Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Россия в годы перестройки и на современном этапе
УДК 94 ББК 63.3(0) М-54
Методические указания по дисциплине «История» / сост. А.Н. Демидова, Т.П. Назарова, О.В. Носова, Г.В. Казаков, С.В. Кривинченко, М.С.Маслов. – Волгоград: Волгоградский ГАУ, 2012. – 25 с.
Данные методические указания по изучению основных событий всемирной истории, истории России и родного края - Волгоградской области - включают: тематику лекционных и семинарских занятий, списки рекомендуемых источников и литературы, темы рефератов и контрольных вопросов к экзамену. Методические указания составлены согласно ФГОС третьего поколения и предназначены для бакалавров I курса всех направлений подготовки Волгоградского государственного аграрного университета (очной и заочной формы), а также в помощь преподавателям.
Рекомендовано методической комиссией факультета социально-гуманитарного и дополнительного образования от 27 февраля 2012 г., протокол № 6.
Введение Преподавание истории направлено на формирование у студентов целостного представления об этапах всемирно-исторического процесса, основных закономерностях политического, социально-экономического и культурного развития России и мира в целом, о месте нашей страны в истории Европы и Азии и проблемах взаимодействия народов. История показывает единство народов нашего Отечества с народами других стран мира и в первую очередь, с нашими ближайшими соседями - народами Европы и Азии. Несмотря на дальние расстояния, разные условия жизни и темпы развития, миллионные человеческие коллективы тесно связаны между собой. Цели преподавания дисциплины связаны с широкомасштабной задачей формирования в стенах вуза высококультурных специалистов сельского хозяйства нового поколения, имеющих широкий кругозор, владеющих большой информацией об историческом и культурном богатстве своего народа, своей страны России, родного края – Волгоградской области. История акцентирует внимание на достижениях русского народа в разных сферах человеческой деятельности, его подвигах и заслугах, дает ответ на вопрос - что составляет гордость и славу на жизненном пути народов. Прошедшие поколения передают нам в наследство свои трудовые навыки, опыт, материальные и духовные достижения. Каждое поколение учится на своем собственном опыте, но одно из главных предназначений истории – учет всего накопленного человечеством исторического опыта в целях избежания прошлых ошибок в настоящем и будущем. История дает нам возможность познать процесс создания человеческого общества на территории нашей страны, выявить ступени развития этого процесса на протяжении веков, сопоставить это развитие со всем ходом движения человечества, обогатить свою память, свой разум знанием законов этого развития. Изучение истории призвано помочь студентам ориентироваться в современной общественно-политической и экономической ситуации. Подлинная культура и нравственный облик будущих специалистов сельского хозяйства Волгоградской области, их дела и поступки неразрывно связаны с родовыми корнями. Целью изучения истории является восстановление исторической преемственности поколений, передача культурных традиций и развитие у современной молодежи патриотических чувств. Изучение истории Волгоградской области имеет научное значение для исследования ее населенных пунктов, что в будущем позволит наиболее полно выявить и задействовать экономический, политический и культурный потенциал районов области. Изучение курса «Истории» способствует формированию следующих общекультурных компетенций: - способность представить современную картину мира на основе целостной системы научных знаний, ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры; - способность к анализу социально-значимых процессов и явлений, к ответственному участию в общественно-политической жизни к осуществлению просветительной и воспитательной деятельности в сфере публичной и частной жизни; - активную гражданскую позицию, интегрированность в современное общество, нацеленность на его совершенствование на принципах гуманизма и демократии; - свободное владение письменной и устной речью; - способность использовать профессионально-ориентированную риторику, владение методами создания понятных текстов; - способность к социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, демонстрируя уважение к историческому наследию и культурным традициям, толерантность к другой культуре, готовность к поддержанию партнерских отношений. - способность получать и обрабатывать информацию из различных источников, готовность интерпретировать, структурировать и оформлять ее в доступном для других виде; - владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, систематизации, постановке целей и выбору путей их достижения, умение логически верно аргументировано и ясно строить свою речь; - использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач; - способность к анализу социально-значимых процессов и явлений, к ответственному участию в общественно-политической жизни.
