Динамика развития внешнеэкономических связей России в современном мировом хозяйстве. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Динамика развития внешнеэкономических связей России в современном мировом хозяйстве.



в результате распада существовавших некогда мировой социалистической системы хозяйства и Советского Союза Россия заняла ныне своего рода промежуточное положение между наиболее продвинутыми в экономическом отношении и развивающимися странами. По многочисленным оценкам специалистов, распад СССР означал для Российской Федерации ощутимые геополитические потери и заметные осложнения во взаимодействии ее с мировым сообществом.

Постепенно продвигаясь к формированию экономики рыночного типа, Россия в условиях растущего воздействия рыночных факторов на производство и поведение хозяйствующих субъектов не смогла добиться пока радикального улучшения своего социально-экономического положения – все еще сохраняются последствия спада производства, снижения инвестиционной активности, не решены прочие проблемы (неплатежи, ситуация с безработицей). Своего рода кризисный характер нынешнего состояния, недочеты в экономическом развитии страны в 90-е годы и привели Россию к занятию промежуточной позиции в мировой иерархии между промышленно развитыми и развивающимися странами.

Так, положение России в мировой экономике в начале XXI века характеризуется следующими данными:

удельный вес страны в совокупном валовом продукте мира снижался с 3,4% до менее чем 2,0% доля в мировом промышленном производстве не превышает 4% по уровню производительности труда в промышленности (годовая выработка на одного занятого) страна занимала 64-ю, а в сельском хозяйстве - 77-ю ступень в мировой классификации по численности населения на начало 1999 г. - 148,3 млн. человек (2,5% мирового) — На сегодняшний день РФ находится на шестой позиции в мире после Китая, Индии, США, Индонезии и Бразилии.

Тем не менее в современных, во многом иных условиях, когда наметились и продолжают происходить существенные сдвиги в мировом хозяйстве, изжили себя некоторые догмы, а переход к открытой экономике стал составной частью процесса рыночной трансформации, РФ должна быть в состоянии подойти к новой стадии - ликвидации разнообразных препятствий, мешавших более полно масштабному вовлечению ее в процессы интернационализации хозяйственной жизни, систему международного разделения труда. Несмотря на трудности переходного периода и переживаемые отечественной экономикой кризисные потрясения в стране должны создаваться различные предпосылки для расширения участия России в современных мирохозяйственных связях.

В новых условиях необходимо обеспечить органичное расширение российского участия в системе международных экономических отношений и более полное использование возможностей международного разделения труда для решения как внутриэкономических задач страны, так и проблем совершенствования ее внешнеэкономических связей.

Перспективы такой эволюции обусловлены вполне объективным характером повышения уровня взаимосвязи и взаимозависимости между национальными хозяйственными системами и процессами в сфере международных экономических связей.

По мнению многих экспертов, основой создания жизнеспособной экономики переходного периода в России следует считать ее открытость, имея в виду «оздоравливающий эффект» конкуренции из-за рубежа. Именно в этих условиях мировой рынок прямо и косвенно влияет на формирование цен на отечественную продукцию, а у российских производителей остается такой выход, как повышение качества и конкурентоспособности продукции, расширение ее производства при снижении всех видов затрат. Следует учитывать, что переход к экономике открытого типа должен быть поэтапно осуществляемым процессом с тем, чтобы конкуренция извне не превратилась из созидательного фактора в силу, способную разрушить отечественную экономику.

На протяжении ряда последних лет в России создана правовая и организационная база эмиграции и иммиграции трудовых ресурсов, разработана также федеральная миграционная программа, заключены двусторонние соглашения с рядом стран по проблемам миграции населения и трудовых ресурсов. Важным направлением интегрирования России в мировое сообщество должна стать ратификация международных конвенций, которые регламентируют процессы трудовой миграции.

Внешнеэкономические связи России со странами СНГ.

Учредителями СНГ стали: РФ, Азербайджанская Р., Р. Армения, Республика Белоруссия, Р. Грузия, Р.Казахстан, Киргизская Р., Р. Таджикистан, Туркменистан, Р. Таджикистан, Украина, Р. Молдова.

Приоритетным направлением данного Содружества является, конечно же, экономическая интеграция.

