Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возникновение, структура и принципы деятельности оон

Поиск

Идея создания универсальной международной организации возникла в истории политической мысли давно (см. главу II). Однако до XX в. эта идея так и не была реализована. Первая мировая война с ее


ужасающими бедствиями и страданиями десятков миллионов людей усилила всеобщий интерес к идее всемирной организации, способной исключить повторение подобного. Однако учрежденная на Парижской мирной конференции 28 апреля 1919 г. Лига Наций как первый универсальный институт по поддержанию мира и безопасности оказалась не эффективной. Это произошло потому, что правящие круги ведущих европейских стран, вынужденные учредить этот институт по требованию своих народов, на самом деле не хотели иметь относительно самостоятельного центра мировой политики, решениям которого они обязаны были бы следовать. Велико было и соперничество между учредителями Лиги Наций, что не могло не сказаться на деятельности этого института.

Вторая мировая война оказалась еще более жестокой, чем Первая, она по-новому поставила вопрос о всемирной организации по поддержанию мира. При обсуждении проекта Атлантической хартии (август 1941 г.) У. Черчилль предложил включить в нее пункт о совместном желании США и Англии учредить в будущем «широкую и постоянную систему всеобщей безопасности». Но Ф. Рузвельт, хорошо помня печальный опыт В. Вильсона, в администрации которого он был заместителем министра флота, отнесся к этому предложению отрицательно. Однако Рузвельта считают автором слов «объединенные нации», ставших самыми популярными в мире после 1 января 1942 г. В этот день 26 стран антигитлеровской коалиции подписали Декларацию Объединенных Наций. В ней выражалась их твердая воля бороться с фашистской Германией и ее союзниками до безоговорочной их капитуляции и не вступать с ними в сепаратные переговоры.

В различных странах мира появилось более ста проектов новой всемирной организации. Общие контуры подобного института были очерчены в Декларации Московской конференции министров иностранных дел Англии, СССР и США в октябре 1943 г. В ней говорилось о необходимости «учреждения в возможно короткий срок всеобщей международной организации для поддержания международного мира и безопасности, основанной на принципе суверенного равенства всех миролюбивых государств, членами которой могут быть все государства — большие и малые». Главы правительств стран «Большой тройки», собравшиеся в Тегеране в конце ноября того же года, одобрили эту декларацию и поручили своим внешнеполитическим ведомствам четче определить структуру, формы членства, руководя


щие органы, механизм принятия решений и контроля за их исполнением.

Эта задача была решена на конференции экспертов четырех стран (Англия, Китай, СССР и США) в пригороде Вашингтона Думбартон-Окс в августе-октябре 1944 г. Возникшие в Думбартон-Оксе разногласия и спорные вопросы (процедура голосования в Совете Безопасности, об обязательных и рекомендательных решениях, о статусе, составе и порядке избрания Международного суда) были согласованы на Ялтинской конференции «Большой тройки» в феврале 1945 г. После этого на конференции в Сан-Франциско (США) была окончательно согласована Хартия (Устав) Организации Объединенных Наций. Представители 51 страны единогласно приняли ее 25 июня 1945 г. и подписали на следующий день. В течение четырех месяцев Устав ООН был ратифицирован большинством подписавших его государств, в том числе и пятью постоянными членами Совета Безопасности, а 10 января 1946 г. в Центральном зале Вестминстерского дворца (Лондон) открылась первая сессия ее Генеральной Ассамблеи. В ее работе участвовали представители 51 государства. К началу работы в сентябре 2004 г. 64-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН членами ООН являлось уже 191 государство мира.

В преамбуле Устава ООН провозглашаются высокие цели Объединенных Наций:

♦ избавить грядущие поколения от бедствий войны, утвердить веру в основные права и свободы человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство больших и малых наций;

♦ создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права;

♦ содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе, проявлять терпимость и жить в мире друг с другом как добрые соседи и объединять усилия народов для поддержания международного мира и безопасности;

♦ использовать исполнительные органы ООН для содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов;

♦ поддерживать международный мир и безопасность, улаживать международные споры в соответствии с принципами справедливости и международного права. |

Отношения между народами должны развиваться на основе уважения принципов равноправия, самоопределения народов и поощри


ния уважения к правам человека и основным свободам для всех без различия расы, пола, языка и религии.

