Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социокультурная работа с инвалидами↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Введение Проблема преодоления отчуждения инвалидов от общества является по-прежнему одним из приоритетных направлений социальной политики государства. К сожалению, до сих пор в работе с инвалидами преобладает исключительно медико-социальный подход, который не ориентирован на использование приемов и досуговых форм. В нашей стране существует немало организаций, занимающихся проблемами инвалидов. Это и Всероссийское общество инвалидов, и различные общественные организации. Однако работа большинства из них направлена, прежде всего, на решение социально-бытовых проблем, осуществление медицинской реабилитации. Без сомнения, это важные задачи. Человеку с ограниченными физическими возможностями необходима высококачественная медицинская помощь, жилье, оборудованное в соответствии с его возможностями передвижения, зрения и слуха, доступная среда на улице. Но не следует забывать о духовной сфере человеческой жизни. Ведь именно в области культуры, искусства результаты деятельности человека не связаны напрямую с состоянием его здоровья.В наше время люди с ограниченными возможностями все чаще заявляют о своем высоком духовном и культурном потенциале. Состоялась церемония вручения Международной премии «Филантроп»[1] – пока единственной в мире премии в области культуры для инвалидов. Немногие знают, что Россия является инициатором учреждения Международной премии «Филантроп». Премия присуждается раз в два года в трех номинациях: исполнительские виды искусства, художественное творчество, литературное творчество. Её лауреатами стали художники и поэты, музыканты, танцоры, певцы… Они доказали, что могут жить полноценной и насыщенной, творчески активной жизнью. Но путь к этому был нелегок. Поэтому так необходимы сейчас усилия общественных организаций, в том числе культурно-досуговых учреждений, направленные на содействие творческой самореализации и личностному росту людей с ограниченными возможностями здоровья, и, прежде всего, молодежи. Данное пособие призвано помочь работникам культурно-досуговых учреждений поддержать людей в сложной жизненной ситуации, помочь человеку найти себя, сформировать духовные потребности, побудить к социальной самореализации личности, способствовать их адаптации в обществе, осуществить их право на участие в культурной жизни и доступ к культурным ценностям.
Социокультурная работа с инвалидами Для человека, ставшего инвалидом, начинается новый этап жизни: деформируются привычные жизненные стереотипы, нарушается сложившаяся система социальных контактов, меняется общественный статус личности, появляются барьеры на пути удовлетворения важнейших биологических и социальных потребностей. Необходимость реабилитации инвалидов продиктована пониманием того, что в гармоничном обществе все его члены должны иметь возможность для наиболее полной самореализации, что инвалид, в большинстве случаев, способен отвечать за себя наравне со здоровыми людьми и нуждается в помощи лишь для того, чтобы справиться с определенными трудностями, вызванными нарушениями функций организма. Известный психиатр М.М. Кабанов указывал, что реабилитация – это не просто профилактика, лечение и трудоустройство, а принципиально новый подход: повторная социализация, восстановление личного и социального статуса инвалида. Кабанов М.М. определил основной стержень реабилитационных программ - апелляция к личности. Необходимым условием интеграции инвалидов в социокультурное пространство является реализация специализированной социокультурной политики, учитывающей количественные и качественные особенности данной группы населения, специфику современной общественной ситуации, строящейся на таких базовых принципах, как системность подхода при выявлении и постановке проблем; учет характера и степени дифференцированности различных групп инвалидов; опора на правовые основания; технологичность подходов и решений. Недостаточный уровень развития сферы культуры в контексте жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями здоровья, предопределен