Бодрова Е.В., Гусарова М.Н. Отечественная история. Конспект лекций. М.: МГУПИ, 2009, 185 с. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бодрова Е.В., Гусарова М.Н. Отечественная история. Конспект лекций. М.: МГУПИ, 2009, 185 с.



Отечественная история

Конспект лекций

 

 

Москва, 2009


ББК 63.3

УДК 94 (100) «654»

 

 

Составители: проф., д.и.н. Бодрова Е.В., доц., к.и.н. Гусарова М.Н.

 

Бодрова Е.В., Гусарова М.Н. Отечественная история. Конспект лекций. М.: МГУПИ, 2009, 185 с.

 

Рекомендовано студентам высших учебных заведений негуманитарных вузов, изучающих курс «Отечественная история» для подготовки к семинарским занятиям, промежуточному и итоговому тестированию и экзамену

 

© Бодрова Е.В., 2009.

© Гусарова М.Н. 2009.

© Московский государственный

университет приборостроения

и информатики 2009.


Содеражние

Тема 1. Введение в учебный курс «Отечественная история» Закономерности и этапы исторического развития.. 5

1. Предмет Отечественной истории. Функции исторического знания, источники изучения истории, историография. 5

2. Общая периодизация всемирной истории. 10

3. Проблема места и роли России в мировой истории. 11

Тема 2. Киевская Русь в контексте европейской истории средневековья (IX-XIII вв.) 18

1. Киевская Русь. Основные характеристики. Этапы развития. 18

2. Развитие русских земель в период середины XII ─ начала XV вв. Удельная Русь. 30

3. Борьба Руси с иноземными захватчиками. 35

Тема 3. Образование Российского государства. Становление самодержавия 37

1. Становление Московского централизованного государства. 37

2. Московское царство. Реформы «Избранной Рады». 37

3. Причины и последствия опричнины. 37

1. Становление Московского централизованного государства. 37

1439 г. ─ Флорентийская уния, подчинившая Римскому Папе все православные приходы, кроме северо - восточных. 41

2. Московское царство. Реформы «Избранной Рады». 41

3. Причины и последствия опричнины (1565-1572 гг.) 43

Тема 4. Россия в начале Нового времени. «Смутное время» Московского государства.. 46

1. Возникновение капиталистического уклада. 46

2. Причины, основные этапы, последствия «Смутного времени». 47

3. Московское государство в годы правления первых Романовых. 51

Тема 5. Век Просвещения. Российская империя в XVIII в. 64

1. «Петровская революция» и ее значение. 64

2. XVIII век в европейской и мировой истории. Век Просвещения. 71

3.Просвещенный абсолютизм в России. 75

Внешняя политика России в XVIII веке. 78

Тема 6. Российская империя на пути к индустриальному обществу в XIX в. Особенности промышленного переворота в России.. 81

1.Место и роль XIX века в мировой и российской истории: основные тенденции развития 81

2. Правление Александра I ─ время упущенных возможностей?. 86

3. Политическая реакция и бюрократическое реформаторство при Николае I 88

4. Реформы 60 - 70-х гг. XIX в. в контексте общемирового развития. 90

5. Общественная мысль и общественные движения в XIX веке. 95

6. Внешняя политика России в XIX веке. 101

Тема 7. Социально-экономическая модернизация и эволюция государственной власти в России в начале ХХ века.. 105

1. Начало капиталистической индустриализации её особенности. 105

2. Аграрная реформа П.А. Столыпина. 106

3. Причины, основные этапы, итоги первой российской революции. 108

4. Политические партии России начала ХХ века. Опыт думского парламентаризма. 110

Тема 8. Революционный кризис в России 1917 г. 111

1. Причины революции. 111

2. Итоги Февральской революции. Крушение монархии. 112

3. Режим двоевластия. Кризисы Временного правительства. 113

4. Октябрьская революция 1917 г. Феномен большевизма. 113

Тема 9. Советская Россия: практика выживания.. 115

1. Первые преобразования Советской власти. 115

2. Гражданская война в России: причины, этапы, противоборствующие силы, последствия 116

