Идеология как общественное явление и современные идейно-политические течения



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Идеология как общественное явление и современные идейно-политические течения



В сфере политики решаются вопросы, которые касаются не только государства, общества в целом, но и в той или иной степени жизни каждого человека. Политические решения могут очень существенно влиять на условия, в которых протекает жизнь каждого из нас.

Политические процессы, политическая жизнь проходят в различных формах, которые принято называть - идеологии и идейно-политические течения.

Термин "идеология" в начале 19-го века ввел французский ученый и философ А. Л. Лестют де Граси. Он пытался найти в явлениях сознания основы этики, морали, политики и дать им логическое объяснение и объединение под одним понятием.

Идеология как явление получила признание, и оказалось, что человек и общество живут в идеологическом пространстве точно так же, как и в мире политики, культуры, экономических отношений.

Идеология - это система взглядов и идей, дающая целостную трактовку общественной жизни, ее смысла, направленности, перспектив и предписывающая определенные способы решения общественных проблем.

Идеология и политика тесно взаимосвязаны. Это проявляется в следующем. (посмотреть...)

 

  1. Идеология и политика универсальны. Они охватывают различные области мысли, деятельности, поведения и могут определить их направление, цели и средства.
  2. Идеология указывает политике систему идеалов и ценностей, к которой та должна стремиться.
  3. Идеология и политика способны сочетаться, переплетаться друг с другом. При этом всякий дефицит политики, любая ее слабость, политический вакуум немедленно и неизбежно заменяется идеологией.
  4. Идеология способна подчинить себе политику. Это происходит по внешним (угроза нападения, подготовка собственной агрессии и т.п.) или внутренним (спад в экономике, конфликты, социальная напряженность в обществе и т.п.) обстоятельствам.

Таким образом, идеология является сложным социальным явлением, имеющим объективно-субъективную природу. Идеологического вакуума в обществе быть не может, идеологию нельзя отменить без последствий для общества.

К основным современным политическим идеологиям относят либерализм, консерватизм, анархизм, социал-реформистскую и коммунистическую идеологии, а к идейно-политическим течениям - радикализм, фашизм, политический экстремизм, популизм, идеи альтернативных движений.

Рассмотрение современных политических идеологий начнем с либерализма.

Либерализм (от лат. "либералис" - свободный) - идеология сторонников парламентского строя и максимально возможной свободы в экономической, политической и других сферах.

Как определенное понятие, либерализм вошел в политический словарь 30 - 40 гг. 19-го века, но творцами его по праву считаются Локк и Вольтер, Юм и Кант, Монтескье и А. Смит, Гете и Дидро.

На основе идей либерализма образовались политические партии, большинство из которых объединены в Либеральный интернационал, созданный в 1947 году. К 19 партиям - учредителям, принявшим "Манифест либералов", позднее присоединились еще 13 партий, так же "либералы-изгнанники" из стран Восточной Европы. В настоящее время во многих из этих стран либеральные партии действуют легально. В бывшем Советском Союзе либеральная демократическая партия была зарегистрирована в министерстве юстиции первой (лидер - В. В. Жириновский).

В ряде стран либеральные партии являются правящими или входят в правительственные коалиции. В Европарламенте они имеют влиятельную фракцию.

Основные принципы либерализма :

 

  1. Отдельный индивид первичнее и реальнее, чем общество и его институты, индивидуальные потребности и права важнее любых коллективных обобщенных прав и интересов.
  2. Все свои законы и ценности человек создает сам.
  3. Человек индивидуально свободен и ответственен перед своей свободой; в основе личной свободы и ответственности - частная собственность.
  4. Государство создается на основе общего консенсуса и с единственной целью - сохранить и защитить естественные права человека.
  5. Договорный характер отношений между государством и личностью. Отсюда вытекает представление о роли государства как "ночного сторожа". По мнению сторонников классического либерализма, "государства должно быть как можно меньше". Государство должно лишь поддерживать элементарный порядок и создавать условия для свободной экономической деятельности. Все основное регулирование в обществе должно происходить через механизм свободного рынка.

Основными политическими идеями либерализма являются следующие: (посмотреть...)

