ТОП 10:

Основные причины распада Советского Союза



Экономическая реформа привела к прогрессирующему сокращению промышленного и сельскохозяйственного производства и как следствие к распаду экономических связей внутри страны, основанных на региональном разделении труда. Инициированный реформой экономический кризис вызвал резкое падение жизненного уровня народов СССР и способствовал катастрофическому снижению авторитета центральной власти в глазах населения.
Политическая реформа привела к ликвидации КПСС – основной цементирующей силы единого союзного государства. Новые центральные органы власти - институт президента и парламент (реорганизованный Верховный Совет) в условиях раскола и распада КПСС и отсутствия единой общесоюзной системы работоспособных органов государственного управления не имели никаких рычагов реализации принимаемых решений. В этих условиях реальная власть все больше концентрировалась в руках республиканских политических элит, которые воспользовались ситуацией с целью повышения собственного политического статуса.
Общесоюзный центр стал рассматриваться как тормозэкономического развития и культурного расцвета народов СССР.
Гласность привела к дискредитации марксизма-ленинизма – официальной идеологии СССР,игравшей в многонациональном и многоконфессиональном государстве объединяющую роль. Это вызвало рост национализма и распространение в широких слоях населения убежденности в отсутствии какой-либо объединяющей разные республики общей цели.
Советский Союз представлял собой федеративное государство, в котором границы субъектов федерации – союзных республик определялись в соответствии с национально-территориальным принципом. В результате союзные республики имели все атрибуты государственности, кроме одного - государственного суверенитета. Это облегчало распад СССР.

 

Вывод

Таким образом, реформирование страны под руководством М.С. Горбачева не привело к намеченным результатам. СССР не смог осуществить переход к социал-демократической модели развития и вписаться в мировую экономическую систему, став равноправным партнером Запада. Более того, он прекратил свое существование.


Тема 12. Современная Россия

План

1 Последствия распада СССР.

2 Причины смены общественной модели развития

3 Складывание новой политической системы России.

4 Внешнеполитическая концепция Российской Федерации

Последствия распада СССР

Распад СССР и уход в прошлое социалистического содружества резко ухудшили природно-климатические, экономические и геополитические характеристики России.

− В начале 90-х годов Россия потеряла почти четверть территории и практически половину населения. Существенно сократилась минерально-сырьевая база, включая стратегически важные ее компоненты.

− Экономическая система СССР представляла собой единый народно-хозяйственный комплекс с высокой степенью монополизации промышленности. Распад союзного государства нарушил систему народнохозяйственных связей и сделал невозможным нормальное функционирование экономики. Поэтому наряду с обновлением материально-технической базы необходимо заново выстраивать ее структуру, восполняя недостающие звенья.

− Принципиально и в худшую сторону изменилось геополитические характеристики страны. В своей европейской части Россия лишилась развитой системы выхода на незамерзающие морские коммуникации. После распада социалистического блока и расширения НАТО на Восток соседние с Россией государства стали местом пребывания хотя и не враждебных, но и не дружественных стране вооруженных сил. Если в 1949 году блок НАТО объединял 12 членов, то в 2004 году их стало 26, включая страны Балтии – бывшие республики СССР.

Вывод

Все эти факторы обусловили фактическое выпадение Российской Федерации из числа индустриально развитых стран. Россия сохраняет статус великой державы, но лишь благодаря наличию значительного количества ядерного оружия. Таким образом, смена модели общественного развития произошла в объективно неблагоприятной ситуации, что не могло не сказаться на результатах реформирования.

 

Причины смены общественной модели

− плановая, управляемая из единого центра государственная экономика оказалась в долгосрочной перспективе менее эффективной, чем рыночная, основанная на частной собственности и конкуренции;

− обусловленное размерами территории и богатством природных ресурсов стремление сохранить статус великой державы объективно требовало перехода к западной – социал-демократической или либеральной экономической модели;

− крах перестройки (отсутствие обоснованной концепции перестройки, девальвация коммунистической идеи, неудачные попытки экономического реформирования и падение жизненного уровня, раскол в партийно-государственном руководстве страны);

− неудача перестройки, то есть попытки модернизации и европеизации в условиях сохранения социалистического идеала привела к формулировке новой цели реформ. С конца 1991 года такой целью стало утверждение в стране либеральной экономической модели.

 

Основные этапы развития России в 90-е гг. и начале XXI в. и связанные с ними события и тенденции:

Гг.

− Принятие декларации «О государственном суверенитете

− Противоречия и борьба союзного центра и российской власти

− Августовский крах социально-политической системы

− Распад СССР

− Начало суверенного развития Российской Федерации

2. 1992-1993гг.

− Начало радикальной экономической реформы «Шоковая терапия» Е. Т. Гайдара

− Политическая борьба и противостояние законодатель» исполнительной властей

− Кризис государственной власти весной 1993 г.

− Вооруженное противостояние властей осенью 1993 г.