3. Советское государство. Модели социалистического строительства. 118

Тема 10. Истоки, основные этапы, последствия кризиса международных отношений первой половины ХХ века.. 125

1. Генезис военно-политического кризиса первой половины XX века. 125

2. Российская империя и 1-я мировая война: мировой баланс сил и национальные интересы 126

3. Версальско-Вашингтонская система мирного урегулирования и её противоречия. 129

4. Советская Россия в системе международных отношений в 1920 – 30-е гг. 132

5. Вторая Мировая война как продолжение кризиса. 134

6. Великая Отечественная война: триумф и трагедия. 135

Тема 11. Советский Союз в послевоенный период. Научно-техническая революция и ее влияние на ход общественного развития.. 137

1. Возникновение и эволюция холодной войны как сложного геополитического процесса 137

2. НТР ее социально-экономические последствия. 138

3. НТР: СССР и современная Россия. 140

4. Оттепель в СССР: (1953-1964 гг.) 141

5. Годы «развитого социализма» или период застоя? (1964 – 1985) 143

6. Перестройка (1985 –1991) 144

7. Распад СССР. 146

Тема 12. Современная Россия.. 147

1. Последствия распада СССР. 147

2.Причины смены общественной модели. 147

3. Складывание новой политической системы.. 152

4. Внешнеполитическая концепция Российской Федерации. 153

Заключение к курсу.. 157

Приложение.. 159

Планы семинарских занятий. 159

1. Содержание семинарских занятий. 159

2. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.. 164

2.1. Рекомендуемая литература. 164

2.2. Ресурсы INTERNET по истории. 179

2.3. Статьи. 181

Тематика рефератов. 184

 


Тема 1. Введение в учебный курс «Отечественная история» Закономерности и этапы исторического развития

 

План

1. Предмет Отечественной истории. Функции исторического знания, источники изучения истории, историография.

2. Общая периодизация всемирной истории

3. Проблема места и роли России в мировой истории.

 

Предмет Отечественной истории. Функции исторического знания, источники изучения истории, историография

 

Любая наука имеет объект и предмет изучения. История – гуманитарная наука, поэтому объектом изучения является человеческое общество. В настоящее время имеется около 30 определений исторической науки.

 


«История существует сама по себе, и ей безразлично, одобряем мы ее или не одобряем».

Марк Фабий Квинтилианн

«История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, поучение для настоящего и предостережение для будущего».

Сервантес С.

«История дает государям примеры правления, подданным – повиновения, воинам – мужество, судиям – правосудия, младым – старых разум».

М.В. Ломоносов

«… История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего».

Карамзин Н.М.

«Замеченное предпочтение государя (Николая I - В.К.) иностранцам оскорбляет народную гордость, а оскорбленная народная гордость не прощается: она производить ненависть, может произвести и мятежи. Кого тогда обвинять? Государь Русский (правитель, президент - В.К.). Помни Куликовскую битву, помни Минина и Пожарского, помни 1812 год!».

(Из письма главного воспитателя цесаревича Александра Николаевича поэта В.А. Жуковского М.М. Сперанскому о роли воспитания историей).

«Изучая дедов, узнаем внуков, т.е. изучая предков, узнаем самих себя. Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться».

В.О. Ключевский.

«Определяя задачи и направления своей деятельности, каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательно и добросовестно действующим гражданином».

В.О.Ключевский. (Из публичной лекции, прочитанной накануне 1905 г.)

 

«… уничтожая прошлое, уничтожается не только история, но и будущее народа».

Валентин Пикуль

Исторический источник – это памятник эпохи, в котором содержится информация о ней. Исторические источники обычно подразделяются на три большие группы (см. таблицу).

