Отношения России с арабскими странами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отношения России с арабскими странами



Отношения с арабским миром вплоть до 2-й половины XX в. не входило в число приоритетных направлений внешней политики дореволюционной и постреволюционной России. Хотя отдельные контакты имели место, устойчивые связи не сформировались, к тому же большинство арабских стран находились в зависимости от иностранных государств. Советский Союз поначалу также не уделял данному региону какого-либо особого внимания. Ситуация начала меняться


§ 2. Отношения России с арабскими странами 415

после Второй мировой войны, когда СССР начал превращаться в глобальную мировую сверхдержаву.

16 апреля 1955 г. Советский Союз провозгласил свою доктрину противостояния политике США и Великобритании на юге: «Советский Союз не может оставаться безразличным к ситуации на Ближнем и Среднем Востоке, с тех пор как создание блоков в регионе стало напрямую угрожать безопасности СССР». Советское правительство в личных нотах, направленных странам региона, призвало не принимать участия в военных блоках. Теперь главной задачей в ближневосточной политике СССР стало противодействие усилиям США и Великобритании в создании подконтрольной им системы военной безопасности в регионе.

Для проведения гибкой политики СССР должен был изменить отношение к режимам, которые, не будучи коммунистическими, имели антизападную ориентацию. Внешнеполитические действия США и Великобритании на Ближнем Востоке, приведшие к заключению военно-политических соглашений со странами региона, подтолкнули советское руководство к изменению подхода к «некоммунистическим» режимам.

Официально новый курс СССР был провозглашен только на XX съезде КПСС в 1956 г., что нашло отражение на страницах советской научной печати: «Большой вред востоковедению нанесло непонимание характера и глубины противоречий между силами империализма и внутренней реакцией и силами национального прогресса в несоциалистических странах... Недооценка объективных процессов самостоятельного экономического развития стран Востока проистекала из схоластического представления о том, что общая тенденция к загниванию капитализма механически распространяется также и на все страны несоциалистического Востока и исключают возможность развития их производительных сил» [1].

После XX съезда советская внешняя политика претерпела серьезные изменения, так как было необходимо гибко реагировать на перемены в мире. Ради обеспечения собственной безопасности и расширения зоны своего влияния следовало найти общий язык с теми силами, которые потенциально или прямо выступали против Великобритании и США. При этом основной принцип — поддержка коммунистических партий, раньше ограничивавший свободу действий (но, надо признать, не всегда соблюдавшийся), впервые был изменен. 1955 г. стал годом налаживания отношений со странами, так или иначе противопоставлявшими себя Западу. Главными стимулами были результаты

 


416 Глава XXI. Внешняя политика России на Ближнем и Среднем Востоке

Бандунгской конференции и создание Движения неприсоединения, рост влияния Китая на Востоке, итоги визитов тогдашних советских руководителей Хрущева и Булганина в Афганистан, Бирму и Индию. Свою роль сыграли и обращения государств Востока к СССР за помощью. Египет, испытывавший сложности со сбытом хлопка, обратился весной 1954 г. к СССР и заключил торговый договор о поставках хлопка. Позже торговый договор был заключен с Сирией.

Огромное значение для позиции СССР имела Тройственная агрессия, или Суэцкий кризис 1956 г., когда Египет подвергся нападению со стороны Израиля, Великобритании и Франции. Двадцать шестого июля 1956 г. Гамаль Абдель Насер объявил о национализации компании Суэцкого канала, что вызвало недовольство Великобритании и Франции — основных держателей акций компании. Последовало военное вторжение Израиля, Англии и Франции в зону Суэцкого канала. Это привело к активному политическому вмешательству СССР, в ультимативной форме предложившему вывести войска агрессоров с территории Египта.

Для Франции и Англии это вторжение стало последним вмешательством в дела Египта. Англия выбыла из ближневосточной политики; по крайней мере уже никогда не играла больше значительной роли, оставив США и СССР единственными серьезными игроками на геополитическом пространстве Ближнего Востока, которое они стремились разделить на зоны своего влияния.

