Аудиторские услуги в других государствах. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аудиторские услуги в других государствах.



Независимо от того, где аудитор оказывает профессиональные услуги, в своем государстве или другом, этические нормы его поведения остаются неизменными.

Для обеспечения качества профессиональных услуг, оказываемых в других государствах, аудитор обязан знать и применять в своей работе международные аудиторские стандарты и стандарты, действующие в том государстве, в котором он осуществляет профессиональную деятельность.

Оказывая профессиональные услуги в другом государстве, необходимо руководствоваться следующими правилами:

а) если этические нормы профессионального поведения, установленные в государстве, в котором аудитор оказывает профессиональные услуги, менее строгие, чем предусмотренные настоящим Кодексом, необходимо руководствоваться Кодексом:

б) если этические нормы профессионального поведения в государстве, в котором аудитор оказывает профессиональные услуги, более строгие, чем предусмотренные настоящим Кодексом, аудитор обязан руководствоваться этическими нормами, принятыми в этом государстве;

в) если международные этические нормы профессионального поведения аудиторов превышают требования настоящего Кодекса, аудитор обязан руководствоваться международными нормами с учетом содержания настоящей статьи Кодекса.

Все вышеперечисленные нормы профессионального поведения, определяемые настоящим Кодексом, основаны на международных этических нормах, разработанных Международной федерацией бухгалтеров (IFA).

 

Независимость аудита.

 

Критерии независимость аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов установлены статьей 12 Закона «Об аудиторской деятельности». Они состоят в ограничении случаев проведения аудита.

Так, аудит не может осуществляться:

1) аудиторами, являющимися учредителями (участниками) аудируемых лиц, их руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;

2) аудиторами, состоящими с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов);

3) аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых являются учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;

4) аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых состоят в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;

5) аудиторскими организациями в отношении аудируемых лиц, являющихся их учредителями (участниками), в отношении аудируемых лиц, для которых эти аудиторские организации являются учредителями (участниками), в отношении дочерних организаций, филиалов и представительств указанных аудируемых лиц, а также в отношении организаций, имеющих общих с этой аудиторской организацией учредителей (участников);

6) аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, оказывавшими в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудиторской проверки, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности физическим и юридическим лицам, - в отношении этих лиц.

Порядок выплаты и размер денежного вознаграждения аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам за проведение аудита (в том числе обязательного) и оказание сопутствующих ему услуг определяются договорами оказания аудиторских услуг и не могут быть поставлены в зависимость от выполнения каких бы то ни было требований аудируемых лиц о содержании выводов, которые могут быть сделаны в результате аудита.

Контрольные вопросы

1. Приведите нормативные акты, составляющие правовую основу аудиторской деятельности в Российской Федерации?

2. Сколько уровней включает в себя российская система нормативного регулирования аудиторской деятельности?

3. Какой нормативный акт относится к первому уровню нормативного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации? Почему?

4. Какова роль Федерального закона «Об аудиторской деятельности» в процессе становления и развития аудита в России?

5. Какие существуют формы предпринимательской деятельности в аудите?

6. Каким документом определены основные этические нормы аудита?

7. Какова основная цель аттестации и лицензирования аудиторской деятельности в РФ?

8. Каков порядок прохождения аттестации на право занятия аудиторской деятельностью в РФ?

9. Каков порядок получения лицензии на осуществление аудиторской деятельности?

10. Какова цель соблюдения принципа независимости при проведении аудита?

 

 

Тема 4. Стандарты аудиторской деятельности.

 

Классификация стандартов аудиторской деятельности.

 

Прежде чем рассмотреть классификацию стандартов отметим, что процессы стандартизации, разработки и применения стандартов носят универсальный характер.

Стандарт (от англ. standard – норма, образец, мерило), в широком смысле слова – образец, модель, принимаемая за исходные для сопоставления с ними других объектов; нормативно-технический документ по стандартизации, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утвержденный компетентным органом[7].