 

Исторические источники
письменные источники: хроники (летописи); судебники, указы и постановления; воспоминания современников; газеты и журналы; сочинения историков изучаемого периода; произведения художественной литературы, труды по литературоведению, философии и т.п. вещественные источники: предметы быта, орудия труда, остатки жилых, общественных, культовых зданий. Такие источники являются основными для археологии, историки же рассматривают их как вспомогательные. аудио и кино-фото материалы Появившиеся лишь в конце XIX - начале XX века, они часто содержат ценную информацию о политических событиях, исторических личностях, но в целом для исторической науки также носят вспомогательный характер.

 

Исторические факты не содержатся в источниках в «готовом» виде. Их следует оттуда извлечь, используя различные методы исторических исследований (см. таблицу).

 

Методы исторических исследований
Историко-генетический метод означает выявление причинно-следственных связей и закономерностей исторического процесса. Этот метод используется всегда, когда историк стремится воссоздать прошлое человечества в его становлении и развитии. Историко-типологический метод предусматривает выделение типов и этапов исторического развития на основе тщательного изучения разнообразного фактического материала, а также отнесение того или иного конкретного общества, формы собственности, общественно-политической концепции и т. п. к определенному типу общества, к той или иной форме собственности, типу идеологии. Историко-сравнительный метод нацелен на выявление общего и особенного и предполагает сопоставление однородных явлений: различных государств, революций, форм собственности и т. п. Невозможно понять историю той или иной страны, не сравнивая ее с историей других стран.   Историко-системный метод – это анализ исторического явления как единой системы, со всеми имеющимися внутренними и внешними взаимосвязями. Он применяется, прежде всего, в ходе анализа сложных исторических объектов, таких как конкретное государство на том или ином этапе его развития или же на всем протяжении его существования, конкретная цивилизация.  

Осмысление исторических фактов, полученных в ходе анализа источников, невозможно без использования той или иной методологии, исходя из принципов которой осуществляется осмысление всемирно-исторического процесса. Методология истории имеет несколько аспектов.

Прежде всего, методология дает ответ на вопрос, что в человеческом обществе (или вне его) является первичным. Существует несколько вариантов ответа на этот вопрос.

Первая по времени возникновения концепция - религиозная. Причиной всего происходящего в человеческом обществе является Бог.

Теория географического детерминизма предлагает искать основу развития человеческих сообществ в особенностях окружающей природной среды, которая создает благоприятные или не благоприятные условия для прогресса.

Согласно идеалистическому пониманию истории ее творят сознание и воля человека – и прежде всего, лидеры государств, полководцы, первосвященники. Материалистическое понимание истории предполагает, что состояние общества и его развитие определяются экономикой, а именно производственными отношениями, важнейшими из которых являются отношения собственности. Социальная структура общества, его политическое устройство и общественное сознание соответствуют господствующим отношениям собственности.

В соответствии с позитивистским пониманием истории нет такого фактора, который всегда выступал бы в качестве определяющего. Поэтому выявить ведущую группу общественных явлений – дело конкретного исторического исследования.

Вторая крупная методологическая проблема – это вопрос о структуре и направленности исторического процесса. Варианты ответа на этот вопрос образуют современные способы осмысления всемирной истории.

Стадиальный подход предполагает единство всемирно-исторического процесса. В человеческой истории выделяются те или иные универсальные для каждого народа стадии. К числу наиболее известных и распространенных вариантов этого подхода относятся теория общественно-экономических формаций и теория постиндустриального общества.

Согласно теории формаций (К. Маркс, Ф. Энгельс), история человечества представляет собой последовательную смену пяти общественно-экономических формаций: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической. Причиной их смены является противоречие между производительными силами и производственными отношениями, а средства – в классовой борьбе и социальной революции.

