В. Д. Анисимов, Е. Б. Беспятова, Е. В. Бодрова, А. В. Гришин, М. Н. Гусарова, В. Л. Даноян, В. В. Ефременко, Т. В. Жоголева, В. Ю. Захаров, А. Н. Иванова, А. М. Курносова, В. Г. Кушнер, Т. В. Шавшукова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В. Д. Анисимов, Е. Б. Беспятова, Е. В. Бодрова, А. В. Гришин, М. Н. Гусарова, В. Л. Даноян, В. В. Ефременко, Т. В. Жоголева, В. Ю. Захаров, А. Н. Иванова, А. М. Курносова, В. Г. Кушнер, Т. В. Шавшукова



В.Д. Анисимов, Е.Б. Беспятова, Е.В. Бодрова, А.В. Гришин, М.Н. Гусарова, В.Л. Даноян, В.В. Ефременко, Т.В. Жоголева, В.Ю. Захаров, А.Н. Иванова, А.М. Курносова, В.Г. Кушнер, Т.В. Шавшукова

Отечественная история

Учебно-методическое пособие по организации самостоятельной работы студентов

Москва


УДК 94 (075.2)

ББК 63.3 (2)я73

Рекомендовано к изданию в качестве учебно-методического пособия редакционно-издательским советом МГУПИ

Составители:

Анисимов В.Д. (Занятие 10); Беспятова Е.Б. (Занятие 11); Бодрова Е.В. (Занятие 3);

Гришин А.В., Кушнер В.Г. (Занятие 14-15); Гусарова М.Н. (Занятие 16); Ефременко В.В. (Занятие 4, 12-13); Иванова А.Н. (Занятие 2); Захаров В.Ю. (Занятие 5-6, Занятие 7-8); Даноян В.Л., Курносова А.М. (Занятие 7-8); Жоголева Т.В. (Занятие 9); Шавшукова Т.В. (Занятие 1)

 

 

Отечественная история: Учебно-методическое пособие по организации самостоятельной работы студентов. М.: РИО МГУПИ, 2009. - 85 с.

 

В учебно-методическом пособии представлен материал для подготовки студентов к семинарским занятиям по дисциплине «Отечественная история», дополненный перечнем литературы по теме. Пособие может быть рекомендовано для подготовки к экзамену и тестированию.

 

 

УДК 94 (075.2)

ББК 63.3 (2)я73

 

 

©Анисимов В.Д., Беспятова Е.Б.,

Бодрова Е.В. и др., 2009

© МГУПИ, 2009

Оглавление

занятие 1. Введение в курс «отечественная история». закономерности и этапы исторического развития.. 4

занятие 2. Киевская Русь в контексте европейской истории средневековья - 2 часа.. 7

занятие 3. Особенности, основные этапы образования Российского централизованного государства− 2 часа.. 12

Занятие 4. РОССИЯ В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ. «СМУТНОЕ ВРЕМЯ» МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА – 2 часа 22

Занятие 5-6. Век Просвещения. Российская империя в XVIII в. - 4 часа.. 27

1. Складывание абсолютизма. Начало модернизации и «европеизации» России. 27

«Просвещенный абсолютизм» в России. 31

2. Правление Екатерины II. «Просвещенный абсолютизм» в России: его характерные черты, особенности и противоречия. 32

занятие 7-8. Российская империя на пути к индустриальному обществу в XIX в. Особенности промышленного переворота в России – 4 часа.. 35

1. Российская империя на пути к индустриальному обществу в XIX в. Особенности промышленного переворота в России 35

2. Общественная мысль и общественные движения в России в XIX в. 40

занятие 9. Социально-экономическая модернизация и эволюция государственной власти в России в начале ХХ века – 2 часа.. 45

занятие 10. Революционный кризис в России 1917 года – 2 часа.. 50

занятие 11. Советская Россия: практика выживания – 2 часа.. 54

занятие 12-13. Истоки, основные этапы, последствия кризиса международных отношений первой половине XX века – 4 часа.. 61

Занятие 14-15. Советский Союз в послевоенный период. Научно-техническая революция и ее влияние на ход общественного развития - 4 часа.. 69

занятие 16. Современная Россия. Смена модели общественного развития – 2 часа.. 78

 


Занятие 1. Введение в курс «отечественная история». закономерности и этапы исторического развития

План семинара

1. История как наука. Историческое сознание, исторические концепции, методы и методология изучения истории.

