Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет политологии: основные концептуальные подходы. Структура полит. науки.↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Социальная и рационально – критическая парадигмы. Соц.парадигма или социоцентрическая (объясняет политику как производственную других сфер жизни общества – экономики, социальной структуры, права, культуры, этики). Она определяет широк.гр-пу теорет. представлений, авторы кот.единодушно признают общест.происхождение и природу политики. Полит-ка рассм-тся как та или иная форма соц.орг-ции жизни чел-ка, определенная сторона жизни общ-ва. Сторонники этих подходов стараются объяснить природу политкики 2 осн.способами. Одни из них исходным моментом признают определяющее действие на политики тех или иных собственно социальных элементов (отдельных сфер общ.жизни, ее институтов, механизмов, ст-р). Иными словами ученые оперируют внешними по отношению к ней факторами. Др.ученые-теоретики пытаются объяснить сущностные св-ва политики как типа социальности, опираясь на внутренние, присущие ей, политике, источники самодвижения и формы саморазвития. Хронолог-ки этот подход сформ-ся в Др.Греции (нерасчлененность гос-ва и общ-ва, необладавшего развитыми механ-ми и институтами властвования, побуждали др.мыслителей описывать сферу политики ч/з субстанцию государственности. След-во, политикиа, это форма управления и интеграции общ-ва, совокупность определ.норм и институтов, механизм првления разнообразных групп и индивидов, обладавших собствен.инстересами и целями. Позднее: М.Вебер оказал огромное влияние на полит.науку. Он считал, что понятие «Пол-ка» означает стремление к участию во власти или оказанию влияние на распределение власти м/у государствами или внутри гос-ва м/у группами людей, которое оно в себе заключает. «Кто занимается политикокой, тот стремится к власти: либо к власти как ср-ву, подчиненному др.целям, либо к власти ради ее самой, ч/бы наслаждаться чувством престижа, которое она дает». В русле такого подзода пол-ка уже представала в кач-ве способа обеспечения господства и доминирования определенных соц.сил.В последствии политику стали объяснять с более широк.кругом таких явлений: авторитет (ЖМейно), упрвление (П.Дюкло), влияние (Р.Даль), контроль (Ж.Бержерон), классовые отношения (А.А.Миронов). Политика оценивалась с т/зр не того, что ее отличает от иных проявлений соц.мира, а того, что U ее с ними. Т\об, она не только признавалась неотьемл.частьью чел.жизни, но как бы растворялась в соц.пространстве, приобретая черты универсального общ.явления. К подобного рода универсал. Подходу примыкает и стремление ряда ученых отождествлять политику с теми или иными сферами общ.жизни (Н-р, Соловьев В.. К.Маркс, объяснявший природу и происхождение политики воздействием отношений производства, обмена и потребления. Т\об, политика подчинялась тенденциям, господствующим в матер.сфере, обладая лишь некоторой степень самостоят-ти. Известное распространение получили и попытки представит право в кач-ве порождающей политику причины (Д.Локк, И.Кант, Р.Мооро, Дж.Гудмент, г.Макдональд). С их т/зр. Не политика, а право д\фор-ть общую властную волю об-ва, кот.д/руководствоваться как гос-во, так и отдельные индивиды) Культуролог..парадигма (М.Шелер, Ф.Боас, Э.Карнетти) рассм-ют политику как продукт основополагающей дея-ти людей, а ее гл.назначением признают осуществление творческой f чел-ка. Интерпретация отношений общ-ва (гос-ва) и личности политика рассм-ет не как сфера реализации соц.интересов или регулирования межгрупповых конфликтов, а как область свободного самовоплощения и самоосуществления чел-ка. Рационально-критическая парадигма – ориентирует на выявление важнейших элементов политики, раскрытие ее противоречивости и конфликтогенности. Политика проявляет себя во всех сферах. В свою очередь общество функционирует не изолированно, складываются сложные транснациональные, межгусударственные, межкультурные связи, отношения. Авторы этой теории пытаются объяснить природу полит.взаимодействия не внеш. по отношению к политике факторами, а действием ее внутр структур, отношений, институтов, механизмов. Такого рода идеи связаны с анализом взаимосвязи гос-ва и гражд.общ-ва (Б.Спиноза), межгрупповых отношений (А.Бентли), деят-ти элит (Г.Моска), механизма межгрупповой интеграции (Б.Крик), разворачивающихся на полит.поле конфликтов (М.Крозье) или консенсуса (Э.Дюркгейм). Рассм-м с теориями, кот.ставят во главу угла осн.внутр.источникки формирования политики – конфликт и консенсус. Парадигма конфликта - конфликт отражает глубинную суть общ-ва в целом и полит.жизни в частности.. Его наличие трактуется сторонниками теории как источник самодвижения и эволюции полит.организмов, т.к идет конкуренция по поводу ресурсов власти, соц.дифицита или позиций престижа. Ситуация спора м/у отдельными сторонами, определение сторонников и противников тех или иных сил, идеологий и позиций на деле структурирует полит.пространство, давая возможность совершенствовать механизмы представительства соц.интересов. Неискоренимость конфликтов предполагает их непрерывное влияние и урегулирование, что также приучает людей к сотрудничеству, прививает умение защищать свои интересы. Парадигма консенсуса - ученые этого направления не отвергали наличие конфликта. А.Дюркгейм, М.Вебер, Т.Парсонс и др. исходили из признания вторичной роли конфликта, его подчиненности тем ценностям и идеям, которое разделяет большинство населения и по некоторым в общ-ве достигнут полный консенсус. Вот от и конституирует политику как целостное и кчественное определенное явления.
