Понятие аудиторской деятельности, ее цель и задачи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие аудиторской деятельности, ее цель и задачи.

Поиск

Понятие аудиторской деятельности, ее цель и задачи.

Ауди́т или ауди́торская прове́рка — процедура независимой оценки деятельности организации, системы, процесса, проекта или продукта. Чаще всего термин употребляется применительно к проверке бухгалтерской отчётности организаций с целью выражения мнения о её достоверности.

Главная цель внешнего аудита — дать объективные, ре­альные и точные сведения об аудируемом объекте.

Достижению главной цели способствуют сложившиеся ныне требования к аудиторской деятельности. Прежде все­го — это независимость и объективность при проведении проверок, а также конфиденциальность, профессиона­лизм, компетентность и добросовестность аудитора. Он использует методы статистики и экономического анализа, применяет новые информационные технологии. Аудитор обязан уметь принимать грамотные решения, давать рацио­нальные рекомендации по данным аудиторской проверки.

Доброжелательность и лояльность аудитора по отношению к клиентам, ответственность за последствия рекомендаций и заключений — обязательное условие его деятельности. Всегда и везде он обязан заботиться о росте авторитета ауди­торской профессии. Все эти требования определяют осо­бенности и нормы поведения аудитора.

Задачами аудита является установление следующего:

1) фактического наличия по состоянию на отчетную дату актива или обязательства, отраженного в финансовой (бухгалтерской) отчетности (реальность существования ак­тивов и обязательств);

2) принадлежности аудируемому лицу (проверяемому предприятию или организации) по состоянию на опреде­ленную дату актива или обязательства, отраженного в фи­нансовой (бухгалтерской) отчетности (наличие прав и обя­зательств);

3) отношения к деятельности аудируемого лица хозяй­ственной операции или события, имевшего место в течение соответствующего отчетного периода (возникновение);

4) отсутствия не отраженных в бухгалтерском учете ак­тивов, обязательств, хозяйственных операций или событий либо нераскрытых статей учета (полнота);

5) отражения в финансовой (бухгалтерской) отчетности надлежащей балансовой стоимости актива или обязатель­ства (стоимостная оценка);

6) точности отражения суммы хозяйственной операции или события с отнесением доходов или расходов к соответ­ствующему периоду времени (точное измерение и правиль­ная периодизация);

7) объяснение, классификация и описание актива или обязательства в соответствии с правилами его отражения в финансовой (бухгалтерской) отчетности (представление и раскрытие).

Роль аудита в развитии функций контроля в условиях рыночной экономики.

Современная отечественная экономика находится в процессе перехода к рыночным отношениям. Особенность перехода к рынку состоит в том, что он развертывается в условиях глобальных переходных процессов. Поскольку переход к рыночной экономике России означает изменение развития страны, то характерной чертой этого процесса является неустойчивость существующей системы. В этих условиях важная роль отводится системе контроля, который призван корректировать процессы развития и становления рыночных отношений.

Основные виды и методы контроля, применяемые для осуществления финансового контроля и аудиторских проверок, можно классифицировать следующим образом:

1. государственный (осуществляется государственными органами контроля и управления, а также органами законодательной власти);

2. ведомственный (проводится министерствами, комитетами и другими органами государственного управления за деятельностью подведомственных им предприятий);

3. вневедомственный (осуществляется Департаментом государственного финансового контроля МФ РФ в отношении различных предприятий в виде ревизий);

4. внутрихозяйственный контроль за деятельностью филиалов, цехов, отделов и других внутрихозяйственных формирований (ведется на предприятиях их руководителями);

5. аудиторский контроль за деятельностью организаций (проводится аудиторскими фирмами, имеющими лицензию на право заниматься аудиторской деятельностью).

Аудит как форма контроля - довольно широкое понятие. Его функция заключается не только в проверке достоверности финансовых показателей, системы ведения бухгалтерского учета и отчетности, но и, что не менее важно, в разработке предложений по оптимизации хозяйственной деятельности, помощи предприятию в рационализации расходов и увеличении прибыли, а также оказании различного рода услуг. Его субъектами преимущественно являются предприятия и организации негосударственного сектора экономики.

А так как в условиях рыночной экономики удельный вес государственного сектора значительно меньше частного, то роль аудита становится понятна.