На пути к более выгодному экономическому сообщению между странами основополагающим документом стало «Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь» (оно было подписано 5 января 1995 года). Это соглашение стало основным документом на пути создания Таможенного союза. Следом к Таможенному союзу присоединились Р. Казахстан, Киргизская Р. и Р. Таджикистан.

Цель Таможенного Союза: выгодные, благоприятных условия для участников Таможенного союза в сфере экономического взаимодействия, стимулирование взаимной торговли путем отмены различных ограничений - количественных ограничений, таможенных пошлин, налогов, сборов, установление в отношениях с третьими странами одинакового режима, создание единой таможенной территории, а также, что очень актуально на данный момент, - введение однотипного механизма регулирования экономики.

РФ и Республика Белоруссия уже отменили таможенный контроль на межгосударственной границе, которая проходит по их территории (в отличие от Республики Казахстан и Республики Таджикистан, которые пока не собираются этого делать).

В рамках таможенного союза в 2000 году был подписан договор об учреждении Евразийского экономического сообщества. Оно(ЕврАзЭС) создано для:

1.Более эффективного продвижения формирования Таможенного союза.

2.Реализации других целей и задач, определенных в соглашениях о Таможенном союзе.

Однако, несмотря на то, что страны входят в один и тот же Союз, все равно, при анализе их внешнеторговых связей надо учитывать субъективную сторону - степень интеграции между странами, их заинтересованности друг другом и тд. То есть правила как бы писаны, но не для всех. Так, например, между Российской Федерацией и республикой Белоруссия эти вопросы уже проработаны в связи с намерением перехода к высшей степени интеграции - созданию Союзного государства.

То есть можно сказать, что сотрудничество между двумя странами порождает новый уровень таможенного контроля и таможенного оформления, который сам в свою очередь приводит к более сильной интеграции союзных стран (яркий пример — Евросоюз, где почти все барьеры, преграждающие свободную торговлю между государствами - сняты).

В соответствии с соглашениями о свободной торговле, которые заключены между РФ и, соответственно, Азербайджанской Р., Р. Армения, Р. Беларусь, Р. Казахстан, Кыргызской Р., Р. Молдова, Р. Таджикистан, Туркменистаном, Р. Узбекистан, Украиной и Р.Грузия, товары, происходящие из указанных государств, за исключением Российской Федерации, и ввозимые на территорию Российской Федерации, ввозными т аможенными пошлинами не облагаются.

К настоящему времени как в России, так и в рамках СНГ приняты основополагающие документы, которые определяют основные подходы, приоритеты и перспективы работы на пространстве Содружества. В России:

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (раздел «Внешнеэкономическая политика»)

2. Основные направления внешнеэкономической политики Российской Федерации на период до 2020 года.

Наряду с Концепцией внешней политики Российской Федерации эти документы определяют основные интересы России в СНГ, ключевые принципы и приоритеты внешнеэкономической политики в регионе.

Согласно Концепции внешней политики Российской Федерации, наша страна выстраивает дружественные отношения с каждым из государств Содружества на таких основах как равноправие, уважение и учет интересов друг друга. Естественно, что с государствами, кот которые «готовы» к таким правилам Россия строит свои экономические отношения. Мы придерживаемся рыночных принципов как основополагающих принципов, создающих благоприятные условия для действительно равноправных отношений между государствами. Все вышеизложенные принципы создают определенную базу для дальнейшей еще более глубокой интеграции между Россией, членом СНГ, и остальными странами.

Не так давно был принят документ - Стратегия экономического развития СНГ до 2020 года. Стратегия - комплексный документ, представляющий собой систему согласованных государствами - участниками СНГ взглядов на общие цели, приоритеты и перспективы социально-экономического развития для углубления межгосударственных экономических отношений и превращения СНГ в полноправного значимого участника системы международных экономических отношений. В настоящее время завершается работа над планом мероприятий по реализации первого этапа Стратегии, рассчитанного на период до 2011 года.

Важнейшими показателями, характеризующими степень эффективности интеграционных процессов во взаимной торговле - объём и динамика внешнеторгового оборота. По данным ФТС России, внешнеторговый оборот России со странами СНГ в 2008 году вырос по сравнению с 2007 годом на 29,0%, в том числе экспорт - на 32,7%, импорт - на 22,5%.