Стандарты распространяются на различные сферы деятельности: науку, технику, промышленность и сельское хозяйство, производство, строительство, здравохранение, транспорт и др.

В соответствующей мере стандартизация коснулась и сферы бухгалтерского учета и финансового контроля, включая и аудит.

Важно отметить, что термин «стандарты» в России (ранее в СССР) традиционно имеет техническую окраску [ ], а произошедшее за последнее время расширение его смысла является, не настолько большим, чтобы охватить еще и бухгалтерский учет и аудиторскую деятельность и подвести ее под сферу компетенции государственного комитета по стандартизации. Иначе говоря, с позиции распространенной в России, это все таки правила (положения, предписания, нормы). Вместе с тем, это аналог того, что в странах с развитой рыночной экономикой принято называть стандартами отчетности (учета) применительно к бухгалтерскому учету и стандартами аудита – применительно к аудиторской деятельности.

В этой связи в качестве определения национального (российского) бухгалтерского стандарта был выбран термин «положение по бухгалтерскому учету» (ПБУ), а для аудиторской деятельности – двойной термин «правило (стандарт)». Данное разъяснение важно, поскольку в адрес России могут выдвигаться утверждения, что у нас нет стандартов по бухгалтерскому учету и аудиту, в связи с чем бухгалтерский учет не ориентирован на современную технологию, а заключениям российских аудиторов доверять нельзя.

Приведенные общие положения помогут нам определиться с терминологией, классификацией и другими аспектами стандартов по аудиторской деятельности.

Прежде всего проведем классификацию аудиторских стандартов. Высший признак классификации относится к разделению стандартов на международные и национальные.

В настоящее время разработкой международных стандартов аудита занимается Международная федерация бухгалтеров (МФБ)[8], которая является международным объединением лиц бухгалтерской профессии. Эта международная организация была основана в октябре 1977 г. с целью координации на мировом уровне деятельности профессиональных организаций в области учета, финансовой (бухгалтерской) отчетности и аудита. Членами МФБ являются более 150 профессиональных организаций из 130 стран. Российская Федерация в МФБ представлена полноправным членом – Институтом профессиональных бухгалтеров (ИПБ) России и членом – наблюдателем – общественной организацией «Российская коллегия аудиторов» (РУФ-аудит).

На русский язык были переведены международные стандарты дважды[9]: первое официальное издание МСА и Кодекса этики Международной федерации бухгалтеров - в 2000 году и второе официальное издание – в 2002 году.

Применительно ко 2-му изданию в табл. 1. Приведен перечень международных стандартов аудита (МСА) и положений по международной аудиторской практике (ПМАП). Как видно из содержания табл. 1, международные стандарты аудита включают 9 разделов и один раздел содержит положения по международной аудиторской практике (ПМАП).

Международные стандарты аудита (МСА) предназначены для применения при аудите финансовой отчетности. Кроме того, МСА применяются при аудите иной информации и предоставлении сопутствующих услуг. Их также целесообразно использовать для создания национальных стандартов аудита и сопутствующих услуг.

ПМАП разрабатываются с целью предоставления практической помощи аудиторам в соблюдении стандартов и обеспечения надлежащей аудиторской практики. Данные положения не имеют силы стандартов.

 

Таблица1

Перечень МСА и ПМАП

№ п/п Номер МСА Наименование разделов и стандартов
    Вводные аспекты (100—199)
    Задания, обеспечивающие уверенность
    Основные принципы Международных стандартов аудита
    Обязанности (200—299)
    Цель и общие принципы, регулирующие аудит финансовой отчетности
    Условия аудиторских заданий
    Контроль качества работы в аудите
    Документирование
    Ответственность аудитора по рассмотрению мошенничества и ошибок в ходе аудита финансовой отчетности
  240А Мошенничество и ошибка
    Учет законов и нормативных актов при аудите финансовой отчетности
    Сообщение аспектов аудита лицам, наделенным руководящими полномочиями
    Планирование (300—399)
    Планирование
    Знание бизнеса
    Существенность в аудите
    Внутренний контроль (400—499)
    Оценка рисков и внутренний контроль
    Аудит в среде компьютерных информационных систем

