ТОП 10:

Занятие 16. Современная Россия. Смена модели общественного развития – 2 часа



План семинара

1. Смена модели общественного развития в 90-е гг. ХХ столетия, либеральная концепция российских реформ.

2. Осуществление экономических реформ, изменение социальной структуры общества, демократизация политической системы.

3. Наука, культура, образование в рыночных условиях.

4. Россия в системе мировой экономики и международных связей.

5. Мировое сообщество и глобальные проблемы современности.

Смена модели общественного развития в 90-е гг. ХХ столетия, либеральная концепция российских реформ

История современной России начинается в декабре 1991 г., когда в результате глубокого социально-экономического и политического кризиса прекратил свое существование СССР. Остановить деструктивные процессы, охватившие все сферы общественной жизни, должен был переход к новой либеральной модели развития. Однако смена модели общественного развития произошла в объективно неблагоприятной ситуации, вызванной негативными геополитическими и экономическими последствиями распада СССР.

При ответе на первый вопрос этого семинара Вы должны знать, что существуют различные точки зрения на характер событий последнего десятилетия ХХ столетия в России:

а) В 1990-е годы происходила крупномасштабная дезорганизация общественной жизни. В рассматриваемый период вектор исторического развития России фактически стал поворачиваться в сторону цивилизационного регресса.

б) Псевдолиберальные реформы.

в) Бескровная революция.

Далее целесообразно изложить основные события и тенденции в 1990-е гг. - начале XXI века в российской политической сфере в такой последовательности:

1-й этап. 1991-1993гг.

Июня 1991 г. – первым президентом России стал Б.Н. Ельцин.

Ноябрь 1991 г. – формирование российского правительства.

8 декабря 1991 г. – создание Содружества Независимых Государств и прекращение деятельности СССР (Беловежские соглашения).

Октябрь 1993 г. – противостояние исполнительной (Президент) и законодательной (Верховный Совет) ветвей власти, завершилось победой Б.Н. Ельцина.

12 декабря 1993 г. – выборы в Государственную Думу и принятие новой Конституции. Россия стала президентской республикой.

Новая система государственной власти, предполагающая разделение властей и политический плюрализм, была создана в соответствии с новой конституцией, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. По Конституции Россия - демократическое федеративное правовое и социальное государство с республиканской формой правления. Главой государства является избираемый всенародным голосованием президент.

Советская политическая система была демонтирована.

Начало становления режима авторитарной демократии Б.Н. Ельцина.

Й этап. 1994-1999 гг. - «эпоха Ельцина»

− Президент Б. Ельцин, имел гипертрофированные почти «монаршие» властные полномочия, огромные исполнительские, законодательные, кадровые, назначенческие возможности.

− Система принятия важнейших государственных решений становилась все более закрытой и клановой. Судьбоносные общественно-политические и социально-экономические решения 1990-х годов принимались узкой группой лиц в обход необходимых демократических процедур. Доминирующую роль в политической жизни страны играла управленческая бюрократия. Через свои партийные структуры в Госдуме она имела постоянный контроль над законотворческим процессом и расстановкой политических сил.

− Происходило неуклонное снижение уровня участия населения в политической жизни. В ходе всех общенациональных парламентских выборов 1993, 1995, 1999 гг. сохранялась устойчивая тенденция игнорирования выборов десятками миллионов избирателей (не участвовало в выборах более трети, а в 1993 г. - 44% имевших право голоса).

− Нарастание неконсолидированности власти, существование нескольких центров «политического влияния» и конфронтация между ними. Несогласованность в действиях властных структур (Президент РФ, Правительство РФ, Государственная Дума РФ, Администрация Президента РФ, региональные властные структуры), конфликтность и острые противоречий в правящем слое.

− К концу 1990-х гг. отчетливо выявилось несоответствие между демократической оболочкой политического строя и реальными политическими отношениями и механизмами властвования.

Й этап. 2000 г. - настоящее время.

15 марта 2000 г. – победа на президентских выборах В.В. Путина. Взят курс на повышение эффективности государственного управления, укрепление «вертикали власти»; создан Государственный Совет, в федеральные округа назначены полномочные представители.

