ТОП 10:

Революционно-демократическое движение в России. Народничество: основные течения, организация, эволюция



В 1860— 1880-е гг. ведущие позиции в общественном и революционном движении занимало народничество. Основоположниками народничества являются А.И.Герцен и Н.Г.Чернышевский. Эта теория стала своеобразным синтезом западноевропейских идей и идей А.И.Герцен и Н.Г.Чернышевский о общественно-политическом развитии России.

Основным постулатом их теории стал особый путь исторического развития России, которая минуя капитализм, сразу прейдет к социализму, посредством крестьянской общины.

Дальнейшее развитие это учение получило в работах представителей трех его направлений— бунтарское (М.А.Бакунин), пропагандистское (П.А. Лавров), заговорщическое (П.Н.Ткачев).

В 1861—1864 гг. начала действовать первая крупная народническая организация— «Земля и воля».

В середине 70-х гг. начался новый период в жизни народничества—хождение в народ, который закончился полным провалом.

В 1879 г. «Земля и воля» раскололась на две организации: «Чёрный передел» (Г.В.Плеханов, Л.Г.Дейч и др.) и «Народную волю» (А.И.Желябов, А.Д. Михайлов и др.). В первую вошли сторонники «старых» методов работы, а во вторую представители наиболее радикально настроенной части народничества. Основной формой их борьбы стала террористическая деятельность.

После убийства Александра II народнические организации были разгромлены, а разочаровавшая часть радикально настроенной интеллигенции начала искать новую идеологию.

В 1883 году бывшие члены «Чёрного передела» организовали группу освобождения труда, приступившую к активному распространению идей марксизма в России.

В результате изучения данной проблемы студенты должны сформировать свою позицию по следующим вопросам:

1.Основные идейные взгляды народников, характерные черты и особенности.

2.Социальная база и методы борьбы для достижения своих идей.

3.Причины кризиса и гибели народнических идей и организаций.

Марксизм и российская социал-демократия. Социальный портрет русского революционера

Последняя четверть XIX века характеризуется широким распространением западноевропейских идей марксизма в России.

В середине 70-х гг. возникают первые марксистские организации—«Южно-российский союз рабочих» (Е.О.Заславский), «Северный союз рабочих» (В.П.Обнорский, С.Н. Халтурин) и другие. Программы этих организаций ставили своей главной целью борьбу за политические свободы и социальное переустройство на справедливых началах.

Важной вехой в развитии марксизма становится группа «Освобождение труда» созданная в 1883 г. в Женеве Г.В.Плехановым.

Одной из осиновых форм борьбы становятся стачки, носившие как социальный, так и политический характер.

В 1895 г. в Петербурге возник «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Организаторами, которого стали В.И.Ленин и Ю.О Мартов. Организация ставила своей целью объединения марксистских организаций и пропагандой активной политической деятельности. Союз стал основой ля будущей пролетарской партии.

В ходе подготовки к данному вопросу студенты должны ответить на следующие вопросы:

1.Почему в России марксистские идеи получили особую популярность?

2.Чем русский марксизм отличался в конце Х1Х века от европейского?

3.Какую роль в русском рабочем движении сыграла группа «Освобождение труда»?

В заключение попытайтесь составить собирательный портрет русского революционера (происхождение, образование, профессия, возраст и т.д.).

Опираясь на полученные в ходе подготовки знания, студенты должны самостоятельно сделать выводы о сущности, этапах и эволюции различных направлений в общественной мысли и общественных движения в России XIX века.

Рекомендуемая литература

а) основная

1. Дворниченко А.Ю., Тот Ю.В., Ходяков М.В. История России: Учебник. 2-е изд. М.: Проспект, 2009. 479 с.

2. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.

3. Зуев М. Н., Чернобаев А. А. История России. Учебник. М.: Высшая школа, 2007.

4. Орлов А.С., Георгиев В.А, Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России: Учебник, 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Изд-во ПРОСПЕКТ, 2008.

