Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Внешняя политика России ориентирована на обеспечение
Содержание книги
- Бодрова Е.В., Гусарова М.Н. Отечественная история. Конспект лекций. М.: МГУПИ, 2009, 185 с.
- Тема 1. Введение в учебный курс «отечественная история» закономерности и этапы исторического развития
- Проблема места и роли России в мировой истории
- Киевская Русь. Основные характеристики. Этапы развития
- III этап – переход к феодальной раздробленности: вторая пол. XI – сер. XII вв.
- Последствия золотоордынского ига для Руси
- I этап (начальный): Конец XIII В. – первая половина XIV В.
- Причины, основные этапы, последствия «Смутного времени».
- Самые значительные социальные бунты
- Становление абсолютизма. Государственное управление в XVII в.
- Государственное управление в XVII в.
- Цель реформ – обеспечить могущество страны на мировой арене.
- Россия в XVIII веке. Дворцовые перевороты
- Проявление политики «просвещенного абсолютизма» в ряде европейских стран
- Место и роль XIX века в мировой и российской истории: основные тенденции развития
- Особенности российского реформаторства
- Политическая реакция и бюрократическое реформаторство при Николае I
- Проведение реформ было вызвано следующими факторами
- Социально-экономическая сфера
- Консервативное, либеральное и радикальное направление общественной мысли в первой половине XIX в.
- В России возобладали революционные, радикальные тенденции общественного развития.
- Тема 7. Социально-экономическая модернизация и эволюция государственной власти в России в начале ХХ века
- Причины, основные этапы, итоги первой российской революции
- Тема 8. Революционный кризис в России 1917 г.
- Гражданская война в России: причины, этапы, противоборствующие силы, последствия
- Форсированная индустриализация и складывание модели «государственного социализма»
- Генезис военно-политического кризиса первой половины XX века
- Версальско-Вашингтонская система мирного урегулирования и её противоречия
- Причины Второй Мировой войны
- Гг. – страну и партию возглавлял Л.И. Брежнев
- Основные причины распада Советского Союза
- Внешняя политика России ориентирована на обеспечение
- Занятие 8. Российская империя на пути к индустриальному обществу в XIX в. Особенности промышленного переворота в России
- Занятие 15. Советский союз в послевоенный период. Научно-техническая революция и ее влияние на ход общественного развития
· стабильности в регионе и на глобальном уровне,
· успеха мер против распространения ядерного оружия, действий, направленных на обуздание международного терроризма.
Положение на просторах СНГ сложилось далеко не простое. Центробежные силы на данном этапе оказались сильнее центростремительных. В настоящее время Россия стремится
· строить отношения со странами СНГ на основе принципа равноправия;
· возглавить процессы интеграции на евразийском направлении в рамках «шанхайской шестерки»
· планирует создать к 2010 г. Таможенный Союз Евразийского экономического сообщества.
Основным содержанием геополитической стратегии России, является признание модели многополярного мироустройства. Этим обусловлена всесторонняя поддержка Россией институтов ООН, устав которой предполагает, а деятельность опирается на более равномерное распределение полюсов сил в международных отношениях.
В «Концепции национальной стратегии» были обозначены следующие внешнеполитические задачи:
· укрепление влияние России по периметру своих границ,
· развитие равноправных отношений со всеми странами мира,
· последовательная борьба с терроризмом,
· реструктуризация военно-промышленного комплекса и информационной сферы в интересах национальной безопасности.
Вывод: В целом можно констатировать, что Россия как правопреемница СССР пока не сумела найти свое новое место в изменившемся мире, которое соответствовало бы ее статусу великой державы. Необходимым условием проведения эффективной внешней политики является восстановление экономического потенциала страны и его быстрое развитие на основе новейшей техники и технологии.
Общий вывод
Таким образом, в период с 1988-89 по 1993-94 год в России произошла «революция» сверху, принципиально изменившая модель общественного развития страны:
− Стали иными отношения собственности. Российская экономика стала рыночной и многоукладной.
