствии с уровнем психофизического развития ребенка с нарушенным слухом, в том числе и с комплексными недостатками в развитии. Как известно, большинство специальных дошкольных учреждений даже в Москве является учреждениями интернатного типа (с недельным пребыванием ребенка). Вместе с тем родители могут забирать детей домой ежедневно. Наличие интернатных учреждений связано с относительно небольшим количеством детей с нарушениями слуха, а следовательно и небольшим количеством учреждений, до которых даже в одном городе приходится добираться в течение 1,5-2-х часов. Однако и в этих условиях ведется целенаправленная работа с семьей: родители получают конкретные задания на выходные дни, на каникулы, систематически проводятся родительские собрания, конференции, родители приглашаются на открытые занятия педагогов и воспитателей, могут посетить любое занятие со своим ребенком или с группой детей, которую он посещает. При этом основное внимание в работе с семьей уделяется не закреплению того материала, который отрабатывался педагогом и воспитателями, а социально-бытовой ориентировке ребенка, знакомству с тем, что окружает его в семье, около дома, с жизнью детей и взрослых. Это крайне важно, т.к. в противном случае ребенок знакомится лишь со "стерильной" жизнью специального учреждения и не сможет реализовать свою социальную роль в семье, в ближайшем детском окружении, и, следовательно, будут занижены возможности его социализации. При всем положительном для общего развития ребенка, что несет с собой его воспитание в специальном дошкольном учреждении (группе), следует выделить и негативные последствия: · отрыв от семьи, т.к. большинство специальных дошкольных учреждений и групп являются круглосуточными; · постоянное нахождение среди плохоговорящих детей; · относительно позднее начало обучения (с 2-3-х лет и позже, а не с первых месяцев жизни); · невозможность комплектования группы детьми, примерно с равным слухоречевым уровнем развития (проигрывают слабослышащие дети со средней и легкой тугоухостью, остро нуждающиеся в коррекционной помощи и получающие ее в нужном объеме в специальных дошкольных учреждениях или группах, но попадающие в неадекватную для них речевую среду — в группы еще неговорящих детей). Альтернативой обучению ребенка в специальном дошкольном учреждении является его воспитание дома, при котором коррекционная работа ведется главным образом родителями под руководством учителя-дефектолога. Дети, воспитывающиеся дома, могут получать коррекционную помощь: · в московском городском детском центре реабилитации слуха системы здравоохранения; · в стационарах при лор-отделениях ряда детских городских больниц; · в группах кратковременного пребывания при специальных дошкольных учреждениях (группах) и при научных медицинских и педагогических центрах, педагогических факультетах педвузов. В настоящее время с целью оказания систематической коррекционно-педагогической помощи, консультирования родителей по вопросам воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии, в том числе и детей с нарушениями слуха, в дошкольных образовательных учреждениях разных видов могут быть в соответствии с рекомендациями Министерства образования РФ («Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии» от 26.06.99. № 129/32-16) организованы группы кратковременного пребывания. Они могут создаваться при детских садах компенсирующего вида для детей с нарушениями слуха, при детских садах комбинированного вида, в состав которого входят компенсирующие группы, а также при дошкольных отделениях при школах для глухих или для слабослышащих и позднооглохших. Группа является структурным подразделением дошкольного образовательного учреждения. Комплектование групп осуществляется психолого-медико-педагогической комиссией. Основным контингентом центра реабилитации слуха, ЛОР-стационаров, групп кратковременного пребывания являются: · дети младенческого и раннего возраста (до 2-3 лет), · дети с незначительным снижением слуха, как правило, воспитывающиеся в общеобразовательных дошкольных учреждениях, · оглохшие дошкольники, до потери слуха нормально слышавшие и говорившие и сохранившие речь, · имплантированные дети, · дети со сложными (комплексными) нарушениями, которые в силу тяжести отклонений в развитии не могут посещать специальный детский сад (группу), но остро нуждаются в коррекционной помощи, · дети, которым противопоказано по состоянию здоровья посещение детского сада, · дети, которым в связи с высоким уровнем их психофизического и речевого развития рекомендовано посещение общеобразовательных дошкольных учреждений (интегрированное обучение), · дошкольники, родители которых хотят обучать их дома. В сурдологопедических кабинетах, стационарах, группах кратковременного пребывания проводятся: - коррекционные занятия с детьми, - обучение родителей сотрудничеству с ребенком, приемам и методам его воспитания и обучения в условиях семьи, - оказание родителям психотерапевтической помощи. Основным содержанием работы в этих учреждениях является развитие речи ребенка, его остаточного слуха и формирование произносительных навыков. Большое внимание уделяется обучению грамоте и формированию читательской деятельности. Таким образом, коррекционно-педагогическая работа в центре реабилитации слуха, ЛОР-стационарах
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 863; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.214 (0.014 с.) |