б) дополнительная

1. Гордин А. Мятеж реформаторов. Драма междуцарствия.М.: Изд-во «Пушкинский фонд», 2006, 288 с.

2. История России: IX - XXI века: От Рюрика до Путина: Учеб. пособие для вузов / Отв. ред. Я.А. Переходов. 4-е изд. М., Ростов н/Д.: МарТ, 2007. 682 с.

3. Киянская О. Пестель. М.: Молодая гвардия, 2005, 355 с.

4. Эйдельман Н. Пушкин и декабристы. М.: Вагриус, 2005, 480 с.


Занятие 9. Социально-экономическая модернизация и эволюция государственной власти в России в начале ХХ века – 2 часа

План семинара

 

1.Социально-экономическое развитие России на рубеже Х1Х-ХХ веков. С.Ю. Витте и его план форсированной индустриализации.

2.Аграрная реформа П.А. Столыпина: экономическая, социальная и политическая сущность, итоги, последствия.

3.Революция 1905-1907 гг. Опыт думского парламентаризма в России.

4. Политические партии в России начала века: генезис, классификация, программы, тактика.

1. При обсуждении этого вопроса следует обратить внимание на то, что представляла собой экономика России в начале ХХ века, и подчеркнуть, что Россия добилась таких значительных перемен в экономическом развитии, на которые другим странам потребовались десятки и даже сотни лет. Каковы причины этого? В первую очередь, указать на то, что это были последствия «великих реформ» 60-70-х годов. Немаловажное значение имели использование передового зарубежного опыта и иностранных инвестиций, а также продуманная экономическая политика правительства, делавшего ставку на развитие современных средств коммуникаций, использование прогрессивной техники и технологий, стимулирование отечественного производителя.

Для более детального освещения этой проблемы следует обратить внимание на следующие вопросы:

- какие отрасли экономики развивались в России в первую очередь?

- какие позиции в мире Россия занимала в конце века?

- почему в пореформенной России наблюдался предпринимательский бум,

какие предпосылки к этому были созданы?

- какие элементы капиталистического строя развивались в аграрной сфере?

- как изменилась социальная структура русского общества?

На вопросе об изменении социальной структуры общества следует остановиться более подробно, так без этого невозможно понять расстановку классовых сил в начавшейся в 1905 году первой революции в России. Главной социальной опорой царской власти продолжало оставаться дворянство, которое и после реформы 1861 года сохраняло в своей собственности около 60% частнособственнических земель. Буржуазия составляла незначительную часть общества, она зависела во многом от власти и не играла самостоятельной политической роли. Пролетариат к началу века насчитывал около 17 млн. человек и был неоднороден не только по своему происхождению, но и по месту и роли в системе промышленного производства. Основную массу населения (до 75%) составляло крестьянство, переживавшее процесс социального расслоения. Богатые крестьяне составляли 20%, середняки – 30% и бедняки -50%.

Из всего этого следует сделать вывод о том, что такая пестрая социальная структура обусловила нарастание социальных противоречий.

Почему же, несмотря на значительные успехи российского капитализма, экономический и социально-политический строй нуждался в модернизации?

Ответы на эти вопросы следующие:

- Россия продолжала оставаться среднеразвитой страной второго эшелона капиталистического развития. В ее многоукладной структуре доминировал аграрный сектор, отягченный многочисленными пережитками феодальной системы (помещичье землевладение, отработочная система, крестьянское малоземелье, надельное землевладение, средневековая община и т.д.) Все это тормозило развитие сельского хозяйства;

- экономический кризис 1900-1903 гг. особенно сильно ударил по архаичным формам хозяйства и привел к разорению многих мелких и средних предприятий;

- наличие серьезных пережитков в развитии политической системы (сосредоточение абсолютной законодательной и исполнительной власти в руках царя, высокая степень бюрократизации системы власти и управления, отсутствие элементов представительной демократии и всесословных представительных учреждений, отсутствие легальных политических партий);

- поражение России в русско-японской войне показало, что необходимо провести модернизацию армии.

