Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внешняя политика России ориентирована на обеспечение

Поиск

· стабильности в регионе и на глобальном уровне,

· успеха мер против распространения ядерного оружия, действий, направленных на обуздание международного терроризма.

Положение на просторах СНГ сложилось далеко не простое. Центробежные силы на данном этапе оказались сильнее центростремительных. В настоящее время Россия стремится

· строить отношения со странами СНГ на основе принципа равноправия;

· возглавить процессы интеграции на евразийском направлении в рамках «шанхайской шестерки»

· планирует создать к 2010 г. Таможенный Союз Евразийского экономического сообщества.

Основным содержанием геополитической стратегии России, является признание модели многополярного мироустройства. Этим обусловлена всесторонняя поддержка Россией институтов ООН, устав которой предполагает, а деятельность опирается на более равномерное распределение полюсов сил в международных отношениях.

В «Концепции национальной стратегии» были обозначены следующие внешнеполитические задачи:

· укрепление влияние России по периметру своих границ,

· развитие равноправных отношений со всеми странами мира,

· последовательная борьба с терроризмом,

· реструктуризация военно-промышленного комплекса и информационной сферы в интересах национальной безопасности.

Вывод: В целом можно констатировать, что Россия как правопреемница СССР пока не сумела найти свое новое место в изменившемся мире, которое соответствовало бы ее статусу великой державы. Необходимым условием проведения эффективной внешней политики является восстановление экономического потенциала страны и его быстрое развитие на основе новейшей техники и технологии.

 


Общий вывод

Таким образом, в период с 1988-89 по 1993-94 год в России произошла «революция» сверху, принципиально изменившая модель общественного развития страны:

− Стали иными отношения собственности. Российская экономика стала рыночной и многоукладной.

− Изменилась система власти. Вся ее полнота перешла от структур КПСС к государственным органам западного типа, основанным на принципе парламентаризма, разделении властей, политическом и идеологическом плюрализме.

 

Особенности «революции»:

− произошла без широкого участия народных масс;

− относительно мирным путем, хотя массовые демонстрации и вооруженные конфликты имели место на всем протяжении обозначенного периода;

− реальным носителем власти была и осталась бюрократия.

 

В современной России власть по-прежнему стоит над обществом, что определяется исторической и культурной традицией, но наряду с общегосударственными и собственными интересами российская политическая элита и чиновничество выражают – в большей или меньшей степени - интересы крупного и среднего капитала. Специфика российской системы власти заключается в том, что чем меньше будет влиять на нее крупный капитал, тем в большей степени она будет выражать общегосударственный интерес, и тем очевиднее ее деятельность будет отвечать интересам широких слоев населения.

 

Заключение к курсу

И российская, и советская государственность, несмотря на более чем 500-летнюю разницу во времени, формировались в условиях недостаточности социально-экономических предпосылок при определяющей роли политических факторов. Российское государство не столько «вырастало» из сословий, сколько формировало их путем разверстки тягла, политико-административного принуждения. После 1917 г. новое, уже советское «партия-государство» также создавало адекватную экономическую, социальную и культурную базу.

Эти специфические российские черты, и, прежде всего, несформированность гражданского общества, отнюдь не способствовали естественной, сколько-нибудь плавной социальной эволюции. Напротив, характерной чертой российской истории на протяжении многих веков является кризисность и даже катастрофичность ее развития.

В основе фундаментальных перемен в современном мире, знаменовавших его вступление в постиндустриальную эпоху, лежит научно-техническая революция, в 1970 – 1980-х принявшая нарастающий характер. Она коренным образом меняет облик общества – экономику, систему социальных отношений, культуру, быт, самого человека, формирует принципиально новый технологический базис общества.

Качественные перемены по своей значимости и социальным последствиям несопоставимы с предыдущими сменами технологических укладов. Они знаменуют выход за пределы индустриальной эпохи, тогда как предыдущие уклады представляли собой этапы её развития.

Именно с этой точки зрения может быть адекватно оценена сравнительная динамика технологических перемен в России в послевоенные годы в сопоставлении с мировыми процессами.

Наш курс не сводит институциональные перемены в России и других странах с переходной экономикой к реставрации капитализма.

Современное западное общество находится в состоянии серьезной трансформации в сторону социально ориентированной и регулируемой рыночной экономики со все усиливающейся тенденцией к социализации различных сторон общественной жизни. Научно-техническая революция вызвала изменения в социальной структуре западного общества, привела к снижению остроты классовых противоречий, развитию социального партнерства, формированию современных систем социальной защиты населения, повышению благосостояния трудящихся. Усиливается тенденция демократизации общественной жизни, наблюдается отход от авторитарных режимов и методов управления.

