Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Политическая и правовая мысль в России.

Поиск

1. Общая характеристика процесса формирования и развития политико-правовой мысли в Древней Руси. Государственно-правовые идеи в произведениях этого периода. Первый русский политический трактат «Слово о Законе и Благодати» написан в XI в. киевским митрополитом Илларионом. Утверждается идея о равноправии всех народов, живущих на земле. Источник верховной власти усматривает в божественной воле, поэтому сам великий князь воспринимается как «причастник Божественного царства», который обязан перед Богом отвечать «за труд паствы люди его», обеспечивать мир («ратные прогони, мир утверди, страны укороти») и хорошее управление. Владимир Мономаха (1053—1125 гг.). «Поучение детям», «Послание Олегу Черниговскому» и «Отрывок» исследует объем полномочий великого князя, взаимоотношения церкви и государства, принципы отправления правосудия в стране. Даниил Заточник «Моление» Образ великого князя идеализирован в традициях русской политической литературы. Князь привлекателен внешне, милостив; управление крепко и справедливо; верховный глава всем своим людям; должен иметь хорошее войско. Даниил поддерживает сильную великокняжескую власть, выступает за ограничение полномочий местных феодалов, что соответствовало задаче объединения всех русских земель под властью великого князя.

2. Развитие русской политико-правовой мысли в период формирования централизованной русской государственности. Нестяжательство -направление политической мысли, выступавшее с предложением реорганизации деятельности церкви и требовавшее отторжение от нее земельных владений, а также категорически отрицавшее возможность вмешательства со стороны церкви в политическую деятельность государства. Основатель движения Нил Сорский. Вассиан Патрикеев поставил вопрос о ликвидации монашества как института, разграничении сфер деятельности церкви и государства, запрещении преследования за убеждения, выступил также с защитой интересов черносошных крестьян. Максим Грек большое внимание уделял вопросам законности в действиях верховной власти, устройству правосудия в стране, определению курса внешней политики, проблемам войны и мира. Стяжатели приверженцы сохранения существующих форм церковной организации и ее экономического статуса. Основатель Иосиф Волоцкий (1439—1515 гг.) Теоретически оправдывал монастырское стяжание требованием использовать его на «благие дела» (строить церкви и монастыри, кормить монахов, подавать бедным и т.д.). Филофей, автор политической теории «Москва - третий Рим». Только верное православию государство может быть объектом промысла божия, и в данный момент, есть все доказательства, что им стала Россия.

3. Политико-правовые взгляды периода формирования сословно-представительской монархии. Публицистика Федора Карпова, Зиновия Отенского, Ивана Семеновича Пересветова, Андрея Курского. Одобрение формирующихся представительных форм организации власти. Иван Тимофеев «Временник»сформулировал оригинальные суждения по наиболее значимым политическим сюжетам, сопровождая их к тому же анализом исторической ситуации, при помощи которого он старался раскрыть политическое содержание современных ему событий.

