Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава XXII отношения России со странами Африки и латинской америки

Поиск

 

Россия и Африка

Африка долгое время находилась под колониальным господством европейских стран. На Берлинской конференции 1885 г. Англия, Бельгия, Испания, Португалия и Франция договорились о «дружеском дележе» между ними территории Западной Африки. В 1890 г. аналогичным образом Англия, Италия и Германия поделили между собой земли Восточной Африки. Россия непосредственно в этих дележах, а также в эксплуатации Африки не участвовала, разве лишь дипломатически поддерживая притязания той или иной дружественной ей в данный момент страны. Однако интерес русского народа к Африке, ее географии и культуре всегда был высоким. Российские исследователи путешествовали по Африке, изучая ее природу и культуру, русские врачи оказывали помощь в борьбе с болезнями.

Интерес России к судьбам колониальных и зависимых народов усилился после Октябрьской революции 1917 г., которая оказала огромное влияние на национально-освободительную борьбу во многих регионах мира. Этому в значительной степени способствовали уже первые правовые акты новой власти, в частности Декларация прав народов России, принятая 2 (15) ноября 1917 г. Этот документ провозглашал равенство и суверенитет всех народов России, их право на свободное самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельных государств, отмену всех национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений, а также свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России. Декларация провозглашала также свободу и равенство всех народов мира.

В 20-30-х гг. XX в. перед СССР стояли прежде всего задачи внутреннего социально-экономического развития, а внешнеполитическая деятельность ограничивалась в основном евразийским континентом. В то же время советские дипломаты обращали внимание на процессы, происходящие в других частях мира, включая и Африку. Когда Италия вторглась в Абиссинию (ныне Эфиопия) в октябре 1935 г.,


§ 1. Россия и Африка 429

Советский Союз как постоянный член Совета Лиги Наций потребовал принудить правительство Муссолини положить конец агрессии против государства — члена Лиги Наций, применив против него экономические санкции. В ноте итальянскому правительству от 22 ноября 1935 г. советское правительство решительно осудило агрессию и потребовало прекратить ее. Лига Наций ввела некоторые санкции против агрессора. Однако не все страны мира присоединились к этим санкциям. Италия не прекратила агрессию, и Абиссиния была оккупирована ею.

После Второй мировой войны политика СССР на африканском континенте значительно активизировалась. Еще на Московской конференции министров иностранных дел, состоявшейся в 1943 г., по инициативе СССР был провозглашен принцип суверенного равенства всех народов, включенный позже в Устав ООН. Народы Азии уже завоевали независимость, и Африка оставалась последним колониальным континентом. Но в конце 1950-х гг. движение за политическую независимость усилилось и здесь. Вслед за Эфиопией, Египтом, Либерией и ЮАР, восстановившими свой суверенитет и получившими его ранее, государственную независимость обрели Ливия (1951), Судан (1956), Тунис (1956), Марокко (1956), Гана (1957), Гвинея (1958). В течение только 1960 г. независимость обрели еще 17 государств Африки.

СССР заключил договоры и соглашения об экономическом и культурном сотрудничестве с Египтом (ОАР), Эфиопией, Ганой, Гвинеей, Мали, Сомали, Алжиром, Танзанией, Мадагаскаром (Малагасийской Республикой) и другими странами континента. Сотни промышленных предприятий в этих странах были построены с участием СССР. Тысячи ученых, педагогов, врачей, строителей помогали народам, отсталым не только экономически, но и в других областях, налаживать системы образования и здравоохранения, готовить свои национальные кадры. Тысячи африканцев получили возможность учиться в советских вузах. Особо тесные отношения складывались между СССР и странами, лидеры которых выступали с позиций панафриканизма и антиколониализма (Гана, Мали, Гвинея, Сомали, Эфиопия и др.). Однако почти во всех этих странах так называемые национально-демократические режимы свергались их противниками, после чего менялась и внешнеполитическая ориентация новых властей. Вчерашние друзья превращались в недругов, и дипломатические и иные отношения с ними прерывались пли сводились к минимуму. Такие же государственные перевороты происходили и в странах с политическими