Реформы конца Х1Х - начала ХХ века связаны, прежде всего, с именем

С.Ю.Витте.

Особенности российского реформаторства:

-реформы инициировались «сверху» ─ самодержцем и опирались на идею государственности;

- реформы чаще всего осуществлялись жесткими и насильственными методами; российский народ выступал лишь в качестве материала для социального экспериментирования;

- в условиях регулирующей роли государства реформы разрабатывались и проводились представителями бюрократической среды;

- судьба реформ напрямую зависела от соотношения реформаторских и контрреформаторских сил.

Анализируя реформаторскую деятельность С.Ю. Витте следует сконцентрировать внимание на следующих вопросах:

- почему только в индустриальном развитии страны Витте видел путь ее буржуазного прогресса, причем рассматривал этот фактор не только чисто экономически, но и как социальный инструмент политической стабилизации?

- почему при развитии своей концепции индустриализации Витте такое большое место отвел строительству железных дорог?

- почему стержнем своей программы Витте считал финансовую систему?

- какие изменения в бюджетной политике и денежном обращении были сделаны в ходе реформ?

- какая роль отводилась государству в реформировании экономической страны?

- почему определенная часть населения была недовольна реформами?

- какие планы имел Витте по реформированию аграрного сектора экономики страны?

2. В начале ХХ века в стране разразился кризис, одной из причин которого стала несбалансированность хозяйства. Начавшееся в 1900 году сокращение промышленного производства было вызвано слабым развитием рыночных отношений в сельском хозяйстве, на которое продолжал давить груз тех феодальных пережитков, которые не ликвидировала реформа 1861 года. Изменения в сельском хозяйстве начались только под натиском первой русской революции. В 1905 году потребность реформ стала вдвойне очевидной. Во-первых, в условиях начавшейся революции потребность устранить феодальные пережитки стала еще более острой. Во-вторых, требовалось успокоить общественное мнение и подавить революционные настроения.

В 1906 году председателем Совета министров стал П.А.Столыпин, сторонник жесткого курса реформ и сильной власти. Суть своих реформ он определил со свойственной ему лапидарностью: « Сначала – успокоение, а потом – реформы!»

П.А.Столыпин поставил перед собой две группы задач: на ближайшую перспективу - жесткой рукой подавить революцию и подготовить проект реформ; на дальнюю перспективу: создать условия для формирования средних слоев в городе и деревне, что позволило бы гарантировать общественное спокойствие и дальнейшее процветание страны.

Далее следует рассмотреть главные элементы реформ и ответить на следующие вопросы:

- какова главная цель, которую ставил перед собой Столыпин при проведении аграрной реформы?

- почему основным положением реформы было разрушение общины?

- почему определенная часть крестьян выступила против выхода из общины?

- каковы цели столыпинской переселенческой политики?

- почему Столыпин увязывал проведение реформ с необходимостью просвещения крестьянства, повышения его образовательного уровня?

- каково значение реформ П.А.Столыпина?

- по каким причинам Столыпину не удалось довести реформу до конца?

Главной причиной нереализованности всего замысла реформ Столыпина было то, что для царя и высших слоев общества деятельность Столыпина была лишь вынужденным шагом, необходимым для успокоения народных масс и прекращения революционных выступлений. Сам же реформатор полагал, что важнее другое - создать условия, при которых революция и в перспективе стала бы невозможной. Когда угроза революции отошла на второй план, исчезла надобность в сильном, волевом главе правительства.

3. Начало ХХ века было для России исключительно бурным. Объективная потребность безотлагательного решения экономических, политических и социальных вопросов вызвала кризис самодержавной власти и пробудила к активной деятельности все социальные группы и классы.

При освещении этого вопроса следует обратить внимание на изучении следующих проблем:

- причины первой русской революции и ее основные этапы.

- какие три политических лагеря сформировались в ходе революции?

- можно ли сравнить первую русскую революцию с буржуазными революциями в Европе в XIX в.?

- в чем историческое значение Манифеста 17 октября?