Теория постиндустриального общества представляет собой дальнейшее развитие теорий «индустриального общества» Р. Арона и «стадий экономического роста» У. Ростоу. Ее наиболее известные представители - Д. Белл, Г. Канн, З. Бжезинский (США), Ж.Ж. Серван-Шрейбер и А. Турен (Франция). Всемирная история делится на доиндустриальное (аграрное или традиционное) общество, основанное на ручном труде, индустриальное, в котором продукты труда производятся машинами, и постиндустриальное, где на смену машинам придут автоматы. В основу периодизации положена смена технологий. Само постиндустриальное общество понимается разными авторами далеко не одинаково. По мнению Д. Белла, одного из создателей данной теории, оно будет характеризоваться переходом от производства товаров к экономике обслуживания, широким развитием теоретических знаний, информатики, моделирования, компьютеризации. Управление обществом будут осуществлять профессионалы–технократы и «большие ученые».

Цивилизационный подход к осмыслению всемирной истории имеет глубокие корни как на западе (Дж. Вико, О. Шпенглер, А. Тойнби и др.), так и в России (Н.А. Данилевский, П.А. Сорокин, Л.Н. Гумилев, Л.И. Семенникова и др.). Единство всемирно-исторического процесса отрицается. История человечества представлена как сосуществование, взаимодействие и смена самостоятельных цивилизаций, каждая из которых проходит в своем развитии периоды зарождения, становления, расцвета, упадка и гибели. Подход утверждает многообразие форм общественного развития, идея конечной цели отсутствует. Прогресс как поступательное развитие человечества может признаваться или отрицаться, но мысль о повторяемости замкнутых циклов так или иначе присутствует во всех работах сторонников данной парадигмы. Цивилизационный подход так же, как и стадиальный, далеко не является единым.

Английский историк и социолог А. Тойнби, изучая всемирную историю, постарался определить число самостоятельных цивилизаций, обладающих неповторимыми, только им присущими свойствами.

Существует и такой вариант цивилизационного подхода, когда выделяют только две цивилизации: восточную и западную. Этого взгляда придерживался В. Ф. Гегель, его развивал немецкий социолог и философ М. Вебер. В настоящее время этот вариант цивилизационного подхода используют в качестве методологии многие историки, в том числе, отечественные.

Представляется закономерной попытка объединить стадиальный и цивилизационный подходы. К числу таких синтезных способов интерпретации истории относятся концепции А.С. Панарина и И. Валлерстайна – Ф. Броделя.

Отечественный философ и политолог А.С. Панарин полагает, что в истории человечества взаимодействуют Восток и Запад, причем фазы восточной и западной гегемонии поочередно сменяют друг друга, обеспечивая прогресс. Концепция основана на подтверждаемой историческим материалом закономерности чередование лидерства различных групп цивилизаций и свободна от европоцентризма. Но в ней отсутствует качественная характеристика выделяемых периодов (мировых циклов) и не показано, чем каждая новая фаза мирового цикла отличается от аналогичной, уже имевшей место в прошлом.

Мир-системный анализ И. Валлерстайна (США) и Ф. Броделя (Франция) исходит из того, что мир представляет собой единую систему, сущность и основное содержание которой составляют отношения между центром (Север - ведущие в экономическом отношении страны) и периферией (Юг - все остальное человечество). Центр как более сильный в экономическом, политическом и военном отношении эксплуатирует периферию, что и обеспечивает его процветание. Периферия неоднородна. В периоды наибольшей стабильности мировой системы относительно более развитые страны периферии частично приобщаются к доходам Центра. В периоды дестабилизации эта зона резко сокращается.

