Предмет политологии и задачи политологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет политологии и задачи политологии



Предмет политологии и задачи политологии

В самом общем виде политология – это наука о политике.

Предметом политологии является учение о власти, о государстве, о взаимоотношениях людей в сфере политического и т.д. Законом политологии является разделение властей.

Объектом политологии выступает политическая жизнь людей, их организаций, партий и других институтов.

Проблемы, изучаемые политологией:

1. Политическая история

2. Политические институты

3. Партии, группы и общественное мнение

4. Международные отношения.

Политология как наука дает оценку политическому строю, ведет поиск наиболее эффективных политических институтов, методов управления, способов разрешения социальных конфликтов.

Задачи политологии: формирования знания о политике, политической деятельности; объяснение и предсказание политических процессов и явлений, политического развития; разработка концептуального аппарата политологии, методологии и методов политического исследования. С этими задачами органически связаны функции политологии.

Политология выполняет две основные функции: 1) познавательную, служащую решению задач познания политической действительности; 2) прикладную, которая находит свое выражение в применении политологического знания, результатов научного исследования явлений политической действительности для решения практических политических задач.

Также в этот перечень могут быть включены методологическая, теоретическая, описательная, объяснительная, прогностическая, инструментальная, мировоззренческая и идеологическая функции.

 

Место политологии в системе социально-политических наук

Все политические науки условно можно разделить на две груп­пы: дисциплины, изучающие непосредственно саму политику, и науки, исследующие ее взаимосвязь с остальным миром.

Процесс формирования и выделения политологии из общей системы наук был довольно длительным. Политология изучает политическую сферу жизнедеятельности общества и выступает общетеоретической и методологической наукой и таким дисциплинам, как:

1. Политическая философия исследует ценностные аспекты властных отношений.

2. Политическая история рассматривает процесс возникновения политических институтов и учреждений, причины их изменений во времени.

3. Политическая теория изучает основные элементы политической системы общества: государства, партий и т.п. Выявляет характер взаимодействия между ними.

4. Политическая социология занимается исследованием взаимоотношения между гражданским обществом и государством.

5. Политическая психология изучает политическое поведение людей и его мотивацию, особенно в массовых формах.

6. Политическая антропология исследует влияние основополагающих потребностей и родовых качеств личности, на ее политическое поведение.

7. Политическая география рассматривает влияние климатических, географических и природных факторов на политическую жизнь.

8. Геополитика изучает влияние географических факторов на стратегический потенциал внешней политики, геополитические изменения в мире.

9. История политических учений изучает процесс становления и развития политической науки.

Полноправный гражданин должен надёжно ориентироваться в текущей политике, понимать её перипетии. Понимание политики даёт твёрдую основу для личного участия в политическом процессе, будь то выборы, референдумы или другие формы народного волеизъявления.

История политической мысли на Древнем востоке и в Античную эпоху

Древнейшие политические учения возникли в странах Древнего востока: Египте, Индии, Китае, Палестине и др. Наивысшего развития политическая мысль в рабовладельческую эпоху достигла в античных государствах, особенно в древней Греции.

Идеи политической мысли на Древнем востоке: государство – творение высших космических сил, божественного закона; фараон – наместник бога; царь должен обладать высокими качествами, привлекающих поданных; основная добродетель подданных государства – преданность и подчинение правителю (Конфуций).

Для этого этапа характерна мифологическая форма политических воззрений; господствовало представление о божественном происхождении власти.

Политические учения Древней Греции и Древнего Рима: в государстве кто-то управляет, а кто-то подчиняется; государства отличаются формой организации власти (Аристотель); самая правильная форма государства – полития, когда правит большинство в интересах общей пользы; идеальное государство – правление лучших и благородных – мудрецов-философов; государство сильно мудростью своих правителей (Платон); власть, основанная на воле народа и законах – демократия, правление антинародное, игнорирующее законы – тирания (Сократ); все известные формы государственного правления несовершенны, и наихудшая из них – демократия (Цицерон); создание юриспруденции как самостоятельной науки (Юлиан, Гай); юридическое обоснование концепции мирового государства, политики «разделяй и властвуй».