режимами, ориентированными на Запад. В этих случаях СССР из вчерашнего недруга превращался в друга. Поскольку в 1960-1970-х гг. государственные перевороты были частым явлением в молодых государствах, и СССР, и страны Запада стремились извлекать из происходящих процессов определенные политические и идеологические выгоды для себя. Под эти процессы подводилась и соответствующая теоретическая база. Школы исследователей так называемых некапиталистического и демократического путей развития, сложившиеся в СССР и на Западе, «направляли» почти каждую страну после свержения в ней прозападного или ориентированного на СССР режима по соответствующему пути, хотя они при этом продолжали оставаться не только диктаторскими, но и нередко антикоммунистическими и антидемократическими. Принципиальность и последовательность при этом приносились в жертву сиюминутным тактическим интересам. Исходили из принципа: «Враг моего врага — мой друг», но нередко друзья оказывались весьма сомнительными. Так советское руководство поступило, скажем, когда сотрудничало с кровавым диктаторским режимом Иди Амина в Уганде, а страны Запада — с режимом Бокассы в Центрально-Африканской империи, который, как выяснилось после его свержения, был людоедом. В холодильнике «императора» обнаружили еще не съеденные части тел его политических противников.

Не вполне последовательной была политика СССР и в районе Восточного Рога Африки. Долгое время он активно сотрудничал с Эфиопией, а еще активнее — с Сомали. Однако после свержения в Эфиопии монархии отношения с новым режимом стали более тесными. Это позволяло СССР выступить эффективным посредником в урегулировании пограничных споров между Эфиопией и Сомали и не допустить дело до кровопролитного конфликта между его друзьями. Однако сделать этого СССР не удалось, а когда между двумя дружественными ему странами началась война, ведшаяся с обеих сторон с использованием советской военной техники, симпатии советских властей оказались на стороне Эфиопии. Это тем более странно, что правительство Эфиопии вело продолжительную борьбу с населением тогда еще собственной провинции Эритреи, боровшимся за реализацию своего, провозглашенного в Декларации ООН 1960 г., права на самоопределение. В конце концов Эритрея стала самостоятельным государством, в Эфиопии произошел очередной государственный переворот, а влияние СССР и затем России в регионе свелось к нулю.


Более позитивной и эффективной была политика Советского Союза в области борьбы с апартеидом и расизмом на континенте.

Оплотами расизма в Африке были ЮАР, Южная Родезия (ныне Зимбабве) и Юго-Западная Африка (ныне Намибия), оккупированная в то время Южно-Африканской Республикой. Власть в этих странах оказалась в руках белых поселенцев, которые установили расистские режимы. Вопрос о необходимости прекращения расистской политики в этих странах, а также в отношении всего цветного населения неоднократно поднимался лидерами освободительного движения и Организацией африканского единства (ОАЕ) в ООН и в ее комитетах. СССР не только поддерживал борьбу с расизмом, но и сам неоднократно выступал инициатором разработки и обсуждения в ООН деклараций и резолюций, осуждающих расизм и апартеид.

Наиболее уродливым проявлением расизма являлся апартеид (от слова языка африкаанс apartheid — раздельное проживание, т. е. изоляция чернокожего населения от светлокожего). По инициативе африканских и социалистических стран Генеральная Ассамблея ООН приняла в 1973 г. международную конвенцию «О подавлении и наказании преступлений апартеида». В ней апартеид квалифицирован как преступление против человечности, составляющее серьезную угрозу международному миру и безопасности. Объявлены преступными все организации, учреждения и индивидуумы, которые совершают преступление апартеида. К преступлению апартеида конвенция относит все бесчеловечные действия, совершаемые с целью установить и поддержать господство одной расовой группы над любой другой расовой группой, систематически угнетая их. Ими являются:

а) отрицание за членами расовой группы права на жизнь и свободу человека путем убийства участников расовой группы или групп, причинения участникам расовой группы серьезного физического или умственного вреда, посягательства на их свободы или достоинство, произвольного задержания и незаконного ареста участников расовой группы или групп;

б) преднамеренное создание группе условий существования, направленных на ее физическое уничтожение целиком или частично;

в) любые законодательные и другие меры с целью исключения расовой группы из политической, социальной, экономической и культурной жизни страны и создания условий, лишающих ее членов основных прав и свобод человека, в том числе права на работу, на образование, права на ассоциации, нрава на свободное перемещение и выбор местожительства и др.