Типы мировых систем бывают разные. Примерно в 1500 году произошла смена мир-империи, основанной на политическом властвовании, мир-экономикой, и в настоящее время мы живем в мировой системе, определяемой И. Валлерстайном как капиталистическая мир-экономика. Смена мировых систем сопровождается глубоким кризисом и максимально возможной дестабилизацией. В конце XX – начале XXI века человечество переживает этап, находящийся непосредственно перед периодом хаоса, из которого должна возникнуть новая мировая система. Однако глобальная структура мира не изменится: центр (Север) и периферия (Юг) не поменяются местами. Мир-системный анализ представляет собой детально проработанную, но страдает европоцентризмом, основываясь на предположении о вечном лидерстве стран запада.

Синтезный подход выявляет некоторые типы цивилизационного развития (Запад и Восток или Север и Юг) и представляет историю человечества как смену определенных стадий, каждая из которых характеризуется своеобразной формой взаимодействия цивилизационных типов. Таким образом, все подходы и концепции имеют свои достоинства и недостатки. Их анализ позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время земная цивилизация развивается, в общем и целом, прогрессивно.

 

План

1. Киевская Русь. Основные характеристики. Этапы развития.

2. Развитие русских земель в середине XII- конце XV вв. Удельная Русь.

3. Борьба Руси с иноземными захватчиками.

 

Норманские теории

 
 


Старая норманская теория   Авторы: немецкие ученые середины XVIII в. (работавшие в России): Миллер, Байер Шлецер   Современная норманская теория   Авторы: шведские и датские ученые XX в.  
  Норманны = Варяги = Русы Основные положения: восточные славяне всилу своей отсталости были не способны самостоятельно создать государство; за них это сделали норманны, которых славяне пригласили либо в качестве своеобразных «третейских судей» (Байер, Миллер), либо норманны вообще, выступили в роли завоевателей (Шлецер). Норманы и варяги - это один и тот же народ из Скандинавии (варягами норманов называли славяне). Русы - одно из норманских племен, чьим вождем был Рюрик. Отсюда название государства «Русь» и правящая династия Рюриковичей скандинавского происхождения. Основные аргументы: а) легенда о призвании новгородцами Рюрика с братьями (сведения ПВЛ) в 862 г.; б) имена первых русских князей - скандинавского происхождения (Олег, Игорь, Ольга); в) финское название Швеции Ruotsi (созвучное с названием «Русь»); г) аналогии с норманскими завоеваниями в VIII-IX вв. в Северной Франции (Нормандия), Англии и Южной Италии. Слабая сторона: следует отметить, что старая норманнская теория считается не научной, так как по данным современной науки «научить» другой народ государственности нельзя, так же как и невозможно создать государство путем завоевания без наличия в этом государстве внутренних предпосылок. Сильная сторона: опора на письменные источники и, прежде всего, на «Повесть временных лет» Основные положения: у восточных славян государство возникло в результате длительного внутреннего развития, но при этом норманны из Скандинавии оказали значительное влияние на этот процесс, дав правящую династию и название государства. Дополнительные аргументы: а) исследование датских летописей, где в860-е гг. упоминается местный вождь Руарик Ютландский, имя которого исчезает со страниц датских хроник в сер. 860-х гг.; б) данные археологических раскопок в районе Новгорода и Смоленска, в ходе которых были найдены вещи скандинавского происхождения. Слабые стороны этих аргументов: а) исчезновение имени Руарика из датских летописей можно объяснить и его смертью; б) удельный вес найденных при раскопках скандинавских вещей составляет 5-7 %.  

Антинорманские теории

 
 

 