ООН рассматривается в качестве центра согласованных действий наций в достижении этих общих целей. Согласно ст. 2 Устава ООН, все ее члены обязаны действовать в соответствии со следующими принципами:

1. Организация основана на принципах суверенного равенства всех ее членов.

2. Все члены ООН добросовестно выполняют принятые на себя по Уставу обязательства, чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из принадлежности к членам ООН.

3. Все члены ООН разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость.

4. Все ч'лены ООН воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и другим образом, несовместимым с целями ООН.

5. Все члены ООН оказывают ей всемерную помощь во всех ее действиях, предпринятых в соответствии с ее Уставом, и воздерживаются от оказания помощи любому государству, против которого ООН предпринимает действия превентивного или принудительного характера.

6. Устав ООН ни в коей мере не дает ООН право на вмешательство во внутренние дела государств, за исключением случаев, когда с территории этих государства исходит опасность всеобщему миру.

Членом ООН может стать любое государство, которое готово признать ее Устав и принять на себя вытекающие из него обязательства. Государство - член ООН, против которого предприняты превентивные меры, может быть решением Генеральной Ассамблеи лишено прав и привилегий, вытекающих из членства в ООН. Государство, систематически нарушающее принципы Устава ООН, может быть исключено из ООН по рекомендации Совета Безопасности. Однако примеров исключения какого-либо государства из ООН еще не было.

Структура руководящих органов ООН весьма сложна и противоречива. Согласно ст. 7 Устава, ими являются Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и социальный совет (ЭКОСОС), Совет по опеке, Международный СУД «Секретариат.


Учредители ООН учли уроки Лиги Наций. Это позволило им заранее продумать структуру органов и процедуру принятия решений. Однако следует отметить, что и структура, и процедура принятия решений определялись конкретными условиями Второй мировой войны и целями, которые ставились учредителями в тех условиях, — не допустить возрождения Германии и Японии как милитаристских держав. Другая цель организации заключалась в том, чтобы не допустить доминирования в ООН одной державы или группы держав, способных навязать свою волю всему остальному миру. Отсюда — достаточно сложная, в какой-то степени не вполне логичная и дублирующая структура руководящих органов и недемократическая система голосования при принятии решений.

Формально высшим органом ООН является ее Генеральная Ассамблея, состоящая из всех членов Организации. Согласно ст. 10 и 11 Устава, она «уполномочена обсуждать любые вопросы или дела в пределах Устава или относящиеся к полномочиям и функциям любого органа, за исключением СБ, делать рекомендации членам ООН или СБ по любым вопросам и делам». Генеральная Ассамблея уполномочена рассматривать общие принципы сотрудничества и давать в соответствии с этими принципами рекомендации своим членам и СБ. Она может обсуждать любые вопросы по поддержанию международного мира и безопасности (за исключением тех, которые входят в компетенцию СБ), предлагаемые любым государством мира, независимо от того, является оно членом ООН или не является, либо по предложению СБ.

Генеральная Ассамблея может передавать вопросы, по которым необходимо предпринимать практические действия, СБ и обратить внимание последнего на ситуации, представляющие или могущие представлять угрозу международному миру. Когда какой-либо вопрос находится на рассмотрении СБ, Генеральная Ассамблея должна воздерживаться от каких-либо рекомендаций по нему, за исключением случаев, когда сам СБ запросит ее об этом. О том, какие вопросы находятся на рассмотрении СБ, Генеральную Ассамблею на каждой ее сессии информирует Генеральный секретарь ООН. Генеральная Ассамблея получает и рассматривает ежегодные доклады СБ и других органов ООН, осуществляет международные функции по опеке, утверждает бюджет ООН, проверяет бюджетные расходы специализированных учреждений ООН с целью, как сказано в ст. 17, «сделать рекомендации заинтересованным учреждениям». Решения Генеральной Ассамблеи имеют для членов ООН рекомендательный характер.


Генеральная Ассамблея собирается на ежегодные сессии, начинающиеся традиционно в середине сентября (продолжаются до середины декабря), и на специальные сессии, созываемые в зависимости от обстоятельств по требованию СБ или большинства членов ООН. Она работает под руководством избираемого на каждой сессии председателя. Каждое государство — член ООН имеет в Генеральной Ассамблее 1 голос. Решения по важным вопросам (рекомендации по поддержанию международного мира и безопасности, выборы непостоянных членов СБ и руководящих органов ООН, прием новых членов, приостановление прав и привилегий членов ООН, исключение из ООН, вопросы об опеке и бюджете) принимаются большинством в % присутствующих и принявших участие в голосовании членов ООН, по остальным — простым большинством присутствующих и участвующих в голосовании членов. Должники по взносам лишаются права голоса, если сумма долга превышает сумму взносов за 2 предыдущие года.

