Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методическое пособие по Отечественной истории↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Методическое пособие по Отечественной истории Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова» Социально-гуманитарный институт Кафедра Отечественной истории
Учебно-методические указания по дисциплине ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
Для студентов неисторических специальностей
НАЛЬЧИК 2010 УДК 94/99(075) ББК 63.3я73 А-76 Рецензент: Начальник кафедры общественных дисциплин Нальчикского филиала Краснодарского университета МВД РФ кандидат философских наук, доцент Е.А. Жигалова
Составители: Дзамихов К.Ф. - д.и.н., профессор, Апажева Е.Х. - д.и.н., профессор, Асанов В.Н. - к.и.н., доцент, Ашхотов Р.М. - к.и.н., доцент, Коновалов А.А. - к.и.н., доцент, Лаврова Н.С. - к.и.н., доцент, Хафизова М.Г. - к.и.н.
Учебно-методические указания по дисциплине «Отечественная история» составлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Предназначены для студентов неисторических специальностей.
Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и является обязательной для изучения.
Издание содержит рабочую программу, темы лекций и семинарских занятий, вопросы для самопроверки и фонд контрольных вопросов курса «Отечественная история».
Рекомендовано РИСом университета Ó Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, 2010 ВВЕДЕНИЕ Предлагаемые учебно-методические указания по дисциплине «Отечественная история» является частью основной образовательной программы высшего учебного заведения, разработанный на кафедре «Отечественной истории» Кабардино-Балкарского государственного университета. Они включают в себя рабочую программу дисциплины, учебно-методическое обеспечение, требования к уровню усвоения программы. Составной частью методических указаний выступают методические рекомендации по подготовке к лекционным и семинарским занятиям для студентов Учебно-методические указания основаны на разработках кафедры «Отечественной истории» на протяжении ряда лет, выпускающей методические рекомендации, учебно-методические разработки, апробированные среди студентов 1 курса всех специальностей Кабардино-Балкарского государственного университета. Методический уровень представленного материала, его актуализация для самостоятельной работы позволяют адаптировать учебно-методический комплекс по курсу «Отечественная история» к современным информационным технологиям для студентов неисторических специальностей.
Выписка из ГОС ВПО по дисциплине «Отечественная история» (ГСЭ. Ф.03) Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России – неотъемлемая часть всемирной истории. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I. Век Екатарины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия. Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX века. Реформы и реформаторы в России. Русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру. Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновения тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма. Россия в начале ХХ века. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программа, тактика. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е годы. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е годы. Внешняя политика. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е годы. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление Сталинизму. СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война. Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития. СССР в середине 60-х-80-х годов: нарастание кризисных явлений. Советский Союз в 1985-1991гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г. Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ» Пояснительная записка Учебная дисциплина «Отечественная история» в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования является федеральным компонентом в цикле социально-экономических и гуманитарных дисциплин и обязательной для изучения студентами 1 курса очной и заочной формы обучения. В соответствии с учебным планом на изучение учебной дисциплины отводится 68 часов аудиторной работы (34 часа лекционных и 34 часа семинарских занятий) или 51 час аудиторной работы (34 часа лекционных и 17 часов семинарских занятий) в зависимости от специальности. Предметом изучения курса является отечественная история (история России) с древнейших