Концепция академика М.В. Ломоносова Концепция академика Б.А. Рыбакова
  Норманны ≠ Варяги; Варяги = Русы Основные положения: норманны и варяги ─ это разные народы: норманны ─ это жители Скандинавии, а варяги - это племена из Прибалтики смешанного балто- славянского происхождения. Русы – одно из прибалтийских племен (часть варягов). Название государства и правящая династия - не скандинавского, а балто-славянского происхождения. Само же государство возникло в силу исключительно внутренних причин. Основные аргументы: а) данные ПВЛ, где норманны и варяги упоминаются раздельно; б) норманны находились на той же стадии развития, что и славяне или даже ниже: у них почти не было городов (страну славян по количеству городов называли «Гардарикой»); в) название региона в Прибалтике: Прус­сия и племени пруссов (тот есть поруссов ─ «живущих подле русов»), а также название речки Рось - притока р. Неман. русы проживали в Прибалтике; г) легенда о новгородском старейшине Гостомысле, у которого якобы была дочь, выданная замуж за некоего прибалтийского князя, от которого у нее родилось 3 сына (по мнению Ломоносова именно они и были Рюриком, Синеусом и Трувором. Становится понятно, почему Гостомысл добивался приглашения именно этих князей: он не хотел терять своего влияния). Сильная сторона теории: опора на внутренние факторы возникновения государства. Слабая сторона:явная надуманность многих аргументов и особенно легенды о Гостомысле.   Норманны = Варяги; Русы ═ Славяне   Основные положения: норманны и варяги - один и тот же народ из Скандинавии. Никакого или почти никакого участия в образовании Древнерусского государства они не принимали. Русы - это часть племенного союза полян. Название государства - славянского происхождения, вопрос о происхождении правящей династии Рыбаков оставил открытым. Государство у восточных славян возникло исключительно в результате внутренних предпосылок. Основные аргументы: а) имена Синеус и Трувор - это написанные по древнеславянски слова sine hus и tru war («свой дом» и «верная дружина»). Отсюда вывод: раз не было братьев, то, скорее всего, не было и Рюрика, которого выдумал летописец, чтобы доказать, что государственность возникла в Новгороде, а не в Киеве, б) доля скандинавских вещей, найденных во время раскопок под Новгородом и Смоленском не превышает 5-7 %, что не позволяет говорить об активном участии скандинавов во внутриславянской жизни; в) название р. Рось - притока Днепра, где проживал племенной союз полян, частью которого и были русы. Сильная сторона: аргумент о Синеусе и Труворе, опора на современные данные науки. Слабая сторона: фактическое отрицание данных летописей и, прежде всего, ПВЛ, а также тенденциозное отношение к факту существования Рюрика.  

 

     
 
 
 

 

 

 

 


Общий вывод:

В каждой из теорий есть свои достоинства и недостатки. Точную картину событий древнейшей истории славян (восточных славян) пока весьма трудно восстановить с максимальной достоверностью из-за почти полного отсутствия письменных источников того времени.

Сегодня в научной исторической литературе доминирует точка зрения об объективности процесса образования государства у восточных славян. Это стало результатом длительной эволюции социально-экономических, политических, культурных процессов внутри славянского мира. В то же время, историки не отрицают наличия и определенного влияния норманнского фактора на процессы складывания государства восточных славян. Образования государства у восточных славян имело свои особенности и это необходимо учитывать при рассмотрении многих последующих процессов социально-экономического и политического развития Руси – России.

Структура власти

Князь

 

Вече (общество) Боярство

Выводы

1. Во Владимиро-Суздальской земле формируется монархическая форма правления.

2. Владимирские князья ведут борьбу за общерусское главенство. Им даже удается подсинить своей воле Новгород (князь Всеволод называл его своей «отчиной»), Муром и Рязань. В подчиненных землях были посажены или сыновья владимирского князя, или его наместники.

После смерти Всеволода Большое Гнездо начался длительный период усобиц между его сыновьями, что в конце концов привело к дальнейшему дроблению Владимиро – Суздальской земли.

 

Галицко-Волынское княжество

Территория – междуречье Днестра и Прута, Карпаты. Водные пути (Дунай, Западный Буг, Днестр) вели из Западной Европы, Балтики в Византию и на Восток. Стремительное развитие ремесел. На Любечском съезде князей (1097 г.):

· Галицкая земля закрепилась за правнуками Ярослава Мудрого (Володарь и Василько Ростиславичи). Объединилась и обособилась от Киева в 40-50-е гг. ХП в. при перемышльском князе Владимире Володаревиче.

