VIII. Социальная работа в странах азии, Африки и латинской америки в 20 веке 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

VIII. Социальная работа в странах азии, Африки и латинской америки в 20 веке



1. Японская модель социальной работы.

2. Китайская модель социальной работы.

3. Специфика социальной помощи в странах арабско-мусульманского мира.

4. Развитие социальной работы в латиноамериканских странах.

5. Складывание системы социальной защиты в странах Африки.

 

1. Выделение самостоятельной японской модели социаль­ной работы объясняется особой социально-экономической и духовной средой жизнедеятельности, характерной для этой страны. Государство несет на себе основную финансовую нагрузку по оказанию им помощи, а с другой, осуществляет­ся эта деятельность преимущественно на муниципальном уровне. Уже многие годы в каждой японской префектуре дей­ствует консультативное бюро для инвалидов. По своим фун­кциям оно во многом схоже с нашими территориальными бюро медико-социальной экспертизы. Работники японских консультативных бюро не только определяют характер и тя­жесть инвалидности человека, но и разрабатывают индиви­дуальные программы восстановления трудоспособности (ре­абилитации) инвалидов.

В течение последних десятилетий вопросами стратегии и общегосударственной политики в сфере социальной защи­ты инвалидов активно занимались в Японии такие структу­ры, как Национальный совет по трудоустройству инвалидов, Совет по защите инвалидов с физическими недостатками и Национальный совет социальной защиты, находящиеся в введении государственных органов власти. Деятельность всех организаций и учреждений социальной защиты инвалидов координировал Национальный совет социальной защиты. Специализированными структурами совета были: Комитет по защите детства, Комитет по реабилитации инвалидов с физическими недостатками, Комитет защиты престарелых. В их работе принимали участие и благотворительные орга­низации.

На государственные и муниципальные органы в Японии ложится основной объем финансовой помощи, направляемой на нужды инвалидов. Причем помощь государства по своим размерам в несколько раз больше, чем та, которую ока­зывают местные органы самоуправления. В 1970—1990-е гг. это соотношение составляло примерно один к четырем.

Государство в Японии не только финансирует разнообраз­ные программы помощи инвалидам, но и устанавливает для них льготы. В частности, инвалидам предоставляется пре­имущественное право на открытие и эксплуатацию магази­нов в зданиях, занятых административными органами. Выделяя особенности японской модели социальной ра­боты, отмечая действенность различных ее звеньев, не сле­дует идеализировать практику социальной защиты и в целом социальную сферу этого государства. С начала 90-х гг. XX в. и по сей день страна находится в непростом положении про­должающегося экономического спада. В результате разруша­ется традиционная система пожизненного найма и продви­жения по службе в зависимости от стажа, разрабатываются непопулярные меры в сфере пенсионного обеспечения. По­жизненный найм придавал работникам уверенность в завт­рашнем дне, хотя в определенной мере сдерживал продви­жение по служебной лестнице молодых людей. В целом названная система обеспечивала занятость многих работников, гарантируя стабильность их положения. Упразднение ее обер­нулось усилением социальной неуверенности части населения.

 

2. В Китае семей­ное обеспечение сохраняет доминирующее положение, яв­ляясь, кроме прочего, и культурным наследием нации.

Наряду с семейным фактором в социальной сфере Китая продолжает играть важную роль принцип коллективной по­мощи, широко применяемый на местном уровне (в селах, в рамках городских улиц, кварталов и пр.). Поэтому правомер­но утверждать, что местную систему социальной защиты от­личает не просто традиционный, а семейно-коллективный характер социальной помощи и поддержки.

Китайские экономические реформы последней четверти XX в. способствовали ускоренному социальному развитию страны, создав условия для роста доходов населения и эф­фективного функционирования системы социальной помощи нуждающимся. Повышение доходов населения, изменения в мировосприятии и экономическом мышлении народа актуа­лизировали проблему формирования системы социального страхования рыночного типа. Все это нашло отражение в ныне действующей китайской модели социальной защиты. К числу важнейших ее компонентов можно отнести:

— приоритетную роль традиционно-семейного фактора в оказании социальной поддержки;

—особое значение государственных и коллективных форм помощи нуждающимся;

—усиление влияния страховых механизмов социальной
защиты;

—вспомогательную роль благотворительной помощи и
платных услуг в социальной работе.