Знать прошедшее помогает во многом понять настоящее и предвидеть будущее. Тематический план лекционных и семинарских занятий а) Тематика лекционных занятий:
б) Тематика семинарских занятий:
Содержание лекционных занятий 1.Введение в изучение истории: предмет истории России, ее методологические принципы, категории и функции, методы и источники изучения истории. (2 часа). Значение термина "история". История как наука. Соотношение истории с другими науками. Функции и категории истории. Понятие исторического источника. Классификация источников. Источники по истории России. Основные подходы в изучении истории: формационный, цивилизационный, схема Тоффлера. Основные методы изучения истории России: синхронно-исторический, ретроспективный, сравнительный, диахронный. Основные направления современной исторической науки. История России – неотъемлемая часть всемирной истории. 2.Древнерусское государство в IХ-ХI вв. (2 часа). Пути политогенеза и этапы образования государства в свете современных научных данных. Разные типы общностей в догосударственный период. Проблемы этногенеза и роль миграций в становлении народов. Специфика цивилизаций (государство, общество, культура) Древнего Востока и античности. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблемы этногенеза восточных славян. Социально-экономические и политические предпосылки образования Древнерусского государства. "Военная демократия" как форма общественных отношений у славян. Норманская теория происхождения государственности. Три крупных политических центра. Древняя Русь и кочевники. Византийско-русские контакты. Соседи Древней Руси в IX – XI вв.: Византия, славянские страны, Западная Европа, Хазария, Волжская Булгария. Международные связи древнерусских земель. Культурные влияния Востока и Запада. Принятие христианства и его значение для Руси. Распространение ислама. Киевская Русь как раннефеодальная монархия. Концепции «государственного феодализма» и «общинного строя». Феодализм Западной Европы и социально-экономический строй Древней Руси: сходства и различия. Властные традиции и институты в государствах Восточной, Центральной и Северной Европы в раннем средневековье; роль военного вождя. Государственный строй. Вече. Десятичная система управления. Дворцово-вотчинное управление. Административные реформы князей. "Русская правда" - свод древнерусского феодального права.
3.Государственная раздробленность Древней Руси XII-XIII вв. Борьба народов Руси за независимость в XIII в. (2 часа). Средневековье как стадия исторического процесса в Западной Европе, на Востоке и в России: технологии, производственные отношения и способы эксплуатации, политические системы, идеология и социальная психология. Эволюция восточно-славянской государственности в XI-XII вв. Причины и особенности феодальной раздробленности на Руси. Основные тенденции социально-экономического, политического и культурного развития русских княжеств в XIII – XIV вв. (Новгородской феодальной республики, Галицко-Волынской земли и Владимиро-Суздальского княжества). Образование монгольской державы. Социальная структура монголов. Причины и направления монгольской экспансии. Улус Джучи. Ордынское нашествие; иго и дискуссия о его роли в становлении Русского государства. Тюркские народы России в составе Золотой Орды. Экспансия Запада. Александр Невский. 4.Объединение русских земель. Образование Московского государства (XIV-начало XVI вв.) (2 часа). Предпосылки и основные этапы образования единого государства. Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого Российского государства. Возвышение Москвы. Куликовская битва и ее значение. Феодальная война второй четверти XV в. и дальнейшее объединение земель вокруг Москвы. Иван III и Василий III. Централизованная система управления. Судебник 1497. Значение образования Российского государства.