4 Политико-правовая мысль в период формирования и утверждения в России абсолютной монархии. Государственно-правовые идеи М. М Щербатова, концепция ограниченной монархии. Михаил Щербатов (1733—1790 гг.) «Размышления о законодательстве вообще», «О повреждении нравов», «Путешествие в землю Офирскую господина С. швецкого дворянина». Основание правомерности просвещенной абсолютной монархии, способной наилучшим образом обеспечить «общее благо» всех ее подданных. Стремился доказать “химеричность равенства состояний”, люди, имеют разные способности; это естественное неравенство связано и с сословным неравенством, которое возникло исторически, в процессе возникновения государства и разделения труда. Делает упор на наследственность дворянского звания, привилегий, праву владеть деревнями и крепостными. Против предоставления купечеству права владеть крепостными, присвоения дворянского звания выходцам из других сословий. Отрицал необходимость просвещения народа, т.к это ведет к неповиновию. Критиковал хаотическое состояние российского законодательства, жестокость уголовных законов, бездарность и леность чиновной бюрократии, неустроенность правосудия. Самовластие государя, произвол и употребление власти во вред общественному благу может сдержать только аристократия. Порицал абсолютизм с тираноборческих позиций, предлагал передать законодательную власть дворянскому сословному собранию и ограничить власть монарха “основательными законами”. Идеал – кастовое рабовладельческое общество и тоталитарное олигархическое государство. Учение С.Е. Десницкого о праве и государстве. Проекты разделения властей. Учение о естественном и позитивном правеС.Е. Десницкий (1740—1789 гг.) «Философические предложения», «Представление о учреждении законодательной, судительной и наказательной власти в Российской империи». Идея о прохождении человечеством исторически последовательных «состояний», хронологически сменяющих друг друга: охота; скотоводство и пастушество; хлебопашество; торговля. Одобряет государственное покровительство промышленности и торговле, поддержку мануфактур, учреждение банков, покровительство развитию наук и художеств. Признавал существование таких “природных прав” человека, как права на жизнь, здоровье, честь, собственность. В правовой сфере предложил деление права на государственное, гражданское, уголовное и судебное. Предлагается не “разделение властей” в смысле создания конституционной монархии с системой “сдержек и противовесов”, а образование или реформа подчиненных неограниченному монарху учреждений, осуществляющих законодательную, судебную и исполнительную функции. В области судопроизводства настаивал на введении демократических принципов: равенства всех перед законом, равного наказания за совершение одинаковых преступлений, соразмерности тяжести наказания характеру и составу преступления и т.д. При этом считал необходимым пересмотреть существующую классификацию преступлений по видам, поставив на первое место преступления против личности и частной собственности. Сторонник гласности судопроизводства, публикации в печати решений судов, учреждения адвокатуры, принципа состязательности. Основная идея создание условий для упорядочения законодательной деятельности, а также (главное) организационно-правовых гарантий законности деятельности бюрократического и судебного аппарата самодержавной России. Государственно-правовые взгляды Я.П. Козельского (1729-1795 гг.) «Философические произведения». Придерживался концепции естественных прав человека и договорного происхождения государства. Целью договора об образовании государства, является достижение всеобщего блага. Рассматривая различные формы правления, отдает предпочтение республике, в которой видит «общую пользу для всех человеческих добродетелей и законодательства». Четко проводит разделение права и закона. Право он классифицирует на четыре вида: божественное, натуральное (естественное), всемирное (международное), гражданское (государственное). Все издаваемые государством законы должны соответствовать этим видам права. В том случае, если «законы не будут на них основаны, то они не могут быть справедливы». Государственно-правовые взгляды А.Н. Радищева. Александр Николаевич Радищев (1749—1802 гг.) «Путешествие из Петербурга в Москву». Термин «самодержавие» употребляет только в смысле сосредоточения неограниченной власти в руках монарха. Исходит из теории естественных прав человека и договорного происхождения государства. Причиной образования государства, является природная социальность людей. В естественном состоянии все люди были равны, но с появлением частной собственности это равенство нарушилось. Считал, что возникновение государства связано с образованием частной собственности. Государство возникло как результат молчаливого договора в целях обеспечения всем людям благой жизни, а также защиты слабых и угнетенных. При заключении договора народ является определяющей стороной и оставляет суверенитет за собой. Он не мог бы согласиться на рабство, так как это было бы противоестественно. Положительное законодательство, издаваемое государством, должно быть основано на естественном праве. В том случае, если закон не имеет «основания в естественном праве», он, как закон, не существует (недействителен), так как основанием права является справедливость, а не сила. Крепостное право, представляет собой нарушение естественных законов, оно экономически несостоятельно, с ним связано нравственное падение народа. Будущее государственное устройство России представлял в форме свободной и добровольной федерации городов с вечевыми собраниями, со столицей в Нижнем Новгороде. Государственно-правовые взгляды М.М. Сперанского. Концепция государственно-правовых преобразований, кодификация российского законодательства. Михаил Михайлович Сперанский(1772–1839 гг.) “Введение к уложению государственных законов”, “Проект уложения государственных законов Российской империи”. Государство основано на общей воле народа и передаче им правительству определенных полномочий. Целью любого государства, является обеспечение безопасности личности, собственности и чести каждого. Дает резкую критику общественного и государственного строя России. Этот строй основан на зависимости крестьян от помещиков, а дворян – от государя. Отмену крепостничества предлагал провести в два этапа. В 1 - определить законом крестьянские повинности, урегулировать отношения крестьян и помещиков. Во 2 - возвратить крестьянам право свободного перехода от одного помещика к другому. Гарантией незыблемости законов в монархическом государстве считал свободу печати, гласность государственных дел и силу общественного мнения. Республика - государство, где государственная власть ограничена законом, в составлении которого принимают участие граждане. Считал, что конституция упорядочивает осуществление государственной власти, но не ограничивает власти императора: Император, это верховный законодатель, верховный охранитель правосудия, “верховное начало силы исполнительной” и глава церкви. Различал права гражданские и права политические. “Права гражданские общие” означают, что никто не может быть наказан без суда, каждый только по закону обязан нести личную службу или вещественные повинности, имеет право на собственность. Гражданскими правами, должны быть наделены все подданные. К политическим правам относил “участие в силах государственных: законодательной, судной и исполнительной”. Этими правами в связи с созданием представительных учреждений могут быть наделены лишь собственники. Те, у кого нет собственности, по образу жизни и воспитанию не имеют способностей, необходимых для составления законов.