времен до наших дней. Учебный материал структурирован по проблемно-хронологическому принципу и включает в себя 17 тем, которые соответствуют важнейшим этапам в жизни российского государства и общества. Он ориентирован на освоение студентами содержания отечественной истории в исторической ретроспективе и овладение различными способами познавательной деятельности, которые должны лечь в основу познавательной, воспитательной, мировоззренческой функций истории. В ходе лекционных занятий по отечественной истории студенты получают новые знания, навыки систематизации и оперирования базовыми понятиями, теоретическими данными курса, логичного выстраивания устных и письменных ответов. Важную роль в изучении курса отечественной истории следует отвести семинарским занятиям, на которых происходит закрепление полученного материала на лекционных занятиях, позволяют выявить знания студентов, их умения и творческую самостоятельность. При этом используются различные формы и методы выявления познавательной способности студентов. Особое внимание уделяется самостоятельной работе под руководством преподавателя, так как объем изучаемой дисциплины в течении одного семестра является значительным. Принципиальное значение придается системному характеру учебного процесса для снижения роли субъективизма при оценки знаний студентов. Решению этой задачи способствует балльно-рейтинговая система обучения и оценки деятельности студентов. Изучение дисциплины завершается экзаменом в 1 или 2 семестре очной и заочной формы обучения. Цели и задачи изучения дисциплины. Цель курса – дать студентам необходимый объем систематизированных знаний по отечественной истории, расширить и углубить базовые представления, полученные ими в средней общеобразовательной школе о характерных особенностях исторического пути, пройденного Российским государством и населяющими его народами, выявить место и роль нашей страны в истории мировых цивилизаций. Задачи курса – проанализировать общее и особенное в российской истории; показать, по каким проблемам отечественной истории ведутся сегодня споры и дискуссии в российской и зарубежной историографии; раскрыть место истории в обществе; проанализировать те изменения в исторических представлениях, которые произошли в России в последнее десятилетие. Требования к уровню освоения содержания дисциплины. В результате освоения дисциплины студент должен: - знать основные этапы и содержание истории России с древнейших времен до наших дней; - усвоить исторический опыт человечества в целом и своего народа и государства в особенности; - определить особое значение истории для осознания поступательного развития общества, его единства и противоречивости; - усвоить новейшие теоретические достижений в современной исторической науке; - овладеть разнообразными способами познавательной деятельности, направленными на развитие гуманитарного мышления, интеллектуальных способностей и познавательной самостоятельности, которые должны стать основой их профессиональной компетентности. УМЕТЬ: - систематизировать полученные знания; - оперировать базовыми понятиями, теоретическими и ценностными конструктами учебного курса; - решать познавательные задачи; - логично выстраивать устные и письменные тексты; - анализировать общее и особенное российской истории; - на примерах из различных эпох выявлять органическую взаимосвязь российской и мировой истории; -определить место российской цивилизации во всемирно-историческом процессе. ДЕМОНСТРИРОВАТЬ: - знание проблем отечественной истории, по которым ведутся сегодня споры и дискуссии в российской и зарубежной историографии; - знания о формировании и эволюции исторических понятий и категорий; - знания о месте и роли российской истории и историографии в мировой науке. - знания и умения, связанные с творческой самостоятельностью, в первую очередь – умения читать и понимать учебные и научные тексты, концептуализировать содержащиеся в них исторические знания. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
Лекции и семинарские занятия [1]