2. Источники изучения истории России.

3. Русская историческая школа. Современная историческая наука России.

4. Многообразие и единство исторического процесса.

 

История - не только одна из двух тысяч существующих наук, служащих современному человечеству, но и одна из наиболее древних. Это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях. История является наукой, в первую очередь, благодаря тому, что в ней, как в любой науке, существуют определенные закономерности. Еще мыслители эпохи Просвещения сделали вывод о том, что эти закономерности можно познать. Предмет изучения истории - исторический процесс, который раскрывается в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. Явления эти разнообразны, они касаются развития хозяйства, внешней и внутренней общественной жизни страны, международных отношений, деятельности исторических личностей. Функции исторического сознания: познавательная, интеллектуально-развивающая; практически политическая; мировоззренческая, воспитательная. Превращение исторических знаний в науку осуществлялось в течение длительного времени - с древнейших времен по новейшее время.

Существуют следующие источники изучения истории: вещественные, архивные документы и материалы, документальные публикации, мемуары, периодическая печать, аудио-визуальные, научно-технические, изобразительные. При использовании исторических источников необходимо их тщательное сопоставление.

Русская историческая школа возникла позднее зарубежной, так же как и система высшего образования. В России первые попытки создать систематизированный свод отечественной истории относятся к ХVШ веку. Крупнейшими российскими историками Х1Х столетия стали Н.М. Карамзин (1766-1826), С.М. Соловьев (1820-1879), В.О. Ключевский (1841-1911), Н.И. Костомаров (1817-1885). Специалистом по всеобщей истории был Т.Н. Грановский (1813-1855).

Приступая к изучению истории, важно понять, какие факторы, общие для всех или ведущих стран, определяют хронологически последовательные этапы в общественном развитии.

Со времени развития исторической науки учеными-историками разработано множество исторических концепций. Так, например, Маркс, исходя из принципа материалистического понимания истории, разработал вариант периодизации, положив в её основу способ производства, или формационную концепцию (сейчас ее следует рассматривать как разновидность стадиальной). В соответствии с этой теорией история предстает как последовательная смена общественно-экономических формаций (первобытно-общинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической).

В отличие от Маркса многие западные ученые ХХ века рассматривали исторический процесс как чередование одних и тех же «циклов», круговорота локальных цивилизаций. Крупнейший представитель этой теории - англичанин Тойнби. Выделенные им 13 основных цивилизаций, развиваясь независимо друг от друга, по его мнению, проходят в своем развитии одни и те же стадии: зарождение, расцвет, гибель. Цивилизационный подход основан на выявлении общности черт в политической, духовной, бытовой, материальной культуре, общественном сознании, путях развития. Кроме того, здесь учитываются различия, порожденные географической средой обитания, историческими особенностями. Определенная часть отечественных историков также придерживается этой точки зрения. Так, еще в XIX веке основы цивилизационной концепции в отечественной исторической науке заложил Н.А. Данилевский.

Л. И. Семенникова в учебном пособии «Россия в мировом сообществе цивилизаций» (ООО «Курсив». Брянск, 1996) выделяет три основных типа цивилизации:

1. Народы без идеи развития, вне исторического времени;

2. Восточный (циклический характер развития).

3. Европейский (прогрессивный).

Все типы цивилизации равны перед историей, им присущи достоинства и недостатки.

Л.Н.Гумилев основывает свою цивилизационную концепцию на факторе «пассионарности», который и определяет зарождение, развитие и гибель цивилизаций. Циклы существования цивилизаций, по его мнению, составляют около 1500 лет. Любопытно, что Московскую Русь (Россию) Гумилев считает не продолжением Киевской Руси, а отдельной цивилизацией, более молодой, чем западноевропейская.