5.Российское государство в XVI–ХVII в. (2 часа). XVI-XVII вв. в мировой истории. Великие географические открытия и начало Нового времени в Западной Европе. Эпоха Возрождения. Реформация и её экономические, политические, социокультурные причины. «Новое время» в Европе как особая фаза всемирно-исторического процесса. Стабильная абсолютная монархия в рамках национального государства – основной тип социально-политической организации постсредневекового общества. Развитие капиталистических отношений. Дискуссия об определении абсолютизма. Абсолютизм и восточная деспотия. Иван Грозный и укрепление государственной власти. Реформы 1550-х гг. Боярская дума и "Избранная рада". Земские соборы. Земские и губные избы. Опричнина и ее последствия. Усиление крепостничества в конце XVI в. Формирование сословной системы организации общества. Присоединение к России Казанского, Астраханского ханств и Западной Сибири к России. Борьба за выход к Балтийскому морю. Ливонская война. Добровольное вхождение ряда народов Поволжья и Урала в состав Российского государства. Социально-экономический и политический кризис государства в начале XVII в. Крестьянская война под предводительством Ивана Болотникова. Борьба русского народа против польско-шведских интервентов. Захват Москвы польскими феодалами. Народное ополчение под руководством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Изгнание захватчиков. Экономическое и политическое развитие России в XVII в. Зарождение всероссийского рынка, формирование капиталистических отношений. Усиление самодержавной власти и полное закрепощение крестьян. Крестьянская война под предводительством Степана Разина. Причины поражение и значение народных восстаний в XVII в. Воссоединение Украины с Россией и его значение. 6. Эпоха петровских преобразований. Российская империя в XVIII в. (2 часа). XVIII в. в европейской и мировой истории. Проблема перехода в «царство разума». Россия и Европа: новые взаимосвязи и различия. Россия на рубеже XVII-XVIII вв. Причины отставания России от передовых европейских стран. Предпосылки внутренних преобразований и необходимость выхода к морям. Государственная деятельность Петра I. Реформы государственного и местного управления. Коллегии. Ограничение роли церкви. Табель о рангах. Сенат. Военные реформы. Основание Петербурга. Северная война и ее значение. Провозглашение империи и диктаторская политика Петра I. Предпосылки и особенности складывания Российского абсолютизма. Окончательный переход от сословно-представительной монархии к абсолютной. Дискуссии о генезисе самодержавия и российском абсолютизме. Расширение привилегий дворянства в России в середине ХVIII в. Дворцовые перевороты. Кризис крепостнической системы во второй половине ХVIII в. Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева и ее значение. Россия и Европа в XVIII веке. Изменения в международном положении империи. Русская культура XVIII в.: от петровских инициатив к «веку просвещения». Пути трансформации западноевропейского абсолютизма в XVIII в. Европейское Просвещение и рационализм. Влияние идей Просвещения на мировое развитие. Европейские революции XVIII-XIX вв. Французская революция и её влияние на политическое и социокультурное развитие стран Европы. "Просвещенный абсолютизм" в России. Доктрина и практика государственного либерализма. "Наказ" Екатерины II. Законодательная комиссия 1767-1768 гг. Реформа Сената. Губернская реформа 1785г. Жалованные грамоты дворянству и городам 1785г. Внутренняя и внешняя политика Павла I.
7.Российская империя в первой половине XIX в. (2 часа). Основные тенденции развития всемирной истории в XIX в. Особенности и основные этапы экономического развития России. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Александр I и М.М. Сперанский. Реорганизация высшего государственного управления: Государственный совет, министерства, кабинет министров. Отечественная война 1812 г. и ее историческое значение. Подъем общественного движения против крепостничества и самодержавия. Восстание 14 декабря 1825 г. в Петербурге и его влияние на развитие русской общественной мысли. Внутренняя и внешняя политика Николая I. Промышленный переворот; ускорение процесса индустриализации в XIX в. и его политические, экономические, социальные и культурные последствия. 8.Российская империя во второй половине XIX в. (2 часа). Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в. Император Александр II. Реформы и реформаторы в России. Формирование всесословного самоуправления: земская реформа. Судебная реформа. Военная реформа. Развитие Европы во второй пол. XIX в. Франко-прусская война. Бисмарк и объединение германских земель. Александр III. Контрреформы. Усиление сословно-административной роли дворянства. Русская культура XIX в. и ее вклад в мировую культуру.
9.Россия в начале ХХ в. 1917 год: смена политических режимов. (2 часа). Капиталистические войны конца XIX – начала ХХ вв. за рынки сбыта и источники сырья. Завершение раздела мира и борьба за колонии. Политика США. Особенности становления капитализма в колониально зависимых странах. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма. Социальная трансформация общества. Политические, экономические, социальные противоречия России в началеXXвека. Объективная потребность индустриальной модернизации страны. Кризис самодержавия. Николай II. Бюрократическая система. В.К. Плеве и С.Ю. Витте. Национальная политика царизма. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Подъем крестьянского и рабочего движения в начале ХХ в. Политические партии России: генезис, классификация программы, тактика. Причины, основные события и последствия Первой русской революции 1905-1907 гг. Манифест 17 октября 1905 г. и генезис политических партий в России. Государственная Дума в России. Россия в системе международных отношений в началеXX века. Причины и характер I мировой войны. Подготовка к войне и военные планы воюющих сторон. Основные военные действия на Восточном фронте в 1914-1916 гг. Итоги I мировой войны. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Причины, основные движущие силы Февральской революции 1917 г. Свержение царизма. Двоевластие. Возникновение Советов рабочих и солдатских депутатов и создание буржуазного Временного правительства.