Советский Союз при этом оказался в выигрышной ситуации. Не связанный никакими обязательствами с Англией и Францией, как США, СССР поддержал Египет и, не рискуя ничего потерять, получил доверие арабских стран. Позиция СССР не была случайной и определялась не столько идеологическими лозунгами, такими как стремление к миру и защите «слабых» государств от империализма, сколько стратегическими и экономическими расчетами. Поскольку Египет был крупнейшим и наиболее влиятельным среди арабских государств, понятно, почему СССР так активно вмешался в Суэцкий кризис. Исходя из принятых в годы холодной войны подходов можно констатировать, что последствия Суэцкого кризиса оказались для СССР благоприятными. Геополитически СССР расширял сферу своего влияния, впервые создал в Ближневосточном регионе стратегический плацдарм и тем самым сорвал планы США по окружению Союза кольцом недружественных государств.

Десятилетие, последовавшее после Суэцкого кризиса, можно охарактеризовать как успешное для советско-арабских отношений. В 1958 г.


в Ираке происходит революция, положившая конец Хашимитской королевской династии. Вскоре страна выходит из Организации Багдадского пакта. Между СССР и Ираком начинают развиваться торгово-экономические отношения, завязывается политический диалог. Советский Союз оказывает помощь в реализации грандиозного проекта — строительстве Ассуанской плотины в Египте, имевшей большое значение для экономики этой страны. На торжественном открытии первой очереди плотины, состоявшемся в 1964 г., присутствовал сам Н. С. Хрущев.

На рубеже 60-70-х гг. XX в. в арабских странах продолжались социально-политические изменения. В Ираке в 1968 г. к власти вновь приходит Партия арабского социалистического возрождения (Баас). Новый президент Ирака Аль-Бакр провозглашает своими приори-терами антиимпериализм и возобновление сотрудничества с СССР. В 1972 г. между Ираком и СССР был подписан договор о дружбе и сотрудничестве.

Революция в Ливии в 1969 г. привела к власти военных во главе с капитаном Муаммаром Каддафи, провозгласившим антизападные, прежде всего антиамериканские, лозунги. Его действия, направленные на ликвидацию американских военных баз, а также национализация нефтяной промышленности вызвали симпатию и одобрение советского руководства. Вскоре Каддафи был принят в Москве, и между двумя странами были заключены договоры о поставке различных видов товаров и оказании услуг.

После смерти Гамаля Абдель Насера в 1970 г. к власти в Египте приходит Анвар Садат. Следствием его политики стало ухудшение отношений между СССР и Египтом. Война «6 октября», или «Судного дня», начавшаяся 6 октября 1973 г., продемонстрировала возросшую мощь арабских армий и, несмотря на неоднозначные результаты, привела лидеров враждующих сторон к необходимости решать спорные вопросы мирным путем. При активном посредничестве США Египет заключает Кэмп-Дэвидские мирные соглашения с Израилем, в результате которых он получил обратно территорию Синайского полуострова (см. § 1). Это событие стало важной победой американской дипломатии, на протяжении многих лет пытавшейся решить вопрос арабо-израильских отношений в свою пользу. Выступив арбитром в споре между Египтом и Израилем, США без участия СССР взяли на себя решение вопроса арабо-израильского урегулирования. Мир с Египтом — страной с самой многочисленной и боеспособной армией — но сей день обеспечивает Израилю безопасность на западе


страны. Однако в арабском мире действия Египта были расценен* как предательство общего арабского дела освобождения Палестины Помощь СССР теперь была направлена в другие страны региона и первую очередь Сирию и Ирак.

К моменту распада СССР на арабские страны приходилось около 30% объема советского товарооборота со всеми государствами третьего мира и не менее 20% объема советского технико-экономического содействия последним. Торговля и технико-экономическое сотрудничество с арабскими странами составляло в среднем ежегодно 6,5-7 млрд долл.

СССР превратился в одного из главных экспортеров вооружений в Арабский регион, которое шло в основном в Ирак, Сирию, Египет Йемен, Алжир и Ливию. По некоторым данным, только за 1983 1990 гг. СССР поставил арабским странам оружия на сумму боле» 55 млрд долл., из которых на Ирак пришлось около 24 млрд долл.. Сирию — 11 млрд долл.