432.

Расовая дискриминация и апартеид пагубно сказались во всех областях общественной жизни. С целью преодоления их последствий по инициативе африканских стран и СССР Генеральная конференция ЮНЕСКО приняла 27 ноября 1978 г. декларацию «О расах и расовых предрассудках».

К сожалению, ни международные соглашения, ни всемирные конференции против расизма и расовой дискриминации не изменили сколько-нибудь серьезно положение дел в данной области. Даже Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций в своей резолюции 52/111 вынуждена была выразить сожаление о том, что, несмотря на усилия, предпринятые международным сообществом на различных уровнях, проявления расизма, расовой дискриминации, ненависти ко всему иностранному и связанная с ними нетерпимость не только не были уничтожены, но даже усилились. Более того, появились новые их проявления в форме пропаганды расизма и ксенофобии через Интернет.

Общественный прогресс, интернационализация международной жизни, рост образованности населения мира и его жизненного уровня не только не ведут автоматически к исчезновению расовых предрассудков и расовой дискриминации, но и нередко порождают новые формы их проявления. Вопросы об эффективных путях борьбы с ними обсуждались на Международной конференции ООН «Против расизма, расовой дискриминации, ненависти к иностранному и связанной с ними нетерпимости» (Дурбан, 31 августа —7 сентября 2001 г.). «Расизм — это болезнь ума и души, которая убила намного больше людей, чем некоторые болезни тела, и дегуманизировала все, к чему она коснулось», — не без оснований сказал видный деятель освободительного движения в Африке и экс-президент ЮАР Нельсон Мандела при открытии этой конференции 31 августа 2001 г.

СССР и его союзники оказали определяющее влияние и на борьбу за независимость народов Анголы, Мозамбика, Зимбабве, Намибии, а также на формирование их политических режимов.

Противостояние Запада и Востока, США и СССР во всем мире своеобразно повторялось и на африканском континенте. Это имело как негативные, так и позитивные последствия для самой Африки и ее народов. Ускорились не только поляризация африканских обществ, но и их экономическое развитие, рост жизненного уровня населения. Народы Африки впервые получили возможность стать активными участниками мировой политики. Независимые государства Африки стали ядром движения неприсоединения и Группы 77, сыгравших важную роль в определении политики ООН и других международ-


ных институтов в последующие годы. Это они сформулировали пять принципов мирного сосуществования, стали инициаторами принятия в мае 1974 г. Программы действий по установлению нового экономического порядка. Это они требовали расширения возможностей развития отсталых стран путем увеличения процента от национального дохода развитых стран, выделяемого в помощь развивающимся странам, расширения их представительства в специализированных учреждениях ООН, защиты окружающей среды и многого другого.

После распада СССР переживающая глубокий внутренний кризис Россия снизила уровень активности своей политики на других континентах. Соответственно прекратилось соперничество великих держав, а вместе с тем и необходимость привлечения развивающихся стран на сторону того или иного блока. Как отмечал Генеральный секретарь ООН, Африку после окончания холодной войны практически бросили на произвол судьбы, прекратилась или сократилась экономическая и финансовая помощь африканским странам. Но даже та помощь, которая была оказана, не привела к позитивным сдвигам на континенте.

По оценке ООН, «техническая помощь» странам Африки в 1960-1980-х гг. оказалась не только не эффективной, но даже вредной для Африки. Первоначально она была задумана «как средство уменьшения разрыва в техническом потенциале промышленно развитых и развивающихся стран путем ускорения процесса передачи знаний, навыков и опыта, а тем самым и развития национального потенциала. В некоторых случаях эта цель была достигнута, однако во многих других случаях оказание технической помощи имело диаметрально противоположный эффект: не раскрывало национальный потенциал, а, напротив, сдержало его развитие. В результате этого более чем 40 лет спустя после начала осуществления программ технической помощи, 90% из 12 млрд долл. США, ежегодно.расходуемых на оказание технической помощи странам континента, по-прежнему тратятся на привлечение иностранных специалистов, несмотря на то что сейчас в них имеются собственные национальные эксперты во многих областях» [1].

