Основные направления современной политологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные направления современной политологии.



1. Социологическое направление.

М. Вебер, Э. Дюркгейм,, М. Дюверже работа «Социология политики» изучает явление политики через призму общества и его развития.

Итальянцы В. Парето и П. Моска разработали основы современной концепции элит, манипулирование массами с помощью понятия «львы и лисы».

М. Вебер изучает политику на основе ценностей, идеалов, веры, которая оказывает влияние на развитие общества.

2. Институционализм. - С. Липсет, Ч. Миллс, рассматривает политику с точки деятельности политических институтов, их влияние на соц политические процессы.

3. Концепция политического плюрализма.

Представители концепции: Э. Дюркгейм, М. Дюверже, Р. Даль, Р. Дарендорфф, П. Сорокин.

Для данной концепции характерна социальная солидарность, теория стратификации, т.е. исчезновение классов, функций государства как арбитра между конкурирующими политическими силами и присутствуют демократические свободы и плюрализм мнений.

4. Теория демократии.

А. де Токвиль, Й. Шумпетер разработали современное учение о правовом обществе, гражданском обществе, свободе и правах человека с позиции демократического построения общества, где главным источником власти является народ.

5. Теория бюрократии.

М. Вебер, Р. Мертон, С. Липсет исследуют функции и структуру бюрократической власти, вопросы соотношения бюрократии и демократии, принцип рационализма.

6. Концепция тоталитаризма.

Х. Арендт, Ф. Хайек, И. Бердяев. – рассматривает развитие тоталитаризма, связанное с антилибиральной идеей, где личность выступает как винтик политической системы.

7. Теория международных отношений.

Р. Арон, Р. Моргентау, С. Ханктингтон («Становление цивилизаций» 1993г.) и Ф.Фукуяма(«Конец истории»)показал победу демократических идей в мире после распада СССР и других авторитарных политических режимов.

С середины 70-ых гг. XX в. начинается поиск новых парадигм развития политической науки.

 

12 Происхождение политики, ее специфика, функции, структура.

Основные причины возникновения политики: Объективная потребность в регулировании социальных отношений; Становление государства и права;Реализация общих интересов.

Аристотель назвал политику высшей формой человеческого общения, понимая политику как деятельность по управлению государственными делами «полиса».

Демокрит и Платон назвали политику высшим из всех искусств, а политическую деятельность – занятием для одаренных, мудрых, справедливых и честных людей.

Н. Макиавелли характеризовал политику как совокупность средств, необходимых для того, чтобы овладевать государственной властью и полезно использовать ее для укрепления государственности и выполнения обязанностей перед обществом.

В политологии существует многообразие трактовок политики как общественного явления:

­ Экономическая:полит рассматривается с позиции эконом детерминизма как надстройка над эконом базисом.

­ Стратификационная: политика – соперничество социальных групп, стремящихся к реализации своих интересов с помощью государственной власти (М.Вебер,П.Сорокин).

­ Правова я: политика – производное от права и ее задача:формирование концепции правового государства (Дж.Локк, Ш.Монтескье,Т.Джеферсон).

­ Институциональная: полит определяется как деятельность гос и общ институтов.

­ Конфликтно-консенсуальная: объясняет полит как совокупн соц противодействий и конфликт, требующ целенаправл усилий по их разреш, примирению субъектов полит процесса.

Виды политики:

· Внутренняя – основные направления деятельности государства по регулированию отношений людей внутри данного сообщества.

· Внешняя – вопросы, связанные с регулированием отношений данного государства с другими государствами и народами.

· Международная – деятельность мирового сообщества в 1-ю очередь ООН по разрешению стоящих перед ним проблем.

Функции политики:

· Интеграция общества, сплочение граждан для достижения общих целей, предупреждения и разрешения социально-политических конфликтов.

· Управление общественными процессами, использования ресурсов государственной власти, создание и применение механизмов политических действий, государственного контроля, убеждения, принуждения.

· Политическая социализация.

· Выражение и реализация социальных интересов.

· Проектирование социально-политического развития.

Структура политики:

­ Субъекты политики – государство, инстит гос власти, граждане.

­ Объекты политики – общество, гос-во и их институты, соц группы, проблемы и процессы.

­ Полит организации общества выполняют различные роли и функции, обладают властными полномочиями, закрепленными законом государства.

­ Политические интересы.

­ Полит отношения, регулирующиеся правовыми, политическими и нравственными нормами.

­ Политическое сознание, ценностные установки, убеждения, психология.

13. Взаимопонимание политики с экономикой, моралью, правом.

Политика и экономика:

Влияние политики демократического государства на экономическую жизнь общества проявляется:

­ В разработке и реализации эконом стратегий, отвечающих потребностям общества.

­ В принятии законов и политических решений, эффективно регулирующих и стимулирующих экономические отношения.

­ В создании благоприятных условий для научно-технического и технол процесса, привлечение инвестиций для обновления и укрепления экономического потенциала страны.

­ В постепенном сужении сферы государственного администрирования в экономике и расширении свободы действий субъектов хозяйствования.

Политика и право.

Политическое управление обществом невозможно без регулирования его нормами права. Политика и право – явления взаимообусловленные. Правовая политика воплощается в Конституции государства, его законах и иных нормативно-правовых актах. Она является средством легитимации (признание другими государствами) социального строя, юридического закрепления и реализации политической стратегии и тактики государства, защиты и укрепления государственности.

Политика и мораль.