Следует отметить, что развитие советско-арабских торгово-экономических связей сопровождалось нарастанием внешней задолженности арабских государств, которая к 1991 г. достигла около 35 млрд. долл., при этом Ирак был должен Советскому Союзу около 8 млрд. долл., Сирия — примерно 11 млрд. долл., Алжир — более 4 млрд. долл., Египет — 3 млрд. долл. и т. д.

После распада СССР внешнеполитическая активность России в арабском мире снизилась. Во времена правления Б. Ельцина была сделана ставка на развитие отношений в первую очередь со странами Запада, что зачастую происходило в ущерб сотрудничеству России с Востоком, в том числе и с арабскими странами. Развал СССР привел к распаду прежнего механизма торгово-экономического и военно-технического сотрудничества. Переход на торговлю по мировым ценам и за твердую валюту сделал невозможным сотрудничество с рядом прежних партнеров СССР в арабском мире. Ирак и Ливия, на долю которых приходилась значительная часть российского оборонного экспорта и которые были в принципе платежеспособными, оказались в 90-е гг. XX в. под действием режима международных санкций.

В ряде стран, входивших прежде в число государств социалистической ориентации, после распада СССР также произошли серьезные внутренние изменения. Так, Алжир отказался от однопартийной системы (едва не закончившийся приходом исламистов к власти), Южный Йемен, отказавшись от марксистско-ленинской идеологии, объединил


ся с Северным. Потеряв прежних партнеров на арабском Востоке, Россия не сумела приобрести новых.

Кроме того, параллельно шли активный процесс нормализации российско-израильских отношений и рост потока эмигрантов из бывшего СССР в Израиль, что было воспринято рядом арабских политических лидеров как «предательство новой Россией справедливых интересов арабов в их борьбе с сионизмом». Небывалый упадок российско-арабских экономических связей в 1991-1995 гг. не мог не сказаться на нарушении регионального баланса сил, на ослаблении позиций и престижа России в арабском мире. Однако многие арабские режимы, в годы холодной войны использовавшие противостояние двух сверхдержав в своих интересах, стали активно добиваться возвращения России, чтобы противопоставить ее авторитет возросшему американскому влиянию. Среди них были и старые партнеры СССР: Ирак, Сирия, Ливия и Алжир. Например, Ирак в 1995 г. подписал с Россией межправительственное соглашение, согласно которому предусматривалось российское содействие в освоении нефтяных месторождений в районе Западной Курны, завершение обустройства аналогичных месторождений в Северной Румейле, проведение буровых работ на общую сумму 15 млрд. долл. В результате в 2000 г. двусторонний товарооборот превысил 1,2 млрд. долл. Кроме того, Россия в рамках Программы ООН «Нефть в обмен на продовольствие» вывезла за последние 5 лет иракской нефти на сумму 5,5 млрд. долл. Появилась информация о достигнутом между Москвой и Дамаском соглашении о поставках в Сирию российских вооружений на общую сумму в 2 млрд. долл., о закупках Кувейтом российских систем противовоздушной обороны на сумму 760 млн. долл., а ОАЭ — бронетехники в количестве свыше 300 единиц и т. д.

Результатом стал рост торгово-экономических связей между Россией и арабскими странами, и перед Москвой открылись широкие перспективы развития хозяйственного сотрудничества с Арабским регионом, которые, однако, неизбежно будут сопровождаться различными сложностями, связанными с политикой западных государств, не заинтересованных в появлении на арабских рынках сильного конкурента.

При определении наиболее перспективных сфер взаимодействия российской и арабских экономик следует исходить из реально складывающейся ныне ситуации и учитывать специфику современного этапа развития взаимных связей. Например, многие обозреватели отмечают, что при нынешнем президенте политика России на Ближ


нем Востоке стала более сбалансированной. Отличие заключается в активизации отношении России с Израилем, Турцией, Ираном, ОАЭ, Кувейтом и Саудовской Аравией. При этом отличительной чертой современной внешнеэкономической политики России является понимание того факта, что защита национальных интересов в арабском регионе не обязательно должна сводиться к политической конфронтации с местными режимами или с другими активными игроками мировой сцены, с другими силами, действующими в этом районе мира, в первую очередь с США и Европейским союзом.

