ТОП 10:

Россия на пути социально-экономической модернизации, переход к рыночной экономике. Замыслы и результаты (1991-2010 гг.).



Утверждение рыночной экономики: освобождение цен от государственного регулирования, приватизация и акционирование в промышленности, упразднение централизованно-фондовой системы распределения продукции и ресурсов, преобразование колхозов и совхозов, создание фермерских хозяйств и акционерных обществ, введение российской валюты, либерализация внешней торговли. Приватизация. Проблемы вывоза капиталов из страны и инвестиций (отечественных и иностранных) в ее экономику. Финансовый кризис 1998 г. Социально-экономический курс В.В. Путина – продолжение радикальных либеральных реформ. Особенности экономического роста. Удвоение ВВП и борьба с бедностью – приоритетные задачи. Состояние дел в сфере промышленности, сельского хозяйства, внутренней и внешней торговли. Социальные последствия кардинальных изменений в экономике. Национальные проекты. Россия в условиях мирового финансового кризиса 2008 года.

Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации(1991-2010 гг.)

Распад СССР и складывание новой геополитической ситуации в Европе и мире. Взаимоотношения РФ со странами дальнего Зарубежья. Отношения СССР и НАТО. Программа «Партнерство во имя мира». Позиция российского руководства по вопросу расширения НАТО на Восток. Принятие России в Совет Европы и подписание ею международного договора о всеобщем запрещении ядерных испытаний (1996). Россия и югославский кризис. Участие России в антииракской коалиции. Россия и страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Россия и страны ближнего Зарубежья. Договор о коллективной безопасности стран – членов СНГ. Договором союзе России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии. Союз между Россией и Белоруссией (1997). Отношения со странами, не вошедшими в СНГ. Достижения и нерешенные проблемы в сотрудничестве с государствами ближнего Зарубежья. Изменения во внешней политике России в 2000-2008 гг. События 8 августа 2008 года. Вмешательство России в военный конфликт Грузии против Южной Осетии и Абхазии. План «Медведева-Саркози». Новый виток переговоров о программе ПРО.

 

Темы рефератов:

· Социально-политический кризис в России осенью 1991 г.: причины, последствия, уроки.

· Конституция Российской Федерации 1993 г.

· Государственная Дума в 1993-2008 гг.

· Россия и страны СНГ: проблема взаимоотношений.

· Изменение геополитического положения России.

· Россия и Запад: характер взаимоотношений.

Литература:

1. Боффа Дж. От СССР к России. История неоконченного кризиса. 1964-1994. - М., 1994.

2. Жуков В.И. Реформы в России. 1985-1995 гг. - М., 1997.

3. История современной России. 1985-1994. - М., 1995.

4. Куда идет Россия? Альтернативы общественного развития. - М., 1994.

5. Национальная политика России: история и современность. - М., 1997.

6.Разделит ли Россия участь Союза ССР? Кризис межнациональных отношений и федеральная национальная политика. - М., 1993.

7. Селезнев Г.К. Политическая история современной России. 1991-2001 гг. - М., 2001.

8. Согрин В.В. Политическая история современной России. - М., 1994.

 

Вопросы для самопроверки.

Тема 1.

1. Каковы функции исторического сознания?

2. Кто является автором теории общественно-экономических формаций?

3. Какова сущность материалистического объяснения истории?

4. В чем конкретно состоят достоинства и недостатки формационного подхода?

5. Каков исходный тезис теории локальных цивилизаций,

6. К каким основным трем типам можно свести существовавшие в мире цивилизации?

Тема 2.

1. Какие территории занимали восточные славяне в VII-IX веках?

2. Какая отрасль хозяйственной деятельности преобладала у восточных славян?

3. Чем язычество отличается от мировых религий?

4. Какую роль сыграли варяги в образовании Киевского государства?

5. Какими причинами была обусловлена христианизация Руси?

6. Определите причины феодальной раздробленности на Руси.

7. В русле какого типа цивилизации развивался Новгород в период феодальной раздробленности?

Тема 3.

1. Кто и с какой целью инициировал поход крестоносцев на русские земли?

2. Как повлияло монголо-татарское иго на развитие русских земель?