Крупнейшим экономическим партнером на протяжении многих лет остается Украина. Также основными торговыми партнерами России среди стран СНГ являются Белоруссия и Казахстан. Российские компании задействованы в реализации крупных проектов в нефтегазовой, металлургической, химической и пищевой промышленности стран Содружества, в производстве строительных материалов, они активно присутствуют на медийном и рекламном рынках. Телекоммуникационные компании работают в Армении, Белоруссии, Казахстане, Таджикистане, Туркмении, Узбекистане и Украине. Серьезные инвестиции сосредоточены в банковской сфере.

Важным направлением экономического сотрудничества России со странами СНГ продолжает оставаться развитие производственных кооперационных связей между предприятиями и технологически взаимосвязанными производствами. Для таких отраслей промышленности как машиностроение, металлургия и некоторых других, в которых поставки по кооперации занимают значительный удельный вес, поддержание кооперации критически необходимо для разработки, производства и реализации продукции.

Проведение согласованной миграционной политики - один из определяющих факторов успешного хода интеграционных процессов. Формирование общего рынка труда государств Содружества является важным условием обеспечения свободного перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

Экономика ряда стран СНГ в существенной степени зависит от денежных переводов мигрантов из России.

В целом структура внешней торговли России со странами СНГ, в отличие от торговли с ЕС (основным торговым партнером), носит более рациональный характер. Хотя объем торговли России с Евросоюзом в целом существенно превышает товарооборот со странами СНГ, по отдельным товарам рынки стран Содружества более значимы. Так, наряду с продукцией ТЭКа, важными экспортными позициями являются поставки машинно-технической продукции в страны СНГ - по стоимости они в три раза превышают объемы экспорта аналогичной продукции в Евросоюз.

Важной составляющей торгово-экономических отношений России со странами СНГ и показателем эффективности интеграционных процессов является инвестиционное сотрудничество.

Российский бизнес занимает довольно значительные позиции на пространстве Содружества. Российская Федерация входит в десятку крупнейших инвесторов Армении, Азербайджана, Белоруссии, Казахстана, Молдавии, Таджикистана и Украины. Более 4 тысяч предприятий в странах СНГ с участием российского капитала действуют в различных сферах производства, банковском секторе, торговле и сфере услуг, транспорте, строительстве, агропромышленном комплексе.

Страны СНГ - это важный рынок сбыта российских несырьевых товаров и услуг, в первую очередь машин и оборудования, приоритетная площадка для российских инвестиций, регион, позволяющий реализовывать транзитный потенциал России и стран-партнеров.

К приоритетным вопросам экономического сотрудничества России со странами Содружества на предстоящий период можно отнести формирование общих рынков труда, транспортных услуг, межрегиональное и приграничное сотрудничество, создание совместных предприятий и промышленно-финансовых групп, транснациональных корпораций. С этой целью предстоит:

- продолжать работу по с овершенствованию нормативной правовой базы сотрудничества, дальнейшей либерализации взаимной торговли, завершению формирования таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана и элементов единого экономического пространства;

- предложить странам Содружества эффективные антикризисные программы, а возможно и антикризисные кредиты, направленные на минимизацию последствий влияния кризиса на реальный сектор экономики, финансовую и банковскую сферы;

- активизировать участие российских предпринимателей в приватизационных процессах в странах СНГ, в том числе в Украине, Белоруссии (промышленные и сельскохозяйственные предприятия), Казахстане (главным образом, организации банковской сферы), и с этой целью обеспечить отечественному бизнесу всестороннюю поддержку;

- сформировать более активную экономическую повестку двусторонних отношений, в том числе заседаний межправительственных комиссий со странами СНГ (поддержка реализуемых и намечаемых проектов с участием российского бизнеса, создание выгодных условий для участия российского бизнеса в процессах приватизации и конкурсах по госзакупкам и др.);

- эффективно использовать как важное конкурентное преимущество транспортный и транзитный потенциал Содружества Независимых Государств, обусловленный во многом выгодным географическим положением. Речь идет о развитии системы трубопроводного транспорта для расширения рынка сбыта энергоносителей, о создании международных транспортных коридоров для приближения регионов, в первую очередь приграничных, к международным рынкам сырья, товаров и услуг;

- приступить к разработке и реализации крупных инвестиционных проектов в области энергетики, в том числе атомной, транспорта, исследований космоса, нацеленных на реализацию конкурентных преимуществ России и государств-участников СНГ. Обозначить лидирующую роль России в их финансировании.

