Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возникновение и развитие политических учений

Поиск

 

Учебные вопросы:

1. История политических учений
2. Развитие общественно-политической мысли в России
3. Идеология как общественное явление и современные идейно-политические течения

Цель: познать взгляды и теории великих мыслителей прошлого и, опираясь на эти знания, понять современные политические теории и проблемы. Определить место российской политической жизни в общей системе политических знаний. Раскрыть сущность идеологии и содержание основных политических идеологий.

Изучив тему, студент должен:

знать:

  • историю развития политических учений, основания для ее периодизации и основные политические идеи Платона, Аристотеля, Н. Макиавелли и др.;
  • характерные черты политической мысли Нового времени и основные современные политические учения и политические школы;
  • периодизацию развития российской политической мысли и ее характерные черты, а также основные отечественные идейно-политические течения;
  • сущность идеологии как общественного явления и ее взаимосвязь с политикой;
  • сущность и содержание основных политических идеологий: либерализма, консерватизма, анархизма, социал-реформизма и коммунизма;

уметь:

  • используя взгляды и теории великих мыслителей прошлого, понимать современные политические теории и проблемы;
  • классифицировать современные политические теории и концепции по таким основаниям, как уровень исследуемых объектов политики, политико-идеологическая направленность, специфика объекта исследования;
  • обосновать периодизацию развития общественно-политической мысли в России;
  • различать основные политические идеологии, основываясь на знании их принципов и политических идей;
  • видеть за деятельностью политических лидеров и политических общественных организаций их политические идеологии;

иметь навыки анализа взаимосвязи теорий и учений прошлого и современности; самостоятельной оценки содержания основных политических идеологий современности.

При освоении темы необходимо:

 

  • изучить тему 2 из учебного пособия, а также материал по данной теме из других источников;
  • обратить особое внимание на содержание следующих категорий и терминов: генезис политических идей, политические учения, российская политическая мысль, политические школы, политические идеологии, либерализм, консерватизм, анархизм, социал-реформизм, коммунизм, популизм, радикализм, экстремизм, фашизм, идеи альтернативных движений и др.;
  • выполнить тест по теме 2 из практикума по дисциплине;
  • ответить на следующие контрольные вопросы:

 

    1. Назовите основные этапы развития политической науки.
    2. Каково содержание основных этапов развития науки о политике?
    3. По каким основаниям можно классифицировать современные политические теории и концепции?
    4. Каковы характерные черты российской политической мысли?
    5. Назовите основные идейно-политические течения российской политической мысли.
    6. Что такое идеология?
    7. В чем проявляется взаимосвязь политики и идеологии?
    8. Назовите основные современные идеологии и дайте им характеристики.

История политических учений

История политических учений насчитывает много веков. Политическое научное знание складывалось из элементов философских и социологических теорий.

Зачем нам надо знать историю политической мысли? Обращаясь к истории, мы познаем взгляды и теории великих мыслителей прошлого, опираясь на них, понимаем современные политические теории и проблемы.

Возникновение политической мысли в истории цивилизации неразрывно связано со становлением государства как особой организации власти. Человечеству потребовалось почти два тысячелетия опыта государственного управления обществом, прежде чем сложились возможности первых теоретических обобщений и выводов относительно политической жизни как особой сферы общественных отношений.

Попытки осмысления политики делались уже в глубокой древности. В истории становления и развития политической мысли можно выделить следующие этапы: (посмотреть...)

 

  1. этап. Политические учения Древнего Востока.
  2. этап. Политические учения Древней Греции и Древнего Рима.
  3. этап. Политические учения Средневековья.
  4. этап. Политические учения эпохи Возрождения и Просвещения.
  5. этап. Политические учения Нового времени.
  6. этап. Современные политические учения.

Рассмотрим эти этапы.

1. Политические учения Древнего Востока (Египет, Иран, Индия, Китай, Вавилон, Ассирия) характерны тем, что политическая мысль не выделялась в самостоятельную область знания, выражалась в мифологической форме, и господствовало понимание божественного происхождения власти.

Для древних египтян, вавилонян, индийцев боги были лучшими среди людей, вершителями земных дел, первыми законодателями и правителями.

