Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политология – интегрированная наука о политике.↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Политология – интегрированная наука о политике. Политология – это наука и учебная дисциплина, отрасль социально-гуманитарного знания о политике, политических отношениях, политических системах, взаимодействии личности, общества, государства. Политология как учение о политике возникает в IV в. до н.э. в работах Платона («Государство», «Законы»), Аристотеля («Политика»), где теоретически исследуется понятие «политика». Н.Макиавелли в работе «Государь» XVI в. разделил политику, мораль и употребил термин государство. Значительный вклад в развитие политической науки внесли Дж. Локк, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо. Значительный вклад в становление современной политологии внесли М.Вебер, Р.Михельс, В.Парето, Г.Моска. В 1948г. при ЮНЕСКО создаётся международная ассоциация политических наук. В 90-е годы XX-го века по рекомендации ЮНЕСКО политология как учебная дисциплина начинает изучаться в вузах РБ. Структура политологии: · политическая философия формирует методологические, ценностные, мировоззренческие аспекты политико-властных отношений; · полит история исследует политическую жизнь общества в исторической ретроспективе; · история полит учений изучает процесс становления и развития политической науки; · политическая социология раскрывает социальные основы политики и власти, влияние политических явлений и процессов на общественное развитие; · политическая психология исследует психологические механизмы поведения граждан и политических лидеров; · геополитика – влияние географических факторов на стратегический потенциал внешней политики и геополитические изменения в мире.
2 Объект, предмет, методы исследования политологии . Объект политологии – политическая сфера общества, политическая действительность, политическая реальность, где ведущей категорией выступает политика. Политика - сфера отношений между классами, другими социальными группами, имеющими цель завоевания, организации и использования власти, управление социально-политическими процессами. Предмет политологии – политическая власть, закономерности её становления, развития и изменения, формы и методы функционирования власти в государстве и обществе. Политология как наука исследует явления, процессы и отношения в политической сфере, их диалектической взаимосвязи взаимообусловленности. Политология как наука представляет собой взаимосвязь теоретических, фундаментальных, методологических и прикладных исследований. Методы исследования в политологии: · институциональный – исследует политические институты, право государства, политические партии, общественное движение; · исторический – политические отношения институтов и процессов в контексте прошлого, настоящего и будущего; · поведенческий (бихевиористский) – исследование полит поведения конкретного лица; · системный – политика как целостное общественное явление; · нормативно-ценностный – политическое воздействие на общество и личность с точки зрения справедливости, свободы, прав человека; · сравнительный – сравнение однотипных полит систем, режимов, политических явлений. Функции политологии: · познавательная – исследует и объясняет политические процессы; · инструменталистская вырабатывает рекомендации для властных структур и др. субъектов в политике, политические технологии; · прогностическая – прогнозирует политические процессы и явления, предвидит перспективы развития политической системы и общества; · воспитательно-мировоззренческая – способствует к приобщению личности и общества к демократической, политической культуре.
3 Характер политического образования и воспитания в Республике Беларусь. Основные цели преподавания дисциплины: · формирование личности студента как гражданина, политически образованного, с развитым политическим мышлением; · утверждение социально ориентированных ценностей, культуры рационального политического выбора; · развитие прочной базы политических знаний на основе изучения достижений мировой и национальной политологической мысли. Выпускник должен уметь: · формировать и аргументировать свою политическую позицию; · анализировать конкретные политические ситуации и процессы в современном мире и Республике Беларусь; · участвовать в функционировании политической системы общества как избиратель, гражданин, развивать политическую и экономическую культуру; · применять политологические знания к решению профессиональных проблем, учитывать влияние политики на другие сферы общественной жизни;
Политическая мысль Древнего Востока. Египет.( III тыс. до н.э.) Во главе государства – фараон – наместник Бога, он и властелин, и духовный правитель, главный жрец. Таким образом формируется форма правления – восточная деспотия. Индия. (II тыс. до н.э.) Книги «Веды»: кастовая система, социальное неравенство. В VI в. до н.э. возникла философия буддизма, которая ликвидировала кастовую систему, создание социального равенства через благородные поступки. Вавилон (около 1750г. до н.э.) Законы Хаммурапи – первые правовые и политические памятники культуры человечества, где письменно закреплена ответственность за нарушение законов. Китай (V в.до н.э.)Конфуций. Основной принцип государственного устройства – патриархальность, которая выражена в словах Конфуция: «Император должен быть императором, отец – отцом, сын - сыном». Принцип социальной справедливости выражен в словах: «Стыдись быть бедным, когда в стране есть путь. Стыдись быть знатным и богатым, когда в ней нет пути». На Древнем Востоке представление о политике и власти носило религиозно-мифологический характер, где основная форма правления – восточная деспотия.
