Место политологии в системе социально-политических наук 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Место политологии в системе социально-политических наук



Все политические науки условно можно разделить на две груп­пы: дисциплины, изучающие непосредственно саму политику, и науки, исследующие ее взаимосвязь с остальным миром.

Процесс формирования и выделения политологии из общей системы наук был довольно длительным. Политология изучает политическую сферу жизнедеятельности общества и выступает общетеоретической и методологической наукой и таким дисциплинам, как:

1. Политическая философия исследует ценностные аспекты властных отношений.

2. Политическая история рассматривает процесс возникновения политических институтов и учреждений, причины их изменений во времени.

3. Политическая теория изучает основные элементы политической системы общества: государства, партий и т.п. Выявляет характер взаимодействия между ними.

4. Политическая социология занимается исследованием взаимоотношения между гражданским обществом и государством.

5. Политическая психология изучает политическое поведение людей и его мотивацию, особенно в массовых формах.

6. Политическая антропология исследует влияние основополагающих потребностей и родовых качеств личности, на ее политическое поведение.

7. Политическая география рассматривает влияние климатических, географических и природных факторов на политическую жизнь.

8. Геополитика изучает влияние географических факторов на стратегический потенциал внешней политики, геополитические изменения в мире.

9. История политических учений изучает процесс становления и развития политической науки.

Полноправный гражданин должен надёжно ориентироваться в текущей политике, понимать её перипетии. Понимание политики даёт твёрдую основу для личного участия в политическом процессе, будь то выборы, референдумы или другие формы народного волеизъявления.

История политической мысли на Древнем востоке и в Античную эпоху

Древнейшие политические учения возникли в странах Древнего востока: Египте, Индии, Китае, Палестине и др. Наивысшего развития политическая мысль в рабовладельческую эпоху достигла в античных государствах, особенно в древней Греции.

Идеи политической мысли на Древнем востоке: государство – творение высших космических сил, божественного закона; фараон – наместник бога; царь должен обладать высокими качествами, привлекающих поданных; основная добродетель подданных государства – преданность и подчинение правителю (Конфуций).

Для этого этапа характерна мифологическая форма политических воззрений; господствовало представление о божественном происхождении власти.

Политические учения Древней Греции и Древнего Рима: в государстве кто-то управляет, а кто-то подчиняется; государства отличаются формой организации власти (Аристотель); самая правильная форма государства – полития, когда правит большинство в интересах общей пользы; идеальное государство – правление лучших и благородных – мудрецов-философов; государство сильно мудростью своих правителей (Платон); власть, основанная на воле народа и законах – демократия, правление антинародное, игнорирующее законы – тирания (Сократ); все известные формы государственного правления несовершенны, и наихудшая из них – демократия (Цицерон); создание юриспруденции как самостоятельной науки (Юлиан, Гай); юридическое обоснование концепции мирового государства, политики «разделяй и властвуй».

Для этого этапа характерен философско-этический подход к объяснению политики. Аристотель обобщил опыт социально-политического устройства 158 греческих городов-полисов. Аристотель в отличие от Платона ставил на первое место человека, а не государство. Цицерон предпринял попытку усовершенствования механизмов Римского государства, обоснования правовых норм, регулирующих взаимоотношения правителей и подвластных.

 

 

Представление о власти в период эпохи Возрождения и Нового времени

В эпоху Возрождения (14-16 вв.) политические взгляды освобождаются от теологии; анализируются проблемы прав и свобод человека, законы функционирования государства.

Важной вехой на пути становления политологии как научной дисциплины явилось творчество итальянского мыслителя эпохи Возрождения Н Макиавелли. Макиавелли в центр своего политического учения ставил проблему государственной власти и подчинял политические исследования решению практических задач государственной жизни: только правитель-реформатор, избранный народом, с отвагой льва и хитростью лисы, хорошо знающий природу человека, может объединить страну, создать крепкое национальное государство. Н. Макиавелли рассматривал учение о политике в качестве самостоятельной области знания, он фактически положил начало существования новой научной дисциплины.

Политические учения Нового времени (16-19 вв.) отражали интересы буржуазии и были направлены против отживших феодальных политических порядков. В период эпохи Нового времени происходит формирование идеологий власти, обосновывается необходимость разделения властей. Дается характеристика правового государства, формируется механизм буржуазной демократии, а также соответствующие концепции прав и свобод человека. (Спиноза, Гоббс, Локк, Руссо)

Учение Локка было самым реалистичным и влиятельным из всех других учений этого периода. Его называют родоначальником либерализма. Он впервые четко разделил такие понятия как "личность", "общество", "государство", поставив личность выше общества и государства.

 

Основные направления развития политической теории в России и Беларуси

В России политическая мысль имеет длительную историю. В 11 в. зарождение политических идей о сильной княжеской власти и ее роли в объединении восточнославянских племен. Развитие политической мысли в недрах религиозного, православного мировоззрения до 19 в. В конце 1870-х гг. политическую науку стали преподавать в университетах России. Она включала в себя 4 течения:

• либерализм (Б.Н. Чичерин и П.И. Новгородцев) – практика умеренных социальных реформ;

• консерватизм (В.С. Соловьев) – разработка теорий, защищающих самодержавие, крепостное право;

• радикализм (представлен большевизмом и анархизмом – В.И. Ленин, М.А. Бакунин, П.Л. Лавров);

• социал-реформизм и меньшевизм (Ю. Мартов, Г. В. Плеханов).

После победы Октябрьской революции политическую науку перестали преподавать как самостоятельную, политология стала трактоваться как лженаука, буржуазная наука, вплоть до 1990 г.

Политическая мысль Беларуси имеет богатую историю. Она была тесно связана с экономической, политической и духовной жизнью белорусского народа. Общественно-политическая мысль со времен Полоцкого княжества, находилась в тесной связи с христианской религией. В Беларуси в XV–XVI вв. возникают идейно-политические течения, связанные с общеевропейским гуманизмом, Реформацией и Возрождением. У истоков этого движения в Беларуси стоял первопечатник и просветитель Ф. Скорина. Идеи единения восточнославянских земель-княжеств, укрепления феодальной власти и утверждения христианской религии (Полоцкая, Туровский); идеи гуманизма и патриотизма, справедливости и равенства людей (Скорина, Гусовский, Будный, Волан, Сапега); развитие демократических идей борьбы с польскими феодалами и католической церковью, национальной независимости Беларуси и ее единения с Россией (Полоцкий, Смотрицкий, Филиппович). Наиболее ярким представителем революционно-демократического движения в Беларуси был К. Калиновский, руководитель восстания в Беларуси и Литве против крепостничества и царского самодержавия. После приобретения независимости РБ провозгласила приверженность общечеловеческим демократическим ценностям, формированию которых способствовал либерализм. В н. XX ст. в Беларуси имел место широкий спектр идеологических и политических течений: либерально-буржуазное, социал-демократическое, большевистское (коммунистическое) и другие.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 658; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.35.60 (0.008 с.)