У древних китайцев единственным проводником воли небесных сил был император. Боги наделяли его всей полнотой земной власти, давая ему для ее осуществления особые внутренние силы и способности.

Великий мыслитель Древнего Китая Конфуций (551 - 479 гг. до нашей эры) признает божественное происхождение власти императора, но отказывается от божественного происхождения государства. Конфуций считал, что государство возникло из объединения семей; это большая семья, где император - строгий, но справедливый отец, а подданные - его послушные дети. Основным регулятором поведения в государстве Конфуций считал мораль, а главной целью государственной политики объявлял воспитание хороших нравов.

В 4 веке до нашей эры Шан Ян дал начало направлению, получившему название "легизм". Легисты, в отличие от конфуцианцев, считали нравственное воспитание людей недостаточным, и упор делали на строгие законы и суровые наказания.

2. Политические учения Древней Греции и Древнего Рима. Подлинной вершиной политической мысли Древнего Мира по праву считается философия Древней Греции. Она изначально развивалась как идеология свободных людей. Во многих городах-полисах граждане активно участвовали в отправлении власти, легитимность власти была светской, вся Эллада была ареной ожесточенной борьбы за власть.

Основу науки о политике заложили древнегреческие философы: Сократ (470 - 99 гг. до нашей эры); его ученик Платон Афинский (427 - 347 гг. до нашей эры.) - политические идеи его изложены в диалоге "Государство"; ученик и критик Платона Аристотель Стагирит (384 - 322 гг. до нашей эры).

Двухтысячелетняя история Древнего Рима - это огромный по своим масштабам опыт политической жизни, которая изобиловала борьбой различных политических сил, прошла через смену нескольких форм правления, перевороты, народные восстания.

Много сделали для развития политической мысли Марк Туллий Цицерон (106 - 43 гг. до наше эры), Луций Анней Сенека (ок.4 г. до нашей эры - 65 г. - философ-стоик и человек личного высокого мужества. Презирал смерть. Покончил жизнь самоубийством по требованию своего воспитанника Императора Нерона), Эпиктет (ок.50 - ок.140), Марк Аврелий (121 - 180 гг.). Гай Транквилл Светоний своей книгой "Жизнь двенадцати царей" положил начало традиции политических портретов.

Характерные черты политических учений этого этапа:

 

  • постепенное освобождение политических взглядов от мифологической формы;
  • обособление их как относительно самостоятельной части философии;
  • анализ устройства государства, классификация его форм;
  • поиск и определение наилучшей, идеальной формы правления.

Политические идеи Платона:

 

  • государство возникло из-за многообразия материальных потребностей человека и невозможности их удовлетворения в одиночку;
  • залог стабильности государства - разделение труда по склонности души;
  • управлять государством должно сословие философов, специально подготовленных для этой миссии;
  • сословие стражей должно защищать государство;
  • землевладельцы и ремесленники - третье сословие - должны добросовестно трудиться на благо государства;
  • переход из одного сословия в другой недопустим, ибо это наносит вред государству.

Аристотель, ученик и критик Платона: (посмотреть..)

 

  • выдвинул предположение о естественном происхождении государства;
  • назвал человека политическим существом;
  • классифицировал формы государственного устройства по числу властвующих;

· выделял: правильные формы государственного правления: монархия, аристократия, полития, при которых целью политики является общее благо; неправильные формы: тирания, олигархия, демократия, где преследуются лишь собственные интересы и цели власть имущих;

 

  • залогом стабильности государства считал наличие в обществе большого слоя средне обеспеченных граждан;
  • высказывал идею верховенства закона.

Римские философы интерпретировали идеи своих древнегреческих предшественников в духе условий своей страны.

В пределах Римской империи в первые столетия новой эры распространяется христианство, которое к середине 4 века становится государственной религией Рима.

Видный авторитет церкви Августин Блаженный (354 - 430) пишет трактат "О граде Божием", который содержит рассуждения о государственных и правовых учреждениях, посланных человеку свыше за грехи его. Августин верит, что на смену "граду земному" придет "град Божий", где любовь к Богу доведена до презрения человека к себе.

Учение Августина легло в основу новой идеологии католической церкви Средневековья, обосновывавшей приоритет духовной власти над властью светской.