В предлагаемом Вам учебном курсе «Отечественная история» принята следующая периодизация:

Древнейшие цивилизации;

Средневековье;

Новое время;

Новейшее время

Хотя мировая история и протекает по более-менее сходным законам развития (что свидетельствует об общем единстве исторического процесса), в истории различных стран, регионов, цивилизаций наблюдается существенное многообразие. Российская история - органическая часть мировой истории, однако для нее характерны определенные особенности. Обратите внимание на факторы, определявшие эти особенности: географический, природно-климатический, социальный, культурно-религиозный, этнополитический и др. Особое значение имеет то, что Российское государство изначально формировалось как многонациональное. Неоднократно в российской истории вставала проблема выбора пути развития: выбора веры в X веке, главного противника (крестоносцы или монголы) – в XIII веке, демократизация или укрепление самодержавия – в период «Смутного времени» и т.д.

Вопросы для самопроверки после изучения темы:

1. Какие функции выполняет историческая наука, какими методами и принципами она пользуется при изучении исторических фактов и событий?

2. Какие основные этапы прошла в своем развитии историческая наука? Назовите её ведущие школы и крупнейших представителей.

3. Какие варианты периодизации исторического развития вы можете назвать? Какой из них представляется Вам наиболее обоснованным?

4. Подготовьте к семинару перечень проблем в Российской истории, которые представляются Вам наиболее спорными, дискуссионными.

 

Рекомендуемая литература

а) основная

1. Дворниченко А.Ю., Тот Ю.В., Ходяков М.В. История России: Учебник. 2-е изд. М.: Проспект, 2009. 479 с.

2. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.

3. Зуев М. Н., Чернобаев А. А. История России. Учебник. М.: Высшая школа, 2007.

4. История России с древнейших времен до конца ХХ века: Учебное пособие для студентов вузов. 6-е изд., стереотип. / Рук. авт. кол. А.А. Данилов. М.: Дрофа, 2005.

5. История человечества: Т. 5: Россия / Под общ. ред. А.Я. Сахарова. М.: Магистр-Пресс, ЮНЕСКО, 2007. 773 с.

6. Моряков В.И., Федоров В.А., Щетинов Ю.А. Основа курса истории России: Учебник. М.: Проспект, ТК Велби, 2008. 464 с.

7. Некрасова М.Б. Отечественная история: Учеб. пособие для вузов. М.: Высш. образование, 2008. 378 с.

8. Орлов А.С., Георгиев В.А, Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России: Учебник, 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Изд-во ПРОСПЕКТ, 2008.

9. Отечественная история: Учебное пособие для технических вузов / Под ред. Е.В. Бодровой, Т.Г. Поповой. М.: ИПР ВПО МАДИ (ГТУ), 2004.

 

б) дополнительная

1. Апальков B.C., Миняева И.М. История Отечества: Учеб. пособие для вузов. 2-е изд. М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2008. 543 с.

2. Вернадский Г.В. Русская история. Учебник.- М.: АГРАФ, 2002.

3. История России в схемах: Учеб. пособие / А.С.Орлов и др. М.: Проспект, ТК Велби, 2008. 303 с.

4. Костомаров Н.И. История Руси Великой: В 12т./ Сост., примеч. С.Д. Ошевского. М.: Мир книги, 2004.

5. Ломоносов М.В. Записки по русской истории. М.: Эксмо, 2007. 735 с.

6. Нарочницкая Н.А. Россия и русские в мировой истории. М.: Международные отношения, 2005, 236 с.

7. Нарочницкая Н.А. Руский мир. М.: «Алетейя», 2007, 320 с.

8. Гумилев Л.Н. От Руси до России. М.: Рольф, 2001. – 320 с.

Статьи

1. Александров-Деркаченко П. Диалог цивилизаций против конфликта идеологий//Свободная мысль - XXI. 2008. №1. С. 89-97. - 1 вопрос.

2. Кудрина Ю.В. Александр III и развитие исторических знаний в России//Новая и новейшая история. 2008. №6.С. 146-155.- 3 вопрос.

3. Савельева И.М., Полетаев А.В. История в пространстве социальных наук.//Новая и новейшая история. 2007. №6. С. 3-16. - 1 вопрос.

План семинара

1. Происхождение и становление Киевской Руси.

2. Значение принятия Русью христианства в православном варианте.

3. Особенности социально-политического строя Киевской Руси.

4. Политическая раздробленность на Руси, ее оценка в исторической науке.

5. Монголо-татарское иго, его влияние на экономическое и политическое развитие страны.

 

План семинара

1. Социально-экономические, политические, этнические и духовные предпосылки формирования единого Российского государства.