- каковы итоги революции, была ли создана в России парламентская монархия?

- почему 1 и П Государственные Думы были распущены царем?

Необходимо обратить внимание на то, что важнейшим политическим итогом революции стало создание законодательной власти-- Государственной Думы, избиравшейся населением, и реформированного Государственного совета, также получившего законодательные права. Россия сделала крупный шаг по пути дальнейшей политической модернизации. Теперь полномочия императора были несколько ограничены. Царь мог издавать указы, но без одобрения Думы они не могли действовать.

Дума имела 4 созыва и просуществовала 12 лет, вплоть до падения самодержавия. Главным в 1 и П Государственных думах, работавших в годы революции, был, естественно, аграрный вопрос.

В оценке изменений политического строя существуют две точки зрения. Одни историки считают, что эти перемены положили начало превращению России в конституционную монархию, другие называют эти изменения формальными, декоративными, не способными изменить существующий строй.

4. Изучение этого вопроса следует начать с того, что одним из самых существенных завоеваний революции было принятие Манифеста 17 октября, в котором объявлялось о даровании народу демократических свобод. В ходе революции и после нее в стране начало складываться гражданское общество, Россия развивалась в сторону демократии, активно усваивая европейский опыт. Какие факты об этом свидетельствуют?

В стране формировались партийные структуры самого широкого политического спектра. Всего к 1917 году возникло около 100 политических партий. Укажите, на какие три основные группы они делились и назовите наиболее многочисленные и влиятельные из них.

Вопросы для обсуждения:

- перечислите самые влиятельные российские партии начала ХХ века консервативного,

либерального и революционно-демократического направлений.

- какова социальная база политических партий?

- какие основные положения содержали программы этих партий?

- деятельность партий в Государственной Думе.

Выводы.Подводя итоги данного семинарского занятия, следует отметить, что Россия, по классификации историка В.Ключевского, страна «догоняющего развития». Но в течение Х1Х века она проделала огромный путь по дороге экономической, политической и социальной модернизации. За 50 лет во второй половине Х1Х и начале ХХ века она осуществила значительный прорыв в сторону развитых европейских государств, превратившись из отсталой аграрной страны в среднеразвитую аграрно-индустриальную державу. К началу ХХ века стало окончательно ясно, что модернизация политического и социального строя стало той основной задачей, без решения которой невозможно дальнейшее развитие страны. Путь был прерван революцией 1905-1907 гг., но самодержавие устояло.

 

Рекомендуемая литература.

  1. Бесов А.Г. Отечественная история. М. 2005. стр.175-195.
  2. Васильев А.Ф., Потатуров В.А. История России.М. 2005, стр. 416-451
  3. Горинов М.М., Горский А.А., Данилов А.А. История России с древнейших времен до начала ХХ1 века. М. 2005, стр. 227-299.
  4. Дворниченко А.Ю.,Измозик В.С. История России (1Х-начало ХХ1 века), М. 2006, стр. 230-255.
  5. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России с древнейших времен до начала ХХ1 века.М.2002., стр.250-295.
  6. Зуев М.Н. , Чернобаев А.А. История России. М.2003, стр. 244-279.
  7. Орлов А.С. История России.Учебник. М.: ПРОСПЕКТ, 2006.
  8. Л.И.Семенникова. Учебное пособие для самостоятельной работы. М. 2004. стр. 303-317.

 

Рекомендуемая дополнительная литература

1. Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История: Учебник.М.: Академия, 2007.

2. Данилов А.А. Отечественная история. Учебник. М.: «Проект», 2003.

3. История Росси для поступающих в вузы: учеб./В.И. Моряков, В.А. Федоров, Ю.А. Щетинов.М.: ТК «Велби», изд-во Проспект, 2006.

4. Кузнецов Н.И. Отечественная история: Учебник.−М.: «Даш-ков и К0». 2004.

5. Пантин Е.Г., Плимак И.К. Драма российских реформ и революций: Сравнительно-политический анализ.-М.: Весь мир, 2000.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.233.78 (0.012 с.)