ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теории портфельных инвестиций



Эти теории во многом определяются тем, что портфельных инвесторов интересуют за рубежом прежде всего четыре момента: а) уровень доходности иностранных ценных бумаг; б) степень риска по этим вложениям; в) уровень ликвидности этих бумаг; г) желание диверсифицировать свой портфель ценных бумаг за счет бумаг иностранного происхождения. Комбинация этих четырех моментов приводит к тому, что портфельные инвестиции особенно сильно подвержены колебаниям экономической и политической конъюнктуры.

Теория бегства капитала

Данная теория разработана слабо. Это видно хотя бы из того, что сам термин «бегство капитала» трактуется по-разному. А это сказывается на результатах оценки масштабов этого явления. Так, Д. Каддингтон сводит бегство капитала к нелегальному ввозу и вывозу краткосрочного капитала. Однако большинство исследователей вслед за Ч.П. Киндлебергером полагают, что бегство капитала - это такое движение капитала из страны, которое противоречит ее национальным интересам и происходит из-за неблагоприятного для многих отечественных владельцев капитала инвестиционного климата в стране. Некоторые добавляют, что капитал «бежит» еще и потому, что часто он имеет незаконное происхождение.

 

Мировой рынок иностранных инвестиций и современные тенденции его развития.

Современные особенности:

1. Основным источником иностранных инвестиций являются транснациональные корпорации.

2. Прямые иностранные инвестиции растут опережающими темпами по сравнению с темпами роста валового продукта, промышленного производства и международной торговли.

3. Основными экспортерами капитала являются ведущие промышленно развитые страны. При этом сокращается доля США и растет доля Японии.

4. К крупным экспортерам капиталам относятся малые и средние страны, такие как: Швейцария, Нидерланды, Швеция, Канада и Австралия.

5. Рост вторых (зарубежных) экономик развитых стран.

6. Рост прямых иностранных инвестиций ряда развивающихся стран, в частности: Бразилия, Мексика, Индия, Южная Корея, Саудовская Аравия и т.д..

7. Преобладающей сферой приложения иностранного капитала являются ведущие промышленно развитые страны, особенно США и страны ЕС.

8. Преимущественный рост прямых иностранных инвестиций в обрабатывающей промышленности, особенно в передовых, наукоемких отраслях.

9. Преимущественное развитие по сравнению с рынком реальных активов.

10. Свободное перемещение в современном экономическом пространстве, повышенная мобильность.

11. Отсутствие национальной принадлежности и преимущественно спекулятивный характер.

Современные тенденции:

1. Ведущими экспортерами и импортерами капитала в мире являются промышленно развитые страны.

2. Преобладает миграция предпринимательского капитала, особенно между странами т.н. «триады» (США, Западная Европа, Япония).

3. Роль развивающихся и пост социалистических стран в экспорте капитала в последние 20 лет снизилась, хотя в импорте — возросла. Главным образом за счет Китая, новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии, Латинской Америки и стран Центральной и Восточной Европы. В 1999 году по общему объему импорта капитала Китай делил четвертое место с Францией после США, Великобритании и Германии. А по импорту прямых иностранных инвестиций Китай делил второе место с Великобританией (после США).

4. Увеличивается объем мигрирующих иностранных инвестиций между развивающимися странами.

5. В структуре международного движения предпринимательского капитала происходит сдвиг в сторону портфельных инвестиций, доля которых в 1999 году в мировом экспорте капитала соответственно 50% (доля прямых иностранных инвестиций — 31%) в мировом импорте капитала 57,3% (доля прямых — 32%).

6. Отмечаются изменения в отраслевой структуре иностранных инвестиций, в частности в промышленно развитых странах основными областями их применения являются финансово-банковский сектор. Сфера услуг (информационных), фармацевтика, биотехнология, электронная промышленность, научно- и техноемкое машиностроение. В развивающемся мире по-прежнему привлекательны для прямых иностранных инвестиций нефте- и газодобыча, отдельные секторы машиностроения и агропромышленности.

7. Усиливается роль реинвестирования прибыли и внутрисегментных кредитов, как форм международного инвестирования.

8. Растет роль ТНК, как основного субъект мирового рынка иностранных инвестиций. Наиболее активными участниками международной инвестиционной деятельности являются РоялДатчШелл, Форд, Эксон с зарубежными активами соответственно $63.4 млрд., 60,6 млрд., 56,6 млрд..

9. Создается система международного регулирования зарубежного инвестирования.

Регулирование инвестиционных процессов

Национальное регулирование движения капитала представляет собой государственную систему мер законодательного, исполнительного и контрольного характера, основными целями которой является стимулирование привлечения иностранных инвестиций и предотвращение бегства капитала из страны. Национальное регулирование основано, прежде всего, на использовании в каждой стране норм и институтов традиционных отраслей права (административное, гражданское и т.д.). Но в связи с интенсивным развитием международного инвестиционного процесса, во многих странах имеется специальное законодательство в виде инвестиционных законов и кодексов.

Основу такого законодательства составляют:

1. Создание благоприятного инвестиционного климата.

2. Определение целесообразности, введение запретов и ограничений иностранных инвестиций на территории страны.

3. Контроль над деятельностью иностранных инвесторов в стране.

4. Определение приоритетов инвестирования.

5. Разработка и реализация программ по привлечению иностранных инвестиций.

6. Контроль за подготовкой и заключением инвестиционных соглашений с иностранным инвестором.

7. Контроль за подготовкой и заключением международных соглашений по поощрению и взаимной защите инвестиций.

