Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политическая социализация, факторы и типы политической социализации.

Поиск

Политическая социализация – процесс усвоения личностью социально-политических - знаний, ценностей и традиций, образцов и норм поведения, необходимых для сознательного, добровольного и эффективного участия в управлении обществом.

Понятие «социализация личности» было введено в научный оборот в конце XIX в. американским социологом Ф.Гиддингсом и французским психологом Г.Тардом.

На политическое становление и развитие личности воздействует совокупность факторов:

· макросреда – уклад общественной жизни, национальные политические традиции, господствующая в обществе духовная культура и идеология, политический курс государства, культура взаимоотношений и деятельности субъектов политики, характер эпохи и политической системы общества, национальные и международные средства массовой информации и коммуникации;

· микросреда – трудовой коллектив, учебное заведение, семья, общественные объединения, группы общения;

· образование и воспитание человека;

· социально полезная деятельность (включая политическое участие);

· социальное положение личности, ее биогенетические особенности и природно-географические условия жизни.

Политическая социализация включает следующие типы:

· гармоничный – человек уважительно и конструктивно относится к государству и обществу, законам и институтам власти, добросовестно исполняет конституционные обязанности;

· гегемонистский – отличается негативным отношением гражданина к любым социальным и политическим системам, кроме «своей», национальной;

· плюралистический – гражданин уважает права и свободы всех субъектов политики, многообразие политических интересов, взглядов, позиций, концепций и программ общественного развития;

· конфликтный – гражданин ориентируется на политическое противостояние с властными структурами и оппонентами, поддерживает равноправие и уважительные отношения только в «своей» социальной группе или общественной организации.

 

56 Понятие средств массовой информации и коммуникации.

СМИ в политическом процессе формируют общественное мнение, обмениваются важной информацией по социально-политическим процессам, создают условия для принятия эффективных политических решений, учитывая общественное мнение.

Основные функции политической коммуникации:

• распространение знаний о ценностях политики и образцах политической культуры и идеологии;

• политическое информирование общества;

• интеграция общества и регулирование политических отношений;

• формирование общественного мнения о политических иидеологических процессах.

Структура политической коммуникиции

• Институты-коммуникаторы производят информацию, кодируют и передают ее потребителям, изучают общественное мнение о воздействии и качестве информации (теле, радио-вещание, редакции газет, журналов).

• Средства коммуникации телевидение, радио, печать, информационные агентства, пресс-центры, интернет.

• Типы, методы и формы политической коммуникации общение граждан с представителями политических институтов, журналистами, коммуникация в ходевыборов, референдумов, демонстраций и других политических акций.

• политическое информирование – совокупность знаний, сведений о политической жизни общества и ее объективное доведение до граждан.

Социально-политические и идеологические функции СМИ:

• производство и распространение политической информации

• формирование и выражение общественного мнения о деятельности политических институтов, реальном состоянии и проблемах социально-политического развития;

политическое образование и воспитание граждан, социализация личности;

• критика правящей элиты, контроль действий государственных органов;

В 1840 г. О. де Бальзак впервые назвал прессу «четвертой властью», предвидя будущее политическое влияние СМИ.

 

57 Средства массовой информации Республики Беларусь в политическом процессе.

Роль и ответственность национальных СМИ стремительно возрастает в условиях глобализации мирового информационного пространства. Национальные СМИ призваны защищать политическую независимость и суверенитет, духовное здоровье личности и общества, ценности развития демократической культуры, формирование гражданского общества и правового государства.

В информационном пространстве РБ функционировали 1374 печатных периодических изданий, 9 информационных агентств, 54 программы телевидения, 130 программ радиовещания.

Основным источником массовой информации является телевидение. На территории РБ осуществляют вещание российские телеканалы, а так же спутниковое телевидение.

Государственное регулирование информационного пространства возложено на Министерство информации Республики Беларусь. Оно призвано реализовать государственную информационную политику.

 

58 Политические конфликты как закономерное социальное явление. Типы и этапы разрешения.

Политический конфликт – одна из форм конкурентного взаимодействия участников политического процесса, характеризуемая острыми противоречиями и противоборством за распределение властных полномочий.

Признаки политического конфликта: наличие не менее двух противоборствующих субъектов; несовместимость интересов, ценностей и целей политических субъектов; агрессивное непредсказуемое поведение конкурирующих субъектов.

Политические конфликты могут быть межличностными, групповыми, региональными, международными, долговременными и кратковременными.

Причины политических конфликтов: несовпадение статусов субъектов политики в обществе, их стремление к власти; противоречие между социальными группами, обусловленные неравенством в распределении материальных и духовных благ общества; несовместимость политических целей, интересов и ценностей; ошибки и некомпетентность правящей элиты.

Типы политических конфликтов:

· конфликт интересов. Уменьшение или неадекватное удовлетворение потребностей субъектов политики, ошибочное понимание собственных интересов и интересов соперников;

· конфликт ценности. Расхождение между субъектами политики относительно политических идеалов, стратегии и тактики общественного развития, устройство государства, преодоление кризисных процессов в стране;

· конфликт идентификации. Неудовлетворенность ролевыми функциями в политической системе, характером взаимоотношения с государственной властью.

Управление конфликтом – это целенаправленное влияние на сознание и поведение конкурентов, их отношения с целью примирения, устранение разногласий между ними.

Технологии урегулирования конфликтов:

· скрытие и публичная оценка истинных причин конфликтов, замыслов и намерений субъектов;

· общественный государственный контроль конфликтов;

· обязательное создание специальных институтов по управлению конфликтов, состоящих из экспертов, аналитиков, представителей власти, способных организовать диалог и переговорный процесс;

· изучение внутренних и внешних факторов возникновения и развития конфликта, их учет, стратегии и тактики управления конфликтами;

· налаживание коммуникаций переговорного процесса, побуждение к добровольному соглашению и примирению.

 

59 Политический кризис. Типы и пути преодоления кризиса.

Политический кризис – высшая точка социального напряжения, всеобщего недовольства деятельностью политико-властных структур. Политический кризис отражает резкое обострение социально-политических противоречий, общественных отношений, недовольствие масс правящих элит страны.

Типы политических кризисов:

· правительственный кризис отражает неспособность правительства управлять обществом, что проявляется в смене лидеров, отставке кабинета министров.

· парламентский кризис – кризис представительных и законодательных органов власти, когда решение парламента расходится с волей большинства граждан, борьба фракций в парламента парализует его работу.

· конституциональный кризис отражает несовершенство конституциональных норм государства, Конституция утрачивает легитимность и требуется ее пересмотр.

· общенациональный кризис обозначает массовое недовольствие властью и стремление общества к революционным преобразованиям

· внешнеполитический кризис характеризуется противоречием между государствами или группой

Пути преодоления политических кризисов:

· корректировка политическим режимом стратегии и тактики реформ, повышение эффективности управления;

· совершенствование системы представительства социальных интересов, вовлечение большого числа граждан в управление государством;

· разработка политической элитой и усвоение обществом новой государственной идеологии, которая способствует модернизации;

· обеспечение социальной направленности реформ, развитие социально-ориентированной рыночной экономики;

· реорганизация и повышение социальной эффективности центральных и местных органов власти, перераспределение полномочий между ними и усиление ответственности.

В РБ проводится эффективная социальная политика взаимодействия различных институтов государственной власти и общества, присутствует плюрализм политических взглядов, соблюдаются основные права граждан, что обеспечивает устойчивость развития страны и исключение политических кризисов и конфликтов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.77.119 (0.007 с.)