Для этого этапа характерен философско-этический подход к объяснению политики. Аристотель обобщил опыт социально-политического устройства 158 греческих городов-полисов. Аристотель в отличие от Платона ставил на первое место человека, а не государство. Цицерон предпринял попытку усовершенствования механизмов Римского государства, обоснования правовых норм, регулирующих взаимоотношения правителей и подвластных.

 

 

Представление о власти в период эпохи Возрождения и Нового времени

В эпоху Возрождения (14-16 вв.) политические взгляды освобождаются от теологии; анализируются проблемы прав и свобод человека, законы функционирования государства.

Важной вехой на пути становления политологии как научной дисциплины явилось творчество итальянского мыслителя эпохи Возрождения Н Макиавелли. Макиавелли в центр своего политического учения ставил проблему государственной власти и подчинял политические исследования решению практических задач государственной жизни: только правитель-реформатор, избранный народом, с отвагой льва и хитростью лисы, хорошо знающий природу человека, может объединить страну, создать крепкое национальное государство. Н. Макиавелли рассматривал учение о политике в качестве самостоятельной области знания, он фактически положил начало существования новой научной дисциплины.

Политические учения Нового времени (16-19 вв.) отражали интересы буржуазии и были направлены против отживших феодальных политических порядков. В период эпохи Нового времени происходит формирование идеологий власти, обосновывается необходимость разделения властей. Дается характеристика правового государства, формируется механизм буржуазной демократии, а также соответствующие концепции прав и свобод человека. (Спиноза, Гоббс, Локк, Руссо)

Учение Локка было самым реалистичным и влиятельным из всех других учений этого периода. Его называют родоначальником либерализма. Он впервые четко разделил такие понятия как "личность", "общество", "государство", поставив личность выше общества и государства.

 

Политическое лидерство

Для лидера характерна способность воздействовать на других людей, организовать их совместную деятельность для достижения определенных целей.

Политический лидер – это человек, который руководит не только политическими процессами, но и осуществляет функции по управлению обществом, политической организацией или движением, способен изменять ход событий и направленность политических процессов. Политические лидеры активизируют политические процессы в обществе, выдвигают программы, определяющие ход исторического развития общества.

Природные качества политического лидера: сила характера, воля, обаяние (магнетизм) личности, решительность, гипнотические способности, тонкая интуиция.

Основные черты политического лидера: • умение нравиться людям, завоевывать их симпатии; • политическая воля, готовность брать на себя ответственность за последствия своих решений и действий; • политическая интуиция, острый ум; • организаторский талант, ораторские способности; • умение быстро ориентироваться в новой ситуации и принимать решения, адекватные этой ситуации; • наличие ясной политической программы, отвечающей интересам больших социальных групп.

Американский политолог Роберт Такер выделяет три типа политических лидеров:

Консерваторы. Позиция консерваторов состоит в сохранении статус-кво общества. Активность и программа политического лидера и его действия направлены на обоснование необходимости сохранения общества в его современном виде.

Реформаторы. Эти лидеры стремятся к радикальному преобразованию общественного устройства посредством проведения широкомасштабного реформирования властных структур.

Революционеры. Они ставят целью быстрый, скачкообразный переход (как правило, через вооруженное насилие) к принципиально иной общественной системе.

М. Вебер выделил: 1) традиционное лидерство, основанное на обычаях, традициях; 2) рационально-легальное лидерство, связанное с избранием лидера демократическим путем; 3) харизматическое лидерство, авторитет которого опирается на веру и эмоции.

Типология политических элит

Для современной политической науки характерно признание элитарности существующего общества. Реальная политическая власть сосредоточена в руках меньшинства - элиты, формирующей цели развития общества и принимающей важные политические важные политические решения. В настоящее время существует большое количество различных концепций, обосновывающих правомерность деления общества на управляющее меньшинство и управляемое большинство.