Иракский кризис стал серьезным испытанием для внешней политики современной России. Изначально РФ выступала против применения военной силы против Ирака. Доводы, которые приводились российским правительством, как показала практика, были правильными. Ведь до сих пор доказательств наличия у режима Саддама Хусейна ОМУ не представлено. Американские аргументы о том, что Ирак представляет угрозу как источник и спонсор международного терроризма, опровергается нынешней ситуацией, когда почти каждый день на иракской территории происходят многочисленные террористические акты. Если раньше террористическая сеть «Аль-Каи-да» не имела в этой стране каких-либо серьезных позиций, то теперь она активно действует там. Накануне военной операции США против Ирака российское руководство через Е. М. Примакова, имевшего давние контакты с Саддамом Хусейном, пыталось убедить последнего уйти в отставку и объявить свободные выборы, но тот не внял разумным предложениям российских дипломатов. Война против Ирака и последующая оккупация его территории поставили под угрозу продолжение российско-иракских торговых отношений. На сегодняшний день многие российские компании в Ираке вынуждены приостановить или прекратить работу, чтобы не оказаться объектом провокационных действий со стороны боевиков. Позиция России в ходе всей военной акции и после ее окончания была и остается твердой. Президент В. В. Путин неоднократно заявлял о необходимости более активной роли ООН в вопросе о стабилизации ситуации в Ираке и о том, что Россия заинтересована в послевоенном восстановлении этой страны.

 

Россия и Турция

Российско-турецкие отношения имеют многовековую историю. Длительное время Россия и Турция вели между собой борьбу на Балканах, Кавказе, в Черноморском и Средиземноморском бассейнах. После Первой мировой войны между пришедшими в России к власти


большевиками и возглавившим Турецкую республику Кемалем Ата-тюрком установились тесные, почти союзнические отношения. Советская Россия оказала Турции поддержку в конфликте с западными державами, более того, пошла на определенные территориальные уступки Турции, рассматривая ее как возможного союзника в «антиимпериалистической борьбе». Однако расчеты советского руководства не оправдались. Кемалистская Турция, взявшая курс на модернизацию по западному образцу, уже в 1920-е гг. нормализовала отношения с ведущими европейскими странами. Советско-турецкие отношения начали ухудшаться. Хотя Турция и уклонилась от участия в войне против СССР, ее позиция в 1941-1945 гг. не была дружественной по отношению к нашей стране.

После 1945 г. началось сближение Турции с Соединенными Штатами Америки. В первые три года после войны (1945-1948) Турция получила американскую помощь в объеме 81 млн долл. С 1949 по 1952 г. по «плану Маршалла» — 778 млн долл., из которых свыше 500 млн составляла военная помощь. Достигнув соглашения с Турцией в вопросе оказания ей финансовой и военной помощи, США предприняли шаги с целью регламентации и формализации отношений между странами. В сентябре 1947 г. вступает в силу турецко-американское соглашение об обороне. Оно было оформлено в духе военных соглашений колониального периода с созданием американской военной миссии и получением американцами контроля над военными программами Турции. Подписав соглашение, Турция разрешила также построить на своей территории 26 военных баз США. Шестнадцатого февраля 1952 г. Турция стала членом НАТО, что еще больше ухудшило советско-турецкие отношения.

После смерти И. В. Сталина во внешней политике СССР произошли изменения. Советский Союз официально отказался от каких-либо территориальных претензий к Турции. Вопрос пересмотра Конвенции Монтрё продолжал беспокоить советское руководство, которое болезненно реагировало на появление кораблей НАТО в черноморских проливах. В 1955 г. Турция становится членом Организации Багдадского пакта — военно-политического блока, направленного против СССР. В конце 1950-х гг. советское правительство пытается улучшить отношения с Турцией. Однако в политике последней наблюдается осторожность в отношении к северному соседу.

