ТОП 10:

Историческое наследие и современное состояние отношений России с восточноевропейскими странами



Регион Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) в исторический период Нового времени, началом которого большинство исследователей считают Великую Французскую революцию (1789), играет одну из ключевых ролей в международных отношениях, а уровень влияния на мировую политику XIX-XX вв. процессов, происходящих в нем, весьма высок. Достаточно вспомнить, что большинство войн на континенте, включая и две мировые, начинались именно в этом регионе.

Представляется необходимым уточнить само понятие «Центральная и Восточная Европа». Традиционно принято считать, что ее западные границы совпадают с восточными границами Германии, хотя классические геополитические теории — особенно ее «континентальные» версии (Ф. Ратцель, К. Хаусхоффер) — склонны относить и Германию к данному региону (см. главу III). Подобным образом и Россию, значительная часть которой с этой позиции могла бы рассматриваться как Восточная Европа, большинство исследователей не видят сегодня в качестве органической части ЦВЕ. Таким образом, данный регион можно рассматривать как пространство, лежащее между этими двумя государствами. В отечественной политической науке в отличие от западной сложилась традиция не включать в состав ЦВЕ европейские страны СНГ: Украину, Белоруссию, Молдавию; при этом государства Балтии определяются как входящие.

Сам регион крайне неоднороден, и данное обстоятельство неоднократно порождало конфликты внутри него; в большинстве этих конфликтов принимали участие и третьи страны. Можно предложить следующую субрегиональную дифференциацию, условно разделив страны ЦВЕ на три группы по принципу сходства исторического


развития и компонентов социокультурной системы, которая оказывала решающее влияние на динамику процессов в данных странах и на региональном уровне.

1. Юго-Восточный субрегион. В него входит Румыния, Болгария, Сербия и Черногория, Македония, Босния и Герцеговина, Албания. На территории данных государств длительное время (по меньшей мере 400 лет) господствовала Османская империя, привнесшая определенное своеобразие культурного и политического развития. Кроме того, данный факт способствовал этнической пестроте земель региона и невозможности четкого национального размежевания. Во всех странах (кроме Албании и отчасти Боснии) православие является господствующей религией, что также повлияло на национальные традиции, в том числе и на политическую культуру. Все страны субрегиона, за исключением Румынии и Албании, являются славянскими по этническому составу, однако уровень этнополитической напряженности остается высоким.

2. Центральная Европа — это Чехия, Словакия, Словения, Хорватия, Венгрия. В странах данного региона в течение нескольких столетий господствовала Австрийская империя. В социокультурном отношении страны субрегиона находятся под сильным западноевропейским влиянием. Господствующая религия во всех странах региона — католицизм, что сказывается как на национальном менталитете, так и в политической культуре этих государств.

3. Восточная Европа включает Польшу, Литву, Латвию, Эстонию. Социокультурные традиции данных государств во многом оформились под влиянием западного христианства (Литва и Польша — католицизм, Эстония и в основном Латвия — лютеранство), а Эстония и Латвия — еще и под влиянием культуры Германии. Западная политическая наука в данный момент склонна относить к этому региону Украину, а также Белоруссию и Молдову.

Предложенная типология не является единственной. Например, Польшу, Венгрию, Чехию, Словакию и Словению относят к Центральной Европе по сходству экономического и политического развития. Однако для понимания специфики отношений стран ЦВЕ и России как в историческом, так и в современном контексте предложенная выше классификация представляется наиболее приемлемой.

Несомненно, что для России с точки зрения ее национальных интересов процессы, которые проходили и проходят в ЦВЕ, очень важны.

 


368 Глава XIX. Россия и посткоммунистические государства..._^

В предшествующие столетия основными направлениями российской внешней политики по отношению к данному региону были следующие:

♦ получение выхода к Балтийскому, Черному и Средиземному морям, что диктовалось в первую очередь жизненными потребностями развития экономики;

♦ обеспечение стабильных и безопасных коммуникаций со странами Западной Европы как основными источниками самых разнообразных (технических, культурных, экономических, отчасти кадровых) ресурсов, необходимых для модернизации страны, начатой еще Петром I, но так и не законченной на протяжении всей последующей истории нашей страны. Эта цель не потеряла своего значения и сейчас, особенно если учесть, что «старые» члены ЕС — основные экономические партнеры России.