− Конституционная реформа и демонтаж советской системы

− Становление режима авторитарной демократии Б.Н. Ельцина

− Обострение социальных противоречий в обществе

− Приватизация: замысел и реальность

Гг.

− Становление новой общественно-политической и социально-экономической системы

− Складывание «олигархического капитализма»

− Первая чеченская война

− Иллюзия стабилизации и «дефолт» августа 1998 г.

− Начало экономического роста

− Конец «эпохи Ельцина»

Г. — настоящее время

− Президентство В.В.Путина (2000-2004 гг., 2004-2008 гг.)

− Достижение политической и макроэкономической стабилизации в обществе

− Административная реформа Путина

− Избрание Президентом РФ в 2008 г. Д.А. Медведева.

 

Реформирование социально-экономической сферы

После обретения статуса суверенного государства Россия вступила на путь радикальных экономических преобразований. Переход к рыночной саморегулирующейся экономике предполагал либерализацию цен, приватизацию и акционирование в промышленности и сельском хозяйстве; сокращение необоснованных расходов, адресную систему социальной помощи; включение в мировую экономическую систему.

Этапы реформирования

1 этап: 1992-август 1998 г.

«шоковая терапия» в экономике, номенклатурная приватизация госсобственности

падение производства, в том числе высокотехнологичного, развал оборонной промышленности, упадок аграрного сектора, расстройство государственных финансов, рост инфляции и внешнего долга, деградация социальной сферы, падение жизненного уровня населения, безработица, огромный внешний долг.

Россия вместо рывка в информационное общество приобретала облик слаборазвитой страны, выживая за счет сырьевых ресурсов. Итогом устранения государства от регулирования экономикой и ее «скоростное» реформирование по «монетаристским рецептам» привело страну к финансовому банкротству.

2 этап: осень 1998 г. – по настоящее время:

либеральные реформы без иностранных кредитов и «опорой на собственные силы»; развитие отечественного производства, в том числе высокотехнологичного, укрепление вертикали власти, реформы в образовании, увеличение финансирования научной и образовательной сфер

рост ВВП, принятие новых Налогового, Трудового и Земельного кодексов, развитие социальной сферы, выплата внешнего долга, перевооружение армии; рост инвестиционной привлекательности страны; создание национальной инновационной системы.

 

Вывод

1. За годы реформ в России осуществлена намеченная реформаторами программа макроэкономической стабилизации:

− либерализованы ценообразование и внешняя торговля,

− проведена масштабная приватизация торгово-промышленных предприятий и сферы услуг.

2. Однако экономика страны оказалась в глубоком кризисе, интегральным показателем которого является падение уровня внутреннего валового продукта. В 2001 году он составил 60% к ВВП 1990 года. Соответственно доля России в мировом промышленном производстве упала с 10% (РСФСР) в 1990 году до 3% в 2000 году. На 1 января 2002 года Россия имела колоссальный внешний долг – 130 млрд. долларов, что соответствует почти половине ее ВВП. По существу в стране произошла деиндустриализация.

3. Россия сохраняет значительный экономический потенциал, обладает в ряде отраслей широким спектром прогрессивных наукоемких технологий. Продукция целого ряда российских предприятий находит спрос на мировом рынке. Наиболее конкурентоспособны аэрокосмическая промышленность, приборостроение, судостроение, отдельные подотрасли военно-промышленного комплекса. Начиная с 2000 года, в России наблюдается стабильный рост ВВП. Среднегодовые темпы его прироста составляют около 7% . В 2003 году прирост внутреннего валового продукта был обеспечен в значительной степени за счет развития промышленности, ориентированной на внутренний рынок.

4. Остается высокой зависимость экономики от продажи энергоносителей.

5. В соответствии с принципами либерализма освобождение товарно-денежных отношений от излишнего государственного регулирования предполагает проведение социальной политики, предусматривающей передачу многих социальных функций государства в руки самих граждан:

− Сокращаются расходы государства на здравоохранение, образование, культуру, растет безработица.

− Адресная помощь социально незащищенным слоям населения (детям-сиротам, инвалидам, пенсионерам) не может быть эффективной в связи с резким сокращением государственного бюджета, обусловленным чрезвычайно низким ВВП, который почти в 40 раз меньше, чем ВВП США, и массовым уклонением крупного бизнеса от уплаты налогов.

6. Итогом социально-экономического реформирования стали также резкое социальное расслоение общества. По данным социологических исследований к концу 2002 года богатые составляли 3-4% населения, средний класс – 7-10%, бедные – около 60%, нищие, то есть те, чьи доходы ниже прожиточного минимума, –27%. Разрушена созданная за годы советской власти социальной сферы, система льгот и гарантий, катастрофически снизился общеобразовательный, культурный и научный уровень российского общества

7. Начиная с 2003 года, российская исполнительная власть взяла курс на активизацию социальной политики. Наблюдается рост реальных доходов населения, провозглашена программа борьбы с бедностью. Основа решения социальных проблем – возрождение российской промышленности и ее одновременная модернизация как важнейшие условия быстрого роста ВВП.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.228.24.192 (0.012 с.)