− Изменилась система власти. Вся ее полнота перешла от структур КПСС к государственным органам западного типа, основанным на принципе парламентаризма, разделении властей, политическом и идеологическом плюрализме.
Особенности «революции»:
− произошла без широкого участия народных масс;
− относительно мирным путем, хотя массовые демонстрации и вооруженные конфликты имели место на всем протяжении обозначенного периода;
− реальным носителем власти была и осталась бюрократия.
В современной России власть по-прежнему стоит над обществом, что определяется исторической и культурной традицией, но наряду с общегосударственными и собственными интересами российская политическая элита и чиновничество выражают – в большей или меньшей степени - интересы крупного и среднего капитала. Специфика российской системы власти заключается в том, что чем меньше будет влиять на нее крупный капитал, тем в большей степени она будет выражать общегосударственный интерес, и тем очевиднее ее деятельность будет отвечать интересам широких слоев населения.
Заключение к курсу
И российская, и советская государственность, несмотря на более чем 500-летнюю разницу во времени, формировались в условиях недостаточности социально-экономических предпосылок при определяющей роли политических факторов. Российское государство не столько «вырастало» из сословий, сколько формировало их путем разверстки тягла, политико-административного принуждения. После 1917 г. новое, уже советское «партия-государство» также создавало адекватную экономическую, социальную и культурную базу.
Эти специфические российские черты, и, прежде всего, несформированность гражданского общества, отнюдь не способствовали естественной, сколько-нибудь плавной социальной эволюции. Напротив, характерной чертой российской истории на протяжении многих веков является кризисность и даже катастрофичность ее развития.
В основе фундаментальных перемен в современном мире, знаменовавших его вступление в постиндустриальную эпоху, лежит научно-техническая революция, в 1970 – 1980-х принявшая нарастающий характер. Она коренным образом меняет облик общества – экономику, систему социальных отношений, культуру, быт, самого человека, формирует принципиально новый технологический базис общества.
Качественные перемены по своей значимости и социальным последствиям несопоставимы с предыдущими сменами технологических укладов. Они знаменуют выход за пределы индустриальной эпохи, тогда как предыдущие уклады представляли собой этапы её развития.
Именно с этой точки зрения может быть адекватно оценена сравнительная динамика технологических перемен в России в послевоенные годы в сопоставлении с мировыми процессами.
Наш курс не сводит институциональные перемены в России и других странах с переходной экономикой к реставрации капитализма.
Современное западное общество находится в состоянии серьезной трансформации в сторону социально ориентированной и регулируемой рыночной экономики со все усиливающейся тенденцией к социализации различных сторон общественной жизни. Научно-техническая революция вызвала изменения в социальной структуре западного общества, привела к снижению остроты классовых противоречий, развитию социального партнерства, формированию современных систем социальной защиты населения, повышению благосостояния трудящихся. Усиливается тенденция демократизации общественной жизни, наблюдается отход от авторитарных режимов и методов управления.
Есть основания полагать, что двухвековая история индустриальной эпохи – лишь преддверие грядущего постиндустриального общества, а социальные институты капитализма и социализма способны дать лишь отдельные конструкции принципиально новой социальной системы. Она, вероятно, возникнет не просто как комбинация компонентов двух систем, а будет во все большей степени базироваться на общецивилизационных ценностях, выросших из тысячелетнего опыта человечества и соответствующих тенденциям постиндустриализма.
Результатом изучения отечественной истории должны стать убеждения будущих специалистов, основанные на научном фундаменте знаний, в неоспоримой талантливости и удивительной жизнеспособности российского народа, уверенность в реальной возможности синхронизировать наше социальное время с мировым развитием, дать миру образец достойной государственности, высокой гражданственности, нравственности и духовности личности.
Приложение
Планы семинарских занятий
Содержание семинарских занятий
Занятие 1. Введение в учебный курс «Отечественная история» – 2 часа
1. История как наука. Историческое сознание, исторические концепции, методы и методология изучения истории.