 

Продолжение табл. 1

 

№ п/п Номер МСА Наименование разделов и стандартов
    Учет при аудите особенностей субъектов, использующих обслуживающие организации
    Аудиторские доказательства (500—599)
    Аудиторские доказательства
    Аудиторские доказательства — дополнительное рассмотрение особых статей
    Внешние подтверждения
    Первичные задания — начальное сальдо
    Аналитические процедуры
    Аудиторская выборка и другие процедуры выборочного тестирования
    Аудит оценочных значений
    Связанные стороны
    Последующие события
    Непрерывность деятельности
    Заявления руководства
    Использование работы третьих лиц (600—699)
    Использование работы другого аудитора
    Рассмотрение работы внутреннего аудита
    Использование работы эксперта
    Аудиторские выводы и подготовка отчетов (заключений) (700—799)
    Аудиторский отчет (заключение) по финансовой отчетности
  700А Аудиторский отчет (заключение) по финансовой отчетности
    Сопоставимые значения
    Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую отчетность
    Специализированные области (800—899)
    Аудиторский отчет (заключение) по аудиторским заданиям для специальных целей
    Исследование ожидаемой финансовой информации
    Сопутствующие услуги (900—999)
    Задание по обзорной проверке финансовой отчетности
    Задания по выполнению согласованных процедур в отношении финансовой информации
    Задания по компиляции финансовой информации
         

 

Окончание табл. 1

 

№ п/п Номер МСА Наименование разделов и стандартов
    Положения по международной аудиторской практике (1000—1100)
    Процедуры межбанковского подтверждения
    Дополнения 1—3 к предмету 400:
    Среда ИТ — Автономные персональные компьютеры
    Среда ИТ — Онлайновые компьютерные системы
    Среда ИТ — Системs баз данных
    Взаимоотношения между органами банковского надзора и внешними аудиторами
    Особенности аудита малых предприятий
    Аудит международных коммерческих банков
    Оценка рисков и система внутреннего контроля — характеристики КИС и связанные с ними вопросы
    Методы аудита с помощью компьютеров
    Учет экологических вопросов при аудите финансовой отчетности
    Аудит производных финансовых инструментов

 

Из содержания табл. 1 видно, что в настоящее время имеется 39 международных стандарта аудита и 11 ПМАП.

В предисловии к МСА отмечается, что их следует применять только к существенным аспектам, что свидетельствует о возможности использования национальных нормативных актов, регулирующих аудит финансовой или иной информации в каждой отдельной стране. В этой связи целесообразно разрабатывать национальные стандарты аудита и сопутствующих услуг для более полного учета особенностей национальных систем законодательства, налогообложения, бухгалтерского учета и других аспектов финансово-хозяйственной деятельности организаций и предприятий.

В предисловии к международным стандартам аудита и сопутствующих услуг [ ] отмечено, что страны-члены МФБ могут применять МСА в качестве своих национальных стандартов. С этой целью Комитет по международной аудиторской практике (КМАП) подготовил текст заявления, который может быть использован для определения юридической силы принимаемых стандартов и возможности их использования в конкретной стране.

Исходя из этого, а также анализа данного письма можно сделать вывод, что возможны следующие варианты использования МСА и национальных стандартов. Первый вариант предусматривает применение только МСА. Второй вариант предполагает создание и использование национальных стандартов аудита. И, наконец, третий вариант, т.н. комбинированный, предусматривает разработку как национальных (по основным направлениям), так и использование международных стандартов (по общим проблемам).

Применительно к отечественной практике можно отметить, что Россия как в области бухгалтерского учета, так и аудита выбрала 2-й вариант, предусматривающий разработку полной гаммы национальных стандартов.