В итоге экономика современной Африки осталась примерно на том же самом уровне, что и 40 лет назад, а численность населения резко возросла. Так, экономический рост в 1990-х гг. в Африке составлял в среднем 2,1% в год, в то время как прирост населения — 2,8%. За период с 1977 по 2002 г. среднедушевое потребление здесь сократилось на 20% [2]. К началу XXI в. внешняя задолженность стран Африки превышала в общей сложности 500 млрд долл. США. Только лишь обслуживание этого долга в полном объеме потребовало бы


от африканских стран перечисления донорам и внешним коммерческим кредиторам более 60% (86,3 млрд долл. США) получаемых ими экспортных поступлений в объеме примерно 142-145 млрд. долл. США[3|.

После распада СССР новая Россия, проводя внешнюю политику, уделяла недостаточно внимания африканскому направлению. Было ограничено даже дипломатическое присутствие на этом континенте. Многие посольства и консульства закрылись, а российские дипломаты перешли на так называемый кустовой метод работы, когда одно дипломатическое представительство обслуживает несколько соседних государств. Резко сократились торгово-экономические и другие связи со странами африканского континента. Со временем ситуация стала меняться. Активизировалось сотрудничество по политическим вопросам. Россия приветствовала создание на основе Организации африканского единства Африканского союза, призванного вывести взаимодействие африканских государств на более высокий уровень. В последние годы с официальными визитами Россию посетили лидеры таких африканских стран, как Нигерия, Габон, Гвинея, Эфиопия. В 2002 г. состоялся первый в истории России визит председателя российского правительства на африканский континент, в ходе которого он посетил Эфиопию, ЮАР и Танзанию.

В Африке у России есть серьезные экономические интересы. Это перспективный рынок сбыта для российских товаров, источник ценного и редкого сырья для промышленности. Африка потенциально привлекательна и для инвестиционного сотрудничества. Если в советское время экономические отношения с Африкой строились исключительно по государственным каналам, то сегодня в них активно участвуют крупные частные российские компании. Акционерная компания «Алроса» участвует, например, в разработке алмазного месторождения «Катока» в Анголе, ОАО «Русский алюминий» разрабатывает месторождение бокситов в Гвинее, ОАО «Норильский никель» приобрел крупный пакет акций южноафриканской золотодобывающей компании «Голд Филдз». Общий объем торговли России со странами Африки превысил 800 млн долл. в год, хотя" эта цифра невелика, если принимать во внимание потенциальные возможности сторон.

Кроме традиционных торгово-экономических связей между Россией и Африкой существуют и иные отношения. В последние годы развивается сотрудничество с Нигерией и Южно-Африканской республикой в исследовании космического пространства. Россия принимает участие в миротворческих операциях, осуществляющихся под эгидой ООН, в Демократической Республике Конго, Западной Сахаре,


Сьерра-Леоне, Эфиопии, Эритреи, Кот-д'Ивуаре и других странах. Российская Федерация оказывает гуманитарную помощь жертвам стихийных бедствий и вооруженных конфликтов на африканском континенте. В ряде стран Африки работают российские врачи. Продолжается сотрудничество между Россией и африканскими странами в области образования. В российских вузах кроме африканских студентов, обучающихся на контрактной основе, учатся и те студенты из Африки, кто получают стипендии от российского государства. В африканских же странах продолжают работать преподаватели из России.

Учитывая бедственное положение большинства африканских стран, Россия вместе с другими странами «Большой восьмерки» приняла решение об облегчении их долгового бремени. Выполняя эти решения, российское правительство в 1998-2002 гг. списало задолженность беднейших государств Африки на сумму более 11 млрд долл. Хотя африканское направление и не относится сегодня к числу приоритетов российской внешней политики, отношения России с государствами Африки имеют немаловажное значение как для нашей страны, так и для этих государств.