Предмет политологии: основные концептуальные подходы. Структура полит. науки. Политология – наука о политике и полит. упр-и, о развитии полит. процессов и систем, поведении в деят-ти субъектов политики. Объектом явл-ся полит. жизнь людей, социальная общность, интегрированных в гос-во и общ-во. Политология занимает одно из видных мест в системе социальных дисциплин. Это объясняется той ролью, которой играет политика в жизни современных обществ. Интерес к осмыслению феномена политики восходит с древности. У всех древних народов были распространены представления о божественном происхождении власти (всякая власть от бога).Первая форма политики получила название "религиозно-мифологическая". В середине первого тысячелетия до н.э. появляется первая трактовка политики – это Платон, Конфукций. Для всех них характерно понимание политики как науки о всеобщем благе человека и общества, призвана научить людей достойно и счастливо проживать в рамках государства. Философско-этическая форма – это второе название. Отцом политологии нередко называли Аристотеля, к этому есть серьезные основания, именно он ввел в научный оборот целый ряд категорий понятий, относящихся к политической науке. Н.Макиавелли – итальянский мыслитель и отец политологии. Он уподобил те процессы, которые происходили в политической жизни естественным процессов, происходящим в природе. В центре исследований Макиавелли поставил проблемы государства и власти. Сделал самый крупный шаг на пути становления политологии как самостоятельной научной дисциплины. Вторая половина 19 в. В 50-х годах 19 в. возникают кафедры политических наук. А в 80-х годах преподается как учебная дисциплина (в США). Макс Вебер, Роберт Михельс, Г.Моска и В.Парето (итальянцы) Навгородцев, Чичерин, Плеханов – политологи. Таким образом, на рубеже 19-20 вв. политология оформляется как самостоятельная научная дисциплина. Научная дискуссия вокруг предмета политологии не прекращается до сих пор. Споры и разногласия идут во круг того, в каком объеме изучают политологию. 3 подхода к предмету политологии: Политология – это одна из наук о политике, в этом смысле оно стоит в одном ряду с такими науками, как политическая философия, политическая социология, политическая география, политическая антропология, политич.психология, Недостаток этого подхода - по сути отрицается в получении единого интегративного знания о политике во всех ее проявлениях и во взаимосвязи с человеком. Политология – это единая точная наука о политике. Она включает не все знания, только те, которые получили при помощи методов естественных наук, и базируется на результат социологических исследований (Бихевиоризм). Политология – это единая интегративная наука о политике во всех ее проявлениях и взаимосвязях с человеком и обществом. Она включает в себя в переработанном виде те знания, которые дают ей более частые дисциплины. Структура политологии выглядит следующим образом. Все частные дисциплины делятся на 2 группы: 1 группа – науки, изучающие политику изнутри – это политическая философия, учение о политических институтах, в т.ч. теория Г и П, теория международных отношений. 2 группа – это науки, изучающие политику во взаимосвязи с внешней средой (пограничные политологические дисциплины) – это политическая социология, политическая география, политическая психология, политическая антропология, политическая астрология. Политология – наука о политике и полит. упр-и, о развитии полит. процессов и систем, поведении в деят-ти субъектов политики. Объектом явл-ся полит. жизнь людей, социальная общность, интегрированных в гос-во и общ-во. Особую сложность пол.науки придает специфический предмет ее исслед-я. Можно сказать, что это общест.наука, которая может изучать как тенденции и закономерности развития той или иной области жизни, так и ее отдельные институты, проблемы, факты, формы явлений. Ценность обществ.наук, в том числе и полит.науки, состоит в том, что позволяет установить причинно-следственные связи в социуме и на этой основе уловить повторяемость событий, в рез-те определив некие «объективные», постоянно воспроизводящие формы взаимной зависимости политики с др.областями жизни, способы организации гос-ва. Сторонники этого подхода считают, что найденные наукой закономерности дают возможность получить истинное знание и сформ-ть стогую систему универсальной полит.науки. Есть и др.т/зр., которая считает, что нет особых оснований для вскрытия «вечных» истин и «незаменимых» полит.