Рассматривая в исторической ретроспективе отношения с государствами ЦВЕ, следует прежде всего отметить их противоречивость, а часто и непоследовательность. В наибольшей степени это характерно для отношений с Польшей. Полный суверенитет и независимость Польского государства были восстановлены только после поражения Германии и Австро-Венгрии в ноябре 1918 г.

С самого начала вновь созданная Польша стремилась к восстановлению своих границ, существовавших до ее первого раздела. Поэтому Польское государство предъявляло претензии на обширные украинские, белорусские и литовские территории. Это стало одной из причин советско-польской войны 1920 г. При этом обе стороны отнюдь не стремились к установлению справедливых и этнически обоснованных границ. Целью Польши было ее расширение «от моря до моря», целью Советской России — стимулирование революционных процессов в Западной Европе. Поэтому предложение Версальской мирной конференции провести границу по «линии Керзона» было отвергнуто как советским, так и польским правительством. Когда поход Красной армии на Варшаву провалился и надежды на европейскую революцию не оправдались, большевики легко пошли на заключение Рижского мира, по которому уступили Польше Западную Украину и Западную Белоруссию. Несмотря на эту уступку, отношение Польши к Советскому Союзу оставалось в межвоенный период враждебным. Санационная Польша была важным элементом «санитарного кордона», изолировавшего СССР от остальной части


§ 1. Историческое наследие и современное состояние отношении... 369

европейского континента. Недоверие между двумя странами сохранялось вплоть до Второй мировой войны, что помешало им совместно противостоять агрессивным планам гитлеровской Германии. Вскоре после прихода Гитлера к власти Польша заключила с Германией договор о ненападении и в качестве своего наиболее вероятного противника видела не ее, а Советский Союз. Даже когда угроза со стороны Германии стала явной, польское правительство отказалось от военного сотрудничества с СССР.

Позиция Польши была одной из причин переориентации внешней политики Советского Союза с поиска путей обеспечения коллективной безопасности совместно с западными государствами на поиск компромисса с Германией. Итогом стало заключение Пакта о ненападении с Германией, вошедшего в историю под названием «Пакт Моло-това—Риббентропа». В соответствии с секретным протоколом к этому пакту гитлеровская Германия и сталинский Советский Союз договорились между собой о разделе сфер влияния в Восточной Европе, в том числе и о разделе территории Польского государства. Собственно к СССР должны были перейти земли Западной Украины и Западной Белоруссии, т. е. его граница должна была пройти по «линии Керзона», как и предлагалось еще в 1919 г. Но одним из следствий советско-германских соглашений стало нападение гитлеровской Германии на Польшу, положившее начало Второй мировой войне. Сам факт заключения «Пакта Молотова— Риббентропа» до сих пор используется и в Польше, и в других восточноевропейских странах для нападок на внешнюю политику СССР, а в более широком плане — и России.

Вскоре после начала военных действий Германии против Польши Красная армия вошла на территорию Западной Украины и Западной Белоруссии, а сами эти территории были включены в состав СССР. Официальные отношения СССР с Польшей были прекращены. Лишь после начала Великой Отечественной войны Советский Союз восстановил дипломатические отношения с польским правительством, находившимся в тот период в Лондоне. Однако и в военные годы советско-польские отношения складывались непросто.

В этом смысле весьма показательны события 2-й половины 1940-х гг. Двадцать пятого апреля 1943 г. польское правительство сделало заявление по поводу исчезновения польских офицеров на советской территории в 1939 г. Советское правительство восприняло заявление как клеветническую кампанию против СССР и выдвинуло ноту о раз


370 Глава XIX. Россия и посткоммунистические государства...

рыве отношений с польским эмигрантским правительством. До сих пор идут дискуссии о том, могла ли Красная армия, стоявшая в предместье Варшавы, оказать помощь Варшавскому восстанию (1 августа — 2 октября 1944 г.). Окончание Второй мировой войны для Польши имело следующие последствия: восточные территории, занятые в 1939 г. (за исключением Белостока), остались в составе СССР. Этот факт был признан как самой Польшей, так и западными державами-победительницами. В качестве компенсации Польша получила значительные территории на западе, ценные в экономическом плане. Кроме того, Польское государство стало моноэтническим, поскольку немцы были переселены в Германию, а между Польшей и СССР произведен взаимный обмен польским, украинским и белорусским населением.