Именно частные предприятия в будущем должны составить тот необходимый фундамент, на котором будет базироваться вся система рыночных отношений. Контроль за деятельностью частного сектора, направление деятельности организаций этого сектора экономики в благоприятном для всей хозяйственной системы в целом направлении (или пресечение их деятельности) - вот задача многих контрольных структур государства, в том числе и аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Аудит представляет своего рода форму вневедомственного контроля, но он, кроме того, является независимым контролем. Круг пользователей результатами деятельности аудиторских фирм и индивидуальных аудиторов очень широк, в том числе и различные государственные органы. Роль и значение аудита по мере развития рыночных отношений постоянно возрастают и его место во всей системе контроля становится все заметнее. Задача государства заключается в создании благоприятных условий для функционирования и совершенствования аудиторской деятельности.

Отличие аудита от других форм финансового контроля и судебно-бухгалтерской экспертизы.

Финансовый контроль— проверка специально уполномоченными органами соблюдения участниками финансовых, денежных, кредитных, валютных операций, требований законодательства, норм и правил, установленных государством, собственниками. Это одна из функций управления.

Финансовый по уровню подразделяется на государственный, внутрихозяйственный, независимый (аудит.

Государственный финансовый контроль осуществляется государственными органами или от имени государства в целях обеспечения единой государственной финансовой политики и финансовых интересов государства и его граждан. Его основным направлением является исполнение государственного бюджета.

Внутрихозяйственный (внутренний) контроль-это система постоянного наблюдения и проверки работы предприятия, организованного им самим в целях оценки обоснованности и эффективности принятых управленческих решений, выявления отклонений и неблагоприятных ситуаций, своевременного информирования руководства для принятия решений по устранению, снижению рисков его деятельности и управлению ими. Может быть организован в виде внутреннего аудита, ревизионных комиссий и т.п.

Независимый контроль— аудит, осуществляемый внешними независимыми специалистами, направленный на выражение мнения о достоверности бухгалтерской отчетности.

Критерии, по которым финансовая (бухгалтерская) отчетность подлежит обязательному аудиту.

Права и обязанности аудита целого экономического субъекта.

Этапы проведения аудиторской проверки. Планирование аудита.

Этапы аудиторской проверки. Аудиторскую проверку на практике можно условно разделить на ряд этапов.

Получение представления о конъюнктуре рынка, деловой среде и т.д.

Необходимо получить представление о конъюнктуре рынка,деловой среде, целях бизнеса и акционерах, оказывающих влияние на хозяйственный риск клиента и, соответственно, на связанный с ним аудиторский риск.

Оценка риска.

Необходимо провести оценку эффективности (по принципу«эффективны — неэффективны») средств контроля, выявленных в существенных процедурах внутреннего контроля, а также выборочную проверку таких средств контроля, которые, как считается,носят всеобъемлющий характер, с тем чтобы определить,в какой степени на них можно полагаться (по принципу «можнополагаться — нельзя полагаться») для уменьшения объема осуществляемых аудиторских процедур.

Предварительный этап аудиторской проверки. Изучение экономического субъекта.

Предмет договора

Предмет договора нужно оговаривать как можно точнее. Поскольку это одно из наиболее важных условий. Аудит бывает разных видов: бухгалтерской отчетности, налоговых обязательств, юридический аудит. Поэтому в договоре лучше указать, какой именно вид аудита заказывает кооператив и какие именно аспекты учета должна проверить аудиторская фирма.

Например, проведение аудита, предметом которого являются действия аудиторов по проверке бухгалтерского учета и финансовой или бухгалтерской отчетности, а также создание и передача результатов проверки – аудиторского заключения – заказчику.

В том же пункте договора желательно указать и проверяемый период деятельности. Для кооператива это важно, на случай если аудиторы не рассмотрят какие – либо документы, касающиеся оговоренного периода, а налоговики найдут там ошибки. Тогда можно предъявить аудиторам претензии.

Объем работ

Чем больше информации кооператив предоставит аудиторам, тем достовернее будет результат проверки. Аудиторы проводят проверку на основании тех документов, которые им дал кооператив. Поэтому если документов будет недостаточно, то аудиторы не отвечают за качество результата проверки. Такой позиции придерживаются некоторые суды (постановление ФАС Московского округа от 21 января 1999 г. №КГ-А40/3534-98). Чтобы зафиксировать, какие документы аудиторы должны получить от фирмы,.. можно составить перечень документов и приложить его к договору.

