Гражданская концепция: политическая мысль раннего этапа Нового времени. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гражданская концепция: политическая мысль раннего этапа Нового времени.



 

Теоретиков политики начала Нового времени меньше интересует проблема лучшей жизни, зависимости человека от внешних сил. Их внимание переключается с цели государства на его происхождение и основание. Политическая мысль освобождается от прежних уз философии и религии – разум рассматривается как инструмент, делается акцент на светском характере законов.

Систему взглядов на государство, общество, личность раннего этапа Нового времени можно назвать гражданской концепцией. Ее отправной точкой был индивид-гражданин. Основное внимание сосредоточилось на вопросах происхождения и основания государства, уникальной независимой организации, необходимой для защиты и безопасности людей.

 

Макиавелли (1469-1527). Эпоха Ренессанса – культурный феномен, означачающий возвращение к земной жизни и судьбе человека. В политике открытие Ренессанса (эпохи Возрождения): человек, а не Бог – центр Вселенной – выразил Николло Макиавелли (1469 – 1527).

Макиавелли:

1. Новый научный метод определяет как извлечение из истории и опыта принципов и правил для успешного политического поведения. Прагматический (действия, дающие положительный результат) и утилитарный (полезный, выгодный) подход к политике. Политическая наука должна постигнуть истинное положение вещей вместо того, чтобы рассматривать воображаемые ситуации. Используя свой метод, Макиавелли смог дать реалистическую оценку политики с точки зрения власти и управления, а также достаточно адекватную оценку характера государя.

 

2. Доктрина моральной целесообразности (макиавелизм). Политика, основанная на культе грубой силы, пренебрежение нормами морали. Макиавелли определённо не проповедовал политическую безнравственность и насилие. Для него утверждение «Цель оправдывает средства» не абсолютно, он принимал законность любой цели.

 

Единственная цель которая,по Макиавелли, оправдывает безнравственные средства – это создание и сохранение государства.

От самоуверенности, смелости и гибкости зависят политики. Т.к. вместе эти качества редко можно найти в одном человеке, Макиавелли приходит к выводу, что республика предпочтительнее монархии.

 

3. Теория политического республиканизма. Республики предполагают широкий спектр характеров, которые могут адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам. Единовластие необходимо при создании и реформировании государств, а республиканское правление является лучшим для поддержания государственной власти.

 

Макиавелли первым стал рассматривать политику как автономную сферу человеческой деятельности, в которой существуют «естественные причины» и «полезные правила», позволяющие «учитывать» ход событий и принять необходимые меры.

Высшее правило политики, и главная ее проблема – найти тот образ действий, который соответствует характеру времени и специфическим обстоятельствам в момент принятия решения.

Политика не сводится к простому усвоению общих предписаний, т.к. нельзя говорить отвлеченно, ибо все меняется в зависимости от обстоятельств. Людям свойственно действовать по природной склонности своего характера и темперамента.

Один достигает цели «осторожностью и терпением», другой – «натиском и внезапностью», но оба неизменно терпят крах, когда условия требуют изменения манеры поведения, а человек остается при прежнем способе действия, ранее приносившем успех.

Макиавелли выдвинул знаменитый тезис, что политик должен соединить в себе черты льва и лисицы: лисицы – чтобы избежать расставленных капканов, льва – чтобы сокрушить противника в открытом бою.

Боден (1529 – 1596). В произведении «Шесть книг о государстве» (1576) впервые дается толкование суверенитета, эффективность власти. Суверенитет, или право творить и приводить в жизнь законы, принадлежит государству по определению. Государство – обладатель верховной политической власти внутри своей собственной территории. Суверенитет не зависит от справедливости законов, а зависит от силы творить их.

Государство – институт, которому должны быть преданы все граждане. Государство – это гражданская власть, которая преследует гражданские цели.

Толчок к формированию светской концепции суверенитета.

Гоббс Томас (1588 – 1679) английский мыслитель.

Основная идея политического учения Гоббса. Верховная власть и независимость светского государства. Создать теорию, чтобы оправдать реставрацию монархии в Англии. Монархия – самая лучшая форма власти, но в то же время, Гоббс отрицал теорию божественного происхождения королевской власти. Более того, он утверждал, что источник королевской власти – общественный договор.

В «Левиафане» Гоббс описывает хаос догосударственного общества, в котором постоянной была война всех против всех.

Естественно, люди искали мира и нашли его в общественом договоре. Они согласились передать свои естественныые права монарху и подчиняться ему в обмен на закон добровольно, т.о., ограничив свою свободу. Гоббс настаивал на том, что монарх не имеет отношения к общественному договору, который заключает общество, а поэтому его власть не может быть ограничена обществом. Он был против разделения верховной власти. Воля государя – высший закон и необходимо подчиняться ему.

Сильное государство, по мнению Гоббса, это от человеческих недостатков. На государя возложена функция охраны мира и порядка.

Верховная власть – абсолютна, но не тотальна: она не вмешивается в личные дела граждан, такие, например, как экономическая деятельность. Люди обладают свободой в сфере купли-продажи и при заключении взаимных договоров.