3. Какой отпечаток наложило монголо-татарское иго на экономическую и политическую структуру Российского государства?

4. Почему именно Москва, а не Тверь стала центром объединения русских земель?

5. Почему в русской истории Куликовской битве придается такое большое значение?

6. Какую роль в объединении русских земель сыграл политический фактор?

7. Какие факты говорят о том, что на Руси не было достаточных экономических и политических предпосылок для складывания единого государства?

8. Когда произошло образование единого Российского государства?

Тема 4.

  1. Какие сословия участвовали в Земском соборе?
  2. Ограничивали ли Земские соборы власть царя?
  3. Какие функции выполняли наместники?
  4. Чем служба по отечеству отличается от службы по прибору?
  5. Каковы последствия опричнины?
  6. Существует ли взаимосвязь между опричниной и причиной поражения России в Ливонской войне?
  7. Чем отличается поворот Ивана IV от политики Избранной Рады к политике опричнины?

Тема 5.

  1. В чем состоял династический кризис?
  2. Каковы причины Смутного времени?
  3. В каких событиях Смутного времени проявился рост русского национального самосознания?
  4. Почему избрание царем Михаила Романова положило конец Смуте?
  5. Чем отличается абсолютная монархия от сословно-представительной?
  6. Почему окончательное закрепощение крестьян связывают с Соборным уложением?
  7. Чем был вызван раскол церкви?
  8. С чем связано падение роли Земских соборов во второй половине XVIII века?
  9. Можно ли считать XVIII век началом нового периода русской истории?

Тема 6.

  1. Были ли предпосылки и историческая необходимость в преобразованиях Петра I?
  2. Какие главные внешнеполитические задачи стояли перед Россией в конце XVII-начале XVIII века?
  3. Каковы причины, основные события и итоги Северной войны?
  4. В чем состояли особенности развития промышленности и торговли в первой четверти XVIII века?
  5. К чему сводились социальные преобразования Петра I?
  6. В чем проявилась противоречивость петровских преобразований?
  7. Чем объясняются причины дворцовых переворотов?

Тема 7.

  1. В чем выражалась политика «Просвещенного абсолютизма» Екатерины II?
  2. Была ли Екатерина II действительной сторонницей идей просветителей? какие существуют точки зрения по этому вопросу?
  3. Почему Екатерину II называют «Великой»?
  4. Каковы основные привилегии дворянства, закрепленные Екатериной II?
  5. Какие факты свидетельствуют об ужесточении крепостного права при Екатерине II?
  6. Какие территории отошли к России в результате трех разделов Польши?

Тема 8.

  1. Почему первый период царствования Александра I называют эрой либерализма?
  2. Какие реформы органов власти в России были осуществлены Александром I?
  3. Вскройте причины Отечественной войны 1812 г.?
  4. Назовите наиболее характерные проявления «аракчеевщины».
  5. В чем состоят причины поражения декабристов?
  6. Как западники представляли историческое развитие России?
  7. В чем славянофилы не соглашались с западниками?
  8. В чем состоит сущность теории «русского крестьянского социализма»?

Тема 9.

1. Каковы причины отмены крепостного права?

2. Как изменялось положение крестьян после отмены крепостного права?

3. В чем состояла суть судебной реформы 1864 г.?

4. Что входило в компетенцию земств?

5. По какому пути стала развиваться Россия после отмены крепостного права?

6. Почему народники встали на путь террора?

7. Какими причинами было вызвано развитие марксизма в России?

8. Назовите особенности российского либерализма.

Тема 10.

1. Почему первую революцию в России определяют как буржуазно-демократическую?

2. Охарактеризуйте основные этапы революции.

3. Проследите, как проходило формирование политических партий в России?

4. Почему царизм разогнал первую и Вторую Государственную думу?

5. Назовите основные элементы Столыпинской аграрной реформы.

6. Решила ли реформа Столыпина аграрный вопрос?

7. Кратко охарактеризуйте военные кампании на восточном фронте в ходе Первой мировой войны.

Тема 11.

1. Назовите причины Февральской революции.

2. В чем заключается итог революции?

3. Охарактеризуйте сущность двоевластия.