рядом факторов и обстоятельств, которые могут быть сведены к трем группам: · неразвитость соответствующей инфраструктуры, ориентированной на организацию досуговой деятельности инвалидов; · отсутствие сложившихся социальных ориентаций, способствующих развитию данной области деятельности инвалидов; · слабая собственная мотивированность использования досуговых форм деятельности у лиц с ограниченными возможностями здоровья. Неразвитость инфраструктуры, ориентированной на организацию досуговой деятельности инвалидов, проявляет себя в таких характеристиках, как: · низкий уровень доступности, а нередко и просто недоступность, многих учреждений культуры в силу их неприспособленности для посещения людьми с ограниченными физическими возможностями здоровья (слабовидящими, слабослышащими, колясочниками и др.); · отсутствие систематической подготовки профессиональных организаторов досуга для соответствующих групп инвалидов; · слабое методическое и техническое обеспечение данной области деятельности. Конечно, нельзя сказать, что современное общество не заботится об инвалидах: их перестали стесняться, открыто говорят об их проблемах, создают самые различные общественные институты, организовывают международные мероприятия, фестивали, форумы. Реализуя политику государства в отношении инвалидов, клубным учреждениям необходимо обратить внимание, что организация досуга должна быть ориентирована на удовлетворение потребностей различных групп инвалидов в различных видах досуговой деятельности. Ориентируясь на данные цели, необходимо осуществить следующее: · изучить существующие культурно-досуговые учреждения с точки зрения их доступности и возможности полноценного использования для каждой группы инвалидов; · изучить потребности и запросы соответствующих групп лиц с ограниченными возможностями относительно пассивно- и активно-творческих форм досуговой деятельности; · с учетом данных такого исследования, разработать приоритетные направления развития инфраструктуры досуговой деятельности инвалидов; · разработать и апробировать новые оздоровительные технологии в системе досуговой деятельности; · разработать и апробировать новые формы и технологии развлекательной деятельности инвалидов; · создать современную инфраструктуру для инвалидов (техническое оснащение, приспособления, оборудования и т.п.).
Социокультурная реабилитация Куклотерапия (маскотерапия, работа с куклами и марионетками) Весьма популярен кукольный театр, особенно театр ростовых кукол (большие кукольные персонажи оптимальны для открытых сценических площадок в силу яркости и размера). Программы с участием различных кукол: перчаточных, тростевых, ростовых, марионеток – воспринимаются детьми-инвалидами (да и взрослыми) иначе, чем игра обычных актеров, даже если те искусно загримированы. Ведь кукла несет в себе закодированный семантический образ, воспринимаемый даже самыми маленькими зрителями с инвалидностью. И это не образ игрушки, а гораздо более глубокий и древний персонаж, спонтанно погружающий нас в сказочную реальность. Куклотерапия напрямую связана с технологиями сказкотерапии – ведь архетип сказки сам по себе является исцеляющим, в нем зритель как будто вписывается в философскую сказку со счастливым концом, история служит средством встречи с самим собой. Люди с ограниченными возможностями здоровья приобретают знания о законах жизни и способах проявления созидательной творческой силы, о моральных нормах и принципах социальных взаимоотношений. Сказка учит ребенка с инвалидностью продуктивно преодолевать страх, активизировать творческий потенциал. Паркотерапия