Основную ответственность за обеспечение престарелых китайцев и сегодня несет семья. Как и в Японии, главную роль здесь играет женщина (дочь или невестка). Причем в условиях все большего числа однодетных семей нагрузка по уходу за стариками на нее возрастает. Если раньше тяжесть ухода за престарелыми лежала на жене старшего сына, кото­рая жила вместе с родителями мужа, то теперь женщинам из однодетных семей приходится одновременно ухаживать за несколькими пожилыми людьми (своими родителями и ро­дителями мужа).

Как уже отмечалось, общегосударственная система соци­ального страхования и, в частности, пенсионного страхова­ния сегодня в Китае только складывается. Реалии таковы, что большая часть престарелых китайцев не охвачена пен­сионным обеспечением. В начале 2000-х гг. не более 1/4 лиц старше 60 лет получали пенсии. Более 2/3 лиц пенсионного возраста, особенно в сельской местности, не имели пенсион­ного обеспечения, завися от финансовой поддержки своих взрослых детей. В связи с недостаточной развитостью соци­альных служб престарелые китайцы, нуждающиеся в уходе, реально могут рассчитывать на помощь детей, а также род­ственников и соседей. Кроме поддержки со стороны семьи престарелые, тяжело больные, бедные люди получают определенную помощь со стороны китайского государства, коллективных органов ме­стного управления — деревенских, районных, уличных, квар­тальных комитетов. Что касается государственной помощи, то ее предоставление предусмотрено новой структурой со­циального обеспечения, разработанной в 90-е гг. Она состо­ит из четырех основных уровней: 1-й уровень — социальная помощь бедным слоям населения и их семьям, доход кото­рых ниже официального прожиточного минимума; 2-й уровень — социальное страхование, включающее пенсионное страхование, страхование по безработице, страхование рис­ка, при рождении ребенка, болезни, инвалидности, потере трудоспособности, смерти; 3-й уровень — социальное бла­госостояние, направленное на частичное или полное покры­тие расходов китайских граждан на образование, улучшение жилищных условий; 4-й уровень — социальная забота, ко­торая предоставляется исключительно военнослужащим и их иждивенцам, особой группе граждан, пользующихся уваже­нием общества. Такая забота предполагает систему опреде­ленных скидок, выдачу пайков и надлежащее устройство во­еннослужащих после их демобилизации. Названные уровни соцобеспечения, за исключением второго, напрямую связа­ны с государственным участием в сфере социальной помо­щи и поддержки.

В современном Китае страхование рассматривается как ядро всей системы соцобеспечения. Оно включает в себя пен­сионное страхование, страхование медицинского обслужи­вания, от безработицы и производственных травм, материн­ства и детства. Социальным страхованием предусмотрены гарантии в случае основных рисков, возможных среди актив­ного населения. Распространяется оно прежде всего на город­ских жителей, наиболее вовлеченных в рыночное хозяйство. В 1986г. после двух лет экспе­римента китайским правительством было принято решение о постепенном переходе к централизованной, многоуровне­вой системе пенсионного обеспечения. Предприятия в со­ответствии с установленными нормативами стали отчислять средства в городские и провинциальные пенсионные фон­ды. По новой системе страхования общая пенсия состоит из двух частей. Первая часть (основная пенсия) назначается ме­стными органами страхования и не зависит от уровня зарпла­ты работника или страховых взносов, сделанных им до выхо­да на пенсию. Эта часть пенсии равна 20% от среднемесячной зарплаты в данном регионе. Вторая часть (пенсия индиви­дуального счета) составляет сумму накоплений на индиви­дуальном счете работника, включая процент по вкладу. Третий уровень пенсионного обеспечения — дополнительное пенсионное страхование, осуществляемое добровольно. Этот уровень страховых выплат рассматривается в Китае как важное направление реформы. Однако в стране осознают, что заработать данная система сможет при стабильной хозяй­ственной деятельности предприятий, благоприятном инве­стиционном климате в государстве и готовности страховате­лей брать на себя риски, связанные с коммерциализацией индивидуальных счетов.

В настоящее время границы пенсионного возраста в Китае не изменились и составляют уже многие десятиле­тия 60 лет для мужчин, 55 лет для женщин (на вредных и тя­желых работах — 55 лет и 45 лет).

