Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные направления современной политологии.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Социологическое направление. М. Вебер, Э. Дюркгейм,, М. Дюверже работа «Социология политики» изучает явление политики через призму общества и его развития. Итальянцы В. Парето и П. Моска разработали основы современной концепции элит, манипулирование массами с помощью понятия «львы и лисы». М. Вебер изучает политику на основе ценностей, идеалов, веры, которая оказывает влияние на развитие общества. 2. Институционализм. - С. Липсет, Ч. Миллс, рассматривает политику с точки деятельности политических институтов, их влияние на соц политические процессы. 3. Концепция политического плюрализма. Представители концепции: Э. Дюркгейм, М. Дюверже, Р. Даль, Р. Дарендорфф, П. Сорокин. Для данной концепции характерна социальная солидарность, теория стратификации, т.е. исчезновение классов, функций государства как арбитра между конкурирующими политическими силами и присутствуют демократические свободы и плюрализм мнений. 4. Теория демократии. А. де Токвиль, Й. Шумпетер разработали современное учение о правовом обществе, гражданском обществе, свободе и правах человека с позиции демократического построения общества, где главным источником власти является народ. 5. Теория бюрократии. М. Вебер, Р. Мертон, С. Липсет исследуют функции и структуру бюрократической власти, вопросы соотношения бюрократии и демократии, принцип рационализма. 6. Концепция тоталитаризма. Х. Арендт, Ф. Хайек, И. Бердяев. – рассматривает развитие тоталитаризма, связанное с антилибиральной идеей, где личность выступает как винтик политической системы. 7. Теория международных отношений. Р. Арон, Р. Моргентау, С. Ханктингтон («Становление цивилизаций» 1993г.) и Ф.Фукуяма(«Конец истории»)показал победу демократических идей в мире после распада СССР и других авторитарных политических режимов. С середины 70-ых гг. XX в. начинается поиск новых парадигм развития политической науки.
12 Происхождение политики, ее специфика, функции, структура. Основные причины возникновения политики: Объективная потребность в регулировании социальных отношений; Становление государства и права;Реализация общих интересов. Аристотель назвал политику высшей формой человеческого общения, понимая политику как деятельность по управлению государственными делами «полиса». Демокрит и Платон назвали политику высшим из всех искусств, а политическую деятельность – занятием для одаренных, мудрых, справедливых и честных людей. Н. Макиавелли характеризовал политику как совокупность средств, необходимых для того, чтобы овладевать государственной властью и полезно использовать ее для укрепления государственности и выполнения обязанностей перед обществом. В политологии существует многообразие трактовок политики как общественного явления: Экономическая:полит рассматривается с позиции эконом детерминизма как надстройка над эконом базисом. Стратификационная: политика – соперничество социальных групп, стремящихся к реализации своих интересов с помощью государственной власти (М.Вебер,П.Сорокин). Правова я: политика – производное от права и ее задача:формирование концепции правового государства (Дж.Локк, Ш.Монтескье,Т.Джеферсон). Институциональная: полит определяется как деятельность гос и общ институтов. Конфликтно-консенсуальная: объясняет полит как совокупн соц противодействий и конфликт, требующ целенаправл усилий по их разреш, примирению субъектов полит процесса. Виды политики: · Внутренняя – основные направления деятельности государства по регулированию отношений людей внутри данного сообщества. · Внешняя – вопросы, связанные с регулированием отношений данного государства с другими государствами и народами. · Международная – деятельность мирового сообщества в 1-ю очередь ООН по разрешению стоящих перед ним проблем. Функции политики: · Интеграция общества, сплочение граждан для достижения общих целей, предупреждения и разрешения социально-политических конфликтов. · Управление общественными процессами, использования ресурсов государственной власти, создание и применение механизмов политических действий, государственного контроля, убеждения, принуждения. · Политическая социализация. · Выражение и реализация социальных интересов. · Проектирование социально-политического развития. Структура политики: Субъекты политики – государство, инстит гос власти, граждане. Объекты политики – общество, гос-во и их институты, соц группы, проблемы и процессы. Полит организации общества выполняют различные роли и функции, обладают властными полномочиями, закрепленными законом государства. Политические интересы. Полит отношения, регулирующиеся правовыми, политическими и нравственными нормами. Политическое сознание, ценностные установки, убеждения, психология. 13. Взаимопонимание политики с экономикой, моралью, правом. Политика и экономика: Влияние политики демократического государства на экономическую жизнь общества проявляется: В разработке и реализации эконом стратегий, отвечающих потребностям общества. В принятии законов и политических решений, эффективно регулирующих и стимулирующих экономические отношения. В создании благоприятных условий для научно-технического и технол процесса, привлечение инвестиций для обновления и укрепления экономического потенциала страны. В постепенном сужении сферы государственного администрирования в экономике и расширении свободы действий субъектов хозяйствования. Политика и право. Политическое управление обществом невозможно без регулирования его нормами права. Политика и право – явления взаимообусловленные. Правовая политика воплощается в Конституции государства, его законах и иных нормативно-правовых актах. Она является средством легитимации (признание другими государствами) социального строя, юридического закрепления и реализации политической стратегии и тактики государства, защиты и укрепления государственности. Политика и мораль. . В истории политической мысли прослеживается различные представления о взаимоотношениях политики и морали: Морализаторские – нравственные принципы имеют приоритетное значение по сравнению с политическими целями Ценностно-негативные – допускается, оправдывается нарушение нравственных норм во имя достижения общего блага, справедливости, укрепления государственности. «Цель оправдывает средства» Н. Макиавелли «Государь». Компромиссный – признается необходимость соблюдения нравственных норм в политике, учета специфики морали и политики. Без союза с моралью политика лишается гуманных ценностей, превращается в инструмент власти с целью достижения определенного результат.