Паркотерапия – одна из инновационных здоровьесберегающих технологий социально-культурной деятельности. В современных условиях на парки культуры ложится не только культурно-досуговая нагрузка, но и весомая рекреативно-оздоровительная нагрузка. Поэтому парк как многофункциональное учреждение, предоставляющее различные виды услуг, использует в своей работе целый комплекс здоровьесберегающих технологий, которые в своем синтезе можно охарактеризовать как комплексную паркотерапию. Основываясь на исследованиях современных ученых, выделяют следующие направления этой технологии: 1. Ландшафтотерапия – исцеление происходит благодаря воздействию природной красоты (природы). Неоценимо положительное влияние на психоэмоциональное состояние человека природной среды в целом, так как именно в обстановке естественной природы осуществляется ее комплексное воздействие через все органы чувств. Зеленые насаждения способствуют оздоровлению организма человека. Аромат цветов, хвои, нежное трепетание листвы, шум леса, пение птиц благотворно влияют на нервную систему. Человек невольно видит в растении, животном или камне «нечто человеческое», и возникает чувство единения с природой, придающее новые творческие и физические силы. 2. Акватерапия, фонтанотерапия – перенос театрализованных программ на водные просторы добавляет зрелищности. Во всех культурах вода почиталась как источник и символ жизни, как носитель информации. Издревле было известно успокаивающее и релаксирующее воздействие неторопливого течения проточной воды. 3. Садовая терапия – один из старейших видов активной терапии, которая практикует физическое и психологическое исцеление человека через общение с растениями. Садовая терапия основывается на взаимодействие человека с природой, специалисты рассматривают этот процесс не только как положительную физическую нагрузку, но и как возможность постоянного сопереживания, соучастия, эмпатии[3]. Также известно, что при садовых работах земля поглощает импульсы негативных переживаний человека. Праздничная деятельность
Праздник – это радость, ощущение счастья. Он способен поднять настроение, улучшить самочувствие. И в последние годы все чаще приходится слышать о праздникотерапии – реабилитационной технологии, основанной на использовании возможностей праздников. Здесь элементом социокультурной реабилитации является актуализация волевого потенциала и оптимистическое настроение. Праздники помогают семьям с инвалидами выйти из изоляции, обрести уверенность в своих силах, завести новых друзей. Участие в организации и проведении праздников создаёт уникальные условия значительного позитивного воздействия на физический статус и психоэмоциональную сферу инвалида. При этом возможно как пассивное, так и активное участие в мероприятиях. Главный принцип – это принцип включения. Реабилитационный потенциал – чередование различных элементов праздника (игра, театрализация, музыка и др.), общение с прекрасным – формирует позитивную эмоциональную среду, помогает человеку посмотреть на мир вокруг себя другим взглядом, в котором меньше тревоги, боли и одиночества, дарит ощущение победы над своей болезнью и своими страхами. Праздник может проводиться в виде театрализованного представления. Очень важно, чтобы в нем принимали участие как можно больше детей с инвалидностью. Считается, что даже пассивное присутствие на мероприятии способствует их социальной адаптации. Поэтому детям с тяжелыми формами инвалидности присутствовать на празднике необходимо. Например, в театральных постановках могут принимать участие не только дети, умеющие ходить, говорить, но и ребята со множественными нарушениями или на коляске. В этом случае им поручаются роли без слов или с небольшим количеством слов или с восклицаниями. Например, сказка «Колобок». Можно ввести дополнительную роль для неговорящего мальчика – роль второго волка-молчуна. Ребенок одевает костюм, участвует в действе и выходит в конце спектакля на поклон. Только представьте, сколько положительных эмоций получит мальчик, участвуя в представлении! Также, праздник – это замечательная возможность применить новые технологии, предложить гостям торжества необычные развлечения. Большинство из нас знакомо с понятием – face painting, что означает «рисование на лице». Разрисовывание лиц – это веселое развлечение, которое нравится и детям и взрослым. Грим на лице великолепно дополнит карнавальный костюм и создаст единый образ. Прекрасным вариантом проведения праздника может стать игра в сказку. Самое главное, не зацикливаться на «собаке, кошке и принцессе». Необходимо рисовать все, что окружает сказочных героев. Это и море, и дерево, и бабочка, и ветер. Важно, что ребенок, рисующий на лице, видит не нос-рот-глаз, а пространство для изображения: создаются условия для развития воображения и происходит момент самовыражения. Ведь когда наше лицо скрывает маска, нам легче выразить себя. В этот момент ребенок забывает, что «он не такой, как все». И он не просто передает художественный образ, он подключает свои театральные способности, учится свободно выражать свои чувства. По окончании процесса – фотосессия. Праздником можно отмечать многие события: приход весны, прилет птиц, начало нового учебного года и т.