 

3. Определенная система социальной поддержки функцио­нирует в государствах арабско-мусульманского мира. Хотя в каждом из них имеется своя специфика, но многое в этой области их объединяет. К числу общих особенностей можно от­нести важную роль религиозно-семейного фактора в оказании социальной помощи, а также использование страховых меха­низмов и значительного государственного участия в сфере со­циальной защиты. Наиболее сильна социальная роль госу­дарства в богатых нефтедобывающих странах арабского Востока. Некоторые из них на конституционном уровне про­возгласили приоритет социальной политики и социального обеспечения. Арабам и многим мусульманским народам исторически присущ традиционно-религиозный характер оказания соци­альной поддержки. Муллам и правоверным людям, «освя­тившим себя» паломничеством в Мекку (совершившим хадж), принадлежит важная роль в урегулировании многих социальных проблем повседневной жизни. У них находят защиту сироты, вдовы, искалеченные люди, бедные. В мусульманском мире издревле придерживались опреде­ленных норм и порядков семейно-правового характера, ко­торые позволяли помочь сиротам и вдовам, а также регули­ровали вопросы поддержания уровня рождаемости в тяжелые периоды войн.

Брачный контракте временной женой, именуемый в Ира­не «сеге», заключается на равноправной основе с согласия и по желанию женщины. Он оформляется с участием муллы на вполне определенный срок, по окончании которого брак считается расторгнутым. Временная жена защищена зако­ном и в случае нарушения партнером условий контракта мо­жет подать на него в суд. Ей причитается оговоренная в брач­ном договоре денежная сумма. Это позволяет вдовам и незамужним женщинам, испытывающим нужду, при опре­деленной симпатии к конкретному мужчине решиться на по­ложение временной жены.

 

4. С конца 80-х гг. XX в. основная часть латиноамериканских государств приступила к реализации неолиберальных ре­форм, предусматривающих резкое ограничение государствен­ного сектора экономики и по сути дела свертывание регулиру­ющих функций государства. В социальной сфере неолиберальные реформы, проводив­шиеся в Латинской Америке, были направлены на достиже­ние следующих целей: сокращение бюджетных расходов на социальные нужды и перераспределение их в пользу наибо­лее нуждающихся слоев населения; расширение спектра платных социальных услуг; развитие институтов негосудар­ственного социального страхования; ослабление роли соци­ального контроля путем устранения многих правовых огра­ничений трудового законодательства, касающихся условий и режима труда и др. Однако при наличии широких слоев бед­ного населения приватизация социального обслуживания стала оборачиваться уменьшением численности лиц, имею­щих доступ к необходимым социальным услугам.

Либерализация социальной политики стран Латинской Америки существенно затронула пенсионное и медицинское обеспечение, а также сферу занятости. С целью развития ча­стного рынка пенсионного страхования был взят курс на мас­штабное внедрение накопительных пенсионных схем. С 1981г. в Чили начался переход на исключи­тельно накопительную систему пенсионного страхования. В результате здесь была введена частная система персональных накоплений, исключающая какие-либо распределительные элементы. Эта система является преимущественно сферой коммерческой деятельности частных страховых компаний, взявших на себя обязательства по выплатам пенсий.

Чилийская накопительная система пенсионного обеспе­чения предполагает обязательное страхование лиц, работа­ющих по найму, и добровольное — для самозанятого населе­ния. Работники уплачивают 10% от своей зарплаты в один из частных пенсионных фондов, которые затем инвестиру­ют эти деньги. В соответствии с законодательством о нако­пительном пенсионном страховании устанавливается пре­дельный размер заработка, с которого осуществляются пенсионные выплаты. Если застрахованное лицо недоволь­но деятельностью пенсионного фонда, то оно может пере­дать средства в другой фонд. Обязательному страхованию в Чили подлежат мужчины до 65, а женщины — до 60 лет. По достижении пенсионного возраста деньги, накопленные в ча­стных пенсионных фондах, обеспечивают каждого работни­ка пенсией, основанной на его вкладе и ежегодных инвести­циях от суммы пенсионных взносов. В данном случае ни государство, ни работодатели не участвуют в пенсионном обеспечении.