 

Россия и Латинская Америка

Народы Латинской Америки в течение более трех веков находились в колониальной зависимости от Испании и Португалии, к которым позже присоединились Англия, Голландия и Франция. Самостоятельными субъектами международной политики они становятся только в начале XIX в., после начала войны за независимость и образования здесь суверенных государств. Первоначально отношения России со странами Латинской Америки складывались не вполне успешно. Верная принципам легитимизма, провозглашенным Священным союзом в 1815 г., Россия отказывалась признавать независимость молодых американских республик, «восставших против своих монархов», и даже принимать их дипломатические миссии. Священный союз, душой которого являлся русский император, планировал помочь монарху Испании восстановить его власть над восставшими колониальными владениями путем организации интервенции. Но этому воспрепятствовали США, решительно потребовав от европейских держав ж вмешиваться в дела стран Западного полушария (доктрина Монро) Однако демократическая общественность России, особенно интел лигенция, живо интересовалась событиями на далеком континенте. Некоторые контакты были установлены с Бразилией, где сохранял


ся монархический режим правления во главе с сыном короля Португалии Педро.

Постепенно дипломатические и экономические отношения начали складываться и с другими странами. Мексика приняла участие в работе Международной конференции в Гааге в 1899 г., собравшейся по приглашению министра иностранных дел России М. Муравьева. В работе Гаагской конференции 1907 г. участвовало уже больше латиноамериканских государств.

Вторая мировая война способствовала сближению России и стран Латинской Америки. Девять государств континента (Коста-Рика. Куба, Доминиканская Республика, Эль-Сальвадор, Гватемала, Гаити. Гондурас, Никарагуа и Панама) с самого начала стали участниками антигитлеровской коалиции и подписали Декларацию Объединенных Наций 1 января 1942 г. Позже к ним присоединились еще десять государств Латинской Америки (Мексика, Бразилия, Боливия, Колумбия, Эквадор, Перу, Чили, Парагвай, Венесуэла, Уругвай). После окончания войны активные экономические отношения начали складываться между СССР, с одной стороны, и Аргентиной, Бразилией, Мексикой, Чили — с другой. А Уругвай стал первой страной, с которой СССР подписал договор о дружбе, торговле и мореплавании (1946).

Начало холодной войны не могло не сказаться на отношениях между странами Латинской Америки с СССР. В 1947 г. представители 18 американских государств подписали в Рио-де-Жанейро так называемый Межамериканский пакт, или Межамериканский договор о взаимной помощи, а еще через год была учреждена Организация американских государств (ОАГ). Среди множества целей и Межамериканского пакта, и ОАГ числилась совместная борьба с коммунистической угрозой на континенте. В ряде стран Латинской Америки в результате государственных переворотов демократические режимы были заменены реакционными диктатурами (Чили, Никарагуа, Перу, Венесуэла, Колумбия). Новые диктаторские режимы, к которым в 1952 г. присоединилась и Куба после прихода там к власти генерала Ф. Батисты, разорвали дипломатические отношения с СССР. Все эти обстоятельства, доминирующая роль американских монополистических компаний в экономике большинства стран Латинской Америки, а также отдаленность континента от СССР сдерживали расширение взаимовыгодных отношений между ними. Незначительное влияние на жизнь континента СССР оказывал своими позициями в ООН, где он непременно выступал за соблюдение всеми государствами Устава этой универсальной организации, в том числе и права


народов на выбор путей социально-экономического и политического

развития своих стран.

Новая страница в отношениях между Советским Союзом и странами Западного полушария началась после победы Кубинской революции и начала преобразований в этой стране. Важно отметить, что к партизанскому движению против диктатуры Батисты на Кубе СССР не имел никакого отношения. Между этими государствами не были установлены даже дипломатические отношения. Все, что там происходило, было результатом внутреннего развития этой страны. Преобразования революционного правительства Кубы встретили сопротивление со стороны господствовавших здесь на протяжении более полувека США, которые полагали, что на Кубе произошла очередная смена власти. Было сделано несколько предупреждений новым кубинским властям в традиционном для США тоне, выражено несколько протестов по поводу городской и аграрной реформ, ущемления интересов «Юнайтед фрут компании», владевшей на острове более 3 млн гектаров земли. Но впервые на Кубе к власти пришли люди, которые не прислушивались к голосу Вашингтона. Поняв это, США изменили тактику, стали создавать трудности правительству Кубы, сократили, а затем полностью отменили квоты на кубинский сахар, а также отказались поставить на Кубу необходимые для страны энергоносители.