В России можно выделить два этапа создания национальных стандартов аудита. Первый относится к 1995-2000 годам, когда были созданы и одобрены Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 38 национальных стандартов и перечень терминов и определений.

Второй этап начался после принятия в августе 2001 года Федерального закона «Об аудиторской деятельности» и ознаменовал разработку новых национальных стандартов, т.н. федеральных.

Национальные правила (стандарты) определены в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» следующим образом (ст. 9):

1. Правила (стандарты) аудиторской деятельности представляют единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.

2. Правила (стандарты) аудиторской деятельности подразделяются на: федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности; внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях; правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

3. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности обязательны для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер.

4. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации.

5. Профессиональные аудиторские объединения вправе, если это предусмотрено их уставами, устанавливать для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. При этом требования внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.

6. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе устанавливать собственные правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. Требования правил (стандартов) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности профессионального аудиторского объединения, членами которого они являются.

7. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

Таким образом, закон предусматривает классификацию 3 видов правил (стандартов):

· Федеральные;

· Внутренние правила (стандарты) аккредитованных профессиональных объединений;

· Внутренние стандарты аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Федеральные стандарты являются внешними и носят универсальный характер.

Правила (стандарты) в основном имеют единую структуру построения и содержат обычно следующие разделы:

· общие принципы правила (стандарта);

· основные понятия и определения (если необходимо), используемые в стандарте;

· сущность стандарта;

· практические приложения.

В разделе «Общие принципы правила (стандарта)» отражаются:

Ÿ цель и необходимость разработки данного стандарта;

Ÿ объект стандартизации;

Ÿ сфера применения стандарта;

Ÿ взаимосвязь с другими стандартами.

Раздел «Основные понятия и определения, используемые в стандарте» охватывает новые термины и их краткую характеристику.

В разделе «Сущность стандарта» формулируется проблема, требующая описания, проводится ее анализ и приводятся методы решения.

Раздел «Практические приложения» включает различные приложения — схемы, таблицы, образцы документов и др.

Стандарт, так же как и другие нормативные документы, должен содержать такие непременные реквизиты, как: номер стандарта, дата ввода в действие, цель разработки, сфера применения стандарта, анализ проблемы, возможные процедуры решения проблемы.

Структура документа для оформления стандарта следующая: титульный лист, содержание, собственно текст стандарта, приложения к документу (по необходимости).

Первое поколение внешних правил (стандартов) носило название «российские стандарты». Их было создано 38 в течение 1995-2000 годов. Они постепенно будут заменены федеральными правилами (стандартами) аудита[10].

Российские правила (стандарты) первого поколения сыграли существенную роль в становлении и развитии российского аудита, поэтому вкратце рассмотрим их содержание.

Российские правила (стандарты) включают 11 разделов, 10 из которых соответствуют разделам международных стандартов включая ПМАП, а 11-я группа, имеющая название «Образование и подготовка кадров», включает стандарты «Образование аудитора» и «Программы квалификационных экзаменов, порядок сдачи этих экзаменов, формирование экзаменационных комиссий и регламент их работы».

Первая группа «Вводные замечания» включает 3 стандарта и содержит перечень терминов по аудиторской деятельности, требования к внутренним стандартам аудиторских организаций, состав и содержание сопутствующих услуг.

Вторая группа «Ответственность» состоит из 9-ти стандартов, посвященных ответственности аудиторов и аудиторских фирм. В них рассмотрены вопросы внутреннего и внешнего контроля аудиторской деятельности, проверки соблюдения нормативных актов при проведении аудита, права и обязанности лиц, осуществляющих аудит, письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита.

Третья группа «Планирование» представлена 3-мя стандартами, относящимися к планированию аудиторской проверки.

Четвертая группа «Внутренний контроль» содержит 2 стандарта, которые имеют отношение к процедурам внутреннего контроля, в том числе к условиям компьютерной обработки данных у клиента.