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ». а) Основная: 1. Боханов А.Н., Горинов М.Н., Дмитренко В.П. История России. - М.: АСТ, 2001. 2. Горинов М.Н., Горский А.А., Данилов А.А. История России с древнейших времен до конца ХХ в. - М., 2004. 3. Данилов А.А. Отечественная история. - М., 2003. 4. Дворниченко А.Ю., Ильин Е.В., Кривошеев Б.В. и др. Русская история с древнейших времен до наших дней. - М., 2002. 5. Дворниченко А.Ю., Ильин Ю.В., Кривошеев Б.В., Тот Ю.В. Русская история с древнейших времен до наших дней. - СПб., 2002. 6. Деревянко А.П. Шабельникова Н.А. История России с древнейших времен до конца ХХ в. - М., 2001. 7. Древнерусское государство в IX-XVII вв./ Под ред. В.В. Гуляевой. Учебное пособие для вузов. М., 2006. 8. Жуковский С.Т., Жуковский И.Г. Россия в истории мировой цивилизации. IX-XX вв. - М., 2000. 9. Зуев М.Н.История России. - М., 1999. 10. История Отечества. Энциклопедический словарь. - М., 2003. 11. История Отечества: люди, идеи, решения/ Сост. С.В. Мироненко. М., 1991. В 2-х кн. - М., 1991. 12. История Отечества: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений/ Отв. ред. В.Н. Шевелев. - М.; Ростов-на-Дону, 2004. 13. История России/ Под ред. А.В.Васильева, В.Я. Петатурова. Учебное пособие для вузов. - М., 2005. 14. История России / Под ред. В.А. Бердинских. Учебное пособие для вузов. - М., 2005. 15. История России (Россия в мировой цивилизации)/ Под ред. А.А. Радугина. - М., 2004. 16. История России IX-XXI вв. От Рюрика до Путина/ Под ред. Е.А. Перехова. - Ростов-на-Дону, 2003. 17. История России в вопросах и ответах: Учебное пособие / Сост. С.А. Киселев. - Ростов-на-Дону, 2001. 18. История и культура Отечества/ Под ред. В.В. Гуляевой. Учебное пособие для вузов. - М., 2007. 19. История России. IX-XX вв./ Под ред. Б.В. Леванова. - М., 1996. 20. История России. Курс лекций по истории России с древнейших времен до наших дней / Под ред. В.В. Личмана. - Екатеринбург, 1995. 21. История России. С древнейших времен до конца XX века / Под ред. А.Н. Сахарова: В 3 кн. - М., 1996. 22. История России. Учеб. пособие. В 2 т./ Под ред. С.В. Леонова. - М., 1997. 23. История России: эпоха Романовых / Под ред. В.В. Гуляевой. Учебное пособие для вузов. - М., 2008. 24. История Российского государства/Под ред. Ш.М. Мунчаева.-М., 2001. 25. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. - М., 1997. 26. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История Советского государства. Учебник для вузов. - М., 2002. 27. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М., Эриашвили. История Российского государства. - М.: Юнити, 2001. 28. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. - М., 2008. 29. Орлов А.С., Георгиев В.А. Основы курса истории России. - М., 2002. 30. Отечественная история / Под ред. Ш.М. Мунчаева. - М., 1998. 31. Отечественная история / Под ред. А.А. Радугина. - М., 2003. 32. Отечество. История, люди, регионы России. Энциклопедический словарь / Сост. А. Горкин, В. Карев. - М., 1999. 33. Политическая история Отечества. - Ставрополь, 2003. 34. Ратьковский И.С., Ходяков М.В. История Советской России. - СПб., 2001. 35. Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до наших дней. - М., 2007. 36. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. - М., 2005. 37. Семин В.П. Отечественная история. Учебное пособие для вузов. - М., 2008. 38. Семин В.П. Русская история: проблемы и спорные вопросы. Учебное пособие для вузов. - М., 2007. 39. Хрестоматия по истории России. В 4 т. - М., 1994. 40. Хрестоматия по истории СССР. - М., 1990. 41. Шаповалов В.Ф. Россиеведение. - М., 2001. 42. Шевелев В.Н. История России: Конспект лекций. Пособие для подготовки к экзаменам для студентов вузов. - Ростов-на-Дону, 2005. 43. Яковер А.Б. История России. М., 2001. б) Дополнительная 1. Адвиенко. История России XVIII – XIX века. М., 2002. 2. Барсенков А.С. Введение в современную российскую историю. 1985-1991. - М., 2002. 3. Барсенков А.С., Вдовин А.И. История России. 1938-2002. - М., 2003 4. Боффа Дж. История Советского Союза. В 2-х т. - М., 1990. 5. Верт Н. История Советского государства. 1900-1991. - М., 1992. 6. Геллер А., Некрич А. История России 1917-1995. Т. 1-4. - М., 1996. 7. Георгиев В.Н., Ерофеев Н.Д. История России XIX – начала XX века. - М.: ТК. Велби, 2004. 8. Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. История России (IX – начало ХХ в.): Тесты в помощь преподавателям и абитуриентам. - М., 1995. 9. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.). - М., 1998. 10. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XX век. - М., 1995. 11. Древняя Русь в свете зарубежных источников/ Под ред. Е.А. Мельниковой. - М., 1999. 12. Ибрагимов К.Х. История права собственности на землю в России: IX -начало XX в. – Нальчик, 2008. 