14 марта 2004 г. – В.В. Путин избран президентом на второй срок. Для этого этапа характерно сохранение в политическом развитии страны прежних приоритетов, усиление автократической составляющей: назначение губернаторов; реформирование избирательной системы (из бюллетеней убрали пункт «против всех», был снят нижний порог явки избирателей; «проходной процент» для партий был повышен с 5 до 7 процентов; фактически установился контроль за телевизионными каналами, были закрыты многие аналитические программы).

В 2008 году Президентом РФ был избран Д.А. Медведев. Путин В.В. возглавил Правительство РФ. В политической сфере сформировался, так называемый, «тандем» президента и главы правительства. Однако рычаги реальной власти по-прежнему в руках бывшего главы государства – В.В. Путина. Проводившийся им курс на укрепление «вертикали» сохранился в полном объеме.

Осуществление экономических реформ, изменение социальной структуры общества, демократизация политической системы

Прежде всего, проанализируйте основные направления и итоги реформирования социально-экономической сферы.

После обретения статуса суверенного государства Россия вступила на путь радикальных экономических преобразований. Переход к рыночной саморегулирующейся экономике предполагал либерализацию цен, приватизацию и акционирование в промышленности и сельском хозяйстве; сокращение необоснованных расходов, адресную систему социальной помощи; включение в мировую экономическую систему.

Этапы реформирования

1 этап: 1992-август 1998 г.

«шоковая терапия» в экономике, номенклатурная приватизация госсобственности

падение производства, в том числе высокотехнологичного, развал оборонной промышленности, упадок аграрного сектора, расстройство государственных финансов, рост инфляции и внешнего долга, деградация социальной сферы, падение жизненного уровня населения, безработица, огромный внешний долг.

Вывод: Россия вместо рывка в информационное общество приобретала облик слаборазвитой страны, выживая за счет сырьевых ресурсов. Итогом устранения государства от регулирования экономикой и ее «скоростное» реформирование по «монетаристским рецептам» привело страну к финансовому банкротству.

2 этап: осень 1998 г. – по настоящее время:

§ либеральные реформы без иностранных кредитов и «опорой на собственные силы»; развитие отечественного производства, в том числе высокотехнологичного;

§ административная реформа (2004);

§ реформы в образовании; увеличение финансирования научной и образовательной сфер;

§ принятие новых Налогового, Трудового и Земельного кодексов,

§ рост инвестиционной привлекательности страны; создание национальной инновационной системы;

§ монетизация льгот;

§ военная реформа (цель - перейти на контрактную основу комплектования);

§ реформирование судебно-правовой системы.

Вывод

1. В соответствии с принципами либерализма произошло освобождение товарно-денежных отношений от излишнего государственного регулирования:

- либерализованы ценообразование и внешняя торговля;

- проведена масштабная приватизация торгово-промышленных предприятий и сферы услуг восстановление системы частной собственности в России и появление разных групп соб­ственников и частного предпринимательства.

2. Однако экономика страны оказалась в глубоком кризисе, интегральным показателем которого является падение уровня внутреннего валового продукта. В 2001 году он составил 60% к ВВП 1990 года. Соответственно доля России в мировом промышленном производстве упала с 10% (РСФСР) в 1990 году до 3% в 2000 году. На 1 января 2002 года Россия имела колоссальный внешний долг – 130 млрд. долларов. По существу в стране произошла деиндустриализация.

3. Сохранилась высокая зависимость экономики от продажи энергоносителей.

4. Значительно сократились расходы государства на здравоохранение, образование, культуру, растет безработица. Процессы деградации затронули социальную сферу: разрушена созданная за годы советской власти социальной сферы, система льгот и гарантий.

5. Важнейшей характерной чертой эволюции социального строя постсоветской России было резкое увеличение бедного населения. По данным социологических исследований к концу 2002 года богатые составляли 3-4% населения, средний класс – 7-10%, бедные – около 60%, нищие, то есть те, чьи доходы ниже прожиточного минимума, –27%.Наложившиеся друг на друга процессы обеднения и растущего социального расслоения привели к концу 1990-х годов к возникновению гипертрофированных форм неравенства, то есть к резкой социальной поляризации, к появлению «России богатых» и «России бедных». Эти две России все больше отчуждались друг от друга. У них формировались разные уклады и образы жизни, разная система ценностей и разная мораль. Их обслуживали разные социальные институты.