10.Гражданская война и военная интервенция. СССР в 20-30-е гг. ХХ в. (2 часа). Октябрь 1917 г. и установление в России Советской власти. II Всероссийский съезд Советов и первые декреты большевиков. Конституция 1918 г. Гражданская война и интервенция и их последствия для России. Российская эмиграция. Период "военного коммунизма". Контроль государства над экономикой и социальной сферой, начало складывания административно-командной системы. Политический кризис конца 1920-весна 1921 гг. Кризис правящей ВКП(б). НЭП. Социально - экономическое развитие страны в 20-е гг. Образование СССР. Культурная жизнь 20-е гг. Внешняя политика. Политическая система и социально-экономические преобразования в 30- е годы. Индустриализация. Коллективизация. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Сущность и основные черты тоталитарного государства. Усиление режима личной власти Сталина. Превращение партии в организацию чиновников. Усиление роли карательных органов. Создание партийно-полицейского государства. Массовые репрессии и политические процессы 30-х годов. Сопротивление сталинизму в СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Капиталистическая мировая экономика в межвоенный период. Мировой экономический кризис 1929 г. и «великая депрессия». Альтернативные пути выхода из кризиса. Государственно-монополистический капитализм. Кейнсианство. Идеологическое обновление капитализма под влиянием социалистической угрозы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, фашизм и национал-социализм.
11. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. СССР в послевоенный период (1945-1953 гг.). (2 часа) Предпосылки и ход Второй мировой войны. Создание антигитлеровской коалиции. Выработка союзниками глобальных стратегических решений по послевоенному переустройству мира (Тегеранская, Ялтинская, Потсдамская конференции). СССР накануне и в начальный период 2-й мировой войны. Нападение фашисткой Германии на СССР. Причины и характер Великой Отечественной войны. Мероприятия ЦК партии и Советского правительства по организации всенародного отпора врагу. Основные военно-стратегические кампании в ходе войны - Московская, Сталинградская, Курская битва. Вклад советского тыла в разгром врага. Создание военной экономики на востоке страны. Военные действия стран антигитлеровской коалиции в Европе в 1944-1945 гг. Капитуляция Германии. Потсдамская конференция. Разгром Японии. Окончание II мировой войны, ее итоги и уроки. Всемирно-историческое значение победы Советского Союза. Восстановление и развитие народного хозяйства, трудности послевоенной жизни и их преодоление. Развитие промышленности и сельского хозяйства. Засуха 1946 г. Отмена карточной системы. Денежная реформа. Государственные займы у населения. Общественно-политическая и культурная жизнь страны. Влияние Великой Отечественной войны на рост самосознания советского народа. Деформирующее воздействие культа личности Сталина и административно-командной системы. Насильственное переселение народов. Новая волна репрессий. Холодная война. Европе. Римский договор и создание ЕЭС. Капиталистическая мировая экономика и социалистические модели (СССР, КНР, Югославия). Доминирующая роль США в мировой экономике.
12.СССР в 1953-1964 гг.: попытки реформирования (2 часа). Борьба в политическом руководстве страны после смерти И.В. Сталина. Н.С. Хрущев. ХХ съезд КПСС и начало десталинизации общества. Меры по преодолению культа личности Сталина, укреплению правопорядка. Начало политических реабилитаций и восстановления национальных автономий. Партийная и государственная деятельность Н.С. Хрущева. Достижения в области науки и техники. Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития. Курс на ускорение научно-технического прогресса. Меры по преодолению отставания сельского хозяйства, начало освоение целинных и залежных земель. Меры по улучшению благосостояния народа. Внешняя политика СССР в середине 50-х-начале 60-х годов. Карибский кризис 1962 г. Борьба СССР за мир и безопасность народов, за мирное сосуществование государств.
13. СССР в середине 1960-х-начале 1980-х гг. (2 часа) Приход к власти Л.И. Брежнева. Экономические реформы середины 60-х гг. и их провал. Нарастание диспропорций, кризисных явлений в экономике и социальной сфере. Состояние сельского хозяйства. Основные черты общественно-политической жизни. Конституция 1977 г. Нарастание оппозиционных настроений. Внешняя политика СССР во второй половине 1960-х гг. Ослабление международной напряженности в начале 70-х гг. Хельсинское совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Договоры СССР и США об ограничении вооружений. Обострение международных отношений в конце 1970-начале 1980-х гг. и его причины. Ввод советских войск в Афганистан и его последствия.