законов. Они не отрицают, что в некоторых областях полит.пространства могут складывается относительно устойчивые зависимости, но этого недостаточно для того чтобы признавать существование закономерностей функционирования и развития полит.мира в целом. Сторонники поиска полит.законов не учитывают того, что полит явления не могут быть подвержены однозначному толкованию и оценке.. То что один рассматривает как «прогресс», другой теоретик – как «регресс». В силу этого невозможно объяснить все «конечные» факторы, кот. Определять повторяемость чел.действий, лежащих в основе закономерностей. И это невозможно, поскольку полит.поведение граждан формируется в сложнейших сочетаниях причинно-следственной и функциональной зависимостей. Это существенно снижает возможности формирования устойчивых зависимостей и тем более открытие универсальных закономерностей. Стр-ра полит.науки: В зависимости от уровня разв-я общ-ва, хар-ра собственных потребностей, уровня разв-я знаний люди отображали полит.мир с разной степенью глубины и в разных формах (мифы, идеологи, религиозные и научные воззрения). Многовековая история человечества выделила 3 основных способа (формы) постижения человекам мира политики. Обыденный уровень – рядовой гражданин создает тот первичный, фоновый облик политики, кот-й позволяет ему подстраиваться к политически организованному общ-ву, находить совместимые с собственными целями способы взаимоотношения с властью и гос-вом. Такой тип созерцания представляет собой разновидность интуитивно-образного мышления (в кот. присутствуют эмоции, чувства), кот порождает всевозможные мифы, утопии, вероучения и иные аналогичные мысли о политики. Высшая форма специализированного отражения политики – научно-теоретическая. Она состоит в рационально-критическом осмыслении полит.действительности и создании такой картины политики, которая описывала и объясняла данное явление в целом. Это форма – абстрактного мышления, с помощью которой чел-к выстраивает в своем сознании представления о внешних и внутренних связях на основе обобщения и систематизации не индивидуального, а интергруппового и универсального опыта. Третья форма – технологическое отражение политики. Оно служит качественнной разновидностью научного сознания, формирующейся для решения конкретной полит.задачи и представляющей науку как особое «искусство», «ремесло», «мастерство» (использование различных полит.технологий). 2. Методы политологии: их характеристика. Осн.ср-вом построения теорет.моделей. объясняющих сущностные черты полит.процессов, явл-ся метод. Не сущ-ет стогового соотвествия теории и метода. Один и тот же метод может лежать в основе множества теорий и наоборот (теория может испол-ть мн-во методов описания полит.явлений. 3 метода политологии: 1. общенаучные (анализ и синтез, индукция и дедукция); 2. методы, заимствованные из прикладной социологии (опросы, анкетирование, т.е направлено на выявление общественного мнения, создание представлений о позициях и ориентирах участников поит.процессов); 3. специфические методы исследования полит. объектов, которые дают либо оригинальную интерпретацию изучаемых явлений, либо ориентированы на особый подход к ним (сравнительный, исторический, нормативно ценностный, системный, структурно-функциональный, бихевеористический).Подходы: культорологический (явление зависимости полит. процессов от полит. культуры); нормативно-ценностный (выявление значимости полит. явлений для общ-ва и для личности); функциональный (изучение зависимости между полит. явлениями и окруж. средой); бихевиористский (изучение политики посредством конкретных исследований полит. поведения общественных групп); системный (политика рассматривается как система); институциональный (изучение институтов, через которые проявляется деятел-ть людей); антропологический (требует изучение обусловленности политики не соц. факторами, а природой человека, как родового существа); психологический (имеет ввиду не человека вообще, а конкретного индивида); деятельностный (политика, как специфический вид деят-ти, как процесс, имеющий определенные этапы); диалектический (дает критический анализ политики, выявление ее противоречий, как источника саморазвития); сравнительный (сопоставление однотипных полит. явлений с целью выявления их общих черт) субстациональный (выявление первооснов - власть, господство); исторический (выявление связи в политике между прошлым, настоящим и будущим).