4. Чем были вызваны кризисы власти временного правительства?

5. Охарактеризуйте деятельность большевиков по подготовке и проведению вооруженного восстания.

6. Какие политические и экономические преобразования осуществила Советская власть в первые месяцы своего существования?

7. Определите причины Гражданской войны.

8. Что из себя представляла политика «военного коммунизма»?

Тема 12.

1. Почему от политики военного коммунизма большевики перешли к новой экономической политике?

2. Назовите основные элементы нэпа.

3. Сопоставьте взгляды В.И. Ленина и И.В. Сталина по опросу объединения Советских республик.

4. Назовите источник индустриализации страны.

5. Всех ли в ЦК ВКП(б) устраивали форсированные темпы индустриализации?

6. В чем состояла суть коллективизации сельского хозяйства? Подумайте над тем, почему в ходе коллективизации по отношению к крестьянам широко применялись насильственные методы?

7. Назовите, в чем состояли цели культурной революции.

8. Существовала ли взаимосвязь между военно-коммунистическими методами управления и политическими репрессиями?

Тема 13.

  1. Какая взаимосвязь существовала между экономическим кризисом 1929-1933 гг. и приходом Гитлера к власти?
  2. Охарактеризуйте основные этапы внешней политики СССР в 30-е годы ХХ века.
  3. Охарактеризуйте начало и ход Второй мировой войны.
  4. Почему Гитлеру потребовался план молниеносной войны?
  5. В чем состоял просчет Сталина в оценке военно-стратегической ситуации накануне войны?
  6. Дайте краткую характеристику основных периодов Великой Отечественной войны.
  7. Почему коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны связывается с битвами под Сталинградом и на Курской дуге?
  8. Назовите факторы, способствовавшие победе Советского Союза в Великой Отечественной войне.

Тема 14.

1. В чем состояла основная задача четвертой пятилетки?

2. Назовите факторы, способствовавшие быстрому послевоенному восстановлению народного хозяйства СССР.

3. Чем обусловлен разгром культуры и некоторых областей науки в послевоенный период?

4. Расскажите об основных вехах развития промышленности и сельского хозяйства в послевоенный период.

5. Почему первые попытки либерализации советского общества не доведены до конца?

6. Охарактеризуйте точки зрения на причины отстранения Н.С. Хрущева от власти.

7. Определите причины «холодной войны» и ее зачинщиков.

Тема 15.

1. Дайте характеристику основных достижений и этапов научно-технической революции.

2. В какой мере НТР повлияла на социально-экономическое развитие Советского Союза?

3. Почему возникла идеологическая необходимость в концепции развитого социализма?

4. В чем отличие интенсивного и экстенсивного путей развития экономики?

5. Почему брежневское руководство не сумело перевести экономику на интенсивные рельсы.

6. Что на Западе было принято называть «Доктриной Брежнева»?

7. Какими факторами был обусловлен переход от конфронтации к разрядке и сотрудничеству?

Тема 16.

1. Была ли объективная необходимость в перестройке?

2. Как в партийных документах определялись цели перестройки?

3. В чем состоял смысл реформы политической системы в годы перестройки?

4. Охарактеризуйте цель политической реформы М.С. Горбачева и ее результаты.

5. Перечислите основные положения «нового политического мышления».

6. Почему произошел распад СССР и можно ли было его предотвратить?

Тема 17.

1. Как изменилась политическая система России в первой половине 90-х годов ХХ века?

2. Чем был вызван конституционный кризис 1993 г.?

3. Каковы последствия либерализации цен?

4. Что такое чековая приватизация?

5. Эффективна ли рыночная экономика России? Насколько замыслы реформ соответствуют результатам?

6. Охарактеризуйте отношения России со странами НАТО и СНГ

7. Что означает понятие «укрепление вертикали власти»?

8. Какие Национальные проекты осуществляются в Российской Федерации?

9. Дайте оценку событиям 8 августа 2008 года и их последствиям.

10. Каково содержание плана «Медведева-Саркози»?

Шкала итоговой оценки по дисциплине «Отечественная история».