 

  1. Приверженность парламентскому строю и традиционным парламентским процедурам.
  2. Негативное отношение к разросшимся экономическим и социальным функциям государства.
  3. Необходимость разделения властей, политический плюрализм и верховенство закона.
  4. Обеспечение основных политических прав и свобод граждан, уважение достоинства человеческой личности.
  5. Расширение практики плебисцитарной демократии, всенародного обсуждения законов, укрепление местного самоуправления.
  6. Обоснование демократической сущности элитаризма, необходимости конкуренции элит.
  7. Компромисс, консенсус в решении важнейших политических проблем.

Таким образом, для классического либерализма характерно :

 

  • в мировоззренческой области - свобода от группировок, классовых и националистических предрассудков, космополитизм (от греческого "космополитес"- гражданин мира), гуманизм, терпимость, подчеркивание индивидуальности и самоценности личности, демократизм;
  • в политической области - признание неотъемлемых прав человека, разделение законодательной и исполнительной власти, свобода выбора занятий, свобода конкуренции;
  • в экономической области - требование отмены регламентации и ограничений со стороны государства, простор для частной инициативы, свободный рынок, создание условий для развертывания частного предпринимательства.

В начале 20-го века, особенно после того, как во время великой депрессии 30-х годов чисто либеральные методы управления не смогли принести успеха, эта идеология выступает преимущественно в виде неолиберализма.

Неолиберализм допускает и даже предполагает постоянное вмешательство государства в экономику с целью создания и поддерживания благоприятных условий для конкуренции. Допускается государственное регулирование социальной жизни.

Консерватизм - (от лат. "консерварс" - сохранять) - идеология, ориентированная на защиту традиционных устоев общественной жизни, незыблемость ценностей, приверженность стабильности и упорядоченности, отрицание новаций.

Основы консерватизма были заложены в конце 18-го - начале 19-го века. В числе его "родителей" Э. Бёрк, Ф. Новалис, А. Мюллер, Ж. де-Местр, Ф. Ламенне, У. Вордсворт и другие.

Политический консерватизм имеет на вооружении парадоксальный лозунг: создать то, что достойно сохранению. Другими словами, в будущем восстановить прошлое.

История развития общественной мысли показала, что консервативные установки формируются и развиваются в периоды крупных и быстрых общественных перемен, резких поворотов социального развития.

Первоначальная форма консерватизма сформировалась прежде всего как реакция на перемены, вызванные Великой Французской революцией. Затем консерватизм менял несколько свои формы, принципы и идеи.

Основные принципы идеологии консерватизма можно сформулировать следующим образом: (посмотреть...)

 

  1. Общество - это система норм, обычаев, традиций, институтов, уходящих корнями в историю.
  2. Существующий институт предпочтительнее любой теоретической схемы.
  3. Ориентация на государственный авторитет.
  4. Пессимизм в оценке человеческой природы, скептицизм в отношении человеческого разума.
  5. Неверие в возможность социального равенства между людьми.
  6. Частная собственность - гарант личной свободы и социального порядка.

Основные политические идеи консерватизма:

 

  1. Идея традиции, определяющей общественное бытие индивида.
  2. Идея национального величия.
  3. Идея социального неравенства и политической конкуренции.
  4. Идея отказа от активного политического вмешательства в общественную жизнь.
  5. Пренебрежение к парламентаризму и выборным институтам власти.

Неоконсерватизм стал направлением консервативной мысли с 70-х годов 20-го века и значительно отличается от классического консерватизма. Главное его отличие состоит в том, что неоконсерватизм - весьма динамичная и мобильная идейная система, направленная не в прошлое, а в будущее.

Неоконсерваторы восприняли многие идеи либералов, но на практике, придя к власти в ряде стран, остались на старых позициях.

Неоконсерватизм можно охарактеризовать следующими положениями:

 

  • к развитию общества и человека могут вести только свободные рыночные отношения;
  • поскольку свобода и равенство несовместимы, а социальное равенство невозможно, необходимо сосредоточиться на достижении свободы;
  • необходимо сочетать демократию и власть элит, ибо классическая демократия неосуществима;
  • главное право личности - право иметь собственность и свободно распоряжаться ею;
  • государство должно быть сильным, но не ущемлять личные права и свободы граждан.