2. Источники изучения истории России.
3. Русская историческая школа. Современная историческая наука России.
4.Многообразие и единство исторического процесса.
| Занятие 2. Становление основных типов исторического развития – 2 часа
1. Первобытная история: предпосылки формирования государства.
2. Основные мировые цивилизации. Варианты классификации. Точки зрения.
3. Закономерности и этапы исторического развития.
4. Специфика исторического пути России.
| Занятие 3. Киевская Русь: возникновение и развитие (IX – XIII вв.) – 2 часа
1. Происхождение и становление Киевской Руси.
2. Значение принятия Русью христианства в православном варианте.
3. Особенности социально-политического строя Киевской Руси.
4. Политическая раздробленность на Руси, ее оценка в исторической науке.
5. Монголо-татарское иго, его влияние на экономическое и политическое развитие страны.
| Занятие 4. Образование Российского государства. Становление самодержавия
– 2 часа
1. Социально-экономические и политические предпосылки формирования единого Российского государства.
2. Причины возвышения Московского княжества и его роль в объединении северо-восточных русских земель. Отличие российской централизации от аналогичных процессов в Западной Европе.
3. Московское государство. Общественный и политический строй. Особенности феодализма.
4. Царствование Ивана IV (Грозного). Реформы и опричнина. Точки зрения на правление Ивана Грозного.
| Занятие 5. Россия в начале Нового времени. «Смутное время» Московского государства – 2 часа
1. Европа в начале Нового времени. Первые буржуазные революции.
2. Смутное время в России: историческая обусловленность и значение для пробуждения национального самосознания. Проблема исторического выбора путей развития.
3. Итоги Смутного времени. Усиление централизации государства.
4. Государство и церковь. Церковный раскол.
5. Мировая тенденция к территориальному расширению государств и ее проявление в России.
| Занятие 6. Складывание абсолютизма. Начало модернизации и «европеизации» России – 2 часа
1. XVIII век в европейской и мировой истории. Экономические и социально-политические предпосылки преобразования традиционного общества в России.
2. Россия при Петре I: социально-экономическая политика, реформа органов управления и суда, формирование новой армии и создание флота, ломка старых традиций и зарождение новой культуры.
3. Внешнеполитическая доктрина Петра I: от решения национальных задач к формированию имперской политики.
4. Отличие российского самодержавия от европейского абсолютизма: характер власти, социальная структура, вид собственности, общественное сознание.
5. Значение реформ Петра I для исторического развития Российского государства.
| Занятие 7. «Просвещенный абсолютизм» в России – 2 часа
1. Европейское Просвещение и его влияние на общественную жизнь России. Великая Французская революция.
2. Правление Екатерины II. «Просвещенный абсолютизм» в России: его характерные черты, особенности и противоречия.
3. Преобразование государственной системы и социальная политика Екатерины II. Крестьянская война 1773 – 1775 гг.
4. Рост внешнеполитического и военного могущества России. Российская имперская модель государственности.
| Занятие 8. Российская империя на пути к индустриальному обществу в XIX в. Особенности промышленного переворота в России – 2 часа
1. Преображение Европы: становление индустриального общества.
2. Промышленный переворот в России. Особенности развития капиталистических отношений, формирования общероссийского рынка и третьего сословия.
3. Правление Александра I - «время упущенных возможностей».
4. Николай I и его Империя.
5. Буржуазные реформы Александра II в контексте общемирового развития.
| Занятие 9. Общественная мысль и общественные движения в России в XIX в. – 2 часа
1. Либерализм, консерватизм, социализм: предлагаемые модели общественного развития в XIX в.
2. Антитеза «Россия - Запад»: общественная мысль о проблеме исторического выбора России.
3. Консервативная идеология и либеральная программа демократизации страны. Земское движение в России.
4. Революционно-демократическое движение в России. Народничество: основные течения, организация, эволюция.