Первоначально СБ ООН состоял из пяти постоянных членов — ведущих стран антигитлеровской коалиции (Великобритания, Китай, СССР, США и Франция) и четырех переменных членов. Последние избираются сроком на два года на основе принципа справедливого географического распределения. Позже число членов СБ было увеличено до 15 за счет непостоянных членов. Ст. 24 Устава ООН гласит, что «для обеспечения быстрых и эффективных действий ООН ее члены возлагают на СБ главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности и соглашаются в том, что при исполнении его обязанностей, вытекающих из этой ответственности, ^ СБ действует от их имени...» Следующая статья еще более усиливает роль СБ: «Члены Организации соглашаются, в соответствии с настоящим Уставом, подчиняться решениям СБ и выполнять их».

Каждый член СБ имеет 1 голос. Все вопросы, кроме процедурных, решаются большинством в 9 голосов, включая совпадающие голоса всех постоянных членов Совета, причем сторона, участвующая I в споре, должна воздерживаться от голосования при принятии решения (ст. 27, п. 3). Любой член ООН может принять участие в работе СБ без права голоса при обсуждении вопроса, затрагивающего его интересы. Приглашаются принять участие в обсуждении спорных вопросов все связанные с ними страны независимо от того, являются они членами ООН или нет.

СБ может рассматривать любой спор или любую ситуацию, которые могут вызвать международные трения и создать угрозу между


народному миру и безопасности. На любом этапе обсуждения вопросов он вправе давать рекомендации по их разрешению, причем все вопросы юридического характера предварительно должны быть разрешены Международным судом ООН. Чтобы предотвратить ухудшение ситуации, СБ еще до вынесения рекомендации может потребовать от сторон спора выполнения временных мер, которые он найдет необходимыми или желательными. При этом Устав ООН предусматривает, что рекомендуемые СБ меры «не должны наносить ущерба правам, притязаниям или положению заинтересованных сторон».

Вначале рекомендуются меры, не связанные с использованием вооруженных сил (полное или частичное прерывание экономических, транспортных, почтовых, телеграфных, радиосвязей, разрыв дипломатических отношений). Если эти меры окажутся недостаточными, по решению СБ могут быть применены «такие действия воздушными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности».

Статья 43 Устава, обязывает все члены ООН «представлять в распоряжение Совета Безопасности по его требованию и в соответствии с особым соглашением или соглашениями необходимые... вооруженные силы, помощь и соответствующие средства обслуживания, включая право прохода». При создании ООН предусматривалось, что планы применения вооруженных сил будут составляться Советом Безопасности с помощью Военно-штабного комитета, состоящего из начальников штабов постоянных членов Совета Безопасности или их представителей (ст. 47). Однако на самом деле это делалось в Пентагоне и в штаб-квартирах военных блоков.

Все участники мирового политического процесса обязаны решать возникающие между ними споры мирными средствами — путем переговоров, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращаясь к региональным организациям или иными средствами по своему выбору.

Основным органом ООН по реализации социально-экономических и политических задач, а также по координации деятельности международных институтов в системе этой организации является Экономический и социальный совет (ЭКОСОС). Он призван организовать деятельность ООН по созданию на Земле условий стабильности и благополучия, необходимых для утверждения мирных отношений между странами, основанных на принципах равноправия и самоопределения. ЭКОСОС должен содействовать: а) повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и


социального прогресса и развития; б) разрешению международных проблем в экономической, социальной областях, в области здравоохранения; международному сотрудничеству в области культуры и образования; в) всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

ЭКОСОС состоит из 54 членов, в том числе и пяти постоянных членов, избираемых Генеральной Ассамблеей сроком на три года. Треть состава Совета обновляется ежегодно. Функции и полномочия ЭКОСОС определены ст. 62-66 Устава ООН. Это:

♦ проведение исследований и составление докладов по международным вопросам в области экономической, социальной, образования и других, а также вынесение рекомендаций по этим вопросам Генеральной Ассамблее, отдельным членам ООН и специализированным учреждениям ООН;

♦ вынесение рекомендаций в целях поощрения уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех;

♦ организация международных конференций и встреч по вопросам его компетенции;

♦ заключение соглашений с любыми международными институтами по вопросам его компетенции;

♦ получение от специализированных учреждений и государств — членов ООН докладов о мерах по реализации ими рекомендаций ООН и решение других задач, которые будут возложены на него Генеральной Ассамблеей.