Анархизм (от греч. "анархия" - безвластие) - как политическая идеология провозглашает целью освобождение личности от всех форм принуждения со стороны власти и прежде всего - со стороны государства.

Анархизм как политическое течение сложилось в 40-х - 70-х гг. 19-го века в Западной Европе.

В основе "классического" анархистского мировоззрения лежат следующие наиболее общие положения:

 

  • индивидуализм;
  • волюнтаризм и неверие в существование объективных законов общественного развития;
  • защита мелкого собственника и мелкого землепользователя;
  • тактика "прямого действия";
  • будущее принадлежит общественному устройству в виде свободной ассоциации производств, областей, коммун.

Вот то, что составляет общее у всех направлений анархизма. В чистом виде идеи анархизма не были воплощены нигде в общественной практике.

К основным разновидностям анархизма относятся следующие:

 

  1. Анархо-индивидуализм. Он базируется на идее абсолютной свободы. Родоначальник этого течения М. Штирнер, отрицая государство, сводил социальную организацию общества к "союзу эгоистов". По мнению американских мыслителей Б. Такера и Й. Уоррена, последователей М. Штирнера, каждый человек должен иметь такую сферу активности, куда никто не имел бы права вмешиваться. В этом случае социальные отношения должны строится на основе обмена или контакта. По мысли Б. Такера, каждая личность должна пользоваться максимальной свободой, совместимой с равной свободой для других.
  2. Анархо-мютюализм (от фр. "мютюль" - взаимный). П. Ж. Прудон и его последователи считали, что каждый член общества может иметь средства производства, но жить при этом должен только своим трудом, не допуская паразитизма за счет ренты или эксплуатации человека человеком. За счет этого в обществе должен поддерживаться высокий уровень равенства между людьми. Деньги (как средство общения) перестанут существовать, их сменит взаимный натуральный обмен, а значит, исчезнет и государство.
  3. Анархо-коллективизм. Сложился под влиянием идей М. А. Бакунина. По его мнению, каждая группа рабочих управляет своими средствами производства. Продукт труда делится по решению коллектива пропорционально труду каждого. Бакунин соединил путь социализма и свободы в одно целое. Известен его афоризм: "Свобода без социализма - это привилегия и несправедливость! Социализм без свободы - это рабство и скотство!"
  4. Анархо-коммунизм. Берет свое начало от идей Элизе Реклю и П. А. Кропоткина. В основе этой доктрины - вера в естественную человеческую солидарность. Будущее безгосударственное общество, по мнению Кропоткина, будет представлять собой систему свободных ассоциаций трудящихся.

Социал-реформистская и коммунистическая идеологии.

Эти идеологии исходят из одного теоретического источника - классического марксизма.

Общее для этих идеологий следующее:

 

  1. Будущее принадлежит справедливому и солидарному обществу, в котором трудящиеся живут хорошо.
  2. Материалистическая трактовка общественной жизни.
  3. Социально-классовый подход к общественным явлениям.
  4. Гуманистический характер конечных целей.
  5. Социальный коллективизм.
  6. Исторический оптимизм.

Несмотря на один источник - марксизм, годы столкновений и взаимного отталкивания в политической борьбе сделали социал-реформизм и коммунизм разными школами идеологии. Рассмотрим эти различия .

 

  1. Путь к достижению лучшего общественного устройства социал-реформисты видят в последовательной цепи реформ, а коммунисты - в революции.
  2. Социал-реформизм постепенно "трансформирует" капитализм, коммунизм -полностью порывает с капитализмом, отрицая его.
  3. Переход к новой общественной организации социал-реформаторы осуществляют на базе существующего права и законности, коммунисты - отвергают буржуазное право.
  4. Партия, по мнению социал-реформаторов, это ассоциация сторонников социализма; коммунисты традиционно делали упор на строгую организованность и жесткую дисциплину.

Однако следует заметить, что к 60-м годам 20-го столетия наметилось определенное сближение позиций социал-реформистской и коммунистической идеологий, и прежде всего, в такой области, как сведение до минимума насилия в достижении своих целей.

Современная идейно-политическая жизнь не сводится к функционированию только основных идеологий. В ней существуют и идейно-политические течения .

Рассмотрим наиболее значительные из них.