Будущее России.

По мнению экспертов NIC, Россия сегодня все еще находится на переломном моменте истории, в преддверии очередных президентских выборов. На рубеже 2020 года, очень многое будет зависеть от того, чем закончится нынешняя борьба политических сил.

Россия сегодня стоит перед огромными объективными проблемами управления:

r Политическая инфраструктура и политическая культура по-прежнему очень слабы.

r "Демократическая трансформация" не доведена до конца. Политическая элита и бюрократия на всех уровнях все более контролирует политические процессы: эта тенденция реально усилилась. В перспективе лишь немногие политические партии и отдельные деятели будут привержены демократии западного типа.

r Рыночные реформы не завершены. Самые трудные решения, такие как реформы ЖКХ, структурные и банковские реформы, оставлены на второй президентский срок В.Путина. Россия все еще сильно зависит от добывающих отраслей промышленности, следовательно, - от цены на нефть.

r Существенные демографические проблемы - продолжительность жизни ниже восполняемого уровня, идет неуклонная убыль населения.

В 2020 году отношения России с окружающим миром будут оставаться двойственными и противоречивыми. Она будет определять свои интересы путями, которые не всегда гармонизируют с интересами ведущих европейских стран, но возврат к военной и идеологической конфронтации с Западом даже виртуально уже невозможен.

В международных отношениях Россия станет близко идентифицировать себя с Европой и, возможно, даже свяжет себя с ней каким-либо видом формального договора или соглашения. Станет ли это членством в Евросоюзе, будет зависеть в равной мере от ЕС и от российской политики.

В качестве члена ВТО Россия намного глубже интегрируется в мировую экономику, хотя в отдельных секторах и регионах, возможно, сохранятся протекционистские настроения. Многие в России (возможно, даже большинство) будут сопротивляться включению ее в эту глобальную международную организацию, где Россия не будет ведущим звеном, даже несмотря на возможные экономические выгоды.

По мнению авторов исследования, основной проблемой российского руководства будет проблема примирения региональной по масштабам экономики с глобальными политическими амбициями "быть Великой державой". Ключевыми внешнеполитическимипартнерами к 2020 году будут оставаться США и ЕС, а также Китай и Индия.

Россия останется главной державой Евразии и сохранит свой интерес к сотрудничеству в рамках СНГ. Связи в области политики и безопасности со странами СНГ скорее всего будут носить характер асимметричных коалиций. Связи же России со славянскими государствами бывшего СССР (Украина и Белоруссия) могут быть несколько сильнее. Даже если Украина будет иметь успех в своем желании вступить в Евросоюз (а Россия сделает все, чтобы этого не допустить), социальные, инфраструктурные и экономические связи останутся достаточно сильными. Возможна некая форма федерации, даже союз с Белоруссией.

Государства Кавказа и Закавказья (Азербайджан и Грузия) будут стремиться остаться на большей дистанции от России, однако состоятельность Грузии как государства все еще может оставаться под вопросом. Армения же наиболее близка к тому, чтобы стать близким и стабильным соседом при сохранении собственной идентичности.

Центрально-азиатские государства, скорее всего, будут политически удаляться от России, сохраняя свою идентичность и некоторые экономические связи для поддержания стабильных отношений с Россией, но также выбирая и другие альянсы (особенно с США и другими основными региональными игроками).

Таким образом, для России к 2020 году четко очерчены границы региональной державы, и даже наличие ядерных вооружений, места хранения которых к тому времени, возможно, будут охраняться совместными усилиями России и США, не позволит поддержать статус России как "Великой державы". Членство в Совете Безопасности ООН станет по большей части номинальным - ключевые решения по применению военной силы США и их союзниками, как и прежде, будут приниматься единолично, без оглядки на мировое сообщество. Внешнеполитический курс России все больше будет выверен в соответствии с таковым в США и, отчасти, - в ЕС.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 566; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 172.70.42.211 (0.036 с.)