В начале 1960-х гг. поводом для улучшения советско-турецких отношений была позиция СССР относительно Кипра. Москва выступала за независимость Кипра, что отвечало турецким интересам. В 1967 г. между СССР и Турцией было подписано «Соглашение о по


ставках оборудования, материалов и оказания услуг Советским Союзом для строительства некоторых промышленных предприятий и об условиях их оплаты», согласно которому СССР принял участие в создании металлургического, нефтеперерабатывающего, алюминиевого заводов и других предприятий тяжелой промышленности на территории Турции. В 1974 г. под предлогом защиты турок-киприотов Турция оккупирует часть острова Кипр. Сложившаяся ситуация не только привела к конфликту между Грецией и Турцией, но и испортила турецко-американские отношения.

После распада СССР отношения России и Турции начали строиться в ситуации, когда у стран исчезла общая граница, но осталось много общих экономических и геополитических интересов, хотя в ряде вопросов эти интересы не совпадали.

К середине 1990-х гг. между Россией и Турцией возникли разногласия из-за введения Турцией с 1994 г. Регламента судоходства в зоне проливов Босфор и Дарданеллы, который ужесточил правила прохода транспортных судов через проливы. Разногласия между двумя странами были вызваны вопросами транспортировки нефти из Азербайджана и Казахстана. Чтобы разгрузить проливы, Турция ориентировалась на трубопровод, проходящий по ее территории к Средиземному морю (Баку—Джейхан). Россия, в свою очередь, предпочитала транспортировать нефть по трубопроводам до Новороссийска, а далее — танкерами через проливы. Кипрская проблема является одним из основных политических препятствий на пути вступления Турции в Евросоюз и одновременно сказывается на российско-турецких отношениях, поскольку Россия в этом вопросе поддерживает позиции Греции и Республики Кипр.

Политика России, направленная на восстановление своего влияния в бывших советских республиках, воспринималась Турцией как угроза ее интересам. Турция выступала против размещения российских вооруженных сил в Армении и Грузии, против сохранения российских военных баз в Закавказье, против одностороннего осуществления Россией миротворческой акции в Нагорном Карабахе. Позиции России и Турции по кипрскому вопросу также различаются. Для Турции неприемлемо предложение о демилитаризации Кипра, которое поддерживается российским руководством.

В вопросах, касающихся проблемы курдского и чеченского сепаратизма, обе страны выступают за территориальную целостность друг друга. Россия считает курдский вопрос внутренним вопросом Турции, Турция же официально признает Чеченскую Республику частью России. Однако российская сторона более последовательна в своем


неприятии сепаратизма. Так, лидер Рабочей партии Курдистана Аб-дулла Оджалан не получил право убежища на территории России и был вынужден покинуть ее, после чего был арестован турецкими спецслужбами в Кении. В то же время многие чеченские террористы укрывались и лечились на территории Турции. В этой стране действуют многочисленные организации, оказывающие помощь чеченским сепаратистам. Турецкие граждане принимали участие в военных действиях против российской армии на стороне боевиков. Власти Турции далеко не всегда последовательно выполняют международные обязательства в области борьбы с терроризмом.

Экономические отношения между двумя странами в течение 1990-х гг. продолжали улучшаться. Несмотря на то что в 1995 г. доля России в турецкой торговле не превышала 5%, а после экономического кризиса в России (1998) ситуация ухудшилась, на сегодняшний день страны активно сотрудничают в различных сферах. Программа экспорта российского газа в Турцию была начата в 1984 г. и на сегодняшний день представляет собой самый крупный российский проект в Турции («Голубой поток»). В рамках заключенных соглашений начиная с 2007 г. Турция будет закупать из России 30 млрд кубометров газа. Однако реализация проекта вызывает определенные трудности, поскольку Турция пытается шантажировать «Газпром» по вопросам объемов транзита и цен на российский газ.

 

Россия и Иран

История российско-иранских отношений уходит в далекое прошлое. В этой истории было немало конфликтов и войн, в ходе которых Россия расширила свои территориальные владения в Закавказье и в Прикаспийском регионе. На рубеже XIX-XX вв. Россия и Великобритания разделили Иран на сферы влияния, навязав ему целый ряд неравноправных договоров. После Октябрьской революции советское правительство отказалось от условий этих договоров и начало выстраивать взаимоотношения с соседней страной на новой основе. Однако в годы холодной войны Иран оказался на стороне противников СССР.