5. Марксизм и российская социал-демократия. Социальный портрет русского революционера.
| Занятие 10. Социально-экономическая модернизация и эволюция
государственной власти в России в начале ХХ века – 2 часа
1. Социально-политические и экономические предпосылки индустриальной модернизации России.
2. Особенности социального реформизма в России. С.Ю. Витте и его план форсированной индустриализации.
3. Аграрная реформа П.А. Столыпина: экономическая, социальная и политическая сущность, итоги, последствия.
4. Революция 1905 – 1907 гг. Изменения в политической системе. Опыт думского «парламентаризма» в России.
5. Политические партии в России начала ХХ века: генезис, классификация, программы, тактика.
| Занятие 11. Революция 1917 г. в России – 2 часа
1. Общенациональный кризис в России в 1916 – 1917 гг., его истоки.
2. Февральская революция 1917 года. Двоевластие: причины возникновения и сущность.
3. Классы и партии от Февраля к Октябрю 1917 г. Кризисы власти. Корниловское выступление.
4. Октябрьское вооруженное восстание 1917 года. Феномен большевизма.
Оценка Октября в отечественной и зарубежной историографии.
| Занятие 12. Становление советского государства. Гражданская война (1917 – 1922 гг.) – 2 часа
1. Первые социально-политические и экономические преобразования в Советской России.
2. Политические и социальные предпосылки разрушения гражданского мира в России.
3. Социальный состав, программа, идеология противоборствующих сил. Основные этапы гражданской войны и интервенции.
4. Экономические, политические и нравственные последствия гражданской войны в России.
| Занятие 13. Советская власть: модели социалистического строительства – 2 часа
1. Политика «военного коммунизма»: сознательный выбор или необходимость?
2. Экономический, социальный и политический кризис конца 1920 г. – начала 1921 г. Новая экономическая политика (НЭП): теория, практика, результаты.
3. Образование СССР. Особенности советской национальной политики и модели национально-государственного устройства.
4. Форсированная индустриализация и коллективизация сельского хозяйства. Итоги и последствия.
5. Политическая система СССР в 1929-1953 гг. Эволюция социальной структуры советского общества. Проблема массовой поддержки советского режима.
| Занятие 14. Истоки, этапы, последствия кризиса системы международных отношений в конце XIX- первой половине ХХ вв. Первая и Вторая Мировые войны. Великая Отечественная война советского народа – 2 часа
1. Основные тенденции в мировой политике в конце XIX – первой половине ХХ века.
2. Российская империя и Первая мировая война: мировой баланс сил и национальные интересы.
3. Версальско-Вашингтонская система мирного урегулирования и ее противоречия.
4. Вторая Мировая война: причины, этапы, итоги.
5. Великая Отечественная война, характер, этапы, основные события. Истоки победы.
Послевоенное устройство и поляризация послевоенного мира. Ялтинско-Потсдамская система международных отношений и передел мира.
| Занятие 15. Советский Союз в послевоенный период. Научно-техническая революция и ее влияние на ход общественного развития – 2 часа
1. Научно-техническая революция и формирование нового облика мира.
2. Сравнительно-исторический анализ экономических, социальных, политических последствий НТР в СССР и на Западе.
3. СССР в мировом балансе сил. «Холодная война», причины, основные этапы, предварительные итоги.
4. «Оттепель», стагнация, перестройка, кризис: алгоритмы развития СССР в послевоенный период.
5. Распад СССР и образование СНГ. Национальный радикализм и межнациональные отношения.
| Занятие 16. Современная Россия. Смена модели общественного развития – 2 часа
1. Смена модели общественного развития в 90-е гг. ХХ столетия, либеральная концепция российских реформ.
2. Осуществление экономических реформ, изменение социальной структуры общества, демократизация политической системы.
3. Наука, культура, образование в рыночных условиях.
4. Россия в системе мировой экономики и международных связей.
5. Мировое сообщество и глобальные проблемы современности.
| 2. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
2.1. Рекомендуемая литература
а) основная
|