Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Медико-социальная экспертиза и реабилитация лиц с заболеваниями и повреждениями органа зрения↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 20 из 20 Содержание книги
Поиск на нашем сайте Медико-социальная экспертиза и реабилитация лиц с патологией органа зрения базируется на отечественной концепции инвалидности и общих позициях медико-социальной экспертизы (МСЭ). Главные положения современной концепции инвалидности и государствен–ной политики по отношению к инвалидам отражены в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в РФ» (№ 181 от 24.11.95), в котором содержатся новая трактовка понятия «инвалид». Введены новые принципы определения инвалидности. В соответствии с ними «инвалид» – лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловлен–ное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводя–щее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты». «Ограничение жизнедеятельности – полная или частичная утрата человеком вследствие нарушения здоровья способности осуществлять самообслуживание, передвижение, ори–ентацию, общение, контроль своего поведения, обучения, трудовой деятельности и игровой деятельности (у детей)». Медико-социальная экспертиза – определение потребности свидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Согласно постановлению Правительства РФ № 95 от 25.02.2006 «О порядке признания граждан инвалидами» инвалидность опре–деляется учреждениями (бюро) медико-социальной экспертизой. В зависимости от тяжести нарушения здоровья и степени ограни–чения жизнедеятельности лицу, признанному инвалидом, устанав–ливается I, II или III группа инвалидности, а в возрасте до 16 лет (с 1999 г. – до 18 лет) – категория «ребенок-инвалид». В соответствии с постановлением № 95 от 20.02.2006 условиями признания гражданина инвалидом являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций орга–низма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утра–та гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориенти–роваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилита–цию. Наличие только одного из указанных условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом. При установлении группы инвалидности одновременно опреде–ляется и степень ограничения способности к трудовой деятельности гражданина в соответствии с п. 6 «ж» «Классификаций и критериев…», утвержденных приказом Минздравсоцразвития от 22.08.05 342 535, в котором изложены условия установления 3 степеней способности к выполнению трудовой деятельности. Способность к трудовой деятельности – способность осуществлять трудовую деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему, качеству и требованиями к условиям выполнения работы: 1 степень – способность к выполнению трудовой деятельности в обычных условиях труда при снижении квалификации, тяжести, напряженности и (или) уменьшении объема работы, неспособность продолжать работу по основной профессии при сохранении возмож–ности в обычных условиях труда выполнять трудовую деятельность более низкой квалификации; 2 степень – способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях труда с использованием вспомога–тельных технических средств и (или) с помощью других лиц; 3 степень – неспособность к трудовой деятельности или невоз–можность (противопоказанность) трудовой деятельности». Вопрос о направлении в бюро МСЭ для установления инвалиднос–ти рассматривается в лечебно-профилактических учреждениях после проведения диагностических и лечебных мероприятий. На учрежде–ния МСЭ, помимо определения группы и причины инвалидности, возлагается разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов как формы их социальной защиты. Реабилитация инвалидов – процесс и система медицинских, психо–логических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или более полную компенсацию огра–ничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Целью реабилитации являются восстановление социального ста–туса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация. Определение инвалидности базируется на тщательной оценке ком–плекса клинико-функциональных, социально-бытовых, профессио–нальных, психологических факторов. Требуется установить не только степень утраты либо нарушения медицинского и социального статуса, но и уровень их сохранности, компенсаторно-адаптационные резервы, возможность их мобилизации для полной или частичной реабилитации больного. В целях объективной оценки состояния здоровья и степени социальной адаптации используются результаты всестороннего обсле–дования, данные функциональных и лабораторных методов исследова–ния, проводятся осмотр и беседы с больным, анализ документов. Офтальмологическая экспертиза имеет свои специфические осо–бенности. Зрение – сложнейший