В 1950-е гг. Иран налаживает военно-техническое сотрудничество с США, получает крупные кредиты из стран Запада, принимает участие в военно-политических блоках, организованных США и Великобританией, являясь опорой «Северного яруса» обороны от советского военного вторжения.


В 1960-1970 гг. во внешней политике Ирана произошли существенные изменения и появились принципиально новые направления. Иран расширил масштабы экономического сотрудничества с социалистическими странами. Это было обусловлено отказом Запада содействовать строительству базовых отраслей промышленности Ирана, более выгодными условиями внешнеэкономического сотрудничества с СЭВ. Сюда следует добавить стремление Тегерана к выгодному балансированию между двумя противоборствующими системами, позволяющему проводить более самостоятельную внешнюю политику, и надежду нейтрализовать влияние Багдада на формирование советской политики на Среднем Востоке.

Основным объектом советско-иранского сотрудничества стал Исфаханский металлургический комбинат. Важное значение для обеих стран имела «сделка века» — поставка по Трансиранскому газопроводу иранского газа в Закавказье и равного по объему количества сибирского газа в Западную Европу по ирано-европейским контрактам, что, по сути, открыло Тегерану «окно в Европу». Параллельно советско-иранскому сотрудничеству развивались связи Ирана со странами Восточной Европы, особенно с Румынией, имевшей излишние для нее мощности по производству нефтедобывающего оборудования.

Основным событием новейшей истории Ирана стала революция 1979 г., которая привела к свержению шаха и установлению исламского режима в стране. Лидер исламской революции имам Хомейни в первую очередь считал врагами Ирана и всего исламского мира Запад и США, которых он называл «Большим Сатаной». Но исламская революция 1979 г. привела к осложнению политических и ослаблению экономических связей также и с Советским Союзом. После уменьшения угрозы американского вмешательства Хомейни заговорил о недействительности Советско-Иранского договора 1921 г. и о необходимости борьбы не только с империализмом, но и с коммунизмом, т. е. с СССР, который он называл «Малым Сатаной». Под предлогом необходимости повышения цен на иранский газ была прекращена его поставка в Закавказье, а Трансиранский газопровод был практически разобран под предлогом его «ненужности» Однако к концу 1980-х гг. Хомейни начал пересматривать свои взгляды на отношения с СССР. Между Ираном и Советским Союзом вновь стали оживать экономические связи, а после окончания ирано-иракского вооруженного конфликта начало налаживаться военно-техническое сотрудни-чество. Гь


Распад СССР создал для Ирана новую геополитическую ситуацию: вдоль его северных границ образовалась тюркская дуга (Турция, Азербайджан, Туркменистан, Узбекистан, Киргизия, Казахстан), потенциально ориентирующаяся на Анкару. Только Армения разрывает эту «дугу», поэтому Тегеран оказал поддержку христианской Армении, а не мусульманскому Азербайджану в Карабахском вопросе. Поскольку от стабильности в зоне тюркской дуги зависит этнополи-тическая стабильность в таких многонациональных государствах, как Иран и Россия, постольку этим странам необходимо сотрудничать, чтобы поддерживать мир в регионах Южного Кавказа и Центральной Азии.

Истекшее десятилетие характеризовалось активизацией российско-иранских отношений в сферах политики, экономики, военно-технического сотрудничества и культуры, что отвечает национально-государственным интересам обеих стран. Однако ряд аспектов деловых связей между Москвой и Тегераном, прежде всего в сфере атомной энергетики и продажи оружия, вызывает недовольство и даже резкую критику со стороны США. Вашингтон, безусловно, недоволен решением Москвы о выходе в 2000 г. из секретного приложения к итоговому протоколу комиссии «Гор—Черномырдин», содержавшему обязательство России не заключать контракты о поставках оружия Тегерану. Между тем в концепции российской внешней политики, обнародованной в 2000 г., особо подчеркивалась важность конструктивных отношений России с Ираном (см. главу XV).