Радикализм (от лат. "радикалис" - коренной) - идейно-политическое течение, требующее решительного и глубокого, коренного изменения основных политических институтов и ценностей общества.

В теоретической сфере радикализм выступает антиподом консерватизма, а в сфере практически-политических действий - антиподом организованной институциональной демократии с ее правилами уважения закона и прав личности.

Привлекательность радикализма в том, что он отвечает глубокой человеческой потребности находить в тяжелой ситуации быстрые, ясные, простые, окончательные решения. А у радикализма всегда есть в запасе набор таких простых решений, а то, что они страдают упрощенчеством, отвлеченным от жизни рационализмом, может обнаружиться лишь потом.

Популизм (от лат. "популюс" - народ) - идейно-политическое течение, для которого характерна демагогическая апелляция к народу для достижения собственных целей.

Для популистских течений характерна идеологическая неразвитость, отсутствие теоретических программ, ориентированность на текущие политические задачи.

Политический экстремизм (от лат. "экстремус" - крайний) - идейно политическое течение, проповедующее приверженность в политике к крайним взглядам и действиям.

Политический экстремизм выступает против сложившихся общественных структур и институтов, как правило, силовыми методами.

Традиционно экстремизм делится на "левый" и "правый". Левый экстремизм обычно вдохновляется идеями немедленной революции обездоленных. ("Фракция Красной армии" в Германии, "Красные бригады" в Италии, "Сантендеро луминосо" в Перу, полпотовцы в Камбодже и т.д.)

Правые экстремисты обличают пороки буржуазного общества с крайне консервативных позиций за упадок нравов, наркоманию, эгоизм, потребительство и т.д. ("эскадроны смерти" в странах Латинской Америки, "Итальянское социальное движение", Республиканская и Национально-демократическая партии в Германии и т.д.)

Фашизм (от лат. "фашио" - пучок, связка, объединение) - идейно-политическое течение правоэкстремистского толка.

Для фашизма характерен иррационализм (неверие в силы человеческого разума), крайний национализм и расизм - идея "высшей расы", а также культ силы и личной власти, пропаганда войны как естественного состояния общества, максимальный контроль над всеми проявлениями общественной и частной жизни людей.

Среди так называемых "альтернативных" идей особое место занимает "зеленая" идеология. (Идеологией, впрочем, ее назвать можно лишь условно, так как общим во всех ее весьма различных направлениях является, пожалуй, лишь система ценностей).

"Зеленая" идеология как школа мысли основана на осознании всего масштаба экологической угрозы. Согласно позициям "зеленых", и капиталистическая, и социалистическая модели общества - лишь разные формы цивилизации "индустриализма", которые относятся к природе и человеку как объектам эксплуатации.

Таким образом, идеология и политика тесно взаимосвязаны, а политические идеологии и идейно-политические течения играют важную роль в жизни человека и общества.

 
     

1.1.4. Мировая история становления и развития политической мысли Тема 1.1. Предмет и методы политологии. История политической мысли

 