Пятая группа «Аудиторские доказательства» охватывает 9 стандартов, посвященных важнейшим аспектам аудита: методам сбора аудиторских доказательств, аналитическим процедурам, аудиторской выборке, использованию оценочных показателей в бухгалтерском учете и др.

Шестая группа «Использование работы третьих лиц» включает 3 стандарта, в которых рассматриваются вопросы: использования для проведения аудита экспертов; работы внутреннего аудитора и другой аудиторской фирмы.

Седьмая группа «Выводы и отчеты в аудите» — это 3 стандарта, посвященные вопросам составления отчетов и выводов, разработки заключения, а также порядку оформления письменной информации аудитора руководству экономического субъекта.

Восьмая группа «Специализированные области», состоящая из 2-х стандартов, содержит материалы, посвященные проведению аудита по специальным аудиторским заданиям, изучению прогнозной финансовой информации.

В девятой группе «Задания» нет разработанных стандартов.

Десятая группа «Положения по международной практике аудита» включает 4 стандарта. Здесь рассмотрены вопросы использования компьютеров, общения с налоговыми органами.

Одиннадцатая группа «Образование и подготовка кадров» включает один стандарт, посвященный вопросам образования аудиторов, и программы сдачи экзаменов.

Разработанные российские аудиторские правила (стандарты) аудита сыграли положительную роль в становлении аудита в России, позволили значительно повысить квалификацию аудиторов и качество аудиторских проверок.

Аудиторские стандарты также используются в суде для доказательства качества проведения аудита и в зависимости от того, насколько отступил аудитор от стандарта, определяется мера ответственности аудитора. Аудитор, допустивший в своей практике отступление от какого-либо стандарта, должен объяснить причину этого.

Значение аудиторских стандартов состоит в том, что они:

1) способствуют обеспечению высокого качества аудиторской проверки;

2) содействуют внедрению в практику аудита новых научных достижений;

3) определяют действия аудитора в конкретных ситуациях.

 

Федеральные стандарты аудиторской деятельности.

 

Если российские правила (стандарты) первой очереди создавались как оригинальные, то при разработке федеральных стандартов Департаментом организации аудиторской деятельности МФ РФ при поддержке аудиторской общественности было принято решение максимально приблизить их содержание к МСА.

Весной 2001 г. Указом Президента РФ была упразднена Комиссия по аудиторской деятельности. В августе 2001 г. был принят Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» и вступил в силу 9 сентября того же года.

Можно по-разному оценивать содержание долгожданного Закона, но его бесспорным достоинством является то, что в нем впервые в отечественной законодательной практике появилось понятие федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности. Соответствующие статьи Закона вступили в силу с отсрочкой в один год. Таким образом, с сентября 2002 г. в России аудиторы обязаны работать по стандартам, и должна существовать система контроля за их выполнением.

Следует назвать Постановление Правительства РФ, в котором было указано, что до принятия в установленном порядке новых федеральных стандартов будут действовать ПСАД, одобренные Комиссией по аудиторской деятельности.

Работа над проектами новых ПСАД велась с привлечением проекта Тасис «Реформа российского аудита».

Российские аудиторы наконец получили отечественные стандарты, предусмотренные федеральным законодательством, согласованным с таким представительным органом, как Совет по аудиторской деятельности Российской Федерации, и утвержденные в установленном порядке Правительством РФ. Комментариям к этим документам и посвящена настоящая книга. Сначала рассмотрим сходство и различие в походах, применявшихся при разработке прежних и новых ПСАД.

На основе международных стандартов аудита были разработаны и утверждены Правительством РФ первые 11 федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности (ПСАД).

1. Цель и основные принципы аудита бухгалтерской отчетности.

2. Документирование аудита.

3. Планирование аудита.

4. Существенность в аудите.

5. Аудиторские доказательства.

6. Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности.

7. Оценка рисков и внутренний контроль.

8. Внутрифирменный контроль качества работы в аудите.

9. Аффинированные лица.