Вместе с тем, Россия пока еще сохраняет значительный экономический потенциал, обладает в ряде отраслей широким спектром прогрессивных наукоемких технологий. Продукция целого ряда российских предприятий находит спрос на мировом рынке. Наиболее конкурентоспособны аэрокосмическая промышленность, приборостроение, судостроение, отдельные подотрасли военно-промышленного комплекса. Начиная с 2000 года, в России наблюдался стабильный рост ВВП.

2008 г. – вступление мирового сообщества в эпоху глобального экономического (финансового) кризиса. В России пик кризиса – 2009 г.: резкое падение цен на энергоресурсы, паралич банковской сферы, катастрофическое падение производства, падение темпов роста ВВП, рост безработицы в целом по стране.

3. Наука, культура, образование в рыночных условиях. Перспективы инновационного развития России

В конце 80-х - 90-е гг. ХХ в. научную сферу и сектор наукоемкого, высокотехнологичного производства охватили глубокие кризисные процессы. В частности, спад наукоемкого производства достиг от 70 до 80%. К середине 90-х гг. Россия утратила более 300 перспективных технологий в аэрокосмической, биотехнологической областях, в производстве новых материалов, в сфере информатики. Распались уникальные, мирового уровня научно-исследовательские коллективы, выдающиеся научные школы.

На современном этапе развития России главной стратегией развития научно-технической сферы является формирование национальной инновационной системы (НИС), переход от сырьевой экономики к инновационной экономике знаний. Достижение этой цели требует создания интегрированных научно-образовательных структур, университетских и межуниверситетских комплексов, научно-учебно-производственных центров; расширения направлений государственной поддержки российских научно-педагогических коллективов.

Эксперты выделяют следующие возможные стратегии инновационного развития России:

─ опора на собственные силы - с одной стороны, очень дорогостоящий и весьма затратный во времени вариант, с другой, − возможно его сфокусированное, «нишевое» использование в тех областях, где можно, «обгонять, не догоняя»;

─ путь заимствования (проходили многие страны в ХХ в., в том числе, Советский Союз в 30-40-е годы), по которому в настоящее время активно движется Китай;

─ локализация (этот путь, в частности, использовала Норвегия, в итоге став одним из мировых лидеров в области геолого-разведочного и бурового оборудования);

─ двойные инновации, то есть одновременная ориентация инноваций на военные и коммерческие приложения (классический пример − JPS, система глобального позиционирования).

Очевидно, что с выбором одной или комбинации нескольких стратегий следует определиться как можно быстрее, поскольку от этого зависит преодоление технологического отставания нашей страны от ведущих мировых стран, создание инновационной экономики. Ключевым вопросом для современной России был и остаётся вопрос о переходе от экономики, отторгающей НТР, к цивилизации «постиндустриальной», нерасторжимо связанной с НТР.

Сложные многоплановые процессы происходили в постсоветский период в культурной сфере. Культура постепенно утрачивает, если уже не утратила, роль инструмента проведения централизованно формируемой идеологически ориентированной культурной политики преимущественно просветительского характера в пользу культурного плюрализма, утверждения в общественном сознании множественности равноправных культурно-досуговых процессов.

Уход от авторитарной системы управления и организации духовной жизни способствовал формированию целой системы субкультур, имеющей свои, четко очерченные, границы знаний, норм, ценностей, представлений, вкусов, идеалов, традиций. В 1990-е годы в России сложились несколько основных субкультур: «высокая» интеллигентская культура, развивающая историческую традицию русской национальной элитарной культуры; «советская» культура, продолжающая традицию минувших десятилетий и основанную на совокупности ценностей, образов, символов старшего и среднего поколений; западная культура либеральных ценностей, социокультурного индивидуализма и экономической независимости, охватывающая значительную часть молодежи, предпринимателей и интеллигенции; маргинальная субкультура социальных низов.

В эволюции культурной жизни российского общества в постсоветский период также можно выделить заметно возросшую роль СМИ (прежде всего телевидения и Интернета) и коммерциализацию художественного творчества.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.189.171 (0.011 с.)