Прописывая объем работ, не забудьте указать, какие участки учета должна проверить аудиторская фирма. Во время проверки запишите состав документов, которые были переданы аудиторам. Кооперативу это поможет отстоять свою позицию в суде в случае, если аудиторы не рассмотрят какие – либо документы, а налоговики найдут там ошибки или аудиторы потеряют переданные бумаги. Подобный подход выгоден и аудиторам – если кооператив будет требовать отчет по проверке не только оговоренных участков учета, но и других.

Стоимость услуг

Как показывает практика, цену в договорах обычно указывают следующими способами:

· прописывают общую сумму, которая включает в себя весь объем работ;

· указывают стоимость отдельных этапов работ;

· устанавливают расценки за час работы аудитора. Это условный показатель. Он включает прямые, косвенные и накладные расходы аудиторской компании, приходящиеся на один час работы специалиста.

Определить примерную стоимость будущих работ можно и с помощью анкеты. В нее кооператив заносит основные показатели работы. Но этот вариант не учитывает множества факторов, что может привести к несоответствию объема работ и его стоимости.

Прикинуть количество необходимых часов работы аудиторов может и сам коопе-ратив. Обычно аудитор способен проанализировать за час около 20 однотипных документов. Для анализа договоров нужно больше времени: 6-8 часов. Но аудитору совсем необязательно тщательно анализировать каждый договор. Ведь большинство кооперативов используют типовую форму по стандартным операциям. Поэтому достаточно проанализировать несколько типовых форм и договоры по нестандартным операциям.

Аудитор может отказаться от проверки или не выдать аудиторское заключение, если кооператив не предоставил все необходимые для проверки документы или выявлены обстоятельства, способные оказать существенное влияние на мнение аудитора о степени достоверности отчетности. На практике, как правило, также может произойти, если на аудитора окавают давление, чтобы получить положительное заключение.

Обратите внимание! Если аудитор отказался выдать заключение, то по закону кооператив все равно должен оплатить его работу (подп. 5 п. 2 ст. 6 Закона №119-ФЗ). Однако в договоре можно особо оговорить порядок работы аудитора в этом случае. Иначе аудиторская организация может потребовать оплату полностью, даже если заключение не выдано.

Срок выполнения работ

В договоре следует указать, когда начинается и когда заканчивается аудиторская проверка (ст. 708 ГК) или же сроки завершения отдельных этапов работ. Без этого аспекта договор будет считаться незаключенным. Это подтвердили судьи Уральского и Поволжского округов (постановление ФАС Уральского округа от 11 августа 2005 г. №Ф09-2522/05-С4, Поволжского округа от 2 июля 2002 г. №А55-1100/02-36).

Под сроком договора следует понимать период времени, в течение которого аудиторская организация должна исполнить свои обязательства по договору. Многие указывают четкий срок, например: проверка проводится в период с 27 февраля по 13 марта 2007 года. Но поскольку аудитор подтверждает уже готовую отчетность, а организация может и не успеть составить ее до указанной даты, то лучше оговорить условный срок проведения проверки. Например, в течение десяти рабочих дней с момента предоставления заказчиком бухгалтерской отчетности.

Обычно кооператив приглашает аудиторов после составления годовой отчетности. С этим подходом, как правило, аудиторы не согласны. Начало проверки после закрытия отчетного года чрезмерно ограничивает возможные аудиторские процедуры. Чтобы снять дополнительную нагрузку с бухгалтерии своевременно устранить возникшие замечания, лучше начать проверку до составления отчетности или разбить ее на несколько этапов (текущие ежеквартальные проверки).

В договоре можно также указать срок, в который аудиторы должны передать заключение и письменный отчет. Например, через пять дней по окончании аудиторской проверки. Этот пункт поможет кооперативу вовремя получить документы. Если отчет в положенный срок получен не будет, то кооператив может вообще его не принимать, а подать в суд на возмещение убытков. Эту позицию поддержал Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в постановлении от 11 апреля 2003 г. №А79-4244/02-СК2-3832.

Результат работ

По результатам проверки аудиторская фирма составляет отчет, а затем уже и аудиторское заключение.

В отчете указывают замечания и приводят последствия со ссылками на законо-дательство, которые могут возникнуть, если их не устранить.

Отчет – документ конфиденциальный, поэтому в договоре можно подстраховаться и перечислить пользователей, которым он должен быть адресован. Этот пункт поможет кооперативу предъявить претензии аудиторам в случае утечки информации от них.