СССР, естественно, внимательнейшим образом следил за всем происходящим на Кубе и не мог не поддерживать Кубинскую революцию. К этому его руководство толкали не только обязательство поддерживать любое революционное движение, но и симпатии к Кубе со стороны многих народов мира, включая советский. Правительство СССР предложило революционному правительству Кубы восстановить дипломатические отношения между двумя странами, разорванные в 1952 г., выразило готовность купить оставшийся без рынка кубинский сахар, а также поставить Кубе необходимое ей количество нефти и товары массового потребления. Дипломатические отношения были восстановлены в феврале 1960 г., т. е. 14 месяцев спустя после победы революции. После начала советских поставок на Кубу США заявили об отказе перерабатывать на принадлежащих их гражданам кубинских предприятиях советскую нефть. Кубинское правительство вынуждено было национализировать эти предприятия. Один из лидеров Кубинской революции Э. Че Гевара справедливо писал позже, что сами США толкали правительство Кубы на ответные дей


 

ствия и таким образом помогали радикализации Кубинской революции.

Когда все эти меры оказались бесплодными, власти США решили повторить на Кубе оказавшийся успешным в Гватемале в 1954 г. опыт свержения национально-демократического правительства. Лидер республиканцев в американском Сенате Пол Уокер после встречи с Д. Кеннеди, только что вступившим в должность президента, заявил, что «Соединенные Штаты не могут позволить, чтобы коммунистическая страна существовала так близко от их берегов», и что он «рекомендует открытое вооруженное вмешательство в дела Кубы, если все остальные меры потерпят провал» [4].

США откровенно поддерживают на Кубе антикастровские силы, снабжают их оружием, собирают бежавших из Кубы сторонников свергнутого диктатора Батисты и организуют вооруженную интервенцию. Но правительство Ф. Кастро своевременно принимает меры по обеспечению Народной армии необходимым вооружением (его поставляли СССР и другие социалистические страны) и организует народ к борьбе с агрессией. Интервенты высадились на Кубу в районе Плайя-Хирон 17 апреля 1961 г. (опять с территории Никарагуа, где правил семейный клан Сомосы), но встретили достойное сопротивление со стороны кубинского народа, который разгромил их в течение 72 часов. В первый же день были потоплены 4 корабля с находившимися на них наемниками, сбиты пять самолетов. Многие из интервентов погибли, остальные были взяты в плен.

Особая страница отношений России и стран Латинской Америки — это события, приведшие к Карибскому кризису, поставившему весь мир на край ракетно-ядерной войны (см. главу VIII). Несмотря на совершенные советским руководством накануне и в период урегулирования Карибского кризиса ошибки, несмотря на то что Ф. Кастро и его соратники были недовольны поведением Н. Хрущева, не поставившего их в известность относительно своих договоренностей с американцами, СССР добился гарантий безопасности для Кубы. После завершения Карибского кризиса США, продолжая политику изоляции и экономической блокады Острова Свободы, воздерживались от применения военной силы против неугодного им режима Ф. Кастро.

После вывода основной части советских войск, ракет и другой военной техники на Кубе сохранялось военное присутствие СССР. На острове дислоцировалась советская учебная мотострелковая бри-ада, которая сыграла существенную роль в создании регулярных во


оружейных сил Кубы, одновременно являясь гарантом ее военной безопасности. К середине 1960-х гг. на Кубе окончательно сложилась политическая и экономическая система коммунистического типа, а сама страна стала составной частью «социалистического лагеря». Куба была важнейшим союзником СССР не только в Южно-Американском регионе, но и за его пределами. Например, кубинское военное присутствие сыграло решающую роль в сохранении просоветских режимов в Анголе и Эфиопии. Как в этих странах, так и в других регионах третьего мира Куба и СССР действовали согласованно и сообща.