1.1.4. Мировая история становления и развития политической мысли Первоначально политические знания не были самостоятельными и развивались как часть религии, философии, этики, мистики. Но постепенно, освобождаясь от влияния последних, они все более рационализировались, отражали возрастающую потребность человека находить цивилизованные формы проживания с себе подобными. В истории развития политической мысли выделяют несколько этапов. Таблица 1.1.2.
I. Политические учения Древнего Востока (Индия, Китай, Вавилон). Особенность - политическая мысль не выделяется в самостоятельную область знания, выражалась в мифологической форме, господствовало обоснование божественного происхождения власти. Ведущие мыслители - Хаммурапи, Заратустра, Конфуций, Шан Ян. "Правитель должен обращаться с народом, как горшечник с глиной" - Шан Ян, IV в. до н.э., древнекитайский правитель, обосновывал управление, опирающееся на законы.
"Цари должны философствовать, а философы царствовать" - Платон. II. Политические учения Древней Греции и Древнего Рима Особенности - постепенное обособление политических взглядов как относительно самостоятельной части философии. Анализ устройства государства, классификация его форм, определение наилучшей, идеальной формы правления. Рассмотрение политики как единственной формы цивилизованного бытия человека, предполагавшей нерасчленённость государства, общества и отдельного индивида. Ведущие мыслители - Демокрит, Платон, Аристотель, Цицерон
III. Политические учения средневековья Особенности - развитие политической мысли в основном усилиями религиозных деятелей. Теологическая теория политической власти (теология - наука о боге). Роль религии и гос-ва в политике. Ведущие мыслители - Августин Блаженный, Фома Аквинский "Путь к облагораживанию политики - в усилении её соответствия положениям религии" - Фома Аквинский
"Государь ... должен обладать великим искусством притворства и одурачивания" - Н.Макиавелли IV. Политические учения эпохи Возрождения Особенность - появление теорий, защищающих бюргерство, обвиняющих церковь во всех бедах. Настоящий источник власти - народ. Развитие идей гуманизма. Анализ проблем прав и свобод человека. Ведущие мыслители - Н.Макиавелли, М.Лютер, Т.Мор, Дж.Локк, Ф.Бэкон
V. Политические учения европейского Просвещения Особенности - формирование либеральной политической идеологии; обоснование необходимости разделения властей; характеристика правового государства; анализ ценностей и механизма функционирования демократии; формирование концепции прав человека и гражданина; идея революции и диктатуры. Выдающиеся мыслители - Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Ш.Монтескье, Ж.-П. Марат, М.Робеспьер "У политического организма - те же движители; в нём также различают силу и волю; эту последнюю - под названием законодательной власти, первую - под названием власти исполнительной" - Жан-Жак Руссо.

VI. Особое место в периодизации истории мировой политической мысли занимает современный этап (конец XIX - XX вв.).

Особенностью этого этапа является многовариантность научных позиций, их равноправие, со временем менялись только приоритеты, зависящие от политического контекста. Поэтому при общем рассмотрении этапа можно воспользоваться несколькими вариантами:

а) хронологический вариант

· становление современной политической науки (конец XIX - конец 40-х гг. XX в.) - главное внимание уделялось исследованию проблемы политической власти и её социальных основ (политическая власть);

· активное расширение сфер политологических исследований (конец 40-х гг. - вторая половина 70-х гг. XX в.) - поворот к проблемам либерализации политической жизни, демократии, социальной политики государства (человек и общество);

· поиск новых парадигм развития политической науки (середина 70-х гг. - настоящее время) - обоснование адекватных современному этапу развития западного общества теоретических моделей и концепций власти (концепции власти).

б) современные политологические школы

· англо-американская - разработка проблем политической модернизации, стабильности, политических конфликтов внешней политики;

· французская - проблемы типологии политических режимов, легитимности партийно-политической инфраструктуры;

· немецкая - сравнительный анализ политических систем, проблемы функционирования гражданского общества и правового государства;

· польская - концептуальные исследования политической жизни общества, главных направлений демократизации политической системы.

 

1.1.5. Становление и развитие политической мысли в России Тема 1.1. Предмет и методы политологии. История политической мысли

 

1.1.5. Становление и развитие политической мысли в России Политическая мысль России, как и многое другое в нашей истории развивалось несколько отличным от мирового путем. Основные этапы развития политической мысли в России. 1. Политические учения второй половины XVII - XVIII вв. Во второй половине XVII в. русская промышленность и торговля нуждались в протекционизме сильной верховной власти, в сильном государстве. Развивались идеи абсолютизма; в единый узел увязывались экономические и политические преобразования. Таблица 1.1.3.
  Основные идеи:
"Особенно полезно царю читать книги по истории других стран и народов и по их примеру живот свой править" - Симеон Полоцкий - обоснование идеи просвещённой абсолютной монархии; царь и государство отождествляются; -достижение содружества славянских народов под эгидой русского государства с единой унитарной церковью
"Каковы законы, таков и порядок вещей в государстве" - Юрий Крижанич - государственное строительство в связи с превращением Московского государства в Российскую империю; - рассмотрение крепостного права как противоречивого явления в развитии государства
"Самодержавие - наипротивнейшее человеческому естеству состояние ... Просвещенных монархов нет и не будет. Истина страшна для него, и он всеми силами стремится скрыть от народа правду" - А.Н.Радищев - идея ограничения власти монарха и соблюдение законности во всех сферах государственной деятельности; - идея государства, которое может обеспечить народу священные естественные права. Представители - Петр Великий, Симеон Полоцкий, Юрий Крижанич, В.Н. Татищев, М.М.Щербаков, А.Н. Радищев.