13. История Отечества в лицах. С древнейших времен до конца XVII в. Биограф. Энциклопедия / Авт.-сост. С.А. Аветисян. - М., 1993. 14. История России XIX-XX в. / Под ред. В.А. Полякова. Волгоград, 2001. 15. История России 1861-1917. / Под ред. В.А. Федорова. - М., 1998. 16. История России в новейшее время (1945—2001) / Под ред. А.Б. Безбородова - М., 2001. 17. История России с древнейших времен до 1861 года / Под ред. Н.И. Павленко. - М., 2000. 18. История России с древнейших времен до конца XVII в. / Под ред. А.Н. Сахарова, А.П. Новосельцева. - М., 2001. 19. История России с начала XVIII до конца XIX века / Под ред. А.Н. Сахарова. - М., 2001. 20. История России. XX век / Под ред. В.П. Дмитренко. - М., 1996. 21. Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. - М., 1993. 22. Новейшая история Отечества. XX век: Учебник для вузов / Под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. В 2-х тт. - М., 1998. 23. Олейников Д.Н. История России с 1801 по 1917 г. Курс лекций. М., 2005. 24. Отечественная история. ХХ век / Под ред. А. Ушакова. - М., 1996. 25. Павленко Н.И., Андреев И.Л., Федоров В.А. История России с древнейших времен до 1861 г. - М., 2004. 26. Селезнев Г.К. Политическая история современной России. 1991-2001 гг. - М., 2001. 27. Соколов А.К. Лекции по советской истории. 1917-1940. - М., 1994. 28. Соколов А.К., Тяжельникова B.C. Курс советской истории. 1941 —1991. - М 1999. 29. Степанищев А.Т. История России IX-XVII вв. От российской государственности до Российской империи. М., 2007. 30. Троицкий Н.А. Лекции по русской истории. XIX века. - М., 1994. 31. Троицкий Н.А. Россия в XIX веке. Курс лекций. - М., 1997. 32. Филюшкин А.И. История России с древнейших времен до 1801 г. - М., 2004. 33. Хрестоматия по отечественной истории (1914-1945 гг.) / Под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. - М., 1996. 34. Щетинов Ю.А. История России. XX век. - М., 1998. в) Классические труды по русской истории: 1. Вернадский Г. Русская история. - М., 2001. 2. Карамзин Н.М. История государства Российского. В 4-х т. - М., 1988. 3. Ключевский В.О. Курс русской истории // Соч. в 9 т. Т. 1-5. - М., 1987-1990. 4. Любавский М.Л. Лекции по древней русской истории до конца XVI в. - СПб., 2002. 5. Любавский М.Л. Русская история XVII-XVIII вв. - СПб., 2002. 6. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3 т. - М., 1993-1995. 7. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. - СПб., 1997. 8. Платонов С.Ф. Учебник русской истории. - М., 1991. 9. Соловьев С.М. История России и древнейших времен. Т. 1-7. - М., 1989-1992. 10. Шмурло Е. Курс русской истории. Возникновение и образование Русского государства (862-1462). - СПб., 1998. Методические указания по подготовке к семинарским занятиям [2] Семинарское занятие представляет собой особую форму организации учебного процесса, в ходе которого студент должен приобрести умения получать новые учебные знания, их систематизировать и концептуализировать; оперировать базовыми понятиями и теоретическими конструктами учебной дисциплины; решать познавательные задачи; логично выстраивать устные и письменные тексты. Целью семинарских занятий является приобретение студентами новых знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности, развитие у них гуманитарного мышления и интеллектуальных способностей как средства индивидуального освоения учебной дисциплины. Все это требует тщательной подготовки к семинарским занятиям. Вначале надо ознакомиться с планом семинарского занятия, затем прочитать тексты рекомендованной литературы и найти информацию, необходимую для письменного ответа на поставленные вопросы. Чтобы логично выстроить ответ на вопрос, информацию надо систематизировать и концептуализировать в соответствии со следующим порядком: 1. Хронология исторических событий. 2. Историография (различные научные точки зрения по вопросу). 3. Причины исторических событий (экономические, социальные, политические, духовные, влияние международной обстановки). 4. Ход исторических событий (систематизируя знания по тому или иному вопросу, надо выделить основные этапы (направления) в развитии исторических событий, а затем описать и объяснить их). 5. Итоги и следствие исторических событий. 