5. Государственно-правовые программы декабристов. П.И. Пестель (1793-1826 гг.) организатор и глава Южного общества декабристов, автор «Русской правды» По своим философским взглядам материалист и атеист. Исходил из положения о естественном равенстве людей. Все законы делил на духовные, естественные и гражданские. Духовные законы вытекают из Священного Писания; естественные законы «вытекают из требований природы и нужд естественных»; государственные законы - это постановления государства, задача которых - достижение общественного благоденствия, и потому они должны соответствовать духовным и естественным законам. Сформулировал право на революционное ниспровержение правительства, нарушающего в своих действиях духовные, естественные и положительные законы. Критика абсолютной монархии, осуждение крепостного права. Социальная программа требовала отмены крепостного права и безвозмездного наделения всех крестьян землей, которые становятся ее собственниками. Право частной собственности «священное и неприкосновенное». Политический идеал - республика. Введение общедемократических прав и свобод: неприкосновенности личности, равноправия, свободы совести, слова, собраний. Россия - федерация с разделением ее территории на 10 областей и 3 удела. Для осуществления этих преобразований предлагал ввести Временное верховное правление во главе с диктатором сроком на 10—15 лет. Н.М. Муравьев (1796—1843 гг.) свою политическую и социальную программу изложил в трех проектах конституции, последний был написан в тюрьме и являлся самым радикальным. Конституция требовала отмены крепостного права, наделения крестьян землей без всякого выкупа. Все граждане России объявлялись равноправными, чины и классы упразднялись. Наилучшей для России формой правления является конституционная монархия, основанная на принципе разделения властей. Законодательная власть (Народное вече) состоит из двух палат. Избирательное право принадлежит всем совершеннолетним гражданам (за исключением лиц, находящихся в частном услужении), имеющим движимое и недвижимое имущество. Вся деятельность монарха контролируется представительным органом. Государственное устройство — федеративное. Судебная власть отделена от административной.

6. Государственно-правовые концепции славянофилов и западников. Западничество было ориентировано на европейские ценности и находилось в оппозиции к идее самобытности, своеобразия, уникальности исторических судеб России, в частности тому, что в средние века называлось славянофильством и выражалось формулой «самодержавие, православие, народность». Социальным идеалом западников была конституционная монархия или буржуазный парламент по европейским образцам.Основные представити:Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин,В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев, Т.Н. Грановский, П.В. Анненков. Кавелин К.Д. один из основателей так называемой государственнической школы в истолковании истории России, считал, что Россия шла тем же историческим путем, что и Запад, но отстала от Европы и потому должна прибегать к заимствованиям достижений западной цивилизации. Реформы Петра I двинули Россию по пути европейского развития в сторону свободы с помощью «современных актов и законов». Славянофилы ратовали за самобытность исторического пути России. Они выдвинули предложение о необходимости переоценки опыта допетровской Руси, о значении крестьянской общины, местного самоуправления, о роли государственного начала и соотношении закона и обычая в рамках концепции народосознания. Были безусловными противниками и критиками крепостного права. Представители: А.С. Хомяков, И.В. Киреевский,К.С. Аксаков. Учение К.А. Неволина о праве и государстве. Константи́н Алексе́евич Нево́лин (1806—1855гг.): «Энциклопедия законоведения», «История российских гражданских законов». Продолжал традиции «исторической школы» Савиньи. Испытал значительное влияние теории естественного права и философии права Гегеля. Задача энциклопедии права в том, чтобы с ее помощью понять всю систему правовых явлений как единое целое. При этом она не должна рассматривать детали, а должна быть кратким систематическим обзором правоведения. Вместе с тем энциклопедия права должна быть системой основных положений права, сведенных к одному «высшему понятию» и служить введением в специальное изучение юридических наук. Исследовал вопросы о сущности бытия, о природе закона, о свободе воле, о соотношении права и нравственности. Не выходит за пределы гегелевской методологии и основных подходов, намеченных «Философией права», однако характерной чертой его работы является сосредоточенность на религиозно-нравственной стороне права.