Аудиторское заключение – итоговый документ. Его передача кооперативу является конечным результатом работы. Однако договор с аудиторской фирмой – это договор на оказание услуг, поэтому подтвердить факт их выполнения нужно актом приемки-сдачи работ. Когда кооператив подписывает его, то работы по проведению проверки считают выполненными. Подобный порядок предоставления документов также можно предусмотреть в договоре.

Обратите внимание! Когда аудиторскую проверку разбивают на несколько этапов, то кооператив может принимать каждый из них по акту. Соответственно у кооператива возникает обязанность оплатить часть предоставленных услуг. Причем независимо от того, передано или нет аудиторское заключение (постановление ФАС Московского округа от 15 февраля 2005 г. №КГ-А40/402-05).

Программа аудита

Аудитор должен проконтролировать, чтобы сотрудники, назначенные выполнять аудиторское задание, получили достаточный объем информации о деятельности аудируемого лица, позволяющий выполнить порученную работу. Кроме того, надо добиться осознания этими сотрудниками необходимости запрашивать дополнительную информацию и обмениваться ею с аудитором и членами аудиторской группы.

Программа аудита является набором инструкций для аудитора, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы.

В соответствии с аудиторскими стандартами различают программу тестов средств контроля и программу сальдо счетов и групп однотипных операций. При разработке программы аудита необходимо принимать во внимание вопросы, аналогичные возникающим при подготовке общего плана аудита.

Изменения в общем плане и программе аудита

Общий план аудита и программа аудита должны по мере необходимости уточняться и пересматриваться в ходе аудита. Планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур. Причины внесения значительных изменений в общий план и программу аудита должны быть документально зафиксированы.

Важно заметить, что аудиторская организация является независимой в выборе приемов и методов аудита, отраженный в общем плане и программе и несет полную ответственность за результаты своей работы в соответствии с данным общим планом и данной программой, но аудиторская организация при возникшей необходимости может согласовать с руководством проверяемого экономического субъекта отдельные положения общего плана и программы аудита.

Аудиторские процедуры.

Аналитическая процедура - аудиторская процедура, представляющая собой анализ и оценку полученной аудитором информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей проверяемого экономического субъекта с целью выявления необычных или неверно отраженных в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности, а также выяснение причин ошибок и искажений.

Виды аудиторских процедур:

1. Инспектирование – проверка записей, документов или материальных активов. В ходе инспектирования записей и документов аудитор получает аудиторские доказательства различной степени надежности в зависимости от их характера и источника, а также от эффективности средств внутреннего контроля процесса их обработки. Инспектирование материальных активов предоставляет надежные доказательства относительно их существования, но не обязательно относительно права собственности на них или стоимостной оценки.

2. Наблюдение – изучение процесса или процедур, выполняемых другими лицами, например аудитор может наблюдать за проведением подсчета ТМЦ (запасов) работниками субъекта или за осуществлением контрольных процедур, «не оставляющих следов» для аудита.

3. Запрос – поиск информации у осведомленных лиц в пределах или за пределами проверяемого субъекта. Запросы могут быть различными – от официальных письменных запросов, адресованных третьим сторонам, до неофициальных устных запросов, адресованных работникам проверяемого субъекта. Подтверждение – ответ на запрос подтвердить информацию, содержащуюся в бухгалтерских записях. Например, аудитор обычно запрашивает подтверждение о дебиторской задолженности непосредственно у дебиторов.

4. Подсчет – проверка точности арифметических расчетов в первичных документах и бухгалтерских записях либо выполнение самостоятельных расчетов.

5. Аналитические процедуры – анализ значимых показателей и тенденций, включая вытекающее отсюда изучение колебаний и взаимосвязей, которые не согласуются с другой релевантной информацией или отклоняются от прогнозных значений.

Рабочие документы аудитора.