14. Политическая власть. Характеристика власти, структура, функции, формы. Политическая власть – реальная способность и возможность определенной социальной группы, организации, индивида проводить в жизнь свою волю, выраженную в политике, политических и правовых нормах. Власть – система социальных отношений «господства – подчинения», возможность и способность осуществлять свою волю, оказывать определенное воздействие на деятельность, поведение людей с помощью авторитета права насилия. Структура власти: субъекты власти. Гос-во, межд ассоциации, полит лидеры; объекты власти: инстит гос власти, полит партии и общ организации; источники власти: законность, авторитет, желание и умение властвовать, материальные возможности, престиж, интерес, традиции, убеждения; ресурсы власти, экономич, норм-правовые, админ-принудительные, демографич. Функции власти: · управление делами государства и общества; · поддержание гражданского мира и общественного порядка; · выявление локализации и разрешение конфликтов в обществе; · принуждение во имя соц-значимых целей и сохр стабильн в общ-ве; Признаки власти: · власть – особый вид отношений между субъектами и объектами с целью достижения определенных ресурсов. Субъект – носитель власти, он господствует, принимает решения, обеспечивает их выполнение. · власть – влияние, право и возможность управлять объектом, подчинить его своей воле. · власть выражается в нормах, правилах, стимулах, санкциях, психологическом воздействии. · власть – главная привилегия в обществе. Чем больше её имеют, тем больше её хотят. · высшая форма политической власти в обществе – государственная власть, решения которой обязательны для исполнения всеми субъектами политики. Верховенство государственной власти проявляется в следующем: а) единственный источник власти – народ; б) действует единая система органов государственной власти, наделенных всеми необходимыми полномочиями для управления обществом; в) государственная власть суверенна в отношении с другими формами власти; г) только государственная власть в праве обеспечить конституционный правопорядок, используя насильственные средства и методы. Органы государственной власти РБ в соответствии с Конституцией: · Президент – Глава гос-ва, гарант конституционных прав граждан; · Парламент – Нац Собр РБ, законодат, представительный орган власти; · Правительство – Совет министров РБ, исполнительная власть; · Конституционный Суд, общие и хозяйственные суды, судебная власть; · Прокуратура, Комитет гос контроля, контрольно-надзорные органы власти. 15. Легитимность политической власти. Легитимность – признание народом и политическими силами правомерности, целесообразности власти, ее права управлять и добровольно подчиненятся предписанным данной властью правилам и нормам. Легитимная власть – власть, признаваемая народом, которая базируется на его доверии. Легальность – юридически законная власть, сформированная и функционирующая в соответствии с Конституцией и законами страны. Референдум 17 октября 2004г. об изменении Статьи 81 Конституции РБ – снятии сроков ограничений полномочий Президента РБ, тем самым обеспечил легитимность и легальность политической власти. Немецкий социолог М. Вебер различал 3 типа легитимности власти: Традиционная. Основана на авторитете традиций и обычаев. Характерна для стран Востока: Египет, Индия, Персия, Китай, средневековая Европа. Харизматическая. Основана на вере исключительно личного качества лидеров обладающих особым божественным даром – харизмой. Харизматический способ легитимности власти характерен для переходных обществ, где недостаточно развиты демократические принципы управления. Рационально-правовая. Характерно для демократических государств, в которых соблюдаются права человека и принципы правопорядка.
16. Понятие политической системы, ее структура и функции Политическая система – совокупность институтов государственной власти и общественных объединений, политических отношений и действий, ценностей, функций, полномочий и ресурсов, обеспечивающих управление обществом. Подходы к изучению политических систем: 1. Институциональный – рассматривает политическую систему государственных и негосударственных институтов, социальных и правовых норм, посредством которых реализуются политико-властные отношения (Г. Алмонд). 2. Системный – исследует социальную систему, ее функции, системную теорию политики и политической власти (Т. Парсонс, Д. Истон). Структура политической системы общества включает в себя подсистемы: · Институциональная – государство, политические партии, общественные организации, группы давления, церковь. · Нормативно-регулятивная - развивает политико-правовые и нравственные нормы, где особую роль играют конституция и законы. · Коммуникативная - обеспечивает обмен информацией между политической властью и гражданами, контроль со стороны социальных институтов за деятельностью власти. · Культурно-идеологическая -включает политическую идеологию и культуру, служит ценностной основой развития и совершенствования политической системы. · Функциональная -представляет собой средства и методы взаимодействия власти, обеспечивает взаимосвязь личности, государства, общества. Основные функции политической системы: Приобщение граждан к политике, формир и обогащение полит культуры общества; Мобилизация материальных и человеческих ресурсов на удовлетворение соц интересов; Поддержание стабильности в обществе на основе общих целей и ценностей; Регулирование общественных процессов посредством «норма творчества», контроля соблюдения законов, принятия и выполнения управленческих решений; Определение и выработка конкретного политического курса, целей и задач, развитие общества; Основные критерии политической системы: стабильность, эффективность, легитимность, легальность
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 740; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.86.246 (0.009 с.) |