 

Пересчет полученной суммы баллов по предмету в оценку производится по шкале:

- «отлично», если сумма баллов равна или больше 91 балла;

- «хорошо», если сумма баллов находится в пределах 81-90;

- «удовлетворительно», если сумма баллов составляет 61-80;

- «неудовлетворительно», если сумма баллов менее или равна 60.

 

Оценки по пятибалльной шкале
сумма баллов название числовой эквивалент
91 – 100 отлично
81 – 90 хорошо
61 – 80 удовлетворительно
36 – 60 неудовлетворительно   2 (Fx)
0 – 35 2 (F)

 

Порядок и сдача экзамена.

Изучение дисциплины «Отечественная история» проводится в течении одного семестра, в конце сдается экзамен в письменной форме. Для допуска к экзамену по дисциплине «Отечественная история» студент должен набрать в ходе текущего и рубежного контроля не менее 36 баллов. Если суммарное число баллов меньше 36, то студент не допускается к экзамену по данной дисциплине.

На экзамене студент может получить 15-30 баллов. Если ответы студента на экзамене оцениваются суммой менее 15, то студенту выставляется «0» баллов. Ведущий преподаватель оценивает студентов по результатам текущей успеваемости (т.е. трем рубежным точкам) и может в совокупности выставить 70 баллов.

Экзамен по курсу «Отечественная история» проводится в письменной форме. Являясь продолжением учебно-познавательного процесса, экзамен выступает одной из форм его контроля и методом определения качества знаний, умений и навыков студентов. В ходе экзамена по курсу «Отечественная история» студент должен продемонстрировать 1) эмпирические и теоретические знания, 2) навыки концептуализации и систематизации полученных знаний, 3) умение решать познавательные задачи.

Письменный ответ на вопросы билета студент должен изложить в следующем порядке: 1) Хронология. 2) Историография. 3) Теория вопроса. 4) Причины (экономические, социальные, политические, духовные). 5) Ход события (основные этапы или направления). 6) Значение (роль, оценка, последствия).

Во избежание субъективизма экзамен проводит кафедральная комиссия в составе трех человек (как правило, зав. кафедрой и два члена комиссии, за исключением ведущего преподавателя и его ассистента). Студент имеет право обратиться в деканат или на кафедру Отечественной истории с просьбой ознакомиться с письменной экзаменационной работой и получить разъяснения по поводу выставленной оценки.

ПЕРЕЧЕНЬ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ И РЕЙТИНГОВЫХ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ»

1. Сущность, формы и функции исторического сознания.

2. Происхождение и характер хозяйственной жизни древних славян. Их верования и обычаи.

3. Киевская Русь: политическое социально-экономическое и культурное развитие, взаимоотношения с соседями.

4. Причины, сущность и особенности феодальной раздробленности в Европе и на Руси. Владимиро-Суздальское и Галицко-Волынское княжества, Новгородская земля.

5. Русь во враждебном окружении (XIII-XIV вв.). Монголо-татарское нашествие. Отражение агрессии немецких и шведских феодалов.

6. Предпосылки и особенности государственной централизации на Руси и в Западной Европе. Начало возвышения Москвы в XIV в.

7. Взаимоотношения Руси и Орды в XIV-XV вв.

8. Объединительный процесс в XV в. Княжение Ивана III. Политический строй и социально-экономическое развитие России в XV в.

9. Начало правления Ивана IV Грозного. Реформы Избранной Рады. Сословно-представительная монархия. Бояре и дворяне.

10. Опричнина и ее последствия.

11. Внешняя политика в XVI в.

12. Смутное время начала XVII в.

13. Социально-экономическое и политическое развитие России в эпоху первых Романовых. Эволюция крепостного права.

14. Внешняя политика России в XVII в.

15. Россия при Петре I: а) Северная война и военные реформы; б) реформы органов управления; в) социальная политика Петра; г) экономическое развитие России в первой четверти XVIII в. Мануфактурно-промышленное производство; д) культурные преобразования.

16. Россия при преемниках Петра I (1725-1762 гг.).

17. Политика «просвещенного абсолютизма» Екатерины II.

18. Внешняя политика России во второй половине XVIII в.

19. Культура России при Екатерине II.