Все сведения, которые важны с точки зрения предоставления доказательств, подтверждающих аудиторское мнение, должны документально оформляться. Рабочие документы могут быть представлены в виде данных, зафиксированных на бумаге, фотопленке, в электронном виде или в другой форме. Рабочие документы используются:
• при планировании и проведении аудита;
• при осуществлении текущего контроля и проверки выполненной аудитором работы;
• для фиксирования аудиторских доказательств, получаемых в целях подтверждения мнения аудитора.
Аудитор должен составлять рабочие документы в достаточно полной и подробной форме, необходимой для обеспечения общего понимания аудита.
В рабочих документах должна отражаться информация о планировании аудиторской работы, характере, временных рамках и объеме выполненных аудиторских процедур, их результатах, а также о выводах, сделанных на основе полученных аудиторских доказательств. В рабочих документах должно содержаться обоснование аудитором всех важных моментов, по которым необходимо выразить свое профессиональное суждение, вместе с выводами аудитора.
Аудитор вправе определять объем документации по каждой конкретной аудиторской проверке, руководствуясь своим профессиональным мнением. Отражение в составе документации каждого рассмотренного аудитором в ходе проверки документа или вопроса не является необходимым. Объем документации аудиторской проверки должен быть таков, чтобы в случае необходимости можно было передать работу другому аудитору, не имеющему опыта работы по этому заданию. Новый аудитор смог бы исключительно на основе данной документации (не прибегая к дополнительным беседам или переписке с прежним аудитором) понять проделанную работу и обоснованность решений и выводов прежнего аудитора.
Форма и содержание рабочих документов определяются такими факторами, как:
• характер аудиторского задания;
• требования, предъявляемые к аудиторскому заключению;
• характер и сложность деятельности аудируемого лица;
• характер и состояние систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица;
• необходимость давать указания работникам аудитора, осуществлять за ними текущий контроль и проверять выполненную ими работу;
• конкретные методы и приемы, применяемые в процессе проведения аудита.
В целях повышения эффективности подготовки и проверки рабочих документов рекомендуется разработать в аудиторской организации типовые формы документации (например, стандартную структуру аудиторского файла (папки) рабочих документов, бланки, вопросники, типовые письма и обращения и т. п.).
Для повышения эффективности аудита допускается использовать в ходе проверки графики, аналитическую и иную документацию, подготовленные аудируемым лицом. В этих случаях аудитор обязан убедиться в том, что такие материалы подготовлены надлежащим образом.
Рабочие документы в соответствии со стандартом должны содержать:
• информацию, касающуюся организационно-правовой формы и организационной структуры аудируемого лица;
• выдержки или копии необходимых юридических документов, соглашений и протоколов;
• информацию об отрасли, экономической и правовой среде, в которой аудируемое лицо осуществляет свою деятельность;
• информацию, отражающую процесс планирования, включая программы аудита и любые изменения к ним;
• доказательства понимания аудитором систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
• доказательства, подтверждающие оценку неотъемлемого риска, уровня риска средств контроля и любые корректировки этих оценок;
• доказательства, подтверждающие факт анализа аудитором работы аудируемого лица по внутреннему аудиту и сделанные аудитором выводы;
• анализ финансово-хозяйственных операций и остатков по счетам бухгалтерского учета;
• анализ наиболее важных экономических показателей и тенденций их изменения;
• сведения о характере, временных рамках, объеме аудиторских процедур и результатах их выполнения;
• доказательства, подтверждающие, что работа, выполненная работниками аудитора, осуществлялась под контролем квалифицированных специалистов и была проверена;
• сведения о том, кто выполнял аудиторские процедуры, с указанием времени их выполнения;
• подробную информацию о процедурах, примененных в отношении финансовой (бухгалтерской) отчетности подразделений и/или дочерних предприятий, проверявшихся другим аудитором;
• копии сообщений, направленных другим аудиторам, экспертам и третьим лицам и полученных от них;
• копии писем и телеграмм по вопросам аудита, доведенным до сведения руководителей аудируемого лица или обсуждавшимся с ними, включая условия договора о проведении аудита или выявленные существенные недостатки системы внутреннего контроля;
• письменные заявления, полученные от аудируемого лица;
• выводы, сделанные аудитором по наиболее важным вопросам аудита, включая ошибки и необычные обстоятельства, которые были выявлены аудитором в ходе выполнения процедур аудита, и сведения о действиях, предпринятых в связи с этим аудитором;
• копии финансовой (бухгалтерской) отчетности и аудиторского заключения.
Аудитору необходимо установить надлежащие процедуры для обеспечения конфиденциальности, сохранности рабочих документов, а также для их хранения в течение достаточного периода времени, исходя из особенностей деятельности аудитора, а также законодательных и профессиональных требований, но не менее 5 лет.
Рабочие документы являются собственностью аудитора. Хотя часть документов или выдержки из них могут быть предоставлены аудируемому лицу по усмотрению аудитора. Однако они не могут служить заменой бухгалтерских записей аудируемого лица.