· Волынская земля – вотчина потомков Изяслава Мстиславича. Объединилась и обособилась от Киева в 30-е гг. ХП в. при князе Изяславе Мстиславиче (внук Владимира Мономаха).

 

       
 
В Галицкой земле сложилось мощное боярское землевладение.  
 
В Волынской земле сложился княжеский домен.  

 


Главная особенность – сильные позиции боярства в Галиче и сильная княжеская власть в Волынском княжестве, наличие многочисленных городов с устоявшимися вечевыми традициями.

 

Структура власти

Вече Князь Боярство

(общество)

 

Даниил Романович (сын Романа Мстилавича, в 1199 г. объединившего Галицкую и Волынскую земли) в борьбе с боярством придерживался принципа: «Пчел не передавив, меду не едать».

Политическая нестабильность Галицко-Волынской земли выражалось в том, что периоды усиления княжеской власти сменялись длительными периодами нестабильности и междоусобиц. Огромную роль в этом играл и внешнеполитический фактор.

 

Новгородская земля

Территория – Северо-Западная Русь. Слабое развитие земледелия (природно-климатические условия). Широкое развитие промыслов и ремесел. Выгодное геополитическое положение.

Торговые пути:

─ «Из варяг в греки» (Балтика – Черное море)

─ «Из варяг в арабы» (Балтика – Каспийское море – Средняя Азия)

Рано сложившаяся мощная боярская вотчина.

Особое государственно-политическое устройство.

Уже в Х-Х1 вв. город Новгород был первичен по отношению к князю. Великий киевский князь направлял в город своего наместника по согласованию с «мужами вольными новгородскими».

Ø С конца ХI в. параллельно князю новгородское боярство создает свой орган власти – посадничество → князь и его окружение не допускается в вотчинную систему землевладения.

Ø В 1126 г. создается совместный («сместной») суд князя и посадника.

Ø В 1136 г. – по приговору Господина Великого Новгорода изгоняется князь-наместник Всеволод Мстиславович. С этого времени вече становится высшим законодательным органом власти. Приговор Господина Великого Новгорода: «Пойти князь вон, ты нам ненадобен».

Ø В 1156 г. боярство добилось права выбора владыки новгородской церкви – архиепископа, затем утверждаемого митрополитом. К началу ХIII в. вече стало избирать и архимандрита – главу новгородского монашества.

 

Князь

 

Структура управления

 

 


Ключевые даты

862 г. – легендарное призвание князя Рюрика новгородцами.

862-879 гг. – правление Рюрика в Новгороде (некоторые исследователи ставят под сомнение сам факт существования Рюрика).

882 г.– поход Олега на Киев, убийство местных князей Аскольда и Дира. Эта дата считается датой начала формирования Древнерусского государства.

912-945 гг. – правление Игоря Старого.

945-964 гг.- правление Ольги.

964-972 гг. - правление Святослава.

980-1015 гг. - правление Владимира 1Святого

988 г.- принятие христианства.

1054 г. – официальный разрыв между западной и восточной ветвями христианской церкви.

1019-1054 гг. - правление Ярослава Мудрого


Вывод

Ключевые даты

1223 г. – битва на реке Калке.

1237-1238 гг. – первый поход Батыя на Северо-Восточную Русь.

1239-1240 гг. – второй поход Батыя на Южную Русь.

Декабрь 1240 г. – захват Батыем Киева.

1380 г. ─ победа русских войск под командованием московского князя Дмитрия Ивановича на Куликовом поле в битве с ордынцами.

1480 г. – покончено с зависимостью Руси от власти Золотой Орды.