п. В Приложении 2 для использования представленКалендарь необычных праздников. С его помощью «придумать» праздник и воплотить его в жизнь не составит труда. Также этот календарь специалисты клубных учреждений могут дополнить, изменить и в распечатанном виде подарить семьям с детьми-инвалидами для семейного празднования. Праздники дают возможность людям с ограниченными возможностями здоровья радоваться жизни, способствуют улучшению их психологического состояния, помогают обрести уверенность в своих силах и с оптимизмом смотреть в будущее. Таким образом, активная социокультурная реабилитация позволяет инвалидам реализовать себя и свою потребность в общении, возможность увидеть окружающий мир, встретиться с людьми, переживающими сходную ситуацию, и понять, что им доступно если не все, то почти все. Методические рекомендации культурным работникам по организации досуга и проведению мероприятий с участием инвалидов Социальная мастерская
В целях социальной реабилитации важно привлекать инвалидов к занятиям в досуговых учреждениях, где они становятся активными участниками праздников, культурных и спортивных программ. Возможна также организация работы в социальной мастерской для инвалидов, осуществляющей деятельность в таких направлениях, как изготовление игрушек, плетение макраме, вязание, шитье, столярные работы, чеканка и т.д. Существование мастерской может строиться по принципу любительского объединения, кружка по интересам. Большое значение в организации деятельности мастерской имеет роль социокультурного работника. Его задача не только дать знания, обучить инвалидов и раскрыть их интересы, но и помочь человеку найти себя, сформировать духовные потребности, побудить к социальной самореализации личности. В современных условиях появились новые социально-практические формы, обогатившиеся новым содержанием – благотворительные акции милосердия. Изготовленные своими руками игрушки, панно, связанные вещи могут быть подарены детям, находящимся в социальных приютах, реабилитационных центрах, детских домах. Коллектив «социальной мастерской» может взять на себя функцию психологической поддержки детей-сирот, престарелых и инвалидов в больницах. Группа может окружить вниманием людей, неспособных к передвижению, в праздничной обстановке отметить волнующие события в их жизни, выступить с концертом. Оказывая такого рода психологическую помощь другим людям, инвалиды отвлекаются от своих проблем, забывают о своей боли, немощи, физических недостатках. Общение с людьми, требующими особого внимания и помощи, обусловливает формирование духовной культуры, развитие душевных и моральных качеств личности, содействует созданию обстановки коллективных сопереживания, сотрудничества, обмена суждениями. Мастерская может действовать и с целью получения прибыли. Изготовленные работы могут быть реализованы на выставках-продажах, организованных здесь же, в культурно-досуговом учреждении. Финансовая независимость и трудовая занятость находятся в числе наиболее эффективных мер социальной реабилитации инвалидов. Также, совместно с центрами занятости социальная мастерская при КДУ может способствовать профессиональной реабилитации и адаптации инвалидов. Организуя профориентационную работу среди инвалидов, можно оформить стенды, распространять буклеты и проспекты о специальных учебных заведениях, в которых инвалиды смогут получить профессию. В комплекс форм профориентации входит организация лекций, радио- и телевизионных передач о профессиях, доступных инвалидам, о профилях и условиях обучения в учебных заведениях, перспективах трудоустройства.