Содержание и структура аудиторских заключений.

Аудиторское заключение состоит из следующих разделов.

Раздел "Заголовок", где надо записать, что аудиторская проверка проводилась независимыми аудиторами, указать название аудиторской фирмы, а также привести полное название предприятия, которое проверяется, и при проверке.

Раздел "Кому адресуется аудит" требует четкого определения адресата.

Раздел "Введение" содержит сведения о составе отчетности, проверялась, дату, на которую была составлена??информация, обязательное уведомление об ответственности за составление отчетности руководства предприятия и замечания о том, что аудитор зобов ' связан готовить вывод на основании информации, поступившей по результатам проверки представленной отчетности.

Раздел "Масштаб проверки" предусматривает освещение масштабов аудита и содержания выполненных работ. Этот раздел должен обеспечить потребителям аудиторского заключения уверенность в том, что аудит спланирован и проведен в соответствии с требованиями украинский нормативов или по требованиям международных стандартов аудита.

Аудитору следует указать на то, использовался ли не использовался принцип выборочной проверки информации и при проверке аудитор обращал внимание только на существенные ошибки.

Раздел "Заключение аудитора о проверенной финансовой отчетности" требует четкого суждения аудитора об отчетности, правильность всех его существенных аспектов в соответствии с инструкциями о порядке составления отчетности и действующих принципов учета.

Раздел "Дата аудиторского заключения". Аудитор должен проставлять дату аудиторского заключения в день завершения аудиторской проверки. Завершенной проверка считается тогда, когда ее результаты доведены до руководства предприятия, на котором она проводилась, и руководство подписало отчеты, которые прилагаются к аудиторскому заключению и акта приема-сдачи работы.

Раздел "Адрес аудиторской фирмы" содержит адрес соответствующего местонахождения аудиторской фирмы, номер и срок действия лицензии, полученной от Аудиторской палаты Украины.

Раздел "Заключение аудиторского заключения". Аудиторское заключение и отчетность, о которой аудитор дает свое заключение, подписывается независимыми лицами (аудиторами) от имени аудиторской фирмы.

35. Заведомо ложное аудиторское заключение.

Заведомо ложное аудиторское заключение — аудиторское заключение, составленное без проведения аудиторской проверки или составленное по результатам такой проверки, но явно противоречащее содержанию документов, представленных для аудиторской проверки и рассмотренных аудиторской организацией или индивидуальным аудитором в ходе аудиторской проверки.

Заведомо ложное аудиторское заключение признается таковым только по решению суда.

Составление заведомо ложного аудиторского заключения влечет ответственность в виде аннулирования у индивидуального аудитора или аудиторской организации лицензии на осуществление аудиторской деятельности, а для лица, подписавшего такое заключение, также аннулирование квалификационного аттестата аудитора и привлечение его к уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Заказчики налогового аудита

Для того, чтобы минимизировать налоговые выплаты, а также избежать штрафных санкций, компаниям целесообразно и экономически выгодно проводить налоговый аудит, посредством которого удастся выявить и нейтрализовать ошибки в ведении налогового учета и составлении налоговой отчетности. Отдельно налоговый аудит могут заказать и организации, для которых обязательным является общий аудит. К таким организациям относятся: открытые акционерные общества; кредитные, страховые организации, товарные и фондовые биржи, инвестиционные фонды, государственные внебюджетные фонды, источником образования средств которых являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами, а также фонды, источниками образования средств, которых являются добровольные отчисления физических и юридических лиц; организации и индивидуальные предприниматели, объем выручки от реализации продукции которых за один год превышает 500 тыс. МРОТ или сумма активов баланса, которых на конец отчетного года превышает 200 тыс. МРОТ; иные организации, в отношении которых обязательный аудит предусмотрен федеральным законом.

Фактически налоговый аудит по методу проведения схож с проверкой, которую проводят налоговые органы. Поэтому, если перед налоговой проверкой в организации проведен налоговый аудит, риски выявления ошибок и, как следствие, начисления пени и привлечения к налоговой ответственности существенно снижаются.

