Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Цель реформ – обеспечить могущество страны на мировой арене.
Содержание книги
- Бодрова Е.В., Гусарова М.Н. Отечественная история. Конспект лекций. М.: МГУПИ, 2009, 185 с.
- Тема 1. Введение в учебный курс «отечественная история» закономерности и этапы исторического развития
- Проблема места и роли России в мировой истории
- Киевская Русь. Основные характеристики. Этапы развития
- III этап – переход к феодальной раздробленности: вторая пол. XI – сер. XII вв.
- Последствия золотоордынского ига для Руси
- I этап (начальный): Конец XIII В. – первая половина XIV В.
- Причины, основные этапы, последствия «Смутного времени».
- Самые значительные социальные бунты
- Становление абсолютизма. Государственное управление в XVII в.
- Государственное управление в XVII в.
- Цель реформ – обеспечить могущество страны на мировой арене.
- Россия в XVIII веке. Дворцовые перевороты
- Проявление политики «просвещенного абсолютизма» в ряде европейских стран
- Место и роль XIX века в мировой и российской истории: основные тенденции развития
- Особенности российского реформаторства
- Политическая реакция и бюрократическое реформаторство при Николае I
- Проведение реформ было вызвано следующими факторами
- Социально-экономическая сфера
- Консервативное, либеральное и радикальное направление общественной мысли в первой половине XIX в.
- В России возобладали революционные, радикальные тенденции общественного развития.
- Тема 7. Социально-экономическая модернизация и эволюция государственной власти в России в начале ХХ века
- Причины, основные этапы, итоги первой российской революции
- Тема 8. Революционный кризис в России 1917 г.
- Гражданская война в России: причины, этапы, противоборствующие силы, последствия
- Форсированная индустриализация и складывание модели «государственного социализма»
- Генезис военно-политического кризиса первой половины XX века
- Версальско-Вашингтонская система мирного урегулирования и её противоречия
- Причины Второй Мировой войны
- Гг. – страну и партию возглавлял Л.И. Брежнев
- Основные причины распада Советского Союза
- Внешняя политика России ориентирована на обеспечение
- Занятие 8. Российская империя на пути к индустриальному обществу в XIX в. Особенности промышленного переворота в России
- Занятие 15. Советский союз в послевоенный период. Научно-техническая революция и ее влияние на ход общественного развития
Этапы преобразований
1. 1695-1715 гг. –
реформы носили непродуманный, непоследовательный характер; были направлены, в первую очередь, на решение военных задач.
| 2. 1715-1725 гг. –
реформы государственного и местного управления; завершение преобразований в военной и экономической сферах.
Провозглашение империи в 1721 г. Окончание Северной войны (1700-1721 гг.) триумфальным Ништадским миром.
| Военная сфера
1. Введение новой организации армии, комплектование армии на основе рекрутских наборов; перевооружение армии.
2. Создание регулярного военно-морского флота.
3. Создание единых органов управления армией и флотом.
4. Создание системы военного образования.
| Государственное управление
1. Учреждение Сената и коллегий.
2. Создание институтов прокуратуры, фискалов и полиции.
3. Ликвидация патриаршества и образование Святейшего Синода ─ Духовной коллегии.
4. Деление страны на губернии, провинции и уезды.
5. Регламентация делопроизводства по всей стране Генеральным Регламентом (1721).
| Социальная сфера
1. Складывание единого правящего сословия ─ дворянства.
2. Образование сословия государственных крестьян.
3. Деление горожан на «регулярных» и «нерегулярных», купцов ─ на гильдии.
4. Слияние крепостных и холопов, введение паспортной системы.
5. Издание «Табели о рангах» (1714).
| Экономическая сфера
1. Развитие мануфактур. Издание в 1721 г. Указа о посессионных крестьянах.
2. Учреждение цехов и гильдий.
3. Введение подушной подати.
4. Проведение политики протекционизма и меркантилизма.
5. Развитие внутренней и внешней торговли.
| Культурная сфера
1. Создание системы светского образования.
2. Европеизация культуры.
3. Открытие типографий.
4. Введение нового календаря (с 1 января 1700 г.).
5. Издание первой печатной газеты ─ «Ведомости».
6. Создание первого музея ─ Кунсткамеры.
7. Возникновение науки. Открытие в 1725 г. Академии наук.
| Внешняя политика
1. Борьба за выход в Балтийское море. Северная война со Швецией (1700-1721 гг.),
закончилась подписанием Ништадского мира. Россия получила выход в
Балтийское море,
Прибалтику и часть Карелии.
2. Упрочение позиций на
Каспии и в Закавказье. 1722-1723 гг. Каспийский поход и подписание договора в 1723 г. с Персией. 3. Борьба за выход в Черное море.
1711-1713 гг. русско- турецкая война.
| | | | | 6.Чтобы управление было более эффективным, стал необходим определенный уровень образования чиновников (этим обусловлены реформы в области культуры и образования).
| | 5. Чтобы лучше собирать налоги, необходима централизованная система управления и система контроля (этим обусловлены административные реформы).
| | 4. Для финансирования ведения войны необходимы дополнительные источники дохода
| | Конкретные причины отдельных реформ 3. Для успешного ведения боевых действий помимо армии и флота необходимо вооружение и обмундирование (этим обусловлены экономические реформы).
| | 2. Для этого нужны сильная армия и флот (этим обусловлены военные реформы).
| | 1.Необходимость добиться выхода к Черному и Балтийскому морям для нормального развития экономики (исходный пункт).
| |
Особенности преобразований в России
Ø Проводились по европейскому образцу (Швеция).