Тема 3. Образование Российского государства. Становление самодержавия

План

ВЫВОД

На рубеже XV-XVI вв. завершается длительный и драматический процесс «собирание русских земель» в единое государство. В годы правления Ивана Ш появляется новое название «Россия». По своему составу она была многонациональная и многоконфессиональная. Это было одним из существенных отличий нашей страны от стран Западной Европы, где также завершался процесс складывания национальных государств. Социально-экономические факторы определяли формы формирующихся государств.


Этапы объединения

Итоги

Ø укрепил великокняжескую власть;

Ø изменения в административной структуре (переход от удела к уезду);

Ø усиление роли боярства (бояре возглавляли Государев Двор);

Ø к Москве присоединилось Нижегородско-Суздальское княжество;

Ø подчинение церкви великокняжеской власти (при выборе митрополита решающий голос принадлежал великому князю); не принятие в 1439 г. флорентийской унии с римско-католической церковью.

 

Ключевые даты

1276-1303 гг. правление первого московского князя Даниила Александровича.

1325 - 1340 гг. - правление Ивана Даниловича Калиты

1359-1389 гг. - правление Дмитрия Ивановича Донского.

1380 г. 8 сентября –битва на Куликовом поле.

1389-1425 гг. ─ правление Василия 1.

1425-1462 г.г. ─ правление Василия II Темного

1439 г. ─ Флорентийская уния, подчинившая Римскому Папе все православные приходы, кроме северо - восточных.

1462-1505 г.г. - правление Ивана Ш.

1471 г. ─ битва на реке Шелонь, разгром новгородского ополчения.

1497 г. – Судебник Ивана Ш.

1505-1533 гг. – правление Василия Ш.

 

План

1. Возникновение капиталистического уклада.

2. Причины, основные этапы, последствия «Смутного времени».

3. Московское государство в годы правления первых Романовых.

 

Смута

       
   
 


период безвластия;

потеря пути развития;

общество находится в состоянии развала,

оно потеряло нравственные ценности

и ориентиры;

российское государство

находится на грани уничтожения.

 

«Государство, потеряв свой центр, стало распадаться на составные части, преобразуясь в какую-то бесформенную массу».

(В.О. Ключевский)

 

«… Вся правящая и властвующая среда в государстве утратила в глазах народа малейшее нравственное значение, она вся изолгалась, перессорилась, потянулась в разные стороны, преследуя от первого до последнего человека лишь одну цель – захват власти, захват владения…».

(И.Я. Забелин)

1613 г. ─ избрание на царство Земским Собором Михаила Романова, окончание Смуты.

 

Основные этапы закрепощения

1497 г. – Судебник Ивана III. Время перехода крестьян от одного владельца к другому было ограниченно двумя неделями в году до и после Юрьева дня осеннего (26 ноября) при условии уплаты компенсации за переход – «пожилого» (первоначально – 50 коп.).

1550 г. – Судебник Ивана IV – размер «пожилого» несколько увеличен.

1581 г. – начало введения «заповедных лет» (временный запрет перехода в Юрьев день).

1592 г. – предполагаемый указ о полном запрете Юрьева дня. Сам указ не сохранился, но существуют косвенные свидетельства его существования.

1597 г. – указ об «урочных летах» (5-ти летний срок сыска беглых крестьян).

1601-1602 г г. – в связи с голодом в стране были изданы указы Бориса Годунова о восстановлении в ряде районов правила Юрьева дня, если помещик не мог обеспечить своих крестьян продовольствием.

1649 г. – Соборное Уложение – отмена Юрьева дня навсегда и введение бессрочного сыска беглых крестьян, что означало окончательное введение крепостного права.

Внешняя политика Российского государства
в XVII веке

 

Задачи   1. Достижение выхода к Балтийскому и Черному морям. Политическая и торговая изоляция страны не была преодолена.  
 
 


2. Возвращение территорий,

потерянных в годы Смуты.

 

 

3. Обеспечение безопасности южных границ от набегов

крымских ханов.

 

4. Расширение территории. Освоение Сибири.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 433; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.24.209 (0.182 с.)