2. Причины возвышения Московского княжества и его роль в объединении северо-восточных русских земель. Отличие российской централизации от аналогичных процессов в Западной Европе.

3. Московское государство. Общественный и политический строй. Особенности феодализма.

4. Царствование Ивана IV (Грозного). Реформы и опричнина. Точки зрения на правление Ивана Грозного.

5. XVI век в истории Европы.

 

В процессе подготовки к семинарскому занятию в соответствии с учебной программой Вам предстоит понять факторы, определяющие специфику этого процесса в России.

На Европейском континенте в результате острой политической и религиозной борьбы образовались национально-территориальные государства светского типа с рациональным мировосприятием, автономией личности. Это было связано с формированием гражданского общества и ограничением прав власти законом. Данную тенденцию олицетворяли Англия, Франция, Швеция. В первой половине XVII века рухнула Священная Римская империя - оплот средневекового типа развития, превратившись в конгломерат независимых государств.

В этот же период в России сформировался особый, отличный от общеевропейского тип феодального общества с самодержавием во главе, жесткой зависимостью от монархической власти господствующего класса, высокой степенью эксплуатации крестьянства. Вам предстоит разобраться, какую роль в этом сыграла трагедия страны, народа - монголо-татарское нашествие и последующее иго. Объяснить, почему центр российской государственности переместился с берегов Волхова и Днепра на северо-восток, в междуречье Волги, Оки и Клязьмы, в силу каких причин Москве удалось оттеснить достойных и изначально не обреченных соперников - Тверь, Нижний Новгород. Подробный ответ на этот вопрос Вы найдете, прочитав книгу Н. Борисова в серии ЖЗЛ о родоначальнике Московского государства - Иване Калите. Вы должны понимать, что в своих отношениях с Ордой Иван Калита продолжал начатую еще Александром Невским линию внешнего соблюдения вассальной покорности ханам, исправной выплаты дани. Сбор дани со всей русской земли давал ему возможность оказывать политическое давление, расширять территорию своих владений на другие русские земли, не прибегая к оружию. Иван Калита смог сделать это за счет “купель”, получая у хана за богатые дары ярлыки на отдельные земли (Галич, Углич, Белоозеро). В княжение Калиты была заложена основа могущества Москвы. Он добился передышки от ордынских вторжений.

Исследователями исторический портрет Ивана Калиты представляется очень по-разному:

n 1. Н.М. Карамзин полагал, что могущество Москвы- «сила, воспитанная хитростью». С.М. Соловьев и Н.И Костомаров были согласны с таким определением Ивана Калиты.

n 2. В.О. Ключевский: «Условия жизни нередко складываются так своенравно, что крупные люди размениваются на мелкие дела, подобно князю Андрею Боголюбскому, а людям некрупным приходится делать большие дела, подобно князьям московским»

n Современный историк, профессор Н.С. Борисов утверждает, что в условиях абсолютного военного превосходства Орды оба пути – «путь сопротивления» (Андрей Суздальский, Даниил Галицкий, Дмитрий Переяславский) и «путь повиновения» (Андрей Городецкий)- вели в пропасть. Иван выбрал третий. Н.Борисов, ссылаясь на игумена Пафнутия Боровского (1477 г.), полагает, что Иван Данилович был прозван Калитой «сего ради: бе бо милости зело и ношаше при поясе калиту, всегда насыпану сребрениц. И, куда шествуя, даяще нищим, сколько вымется». Кроме того, Даниил (отец) особо выделял Ивана и готовил его, а не старших братьев, к роли Новгородского князя.

«Великую тишину» Иван Калита и его сыновья сумели обеспечить только благодаря своевременной выплате дани. Вопрос о том, каким же образом Иван находил достаточное количестводенег и на дань, и на приобретение земель также принадлежит к числу дискуссионных.