3. Специфика политологического знания и функции политологии. Весь многообразный арсенал методов служит для получения знания о политике во всех ее проявлениях. В политологии выделяют следующие формы знания: знаний, которые носят объективный хар-р – те знания, получаемые при помощи методов естественных наук. Эти знания м.б. проверены, следовательно, носят объективный хар-р. Это результаты выборов, результаты социологических исследований; Вторая часть знаний это ценности, нормы, идеалы, вокруг которых в обществе сложилось согласие. Это часть знаний носит конвенциальный характер (конвенция – соглашение). конвенциональный хар-р – знания, признанные большинством общества. Функции политологии: 1 функция – теоретико-познавательная или гносеологическая функция.. (адекватное отражение полит. реальности состояния. Она предполагает выявление основных закономерностей, тенденций изменений, формир-е представление о ее осн.компонентах, предсказание возможных будущих полит.событий, влияющее на поведению людей в стой сфере).2 функция – оценочная – вторая часть знаний (оценка полит. строя, поведения людей, событий исходя из субъективного отношения к ним) 3 функция – усвоение полит. знания дает основу выполнять регулятивно мотивационную функцию, и влиять на полит.поведене. 4 функция – рационализация политической жизни (полит.знания способствуют преданию форм полит.жизни разумного цивилизованного хар-ра с тем, ч/бы предотвратить перерастание имеющихся противоречий и конфликтов в их крайнюю стадию, связанную с чел.жертвами и матер.потерями). 5 функция – политической социализации – это включение чел-ка в полит жизнь, усвоение определенных норм, элементов политической культуры, навыков политической деятельности.
4. Политология и экон., юрид. науки, наука о ГМУ; механизм взаимодействия. Политология развивается в тесной взаимосвязи с такими общественно- гуманитарными науками как философия, социология, история, правоведение, экономика и др. Связь политологии и философии состоит, прежде всего, в том, что основополагающие положения философии выступают в качестве методологических принципов исследования политических явлений. Они ориентируют на то, чтобы рассматривать политические явления во взаимосвязи с другими явлениями, выявлять их противоречивый характер и рассматривать их развитие в исторической преемственности. Политология использует теорию познания при исследовании политических проблем, а в философии используются данные политологии при анализе общества как целостной системы. Социология выполняет по отношению к политологии методологическую функцию и предоставляет конкретные данные связанные с функционированием общ-ва как целостной системы.. Изучая исторический опыт развития общ-ва, политология постигает и опыт развития политической жизни.. С правовыми дисциплинами, предметом анализа явл-ся правовая система общ-ва, механизм власти. Конституционные нормы и принципы.. Право – это дисциплина описательная и прикладная, политология –теоретическая. Взаимосвязь с экономической отражает диалектический характер связи реальных экономических и политических явлений.. Экономические отношения влияют на развитие политических отношений. Политика может воздействовать на экономику – способствовать ее развитию или тормозить его. Политология формирует необходимую сумму знаний, касающаяся политической жизни общ-ва. Связь политологии с ГМУ –
5. Основные парадигмы политологии. Теологическая и натуралистическая парадигмы. Несмотря на развитее научн.значения содержание «политики» постоянно остается открытым, подвергалось изменениям и дополнениям по мере возникновения нов.теорит.моделей. Оно демонстрирует тщетность интерпретаций феномина политики, стремление поймать ее вечно услокльзающую специфику в границах единожды найденной логики. Полит наука не терпит претензий на выражение «единственной» истины в знаниях о политики. Термин «политика2 возник в Др Греции (от греч – город) и первоначально означал различн.формы гос.правления. Впоследствии за политикой закрепилось мно-во смыслов: сфере поведения, способ урегулирования и т.д. Во всей совокупности научных представлений о политики существуют и такие теоретич конструкции, кот. концептуализируют всю гамму идей, оценок, чувств, представлений. Эти представления о природе и сущности политики выступают теоретич.фундаментом, на кот. выстраивается вся совокупность наблюдений и выводов о разнообразных формах гос.уст-ва, отношений м/у элитарными и нет слоями общ-ва, дея-ти структурных институтов власти. Д/я того, ч/бы подчеркнуть специфику такого рода теорит.построений в общест.науке в целом, в 20-х гг. XX в америк.историк Т.Кун ввел в науч.оборот понятие «парадигма». Он толковал парадигму как логическую модель постановки и решения познавательной проблемы (Парадигма – эта логическая модель, определяющая способы восприятия и интеграции действительности. Она задает направленность исследованию политики, прогнозированию событий). Фундаментальное значений д/я полит.