7. Государственно-правовые воззрения революционных демократов. А.И. Герцен воспринял сельскую общину как «фундамент в здании» будущего русского социализма. Лозунг: «В народ!». Считается одним из основоположников народничества. Социализм Герцена народнический и одновременно индивидуалистический. Его вера в крестьянскую общину основывается на том, что русский мужик, даже будучи крепостным, более личность, чем западный буржуа, поскольку соединяет в себе личное начало с общинным. Перспективными формами организации человеческого общежития считал монархию и республику. Н.Г. Чернышевский - в общинном владении присутствует «высшая форма отношений человека к земле». Внутриобщинное регулирование без «вмешательства всякой центральной и посторонней администрации» считал более разумным законодательством, чем правительственное регулирование с помощью законов. Поддерживал идею крестьянской революции. Полагал, что демократия по своему характеру противоположна бюрократии.

8. Государственно-правовые взгляды идеологов анархизма. Михаил Александрович Бакунин (1814—1876 гг.) «Государственность и анархия», «Кнуто-германская империя и социальная революция», «Федерализм, социализм, антитеологизм». Развивал идеи коллективистского анархизма. Предлагал использовать бунтарский и раскольничий опыт русского крестьянства. Отрицательное отношение к законам и законодательному регулированию. Негативистское восприятие любых форм государственной и политической власти и присущих им путей и средств социального регулирования. Все юридические законы, в отличие от законов природы и заурядного правила общежития, являются, внешне навязанными, а потому и деспотическими. Политическое законодательство неизменно враждебно свободе и противоречит естественным для природы человека законам. Противопоставляет «человеческое право» и государственные законы. Разрабатывает идеи контроля над государственной властью, «эмансипация общества» от государства. Завоевание свободы связывал с классовой борьбой, однако в будущем социалистическом обществе свобода и право предстают у него уже не атрибутами классового господства в интересах трудящихся, а лишь требованиями высокой нравственности, обращенными к индивидам, коллективам и социальным группам. Соотношение социализма и свободы он выразил в следующей формуле: «Свобода без социализма — это привилегия, несправедливость; социализм без свободы — это рабство и скотство». Петр Алексеевич Кропоткин (1842-1921гг.) «Анархия и ее место в социалистической эволюции», «Нравственные начала анархизма», «Открытое письмо к западно-европейским рабочим», «Взаимопомощь, как фактор эволюции», «Справедливость и нравственность». «Современная наука и анархия». Стремился соединить учение анархии с результатами современной ему науки о природе и обществе, особенно с социально-философским учением о взаимной помощи в животном мире и человеческих сообществах. Историческое развитие государства он связывал с возникновением поземельной собственности и стремлением сохранить ее в руках одного класса, который вследствие этого стал бы господствующим. Социально заинтересованными в такой организации стали, помимо землевладельцев, жрецы, судьи, профессиональные воины. Все они были настроены на захват власти. Государственная организация властвования находится в тесной взаимосвязи с правосудием и правом. Главная особенность государственно-властной организации - это «правительственная централизация», или «пирамидальная организация». Сформулировал « биосоциологический закон взаимной помощи », предполагал необходимость перехода к федерации свободных коммун, базирующихся на коммунистических принципах производства и распределения. Построение нового общества возможен лишь через революционное разрушение всего того, что разъединяет людей: государственной власти и частной собственности.