3. Политические учения Средневековья. Средневековье характерно следующими политическими процессами:

 

  • создание достаточно крупных, но слабо интегрированных монархий;
  • распад их на раздробленные политические образования;
  • расцвет сословно-представительных монархий.

Особенности политических учений этого этапа:

 

  • безраздельное господство католической церкви в духовной жизни;
  • политическая наука стала отраслью богословия, догмы религии приобретают форму законов;
  • социально-политическая мысль развивается усилиями религиозных деятелей;
  • обоснование теологической теории политической власти.

Разносторонне одаренный и блестяще образованный монах-ученый Фома Аквинский (1226 - 1274) в своем трактате "О правлении государей" пытался соединить учение Аристотеля с христианскими догмами.

Он признает естественное происхождение государства, которое должно служить общему благу. Считает, что сущность власти составляют отношения господства и подчинения, и такой порядок - от Бога. При использовании власти допускаются злоупотребления, но если действия власти противоречат интересам церкви, то подданные имеют право на сопротивление.

4. Политические учения эпохи Возрождения и Просвещения. Характерные черты политической мысли этой эпохи:

 

  • освобождение политической науки от теологии;
  • развитие гуманистических начал в политической теории;
  • анализ проблем и свобод человека, закона и государства, демократического устройства общественной жизни.

Великий флорентинец Н. Макиавелли (1469 - 1527) первым стал рассматривать политику как особую сферу научного исследования. Основной его труд - знаменитая книга "Государь", в которой Макиавелли:

 

  • дал самодержцам исчерпывающие рекомендации по завоеванию и удержанию власти;
  • впервые сформулировал идеологию централизованной монархической власти;
  • считал, что народ не играет никакой роли в государстве;
  • подчеркивал, что правитель сам определяет цели своей политики и добивается этих целей, используя любые средства;
  • утверждал, что политика аморальна, мораль и политика не совместимы.

Родоначальниками социалистической идеологии стали Томас Мор (1478 - 1535), английский гуманист и писатель, Томмазо Кампанелла (1568 - 1639), итальянский философ и поэт. Они изображали государство без частной собственности, при распределении произведенных благ по потребности.

Английский мыслитель Томас Гоббс (1588 - 1679) развил гражданскую трактовку политики, считая, что монархия - самая лучшая форма власти. Он утверждал, что источник королевской власти - общественный договор с некоторыми ограничениями власти монарха.

Английский философ Джон Локк (1632 - 1704) правомерно считается основоположником либерализма. Он впервые четко разделил такие понятия, как личность, общество, государство, выделил законодательную и исполнительную власти.

На рубеже 17 - 18 веков в Европе возникло явление, которое принято называть Просвещением.

Это общекультурное движение в качестве идеала выдвигало утверждение на земле "царства разума" путем распространения знаний, искоренения невежества, всестороннего воспитания личности и пр.

В политической мысли это отразилось в виде концепций "просвещенного абсолютизма".

Немецкое просвещение было представлено работами С. Пуфендорфа, Х. Томазия, Х. Вольфа, Г. Лессинга. Представитель итальянского Просвещения Дж. Вико считается одним из родоначальников современной социологии.

Идея просвещенного абсолютизма высказывалась в России в конце 17 в. в трактате Ю. Крижанича "Политика". Ее поддерживал сам Петр I, обосновывал идеолог петровских реформ Ф. Прокопович, развивал В. Н. Татищев (1686 - 1750).

5. Политические учения Нового времени. Началом Нового времени традиционно считается английская революция середины 17 в.

Характерные черты политической мысли Нового времени:

 

  • формирование либеральной политической идеологии;
  • обоснование необходимости разделения властей;
  • анализ ценностей и механизма функционирования буржуазной демократии;
  • формирование концепции прав человека и гражданина.

Теория разделения властей по праву принадлежит французскому просветителю Шарлю Луи Монтескье (1689 - 1755). Верховенство права, по мнению Монтескье, может быть обеспечено лишь разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную с тем, чтобы различные власти могли взаимно сдерживать друг друга.

В первой половине 19-го века завершается формирование политической идеологии социализма - граф Клод Анри де Ревруа Сен-Симон (1760 - 1825), Роберт Оуэн (1771 - 1858), Шарль Фурье (1772 - 1837).