В конце 1940-х гг. в Польше, так же как и в других восточноевропейских странах, был установлен коммунистический режим. Однако власть коммунистов в этой стране никогда не была прочной. В Польше не удалось осуществить коллективизацию сельского хозяйства, хотя в 1950-х гг. такие попытки были; вплоть до конца 1980-х гг. сохранялось сильное влияние католической церкви. Даже в рабочей среде авторитет Польской объединенной рабочей партии (ПОРП) оставался низким. Несколько раз Польская Народная Республика оказывалась в состоянии глубокого кризиса, вызванного массовыми рабочими волнениями. Так было в 1956, 1970 и особенно на рубеже 1970-1980-х гг. Тогда возник независимый профсоюз «Солидарность», превратившийся в открыто оппозиционную коммунистическому режиму силу. Хотя после введения в декабре 1981 г. военного положения деятельность «Солидарности» была запрещена, влияние данного профобъединения сохранялось. Это стало заметно тогда, когда под воздействием перестройки в СССР в ПНР также начался процесс перемен. Итогом его стали прошедшие 4 июня 1989 г. выборы с участием оппозиции, закончившиеся ее победой. Двенадцатого сентября 1989 г. приступает к исполнению обязанностей новое правительство Польши, в котором доминируют представители профсоюза «Солидарность». Это было первое после 1940-х гг. правительство в восточноевропейских странах, не контролируемое коммунистами. Понятно, что оно приступило к ликвидации как экономической, так и военно-политической зависимости от СССР, который сам вскоре прекратил свое существование. В начале 1990-х гг. из Польши в рекордные сроки были выведены российские войска (Северная группа войск). К этому времени уже прекратили свое существование давно ставшие фор


§ 1. Историческое наследие и современное состояние отношении... 371

мальными Варшавский договор и Совет экономической взаимопомощи. В 1994 г. Польша объявила о своем стремлении войти в западные структуры, что ей и удалось: в 1999 г., несмотря на дипломатическое осуждение со стороны России, она становится членом НАТО, а в 2004 г. — членом Европейского союза. Надо отметить, что Польша — самое значительное по территории и населению (36 млн человек) государство региона ЦВЕ — оказалась наиболее слабым звеном социалистической системы.

Процессы, происходившие в ней, оказывали влияние и на соседей. Один из ярких примеров такого влияния мы можем наблюдать в странах Балтии. Ликвидация независимости Балтийских государств состоялась летом 1940 г., когда была разгромлена Франция, а Великобритания осталась один на один с Гитлером. В июне в Прибалтику были введены дополнительные воинские контингенты, образованы новые просоветские правительства. В июле прошли безальтернативные выборы в народные собрания, которые и приняли решение о вступлении в СССР. Юридически это решение закрепили 3-5 августа 1940 г., после чего на данных территориях была введена советская система. Довольно большое количество граждан подверглись репрессиям, в том числе депортациям. Частная собственность была ликвидирована. Это стало одной из причин возникновения партизанского движения «лесных братьев», которое просуществовало до середины 1950-х гг. В общем и целом коренное население Балтийских республик не идентифицировало себя как органическую часть «советской общности», и не случайно именно они первыми инициировали «парад суверенитетов». Общественные организации (народные фронты, в Литве — «Саюдис») создавались по образу польской «Солидарности». После выборов 1990 г. года они повсеместно пришли к власти и инициировали принятие верховными советами деклараций о восстановлении независимости. Де-юре признание таковой другими государствами произошло после августовских событий в СССР.

В 1990-е гг. отношения России и данных стран отличались высоким уровнем напряженности. По требованию Запада Россия к весне 1994 г. практически вывела свои войска из Прибалтики без какой-либо реальной компенсации связанных с этим затрат. В 1-й половине 1990-х гг. в Латвии и Эстонии громко раздавались требования возвратиться к границам 1920 г. Впоследствии об этом практически перестали говорить как в силу нереальности возврата, так и в связи со стремлением данных стран интегрироваться в европейские и транс


372 Глава XIX. Россия и посткоммунистические государства.