9. Учение о праве и государстве Б.Н. Чичерина. Борис Николаевич Чичерин (1828–1904 гг.) пятитомное исследование “История политических учений”, “Собственность и государство”, “Курс государственной науки”. Настоятельно доказывал необходимость реформ общественно-политической жизни в России, последовательно проводя начала либерализма. Воспринял философию Гегеля, однако гегелевскую триаду заменил логической схемой из четырех элементов, в результате чего образуется круговорот четырех начал: власть, закон, свобода, общая цель. В общежитии, различаются четыре союза: семья, гражданское общество, церковь и государство. Область права – внешняя свобода. С помощью категорий справедливости и равенства проводит деление на уравнивающую правду с формальным равенством и правду распределяющую с пропорциональным равенством. Первая область – это сфера частного права и гражданского общества. Вторая область – это сфера публичного права и государства. Юридическое (формальное) равенство исчерпывает понятие правды. выступал против материального (фактического) уравнивания людей правом. Выдвинул принцип: “Не лица для учреждений, а учреждения для лиц”. Через призму прав и свобод личности анализирует различные образы правления и создает собственную теорию государства. Каждый народ, в своей истории не ограничен раз навсегда установленной какой-либо одной формой политической власти. Высшей стадией развития идеи государства, является конституционная монархия, в которой различные начала общежития приводятся к идеальному единству: Соглашение элементов в конституционной монархии достигается, в результате разграничения компетенции верховной власти между монархом, аристократией, демократией. Основную свою задачу видел в создании либерально-консервативного направления политико-правовой мысли в России во второй половине XIX в. Основная идея “примирить начала свободы с началами власти и закона”, выдвинул программу охранительного либерализма, основной политический лозунг которого – “либеральные меры и сильная власть”. Чтобы привести самодержавие к конституционному правлению, считал необходимым создать в России двухпалатное законосовещательное собрание: верхняя палата образуется на базе Государственного совета из назначаемых правительством чиновников; нижняя – из выборных представителей, которые должны выражать интересы всего народа. Враждебно относился к социалистическим теориям, считал наилучшим вариантом политико-правового развития России самоограничение абсолютной власти. Социологический позитивизм С. А. Муромцева. Сергей Андреевич Муромцев (1850–1910 гг.) «Определение и основное разделение права», «О консерватизме римской юриспруденции», «Очерки общей теории гражданского прав», «Суд и закон в гражданском праве», «Гражданское право древнего Рима», «Рецепция римского права на Западе», «Творческая сила юриспруденции», «Право и справедливость», «Основы гражданского права». Под правом понимал совокупность юридических отношений (правовой порядок), а нормы рассматривал как атрибут этого порядка. Основное отличительное свойство права, обусловливающее другие его характерные свойства, составляет юридическая (организованная) защита, которая не сводится к государственной защите и не исчерпывается ею. Право - отношение, сложившееся между людьми на основе интереса. Правовые отношения, существуют не разрозненно, а группируются в определенную систему. Следовательно, право, порядок отношений, защищенных организованным (юридическим) способом. Юриспруденция не может ограничиться изучением только догмы права. Теория права, должна стремиться открыть социологические законы развития и преемственности права как определенной части социальных явлений. Задача юриста, не только в обобщение действующего, но и “реформа существующего и создание нового права”. Выделяет как часть юриспруденции объективно-научное исследование права (право “как оно есть”) и политику права – отрасль, изучающую право с точки зрения определенного идеала (право “как оно должно быть). Разработал план государственно-правовых преобразований страны на началах конституционализма и парламентаризма создававшего правовую основу для установления в России конституционной монархии. Этот план нашел отражение в разработанном при его деятельном участии проекте Основного закона Российской империи, выдвинутом земским движением, и в проекте, представленном партией конституционных демократов. Психологическая теория права Коркунова Н.М. Николай Михайлович Коркунов (1853–1904 гг.) “Государственное право”, “Указ и закон”, “История философии права”. Отвергал определение права как “защищенного “интереса”, утверждая, что охраняться может и отдельный интерес, право же предполагает не менее двух лиц с встречными интересами. Право разграничивает интересы, не вмешиваясь в выбор наилучших средств осуществления каждого интереса. В отличие от нравственности, право не дает оценок интересов с точки зрения добра и зла. Определяя границы осуществления сталкивающихся интересов, право устанавливает права и обязанности субъектов общественных отношений и тем самым создает порядок общественных отношений. Рассматривал право как “взаимное психическое воздействие людей”, связывал общеобязательную силу закона с авторитетом велений органов власти. Пытался соединить юридическую концепцию государства (государство как “юридическое отношение”) с социологическими и психологическими конструкциями. Возражал против формально-догматического подхода к государственной власти как единой воле. Государственная власть основана не на чьей-либо воле, а на коллективном сознании людей, на их психическом единении, на осознанной зависимости от государства. Отвергал общепринятое понимание разделения властей как обособление законодательной, исполнительной и судебной власти. Сущность разделения властей,– “в обеспечении свободы надлежащим распределением функций властвования”. Считал, что ближайшей перспективой развития государственного строя России должна быть “правомерная, но самодержавная монархия”. Упорядочение издания законов (обязательное предварительное обсуждение их проектов в Государственном совете и согласование с действующей системой законов), наделение судов правом разрешать противоречия между указами и законами, учреждение административной юстиции в виде самостоятельной системы судов, предоставление им права отмены незаконных распоряжений, обеспечение гражданских прав (неприкосновенность собственности, право граждан на подачу петиций) в России не требуют наделения подданных политическими правами и создания представительства, ограничивающего власть самодержца.