Локк Джон (1632 – 1704). Английский философ. Политическая теория – убедительное изложение гражданской концепции.

Если Гоббс своим учением пытался оправдать реставрацию династии Стюартов, то Локк во «Втором трактате о государстве» даёт философское обоснование «Славной революции» и установлению ограничения монархии.

Локк – родоначальник либерализма. Чётко разделил такие понятия как личность, общество и государство, поставив личность выше общества и государства. Человек от рождения обладает естественными, неотчуждаемыми правами: право на жизнь, свободу и собственность.

Особый взгляд на частную собственность как естественное право человека. Высокий статус частной собственности он объяснял двумя положениями:

 

1) Накопление частной собственности позволяет человеку обеспечить себя и свою семью всем необходимым для жизни. А имея всё необходимое, человек больше уделяет внимания собственному развитию.

Для Локка частная собственность – не абсолютная ценность, а средство достижения свободы. Люди должны быть свободны в накоплении частной собственности, но в тоже время человек «имеет право обратить своим трудом в собственность столько, сколько он может употребить на какие – нибудь нужды своей жизни…» (Локк соч. в 3т. М., 1988, т. 3 – с. 279).

 

2) Обладание собственностью влияет на формирование личности. Государству предшествует естественное состояние, довольно упорядоченное и благополучное, хотя время от времени люди могли причинять ущерб друг другу, отстаивая, как им казалось, справедливые требования. Механизма, способного обеспечить справедливое пользование своими естественными правами, не было. Будучи разумными, люди пришли к выводу о необходимости иметь орган, который бы вершил правосудие. Это привело их к заключению общественного договора, то есть учреждению гражданского общества.

 

И Гоббс, и Локк подчеркивали, что король не имеет отношения к общественному договору. Но если Гоббс утверждал, что в результате этого власть короля не может быть ограничена, и ставил короля над личностью и государством, то Локк делал совершенно противоположный вывод: государство подчиняется обществу, которое, в свою очередь, подчиняется личности.

Так, как государство и общество это не одно и тоже, то падение государственной власти не означает конца общества. Общество может создать новую государственную власть, если настоящая его не удовлетворяет.

Согласно Локку, государство действует только в интересах защиты прав личности. Локк выступал за разделение властей: законодательной и исполнительной. Наиболее значимой он считал законодательную власть, которая определяла политику государства. Исполнительная власть призвана выполнять решения парламента.

 

Монтескье Шарль Луи (1689 – 1755). Французский просветитель. Работа «Дух законов».

Разработка проблемы совокупности факторов, определяющих «дух законов», или «образ правления».

В работе «Дух законов». «Многие вещи управляются людьми: климат, религия, законы, принципы правления, примеры прошлого, нормы, обычаи; как результат всего этого образуется общий дух народа». (Монтескье избр. произв., М., 1955, с.412). С помощью своей веры в социальный и исторический детерминизм Монтескье предугадал основные тенденции развития политической мысли будущего.

 

Теория разделения властей.

Анализируя британскую политическую систему, где в результате стихийного развития был создан механизм разделения властей, Монтескье теоретически осмыслил его.

Политической властью всегда злоупотребляют. Злоупотребления властью вытекают из природы человека: «…Известно уже по опыту веков, что всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею, и он идет в этом направлении пока не достигнет положенного ему предела». (Монтескье избр. произв., М., 1955, с. 289).

Верховенство права в концепции Монтескье может быть обеспечено лишь разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную с тем, чтобы различные власти могли взаимно сдерживать друг друга.

 

Развитие гражданской концепции сопровождалось процессом создания современных европейских государств.

Мыслители сосредоточили основное внимание на проблеме государственной власти. В период создания Соединенных Штатов в Европе уже были сильно заметны недостатки независимого унитарного государства. В связи с этим отцы американской конституции соединили теорию с практикой. Их республика была создана сразу как государство с ограниченной властью.

Разработка проблем политического равенства и демократии.

 

Джеймс Мэдисон (1751 – 1836).

Народ – единственный источник политической власти и выборы – характерная черта республиканского правления. Но у Мэдисона вызывала тревогу фракция большинства, ибо она, как он отмечал, находясь у власти, будет, безусловно, подавлять интересы меньшинства.

Убедительное обоснование Мэдисоном представительной формы власти – один из вкладов политической науки в искусство либерального правления. Одна представительная форма, по мнению Мэдисона, не в состоянии эффективно противопоставить злу фракции большинства. При данной системе представители могут действовать на благо общества, а могут и представлять интересы народа. Поэтому для разумного выбора блюстителей общественного блага необходима республика с большой территорией и большим числом граждан, т.е. режим социального плюрализма.

Мэдисон творчески подошел к теории разделения властей французского просветителя Монтескье. Он изобрел такую систему сдержек и противовесов, согласно которой каждая из трёх властей является относительно равной. Этот механизм сдержек и противовесов до сих пор действует в политической системе США.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 983; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.012 с.)