Одни историки полагают, что утаивал часть дани, вторые – резко увеличил торговлю хлебом, третьи – активно добывал меха на Севере. Точка зрения Н. Борисова – ввел торговые пошлины. Расширил производство «хмельного меда». Главное - навел порядок, пресек воровство. Иван Калита стал изымать наиболее серьезные уголовные дела из ведения вотчинников и передавать их своей администрации. Он расправлялся и с местной знатью, подчас очень жестоко. При этом много занимался улучшением суда и развитием законодательства. Заслужил благодарность купцов, так как навел порядок. Не увеличивал налог с крестьян, чтобы не разорить. Но, пытаясь сэкономить, чтобы выплатить дань, он стал расплачиваться со своими слугами не деньгами, а землей, которая передавалась в условное держание. Московский князь хорошо усвоил уроки восточной дипломатии: умение ждать, разъединять своих врагов, сталкивать друг с другом и уничтожать поодиночке. Пример: он не стал дальше громить Тверь, но посадил туда послушного князя. Не менее важный фактор - поддержка церкви. Москва в 1326 г. при Иване Калите становится местом пребывания митрополита, т.е. превращается в церковную столицу

Обратите внимание на особенности объединительного процесса. Своеобычность нарождавшейся российской государственности определялась тремя важнейшими в геополитическом измерении обстоятельствами:

1. Протяженность и распахнутость легко доступных границ. Противостояние ратям "дочерей" Золотой Орды и одновременно европейски организованным армиям с Запада сильно влияло и на социально - политические структуры, и на организацию военного дела в России.

2. Резкая конфессиональная обособленность русского православия.

3. Последствия монголо-татарского ига.

4. Сформировалась генерация покорных князей, изменяется и характер внутри господского слоя («холопский»).

5. Низкая роль городов в жизни государства, заторможенность товаро-денежных отношений.

Особенности процесса объединения отдельных княжеств в единое государство

n 1.Постоянное состояние войны –

n Рождение Российского государства происходило в кровавых схватках внутренних усобиц, в жестком противостоянии большинству соседей: в борьбе с Большой Ордой, Казанским, а с начала XVI века и Крымским ханствами, Литовским княжеством, Ливонским орденом, Шведским королевством.

n 2. Основная цель и основное условие создания государства – обретение независимости.

n 3.Многонациональный состав. В этом отношении Россия в какой-то мере была близка Священной Римской (Германской) и Османской империи.

n 4.Усиление личной зависимости населения (З. Европа – раскрепощения)

n 5.Экономическое развитие на основе натурального хозяйства (З.Европа - Т-Д отношения → буржуазность)

n 6. Слабость сословно-представительных структур → сильны самодержавные тенденции. (З. Европа – усиление роли самоуправляющихся структур.)

n 7. Русь-Россию XV–XVI вв. практически не затронул процесс преобразования догматического богословского знания вгуманистическое, а затем и научное. (В Западной Европе, Возрождение, Реформация)

Продумайте и обоснуйте причины образования централизованного государства:

· рост и развитие феодального землевладения и поглощение феодалами крестьянской общины (заинтересованность феодалов в создании централизованного аппарата власти для закрепощения крестьян);

· развитие городов, их заинтересованность в ликвидации феодальной раздробленности для обеспечения свободной торговли;

· княжеские усобицы разоряли крестьянские земли. Отсюда заинтересованность крестьянства в стабилизации власти.

Назовите и дайте характеристику основных этапов образования Московского централизованного государства.

· 1-й этап. Конец XIII-первая половина XIV века - перемещение экономического центра на Северо-восток; усиление Московского и Тверского княжеств, борьба между ними; рост территории Московского княжества, его победа над Тверью. Определите причины возвышения Московского княжества.

· Вторая половина XIV- начало XV века - разгром Москвой в 60-70-е годы ее основных соперников и переход от утверждения политического главенства к государственному объединению русских земель вокруг Москвы. Организация Москвой общенародной борьбы за свержение Ордынского ига.

· Феодальная война второй четверти XV века - поражение коалиции удельных князей, пытавшихся отстоять независимость своих княжеств.

· Вторая половина XV - начало XVI веков - подчинение Новгорода Москве; завершение объединения земель вокруг Москвы; ликвидация монголо-татарского ига; оформление государственности.

Наряду с расширением территории и борьбой за независимость, московские князья ставили перед собой задачи укрепления хозяйства, создания сильной системы управления и большого войска. Именно в этот период выдвигается на историческую арену Руси новое сословие – военно-служивое дворянство (помещики) в качестве социальной опоры великокняжеской власти, утверждается поместная система землевладения. При Иване III был принят Судебник (1497г.), положивший начало прикрепления крестьян к земле. Налаживается система органов унитарного управления. Она включала Казну (финансовые, внешнеполитические и другие общегосударственные дела), Дворцы (управление из центра вновь присоединенными землями), наместников (назначенных из центра правителей уезда), и др.