психофизиологический процесс, полно–ценность которого необходима для нормальной жизнедеятельности человека, так как 90% информации о внешнем мире поступает через зрительный анализатор. Зрительные расстройства, приводящие к ограничению жизнедеятельности, могут быть обусловлены различ–ными видами офтальмопатологии, которые являются следствием заболеваний, аномалий развития, повреждений как различных струк–тур глазного яблока и его придатков, так и центральных, интракраниальных отделов зрительного анализатора. При медико-социальной экспертизе лиц с офтальмопатологией клинико-функциональный диагноз и прогноз определяют с учетом: • наследственной отягощенности; • анамнеза и катамнеза заболевания, особенностей его течения; • сроков наступления зрительных расстройств; • нозологической формы офтальмопатологии; • детальной характеристики структурных нарушений органа зре–ния; • состояния и динамики зрительных функций; • электрофизиологических характеристик зрительно-нервного аппарата; • оценки зрительной работоспособности; • сведений о сопутствующей патологии других органов и систем организма; • возможности и эффективности восстановительного лечения, коррекции зрения. В числе социальных факторов необходимо учитывать возраст, семейное положение, бытовые условия, образование, профессию, тру–довой стаж, характер трудовой деятельности. Оцениваются также пси–хологические особенности больного и потребность в различных видах социальной помощи. На основе результатов подобного комплексного анализа и выносится суждение о наличии степени ограничений жиз–недеятельности и инвалидности. Нарушение зрения неблагоприятно влияет на полноценность почти всех проявлений жизнедеятельности, но степень этого влияния различна. Способность человека к передви–жению, самообслуживанию, ориентации, общению зависит главным образом от остроты зрения и поля зрения. Зрительные функции определяются при моно– и бинокулярном предъявлении испытательных тестов, но при медико-социальной экс–пертизе тяжесть их нарушений оценивается по функции лучше видя–щего или единственного глаза в условиях переносимой (оптимальной) коррекции. Оценка возможностей зрительного анализатора примени–тельно к специфическим задачам трудовой деятельности и обучения является более сложной. Помимо анализа приоритетных для всех категорий жизнедеятельности остроты и поля зрения, требуется оцен–ка других функций зрительного анализатора, особенно значимых для выполнения различных видов труда, в том числе работ зрительного профиля, а также общего и профессионального обучения. К этим функциям относятся световая (темновая) чувствитель–ность, цветоощущение, бинокулярное зрение, острота зрения вблизи, аккомодация, зрительное утомление, зрительная продуктивность и другие офтальмоэргономические характеристики. Иногда, особенно при аметропии, заболеваниях центральной нервной системы, мышечных расстройствах глаза, патологии зри–тельно-нервного аппарата, даже при относительно хороших остроте и поле зрения патологическое зрительное утомление, снижает способ–ность трудовой деятельности в работах зрительного профиля, в том числе требующих постоянного использования компьютеров. Способность к выполнению зрительных работ, связанных с посто–янным использованием компьютерной техники ограничена, у лиц с высокой аметропией, одним глазом, нистагмом. Важное значение имеют данные о состоянии гидродинамики и гемодинамики глаза, особенно при оценке способности к труду, свя–занному с большой физической и нервно-эмоциональной нагрузкой. Важную информацию о состоянии зрительного анализатора при определении ограничений жизнедеятельности обеспечивают элект–рофизиологические исследования, дающие качественную и количес–твенную оценку функционального состояния различных отделов и компонентов зрительно-нервного аппарата. Особенно важны пока–затели ЭФИ при заболеваниях зрительного нерва и сетчатки, когда визуальные методы исследования (офтальмоскопия, офтальмобиомикроскопия, офтальмохромоскопия) не выявляют изменений, и только ЭФИ сигнализируют о наличии, локализации и выраженности патологического процесса. Столь же необходимы данные ЭФИ при помутнениях преломляющих сред, когда визуальное исследование структур глазного дна невозможно. Интегральная оценка функционального состояния зрительно–го анализатора с учетом Международной классификации болезней (МКБ X пересмотра. ВОЗ. Женева) позволяет выделить 4 степени (табл. 5) тяжести его нарушений: I – малая степень слабовидения; II – средняя; III – высокая; IV – практическая или абсолютная слепота. Комплексная оценка всех позиций позволяет определить степень ограничения жизнедеятельности, наличие инвалидности и ее груп–пу, которые устанавливаются в соответствии с общими критериями инвалидности.
Таблица 5. Критерии оценки нарушений основных зрительных функций.
