Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

АПК - это сложившаяся в общественном производстве единая система сельскохозяйственных, промышленных предприятий и отраслей, охватывающих всю

Поиск

агропромышленную цепь, спаянных интеграционными связями, основывающимися на отношениях собственности или договорных (контрактных) отношениях.

В составе АПК выделяются три сферы:

1)отрасли промышленности, поставляющие средства производства для сельского хозяйства и связанных с ним отраслей, а также осуществляющие производственно-техническое обслуживание -сельского хозяйства;

2) собственно сельское хозяйство;

3} отрасли, занятые переработкой и доведением сельскохозяйственной продукции до потребителя (заготовка, переработка, хранение, транспортировка, реализация). Ряд отраслей промышленности целиком (или почти целиком) обслуживают нужды АПК (производство сельхозмашин, удобрений, оборудования для животноводства и кормопроизводства и т. д.). Другие отрасли лишь частично заняты удовлетворением потребностей АПК.

Становление АПК - новый этап развития общественного производства, имеющий своей основой развитие производительных сил земледелия, «промышленную революцию» в сельском хозяйстве, которое в этом смысле как бы догнало промышленность. Агропромышленная цепь включает производство, транспортировку важных средств производства сельского хозяйства, производство исходных сельхоз-продуктов, хранение, транспортировку, переработку и сбыт готовой продукции. Процесс развития агропромышленной интеграции и формирования АПК далеко продвинулся в промышленно развитых странах, прежде всего в США. В неизмеримо меньшей степени он наблюдается в развивающемся мире, где наряду с общими тенденциями и формами его проявления появляются специфические черты и формы, связанные со значительным отставанием агропромышленной сферы освободившихся стран и их экономической зависимости от Запада. Главным направлением международной агропромышленной интеграции в современных условиях становится решение крупнейшей глобальной проблемы современности - проблемы удовлетворения возрастающих потребностей населения земного шара в продуктах питания.

 

 

Транспортный комплекс – одна из основных отраслей материального производства, осуществляющая перевозки пассажиров и грузов. Исходя из различия функций транспорт разделяется на пассажирский и грузовой. Он составляет основу внутригосударственного и международного разделения труда.

Все пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные средства в совокупности образуют мировую транспортную систему, в рамках которой взаимодействуют отдельные виды транспорта, страны и региона.

Мировая транспортная система неоднородна. Прежде всего в ней можно выделить транспортные системы развитых и развивающихся стран.

Транспортные системы развитых стран составляют 78% общей протяженности мировой транспортной сети, 74% мирового грузооборота; плотность транспортной сети – 50-60 км на 100 км2 территории; характеризуется высоким техническим уровнем, тесным взаимодействием всех видов транспорта, сложной конфигурацией транспортной сети, высокой «подвижностью» населения. Существенно различаются между собой и региональные транспортные системы – транспортные системы Западной Европы, Северной Америки, Латинской Америки, Южной Азии, Юго-Западной Азии, Северной Африки и др.

Наиболее развитыми являются транспортные системы Северной Америки и Западной Европы. Северная Америка занимает первое место по общей длине дорог (30% всех мировых путей сообщения) и по грузообороту основных видов транспорта. Западная Европа лидирует по густоте сети и частоте движения, хотя сильно уступает Северной Америке по дальности перевозок. При этом и в Северной Америке, и в Западной Европе ведущая роль принадлежит автомобильному, трубопроводному и воздушному транспорту.

Виды транспорта группируются следующим образом: сухопутный (сухопутный и трубопроводный), водный (морской и речной) и воздушный.

По структуре мирового груза и пассажирооборота лидирует автомобильный транспорт, на который приходится 8% грузооборота и 80% пассажирооборота от общего мирового объема (на железнодорожный – 16% грузооборота и 11% пассажирооборота, на трубопроводный – 11% грузооборота, на морской – 62% грузооборота и 1% пассажирооборота, на речной – 3% грузооборота и 1% пассажирооборота, на воздушный – менее 1% грузооборота и 8% пассажирооборота). Железнодорожный транспорт обеспечивает перевозку грузов и пассажиров на дальние расстояния. Наибольшая протяженность железных дорог – в США, Канаде, России, Индии, Китае. Самой густой сетью железных дорог обладают Германия, Бельгия, Швейцария, Чехия. По грузообороту лидируют Россия, США, Китай, Канада, Польша.

Важным звеном транспортной системы являются морские порты: универсальные (характерные для развитых стран) и специализированные (характерные для развивающихся стран).