Иван Ш – одна из самых сложных и противоречивых фигур русской истории.Добившийся полной независимости страны от внешних сил, одновременно стал родоначальником крепостнического строя. Использовал опыт двух исчезнувших империй Византии и Золотой Орды: технологию абсолютной власти, адаптировав к иному обществу. Сумел, незаметно для соседей создать мощное государство. С.М.Соловьев: «При пользовании своими средствами и своим положением Иоанн явился истым потомком Всеволода III и Калиты, истым князем северной Руси: расчетливость, медленность, осторожность, сильное отвращение от мер решительных, которыми было можно много выиграть, но и потерять, и при этом стойкость в доведении до конца раз начатого, хладнокровие, – вот отличительные черты деятельности Иоанна III». В книге Н.Борисова в серии ЖЗЛ, посвященной Ивану III, - царь- освободитель и царь - поработитель. Иван Великий - «… могущественный, умный и хищный диктатор, в деяниях которого благочестивая риторика и социальная демагогия соседствуют с грубым произволом». При диктатуре особое значение имеет личность диктатора, его здравый смысл и чувство меры.

Иван III после смерти жены вторым браком женился на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог, взял византийский герб - двуглавого орла, - позже соединенный с московским гербом Георгия Победоносца. Усиление власти великих князей московских позволили Ивану Ш присвоить титул «самодержец Всея Руси». В 1485 г. к этому титулу был присоединен и титул «государь Всея Руси».

При Иване IV создается новая система центральных органов управления – приказы. Для решения наиболее важных государственных дел созывается особое учреждение – Земский собор, что свидетельствовало о превращении России в сословно – представительную монархию. В отличие от Западной Европы Земский собор имел только "совещательное или осведомительное значение", так и не став законодательным учреждением. Решения земского собора становились законами лишь тогда, когда в его работе принимала участие Боярская дума во главе с царем. Усилилось положение дворянства в административном аппарате на местах (губная реформа). Было создано постоянное военное войско (к концу XVI в. до 25 тысяч стрельцов). В 1555-1556 гг. отменены кормления. Вместо прежнего «кормленичного дохода» население платило теперь «кормленичный откуп». Суд и административная власть сосредоточивались в руках губных и земских старост, которые должны были заниматься раскладкой налогов и повинностей и осуществлять сыск и следствие по особо важным государственным делам.

Особую сложность для понимания и оценки представляет аграрный переворот Ивана Грозного, суть которого – в перераспределение земель от бояр в пользу дворянства. В 1565 г. из государственного земельного фонда были выделены обширные территории, куда вошли земли с наиболее развитым уровнем удельно-княжеского землевладения и наиболее развитыми городами, т.е. лучшая половина страны (государев удел, опричнина).

В этих областях княжеские и боярские вотчины были конфискованы, прежние их владения «выведены» в другие районы, главным образом окраинные, где они получили земли на основе поместного права. В старых районах земли отдавались опричникам. Результат аграрного переворота – ослабление крупного феодально-вотчинного землевладения и ликвидация его независимости от центральной власти; утверждение помещичьего землевладения и связанного с ним дворянства, поддерживающего государственную власть.

Эти преобразования Иван Грозный провел варварскими методами с невероятной жестокостью. Бесчинства опричников столкнулись с различными формами сопротивления во всех слоях великорусского общества, оставив след в знаменитой переписке царя с князем А. Курбским и в открытом обличении опричнины митрополитом Филиппом (Федором Колычевым) 31 марта 1568 г. в Успенском соборе Кремля.

Сущность и причины опричнины (точки зрения):

С.М. Соловьев. Стремление таким образом утвердить государственное начало, противостоявшее родовым отношениям. Жестокость ─ порождение суровой эпохи

С.Ф. Платонов. Антиудельная и антибоярская политика (борьба с сепаратизмом князей и бояр ─ противников централизации), способствовала укреплению самодержавия. «Грозный применил к территории старых удельных княжеств, где находились вотчины служилых князей бояр тот порядок, какой обыкновенно применяла Москва в завоеванных землях. И отец, и дед Грозного, следуя московской правительственной традиции, при покорении Новгорода, Пскова и иных мест выводили оттуда наиболее видных и для Москвы опасных людей в свои внутренние области, а в завоеванный край посылали поселенцев из коренных московских мест. Это был испытанный прием ассимиляции…( В Великом Новгороде при Иване Ш и в Казани при Иване 1У)… Цель была достигнута и всякая оппозиция сломлена».