6. Значение (определяя значение тех или иных исторических событий, надо показать их историческую роль, дать оценку, выявить последствия). При подготовке к семинарским занятиям следует уделять внимание усвоению базовых понятий. При этом надо не «заучивать» то или иное понятие, а самостоятельно конструировать его содержание. В процессе этого конструирования вначале надо показать, какую предметную область определяет понятие, а затем охарактеризовать ее черты (признаки, функции). Например, государство - это основной институт политической системы общества, который выполняет функции административного управления, социальной интеграции и мобилизации, защиты национальных интересов и характеризуется наличием следующих признаков: 1) публичная власть; 2) единая территория; 3) подвластное население; 4) правовая система; 5) суверенитет; 6) налоги. С целью приобретения навыков усвоения знаний эмпирического характера путем их формализации необходимо выполнять задания, связанные с построением таблиц тематического содержания, типа «Русские князья IX—XIIIвв.», «Россия в Первой мировой войне», «Реформы 90-х гг. XX в. в России». Решение познавательных задач на доказательство и сравнение способствует активизации познавательной самостоятельности студентов и развитию логики исторического мышления. Выполнять такого рода задания надо в соответствии с определенными алгоритмами. Проведение семинара с элементами дискуссии является одной из действенных форм аудиторных занятий на основе и индивидуального, и группового подходов. Именно дискуссия создает условия эффективного накопления теоретических и фактических знаний, поскольку студент выступает в роли активного участника обсуждаемых вопросов. Однако здесь решается и задача самостоятельной подготовки студентов, так как без базового знания исторических событий и явлений, подходов в исторической науке нет возможности участвовать в дискуссии. Студент приобретает ораторские навыки и возможность практически применять полученную информацию в теории. Особое место в структуре семинарского занятия занимают учебные доклады, которые позволяют студентам продемонстрировать теоретические и эмпирические знания, умения систематизировать и концептуализировать историческую информацию, содержащуюся в учебных и научных текстах, в соответствии с планом доклада. Готовясь к докладу, надо прочитать рекомендованную литературу и составить простые планы прочитанных текстов, а затем составить план доклада, придерживаясь рекомендованной схемы: 1) время события, 2) историография вопроса, 3) теория вопроса, 4) причины события, 5) содержание события, 6) значение события. В докладе особое внимание следует уделять историографическим и теоретическим аспектам темы. На основе доклада затем пишутся рефераты. Обязательным условием подготовки рефератов является использование дополнительной литературы. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТЕМАТИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ДИСЦИПЛИНЫ «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ» ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЛЕКЦИОННЫМ И СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ
Русская историческая школа. Н.М. Карамзин и его «История государства Российского». Либеральное направление в историографии. Западники, славянофилы, К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин. С.М. Соловьев и «История России с древнейших времен». В.О. Ключевский и его «Курс русской истории». Либеральные историки конца XIX - начала ХХ в. П.Н. Милюков. Консервативное направление в историографии. Радикальное направление в историографии. Исторические взгляды декабристов. Оценка революционными демократами основных событий истории России. А.И. Герцен. Марксистское направление в историографии. Г.В. Плеханов, В.И. Ленин. Историческая наука в СССР. М.Н. Покровский. Литература: 1. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - Л., 1989. 2. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М., 1991. 3. Кочесоков Р.Х. Философия истории: вводный курс (материалы к спецкурсу). - Нальчик, 1996. 4. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1884 г. // Соч. Т. 48. 5. Тойнби А. Постижение истории. - М., 1991. 6. Шпенглер О. Закат Европы Т. 1. - М., 1993.
Феодальная война XV в. – выбор пути дальнейшего развития страны. Объединительная политика Ивана III. присоединение Новгорода. Предпосылки складывания самодержавных черт государственной власти. Значение женитьбы Ивана II на Зое Палеолог. Местничество. Начало складывания централизованного аппарата государственной власти. Судебник 1497 г. Русская церковь и государство. Нестяжатели и иосифляне.
