Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ

Поиск

 

Уровни регули-рования Виды и наименования нормативных документов Область регулирования Степень разработанности
I Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ Определяет место, цель и задачи аудита в финансово-экономической системе Закон принят
  Федеральные Правила (стандарты) аудиторской деятельности Определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для всех объектов, устанавливают нормы аудита, обязательные для всех субъектов рынка аудиторских услуг Разработано 6 федеральных правил (стандартов), остальные разрабатываются (вместо них пока действует 31 российское правило (стандарт))
II Законодательные и подзаконные нормативные акты Устанавливают общие положения по регулированию аудиторской деятельности для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов Разработаны и в соответствии с ФЗ нормативные документы в области аттестации и лицензирования аудиторской деятельности
III Правила (стандарты) аккредитованных профессиональных объединений Регулирование специфических вопросов аудиторской деятельности на уровне профессиональных объединений. Разрабатываются аккредитованными аудиторскими объединениями
Нормативные документы министерств и ведомств Регулирование специфических особенностей аудита по видам Министерствами и ведомствами принят и разрабатывается ряд документов по видам аудита
IV Внутрифирменные аудиторские стандарты При проведении аудита и сопутствующих аудиту услуг Разрабатываются и используются аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами

 

Первый (верхний) уровень включает закон об аудите (аудитор­ской деятельности), который принят 7 августа 2001 г. Закон об аудиторской деятельности в России относится к основным законодательным актам. Этот закон определяет место аудита в финансово-хозяйственной деятельности в качестве ее необходимого равноправного элемента. Для РФ это особенно важно, поскольку исторически государственный финансовый контроль превалировал над другими видами контроля. Именно принятие закона позволяет считать, что становление аудита в РФ состоялось.

К документам второго уровня, регулирующим аудиторскую деятельность в РФ, относятся федеральные правила (стандарты). Они определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для исполнения субъектами рынка.

Третий уровень включает внутренние стандарты профессиональных аудиторских объединений, а также нормативные акты министерств и ведомств, устанавливающие правила организации аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета, хозяйственного права.

Четвертый уровень включает внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности, которые разрабатывают аудиторские организации и индивидуальные аудиторы на базе федеральных правил (стандартов) и практики аудита. Содержание и форма таких документов являются прерогативой аудиторских фирм, их ноу-хау. Они определяют качество и престиж аудиторских фирм.

 

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации».

 

Принятие Федерального закона «Об аудиторской деятельности» (№ 119-ФЗ от 7 августа 2001 г.) знаменует новый (третий) этап аудиторской деятельности в РФ. Значение закона состоит прежде всего в том, что он подтвердил окончательное становление системы российского аудита и создал перспективы его дальнейшего развития. Аудит занял свое место среди других видов финансового контроля, и, наконец, Россия может считаться страной, имеющей непременный атрибут рыночной экономики — аудит.

Закон был подготовлен рабочей группой с участием представителей МФ РФ, профессиональных аудиторских объединений, их региональных структур, работников научных учреждений и вузов и аудиторов-практиков.

Закон представляет собой концептуальный документ, в котором сосредоточены правовые и нормативные положения аудиторской деятельности в РФ. Он должен рассматриваться в контексте других важнейших правовых документов: Гражданского кодекса РФ, Налогового кодекса РФ, Федерального закона «О бухгалтерском учете», Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 12.05.2000 г.) и др.

В соответствующих разделах учебника приведены ссылки на федеральный закон «Об аудиторской деятельности», поэтому рассмотрим вкратце общую содержательную сущность Закона.

Федеральный закон включает 22 статьи, в которых отражены основные понятия и аспекты аудиторской деятельности, сопутствующих аудиту услуг, аудитора и аудиторской организации. Приведены права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, а также права и обязанности аудируемых лиц и/или лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг.

В законе дано определение обязательного аудита и приведены критерии его проведения, определено понятие аудиторской тайны, правил (стандартов) аудиторской деятельности, аудиторского за­ключения, включая заведомо ложное. Рассмотрено понятие независимости аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Определен порядок осуществления контроля работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, аттестации аудиторов и лицензирования на право осуществления аудиторской деятельности.

Три статьи закона посвящены вопросам управления аудитор­ской деятельностью, включая описание уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности, Совета по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе и аккредитованных профессиональных аудиторских объединений (организационно-правовая структура аудиторской деятельности в Российской Федерации приведена на рис. 3.1).

В законе определена ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об аудите. В соответствии с Федеральным законом должны быть приведены в соответствие все нормативные акты по аудиторской деятельности (по аттестации, лицензированию и др.) в РФ.

Как следует из перечня нормативных документов (см. 3.1), разработанных и приняты в 2001-2002гг., основные положения Закона получили в них конкретное уточнение и разъяснение. Это позволило проводить регулирование аудиторской деятельности непосредственно по основным положениям Закона, начиная с момента его вступления в действие (см. табл. 3.1.).


Рис. 3.1. Организационно-правовая структура аудиторской деятельности в

Российской Федерации



Из схемы видно, что в соответствии с законом «Об аудиторской деятельности» руководство аудиторской деятельностью возложено на Уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности. В качестве такого органа выступает Министерство финансов РФ (Департамент организации аудиторской деятельности МФ РФ). Кроме того, этими проблемами занимаются и общественные структуры: аккредитованные профессиональные объединения и Совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе. Основными исполнителями аудиторской деятельности выступают аудиторские организации и индивидуальные аудиторы.

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.138 (0.006 с.)