2. Политические учения первой половины XIX в.

Политическая мысль сконцентрирована на борьбе с феодализмом и поиске лучших, чем реальный капитализм, путей исторического развития России.

Таблица 1.1.4.

  Основные идеи:
"Крепостничество несовместимо с цивилизованной государственностью. И нет никакого основания считать, что в России оно не могло бы уничтожиться, если будут приняты к тому действенные меры" - М.М.Сперанский - обоснование революционных планов коренного преобразования государственного строя России; - критика деспотизма в организации государственной власти; - необходимость конституционной монархии, разделение властей, правового государства; - поиск путей развития (самобытных или общеевропейских). Представители - М.М.Сперанский, Н.М.Карамзин, П.Я.Чаадаев, П.П. Пестель, А.С.Хомяков, К.С.Аксаков

Политические учения второй половины XIX в.

Возникновение революционного демократизма, его слияние с утопическим социализмом, распространение марксистских идей

Таблица 1.1.5.

  Основные идеи:
"У нас политические свободы должны быть провозглашены прежде, чем буржуазия настолько сплотиться и окрепнет, чтобы не нуждаться в самодержавном царе. Конституционный режим есть вопрос завтрашнего дня в России. Это завтрашний день не принесет решения социального вопроса. Но разве вы хотите завтра же сложить руки? ... Век живи, век борись" - Н.К.Михайловский - отрицание всякого эксплуататорского строя; - ненависть ко всем видам социального и политического угнетения; - огромное влияние к национальному вопросу, обоснование его решения с позиции признания права наций на самоопределение. Представители - А.И.Герцен, В.Г.Белинский, М.А.Бакунин, П.Л.Лавров, П.Н.Ткачев, Г.В.Плеханов, Н.К. Михайловский.

Характерные черты российской политической мысли:

· тесная взаимосвязь (неотделимость) политических, религиозных, нравственных, философских идей и концепций;

· односторонность и категоричность, непринятие либерализма;

· преобладание крайностей - радикализма и консерватизма;

· гипертрофированность в оценке самобытности, уникальности России, с одной стороны, некритический перенос опыта развития других стран на России - с другой;

· чрезмерная идеализация и мифологизация (прошлого - консерваторами, будущего - радикалами);

· недостаточная экономическая и политическая обоснованность выдвигаемых идей и путей их практической реализации;

· своеобразие набора и содержания поставленных и решаемых вопросов.

?! Каковы причины возникновения этих особенностей

 

1.1.6. Выводы по теме Тема 1.1. Предмет и методы политологии. История политической мысли

 

1.1.6. Выводы по теме 1. Политология - единая интегральная наука о политике, её взаимодействии с личностью и обществом, содержательном, функциональном, институциональном выражении, о "технологии" политических процессов. 2. Основные этапы развития мировой политической мысли: · политические учения Древнего Востока; · политические учения Древнего Востока; · политические учения средневековья; · политические учения эпохи Просвещения; · современная политическая наука. 3. Российская политическая мысль имеет свои особенности, основанные на геополитическом положении России.  
1.1.5. Становление и развитие политической мысли в России 1.1.7. Ссылки на дополнительные материалы (печатные и электронные ресурсы)

 

 

Основы социологии и политологии

 