Есть основания полагать, что двухвековая история индустриальной эпохи – лишь преддверие грядущего постиндустриального общества, а социальные институты капитализма и социализма способны дать лишь отдельные конструкции принципиально новой социальной системы. Она, вероятно, возникнет не просто как комбинация компонентов двух систем, а будет во все большей степени базироваться на общецивилизационных ценностях, выросших из тысячелетнего опыта человечества и соответствующих тенденциям постиндустриализма.

Результатом изучения отечественной истории должны стать убеждения будущих специалистов, основанные на научном фундаменте знаний, в неоспоримой талантливости и удивительной жизнеспособности российского народа, уверенность в реальной возможности синхронизировать наше социальное время с мировым развитием, дать миру образец достойной государственности, высокой гражданственности, нравственности и духовности личности.


Приложение

 

Планы семинарских занятий

Содержание семинарских занятий

Занятие 1. Введение в учебный курс «Отечественная история» – 2 часа 1. История как наука. Историческое сознание, исторические концепции, методы и методология изучения истории. 2. Источники изучения истории России. 3. Русская историческая школа. Современная историческая наука России. 4.Многообразие и единство исторического процесса. Занятие 2. Становление основных типов исторического развития – 2 часа 1. Первобытная история: предпосылки формирования государства. 2. Основные мировые цивилизации. Варианты классификации. Точки зрения. 3. Закономерности и этапы исторического развития. 4. Специфика исторического пути России.
Занятие 3. Киевская Русь: возникновение и развитие (IX – XIII вв.) – 2 часа 1. Происхождение и становление Киевской Руси. 2. Значение принятия Русью христианства в православном варианте. 3. Особенности социально-политического строя Киевской Руси. 4. Политическая раздробленность на Руси, ее оценка в исторической науке. 5. Монголо-татарское иго, его влияние на экономическое и политическое развитие страны. Занятие 4. Образование Российского государства. Становление самодержавия – 2 часа 1. Социально-экономические и политические предпосылки формирования единого Российского государства. 2. Причины возвышения Московского княжества и его роль в объединении северо-восточных русских земель. Отличие российской централизации от аналогичных процессов в Западной Европе. 3. Московское государство. Общественный и политический строй. Особенности феодализма. 4. Царствование Ивана IV (Грозного). Реформы и опричнина. Точки зрения на правление Ивана Грозного.
Занятие 5. Россия в начале Нового времени. «Смутное время» Московского государства – 2 часа 1. Европа в начале Нового времени. Первые буржуазные революции. 2. Смутное время в России: историческая обусловленность и значение для пробуждения национального самосознания. Проблема исторического выбора путей развития. 3. Итоги Смутного времени. Усиление централизации государства. 4. Государство и церковь. Церковный раскол. 5. Мировая тенденция к территориальному расширению государств и ее проявление в России. Занятие 6. Складывание абсолютизма. Начало модернизации и «европеизации» России – 2 часа 1. XVIII век в европейской и мировой истории. Экономические и социально-политические предпосылки преобразования традиционного общества в России. 2. Россия при Петре I: социально-экономическая политика, реформа органов управления и суда, формирование новой армии и создание флота, ломка старых традиций и зарождение новой культуры. 3. Внешнеполитическая доктрина Петра I: от решения национальных задач к формированию имперской политики. 4. Отличие российского самодержавия от европейского абсолютизма: характер власти, социальная структура, вид собственности, общественное сознание. 5. Значение реформ Петра I для исторического развития Российского государства.
Занятие 7. «Просвещенный абсолютизм» в России – 2 часа 1. Европейское Просвещение и его влияние на общественную жизнь России. Великая Французская революция. 2. Правление Екатерины II. «Просвещенный абсолютизм» в России: его характерные черты, особенности и противоречия. 3. Преобразование государственной системы и социальная политика Екатерины II. Крестьянская война 1773 – 1775 гг. 4. Рост внешнеполитического и военного могущества России. Российская имперская модель государственности. Занятие 8. Российская империя на пути к индустриальному обществу в XIX в. Особенности промышленного переворота в России – 2 часа 1. Преображение Европы: становление индустриального общества. 2. Промышленный переворот в России. Особенности развития капиталистических отношений, формирования общероссийского рынка и третьего сословия. 3. Правление Александра I - «время упущенных возможностей». 4. Николай I и его Империя. 5. Буржуазные реформы Александра II в контексте общемирового развития.