Политическая элита (от фр. "elite" – лучший, избранный) – это привилегированный слой общества, стоящий у руля государственного управления и влияющий на него. Имеет сложную систему и внутренне дифференцирована.

Элиты формируют цели и перспективы развития общества. Они принимают стратегически важные решения и используют ресурсы государственной власти для их реализации.

Современные политические элиты, как правило, имеют сложную структуру и заметно различаются в разных странах. По этой причине существуют разнообразные классификации политической элиты.

Виды политической элиты: высшая, средняя и административная элиты.

Элита, непосредственно обладающая государственной властью, называется правящей. Отличительной чертой правящей элиты является то, что именно она определяет политический курс, принимает наиболее важные политико-управленческие решения и контролирует политические ресурсы. К правящей элите принадлежит та часть политической элиты, которая оказывает ей поддержку, не находясь непосредственно у власти.

Выделяют традиционную и современную элиту. В традиционную элиту входят религиозные элиты, аристократия, военное руководство развивающихся стран.

 

Понятие и роль СМИ

В современной политике роль универсального посредника в коммуникации играют СМИ, т. е. пресса, радио, телевидение, спутники связи, компьютеры, с помощью которых информация передается большой, рассеянной в пространстве аудитории. СМИ – это структуры (учреждения, предприятия, организации), создаваемые с целью открытой публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам.

Отличительные черты: публичность; наличие специальных технических средств; непрямое, разделенное в пространстве и во времени взаимодействие коммуникационных партнеров; однонаправленность воздействия от коммуникатора к получателю (реципиенту); невозможность перемены ролей; непостоянный характер аудитории, который образуется от случая к случаю в результате общего внимания, проявленного к той или иной передаче. Функции СМИ:

• информационная – состоит в получении и распространении сведений о наиболее важных событиях в стране и в мире;

• образовательная – способствует приобретению политических знаний благодаря образовательным программам, круглым столам, политическим диалогам и т. д.;

• функция социализации – предполагает усвоение человеком политических норм, ценностей и образцов поведения, что позволяет адаптироваться к социальной действительности и приобщиться к политической жизни;

• функцию критики и контроля за деятельностью власти, которая основывается на авторитете общественного мнения;

• функция артикуляции интересов, СМИ обеспечивают представителям различных общественных групп возможность публично выражать свое мнение, представлять свои интересы;

• функция мобилизации – выражается в побуждении людей к определенным политическим действиям либо сознательному бездействию. Данная функция объясняется уникальной возможностью СМИ одновременно воздействовать на разум, чувства, подсознание и образ мыслей людей;

• развлекательная функция.

Предмет политологии и задачи политологии

В самом общем виде политология – это наука о политике.

Предметом политологии является учение о власти, о государстве, о взаимоотношениях людей в сфере политического и т.д. Законом политологии является разделение властей.

Объектом политологии выступает политическая жизнь людей, их организаций, партий и других институтов.

Проблемы, изучаемые политологией:

1. Политическая история

2. Политические институты

3. Партии, группы и общественное мнение

4. Международные отношения.

Политология как наука дает оценку политическому строю, ведет поиск наиболее эффективных политических институтов, методов управления, способов разрешения социальных конфликтов.

Задачи политологии: формирования знания о политике, политической деятельности; объяснение и предсказание политических процессов и явлений, политического развития; разработка концептуального аппарата политологии, методологии и методов политического исследования. С этими задачами органически связаны функции политологии.

Политология выполняет две основные функции: 1) познавательную, служащую решению задач познания политической действительности; 2) прикладную, которая находит свое выражение в применении политологического знания, результатов научного исследования явлений политической действительности для решения практических политических задач.

Также в этот перечень могут быть включены методологическая, теоретическая, описательная, объяснительная, прогностическая, инструментальная, мировоззренческая и идеологическая функции.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1688; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.61.16 (0.031 с.)