атлантические структуры. Поэтому с Российской Федерацией были подписаны соответствующие договоренности. Сразу после объявления независимости правительства этих двух стран столкнулись с проблемой некоренного населения, которому в соответствии с законодательством не было предоставлено гражданство. Таковых оказалось порядка % в Эстонии и около 40% в Латвии. Россия неоднократно требовала и требует решения этой проблемы. В Литве, где русскоязычное население составляет не более 12%, всем постоянным жителям безо всяких дополнительных условий гражданство было дано сразу же после обретения независимости. Но с данным государством возникла другая проблема, не решенная до сих пор, — транзит в Калининградскую область. Анализ динамики этой проблемы показывает, что на протяжении всех 1990-х гг. ситуация с пропуском людей и грузов осложнялась. Надо также отметить, что Балтийские государства ввели в отношении граждан России визовый режим гораздо раньше (1992-1993), чем бывшие страны — члены СЭВ, тогда как Польша сделала это только в 2003 г. Все три государства в 2004 г. стали членами НАТО и ЕС. В целом на данный момент уровень отношений между Россией и странами Балтии во всех сферах крайне низок.

Не менее противоречиво складывались и складываются в настоящее время отношения России со странами Юго-Восточной Европы, хотя общий алгоритм их динамики несколько отличается от того, что мы наблюдали в восточной ее части. Прежде всего следует отметить, что наиболее значимые государства данного региона обрели суверенитет при деятельной поддержке России. Это относится к Болгарии, Румынии, а также входившим в состав бывшей Югославии Сербии и Черногории. Причем Россия часто оказывала это содействие в ущерб собственным внешнеполитическим интересам, исходя из панславянского романтизма, который стал доминировать в общественном мнении со 2-й половины XIX в. и сохраняет определенное влияние и сейчас.

В годы Первой мировой войны Болгария стала союзницей стран «Оси». Болгария участвовала в агрессии против Югославии и Греции, но от участия в военных действиях против СССР болгарское правительство уклонилось, сославшись на сильные русофильские настроения среди населения. После выхода Красной армии к границам Болгарии 5 сентября 1944 г. СССР объявил ей войну, но военных действий фактически не было, поскольку болгарская армия отказа


§ 1. Историческое наследие и современное состояние отношении... 373

лась воевать, а в стране произошла смена власти. Правительство Отечественного фронта объявило войну Германии и ее союзникам, и болгарские войска на заключительном этапе войны сражались на стороне антигитлеровской коалиции. Фактически уже с 1944 г. началось установление коммунистического режима, которое окончательно завершилось в 1948 г., когда была провозглашена Народная Республика. Надо отметить, что до конца 1980-х гт. отношения между СССР и Болгарией развивались стабильно, внутри государства сколько-нибудь значимых антикоммунистических сил не было. Как и в других странах Восточной Европы, демократические изменения в Болгарии начались в конце 1989 г. При этом так же, как и в других государствах региона, практически сразу была поставлена задача интеграции в западные структуры. Позднее произошло резкое дистанцирование от России, с которой был установлен визовый режим. В настоящий момент Болгария является членом НАТО, но пока еще не принята в ЕС из-за относительно низкого уровня жизни и внутренней нестабильности.

Соседняя с Болгарией Румыния также с самого начала активно участвовала в войне против СССР, в период 1941-1944 гг. в ее состав входили в качестве провинций не только Бессарабия, но и Северное Причерноморье, включая Одессу. При этом государство пыталось сохранять контакты с Великобританией и США. В августе 1944 г. Румыния признала свое поражение и начала войну уже с Германией. Примечательно, что румынский король Кароль был удостоен высший награды СССР — ордена Победы. Впрочем, уже в 1946 г. монархия в Румынии была упразднена, а в стране был установлен коммунистический режим, причем один из наиболее жестоких. Советско-румынские отношения с конца 1950-х гг. развивались несколько иначе, чем отношения СССР с другими восточноевропейскими странами. После прихода к власти Николае Чаушеску Румыния несколько дистанцировалась от Советского Союза. Румынское руководство негативно отнеслось к вводу войск Варшавского договора в Чехословакию в 1968 г. Румыния была единственной социалистической страной, сохранившей дипломатические отношения с Израилем. Кроме того, она демонстрировала определенный уровень самостоятельности в рамках Варшавского договора и СЭВ. В декабре 1989 г. в результате вооруженного восстания режим Н. Чаушеску был свергнут. После падения коммунистического режима Румыния, так же как и другие восточноевропейские страны, взяла курс на интеграцию с За-