20. Эпоха царствования Александра I. Война 1812 г.

21. Восстание декабристов и кризис российского абсолютизма в эпоху правления Николая I.

22. Общественная мысль в России первой половины XIX в. Западники и славянофилы.

23. XIX век - «золотой век» русской культуры.

24. Подготовка и проведение крестьянской реформы 1861 г. Отмена крепостного права.

25. Либеральные реформы 60-70-х гг. XIX в. и контрреформы Александра III. Утверждение капитализма в России.

26. Общественные движения в России во второй половине XIX в.

27. Обстановка в стране в начале ХХ века. Первая русская революция (1905-1907гг.).

28. Начало российского парламентаризма. Политические партии в России: их генезис, классификация, программа и тактика.

29. Столыпинская аграрная реформа.

30. Россия в условиях Первой мировой войны и общенационального кризиса.

31. Февральская революция. Двоевластие.

32. Россия: от февраля к октябрю 1917 г. Победа Октябрьской революции.

33. Первые политические и экономические преобразования Советской власти (1917-1918 гг.).

34. Гражданская война и политика «военного коммунизма».

35. Социально-экономическое развитие страны на основе НЭПа.

36. Формирование однопартийного режима. Образование СССР.

37. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия: а) индустриализация страны; б) коллективизация сельского хозяйства; в) культурная революция.

38. Сопротивление установлению личной власти Сталина. Политические репрессии (19201-1930-е гг.).

39. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. Приход Гитлера к власти.

40. Внешняя политика СССР накануне и в начальный период Второй мировой войны.

41. Начало Великой Отечественной войны, ее цели и характер. Причины неудач Советского Союза на начальном этапе войны.

42. Коренной перелом в ходе войны и ее победоносное завершение. Всемирно-историческое значение и уроки Великой Отечественной войны.

43. Восстановление и дальнейшее развитие народного хозяйства (1946-1965 гг.).

44. Общественно-политическая жизнь во второй половине 40-х - начале 50-х годов: а) ужесточение репрессий; б) политика в области культуры; в) борьба с космополитизмом.

45. Первые попытки либерализации советского общества во второй половине 1950-х - начале 1960-х годов ХХ в.

46. Внешняя политика Советского Союза в условиях «холодной войны» (в период с 1945г. по 1965г.).

47. НТР и ее влияние на ход общественного развития во второй половине 1960-х - первой половине 1980-х гг. ХХ века.

48. Социально-экономическое развитие СССР в середине 1960-х-первой половине 1980-х годов ХХ века. Нарастание кризисных явлений.

49. Внешняя политика СССР в 1965-1985 гг. Переход от конфронтации к разрядке и сотрудничеству.

50. Перестройка в СССР - курс на обновление советского общества. Реформы Горбачева и их противоречивость.

51. Внешняя политика СССР в 1985-1991 гг. Новое политическое мышление.

52. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Образование СНГ.

53. Реформы политической системы в 1991-2010 гг. Становление новой российской государственности.

54. Россия на пути социально-экономической модернизации переход к рыночной экономике (1991-2010 гг.). Замыслы и результаты.

55. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации (1991-2010 гг.).

 

 

___________

УЧЕБНОЕ ИЗДАНИЕ

Дзамихов Касболат Фицевич

Апажева Елена Хасановна

Асанов Виктор Нухович

Ашхотов Рудольф Магомедович

Коновалов Андрей Анатольевич

Лаврова Наталья Сергеевна

Хафизова Марина Гидовна

 

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ:

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

 

Регистрационный номер от

В печать . Печать трафаретная усл.п.л., уч.-изд.л.

Формат 60 х 841/16. Тираж экз. Заказ №

Кабардино-Балкарский государственный университет

им. Х.М. Бербекова 360004, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173

________________________________________________________

Ротапринт КБГУ

360024, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173.

 

 


[1] Тематика лекций и семинарских занятий по курсу Отечественная история является идентичной

[2] Лубский А.В., Ермоленко Т.Ф. Отечественная история. Учебно-методический комплекс учебной дисциплины / Отв. ред. В.Н. Шевелев. Ростов-на-Дону, 2006.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.191.31 (0.028 с.)