ТОП 10:

Классификация аудиторских методик.



4 основных подхода:
1. бухгалтерский (традиционный) – заключается в разработке методик проверки по различным разделам бух учета. Аудит кассовых операций, аудит расчета по оплате труда. В стандартах аудиторской деятельности такие методики называются методиками проверки оборотов и сальдо по счетам бух учета.
2. юридический – подразумевает более глубокое изучение правовой стороны отражения хозяйственной деятельности экономического субъекта в учета. Методика аудита уставного капитала. В стандартах такие методики называются методами проверки средств системы контроля.
3. специальный – включает в себя разработку методик проверки групп экономических субъектов, обладающих общими специальными признаками, таких как численность работников, организационно-правовая форма, структура управления. Методика А предприятия с иностранными инвестициями.
4. отраслевой: Методика А предприятий торговли, сельскохозяйственных предприятий, строительных организаций.
Основные положения методики
2. Нормативное обеспечение (внешнее и внутреннее)
Внешнее – включает соответствующие законы, стандарты, положения, методические материалы. Они необходимы аудитору, чтобы выявить соответствие ведения учета и составления отчетности.
Внутреннее нормативное обеспечение – это учетная политика субъекта, методические материалы по организации учета и внутреннего контроля на конкретном предприятии. Они подлежат анализу и сопоставлению с действующими методологиями.
3. предметная область проведения проверок.
Предметная группа разделена на 2 группы работ:
- учредительные и другие общие документы, заключенные экономическим субъектом хозяйственные договоры, учетную политику, оценку финансового положения, оценку системы внутреннего контроля экономического субъекта
- комплексы по всем разделам и счетам бух учета.
4. методика детально проверки отражения в учете оборотов и сальдо по счетам.
а Перечень нормативных документов, регулирующих порядок отражения хозяйственных операций по конкретному бух счету. Б) Описание различных вариантов альтернативных учетных решений, выбор которых предоставлен экономическому субъекту. В методике должны быть предусмотрены схему бух проводок, соответствующих основным учетным решениям. В) Состав перв-х док-в по счету или разделу учету. В данном разделе кроме унифицированных предоставляются первичные док-ты, разработанные предприятиями и организациями самостоятельно с изложением причин, послуж-х основанием для их разработки. Г) Регистры синтетического и аналитического учета по счету: в разделе должны быть представлены образцы регистров, описание примеров их заполнения, взаимосвязи с другими регистрами. Д) Бух отчетность, в которой находят отражение участок учета или отдельные бух счета: в разделе необходимо предусмотреть построение таблицы взаимоувязки показателей форм отчетности. Е) Классификатор и перечень типовых нарушений по разделам учета и отдельному счету. Раздел должен совершать перечень типовых нарушений и обстоятельств, позволяющих выявить данные нарушения. Ж) Тест для проведения типовых опросов на этапе планирования аудиторской проверки. Вопросники в виде блок-схемы с указанием вариантов ответов З) Перечень и описание аудиторских процедур, применяемых при проверке оборотов и остатков по счету. Аудиторские процедуры разрабатываются по схеме, содержащей: Наименование контрольной процедуры, Цель проведения, Перечень документов клиента, необходимых для выполнения процедуры, Перечень нормативных документов, Описание техники исполнения процедуры, Форма рабочего документа.
Последовательность выполнения процедур может быть оформлена в виде блок-схем как по отдельному разделу, так и по нескольким взаимосвязанным разделам учета.

Аудиторские процедуры.

Аудиторская процедура - порядок и последовательность действий аудитора для получения необходимых аудиторских доказательств на конкретном участке аудита.

Аналитическая процедура - аудиторская процедура, представляющая собой анализ и оценку полученной аудитором информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей проверяемого экономического субъекта с целью выявления необычных или неверно отраженных в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности, а также выяснение причин ошибок и искажений.

Виды аудиторских процедур:

1. Инспектирование – проверка записей, документов или материальных активов. В ходе инспектирования записей и документов аудитор получает аудиторские доказательства различной степени надежности в зависимости от их характера и источника, а также от эффективности средств внутреннего контроля процесса их обработки. Инспектирование материальных активов предоставляет надежные доказательства относительно их существования, но не обязательно относительно права собственности на них или стоимостной оценки.

2. Наблюдение – изучение процесса или процедур, выполняемых другими лицами, например аудитор может наблюдать за проведением подсчета ТМЦ (запасов) работниками субъекта или за осуществлением контрольных процедур, «не оставляющих следов» для аудита.

3. Запрос – поиск информации у осведомленных лиц в пределах или за пределами проверяемого субъекта. Запросы могут быть различными – от официальных письменных запросов, адресованных третьим сторонам, до неофициальных устных запросов, адресованных работникам проверяемого субъекта. Подтверждение – ответ на запрос подтвердить информацию, содержащуюся в бухгалтерских записях. Например, аудитор обычно запрашивает подтверждение о дебиторской задолженности непосредственно у дебиторов.

4. Подсчет – проверка точности арифметических расчетов в первичных документах и бухгалтерских записях либо выполнение самостоятельных расчетов.

5. Аналитические процедуры – анализ значимых показателей и тенденций, включая вытекающее отсюда изучение колебаний и взаимосвязей, которые не согласуются с другой релевантной информацией или отклоняются от прогнозных значений.