ЭКОСОС создает комиссии в областях его компетенции (экономические, социальные, по правам человека и др.) и контролирует их деятельность.

При создании ООН одним из важных ее органов являлся Совет по опеке. Он призван был организовать управление территориями, находившимися в то время под мандатами Лиги Наций, а также отторгнутыми от государств, потерпевших поражение во Второй мировой войне (Италии и Японии), и могли быть добровольно включены в систему опеки ООН. Всего было образовано 11 подмандатных территорий, распределенных между государствами-победительницами. СССР отказался участвовать в мандатной системе. За прошедшие после установления системы опеки годы все они, за исключением Палау (мандат США), обрели национальную независимость и решением Совета Безопасности в 1994 г. действие Договора о подопечных территориях было объявлено завершенным. 2000 г. был объявлен ООН


годом конца существования колониальных и зависимых территорий в мире. Соответственно завершилась и миссия Совета по опеке.

Главным судебным органом Организации Объединенных Наций является Международный суд юстиции. Его Статут, основанный на Статуте Постоянной палаты международного правосудия, является неотъемлемой частью Устава ООН. Все государства - члены ООН являются участниками Статута Международного суда. Ими могут стать и государства, не являющиеся членами ООН, но на условиях, которые определяются в каждом отдельном случае Генеральной Ассамблеей по рекомендации СБ. Все участники Статута Международного суда обязуются выполнять решения этого суда по тому делу, в котором он является стороной. Если какая-либо страна не выполнит обязательства, возложенного на нее решением суда, другая страна вправе обратиться в СБ, который может, если признает это необходимым, дать рекомендации или решить принять меры для приведения решения в исполнение. Руководящие органы ООН могут запрашивать от Международного суда консультативные заключения по любому юридическому вопросу в пределах их круга деятельности. Члены ООН вправе обращаться для разрешения разногласий между собой также к другим судам.

Административным органом ООН является Секретариат, который, согласно ст. 97 устава ООН, «состоит из Генерального секретаря и такого персонала, который может потребоваться для организации. Генеральный секретарь является высшим должностным лицом ООН, назначаемым Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности. В таком качестве он участвует в работе руководящих органов ООН и выполняет другие поручения, которые могут быть даны ему этими органами».

Генеральный секретарь представляет Генеральной Ассамблее ежегодный отчет о работе ООН. Все должностные лица ООН обязаны быть беспристрастными, воздерживаться от любых действий, способных отразиться на их положении как международных должностных лиц, ответственных лишь перед ООН. При подборе штата секретариата и персонала других руководящих органов требуется уделять внимание не только обеспечению высокого уровня работоспособности, компетентности и добросовестности, но и «важности подбора персонала на более широкой географической основе».

Рабочими языками ООН являются английский, арабский, китайский, испанский, русский и французский. Но, как отмечалось в отчете ООН за 2000 г., эта организация намерена расширить круг языков, документы на которых будут доступны миру на ее сайте в Интернете.

Для решения специальных проблем в системе ООН функционируют многочисленные организации, комиссии, комитеты и фонды. В ООН функционируют управления:

♦ Верховного комиссара по делам беженцев (Женева);

♦ Верховного комиссара ООН по правам человека (Женева);

♦ по вопросам космического пространства (Вена);

♦ по координации гуманитарной деятельности;

♦ по обслуживанию проектов (Нью-Йорк);

♦ по правовым вопросам, служб внутреннего надзора;

♦ по устойчивому развитию (Нью-Йорк).

Такую же роль выполняют департаменты: общественной информации, по вопросам управления, по политическим вопросам. Среди комитетов ООН выделяется Административный комитет по координации с подкомитетами (по контролю за наркотиками, по океанам и прибрежным зонам, по развитию сельских районов, по статистической деятельности и по освоению водных ресурсов).

ООН реализует международные программы: по контролю над наркотическими средствами, мировую продовольственную, по вирусу иммунодефицита человека/синдрому приобретенного иммунодефицита, Программу развития ООН (ПРООН), по окружающей среде (ЮНЕП).