Столь же тесными, как в политической сфере, были советско-кубинские отношения в сфере экономики. Советский Союз оказывал Кубе огромную помощь в социально-экономическом развитии. За годы сотрудничества с СССР Куба смогла преодолеть монокультурную экономику, которая была связана с выращиванием сахарного тростника. Были построены новые предприятия и созданы целые отрасли экономики, например горнорудная и металлургическая промышленность. Советский Союз занимал первое место во внешнеторговом обороте Кубы, на его долю приходилось более 80% кубинского экспорта. В советских учебных заведениях были подготовлены десятки тысяч кубинских специалистов. Промышленные предприятия, сельское хозяйство, транспорт Кубы были оснащены оборудованием и техникой преимущественно советского производства. Хотя Куба по мировым стандартам и оставалась отнюдь не высокоразвитой в экономическом отношении страной, ее успехи в социальной сфере были весьма заметны. Созданные на Кубе системы здравоохранения и образования стали не только лучшими в Латинской Америке, но и не уступали аналогичным системам в наиболее развитых странах мира.

Плодотворное советско-кубинское сотрудничество стало нарушаться еще в период перестройки. Переход на расчеты в свободно конвертируемой.валюте, выход на внешний рынок отдельных советских предприятий разрушили отлаженный механизм двусторонней торговли. Развал Советского Союза сопровождался обвальным свертыванием экономических отношений с Кубой. Возникли разногласия по политическим и идеологическим аспектам. Особенно болезненным для кубинской экономики стало сокращение импорта российских энергоносителей. «Срыв поставок нефти, - отмечает один из современных российских специалистов по кубинской экономике, -парализовал транспорт, промышленность и сельское хозяйство. Производство сахара-сырца, основы кубинского экспорта, упало более чем в 2 раза иЗ-за прекращения ввоза из России запчастей для г*пи.


хозтехники и сахароперерабатывающих предприятий. Катастрофически вырос дефицит госбюджета (до 30% ВВП в 1993 г.). стремительно раскручивалась инфляционная спираль. Следствием стало быстрое обнищание населения, тотальная карточная система (по карточкам распределялись не только продукты питания, но и одежда), возникновение черных рынков. Норма выдачи хлеба была урезана вдвое, а на свободном рынке цены на хлеб взлетели более чем в 3 раза» [5].

Катастрофическая ситуация заставила кубинское руководство принять жесткие меры. В стране объявили «особый период», ввели режим тотальной экономии. В 1990-е гг. на Кубе была осуществлена серьезная коррекция экономического механизма, направленная в перспективе на создание модели, похожей на китайскую (экономические реоэормы при сохранении коммунистической политической системы). Принятые меры дали результаты. К началу XXI в. экономическое положение на Кубе стабилизировалось, в страну пошли иностранные инвестиции, сумма которых сегодня на душу населения превышает аналогичный российский показатель. Несмотря на продолжающуюся экономическую блокаду со стороны США, многие страны успешно развивают с Кубой торговые отношения. Осуществляют активный торговый обмен с Кубой Китай, Канада, Мексика, а из стран — членов Евросоюза — Испания. Это государство занимает первое место среди торговых партнеров Кубы, на ее долю приходится 15,3% кубинского товарооборота, в то время как Россия отодвинулась на пятое место и на ее долю приходится всего 7,4% [6].

Свертывание прежних экономических связей негативно сказалось не только на Кубе, но и на России. Дело доходит до того, что многие товары кубинского экспорта, например сахар, никель и кобальт, попадают в нашу страну через посредников по завышенным ценам. С конца 1990-х гг. стали предприниматься попытки повысить уровень российско-кубинских отношений, в том числе усилить и экономическое сотрудничество. Этому должен был способствовать визит на Кубу В. Путина, состоявшийся вскоре после его избрания на первый президентский срок. В ходе этого визита и после него были достигнуты важные договоренности о возобновлении и углублении сотрудничества в ряде областей, например в атомной энергетике. Однако неопределенность в экономических отношениях России с Кубой сохраняется.