падом, однако крайне низкий уровень жизни (одна из самых бедных стран Европы) не позволяет осуществить цель ее политики — вступление в ЕС. Отношения с Россией находятся в состоянии стагнации, при этом в самой Румынии популярны унитаристские настроения, касающиеся объединения с Молдовой. Достаточно напряженные отношения между Румынией и Украиной, причиной чего служат спорные вопросы, касающиеся территорий в районе дельты Дуная, острова Змеиный в Черном море и утраченной Буковины.

Неоднозначна и история отношений России и Югославии (Сербии). Россия на протяжении всего XIX в. активно содействовала стремлению последней к независимости — прекращению господства Османской империи. В 1878 г. независимость Сербии была признана Стамбулом, а правитель Сербии князь Милан I Обренович провозгласил Сербию королевством и принял титул короля. Во главу угла внешней политики страны была поставлена задача объединения южных славян в единое государство. Эта цель были достигнута после Первой мировой войны, когда образовалось Королевство сербов, хорватов, словенцев (с 1929 г. — Югославия).

Во внешней политике страна сохранила ориентацию на Антанту; внутри государства с самого начала обозначились этнические противоречия, прежде всего между сербами и хорватами. Югославия была последней страной региона, которая признала СССР и установила с ним дипломатические отношения. Это произошло только в 1940 г., в условиях роста военной напряженности в Европе. Двадцать пятого марта 1941 г. Югославия присоединяется к Тройственному пакту, становясь союзницей Германии, Италии, Японии и других стран, подписавших это соглашение. Однако уже через два дня в стране происходит военный переворот; новое правительство, формально не порывая с Германией, заключает 5 апреля дружественный договор с СССР. Уже на следующий день Германия и ее союзники начинают войну против Югославии и Греции; 10 апреля Хорватия провозглашает свою независимость, а 17-го числа того же месяца Белград подписывает капитуляцию. В стране было достаточно сильное партизанское движение, однако решающую роль в освобождении Югославии сыграла Красная армия, которая в октябре 1944 г. вступила на ее территорию. Одиннадцатого апреля 1945 г. между странами был заключен договор о дружбе. Однако из-за стремления югославских коммунистов сохранить самостоятельность в принятии решений летом 1948 г. договор денонсируется, а отношения между странами прекращаются.


Они нормализовались только в 1955 г., когда вновь был подписан договор о дружеских отношениях. Тем не менее Югославия так и не стала членом Варшавского договора, а в СЭВ имела статус наблюдателя. В конце 1980-х гг. в стране, с одной стороны, прекращается монополия коммунистов на власть, с другой — происходят дезинтеграционные процессы. Последние привели к распаду страны в 1991 г.: Хорватия, Словения, Босния и Герцеговина, а также Македония объявили о независимости; причем только последней удалось сделать это мирным путем. В остальных случаях имел место вооруженный конфликт с центральным правительством. Россия признала их независимость, но тем не менее во всех конфликтах поддерживала сербов. Такая поддержка была обусловлена прежде всего цивилизационными факторами и привела к осложнениям в отношениях России как с другими странами данного региона, так и с другими государствами современного мира. Более всего это проявилось в 1999 г. во время Косовского кризиса, связанного с бомбардировками НАТО. Россия, поддерживая Белград, фактически оказалась на грани дипломатического конфликта с западными странами. При этом Сербия весь этот период не демонстрировала готовность к широкому экономическому сотрудничеству, а в 2000 г., практически сразу после завершения Косовского кризиса, между Союзной Республикой Югославией и Российской Федерацией был введен визовый режим.