Частные пенсионные фонды, называемые в Чили Адми­нистрациями пенсионных фондов, инвестируют поступле­ния страховых взносов на чилийском и частично зарубеж­ном рынке ссудных капиталов. В рамках чилийской пенсионной системы все наемные работники обязаны дополнительно к пенсионному обеспе­чению застраховаться на случай наступления инвалидности и потери кормильца. Для этого они должны выплачивать еще 3% от заработной платы. Следовательно, с учетом назван­ных 10% отчислений на пенсионное страхование получает­ся суммарный тринадцатипроцентный ежемесячный обще­пенсионный взнос.

Усиление либеральной направленности социальной по­литики в странах Латиноамериканского континента отрази­лось и на медицинском обслуживании. Приоритет здесь был отдан частному медицинскому страхованию. В Чили, Мек­сике и другие государствах региона одновременно с органи­зацией частных компаний, занимающихся медицинским страхованием, была проведена частичная приватизация глав­ных государственных структур здравоохранения. Причем наиболее рентабельные медицинские учреждения, диагнос­тические центры, современные клиники перешли в частные руки, а нерентабельные остались под государственным кон­тролем.

Значительно сократились в странах Латинской Америке бюджетные отчисления на здравоохранение. Если в начале 70-х гг. из госбюджета покрывалось до 60% расходов на ме­дицину, то к середине 90-х гг. — менее 40%. Одновременно с этим увеличилось число лиц, охваченных частным медицин­ским страхованием. К началу 2000-х гг. они составляли око­ло трети населения региона.

Системой страхования по безработице в конце 1990-х гг. было охвачено лишь восемь латиноамериканских стран (Барбадос, Мексика, Аргентина, Бразилия, Чили, Эквадор, Уругвай и Венесуэла). Но даже здесь немалое число наемных работни­ков не участвовало в страховых схемах. Доля работников, не охваченных таким видом социального страхования, составляла в Арген­тине, Бразилии и Мексике около трети, а в Чили — 20%. Но и те безработные, которые получали пособие, из-за его ми­зерного размера не могли обеспечить прожиточным мини­мумом ни себя, ни свои семьи.

Довольно высоким остается уровень безработицы среди экономически активного населения Латинской Америке. В среднем по региону он составлял к началу 2000-х гг. около 9%, хотя в 1990г. этот показатель был равен 5,8%. Также сле­дует отметить, что официальная статистика предоставляет нередко заниженные данные. Некоторые аналитики придер­живаются мнения, что в среднем по региону трое из каждых десяти трудоспособных лиц являлись тогда безработными. Но вернемся все же к официальной статистике. Она свиде­тельствует, что уровень открытой безработицы в то время составлял в Чили — около 10%, в Аргентине — 14,3, в Вене­суэле —15%. Следствием массовой безработицы были мно­гочисленные внутрисемейные конфликты, преступность, недоступность для широких слоев населения систем соци­альных услуг и страховых гарантий, маргинализация насе­ления и нищета.

 

6. Одним из наиболее проблемных в социальном отноше­ид регионов мира является Африка. Нищета и бедность приобрели здесь настолько массовый характер, что многи­ми воспринимаются как «естественные» явления. На сумму менее одного доллара США в день, а это, по сути дела, уро­иди нищеты, здесь существует 250 млн. человек, что пример­но составляет 40% от общей численности населения региона. Более 200 млн. африканцев не имеют доступа к медицинскому обслуживанию. Только в десяти африканских странах дети имеют возможность получить универсальное начальное об­разование. Войны и вооруженные конфликты стали бедствием для народов Африканского континента. В результате за после­дние 20 лет погибло 8 млн. человек. И сегодня почти 20 госу­дарств к югу от Сахары охвачены войнами, что мешает их социально-экономическому развитию, несет страдания и горе народам воюющих стран.

Серьезной социальной проблемой Африки является без­работица. Для примера можно сослаться на государство Заир. В этой стране, где сосредоточено до 60% мировых месторож­дений кобальта и магния, в конце 1990-х гг. почти 80% трудо­способного населения не имело работы. При этом промыш­ленные мощности страны были загружены менее чем на 10%.

На фоне перечисленных острых социальных проблем трудно говорить о реально функционирующих системах со­циальной работы применительно к большинству стран ре­гиона. Такая деятельность достаточно последовательно и ак­тивно ведется лишь в небольшом количестве относительно развитых африканских стран (ЮАР, Тунис и др.). На профес­сиональном уровне стали развивать социальную работу в Ни­герии, Зимбабве, ставших полноправными членами Между­народной федерации социальных работников.