 

Значение химико-лесного комплекса в народном хозяйстве России огромно. Он играет важную роль в расширении ассортимента производства товаров народного потребления. Его отрасли связаны со всеми другими отраслями. Химизация хозяйства позволяет успешно решать крупные технические и экономические проблемы, постоянно увеличивать выпуск новых видов химических материалов для удовлетворения нужд народного хозяйства. Химический комплекс имеет сложную структуру, включающую различные отрасли основной химии и органического синтеза. Важной отраслью химической промышленности является производство минеральных удобрений - фосфорных, калийных и азотных. Основным сырьем для выпуска суперфосфата служат апатиты и фосфориты. Крупнейшими предприятиями суперфосфатной промышленности являются химические заводы и комбинаты. Построены крупные азотно-туковые предприятия в важнейших угольных и металлургических центрах. На базе использования низких сортов угля сооружены Березниковский химический комбинат в Пермской области, Новомосковский химический комбинат в Тульской области (в настоящее время при производстве аммиака используется газ) и другие предприятия. На основе коксового газа построены азотно-туковые предприятия в Кузбассе (Кемеровский химический комбинат), на Урале и в некоторых других районах. В комбинировании с черной металлургией центрами производства азотных удобрений стали также Липецк и Череповец. Введен в действие азотно-туковый комбинат на Северном Кавказе (Невинномысск).

В настоящее время азотная промышленность в качестве сырья использует природный газ (технология получения аммиака из природного газа широко внедряется). Это позволит обеспечить наиболее рациональное размещение промышленности азотных удобрений по территории страны, приблизить производство к районам потребления, использовать местные виды сырья, топлива и дешевой энергии. Такие районы, как Поволжье, Западная Сибирь и Северный Кавказ, обладают весьма благоприятными условиями для развития этой отрасли промышленности.

Лесохимическая промышленность широко использует в качестве сырья отходы лесозаготовительной промышленности и механической обработки древесины - опилки, хвою, щепу, сучья, кору и т.д.

Главным направлением развития отраслей лесного комплекса в условиях становления и развития рыночных отношений является опережающий рост производства прогрессивных видов продукции, сокращение экспорта круглого леса и пиломатериалов и увеличение производства и экспорта готовой продукции механической и химической переработки древесины. При этом важнейшей задачей является более полное использование лесных ресурсов без ущерба для окружающей среды, создание комплексных предприятий по лесовыращиванию, заготовке и переработке древесины.

Повышение продуктивности лесов - важнейшая задача отраслей лесного комплекса. В ее решении лежит дальнейшее совершенствование способов воспроизводства лесных ресурсов и породного состава культур с учетом лесорастительных зон, типов лесов и интенсивности лесохозяйственного производства. Особенно необходимы уход за лесом, его охрана и защита.

Металлургический комплекс – совокупность отраслей, производящих разнообразные металлы. Он состоит из черной и цветной металлургии.

Черная металлургия включает добычу и обогащение железной, марганцевой и хромовой руды, выплавку чугуна и стали, производство стального проката.

Важнейшей тенденцией в развитии мировой черной металлургии является перемещение ее в развивающиеся страны.

 

40. Военно-промышленный комплекс (ВПК) России – это мощная система предприятий, производящих боевую технику, вооружение и боеприпасы. Как синонимы ВПК используются также термины “военная промышленность” и “оборонная промышленность”.

В состав ВПК входят:

- научно-исследовательские организации (их задача – теоретические разработки);

- конструкторские бюро (КБ), создающие прототипы (опытные образцы) оружия;

- испытательные лаборатории и полигоны, где происходит, во-первых, “доводка” опытных образцов в реальных условиях, а во-вторых, испытание оружия, только вышедшего из заводских стен;

- производственные предприятия, где осуществляется массовый выпуск оружия.

Но кроме военной продукции, предприятия ВПК производят продукцию гражданского назначения. Большая часть холодильников, магнитофонов, вычислительной техники, пылесосов и стиральных машин России производилась на предприятиях ВПК. А телевизоры, видеомагнитофоны, фотоаппараты и швейные машины выпускались только на военных заводах.

Таким образом, ВПК концентрирует производство более сложной продукции.

Особенностью ВПК является размещение многих его предприятий в “закрытых” городах, о которых до недавнего времени нигде не упоминалось, они даже не были нанесены на географические карты. Только недавно они получили реальные названия, а до этого обозначались номерами (например, Челябинск-70).

ВПК состоит из нескольких основных отраслей:

- Производство ядерного оружия

- Авиационная промышленность

- Ракетно-космическая промышленность

- Производство стрелкового оружия

- Производство артиллерийских систем

- Военное судостроение

- Бронетанковая промышленность.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.239.25 (0.007 с.)