8. Условия инвестирования, а так же правовые гарантии для иностранных инвесторов в принимающей стране.

В развивающихся странах и странах с переходной экономикой иногда вводятся специальные льготы для иностранных инвесторов. Особенно большие льготы предоставляются инвесторам в оффшорных зонах и в свободных экономических зонах, в которых значительно упрощены процедуры регистрации новых предприятий, предоставлены широкие налоговые и другие льготы для иностранных фирм, сняты валютные ограничения, упрощена финансовая отчетность, обеспечивается охрана тайны личности владельца компании и т.д.

В законодательстве ряда стран содержатся положения о защите от политических рисков, стихийных бедствий. Например, оговаривается, что национализация частной собственности может быть проведена только в исключительных случаях и с гарантией равноценной компенсации. Гарантируется свобода вывоза прибылей и репатриации капитала.

Законодательства многих стран предусматривают взаимные прямые инвестиции. С этой целью оговаривается вопрос об исключении двойного налогообложения.

Государство использует ряд методов стимулирования иностранных инвестиций:

1. Налоговые льготы.

2. Ускоренная амортизация основного капитала.

3. Бюджетное финансирование проектов и программ.

4. Стимулирование малого бизнеса.

5. Региональное стимулирование (помощь депрессивным регионам).

6. Создание свободных экономических зон (торговых и предпринимательских).

 

Иностранные инвестиции в экономике России.

Иностранными инвестициями являются все виды имущества и имущественных прав, в том числе права на результаты интеллектуальной деятельности и иные права, не относящиеся к вещным, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской деятельности в целях получения прибыли и передачи знаний.

Привлечение иностранного капитала относится к стратегическим задачам развития российской экономики. Особую роль в этом процессе играют прямые инвестиции, которые обеспечивают доступ к финансовых ресурсам, современным технологиям, управленческим навыкам, инновационным товарам и услугам, а также напрямую способствуют повышению конкурентоспособности отечественной экономики, ее устойчивому росту и улучшению уровня жизни российских граждан. В этой связи создание благоприятных условий для увеличения притока средств иностранных инвесторов является одним из приоритетных направлений государственной экономической политики в РФ.

Правовое регулирование иностранных инвестиций на территории РФ осуществляется Федеральным законом от 9 июля 1999 г. № 106-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» с последующими изменениями и дополнениями, другими законами и правовыми актами, а также международными договорами.

Согласно ст. 2 настоящего Закона иностранная инвестиция — это вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в РФ в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной и местной валюте), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации.

Под прямыми иностранными инвестициями понимается:

  • приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с ГК РФ;
  • вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического липа, создаваемого на территории РФ;
  • осуществление на территории РФ иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, указанного в разделах XVI и XVII Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ), таможенной стоимостью не менее 1 млн руб.

Приоритетный инвестиционный проект — это проект, суммарный объем иностранных инвестиций в который составляет не менее 1 млрд руб., или инвестиционный проект, в котором минимальная доля (вклад) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале коммерческой организации с иностранными инвестициями составляет не менее 100 млн руб., включенные в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Законом иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации в любых формах, не запрещенных законодательством. Иностранный инвестор может участвовать в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности путем приобретения прав или доли собственности в уставном капитале приватизируемой организации.

Законодательством РФ установлены и гарантируются равные права в осуществлении инвестиционной деятельности и использовании се результатов для иностранных и российских инвесторов. При этом ограничения для иностранных инвесторов могут быть установлены только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В целях стимулирования роста инвестиций и ускорения социально-экономического развития РФ для иностранных инвесторов могут предоставляться различные льготы. Виды и порядок предоставления таких льгот устанавливаются законодательством РФ. В частности, льготы предоставляются иностранным инвесторам, имеющим долю или вклад в уставном капитале организации не менее 10% и осуществляющим реинвестирование в полном объеме полученных доходов на территории РФ.

Важнейшими положениями Закона являются статьи, гарантирующие права собственности и денежную компенсацию в случае ее принудительного изъятия. Согласно ст. 8 «имущество иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями не подлежит принудительному изъятию, в том числе национализации, реквизиции, за исключением случаев и по основаниям, которые установлены федеральным законом или международным договором Российской Федерации».

В случае реквизиции иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями выплачивается стоимость реквизируемого имущества. При прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, иностранный инвестор или коммерческая организация с иностранными инвестициями вправе требовать в судебном порядке возврата сохранившегося имущества, но при этом обязаны возвратить полученную ими сумму компенсации с учетом потерь от снижения стоимости имущества.

При национализации иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями возмещаются стоимость национализируемого имущества и другие убытки.

Иностранный инвестор имеет также право на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Иностранный инвестор после уплаты предусмотренных законодательством РФ налогов и сборов имеет право на свободное использование доходов и прибыли на территории РФ для реинвестирования и на беспрепятственный перевод за ее пределы доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм в иностранной валюте в связи с ранее осуществленными им инвестициями (в том числе: доходов от инвестиций, полученных в виде прибыли, дивидендов, процентов и других доходов; денежных сумм во исполнение обязательств коммерческой организации с иностранными инвестициями или иностранного юридического лица, открывшего свой филиал на территории РФ, по договорам и иным сделкам; денежных сумм, полученных в связи с ликвидацией коммерческой организации с иностранными инвестициями или филиала иностранного юридического лица либо отчуждением инвестированного имущества, имущественных прав и исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности; компенсаций и т.п.), а также вывоз ввезенных ранее для инвестиционных целей имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.215.185.97 (0.008 с.)