10. Учение B.C. Соловьева о праве и государстве. Признавал автономную ценность права и, следовательно, проведения черты, отделяющей право от нравственности. Задача права: «Никому не вреди, но всем, насколько можешь, помогай», что сводило к минимуму сферу правового регулирования и, таким образом, согласовывалось с доктриной классического либерализма. Выдвигал идеал «свободной теократии» стремился к воплощению в земных формах положительного Добра. Выделяет две категории права положительное и естественное. Считал, что области нравственности и естественного права не совпадают и, тем более их нельзя отождествлять. Естественное право, есть формальная идея права, рационально выведенная из общих принципов философии. Положительное и естественное право рассматриваются не как две различные сферы, а как две различные точки зрения на один и тот же объект. Считал, что в своем развитии естественное право постоянно превращается в положительное: Естественное право - это общий смысл всякого права как такового. Право и государство соединяются у него с церковью, которая дает идеал, т.е. материальный принцип для разграничения свобод. Право приобретает наряду с сильными идеалистическими мотивами определенный и конкретно-жизненный характер. Требования права строго ограничены, тогда как чисто нравственные требования являются, по существу, неограниченными и всеобъемлющими. Нравственность полагает добровольное исполнение своих требований, тогда как право допускает принуждение и даже требует принуждения. Соотношение права и нравственности представляет иерархический синтез, соотношение абсолютного (нравственность) и относительного (право). Фактическая двойственность между абсолютным и относительным должна разрешаться в свободном и полном единстве, посредством реально-нравственного совершенствования всех форм бытия. Действительное содержание права, может быть установлено только через выявление связи между правом и нравственностью. Нравственность стоит выше и, шире, чем право. Всякая правовая норма в той или иной степени проникнута нравственностью, чего нельзя сказать о нормах нравственных, закрытых от правового влияния. Право - это принудительное требование реализации определенного минимума добра или порядка, не допускающего известных проявлений зла.

11. Позитивистское учение о праве Г.Ф. Шершеневича. Габриэль Феликсович Шершеневич (1863 -1912) «Общая теория права», «Общее учение о праве и государстве». Единственным источником знания считал конкретные науки и отрицал познавательную ценность философского исследования. Философия права должна отказаться от попытки «обнаружить за правовыми явлениями всякую идею права, раскрываемую разумом. Научная философия права строит свои понятия только на положительном праве. Ее построения должны быть результатом только наблюдения над явлениями действительной жизни». Всякое философствование по поводу сущности права, считает метафизическим и ненаучным. Задачи права: теоретическую, практическую. Теоретическая - исследование понятий, которые лежат в основе юридических наук. Это вопросы образования права, нарушения права, применения права и т.д. Эта часть ориентируется на позитивное право, познает его догматически и воздерживается от критики и идеальных построений. Практическая задача ставит практические цели. В соответствии с этими задачами философия права, распадается на: теоретическую (общая теория права), практическую (политика права) и историческую (выясняет юридические понятия и практические цели в области политики и права в их историческом развитии на протяжении различных эпох) части. Общей чертой юридического позитивизма является отождествление теории права с догмой права. При этом социологические, политические, этические и т.п. аспекты права выносятся за рамки общей теории права и образуют так называемую прикладную дисциплину - политику права, которая занимается оценкой действующего права и предлагает систему мер, направленных на изменение существующего порядка законодательным путем. Задачи общей теории права заключаются в том, чтобы «определить понятие о положительном праве. Вниманию исследователя подлежит только то право, которое действует, но не то право, которое должно действовать