В.О. Ключевский. Бесцельная затея, «плод чересчур пугливого воображения царя». Направлена против лиц, а не против системы.

Возникла вследствие тяжелого душевного расстройства и особых черт характера. «Таков был царь, таково было время… Ему ли, им ли следует больше удивляться?»- Н.М. Карамзин.

Советская историография -Сверхжесткий путь централизации. Опричнина способствовала централизации…К крепкому единому государству, как к Риму, вели все пути…» И опричнина, и первый вариант -Избранной Рады. Предпочтительнее – последний. «Но этот путь не обещал результатов немедленных. Возникает соблазн утопического, волюнтаристского, командно-репрессивного пути развития». Кобрин В.И. (Иван Грозный М., 1989.) «Опричный террор ослабил влияние боярской аристократии, но нанес также большой ущерб дворянству, церкви, высшей приказной бюрократии, т.е. тем социальным силам, которые служили наиболее прочной опорой монархии. С политической точки зрения террор против этих слоев и группировок был полной бессмыслицей». Скрынников Р.Г. (Царство террора. СПб, 1992).

В учебнике по отечественной истории под редакцией А.А. Данилова и С.В. Леонова (М., 2001) Вы сможете познакомиться с несколько иной оценкой: опричнину можно рассматривать как форсированную централизацию, предпринятую без достаточных экономических и социальных предпосылок, а потому вылившуюся в массовый террор. …Это был конфликт внутри господствующего сословия, спровоцированный Иваном IV в целях укрепления своей власти. Этот путь централизации был противоположен тому последовательному и плодотворному пути структурных реформ, по которому шла Избранная рада. Среди многочисленных факторов, способствовавших смене политики…, главным было все же стремление Ивана IV к еще большей власти. Оно было многократно усилено маниакальной подозрительностью и жестокостью самодержца, а также его скорее всего сознательной попыткой создать новый тип политического режима, близкий к восточной деспотии. Эта попытка дорого обошлась стране». Значительная часть современных историков полагает, что опричнина изменила не структуру феодальной собственности на землю, а персональный состав феодалов.

Вывод: Централизация в России законсервировала сугубо средневековый тип отношений в обществе, не создавая твердых юридических оснований прав и обязанностей личности. Установились отношения подданства, как на Востоке, а не вассалитета, как на Западе (западный институт вассалитета предполагал отношения двух договаривающихся сторон, связанных взаимными правами и обязательствами). Московские князья требовали беспрекословной покорности подданных и имели практически безграничную власть. Не только простой хлебопашец, но и знатный боярин был лишь холопом князя. При изучении данной темы Вам следует обратить внимания на то, что в формирующемся русском государстве боролись, по меньшей мере, две концепции государственного устройства. Боярско-дворянский взгляд опирался на традиционные представления о социальной иерархии, в соответствии с которыми между верхушкой общественной пирамиды (великим князем) и ее низами (холопами) должно существовать известное количество ступеней, занимаемых аристократией, принимающей участие в управлении государством.

Иная концепция распределения власти восходила к византийским традиция, а также к идеям, сложившимся в Северо-Восточных княжествах в годы ордынского владычества. В Византии также, как и на Руси, не было развитого вассалитета. Самые могущественные, знатные и богатые люди, достигшие высших должностей в государстве, оставались совершенно бесправными и незащищенными законом по отношению к императору, который мог произвольно лишить их имущества, чина и самой жизни.

Определяя основные тенденции развития Европы в ХV-ХVII вв., вы должны обратить внимание на то, что в результате Великих географических открытий произошла «революция цен»- из-за огромного притока драгоценных металлов (12 млн кг)

Произошло их обесценивание;

Повысились цены на товары;

Понизился уровень жизни;

Ускорилось накопление капиталов;

Ускорилось развитие промышленности (Нидерланды, Англия).