Следующей категорией хозяйствующих субъектов, которым необходим налоговый аудит, являются организации, в которых произошла смена главного бухгалтера. По объективным причинам это весьма негативно сказывается на качестве ведения бухгалтерского и налогового учета в организации. Главному бухгалтеру, который порой единолично занимается всеми вопросами, связанными с налогообложением, весьма сложно в новой фирме организовать правильное ведение налогового учета и исправить уже имеющиеся ошибки предшественника. Ему необходима помощь в виде налогового аудита. Проведение налогового аудита в организации может заказать также собственник или руководитель организации с целью проверить правильность исчисления и уплаты налогов.

Методика налогового аудита

Практически каждая аудиторская фирма имеет собственные методы и способы проведения аудита. Создать универсальную методику налогового аудита невозможно, так как, несмотря на единство налоговой системы в нашей стране, каждый хозяйствующий субъект имеет свои особенности в исчислении и уплате налогов. Налоговый аудит как процесс состоит из нескольких этапов:

· предварительная оценка (экспертиза) существующей системы налогообложения экономического субъекта;

· проверка и подтверждение (неподтверждение) правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды;

· оформление и представление результатов проведения налогового аудита.

На каждом из этих этапов аудиторы выполняют определенные проверочные действия.

Так, на первом этапе необходимо:

· провести общий анализ элементов системы налогообложения экономического субъекта; определить основные факторы, влияющие на налоговые показатели;

· проверить правильность методики исчисления налоговых платежей;

· провести правовую и налоговую экспертизу существующей системы хозяйственных отношений;

· проанализировать организацию документооборота и изучить функции и полномочия служб, ответственных за исчисление и уплату налогов;

· осуществить предварительный расчет налоговых показателей экономического субъекта.

Выполнение процедур на данном этапе позволяет рассмотреть такие существенные факторы, как специфика основных хозяйственных операций экономического субъекта и существующие объекты налогообложения, соответствие применяемого организацией порядка налогообложения нормам действующего законодательства, оценить уровень налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений.

На следующем, основном, этапе проверки необходимо определить, на каких именно участках налогового учета необходима углубленная проверка. По результатам предварительного анализа аудиторы могут выявить проблемные моменты в налоговой системе организации, поэтому проводить полноценный аудит всех участков налоговой системы нецелесообразно. Например, на первом этапе вполне можно понять, что проблемы у организации, скорее всего, возникнут с экспортным НДС, так как организация реализует товары (работы, услуги) за рубеж, с налогом на прибыль, так как учет доходов и расходов в целях налогообложения не организован должным образом, с акцизами, если организация реализует подакцизную продукцию, и т.д. С другой стороны, можно сразу определить участки, где проблем, вероятнее всего, не возникнет. Это касается в первую очередь несложных налогов (налог на рекламу, транспортный налог и т.д.).

Однако в организациях со сложной и объемной системой налоговых обязательств, имеющих обособленные подразделения, дочерние компании, применяющих разные режимы налогообложения (общий режим у головной организации и единый налог на вмененный доход у обособленного подразделения), второй этап налогового аудита должен проводиться сплошным методом. При проведении второго этапа работ осуществляется проверка налоговой отчетности, представленной экономическим субъектом по установленным формам, правильности исчисления налогов, сроков уплаты и т.д. При этом способы и методы проверки каждого налога имеют свои особенности.

В ходе проверки (аудита) аудиторы должны тесно взаимодействовать с бухгалтерской и юридической службами организации, а также непосредственно с руководством. В первую очередь аудиторы должны понимать, чем и каким образом на самом деле занимается проверяемая организация. Аудитор не должен оставлять без внимания все проблемные и рисковые (с точки зрения налогообложения) сделки проверяемой организации, поэтому руководство организации и бухгалтерская служба должны обеспечить аудитора не только формальной информацией о своей деятельности, но и фактической.

Необходимость тесного взаимодействия проверяющей и проверяемой сторон в ходе налогового аудита вызвана также тем, что в ходе проверки бухгалтерия организации должна стремиться незамедлительно исправить максимально возможное количество обнаруженных аудиторами ошибок. Таким образом, целью налогового аудита является не обнаружение как можно большего количества ошибок и занесение их в отчет, а исправление обнаруженных ошибок вместе с работниками организации. Если некоторые ошибки уже невозможно исправить по тем или иным причинам, аудиторы вносят их в свой отчет с рекомендациями о том, как в дальнейшем избежать аналогичных ошибок.

На третьем, заключительном, этапе подводятся результаты проведенного аудита. Результаты аудиторской проверки оформляются аудиторским заключением. В заключении о результатах выполнения


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 653; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.34.93 (0.015 с.)