12. Неопозитивистские воззрения В.Д. Каткова. Василий Данилович Катков (1867 - 1917): «Наука и философия права», «К анализу основных понятий юриспруденции», «О русском самодержавии», «Нравственная и религиозная санкция русского самодержавия», «(Реформированная общим языковедением логика и юриспруденция». Идеолог консервативной «охранительной» политики. Истинным прогрессом, по его мнению, является «улучшение на основании существующего» исторического развития государственности путем концентрации власти, личное «служение» монарху. Последовательно проводил принцип служения государю и государству для всех подданных империи, независимо от сословия. Всесословная обязательная служба основа правильной и здоровой жизнедеятельности русской государственности. Идея «служения империи», выступая составляющей структурного механизма имперской политической системы, являлась залогом синхронизации имперских ориентиров политической теории и политической практики.. Уделяет много внимания значению единоличного императорского правления в русской истории. Воспринимал империю как возможность жизни для всех населяющих её людей, как институт защиты социальной справедливости. Основными элементами государства считал народ и верховную власть, причем под народом подразумевал, только ту часть его, которая поддерживает историческую власть и подчиняется ей. Отстаивает идею самодержавия. Надо бороться не за ограничение власти государя, а за всевозможное отстаивание на деле его - государя - свободы и всемогущества.

13. Учение П.И. Новгородцева о праве и государстве. Павел Иванович Новгородцев (1866 -1924 гг.) «Лекции по истории философии права», «Введение в философию права: Кризис современного правосознания», «Об общественном идеале», «О путях и задачах русской интеллигенции». Разумное начало в личности есть автономное нравственное начало. Разум является единственным источником идеи должного, морального закона, который представляет собой факт чистого сознания, безусловно, достоверен сам по себе и независим от исторической необходимости. Естественное право подразумевает совокупность таких правил или норм, которые обязательны сами по себе, независимы от какого бы то ни было внешнего законодательства или авторитета. Абсолютная основа естественного права раскрывается в моральной идее личности, которая выступает идеалом и целью самой себя. Автономная моральная личность представляет собой основу общественного строя, а ее естественно-правовой идеал служит средством и критерием в организации правопорядка и политических институтов. В основе философско-правового учения лежит идея свободы и достоинства человека, обладающего ответственностью и стремящегося к активной деятельности. Задача правового государства – достижение равенства и свободы. считает, что не может быть абсолютно гармоничного слияния интересов индивида и общества в целом.. В основе социального конфликта лежит многообразие прав и обязанностей личности. На этой основе возникают столкновения индивидов и общества. Одни из них разрешаются примирением, другие же не могут решаться компромиссно. Поскольку личность неизбежно стремится выделиться из общества, разрешение одних конфликтов порождает другие. Таким образом, между идеалом и личностью всегда существует разрыв. Являясь носителями естественно-правовой идеи, индивиды постоянно конфликтуют с действующим законом, стремятся встать в оппозицию к государственной власти. Одновременная ориентация личности на равенство и свободу, определяет существование двух борющихся тенденций современной культуры: уравнительно-нивелирующей и освободительно-индивидуализирующей. Являясь продуктом культуры и творчества индивидов, государство полностью воспринимает их противоречия, что, в свою очередь, предопределяет противоречивость его взаимоотношений с личностью. Главным регулятором общественной жизни выступает политическая власть; именно она утверждает начала законности, равенства и свободы. Без публичной власти общество неизбежно распадется на составные элементы. Основу государства составляют не только классовые противоречия, но и различия, обусловленные естественным разнообразием индивидуальных характеров, положений и стремлений. Наряду с обеспечением классовых интересов, публичная власть обладает частичной независимостью и может принимать решения, не отвечающие интересам господствующего класса. Все это обеспечивает государству возможность примиряющего регулирования между классами, слоями и группами.

14. Воззрения Н.А. Бердяева о праве и государстве.

Бердяев Николай Александрович (1874 -1948) «Философия свободы», «Смысл творчества», «Духовные основы русской революции», «Смысл истории», «Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии», «Новое средневековье», «Философия свободного духа», «Истоки и смысл русского коммунизма», «О рабстве и свободе человека», «Русская идея», «Царство Духа и царство Кесаря». Внутренней основой бердяевской философии являются свобода и творчество. Свобода определяет царство духа. Дуализм в его метафизике - это Бог и свобода. Свобода угодна Богу, но в то же время она - не от Бога. Существует «первичная», «несотворённая» свобода, над которой Бог не властен. Эта же свобода, нарушая «божественную иерархию бытия», порождает зло. Тема с



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 543; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.190.74 (0.017 с.)