Политические учения Древней Греции и Древнего Рима. Характерные черты: · постепенное освобождение знаний о политике от мифологии; · возникновение классической философии; · формирование политических терминов, анализ устройства государства, классификация его форм, поиск наилучшей формы правления. Сократ (V в. до н.э.): «власть, основывающаяся на воле народа и закона – демократия, а правление антинародное игнорирующее законы - тирания». Выдвигает основную социальную и политическую добродетель – справедливость, в основе которой находится мораль. Платон (427-347 гг. до н.э.) разрабатывает концепцию идеального государства в работах: «Законы» и «Государство», основанную на принципах солидарности, общности, равенства, справедливости. Управлять государством должны люди мудрые, т.е. философы. Аристотель (384-322 гг. до н.э.) его работа «Политика». Разрабатывает патриархальную концепцию государства: семья – полис – государство. Правильные формы правления – монархия, аристократия, полития. Неправильные: тирания, олигархия, демократия. Цицерон (103 – 44 г. до н.э.): впервые ставит вопрос о правовом государстве и о принципе разделения властей. Наиболее эффективной формой правления он считал смешанную, которая сочетает в себе царскую власть – аристократию и власть народа – демократию. Является основателем ораторского.
Теория политических элит. Вклад в развитие теории элит внесли: Конфуций, Платон; Макиавелли; Ницше. Существует две тенденции формирования элит: - аристократическая тенденция проявляется в стремлении передать власть наследникам или ближайшим соратникам, что постепенно приводит к вырождению элиты; - демократическая реализовывается по средствам включения в состав правящего класса лучших представителей из класса управляемых, что создает условия для эволюции элиты. В. Парето впервые употребил термин «элита». В элите он выделял два главные типа: элиту «львов» и элиту «лис», которые последовательно сменяю друг друга Р. Михельс вывел «железный закон» олигархии: правящая элита постепенно выходит из-под контроля своих рядовых членов, заботясь о сохранении своих привилегий. Дж. Бэрнхэн формирует макиавелистский подход к элите, где правит привилегированное вершинство, нравственны принципы и религиозные аспекты, а смена элит происходит в входе борьбы за васть. Х. Ортего-Гасси, Н. Бердяев выдвинули ценностный подход к формированию элиты на основе принципа демократии социального равенства и портнрства, сохранении определенных ценностей. Структурно-функциональный подход (Г. Лассуэл, С. Липсет) ГД в качестве главного признака элит является социальный статус в системе властных отношений и взаимодействия властных структур и управления общством. Либеральный подход (И. Шулепетер, Ч. Миллс) где элита формируется на основе богатства, известности, при этом присутствует выборность элиты.
Политические основы Политические основы идеологии Белорусского государства составляет комплекс идей и представлений белорусского народа о политическом устройстве Республики Беларусь, механизме взаимодействия органов государственной власти, месте и роли общественно-политических сил в политическом процессе и путях совершенствования политической системы. · Народовластие · Политический плюрализм · Разделение властей Правовые основы Республика Беларусь унитарное, демократическое, социальное, правовое государство (ст.1 Конституции Республики Беларусь). Правовые основы идеологии белорусского государства составляют комплекс идей и представлений белорусского народа о государственном суверенитете Республики Беларусь, принципах построения правового государства и механизме реализации прав и свобод человека и гражданина. Суверенитет Единственным источником государственной власти и носителем Правовое государство Правовое государство - тип государства, последовательно воплощающего принципы конституционализма, ограниченного в своих действиях нормами права, развитым социальным контролем, главная цель обеспечение прав и свобод человека. «В Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права. Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства. Типы политической культуры. Типы политических культур: демократическая, авторитарная, тоталитарная, патриархальная, подданническая, западная, восточная. Демократическая культура сориентирована на демократические ценности, правовое государство и гражданское общество. Она предполагает свободное участие в политике, плюрализм, консенсус и компромисс. Сердцевину авторитарной политической культуры составляют автократические традиции и ценности политической жизни. Личность с таким типом культуры предпочитает непрерывную «опеку» государства, возлагает свои надежды на неограниченное и бесконтрольное полновластие его органов. Тоталитарная культура свойственна обществам с всеобъемлющим и жестким контролем государства. Большинству граждан присущи некритическое восприятие действий тоталитарных лидеров, политическое равнодушие, конформизм или позиция «нейтралитета» по отношению к политической системе и ее институтам. Патриархальная культура отличается почти полным безразличием людей к политике. У граждан не развиты политические ориентации и интересы. Они имеют смутное представление о государственной власти и ее социальной роли, неопределенно или негативно к ней относятся. Подданническая культура сориентирована на одностороннюю зависимость индивида от государственной власти, ее институтов и учреждений. Отношение граждан к политической системе в основном «потребительское» и конформистское. В западной политической культуре устойчивы тенденции демократизации общественных отношений, консенсуса между государством и гражданским обществом. Здесь сильны социальные основы политических преобразований – многочисленный средний класс, относительно высокий материальный уровень жизни граждан, их заинтересованность в политической стабильности и прогрессивных изменениях в политической сфере. Для восточной политической культуры характерно критически-негативное отношение к западным ценностям. В странах Востока устойчивы традиции авторитарного правления, сильна роль ислама в политической жизни, непредсказуемы перспективы формирования гражданского общества.