Роль культурно-досуговых учреждений в изменении стереотипов поведения людей с ограниченными возможностями здоровья Среди множества проблем инвалидов существенное место занимают стереотипы их поведения. Именно они приводят к тому, что человек, имеющий инвалидность, не выходит на контакт со здоровыми людьми, стесняется своего физического недостатка, ведет пассивный образ жизни. Культурно-досуговые учреждения способны оказать помощь и поддержку в изменении данных стереотипов. Рассмотрим систему убеждений инвалидов и формы культурно-досуговой деятельности, направленные на их трансформацию: ♦ стыдно появляться с признаками инвалидности в общественных местах. Для изменения данного взгляда культурно-досуговым учреждениям необходимо как можно чаще приглашать инвалидов на мероприятия, где бывает самая разнообразная аудитория. В работе с ребенком-инвалидом также необходима работа по формированию и закреплению интересов, самореализации. Немаловажна и работа с родителями детей-инвалидов с акцентом на возможности, потенциал их ребенка и будущую его реализацию; ♦ инвалид не может создать свою семью. Изменению этого стереотипа может способствовать проведение таких мероприятий, как вечер-портрет семей инвалидов, где один из супругов - инвалид или оба супруга – люди с ограниченными возможностями здоровья. Во время проведения таких вечеров необходимо показать мир увлечений супругов, их эмоциональный контакт, хорошие взаимоотношения. Для расширения круга общения инвалидов возможно создание клубов встреч, клубов знакомств; ♦ стыдно обращаться за помощью к другим людям. Большое значение здесь приобретает увеличение контакта инвалидов со здоровыми людьми, проведение праздников, игровых программ на раскрепощение, приобретение навыков общения. Работники клубных учреждений могут стать организаторами тренингов общения с привлечением специалистов – психологов; ♦ «я не смогу жить самостоятельно, отдельно от родителей». В трансформации этого убеждения помогут беседы и семинары для родителей детей-инвалидов о необходимости самообслуживания, создания приспособлений для удобного жизнеустройства ребенка-инвалида; тренинги с детьми-инвалидами по самообслуживанию; ♦ «я не смогу найти работу и зарабатывать деньги сам». Решение этой проблемы возможно посредством встреч с теми инвалидами, которые смогли сделать карьеру, преуспеть в жизни. Это могут быть просто увлеченные люди, имеющие интересное хобби. Также необходима работа по выявлению потребностей, интересов инвалидов, реализации их возможностей. Таким образом, арсенал форм культурно-досуговой деятельности широк и разнообразен. И не столь значимо, какое из занятий (музыка, хореография, рисование, театр и т. д.) выберет инвалид. Важно помочь ему максимально реализовать свои возможности, избавить его от комплекса неполноценности.
Описание проекта Клуб общения для инвалидов представляет собой цикл мероприятий, направленных на достижение поставленной цели. Учитывая специфику данной категории людей, встречи должны проходить с периодичностью 1 – 2 раза в месяц. Для формирования личности, способной принимать себя таким, какой ты есть, быть уверенным в себе и чувствовать себя полноценным членом общества, необходимо определить методы воздействия. В этом проекте сделан упор на игру, так как именно театрализация раскрепощает человека, развивает чуткость и наблюдательность к окружающим, а значит и понимание; театр заставляет бороться с комплексами, учит не зацикливаться на своих недостатках.
Занятия в Клубе включают следующие виды деятельности: 1. ролевая игра – заключается в разыгрывании различных ситуаций, с которыми часто сталкивается человек в повседневной жизни. Помимо освоения навыков поведения в жизни, люди с ограниченными возможностями здоровья борются со стеснением, застенчивостью, ведь игра предполагает мини-выступление перед публикой, где нужно импровизировать и фантазировать. 