10. События после отчетной даты.

11. Применимость допущения непрерывности деятельности.

Принято решение о подготовке рабочего варианта глоссария (перечня основных терминов и понятий по аудиторской деятельности).

Разработанные и утвержденные правила (стандарты) в значительной мере соответствуют международным стандартам аудита.

Для того чтобы российские ПСАД максимально соответствовали МСА, было решено при их нумерации использовать ту же систему кодировки, которая используется и при нумерации МСА (трехзначный номер, первая цифра которого соответствует разделу МСА, вторая — номеру стандарта внутри данного раздела, а третья цифра для стандартов первой очереди была равна нулю; в дальнейшем может быть использована для того, чтобы новые стандарты могли более логичным способом быть расположены среди ранее разработанных стандартов данной группы). Для данных ПСАД сохранена та же нумерация пунктов, что и у аналогичных им МСА, везде, где было возможно, что должно облегчить при дальнейшей работе над документами поабзацный анализ их сходств и различий.

Ниже приведены краткие комментарии к каждому из правил (стандартов).

1. Код стандарта: 200. «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности». Международный аналог: ISA 200 Objectives and General Principles Governing an Audit of Financial Statements. Стандарт подготовлен на основе уточненного и отредактированного перевода соответствующего МСА на русский язык. Отличия от МСА носят, в первую очередь, редакционный характер. Кроме того: в п. 2 определение цели аудита приведено в соответствие с формулировкой из Федерального закона «Об аудиторской деятельности». В п. 7 помимо основных (федеральных) стандартов аудита упомянуты стандарты профессиональных объединений и внутренние стандарты аудиторских фирм.

2. Код стандарта: 230. «Документирование аудита». Международный аналог: ISA 230 Documentation. Проект подготовлен на основе уточненного и отредактированного перевода соответствующего МСА на русский язык. Отличия от МСА носят, в первую очередь, редакционный характер. Иных расхождений нет.

3. Код стандарта: 300. «Планирование аудита». Международный аналог: ISA 300 Planning. Проект подготовлен на основе уточненного и отредактированного перевода соответствующего МСА на русский язык. Отличия от МСА носят, в первую очередь, редакционный характер. Иных расхождений нет.

4. Код стандарта: 320. «Существенность в аудите». ISA 320 Audit Materiality. Проект подготовлен на основе уточненного и отредактированного перевода соответствующего МСА на русский язык. Отличия от МСА носят, в первую очередь, редакционный характер. Кроме того: в п. 3 МСА существенность определяется со ссылкой на МСФО. В нашем документе определение приведено в соответствие с российскими регламентирующими документами. В п. 4 определение цели аудита приведено в соответствие с российскими регламентирующими документами и в соответствие с нашей редакцией п. 2 проекта ПСАД № 200.

5. Код стандарта: 500. «Аудиторские доказательства». Международный аналог: ISA 500 Audit Evidence. Проект подготовлен на основе уточненного и отредактированного перевода соответствующего МСА на русский язык. Отличия от МСА носят, в первую очередь, редакционный характер. Иных расхождений нет. Подготовленный проект существенно отличается от российского ПСАД, который, как известно, имел мало общего с МСА; ПСАД 501 и 505, в которых детально будут рассмотрены требования по присутствию на инвентаризации товарно-материальных запасов, по подготовке письменных запросов на подтверждение, по выяснению особенностей судебно-арбитражной практики аудируемого лица, по оценке долгосрочных инвестиций и по аудиту информации по сегментам.