. В истории политической мысли прослеживается различные представления о взаимоотношениях политики и морали:

Морализаторские – нравственные принципы имеют приоритетное значение по сравнению с политическими целями

Ценностно-негативные – допускается, оправдывается нарушение нравственных норм во имя достижения общего блага, справедливости, укрепления государственности. «Цель оправдывает средства» Н. Макиавелли «Государь».

Компромиссный – признается необходимость соблюдения нравственных норм в политике, учета специфики морали и политики. Без союза с моралью политика лишается гуманных ценностей, превращается в инструмент власти с целью достижения определенного результат.

 

14. Политическая власть. Характеристика власти, структура, функции, формы.

Политическая власть – реальная способность и возможность определенной социальной группы, организации, индивида проводить в жизнь свою волю, выраженную в политике, политических и правовых нормах.

Власть – система социальных отношений «господства – подчинения», возможность и способность осуществлять свою волю, оказывать определенное воздействие на деятельность, поведение людей с помощью авторитета права насилия.

Структура власти:

­ субъекты власти. Гос-во, межд ассоциации, полит лидеры;

­ объекты власти: инстит гос власти, полит партии и общ организации;

­ источники власти: законность, авторитет, желание и умение властвовать, материальные возможности, престиж, интерес, традиции, убеждения;

­ ресурсы власти, экономич, норм-правовые, админ-принудительные, демографич.

Функции власти:

· управление делами государства и общества;

· поддержание гражданского мира и общественного порядка;

· выявление локализации и разрешение конфликтов в обществе;

· принуждение во имя соц-значимых целей и сохр стабильн в общ-ве;

Признаки власти:

· власть – особый вид отношений между субъектами и объектами с целью достижения определенных ресурсов. Субъект – носитель власти, он господствует, принимает решения, обеспечивает их выполнение.

· власть – влияние, право и возможность управлять объектом, подчинить его своей воле.

· власть выражается в нормах, правилах, стимулах, санкциях, психологическом воздействии.

· власть – главная привилегия в обществе. Чем больше её имеют, тем больше её хотят.

· высшая форма политической власти в обществе – государственная власть, решения которой обязательны для исполнения всеми субъектами политики.

Верховенство государственной власти проявляется в следующем:

а) единственный источник власти – народ;

б) действует единая система органов государственной власти, наделенных всеми необходимыми полномочиями для управления обществом;

в) государственная власть суверенна в отношении с другими формами власти;

г) только государственная власть в праве обеспечить конституционный правопорядок, используя насильственные средства и методы.

Органы государственной власти РБ в соответствии с Конституцией:

· Президент – Глава гос-ва, гарант конституционных прав граждан;

· Парламент – Нац Собр РБ, законодат, представительный орган власти;

· Правительство – Совет министров РБ, исполнительная власть;

· Конституционный Суд, общие и хозяйственные суды, судебная власть;

· Прокуратура, Комитет гос контроля, контрольно-надзорные органы власти.

15. Легитимность политической власти.

Легитимность – признание народом и политическими силами правомерности, целесообразности власти, ее права управлять и добровольно подчиненятся предписанным данной властью правилам и нормам.

Легитимная власть – власть, признаваемая народом, которая базируется на его доверии.

Легальность – юридически законная власть, сформированная и функционирующая в соответствии с Конституцией и законами страны.

Референдум 17 октября 2004г. об изменении Статьи 81 Конституции РБ – снятии сроков ограничений полномочий Президента РБ, тем самым обеспечил легитимность и легальность политической власти.

Немецкий социолог М. Вебер различал 3 типа легитимности власти:

Традиционная. Основана на авторитете традиций и обычаев. Характерна для стран Востока: Египет, Индия, Персия, Китай, средневековая Европа.

Харизматическая. Основана на вере исключительно личного качества лидеров обладающих особым божественным даром – харизмой. Харизматический способ легитимности власти характерен для переходных обществ, где недостаточно развиты демократические принципы управления.

Рационально-правовая. Характерно для демократических государств, в которых соблюдаются права человека и принципы правопорядка.

 

16. Понятие политической системы, ее структура и функции

Политическая система – совокупность институтов государственной власти и общественных объединений, политических отношений и действий, ценностей, функций, полномочий и ресурсов, обеспечивающих управление обществом.

Подходы к изучению политических систем:

1. Институциональный – рассматривает политическую систему государственных и негосударственных институтов, социальных и правовых норм, посредством которых реализуются политико-властные отношения (Г. Алмонд).

2. Системный – исследует социальную систему, ее функции, системную теорию политики и политической власти (Т. Парсонс, Д. Истон).

Структура политической системы общества включает в себя подсистемы:

· Институциональная – государство, политические партии, общественные организации, группы давления, церковь.

· Нормативно-регулятивная - развивает политико-правовые и нравственные нормы, где особую роль играют конституция и законы.

· Коммуникативная - обеспечивает обмен информацией между политической властью и гражданами, контроль со стороны социальных институтов за деятельностью власти.

· Культурно-идеологическая -включает политическую идеологию и культуру, служит ценностной основой развития и совершенствования политической системы.

· Функциональная -представляет собой средства и методы взаимодействия власти, обеспечивает взаимосвязь личности, государства, общества.

Основные функции политической системы:

­ Приобщение граждан к политике, формир и обогащение полит культуры общества;

­ Мобилизация материальных и человеческих ресурсов на удовлетворение соц интересов;

­ Поддержание стабильности в обществе на основе общих целей и ценностей;

­ Регулирование общественных процессов посредством «норма творчества», контроля соблюдения законов, принятия и выполнения управленческих решений;

­ Определение и выработка конкретного политического курса, целей и задач, развитие общества;

Основные критерии политической системы: стабильность, эффективность, легитимность, легальность

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 692; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.0.25 (0.023 с.)