Содержание практических занятий Тема 1. Русь в IХ - ХIII вв. (2 часа) 1. Политические, социально-экономические предпосылки образования государства у восточных славян в 6 – 9 вв. 2. Норманская и антинорманская теории образования древнерусского государства. 3. Этапы становления Древнерусского государства (от Рюрика до Ярослава Мудрого). 4. Крещение Руси и его последствия. 5. Русь и Золотая Орда: характер взаимоотношений.
УДК 94 ББК 63.3(0) М-54
Методические указания по дисциплине «История» / сост. А.Н. Демидова, Т.П. Назарова, О.В. Носова, Г.В. Казаков, С.В. Кривинченко, М.С.Маслов. – Волгоград: Волгоградский ГАУ, 2012. – 25 с.
Данные методические указания по изучению основных событий всемирной истории, истории России и родного края - Волгоградской области - включают: тематику лекционных и семинарских занятий, списки рекомендуемых источников и литературы, темы рефератов и контрольных вопросов к экзамену. Методические указания составлены согласно ФГОС третьего поколения и предназначены для бакалавров I курса всех направлений подготовки Волгоградского государственного аграрного университета (очной и заочной формы), а также в помощь преподавателям.
Рекомендовано методической комиссией факультета социально-гуманитарного и дополнительного образования от 27 февраля 2012 г., протокол № 6.
Введение Преподавание истории направлено на формирование у студентов целостного представления об этапах всемирно-исторического процесса, основных закономерностях политического, социально-экономического и культурного развития России и мира в целом, о месте нашей страны в истории Европы и Азии и проблемах взаимодействия народов. История показывает единство народов нашего Отечества с народами других стран мира и в первую очередь, с нашими ближайшими соседями - народами Европы и Азии. Несмотря на дальние расстояния, разные условия жизни и темпы развития, миллионные человеческие коллективы тесно связаны между собой. Цели преподавания дисциплины связаны с широкомасштабной задачей формирования в стенах вуза высококультурных специалистов сельского хозяйства нового поколения, имеющих широкий кругозор, владеющих большой информацией об историческом и культурном богатстве своего народа, своей страны России, родного края – Волгоградской области. История акцентирует внимание на достижениях русского народа в разных сферах человеческой деятельности, его подвигах и заслугах, дает ответ на вопрос - что составляет гордость и славу на жизненном пути народов. Прошедшие поколения передают нам в наследство свои трудовые навыки, опыт, материальные и духовные достижения. Каждое поколение учится на своем собственном опыте, но одно из главных предназначений истории – учет всего накопленного человечеством исторического опыта в целях избежания прошлых ошибок в настоящем и будущем. История дает нам возможность познать процесс создания человеческого общества на территории нашей страны, выявить ступени развития этого процесса на протяжении веков, сопоставить это развитие со всем ходом движения человечества, обогатить свою память, свой разум знанием законов этого развития. Изучение истории призвано помочь студентам ориентироваться в современной общественно-политической и экономической ситуации. Подлинная культура и нравственный облик будущих специалистов сельского хозяйства Волгоградской области, их дела и поступки неразрывно связаны с родовыми корнями. Целью изучения истории является восстановление исторической преемственности поколений, передача культурных традиций и развитие у современной молодежи патриотических чувств. Изучение истории Волгоградской области имеет научное значение для исследования ее населенных пунктов, что в будущем позволит наиболее полно выявить и задействовать экономический, политический и культурный потенциал районов области. Изучение курса «Истории» способствует формированию следующих общекультурных компетенций: - способность представить современную картину мира на основе целостной системы научных знаний, ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры; - способность к анализу социально-значимых процессов и явлений, к ответственному участию в общественно-политической жизни к осуществлению просветительной и воспитательной деятельности в сфере публичной и частной жизни; - активную гражданскую позицию, интегрированность в современное общество, нацеленность на его совершенствование на принципах гуманизма и демократии; - свободное владение письменной и устной речью; - способность использовать профессионально-ориентированную риторику, владение методами создания понятных текстов; - способность к социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, демонстрируя уважение к историческому наследию и культурным традициям, толерантность к другой культуре, готовность к поддержанию партнерских отношений. - способность получать и обрабатывать информацию из различных источников, готовность интерпретировать, структурировать и оформлять ее в доступном для других виде; - владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, систематизации, постановке целей и выбору путей их достижения, умение логически верно аргументировано и ясно строить свою речь; - использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач; - способность к анализу социально-значимых процессов и явлений, к ответственному участию в общественно-политической жизни.