6. Код стандарта: 700. «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности». Международный аналог: ISA 700 The Auditor’s Report on Financial Statements. Проект подготовлен на основе уточненного и отредактированного нами перевода соответствующего МСА на русский язык. Данный проект является более серьезной переработкой МСА, нежели остальные ПСАД данной партии, что связано с необходимостью учесть сложившуюся российскую практику делового документооборота. При этом была утрачена точная связь в нумерации абзацев и пунктов. В том числе: пп. 2—4 МСА были переработаны в пп. 2 — 3 ПСАД. Все дефиниции и терминология, связанные с аудитом и аудиторским заключением, были заменены на выражения, предусмотренные российскими регламентирующими документами. В стандартную структуру аудиторского заключения (п. 4) предлагается добавить (по сравнению с МСА, п. 5) еще два раздела: сведения об аудиторе и сведения об аудируемом лице, соответственно в ПСАД (по сравнению с МСА); добавлены новые пп. 6, 7 (с соответствующими подзаголовками). В п. 10 дано определение системы бухгалтерского учета, соответствующее российским регламентирующим документам. Все примерные тексты фрагментов аудиторского заключения (пп. 11, 16, 21, 27, 33, 44, 46) содержат ссылки на конкретные российские регламентирующие документы. Примеры нарушений, замечаний и оговорок в данных пунктах адаптированы к российской практике ведения учета и подготовки отчетности. В п. 11 дана сноска, в которой содержится требование к брошюровке подписанной бухгалтерской отчетности совместно с аудиторским заключением. Переработан ПСАД пп. 17, 19 МСА (пп. 18—19) с учетом того, что аудируемая отчетность должна быть подготовлена в соответствии с российскими требованиями. Переработан и дополнен п. 24 ПСАД (п. 26 МСА), касающийся подписи аудитора. В ПСАД конкретизировано, что аудиторское заключение должно быть подписано руководителем аудиторской фирмы и руководителем аудиторской проверки и скреплено печатью аудиторской организации. Для приближения текста российского аудиторского заключения к международному были уточнены термины: вместо «безусловно положительное — условно положительное аудиторское заключение (мнение)» в «старых» ПСАД — «безоговорочно положительное аудиторское заключение (мнение)» — «аудиторское заключение (мнение) с оговоркой» (см. подробнее гл. 16).

7. Код стандарта: 220. «Внутрифирменный контроль качества работы в аудите». Международный аналог: ISA 220 Quality Control for Audit Work. Проект подготовлен на основе уточненного и отредактированного перевода соответствующего МСА на русский язык. Отличия от МСА носят, в первую очередь, редакционный характер. Кроме того: в п. 3 видоизменены дефиниции (с учетом российских регламентирующих документов по аудиту). Удален п. 13 МСА 220.

8. Код стандарта: 400. «Оценка рисков и внутренний контроль». Международный аналог: ISA 400 Risk Assessments and Internal Control. Проект подготовлен на основе уточненного и отредактированного перевода соответствующего МСА на русский язык. Отличия от МСА носят, в первую очередь, редакционный характер. Кроме того: в п. 7 дефиниция «системы бухгалтерского учета» приведена в соответствие с российскими документами. Таблица из приложения введена в текст п. 43. В стандарте разработчики сочли целесообразным отойти от принятого в «старых» российских ПСАД термина inherent risk как «внутрихозяйственный риск», заменив его на более точный термин «неотъемлемый риск».

9. Код стандарта: 550. «Аффилированные лица». Международный аналог: ISA 550 Related parties. Проект подготовлен на основе уточненного и отредактированного перевода соответствующего МСА на русский язык. Отличия от МСА носят, в первую очередь, редакционный характер. Кроме того: переработаны пп. 2–4 МСА: определение аффилированных лиц приведено в соответствие с российскими регламентирующими документами, убраны ссылки на МСФО и т.п. Сокращен перечень процедур в п. 7 МСА (п. 6 ПСАД).

10. Код стандарта: 560. «События после отчетной даты». Международный аналог: ISA 560 Subsequent Events. Проект подготовлен на основе уточненного и отредактированного перевода соответствующего МСА на русский язык. Отличия от МСА носят, в первую очередь, редакционный характер. Кроме того: в п. 3 дефиниция «событий после отчетной даты» приведена в соответствие с российскими регламентирующими документами, а не в соответствие с МСФО.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.88.249 (0.078 с.)