Так, ограничения 1-й степени – незначительно или умеренно выраженные, касаются способности больного осуществлять тот или иной вид жизнедеятельности с определенными трудностями и пре–имущественно с помощью вспомогательных средств в связи с умерен–ными стойкими нарушениями функций организма. Ограничения 2-й степени – выраженные, возникают при необхо–димости не только использования вспомогательных средств, но и час–тичной помощи другого человека или специально созданных условий (для обучения, трудовой деятельности), что обусловлено стойкими выраженными нарушениями функций. Ограничения 3-й степени резко выраженные, констатируются при полной неспособности больного самостоятельно обслуживать себя и постоянной зависимости от других лиц ввиду значительно выра–женных стойких нарушений функций организма. В зависимости от степени ограничений жизнедеятельности и степени функциональ–ных расстройств, а также с учетом потребности в мерах социальной защиты и помощи устанавливается одна из 3 групп инвалидности. Инвалидность I группы устанавливается при нарушении здоровья со стойким значительно выраженным расстройством функций организ–ма, приводящим к резко выраженному ограничению основных кате–горий жизнедеятельности. У лиц со зрительными расстройствами показания для установле–ния I группы инвалидности имеются при практической или абсолют–ной слепоте на оба глаза. Инвалидность II группы устанавливается при нарушении здоро–вья с выраженным расстройством функций организма, приводящим к выраженному ограничению жизнедеятельности. При нарушении зрения показателем для определения II группы инвалидности является высокая степень слабовидения на единствен–ном или лучше видящем глазу либо на обоих глазах. Инвалидность III группы устанавливается при нарушении здоровья с незначитель–ным расстройством функций, приводящим к умеренно выраженному ограничению жизнедеятельности. У лиц с офтальмопатологией инвалидность III группы уста–навливается главным образом при ограничении способности к трудовой, профессиональной деятельности, обусловленной слабовидением средней или малой степени либо, иными зрительными нарушениями. При установлении инвалидности и определении ее группы, поми–мо состояния органа зрения, учитываются многие социальные и психологические факторы, клинический и реабилитационный про–гнозы. Важной задачей МСЭ, помимо определения инвалидности, является формирование индивидуальной программы реабилитации больных. В проведении реабилитационных мероприятий у инва–лидов по зрению должны участвовать лечебно-профилактические учреждения, службы социальной помощи, сами инвалиды и их семьи, различные предприятия, производства, а также правления и пред–приятия Всероссийского общества слепых. В России создана научно обоснованная система медико-социальной реабилитации слепых и инвалидов по зрению, включающая комплекс медицинских, психо–логических, социологических, педагогических, профессионально-трудовых мероприятий, поэтапное и взаимосвязанное применение которых всемерно способствует восстановлению здоровья, трудоспо–собности, других видов жизнедеятельности и социальной интеграции незрячих. В комплексе реабилитационных мер главную роль играет восста–новительное лечение. Благодаря достижениям отечественной офтальмологии, особенно офтальмохирургии и лазерной офтальмологии, многим тысячам сле–пых возвращено зрение. Большое значение имеет также элементарная реабилитация сле–пых – развитие мобильности, сенсорного восприятия, овладение навыками ориентировки в пространстве, самообслуживания, домо–водства, обучение письму и чтению по точечной азбуке Брайля (дающей возможность из комбинации 6 выпуклых точек создать 63 знака, достаточных для обозначения букв алфавита, цифр, знаков препинания, а также математических и нотных знаков), овладение средствами тифлотехники (typhlos – слепой) – совокупности при–способлений, приборов и систем, компенсирующих частичную или полную потерю зрения. Реабилитации значительно способствуют психологическая кор–рекция инвалида, преодоление психологического комплекса непол–ноценности. Для осуществления элементарной реабилитации созда–ны специальные школы, а также организована соответствующая служба при правлениях и на предприятиях обществ слепых. Необходимое для социально-трудовой реабилитации професси–ональное обучение или переобучение слепых и слабовидящих осу–ществляется в специальных техникумах, профессионально-техни–ческих училищах, где они приобретают доступные им профессии, а также непосредственно на предприятиях обществ слепых. Незрячие дети проходят курс элементарной реабилитации в спе–циальных школах-интернатах, где они получают общее среднее обра–зование. Обучение и воспитание в этих школах строятся с учетом своеобразия развития детей при разных формах нарушения зрения. Существуют раздельные школы для слепых и слабовидящих детей. Обучение в школах ведется по типовым и специальным программам, основанным на принципах тифлопедагогики. В школах-интернатах осуществляется и трудовая подготовка, имеющая политехническую направленность. Выпускники школ-интернатов работают на пред–приятиях обществ слепых либо на государственных предприятиях. Многие из них продолжают обучение в высших или средних специ–альных учебных заведениях и по окончании работают в различных отраслях народного хозяйства. Эффективная разносторонняя реабилитация инвалидов со зри–тельными нарушениями создает предпосылки для достижения рав–ных со зрячими возможностей и равных прав для получения общего и специального образования, разностороннего развития, активного участия в современном производстве и общественной жизни.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.158.124 (0.007 с.) |