науки имеют те парадигмы, кот. истолковывают ее природу и сущность, источники формирования и развития, масштабы распространения, наиболее важные черты и св-ва этой области действительности. Фундамент.хар-ер полит.парадигм проявляется в том, что подходы к пониманию политики служат основанием не только для сугубо теоретических, но и д/я прикладных исследований, раскрывая ее внутр и внеш связи политики с др.сферами общест.жизни, указанные парадигмы исп-ются д/я решения конкретных полит.проблем. Основания классификации основополагающих парадигм - попытки объяснения сущностных характеристик политики действием различных – сверхестественных, природных и социальных – факторов. Основные парадигмы политологии: теологическая, натуралистическая, социальная, рационально-критическая. Теологическая парадигма – ее путь состоит в том, что политику и власть необходимо рассматривать с позиции божественной воли. На ранних этапах существования общ-ва источники соц.связей и поведения людей объяснялись в рамках учения о божественном происхождении человеческой жизни: Бог (абсолют) полностью определяет земные порядки, источая всласть и повелевая чел-ком. В рамках отношений «царь» и «народ» полностью зависели от Бога, не претендуя на самостоятельность в сферах власти. Их роль закреплялась в передаче, воплощении небесной воли. Такое сверхъестественное объяснение природы власти, полностью исключавшее чел-ка из числа творцов политики (гос-ва), свидетельствовало о неспособности полит.мысли того t дать истолкование этого вида реальности, выявить его внеш. и внутр.связи. Это положение сохранялось вплоть до появления трудов Фомы Аквинского. Средневековый мыслитель исходил из наличия 3 осн.элементов власти: принципа, способа и существования. Первый исходит от Бога, 2 и 3явл-ся производными от чел.права. Т/об, и власть и S власти определялись не только проявлением божественной воли, но и волей чел-ка. Конечно авторитет чел.права не играл решающую роль в полит.жизни. Могущество власти исходило от Бога, а роль и назначение чел-ка – исполнять волю Всевышнего. История политики показала чел-ку неподвластность многих полит.связей и отношений, кот.связывали с невиданным влиянием Божества. В основе такого подхода лежат принципы веры, необъяснимой с т/зр разума убежденности в потусторонних источниках творения мира. В современных условиях в основном богословные философы исповедуют подобные постулаты, однако надо признать, что данная парадигма зафиксировала некоторые важные характеристики феномена политики. Натуралистическая парадигма – ориентирует на объяснение политики географической средой, биологическими и психологическими качествами людей. С помощью этой парадигмы ученые пытаются объяснить природу политики вне социального хар-ра. В отличие от принципов теологич. парадигмы в основе этой группы лежат воззрения рационального толка. Они открывают возможности д/я попыток обоснования приоритетности природных источников полит.жизни, выступающих либо в виде физико-географической среды, либо – различных св-тв живой природы, включая биологические хар-ки самого чел-ка. Учитывая разнообразие подобного рода факторов и предполылок, действующих в рамках широкого круга явлений можно говорить о различных ответвлениях внутри натуралистической парадигмы. Рассм-ются территориальные, экономико-географич, физико-климатич. и др.явления, то можно признать наличие географич.подхода концепции, авторы которых объясняют природу полит.поведения как одну из форм эволюции и адаптации организма к условиям его существования, сложившуюся под влиянием естественного отбора как результат действия его физиологических механизмов, образуют биополитический подход. Существует психолог.подход, кот.объясняет причину политики, рассм-ет врожденные психологические св-ва чел-ка. Его эмоциональные, инстинктивно-рефлекторные черты и механизмы поведения. Идеи влияния географ.среды высказ Гиппократ, Платон, Аристотель. Но основателем можно считать франц.мыслителей Ж.Бодена (16в) – влияние климата полит.поведение людей, народы уменренных областей более сильны и хитрее чем народы Юга и более подходят для управления гос-вом, Ш.Монтескье (17в) – он связал форму гос.уст-ва с размером занимаемой терр-рией, Это получило продолжение в трудах ученых (19-20 в), кот выдвинули идею сопоставления истории чел-ва с историей природы (К.Риттер), сформ-ли принципы электротальной географии (А.Зигфрид), обосновал самые различные сценарии международной стратегии гос-тв (К.Хаусхофер, А.Мэхэн), оформив т/об самостоят.направления – геополитику и полит.географию.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 680; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.226.167 (0.018 с.) |