Основы социологии и политологии Содержание:
Раздел I. Основы политологии
  Введение к разделу 1
Тема 1.1. Предмет и методы политологии. История политической мысли
  1.1.1. Введение
  1.1.2. Политология: понятие, предмет и объект изучения
  1.1.3. Методы и функции науки о политике
  1.1.4. Мировая история становления и развития политической мысли
  1.1.5. Становление и развитие политической мысли в России
  1.1.6. Выводы по теме
  1.1.7. Ссылки на дополнительные материалы (печатные и электронные ресурсы)
Контрольная работа 1. История политологии
  1.1. Задание
  1.2. Алгоритм выполнения работы
  1.3. Рекомендации
Тема 1.2. Политическая власть
  1.2.1. Введение
  1.2.2. Власть: сущность, условия существования, средства осуществления
  1.2.3. Основные черты государственной и политической власти
  1.2.4. Легитимность власти
  1.2.5. Выводы по теме
  1.2.6. Ссылки на дополнительные материалы (печатные и электронные ресурсы)
Тема 1.3. Политика как социальное явление
  1.3.1. Введение
  1.3.2. Политика, её структура и функции
  1.3.3. Субъект и объект политики. Взаимоотношения политики с другими сферами общественной жизни
  1.3.4. Выводы по теме
  1.3.5. Ссылки на дополнительные материалы (печатные и электронные ресурсы)
Тема 1.4. Политическая система общества
  1.4.1. Введение
  1.4.2. Признаки и подходы в изучении политической системы
  1.4.3. Основные элементы и функции политической системы
  1.4.4. Политический плюрализм
  1.4.5. Выводы по теме
  1.4.6. Ссылки на дополнительные материалы (печатные и электронные ресурсы)
Тема 1.5. Государство и общество
  1.5.1. Введение
  1.5.2. Государство: признаки, виды, функции
  1.5.3. Форма государства
  1.5.4. Гражданское общество и правовое государство
  1.5.5. Выводы по теме
  1.5.6. Ссылки на дополнительные материалы (печатные и электронные ресурсы)
Тема 1.6. Политические партии и организации
  1.6.1. Введение
  1.6.2. Политическая партия: признаки, структура, функции. Проблема типологии
  1.6.3. Партийная система
  1.6.4. Общественно-политические движения
  1.6.5. Выводы по теме
  1.6.6. Ссылки на дополнительные материалы (печатные и электронные ресурсы)
Тема 1.7. Политические режимы
  1.7.1. Введение
  1.7.2. Общая характеристика
  1.7.3. Демократический политический режим
  1.7.4. Авторитаризм
  1.7.5. Тоталитаризм
  1.7.6. Выводы по теме
  1.7.7. Ссылки на дополнительные материалы (печатные и электронные ресурсы)
  1.7.8. Ссылки на дополнительные материалы (печатные и электронные ресурсы)
Контрольная работа 2. Политические режимы
Тест 1.
Раздел II. Основы социологии
  Введение к разделу 2
Тема 2.1. Предмет социологии. Методы изучения. История социологии
  2.1.1. Введение
  2.1.2. Социология как наука. Место в системе общественных и гуманитарных наук
  2.1.3. Объект, предмет и методы социологии. Структура социологического знания. Функции социологии
  2.1.4. Этапы развития социологического знания
  2.1.5. Развитие социологии в России
  2.1.6. Выводы по теме
  2.1.7. Ссылки на дополнительные материалы (печатные и электронные ресурсы)
Контрольная работа 3. Основы социологии
  3.1. Задание
  3.2. Алгоритм выполнения работы
  3.3. Рекомендации
Тема 2.2. Личность
  2.2.1. Введение
  2.2.2. Индивид - индивидуальность - личность. Типы личности
  2.2.3. Основные социологические концепции личности
  2.2.4. Социальный статус и социальная роль
  2.2.5. Выводы по теме
  2.2.6. Ссылки на дополнительные материалы (печатные и электронные ресурсы)
Тема 2.3. Социальная структура и социальные отношения
  2.3.1. Введение
  2.3.2. Понятие социальной структуры общества. Социальные общности и группы
  2.3.3. Социальная мобильность и ее типы
  2.3.4. Социальный конфликт
  2.3.5. Выводы по теме
  2.3.6. Ссылки на дополнительные материалы (печатные и электронные ресурсы)
Тема 2.4. Культура как социальная система
  2.4.1. Введение
  2.4.2. Понятие культуры. Виды и функции культуры
  2.4.3. Основные элементы культуры
  2.4.4. Выводы по теме
  2.4.5. Ссылки на дополнительные материалы (печатные и электронные ресурсы)
Тема 2.5. Общество и мировая система
  2.5.1. Введение
  2.5.2. Общество: понятие, содержание
  2.5.3. Типология обществ
  2.5.4. Выводы по теме
  2.5.5. Ссылки на дополнительные материалы (печатные и электронные ресурсы)
  2.5.6. Ссылки на дополнительные материалы (печатные и электронные ресурсы)
Контрольная работа 4. Типы обществ
Тест 2.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.204.31 (0.02 с.)