Такая же неопределенность и колебания отличают российскую позицию но другим направлениям сотрудничества с Кубой. После вывода учебной мотострелковой бригады с Кубы там оставался россий


ский центр радиотехнической разведки в Лурдесе. В 1999 г. он был модернизирован, а во время визита В. Путина говорилось о том, что этот центр будет работать и в дальнейшем. Однако через несколько месяцев, осенью 2001 г., по инициативе российского Генштаба и под предлогом экономии 100 млн. долл. в год, необходимых для увеличения числа разведывательных спутников, было принято решение о закрытии разведцентра в Лурдесе. Это решение вызвало непонимание и раздражение кубинского руководства, посчитавшего, что Россия приняла его под давлением США, давно добивавшихся прекращения работы Лурдесского центра. Тем не менее, российско-кубинское военное сотрудничество продолжается и сегодня, в его основе лежат поставки запасных частей для военной техники советского производства, находящейся на вооружении кубинской армии. В перспективе речь может идти и о поставках современных образцов российской военной техники, а также модернизации устаревших систем вооружения.

Военно-техническое сотрудничество может быть важным направлением развития отношений и с другими странами латиноамериканского региона. В разное время советское и российское оружие и боевая техника поставлялись и поставляются в Аргентину, Бразилию, Венесуэлу, Никарагуа, Перу. Российский ВПК заинтересован в том, чтобы число его партнеров в Южной Америке как перспективном рынке увеличивалось. Причем речь идет не только о поставках военной продукции, но и о продаже авиационной техники гражданского назначения. Перспективным для России направлением сотрудничества с латиноамериканскими странами может стать и электроэнергетика, поскольку потребности экономического роста региона требуют увеличения энергетических мощностей.

Для нашей страны Латинская Америка в последнее время представляет интерес и с точки зрения сопоставимости и схожести латиноамериканских государств и России по основным показателям социально-экономического развития, уровню и качеству жизни населения. Перед латиноамериканскими странами и Россией часто стоят одни и те же проблемы, причем в Латинской Америке эти проблемы возникли раньше. Россия заинтересована в изучении подобного опыта, в том числе и для того, чтобы не повторять очевидных ошибок. Хотя механическое копирование решений, принимавшихся все же в несколько иных условиях, вряд ли может быть продуктивным. Так, после августовского кризиса 1998 г. у нас едва ли не воспроизвели аргентинскую модель «валютного управления», которая позже в самой


Аргентине привела к серьезным социалыю-экииимпчтским и социально-политическим потрясениям.

В начале XXI в. проявилась тенденция активизации сотрудничества России и стран Латинской Америки как на уровне межгосударственных контактов, так и на уровне взаимодействия частных эконо мических структур и общественных движений. При укреплении этих тенденций Россия и государства Латинской Америки смогут более успешно реализовывать свои интересы в современном глобализирующемся мире.

 

Примечания

1. Transforming Africa's Economies. Economic Commission for Africa. 2001. Africa's Fragile Recovery. P. 1.

2. Ibid.

3. Ibid.

4. Цит. по: Героическая эпопея: От Монкады до Плайя-Хирон. М., 1978. С. 386.

5. Мазин А. Куба: пророчества и реалии // Мировая экономика и международные отношения. 2002. № 10. С. 69.

6. Там же. С. 73.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Какую роль сыграл Советский Союз в крушении колониальной системы?

2. Изложите содержание принятой по инициативе СССР Декларации ООН «О предоставлении независимости колониальным и зависимым странам».

3. Расскажите о сотрудничестве африканских стран и СССР в борьбе с расизмом и апартеидом.

4. Как ООН оценивает современную ситуацию в Африке?

5. Как складывается сотрудничество России и стран Африки?

6. Какие факторы влияли и влияют на политику СССР и России в Латинской Америке?

7. Охарактеризуйте развитие советско-кубинских отношений в 60-80-е гг. XX столетия.

8. Какие последствия разрыв прежних экономических связей имел для Кубы и для современной России?


9. Какой интерес представляет опыт Латинской Америки для нашей страны?

 

Литература

Африка. Региональные аспекты глобальных проблем / Отв. ред. С. А. Бессонов. М., 1996.

Бурши Я. Интеграционные процессы в Западном полушарии // Международная жизнь. 2002. № 8.

Документы и материалы Организаци



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 889; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.67.90 (0.023 с.)