Разъяснения, предоставляемые руководством проверяемого экономического субъекта при сборе аудиторских доказательств.

Рабочие документы аудитора.

Все сведения, которые важны с точки зрения предоставления доказательств, подтверждающих аудиторское мнение, должны документально оформляться. Рабочие документы могут быть представлены в виде данных, зафиксированных на бумаге, фотопленке, в электронном виде или в другой форме. Рабочие документы используются:
• при планировании и проведении аудита;
• при осуществлении текущего контроля и проверки выполненной аудитором работы;
• для фиксирования аудиторских доказательств, получаемых в целях подтверждения мнения аудитора.
Аудитор должен составлять рабочие документы в достаточно полной и подробной форме, необходимой для обеспечения общего понимания аудита.
В рабочих документах должна отражаться информация о планировании аудиторской работы, характере, временных рамках и объеме выполненных аудиторских процедур, их результатах, а также о выводах, сделанных на основе полученных аудиторских доказательств. В рабочих документах должно содержаться обоснование аудитором всех важных моментов, по которым необходимо выразить свое профессиональное суждение, вместе с выводами аудитора.
Аудитор вправе определять объем документации по каждой конкретной аудиторской проверке, руководствуясь своим профессиональным мнением. Отражение в составе документации каждого рассмотренного аудитором в ходе проверки документа или вопроса не является необходимым. Объем документации аудиторской проверки должен быть таков, чтобы в случае необходимости можно было передать работу другому аудитору, не имеющему опыта работы по этому заданию. Новый аудитор смог бы исключительно на основе данной документации (не прибегая к дополнительным беседам или переписке с прежним аудитором) понять проделанную работу и обоснованность решений и выводов прежнего аудитора.
Форма и содержание рабочих документов определяются такими факторами, как:
• характер аудиторского задания;
• требования, предъявляемые к аудиторскому заключению;
• характер и сложность деятельности аудируемого лица;
• характер и состояние систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица;
• необходимость давать указания работникам аудитора, осуществлять за ними текущий контроль и проверять выполненную ими работу;
• конкретные методы и приемы, применяемые в процессе проведения аудита.
В целях повышения эффективности подготовки и проверки рабочих документов рекомендуется разработать в аудиторской организации типовые формы документации (например, стандартную структуру аудиторского файла (папки) рабочих документов, бланки, вопросники, типовые письма и обращения и т. п.).
Для повышения эффективности аудита допускается использовать в ходе проверки графики, аналитическую и иную документацию, подготовленные аудируемым лицом. В этих случаях аудитор обязан убедиться в том, что такие материалы подготовлены надлежащим образом.
Рабочие документы в соответствии со стандартом должны содержать:
• информацию, касающуюся организационно-правовой формы и организационной структуры аудируемого лица;
• выдержки или копии необходимых юридических документов, соглашений и протоколов;
• информацию об отрасли, экономической и правовой среде, в которой аудируемое лицо осуществляет свою деятельность;
• информацию, отражающую процесс планирования, включая программы аудита и любые изменения к ним;
• доказательства понимания аудитором систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
• доказательства, подтверждающие оценку неотъемлемого риска, уровня риска средств контроля и любые корректировки этих оценок;
• доказательства, подтверждающие факт анализа аудитором работы аудируемого лица по внутреннему аудиту и сделанные аудитором выводы;
• анализ финансово-хозяйственных операций и остатков по счетам бухгалтерского учета;
• анализ наиболее важных экономических показателей и тенденций их изменения;
• сведения о характере, временных рамках, объеме аудиторских процедур и результатах их выполнения;
• доказательства, подтверждающие, что работа, выполненная работниками аудитора, осуществлялась под контролем квалифицированных специалистов и была проверена;
• сведения о том, кто выполнял аудиторские процедуры, с указанием времени их выполнения;
• подробную информацию о процедурах, примененных в отношении финансовой (бухгалтерской) отчетности подразделений и/или дочерних предприятий, проверявшихся другим аудитором;
• копии сообщений, направленных другим аудиторам, экспертам и третьим лицам и полученных от них;
• копии писем и телеграмм по вопросам аудита, доведенным до сведения руководителей аудируемого лица или обсуждавшимся с ними, включая условия договора о проведении аудита или выявленные существенные недостатки системы внутреннего контроля;
• письменные заявления, полученные от аудируемого лица;
• выводы, сделанные аудитором по наиболее важным вопросам аудита, включая ошибки и необычные обстоятельства, которые были выявлены аудитором в ходе выполнения процедур аудита, и сведения о действиях, предпринятых в связи с этим аудитором;
• копии финансовой (бухгалтерской) отчетности и аудиторского заключения.
Аудитору необходимо установить надлежащие процедуры для обеспечения конфиденциальности, сохранности рабочих документов, а также для их хранения в течение достаточного периода времени, исходя из особенностей деятельности аудитора, а также законодательных и профессиональных требований, но не менее 5 лет.
Рабочие документы являются собственностью аудитора. Хотя часть документов или выдержки из них могут быть предоставлены аудируемому лицу по усмотрению аудитора. Однако они не могут служить заменой бухгалтерских записей аудируемого лица.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.94.202.172 (0.005 с.)