Заметную роль в международной жизни играют Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Международный фонд сельскохозяйственного развития (Рим), Фонд ООН для развития в интересах женщин (ЮНИФЕМ), Фонд ООН в области народонаселения (ЮНФПА).

В системе институтов ООН функционируют центры по международной торговле и по населенным пунктам, а также экономические комиссии для каждого континента.

Все международные институты входят в систему ООН и работают в гармонии с целями, провозглашенными в ее Уставе. Однако есть глобальные институты специальной компетенции, которые считаются специализированными учреждениями ООН:

1. Всемирная метеорологическая организация (ВМО) — Женева, Швейцария.

2. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) — Женева, Швейцария.

3. 3. Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) — Женева, Швейцария.

4. Всемирный почтовый союз (ВПС) - Берн, Швейцария.


5. Международная морская организация (ИМО) - Лондон, Великобритания.

6. Международная организация гражданской авиации (ИКАО) -Монреаль, Канада.

7. Международная организация труда (МОТ) - Женева, Швейцария.

8. Международный банк реконструкции и развития (Всемирный банк) (МБРР) - Вашингтон, США.

9. Международный валютный фонд (МВФ) - Вашингтон, США.

10. Международный союз электросвязи (МСЭ) - Женева, Швейцария.

11. Международный фонд сельскохозяйственного развития (МФСР) -Рим, Италия.

12. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) — Париж, Франция.

13. Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) — Вена, Австрия.

14. Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО) — Рим, Италия.

Кроме вышеперечисленных специализированных организаций в систему ООН входят: Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД, Женева); Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), преобразованное в 1995 г. во Всемирную торговую организацию (ВТО); Международная финансовая корпорация (МФК); Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МИГА); Международное бюро по вопросам образования (Женева) и др.

 

ООН в современном мире

ООН называют универсальной организацией по обеспечению мира и безопасности на Земле путем содействия установлению отношений всестороннего сотрудничества между странами и народами на основах равноправия, устранения силы и угрозы силой как средств решения международных проблем, а также созданию условий, при которых могли бы в полной мере реализоваться все права и свободы человека. Решению отдельных аспектов этих грандиозных задач призвано содействовать большое количество международных организаций, входящих в систему ООН и согласующих свои цели и задачи с целями и задачами этого универсального международного института.


ООН сыграла более заметную роль в истории, чем ее предшественница Лига Наций. Большим достижением стало само объединение всех народов мира и государств под общим знаменем обеспечения международного мира и безопасности. Безусловным прогрессом было признание принципа суверенного равенства всех государств и всеобщее обязательство не вмешиваться во внутренние дела друг друга. Благодаря всемирной организации значительно сократились доля и роль тайной дипломатии, мир стал открытым, а человечество — более информированным о происходящем в нем. Ежегодные сессии Генеральной Ассамблеи, собирающие вместе руководящих деятелей почти всех государств мира, дают каждому государству возможность обратиться к международному сообществу со своими болями и тревогами, а жителям планеты — своевременно узнать, что в первую очередь тревожит человечество.

Все годы своего существования ООН и ее органы уделяли много внимания кодификации и прогрессивному развитию международного права. Было принято множество международных нормативных актов, создавших прочную базу для регулирования межгосударственных отношений в самых различных областях, особенно в сфере обеспечения всеобщего мира и безопасности.

Другим важным полем деятельности ООН является ее содействие процессу ликвидации колониальной зависимости и обретения народами Африки, Азии и бассейнов Тихого и Атлантического океанов государственной независимости. Исключительно важную роль в этом процессе сыграла принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1960 г. Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам. В соответствии с ней более 60 бывших колоний получили государственную независимость и стали членами ООН. Особенно значима роль ООН в выработке международного кодекса прав человека. О неотъемлемости и неотчуждаемости прав человека говорится уже в самом Уставе ООН. В дальнейшем были приняты нормативные акты, конкретизировавшие вопросы защиты этих прав (см. главу XII).

Плодотворной была деятельность специализированных учреждений ООН (ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, ВОЗ, МОТ и др.). Наибольших успехов ООН добивалась в тех сферах деятельности, где слабее проявлялось соперничество ведущих держав мира. Хотя нельзя в то же время и отрицать, что именно ведущие державы мира вносили в этот успех самый весомый вклад. Как это ни странно, именно соперничество США и СССР и олицетворявшихся ими систем общественных


отношений сослужило человечеству добрую службу и значительно продвинуло его по пути прогресса.