В тех же африканских странах, где пока еще социальная работа не по­лучила развития, социальная помощь оказывается преиму­щественно на традиционном уровне. Семья, территориаль­ная (племенная) и религиозная община являются основными ее субъектами. Определенную поддержку нуждающемуся в социальной помощи африканскому населению оказывают различные гуманитарные, благотворительные объединения, действующие под эгидой международных организаций и вли­ятельных ассоциаций индустриально развитых стран мира. Многие южноафриканские социальные работники заня­ты в сфере социального обслуживания. В стране существует разветвленная сеть служб, помогающих гражданам пожилого возраста и инвалидам. Структурными подразделениями этих учреждений, которые именуются социальными клубами, явля­ются центры дневного обслуживания пожилых, службы помо­щи на дому и др.

Хотя с государственной политикой расового неравенства в ЮАР покончено, однако все еще сохраняются многие преимущества у белого населения. Стационарные социальные учреждения по обслуживанию пожилых и престарелых принадлежат в Южной Африке в ос­новном частным социальным структурам. Однако помощь им оказывает и государство. Здесь также получают услуги преимущественно белые граждане.

Пенсионное обеспечение в ЮАР не является обязатель­ным, хотя имеет государственный характер финансирования. Гарантированные пенсии получают по результатам тестиро­вания. Наряду с пенсией по возрасту пенсионные пособия выплачивают инвалидам, ветеранам и др. Имеется здесь та­кой вид пенсионного обеспечения, как пособие по уходу за больными проказой. В 90-е гг. все еще оставались дискри­минационные проявления расового характера в пенсионном обеспечении. Размер пенсии африканцев был ниже, чем у белых пенсионеров, в среднем по стране на 40—45%.

У африканских народов, ведущих племенной образ жиз­ни, сохраняется культ пожилых родителей. Например, у на­рода венда самое уважаемое положение и последнее слово при решении важнейших вопросов принадлежит не главе семьи — кормильцу, а его пожилым родителям. Как уже отмечалось, социальную помощь бедствующим народам Африки оказывают международные организации и благотворительные ассоциации. В некоторых государствах действуют местные организации, занимающиеся привлече­нием финансовых средств для благотворительной деятель­ности. Таким ассоциациям иногда удается получить и суб­иди от правительственных органов. Для примера можно сослаться на ЮАР, власти которой в 90-е гг. периодически оказывали финансовую поддержку благотворительным орга­низациям, специализировавшимся на помощи престарелым гражданам и инвалидам.

Уже не один десяток лет большую работу ведет в Африке Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев, которое является главным органом в системе учреждений, призванных реагировать на все крупномасштабные чрезвы­чайные ситуации, связанные с беженцами. Социальную поддержку африканскому населению предо­ставляют и многочисленные религиозные организации. Для помощи беженцам, размещенным во временных лагерях на территории ряда государств Африки, своих представителей регулярно направляет Всемирная лютеранская федерация. Во второй половине 90-х гг. в Конго на средства евангелис­тов и некоторых гуманитарных организаций был создан учеб­ный центр для детей народа пигмеев. Здесь ребята получили возможность не только для обучения, но и медицинского обслуживания.

В целом процесс формирования в африканских государ­ствах систем социальной защиты развивается сложно, во многих случаях крайне медленно и противоречиво. Большин­ству стран континента еще предстоит разработать и внедрить механизмы социального страхования, что крайне затруднитель­но в условиях массовой безработицы и нищеты. Как полагают некоторые эксперты, африканским странам, где пенсионные системы находятся в зачаточном состоянии, первоначальный упор следовало бы сделать на обеспечение страховой сетки для пожилых лиц, которую целесообразно финансировать на началах распределительной системы.

Таким образом, в данном регионе система социальной защиты только начинает зарождаться, опираясь на опыт развитых европейских стран.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Чем характеризуется неолиберальная направленность системы социальной защиты латиноамериканских стран?

2. Как происходит становление системы социальной помощи в странах Африки?

3. В чем сущность социальной помощи в Японии?

4. Как в Китае экономические реформы отразились на социальной сфере?

5. Что лежит в основе социальной помощи в арабо-мусульманских страна?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 1331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.24.134 (0.031 с.)