Темы рефератов: · Русские города в период монгольского владычества. · Русское крестьянство в период ига: дискуссии последних лет. · Русская культура в период монгольского ига. · Экспансия с Запада и Востока на Русь в XIII в. · Хозяйство русских земель в XII – первой половине XIII вв · Экономика Руси в период монгольского владычества. · Место Руси в европейском сообществе во второй половине XIII - XIV вв. · Предпосылки, особенности и основные этапы формирования русского централизованного государства. · Феодальная война в России XV в. и ее последствия. Литература: 1. Алексеев Д.Г. Под знаменем Москвы. Борьба за единство Руси. - М., 1992. 2. Борисов Н.С. Иван Калита. - М., 1995. 3. Буганов В.И., Преображенский А.А., Тихонов Ю.А. Эволюция феодализма в России. Социально-экономические проблемы. - М., 1980. 4. Греков И.Б., Шахмагонова Ф.Ф. Мир истории. Русские земли в XIII-XV вв. - М., 1986. 5. Зимин А.А. Витязь на распутье: Феодальная война в России в XV в. - М., 1991. 6. Кучкин В.А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в Х-ХIV вв. - М., 1984. 7. Сахаров А.М. Образование и развитие Российского государства в XIV-XVII вв. - М., 1969. 8. Татаро-монголы в Азии и Европе. - М., 1977. 9. Шаскольский И.П. Борьба Руси против крестоносной агрессии на берегах Балтики в XII - XIII вв. - Л., 1978. 10. Юшко А.А. Московская земля IX—XIV вв. - М., 1991
Тема 4. Россия в XVI в. Опричнина и ее последствия. Опричнина – форсированная централизация без необходимых социально-экономических предпосылок. Причины и обстоятельства введения опричнины. Опричнина и земщина. Опричный террор. Отмена опричнины и ее итоги. Внешняя политика в XVI в. Задачи и основные направления внешней политики. Восточное направление. Завоевание Казанского Астраханского ханств и Сибирского ханств. Южное направление. Освоение «Дикого поля». Взаимоотношения России и Кабарды. Западное направление. Ливонская война. Причины неудачи России в войне.
Темы рефератов: · Василий III: человек и политик. · Причины обострения конфликта боярской оппозиции и великокняжеской власти в середине XVI в. · Запад-Россия-Восток: характер взаимоотношений и взаимовлияния в XVI в. · Сословно-представительная монархия в России XVI в. · Кризис в российском обществе 60-70-х гг. XVI в. · Социальный протест в России XVI в.: истоки, сущность, последствия. · Казанский и Астраханский походы Ивана Грозного. · У истоков российского казачества. · Иван Грозный: личность и политик. · Опричнина Ивана Грозного. · Русская православная церковь XVI в. · Россия XVI в. глазами иностранцев. · Земские соборы. Литература: 1. Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России. Государство Ивана Грозного. - Л., 1988. 2. Буганов В.И., Преображенский А.А., Тихонов Ю.А. Эволюция феодализма в России. Социально-экономические проблемы. - М., 1980. 3. Кобрин В.Б. Иван Грозный. - М., 1989. 4. Королюк В.Д. Ливонская война. - Л., 1984. 5. Скрынников Р.Г. Царство террора. - М., 1991. 6. Черепнин Л.В. Земские соборы Русского государства в XVI-XVII вв. - М., 1978. 7. Шмидт С.О. Становление российского самодержавства. - М., 1973. 8. Дзамихов К.Ф. Адыги – вехи истории. – Нальчик, 2008.
Подготовка и проведение крестьянской реформы. Отмена крепостного права. Аграрно-крестьянский вопрос к середине XIX в. Необходимость отмены крепостного права. Подготовка реформы: Секретный комитет, Рескрипт В.И. Назимову, Главный комитет, Редакционные комиссии. Манифест 19 февраля 1861 г. Услови
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 376; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.206.105 (0.014 с.) |