Ø Охватили все сферы деятельности и жизни общества.
Ø Проходили на основе государственной системы крепостного права.
Ø Отсутствие четкой системы в проведении реформ.
Ø Зависимость внутренней политики от внешней.
Ø Жесткий курс и быстрый темп реформ.
Главные итоги Петровской модернизации
Ø Превращение страны в морскую державу. Закрепление России на Балтике.
Ø Создание регулярной армии и флота.
Ø Развитие мануфактурной промышленности.
Ø Складывание абсолютной монархии.
Ø Провозглашение России империей в 1721 г.
Ø Складывание регулярного (бюрократического) и полицейского государства (учреждение института фискалов во главе с обер-фискалом).
Ø Основание столицы Санкт-Петербурга в 1703 г.
Ø Создание системы светского образования.
Общий итог петровских реформ: Россия превратилась в централизованную абсолютную монархию с неограниченной властью царя, который в 1721г. принял титул императора.
Был совершен индустриальный скачок на феодально-крепостнической основе. Реформы были проведены путем усиления налогового и крепостнического гнета, что привело к многочисленным народным восстаниям (самые крупные: 1705г. – восстание стрельцов и посадских людей в Астрахани; 1707-1708гг. – восстание казаков под руководством Кондратия Булавина на Дону; 1705 – 1711 гг. – восстание в Башкирии).
В целом петровские реформы предопределили дальнейший путь развития страны в направлении еще большего усиления деспотических черт в управлении. Северная война изменила геополитического положения России.
Петровские преобразования стали прорывом России. Однако модернизация была проведена на основе самодержавно-крепостнического строя и закрепила его окончательно, было создано военно-бюрократическое и полицейское государство.
Оценка петровских преобразований. Точки зрения
Досоветская историография
Западники
Сторонники петровских реформ, благодаря которым Россия сильной морской державой и приобщилась к достижениям западной цивилизации.
С.М. Соловьев
«Никогда ни один народ не совершал такого подвига, какой был совершен русским народом в первую четверть XVIII века. На исторической сцене явился народ малоизвестный, бедный, слабый, не принимавший участия в общей европейской жизни; неимоверными усилиями, страшными пожертвованиями он дал законность своим требованиям, явился народом могущественным, но без завоевательных стремлений, успокоившимся, как только приобретено было необходимое для его внутренней жизни. Человека, руководившего народом в этом подвиге, мы имеем полное право назвать величайшим историческим деятелем, ибо никто не может иметь большего значения в история цивилизации. Гений Петра высказался в ясном уразумении положения своего народа и своего собственного как вождя этого народа, он сознал, что его обязанность - вывести слабый, бедный, почти неизвестный народ из этого печального положения посредством цивилизации».
В.О. Ключевский
«Реформа, совершенная Петром Великим, не имела своей прямой целью перестраивать ни политического, ни общественного, ни нравственного порядка, установившегося в этом государстве, не направлялась задачей поставить русскую жизнь на непривычные ей западноевропейские основы, ввести в нее новые заимствованные начала, а ограничивалась стремлением вооружить Русское государство и народ готовыми западноевропейскими средствами, умственными и материальными, и тем поставить государство в уровень с завоеванным им положением в Европе, поднять труд народа до уровня проявленных им сил. Но все это приходилось делать среди упорной и опасной внешней войны, спешно и принудительно, и при этом бороться с народной апатией и косностью, воспитанной хищным приказным чиновничеством и грубым землевладельческим дворянством, бороться с предрассудками и страхами, внушенными невежественным духовенством. …реформа … постепенно превратилась в упорную внутреннюю борьбу… взволновала все классы общества. Начатая и веденная верховной властью … она усвоила характер и приемы насильственного переворота, своего рода революции. Она была революцией не по своим целям и результатам, а только по своим приемам и по впечатлению, какое произвела на умы и нервы современников. Это было скорее потрясение, чем переворот. Это потрясение было непредвиденным следствием реформы, но не было ее обдуманной целью».
Славянофилы (почвенники)
Противники петровских реформ, благодаря которым были разрушены русские национальные устои.
Н.М. Карамзин
«Мы стали гражданами мира, перестав быть гражданами России. Виною ─ Петр».
| Советская историография
Прогрессивный характер петровских преобразований в рамках классовых оценок исторического прошлого (Е.В. Тарле, Н.Н. Молчанов, В.И. Буганов, Н.И. Павленко и др.)
| Современная историография
Реформы Петра I носили противоречивый характер, проводились насильственно-репрессивными методами и привели к перенапряжению народных сил (Е.В. Анисимов, А.Б. Каменский)
|
Ключевые даты:
1689 – 1725 гг. — правление Петра I
1700-1721 гг. - Северная война
1721 г. – рождение Российской империи
|