Политология – интегрированная наука о политике. Политология – это наука и учебная дисциплина, отрасль социально-гуманитарного знания о политике, политических отношениях, политических системах, взаимодействии личности, общества, государства. Политология как учение о политике возникает в IV в. до н.э. в работах Платона («Государство», «Законы»), Аристотеля («Политика»), где теоретически исследуется понятие «политика». Н.Макиавелли в работе «Государь» XVI в. разделил политику, мораль и употребил термин государство. Значительный вклад в развитие политической науки внесли Дж. Локк, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо. Значительный вклад в становление современной политологии внесли М.Вебер, Р.Михельс, В.Парето, Г.Моска. В 1948г. при ЮНЕСКО создаётся международная ассоциация политических наук. В 90-е годы XX-го века по рекомендации ЮНЕСКО политология как учебная дисциплина начинает изучаться в вузах РБ. Структура политологии: · политическая философия формирует методологические, ценностные, мировоззренческие аспекты политико-властных отношений; · полит история исследует политическую жизнь общества в исторической ретроспективе; · история полит учений изучает процесс становления и развития политической науки; · политическая социология раскрывает социальные основы политики и власти, влияние политических явлений и процессов на общественное развитие; · политическая психология исследует психологические механизмы поведения граждан и политических лидеров; · геополитика – влияние географических факторов на стратегический потенциал внешней политики и геополитические изменения в мире.
2 Объект, предмет, методы исследования политологии . Объект политологии – политическая сфера общества, политическая действительность, политическая реальность, где ведущей категорией выступает политика. Политика - сфера отношений между классами, другими социальными группами, имеющими цель завоевания, организации и использования власти, управление социально-политическими процессами. Предмет политологии – политическая власть, закономерности её становления, развития и изменения, формы и методы функционирования власти в государстве и обществе. Политология как наука исследует явления, процессы и отношения в политической сфере, их диалектической взаимосвязи взаимообусловленности. Политология как наука представляет собой взаимосвязь теоретических, фундаментальных, методологических и прикладных исследований. Методы исследования в политологии: · институциональный – исследует политические институты, право государства, политические партии, общественное движение; · исторический – политические отношения институтов и процессов в контексте прошлого, настоящего и будущего; · поведенческий (бихевиористский) – исследование полит поведения конкретного лица; · системный – политика как целостное общественное явление; · нормативно-ценностный – политическое воздействие на общество и личность с точки зрения справедливости, свободы, прав человека; · сравнительный – сравнение однотипных полит систем, режимов, политических явлений. Функции политологии: · познавательная – исследует и объясняет политические процессы; · инструменталистская вырабатывает рекомендации для властных структур и др. субъектов в политике, политические технологии; · прогностическая – прогнозирует политические процессы и явления, предвидит перспективы развития политической системы и общества; · воспитательно-мировоззренческая – способствует к приобщению личности и общества к демократической, политической культуре.
3 Характер политического образования и воспитания в Республике Беларусь. Основные цели преподавания дисциплины: · формирование личности студента как гражданина, политически образованного, с развитым политическим мышлением; · утверждение социально ориентированных ценностей, культуры рационального политического выбора; · развитие прочной базы политических знаний на основе изучения достижений мировой и национальной политологической мысли. Выпускник должен уметь: · формировать и аргументировать свою политическую позицию; · анализировать конкретные политические ситуации и процессы в современном мире и Республике Беларусь; · участвовать в функционировании политической системы общества как избиратель, гражданин, развивать политическую и экономическую культуру; · применять политологические знания к решению профессиональных проблем, учитывать влияние политики на другие сферы общественной жизни;
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 426; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.107.66 (0.008 с.) |