Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Становление абсолютизма. Государственное управление в XVII в.
Содержание книги
- Бодрова Е.В., Гусарова М.Н. Отечественная история. Конспект лекций. М.: МГУПИ, 2009, 185 с.
- Тема 1. Введение в учебный курс «отечественная история» закономерности и этапы исторического развития
- Проблема места и роли России в мировой истории
- Киевская Русь. Основные характеристики. Этапы развития
- III этап – переход к феодальной раздробленности: вторая пол. XI – сер. XII вв.
- Последствия золотоордынского ига для Руси
- I этап (начальный): Конец XIII В. – первая половина XIV В.
- Причины, основные этапы, последствия «Смутного времени».
- Самые значительные социальные бунты
- Становление абсолютизма. Государственное управление в XVII в.
- Государственное управление в XVII в.
- Цель реформ – обеспечить могущество страны на мировой арене.
- Россия в XVIII веке. Дворцовые перевороты
- Проявление политики «просвещенного абсолютизма» в ряде европейских стран
- Место и роль XIX века в мировой и российской истории: основные тенденции развития
- Особенности российского реформаторства
- Политическая реакция и бюрократическое реформаторство при Николае I
- Проведение реформ было вызвано следующими факторами
- Социально-экономическая сфера
- Консервативное, либеральное и радикальное направление общественной мысли в первой половине XIX в.
- В России возобладали революционные, радикальные тенденции общественного развития.
- Тема 7. Социально-экономическая модернизация и эволюция государственной власти в России в начале ХХ века
- Причины, основные этапы, итоги первой российской революции
- Тема 8. Революционный кризис в России 1917 г.
- Гражданская война в России: причины, этапы, противоборствующие силы, последствия
- Форсированная индустриализация и складывание модели «государственного социализма»
- Генезис военно-политического кризиса первой половины XX века
- Версальско-Вашингтонская система мирного урегулирования и её противоречия
- Причины Второй Мировой войны
- Гг. – страну и партию возглавлял Л.И. Брежнев
- Основные причины распада Советского Союза
- Внешняя политика России ориентирована на обеспечение
- Занятие 8. Российская империя на пути к индустриальному обществу в XIX в. Особенности промышленного переворота в России
- Занятие 15. Советский союз в послевоенный период. Научно-техническая революция и ее влияние на ход общественного развития
Централизация власти в середине XVII в. была вызвана необходимостью решения, как важнейших внешнеполитических задач, так и внутриполитических.
| | Абсолютизм (абсолютная монархия) – форма феодального государства, при которой монарху принадлежит неограниченная власть.
| |
Абсолютизм это форма организации власти, а формы ее реализации могут быть различными.
| | | | | политический режим с юридически неограниченной деспотической властью.
| | | особая социально-политическая система, складывающаяся в ранний период перехода от традиционного к индустриальному обществу и отражающая временный баланс социальных сил
| | |
При абсолютизме:
Ø государство достигает наивысшей степени централизации,
Ø создается разветвленный бюрократический аппарат,
Ø формируется постоянная (регулярная) армия и полиция,
Ø создается общегосударственный судебно-следственный аппарат,
Ø действует разветвленная судебная и фискальная системы,
Ø унифицируется законодательство, административное устройство, система мер и весов,
Ø проводится единая государственная экономическая политика,
Ø церковь подчинена верховной власти,
Ø как правило, прекращается деятельность органов сословного представительства.
| |
Время становления
«Абсолютная монархия возникает в переходные периоды, когда феодальные сословия приходят в упадок, а их средневекового сословия горожан формируется современный класс буржуазии, и когда ни одна из борющихся сторон не взяла верх над другой».
(К. Маркс. Соч. - Т.5. – С. 212)
Национальные особенности абсолютизма
| Франция
Ø высокая роль государственно бюрократии,
Ø активная протекционистская политика,
Ø активная экспансионистская внешняя политика как сфера общенациональных интересов,
Ø сглаживание религиозно-гражданского конфликта и отход от конфессионально ориентированной политики,
Ø наличие Генеральных штатов.
| Англия
Ø отсутствие постоянной армии
Ø отсутствие разветвленной структуры государственной бюрократии,
Ø сохранение значительной роли Парламента (представительный орган власти),
Ø активная конфессиональная политика,
Ø пассивная протекционистская политика.
| Германия
Ø зависимость от конфессиональных факторов политики,
Ø сохранение региональной автономии.
| Испания
Ø жесткая централизованная власть,
Ø активная конфессиональная охранительная политика,
Ø высокая политическая активность дворянства,
Ø активная внешняя политика (колониальный протекционизм),
Ø отказ от внутренней протекционистской политики.
|
≈ ≈
Идеи о необходимости установления абсолютной власти царя были четко обоснованы во второй половине XVII в. в трудах Ю. Крижанича и С. Полоцкого .
Основные положения
| Юрий Крижаничсчитал, что при «самовладстве»:
лучше соблюдается всеобщая справедливость («равный суд монарха для всех);
легче и лучше сохраняются покой и согласие в народе;
это лучший способ правления для защиты страны от опасностей;
«…самовладство подобно власти божией…»;
только при такой форме правления возможны необходимые стране преобразования.
| Симеон Полоцкий
| только такая власть («царь-самовластец») может обеспечить решение важнейших задач в области внешней политики;
только такая власть может навести порядок внутри страны («…утолить всякие мятежи и установить вечный мир»), обеспечить «всеобщее благо» и «всеобщую справедливость».
| С. Полоцкий и Ю. Крижанич понимали, что неограниченная власть монарха сама по себе не гарантирует порядок в государстве, его процветание и всеобщее благоденствие. Огромное значение приобретает:
Ø сама личность государя;
Ø его моральные качества;
Ø его «мудрость».
| Именно этими авторами во второй половине XVII в. была заложена сама идея «просвещенного монарха», идея «просвещенного абсолютизма». С. Полоцкий считал распространение просвещения важнейшим средством исправления нравов, устранения пороков в обществе, ликвидации национальных бед и внутренних неурядиц.
При Петре I концепция «общего блага» получила дальнейшее развитие и обоснование в трудах Ф. Прокоповича. Она понималась как достижение благополучия в стране «через служение государственному интересу». Это становилось обязанность каждого подданного в соответствии с его сословной принадлежностью.
|