ООН создавалась как универсальная организация по обеспечению мира и безопасности на Земле. Учредители ООН видели ее главное призвание в том, чтобы «избавить грядущие поколения от бедствий войны». Обеспечение международного мира и безопасности, предотвращение конфликтов между странами и народами, достижение фактического равенства всех государств — членов ООН путем всестороннего развития экономического, социального, политического, научного, культурного сотрудничества — таковы вкратце главные цели ООН. И как это ни парадоксально, в достижении своих главных целей она менее всего преуспела. Большинство из около 140 войн XX в., унесших жизни 125 млн. человек и оставивших на земле многие десятки миллионов сирот, вдов и инвалидов, приходится на период деятельности ООН.

Очень низка эффективность деятельности ООН по предотвращению конфликтов и по их урегулированию. На период ее существования приходятся почти 3/4 из примерно 700 международных, региональных и локальных конфликтов XX в. [2]. Казалось бы, назревает конфликт, так предупреди и предотврати его, тем более что существуют политические институты различных уровней, созданные специально для этих целей. Да и сама ООН нередко именуется международным институтом мира. Статья 2 Устава ООН, заявив, что Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее членов, перечисляет принципы, соблюдение которых обеспечит достижение всех целей ООН. В частности, все государства — члены ООН обязались в том, что:

♦ все государства — члены Организации добросовестно выполняют принятые ими на себя обязательства, чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из принадлежности к составу членов ООН;

♦ все они разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир. безопасность и справедливость:

♦ воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силон или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Обь-


♦ оказывают ей всемерную помощь во всех действиях, предпринимаемых ею в соответствии с ее Уставом;

♦ воздерживаются от оказания помощи любому государству, против которого ООН предпринимает действия превентивного или принудительного характера.

ООН обеспечивает, чтобы государства, не являющиеся ее членами, также действовали в интересах международного мира и безопасности в соответствии с этими принципами. Пункт 7 этой статьи гласит, что Устав ООН ни в коей мере не дает этой организации права на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства, и не требует от членов ООН представлять такие дела на ее разрешение.

Устав ООН предписывает искать мирные средства для улаживания международных споров и провозглашает принцип воздержания от угрозы силой и применения силы. Между тем реальная карта конфликтов и способы их «урегулирования» не имеют ничего общего с этой декларацией.

Коэффициент эффективности ООН в урегулировании международных конфликтов самый низкий из показателей глобальных и континентальных институтов XX столетия. В 14 случаях вмешательство ООН привело к эскалации конфликта, в 76 случаях не дало никакого результата, в 18 случаях косвенно способствовало урегулированию конфликтов, в 21 случае сыграло важную роль и только в 4 случаях — определяющую роль [3].

Устав ООН предусматривает, что в определенных ситуациях эта организация может прибегнуть и к военным операциям, которые могут иметь миротворческий или принудительный характер. Миротворческими они считаются тогда, когда вооруженные силы ООН направляются в ту или иную страну по просьбе правительства данной страны с целью содействия примирению (разъединению) конфликтующих в ней сторон. После разъединения сторон начинаются переговоры с участием как всех сторон конфликта, так и представителей (наблюдателей) ООН и других международных институтов. В случаях, когда то или иное государство своей политикой создает угрозу международному миру и безопасности, ООН по решению *СБ может предпринимать против него превентивные или принудительные меры.

Учредители ООН предусмотрели достаточно действенную процедуру, позволяющую выйти из таких ситуаций без применения силы или угрозы силой. Статья 40 Устава ООН предусматривает, что,


прежде чем давать рекомендации или решать о принятии мер для предотвращения ухудшения ситуации, СБ должен определить временные меры, выполнение которых он найдет необходимым или желательным потребовать от заинтересованных сторон. Такие временные меры не должны наносить ущерба правам, притязаниям или положению заинтересованных сторон. Затем он уполномочивается решать, какие меры, не связанные с использованием вооруженных сил, должны применяться к такому государству. В их число входят полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио- или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений (ст. 41).

Если СБ сочтет, что эти меры могут оказаться недостаточными или уже оказались недостаточными, он уполномочивается предпринимать такие действия воздушными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Такие действия могут включать демонстрации, блокаду и другие операции воздушных, морских или сухопутных сил членов ООН (ст. 42).

