Понятие и сущность исполнительной власти. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и сущность исполнительной власти.



Исполнительная власть – это система полномочий и органов государственной власти, реализующих законы и иные нормативные правовые акты, обеспечивающих разработку и осуществление внутренней и внешней политики государства.

Исполнительную власть в государстве осуществляет Правительство – Совет министров РБ. Это центральный орган гос управления. Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом. Оно слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. Правительство – коллегиальный орган, который осуществляет исполнительную и распорядительную власть.

Премьер-министр назначается Президентом с согласия Палаты представителей.

Основные функции Правительства:

· руководить системой подотчетных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти;

· разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации;

· разрабатывает и представляет Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет и его исполнении;

· обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, гос политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения;

· принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

· выступает от имени собственника в отношении имущества, являющегося собственностью РБ, организует управление государственной собственностью;

· обеспеч выполнение законов, Конституции, декретов, указов и распоряж Президента.

Правительство РБ издает постановления, имеющие общую силу на всей территории РБ.

Социально-экономические задачи Правительства: обеспечить устойчивое экономическое развитие страны на основе инновационных технологий и реализовать концепцию социально-ориентированной рыночной экономики, где основными приоритетами являются образование, здравоохранение, качество жизни, социальная защита менее обеспеченных слоев граждан и реализация программы «социально-экономического развития Республики Беларусь» до 2015 г, создание условий для развития постиндустриального общества.

 

32 Структура судебных органов, их задачи. Основные принципы правосудия.

Судебная власть – система полномочий и гос органов по осуществлению правосудия на основе Конституции страны и принятых в соответствии с ней иных норм-правовых актов.

Судебная власть РБ принадлежит судам. Система судов строится на принципах террит и специализации. Суд – орган, который применяет государственные санкции.

Функции суда:

- Наказание за уголовное, административное правонарушение

- Рассмотрение споров и конфликтов между личностью и государством

- Разрешение споров между гос структурами и негосударственными структурами.

Структура судебных органов:

· Конституционный Суд РБ – следит за соблюдение норм Конституции в стране;

· Общие суды (Верховный Суд РБ, областные, городские, военные суды);

· Хозяйственные суды (Высший Хозяйственный Суд РБ, областные и городские хозяйственные суды);

· Хозяйственный суд города Минска.

Статья 116 Конституции Республики Беларусь: «контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь».

33 Контрольно-надзорные органы в политической системе.

К ним относятся органы прокуратуры и Комитет государственного контроля.

Надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов, нормативных актов Правительства осуществляет Генеральная Прокуратура РБ, областные, городские, районные и специализированные (транспортная, военная) прокуратуры.

Государственный контроль исполнения республиканского бюджета, использования государственной собственности, исполнения актов Президента, Правительства и других государственных органов осуществляет Комитет государственного контроля, который образуется Президентом.

 

34 Структура органов местного (территориального) управления и самоуправления.

Местное (территориальное) управление – управление делами местного (регионального) значения. Его осуществляют исполнительные и распорядительные органы и должностные лица, которые назначаются центральными или иными вышестоящими государственными органами.

Местное управление – форма организации деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов населения, проживающих на соответствующей территории.

Система местного управления: областные, районные, городские, поселковые, сельские исполкомы и местные администрации.

Состав исполнительного комитета: председатель исполкома, заместители председателя исполкома, управляющий делами (в сельских, поселковых исполкомах – секретарь), члены исполнительного комитета.

Председатели облисполкомов назначаются Президентом РБ и утверждаются областными Советами депутатов. Заместители председателя, управляющий делами и члены областного и Минского городского исполкомов назначаются на должность и освобождаются от должности председателя исполкома.

Председатель райисполкома и горисполкома назначается председателем облисполкома и утверждается районным (городским) Советом депутатов.

Органы территориального общественного самоуправления избираются гражданами и наделяются определенными правами для решения вопросов местного (регионального) значения. Такими органами являются Советы депутатов, собрания (сходы) по выборам органов территориального самоуправления, собрания уполномоченных, местные референдумы и другие формы прямого участия граждан в государственных и общественных делах. Компетенция, порядок создания и деятельности органов местного самоуправления (как и управления) определяются законодательством.

Местное самоуправление в Республике Беларусь является существенным элементом конституционного строя и оного из форм осуществления власти народа через выборы.

Органы террито общественного самоуправления избирается гражданами сроком на 4 года.

В статье 121 Конституции страны закреплены вопросы, относящиеся к исключительной компетенции местных Советов депутатов:

· утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении;

· установление в соответствии с законом местных налогов и сборов;

· определение порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью;

· назначение местных референдумов.

 

35 Понятие общественных объединений. Их роль в политической жизни общества.

Под общественным объединением понимают добровольное формирование, возникшее в результате объединения граждан на основе общих интересов для достижения социально значимых целей, имеющие относительно устойчивую организационную структуру и фиксирующие индивидуальное и коллективное членство.

Общественные организации и движения появляются как реакция на возникновение социально значимых проблем в экономической, экологической и политической сфере.

Польский политолог Вятер выделил 5 стадий в развитии обществ объединений:

1. Стадия создания предпосылок движения, которая может возникнуть как «снизу» - по инициативе гражданства, так и «сверху» - по инициативе гос власти.

2. Артикуляция стремлений, где формируются цели движения, идейные и организационные основы.

3. Стадия агитации – привлечение сторонников, пропаганда целей, разъяснение задач организации.

4. Стадия развитой политической деятельности, проведение программы «Движения в жизнь», влияние на правительство, осуществление политических действий.

5. Стадия затухания политических движений, когда цели движения достигнуты или оказались неосуществимы.

Общественные объединения входят в государственные подсистемы общества и выражают властно-значимые интересы социальных, национальных, религиозных и иных общностей, оказывающих влияние на государственные институты с целью реализацию их интересов.

Типы общественных движений: политические, не политические.

Политические организации претендуют на власть, активно и целенаправленно участвуют в политической жизни. Они имеют политическую программу, стройную организационную структуру и профессиональный кадровый аппарат. Периодически проводят политические акции, поддерживают конкретных политиков в правительственных и других структурах, предлагают свои кандидатуры на государственные должности, оказывают влияние на выработку и принятие политических решений.

Неполитические организации не ставят целей завоевания власти. Они в основном выражают и превращают требования граждан в альтернативы государственной социальной политики.

Формы общественных объединений: Политические партии, Профсоюзы, Общественно-политические движения, Спортивные общества, Женские, молодежные, студенческие организации, Творческие союзы, Ассоциации предпринимателей, Союзы фермеров, Научные общества, Религиозные объединения.

По масштабу деятельности выделяют: международные движения, республиканские, местные, религиозные.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.152.216.170 (0.011 с.)