Подписанный в марте 2001 г. президентом РФ В. В. Путиным и президентом ИРИ Хатами «Договор об основах взаимоотношений и принципах сотрудничества между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран» открыл широкие перспективы для двустороннего сотрудничества в различных областях. Например, предусмотрено развитие долгосрочных связей для реализации совместных проектов в области транспорта и энергетики, включая мирное использование атомной энергии и строительство атомных электростанций, науки, сельского хозяйства и здравоохранения.

Важную роль играет экспорт российских вооружений в Иран. В Иране была разработана новая, 25-летняя программа перевооружения с опорой на технику российского производства. В первую очередь это относится к созданию комплексной системы ПВО, реализации планов освоения космоса. Тегеран намерен приобрести лицензии на производство различных систем вооружений. Военно-техническое сотрудничество с РФ предусматривает и подготовку иранских воен-


ных специалистов, поставку запасных частей к бронетехнике, средствам связи, боевым самолетам и вертолетам. В октябре 2001 г. главы оборонных ведомств России и Ирана — Сергей Иванов и Али Шам-хани — подписали договор о продаже Ирану комплектующих к военной технике и собственно оружия. В целом же только военно-техническое сотрудничество с Тегераном может приносить нашей стране свыше 300 млн долл. в год.

Важное место в отношениях двух стран занимает сотрудничество в сфере ядерных технологий. Общая стоимость проекта строительства АЭС в Бушере составила 800 млн долл. Ведутся переговоры о реализации проекта «Бушер-2», о сооружении в Иране легководородного реактора мощностью 40 МВт. Значительные экономические перспективы (увеличение транзитного потенциала и расширение торговых связей) открывает перед Россией воплощение в жизнь международного транспортного проекта «Север—Юг», предусматривающего создание транспортного коридора от российско-финской границы до иранского порта Бендер-Аббас в Персидском заливе.

Совпадение стратегических интересов России и Ирана проявляется в противостоянии попыткам ограничить их влияние в Каспийском регионе, который исторически был зоной жизненных интересов обеих стран, в стремлении поставить заслон наркографику, превратившемуся в настоящее время в серьезную угрозу национальной безопасности соседних с Афганистаном государств.

 

Примечание

1. XX съезд КПСС и задачи изучения современного Востока // Советское востоковедение. 1956. № 1. С. 7.

 

Контрольные вопросы и задания

1. В чем причины ближневосточного конфликта?

2. Как менялось отношение Советского Союза к проблемах шж-невосточного урегулирования?

3. Какую роль может сыграть современная Россия в процессе урегулирования ближневосточного конфликта?

1 Как изменились отношения России с арабскими странами после распада СССР?

Охарактеризуйте современное состояние российско-турецких отношений.


6. Проследите эволюцию отношений Советского Союза и России с Ираном после победы исламской революции.

 

Литература

Алибейли Г. Д. Иран и сопредельные страны Востока. 1946-1978 гг. М., 1989.

Алиев С. М. Нефть и общественно-политическое развитие Ирана в XX в. М., 1985.

Васильев А. Г. Россия на Ближнем и Среднем Востоке: от мессианства к прагматизму. М, 1993.

Иванов М. С. История Ирана. М, 1977.

Косач Г., Мелкумяп Е. Ближний Восток в российской внешней политике // Мировая экономика и международные отношения. 2002. № 9.

Мелихов И. Исламский мир // Международная жизнь. 2001. № 3.

Мельянцев В. Арабо-исламский мир: характеристики в глобальном контексте // Мировая экономика и международные отношения. 2004. № 8.

Мирский Г. Израиль и палестинцы: самый длительный конфликт // Мировая экономика и международные отношения. 2001. № 3, 4.

Середин В. В. Россия на Ближнем Востоке // Международная жизнь. 2000. №3.

Современные международные отношения: Учебник / Под ред. А. В. Торку-нова. М., 1999.

Чистяков А., Якушев М. Мир на Ближнем Востоке только снится? // Международная жизнь. 2001. № 4.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1655; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.126.241 (0.065 с.)