Вооруженные силы ООН состоят из воинских контингентов стран -членов ООН, согласившихся предоставить их в распоряжение СБ. В операциях каждый контингент участвует в военной форме своей страны, и в качестве символа их принадлежности к миротворческим силам они носят голубые береты или каски и отличительные знаки ООН. Расходы на военные операции оплачиваются всеми государствами - членами ООН. В 1995 г. эти расходы составляли 2,8 млрд. долл.

После окончания холодной войны встал вопрос о судьбе ООН в новых условиях. Россия заинтересована в сохранении и повышении роли Организации Объединенных Наций в системе международных отношений. Это, несомненно, расширяет возможности внешней политики РФ, позволяет ей преодолевать структурные ограничения, вытекающие из скромности нынешнего экономического потенциала России. Но в последние годы, особенно в периоды международных кризисов, в выступлениях отдельных политиков и политологов в средствах массовой информации часто можно встретить суждения о маргинализации ООН и даже и ее «смерти». Такие суждения основываются на неэффективности действий организации по урегулированию многих конфликтов, ее неспособности принимать авторитетные и действенные решения по актуальным международным вопросам, а также стремлении отдельных государств (США в 2003 г. в Ираке) и региональных организаций (НАТО в 1999 г. в Югославии) действовать, игнорируя уставные нормы ООН. Одной из причин подобного поло


жения является то обстоятельство, что Организация Объединенных Наций была создана почти шесть десятилетий назад в совершенно иной международной ситуации, и сегодня нуждается в реформировании. Сам факт реформы ООН позволил бы повысить авторитет и уровень легитимности этой организации и лишить аргументов тех, кто оправдывает нарушение Устава ООН, утверждая, что он устарел.

Дискуссии о возможности реформирования Организации Объединенных Наций идут уже более десяти лет [4]. Ставится вопрос о расширении СБ, причем речь идет не только об увеличении числа его непостоянных членов, но и о введении в состав СБ новых постоянных членов. Среди кандидатов называются чаще всего такие государства, как Германия, Япония, Бразилия, Индия, а также Нигерия как крупнейшая страна африканского континента. Предлагается реформировать и деятельность Генеральной Ассамблеи ООН. В частности, сократить общее число принимаемых резолюций, делать упор на реально выполнимых, исходить при этом из приоритетности решаемых задач, их практической значимости. Предлагается также усовершенствовать структуру Генеральной Ассамблеи за счет активизации уже существующих в ее рамках вспомогательных органов и, возможно, создания новых в целях предметного рассмотрения приобретающих особую актуальность проблем. Многие участники дискуссии сходятся во мнении о необходимости упразднения Совета по опеке как органа, утратившего в современных условиях смысл своего существования. В то же время говорится о необходимости повышения статуса Генерального секретаря ООН и изменения процедуры его избрания. Предлагаются меры по совершенствованию миротворческой деятельности ООН, в частности по реформированию Военно-штабного комитета. Пока единой точки зрения по вопросу реформирования ООН не достигнуто, но в том, что такое реформирование назрело, не сомневаются большинство государств — членов мирового сообщества.

Примечания

1. Статья 109: 1) С целью пересмотра настоящего Устава может быть созвана Генеральная конференция членов Организации Объединенных Наций в срок и в месте, которые должны быть определены 2/3 голосов членов Генеральной Ассамблеи и голосами любых девяти членов СБ. Каждый член Организации будет иметь на конференции один голос. 2) Любое изменение настоящего Устава, рекомендованное % голосов участников конференции, вступит в силу но ратификации в соответствии с щ конституционной процедур


рой 2/3 членов Организации, включая всех постоянных членов СБ. 3) Если такая конференция не состоится до 10-й ежегодной сессии Генеральной Ассамблеи, считая со вступления настоящего Устава в силу, предложение созвать такую конференцию включается в повестку дня этой сессии Генеральной Ассамблеи и конференция созывается, если это будет решено простым большинством голосов членов Генеральной Ассамблеи и голосами любых семи членов СБ.

2. Многие из них детально проанализированы в трехтомном исследовании: WilkenfeldJ., BrecherM., MoserSh. Crises in Twentieth Century. N. Y., 1988. Профессор Калифорнийского университета в Беркли Е. Хаас в книге «The United Nations and Collective Management of International Conflicts» (Cambridge, 1988) изучил 319 конфликтов, имевших место в мире в период с 1945 по 1984 г. См. также: Conflicts in World Society. A New Perspective in International Relations. Brighton, 1984; Zacher M. W. International Co



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 743; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.82.252 (0.019 с.)