Занятие 9. Общественная мысль и общественные движения в России в XIX в. – 2 часа 1. Либерализм, консерватизм, социализм: предлагаемые модели общественного развития в XIX в. 2. Антитеза «Россия - Запад»: общественная мысль о проблеме исторического выбора России. 3. Консервативная идеология и либеральная программа демократизации страны. Земское движение в России. 4. Революционно-демократическое движение в России. Народничество: основные течения, организация, эволюция. 5. Марксизм и российская социал-демократия. Социальный портрет русского революционера. Занятие 10. Социально-экономическая модернизация и эволюция государственной власти в России в начале ХХ века – 2 часа 1. Социально-политические и экономические предпосылки индустриальной модернизации России. 2. Особенности социального реформизма в России. С.Ю. Витте и его план форсированной индустриализации. 3. Аграрная реформа П.А. Столыпина: экономическая, социальная и политическая сущность, итоги, последствия. 4. Революция 1905 – 1907 гг. Изменения в политической системе. Опыт думского «парламентаризма» в России. 5. Политические партии в России начала ХХ века: генезис, классификация, программы, тактика.
Занятие 11. Революция 1917 г. в России – 2 часа 1. Общенациональный кризис в России в 1916 – 1917 гг., его истоки. 2. Февральская революция 1917 года. Двоевластие: причины возникновения и сущность. 3. Классы и партии от Февраля к Октябрю 1917 г. Кризисы власти. Корниловское выступление. 4. Октябрьское вооруженное восстание 1917 года. Феномен большевизма. Оценка Октября в отечественной и зарубежной историографии. Занятие 12. Становление советского государства. Гражданская война (1917 – 1922 гг.) – 2 часа 1. Первые социально-политические и экономические преобразования в Советской России. 2. Политические и социальные предпосылки разрушения гражданского мира в России. 3. Социальный состав, программа, идеология противоборствующих сил. Основные этапы гражданской войны и интервенции. 4. Экономические, политические и нравственные последствия гражданской войны в России.
Занятие 13. Советская власть: модели социалистического строительства – 2 часа 1. Политика «военного коммунизма»: сознательный выбор или необходимость? 2. Экономический, социальный и политический кризис конца 1920 г. – начала 1921 г. Новая экономическая политика (НЭП): теория, практика, результаты. 3. Образование СССР. Особенности советской национальной политики и модели национально-государственного устройства. 4. Форсированная индустриализация и коллективизация сельского хозяйства. Итоги и последствия. 5. Политическая система СССР в 1929-1953 гг. Эволюция социальной структуры советского общества. Проблема массовой поддержки советского режима. Занятие 14. Истоки, этапы, последствия кризиса системы международных отношений в конце XIX- первой половине ХХ вв. Первая и Вторая Мировые войны. Великая Отечественная война советского народа – 2 часа 1. Основные тенденции в мировой политике в конце XIX – первой половине ХХ века. 2. Российская империя и Первая мировая война: мировой баланс сил и национальные интересы. 3. Версальско-Вашингтонская система мирного урегулирования и ее противоречия. 4. Вторая Мировая война: причины, этапы, итоги. 5. Великая Отечественная война, характер, этапы, основные события. Истоки победы. Послевоенное устройство и поляризация послевоенного мира. Ялтинско-Потсдамская система международных отношений и передел мира.
Занятие 15. Советский Союз в послевоенный период. Научно-техническая революция и ее влияние на ход общественного развития – 2 часа 1. Научно-техническая революция и формирование нового облика мира. 2. Сравнительно-исторический анализ экономических, социальных, политических последствий НТР в СССР и на Западе. 3. СССР в мировом балансе сил. «Холодная война», причины, основные этапы, предварительные итоги. 4. «Оттепель», стагнация, перестройка, кризис: алгоритмы развития СССР в послевоенный период. 5. Распад СССР и образование СНГ. Национальный радикализм и межнациональные отношения. Занятие 16. Современная Россия. Смена модели общественного развития – 2 часа 1. Смена модели общественного развития в 90-е гг. ХХ столетия, либеральная концепция российских реформ. 2. Осуществление экономических реформ, изменение социальной структуры общества, демократизация политической системы. 3. Наука, культура, образование в рыночных условиях. 4. Россия в системе мировой экономики и международных связей. 5. Мировое сообщество и глобальные проблемы современности.

2. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

 

2.1. Рекомендуемая литература

а) основная



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 291; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.201.101 (0.008 с.)