История отношений со странами Центральной Европы менее противоречива. В результате мюнхенского сговора между западными державами и гитлеровской Германией в марте 1939 г. Чехословакия прекратила свое существование; СССР до 22 июня 1941 г. поддерживал формальные дипломатические отношения со Словакией, де-юре независимой, но реально абсолютно подконтрольной рейху. Отношения с Венгрией также были формальными вплоть до 27 июня 1941 г., когда Будапешт объявил СССР войну и направил на фронт свои войска.

Уже во время войны установились тесные отношения между чехословацким эмигрантским правительством и Москвой. В 1945 г. был подписан Договор о дружбе между Чехословакией и СССР. Тогда же Чехословакия отказалась от своих прав на Закарпатскую Украину, входившую в нее ранее. В первые послевоенные годы при наличии тесных отношений с Советским Союзом в Чехословакии сохранялись основные демократические институты. Тогдашняя популярность СССР способствовала тому, что влияние чехословацких коммуни-

 


стов было очень велико. В феврале 1948 г. при поддержке СССР они оттеснили другие политические силы от власти и установили в стране коммунистический режим, ничем не отличавшийся от тех, которые формировались в тот период во всем Восточно-Европейском регионе. Вплоть до конца 1960-х гг. в Чехословакии не было заметно каких-либо сильных антисоветских настроений. Ситуацию изменили события 1968 г., когда в ЧССР была сделана попытка либерализации существовавшего коммунистического режима, вызвавшая опасения и подозрения советского руководства. СССР и другие страны — участники Варшавского договора ввели на территорию Чехословакии свои войска, что привело со временем к прекращению реформ и радикальным переменам в руководстве страны и компартии. После этого на уровне массового сознания возникла реакция отчуждения от «старшего брата». В этой связи неудивительно, что сразу после «бархатной революции» 1989 г., которая положила конец коммунистическому режиму, Прага взяла курс на установление тесных отношений с западными странами. В 1992 г. из Чехословакии были выведены российские войска, а в 1993 г. само это государство распалось (без серьезных конфликтов) на Чехию и Словакию. Общее стремление обоих государств к интеграции в западные структуры сохранилось, правда, Чехия как экономически более развитая шла к этому последовательно и уже в 1999 г. стала членом НАТО. Словакия вступила в эту организацию только в 2004 г. В том же году оба государства стали членами ЕС. Словакия в течение 1990-х гг. проявляла больше заинтересованности к сотрудничеству с Россией, особенно в сфере экономики, однако дальше деклараций и заявлений дело так и не пошло.

В отличие от Чехословакии Венгрия была союзником гитлеровской Германии и вместе с ней потерпела поражение. Территория страны была занята советскими войсками, и СССР активно влиял на развитие венгерских политических процессов. К 1949 г. в Венгрии окончательно утвердился сталинистский режим во главе с лидером местной компартии Ф. Ракоши. Вопреки существовавшим национальным традициям в стране начали детально копировать советскую модель социализма, что привело к обострению социально-экономических и политических противоречий. Следствием этих противоречий стал глубокий внутриполитический кризис в Венгрии, который разразился осенью 1956 г. и едва не привел к краху коммунистического режима. Лишь благодаря вооруженному вмешательству СССР «народная демокра-


тия» в Венгрии была сохранена. Эти события напомнили венграм период революции 1849 г., когда царские войска по просьбе австрийского правительства подавили национально-освободительное движение в Венгрии. Правда, следует отметить, что после 1956 г. Советский Союз санкционировал проведение в Венгрии достаточно разумной экономической политики, которая сделала страну относительно благополучной в рамках социалистического лагеря. Но, с другой стороны, произошедшие изменения в какой-то степени размыли идеологические основы существовавшего режима, поэтому Венгрия, как и Польша, раньше других восточноевропейских стран начала демонтаж социалистической системы. В отличие от других стран региона переход Венгрии к демократии и рынку проходил более эволюционным путем, но общий вектор ее движения в сторону интеграции в европейские структуры совпадал с вектором движения других посткоммунистических государств ЦВЕ.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.233.78 (0.014 с.)