2. занятия оригами, которое развивает моторику и снимает напряжение; 3. рисование; 4. работа с пластилином; 5. подготовка сценария; 6. подготовка костюмов; 7. оформление пригласительных билетов; Предполагается, что театрализованное выступление будет проводиться перед разной публикой. В день выступления может быть организована выставка работ инвалидов. Актуальность проекта Долгое время считалось, что инвалид – это только дефекты и ничего полезного для общества, и оптимальный выход из сложившейся ситуации видели в его изоляции. Но современное общество изменило взгляд на эту проблему: в человеке с ограниченными возможностями здоровья стараются видеть не его дефекты, а личность, члена общества. Сейчас взят курс на интеграцию инвалидов в общество. Открываются реабилитационные центры, помогающие инвалидам адаптироваться в социуме; создаются законы, условия, обеспечивающие инвалидам полноценную жизнь в обществе, но, к сожалению, практика показывает, что все эти мероприятия находятся на стадии становления. Если ребенок-инвалид до 18 лет еще находится под защитой государства и у него есть возможность получить среднее образование, посещать реабилитационный центр, где сможет обрести друзей, ежегодно его приглашают на различные праздники, то с наступлением совершеннолетия общество «закрывает» перед молодым инвалидом многие двери. В связи с этим возникает необходимость поиска новых путей интеграции инвалидов в социум. И Клуб общения, организованный клубным учреждением, в данном случае является оптимальным вариантом решения проблем людей с ограниченными возможностями здоровья. Так клуб дает человеку не только «выход в свет», но и возможность приобрести новые знания, навыки общения с окружающими, и, как следствие, побороть свои страхи и комплексы. Целевая аудитория проекта Численность группы составляет 15 человек (цифра может меняться в зависимости от количества членов Клуба общения) в возрасте от 18 лет. Ведущий. Здравствуйте, ребятишки, Итак, дорогие друзья, мы начинаем конкурс семейных команд «Папа, мама, я – музыкальная семья». Сегодня в конкурсе примут участие следующие семьи… (называет фамилии и имена участников). Первое задание для вас будет таким. Вам нужно придумать название и музыкальную визитку для своей команды. Конкурс «Музыкальная визитка» Ведущий. Вот перед вами нотный стан – Вторую ноту я снимаю, Нота четвёртая перед вами, (участники вытягивают карточки с именами известных эстрадных исполнителей, им предлагаются музыкальные фонограммы и сценические атрибуты, команды должны показать пародию на звезду эстрады). Ведущий. Вот пятая нота, Конкурс «Перевертыши»
Вот перед вами нота шесть, команды по очереди задают друг другу вопросы строчками из песен и отвечают на них так же строчками из песен Ведущий. Седьмая нота завершает нотный стан, Конкурс «Угадай мелодию» (фонограмма караоке) Ведущий. А теперь – скрипичный ключ. На мотив любой песни надо сочинить один куплет и припев песни о своей семье и исполнить всей командой. Аккомпанемент можно выбрать из сборника караоке Ведущий. Поиграли мы неплохо, происходит награждение всех участников.
Подведён итог, конкурс завершен,
Разведение костра совместно с взрослыми участники программы складывают дрова, разжигают огонь Пока дрова прогорают, проводятся конкурсы: 1 этап: «Сбор урожая» - сначала картошку надо собрать. Каждому игроку выдается пакет, необходимо собрать как можно больше картофелин. Побеждает тот, у кого урожай больше. 2 этап: «Подсчет урожая» - надо определить количество картофелин в пакете. Побеждает тот, кто назвал цифру, наиболее близкую к действительному количеству. 3 этап: «Подготовка к хранению урожая» - надо завернуть картошку в бумагу, стараясь сделать это красиво и оригинально. 4 этап: «Учет урожая» - надо определить количество картофелин, сев на них. Начинаем печь картошку одеваем перчатки и картошку закапываем в золу 5 этап: «Обработка урожая» - надо почистить картошку. Для этого нам пригодятся специальные ножи. Из зала вызываются 5 взрослых (из числа зрителей), которым выдается по 1 картофелине. За 1 минуту они должны аккуратно и экономно почистить картошку. 6 этап: «Нарезка» - пока картошка печется, проведем конкурс, который потребует от вас внимания и кулинарных навыков. Нужно натереть картошку на терке. Приглашается 3 участника. 8 этап: «Конкурс частушек» - придумать частушку о картошке. 9 этап: «Нарисуй картошку» - зажав фломастер в зубах нарисовать картошку на листочке бумаги. 10 этап: «Поздравление» - написать поздравление имениннице – картошке. Запас: «Изобрази печеную картошку» (пантомима) Достать печеную картошку, остудить, почистить. 12 этап: «Приятного аппетита» - без помощи рук съесть картошку, лежащую в глубокой миске на скорость. Победители конкурсов получают в качестве приза беспроигрышный лотерейный билет, по окончании праздника проходит розыгрыш и вручение подарков. Вручение подарков-сюрпризов сопровождается шуточными стишками. 