В этот период возникают и радикально-революционные концепции. К ним, в первую очередь, надо отнести идеи Ж. Ж. Руссо (1712 - 1778), который:

 

  • утверждал, что главное зло - частная собственность;
  • первым разграничил государство и гражданское общество;
  • доказывал необходимость прямого народного правления.

Вторая половина 19-го века связана с именами английского социолога Герберта Спенсера (1820 - 1903), немецкого философа Фридриха Ницше (1844 - 1900), французского философа-антрополога Жозефа Артюра де Гобино (1816 - 1882) и др.

В этот период наибольшую известность получают Карл Маркс (1818 - 1883), Фридрих Энгельс (1820 - 1895) - теоретики коммунистического общества.

6. Современные политические учения. Современная политическая наука в своем развитии прошла следующие периоды.

Первый период - становление современной политической науки (конец 19-го - конец 40-х гг. 20-го в.).

Этот период характерен исследованием проблем политической власти и ее социальных основ:

 

  • теория заинтересованных групп (А. Бентли);
  • теория элиты (правящего класса) (Г. Моска, В. Парето);
  • социологическая теория государства (М. Вебер);
  • теория олигархизации власти (Р. Михельс);
  • психологическая теория власти (Г. Лассуэл).

Второй период - активное расширение сфер политологических исследований (конец 40-х - вторая пол.70-х гг.) - характерен поворотом к проблемам либерализации политической жизни, демократии, социальной политики государства:

 

  • новая теория демократии (И. Шумпетер);
  • плюралистическая теория демократии (Р. Даль);
  • теория партисипаторной демократии (К. Макферсон, Дж. Вольф, Б. Барбер);
  • концепция государства благосостояния, общества потребления (Дж. Катона, У. Ростоу, О. Тоффлер).

Третий период - поиск новых парадигм развития политической науки (сер.70-х гг. - наст. время).

В этом периоде разрабатывались и развивались:

 

  • футурологическая концепция единого мирового государства (Кларк, Сон);
  • концепция постиндустриального общества (Д. Белл, Р. Арон, Дж. Гэлбрайт, З. Бжезинский);
  • концепция информационного общества (О. Тоффлер, Дж. Нейсбит, Е. Масуда);
  • концепция национального интереса (Г. Моргентау);
  • теория элитарной демократии;
  • силовая концепция власти.

Современные политические теории и концепции можно классифицировать по следующим основаниям:

По уровню исследуемых объектов политики:

 

  • концепции глобального или международного порядка;
  • концепции общественного уровня;
  • концепции политической сферы общества и политического развития;
  • концепции важнейших подсистем политической системы общества;
  • концепции отдельных или частных политических явлений.

По политико-идеологической направленности:

 

  • либеральные;
  • консервативные;
  • социал-реформистские;
  • марксистские;
  • анархистские.

По специфике предмета и объекта исследования:

 

  • политико-правовые;
  • социологические;
  • психологические:
  • эмпирические.

В современной зарубежной политологии выделяются следующие основные школы.

 

  1. Англо-американская - разрабатывает проблемы политической модернизации, стабильности, политических конфликтов, внешней политики (С. Липсет, К. Райт, С. Ф. Хантингтон, Г. Моргентау, Дж. Сартари, Р. Дарендорф).
  2. Французская - занимается проблемами типологии политических режимов, легитимности, партийно-политической инфраструктуры (М. Дюверже, Ж. Бурдо, М. Крозье, Р. Арон).
  3. Немецкая - занимается сравнительным анализом политических систем, проблемами функционирования гражданского общества и правового государства (Г. Майер, И. Флетчер).
  4. Польская - проводит исследования политической жизни общества, главных направлений демократизации политической системы (Е. Вятр, Т. Бодио, А. Боднар, К. Опалэк, Ф. Рышка).

Классиком политического бихевиоризма считается американский ученый Г. Д. Лассуэл (1902 - 1978).

Зигмунд Фрейд (1856 - 1939) - основоположник психоаналитического подхода в политической жизни.

Классикой элитаризма стали концепции В. Паретто (1846 - 1923), Г. Моска (1838 - 1941), Р. Михельса (1878 - 1936).

Таким образом, политическая мысль имеет многовековую историю.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1039; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.2.242 (0.014 с.)