Знать прошедшее помогает во многом понять настоящее и предвидеть будущее. Тематический план лекционных и семинарских занятий а) Тематика лекционных занятий:
б) Тематика семинарских занятий:
Содержание лекционных занятий 1.Введение в изучение истории: предмет истории России, ее методологические принципы, категории и функции, методы и источники изучения истории. (2 часа). Значение термина "история". История как наука. Соотношение истории с другими науками. Функции и категории истории. Понятие исторического источника. Классификация источников. Источники по истории России. Основные подходы в изучении истории: формационный, цивилизационный, схема Тоффлера. Основные методы изучения истории России: синхронно-исторический, ретроспективный, сравнительный, диахронный. Основные направления современной исторической науки. История России – неотъемлемая часть всемирной истории. 2.Древнерусское государство в IХ-ХI вв. (2 часа). Пути политогенеза и этапы образования государства в свете современных научных данных. Разные типы общностей в догосударственный период. Проблемы этногенеза и роль миграций в становлении народов. Специфика цивилизаций (государство, общество, культура) Древнего Востока и античности. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблемы этногенеза восточных славян. Социально-экономические и политические предпосылки образования Древнерусского государства. "Военная демократия" как форма общественных отношений у славян. Норманская теория происхождения государственности. Три крупных политических центра. Древняя Русь и кочевники. Византийско-русские контакты. Соседи Древней Руси в IX – XI вв.: Византия, славянские страны, Западная Европа, Хазария, Волжская Булгария. Международные связи древнерусских земель. Культурные влияния Востока и Запада. Принятие христианства и его значение для Руси. Распространение ислама. Киевская Русь как раннефеодальная монархия. Концепции «государственного феодализма» и «общинного строя». Феодализм Западной Европы и социально-экономический строй Древней Руси: сходства и различия. Властные традиции и институты в государствах Восточной, Центральной и Северной Европы в раннем средневековье; роль военного вождя. Государственный строй. Вече. Десятичная система управления. Дворцово-вотчинное управление. Административные реформы князей. "Русская правда" - свод древнерусского феодального права.
3.Государственная раздробленность Древней Руси XII-XIII вв. Борьба народов Руси за независимость в XIII в. (2 часа). Средневековье как стадия исторического процесса в Западной Европе, на Востоке и в России: технологии, производственные отношения и способы эксплуатации, политические системы, идеология и социальная психология. Эволюция восточно-славянской государственности в XI-XII вв. Причины и особенности феодальной раздробленности на Руси. Основные тенденции социально-экономического, политического и культурного развития русских княжеств в XIII – XIV вв. (Новгородской феодальной республики, Галицко-Волынской земли и Владимиро-Суздальского княжества). Образование монгольской державы. Социальная структура монголов. Причины и направления монгольской экспансии. Улус Джучи. Ордынское нашествие; иго и дискуссия о его роли в становлении Русского государства. Тюркские народы России в составе Золотой Орды. Экспансия Запада. Александр Невский. 4.Объединение русских земель. Образование Московского государства (XIV-начало XVI вв.) (2 часа). Предпосылки и основные этапы образования единого государства. Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого Российского государства. Возвышение Москвы. Куликовская битва и ее значение. Феодальная война второй четверти XV в. и дальнейшее объединение земель вокруг Москвы. Иван III и Василий III. Централизованная система управления. Судебник 1497. Значение образования Российского государства.
5.Российское государство в XVI–ХVII в. (2 часа). XVI-XVII вв. в мировой истории. Великие географические открытия и начало Нового времени в Западной Европе. Эпоха Возрождения. Реформация и её экономические, политические, социокультурные причины. «Новое время» в Европе как особая фаза всемирно-исторического процесса. Стабильная абсолютная монархия в рамках национального государст
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.254.200 (0.013 с.) |