1. Вы в сливки общества войдёте Возможно, спонсора найдёте, 2. Прическа ваша, внешний вид, Нас всех приятно удивит 3. А вас - хозяйственных забот, Домашних дел немало ждёт 4. Ваш приз довольно редкий – волшебные салфетки. 5. Чтобы всегда опрятным быть – зубную щетку спешите получить. 6. Знаем мы – вы любите письма писать, и в приз вам досталась вот эта тетрадь. 7. Чтоб сохранить красивую причёску мы подарим вам расчёску. 8. Чтоб было легко шурупы крутить, мы вам решили отвертку подарить. 9. Вы баловень судьбы, а значит, Вас ждут успехи и удачи. 10. Здоровье ваше крепче станет, 11. Если любишь ты поесть 12. У вас друзей, знакомых море, 13. Все обратят на вас внимание 14. Круглый, вкусный, гладкий 15. А вы удачливее стали - Общих правил этикета 1. Когда вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или сурдопереводчику[5], которые присутствуют при разговоре. 2. Когда вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку – даже те, кому трудно двигать рукой, вполне могут пожать руку – правую или левую, что вполне допустимо. 3. Когда вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с вами. Если у вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент вы обращаетесь. 4. Если вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать. 5. Обращайтесь со взрослыми инвалидами, как со взрослыми. Обращайтесь к ним по имени и на «ты», только если вы хорошо знакомы. 6. Опираться или повиснуть на чьей-то коляске – то же самое, что опираться или повиснуть на ее обладателе. 7. Когда вы разговариваете с человеком, испытывающем трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, когда человек сам закончит фразу. Не поправляйте его и не договаривайте за него. Никогда не притворяйтесь, что вы понимаете, если на самом деле это не так. 8. Когда вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской, расположитесь так, чтобы ваши и его глаза были на одном уровне, тогда вам легче будет разговаривать. 9. Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите, четко артикулируя губами. Постарайтесь, когда вы говорите, чтобы вам ничего (еда, сигареты, руки) не мешало. 10. Расслабьтесь. Не смущайтесь, если случайно допустили оплошность.
Введение Проблема преодоления отчуждения инвалидов от общества является по-прежнему одним из приоритетных направлений социальной политики государства. К сожалению, до сих пор в работе с инвалидами преобладает исключительно медико-социальный подход, который не ориентирован на использование приемов и досуговых форм. В нашей стране существует немало организаций, занимающихся проблемами инвалидов. Это и Всероссийское общество инвалидов, и различные общественные организации. Однако работа большинства из них направлена, прежде всего, на решение социально-бытовых проблем, осуществление медицинской реабилитации. Без сомнения, это важные задачи. Человеку с ограниченными физическими возможностями необходима высококачественная медицинская помощь, жилье, оборудованное в соответствии с его возможностями передвижения, зрения и слуха, доступная среда на улице. Но не следует забывать о духовной сфере человеческой жизни. Ведь именно в области культуры, искусства результаты деятельности человека не связаны напрямую с состоянием его здоровья.В наше время люди с ограниченными возможностями все чаще заявляют о своем высоком духовном и культурном потенциале. Состоялась церемония вручения Международной премии «Филантроп»[1] – пока единственной в мире премии в области культуры для инвалидов. Немногие знают, что Россия является инициатором учреждения Международной премии «Филантроп». Премия присуждается раз в два года в трех номинациях: исполнительские виды искусства, художественное творчество, литературное творчество. Её лауреатами стали художники и поэты, музыканты, танцоры, певцы… Они доказали, что могут жить полноценной и насыщенной, творчески активной жизнью. Но путь к этому был нелегок. Поэтому так необходимы сейчас усилия общественных организаций, в том числе культурно-досуговых учреждений, направленные на содействие творческой самореализации и личностному росту людей с ограниченными возможностями здоровья, и, прежде всего, молодежи. Данное пособие призвано помочь работникам культурно-досуговых учреждений поддержать людей в сложной жизненной ситуации, помочь человеку найти себя, сформировать духовные потребности, побудить к со
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 6695; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.15.18 (0.013 с.) |