Были разрушены древние цивилизации Америки.

Реанимировалась работорговля, которая обескровила Африку;

Китай и Япония самоизолировались.

Вступление в этот переходный период сопровождалось и было обусловлено двумя крупнейшими явлениями мировой истории Возрождением и Реформацией.

Предпосылки Возрождения:

Зарождение раннекапиталистических товарно-денежных отношений

Зарождение «3» -го слоя определило изменение нравственных ценностей

Желание возродить золотой века человечества – античный мир

Другая точка зрения – культурно-исторический феномен.

Начиная с Ф. Петрарки, в Италии уже отчетливо сложилось явление, названное впоследствии гуманизмом. Гуманисты пытались совместить 2 шкалы ценностей - античную и христианскую, устранить средневековое противопоставление плоти и духа, реабилитировали земное, прежде всего, любовь. Были уверены, что выбор между добром и злом, создать новый мир человек может только, накопив знания. Они изучали античную историю, им было близко античное мировоззрение, свободное от отрешенности и аскетизм. Их идеи тесно связаны с зарождением буржуазии, стремлением раздвинуть границы. Идти вперед, но не затылком.

Вершина Возрождения – конец ХV- начало ХVI вв. В это время творили Микеланджело и Леонардо да Винчи. Человек – внук Бога, микрокосмос.

В ХVI вв. из-за вторжения французских и испанских войск многие итальянские ученые, архитекторы, художники – гуманисты уехали в другие страны Европы и способствовали тем самым новых идеалов. Повсюду создаются университеты, развивается книгопечатание. Во Франции новая эпоха в культуре получила общеупотребительное название – Ренессанас – Возрождение античных традиций. В знаменитом романе французского писателя Рабле «Гарагантюа и Пантагрюэль» в обители живут замечательные люди, пишущие стихи, любящие музыку, знающие языки, туда нет доступа «лицемерам, ханжам и святошам». Гуманист англичанин Томас Мор рассказывал об острове Утопия (место, которого нет). Объединяла гуманистов вера в возможность воплотить свои идеалы в жизнь, может быть, на вновь открытых землях. Позднее Возрождение – сер. ХVI –сер.ХVII вв. – период трагический для гуманистов. «Быть или не быть? – вот в чем вопрос». Ломка старых устоев обернулась затяжными войнами, на юге Европы восторжествовала католическая реакция, инквизиция. Новое шокировала культом денег, грабежами, неразборчивостью в средствах. Но понимание необходимости всеобщего просвещения, совершенствования человеческих отношений уже овладело умами.

ХVI век – это и век Реформации. Суть идеологии Реформации:

Отрицание необходимости церковной иерархии

Единственный источник религиозно истины – Священное писание

отрицание прав церкви на земельные и другие богатства

Осенью 1517 г. профессор-монах Виттенбергского университета Мартин Лютер вывесил на дверях местной церкви листы с 95 возражениями против права Пап прощать грешников за деньги. В 1520 г. он сжег во дворе университета отлучение его от церкви, но поддержка ряда немецких князей спасла его от костра.

Суть учения Лютера:

Церковь не должна вмешиваться в отношения верующего и Бога, она должна лишь помочь постичь смысл Библии

Священники этой церкви –типичные люди, живущие обычной жизнью. Церковь должна освобождаться от сложных обрядов и излишеств.

В 1529 году император Карл V приостановил расхищение богатых монастырских земель немецкими князьями-сторонниками Лютера. Князья же заявили Карлу протест. Отсюда и термин «протестантизм». После многолетней борьбы император вынужден был разрешить каждому князю и населению его земель исповедовать ту религию, какую пожелает князь.

Это деление страны стало причиной неисчислимых бедствий Германия на протяжении последующих ста лет и одной из причин ее отставания.

Церковный собор с середине ХVI в. заседал почти 20 лет и не сумел примирить противоборствующие стороны, все реформаторы были объявлены еретиками. Начались религиозные войны, которые раскололи Европу. Север ее стал протестантским. Религиозные войны принесли Европе много бедствий и лишений, но идей реформаторов и гуманистов стали силой, преобразившей Европу. Религия стала личным делом человека, повысилась его собственная ответственность за свою жизнь.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 337; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.80.122 (0.108 с.)