Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет политологии: основные концептуальные подходы. Структура полит. науки.

Поиск

Социальная и рационально – критическая парадигмы.

Соц.парадигма или социоцентрическая (объясняет политику как производственную других сфер жизни общества – экономики, социальной структуры, права, культуры, этики). Она определяет широк.гр-пу теорет. представлений, авторы кот.единодушно признают общест.происхождение и природу политики. Полит-ка рассм-тся как та или иная форма соц.орг-ции жизни чел-ка, определенная сторона жизни общ-ва. Сторонники этих подходов стараются объяснить природу политкики 2 осн.способами. Одни из них исходным моментом признают определяющее действие на политики тех или иных собственно социальных элементов (отдельных сфер общ.жизни, ее институтов, механизмов, ст-р). Иными словами ученые оперируют внешними по отношению к ней факторами. Др.ученые-теоретики пытаются объяснить сущностные св-ва политики как типа социальности, опираясь на внутренние, присущие ей, политике, источники самодвижения и формы саморазвития. Хронолог-ки этот подход сформ-ся в Др.Греции (нерасчлененность гос-ва и общ-ва, необладавшего развитыми механ-ми и институтами властвования, побуждали др.мыслителей описывать сферу политики ч/з субстанцию государственности. След-во, политикиа, это форма управления и интеграции общ-ва, совокупность определ.норм и институтов, механизм првления разнообразных групп и индивидов, обладавших собствен.инстересами и целями.

Позднее: М.Вебер оказал огромное влияние на полит.науку. Он считал, что понятие «Пол-ка» означает стремление к участию во власти или оказанию влияние на распределение власти м/у государствами или внутри гос-ва м/у группами людей, которое оно в себе заключает. «Кто занимается политикокой, тот стремится к власти: либо к власти как ср-ву, подчиненному др.целям, либо к власти ради ее самой, ч/бы наслаждаться чувством престижа, которое она дает». В русле такого подзода пол-ка уже представала в кач-ве способа обеспечения господства и доминирования определенных соц.сил.В последствии политику стали объяснять с более широк.кругом таких явлений: авторитет (ЖМейно), упрвление (П.Дюкло), влияние (Р.Даль), контроль (Ж.Бержерон), классовые отношения (А.А.Миронов). Политика оценивалась с т/зр не того, что ее отличает от иных проявлений соц.мира, а того, что U ее с ними. Т\об, она не только признавалась неотьемл.частьью чел.жизни, но как бы растворялась в соц.пространстве, приобретая черты универсального общ.явления. К подобного рода универсал. Подходу примыкает и стремление ряда ученых отождествлять политику с теми или иными сферами общ.жизни (Н-р, Соловьев В.. К.Маркс, объяснявший природу и происхождение политики воздействием отношений производства, обмена и потребления. Т\об, политика подчинялась тенденциям, господствующим в матер.сфере, обладая лишь некоторой степень самостоят-ти.

Известное распространение получили и попытки представит право в кач-ве порождающей политику причины (Д.Локк, И.Кант, Р.Мооро, Дж.Гудмент, г.Макдональд). С их т/зр. Не политика, а право д\фор-ть общую властную волю об-ва, кот.д/руководствоваться как гос-во, так и отдельные индивиды)

Культуролог..парадигма (М.Шелер, Ф.Боас, Э.Карнетти) рассм-ют политику как продукт основополагающей дея-ти людей, а ее гл.назначением признают осуществление творческой f чел-ка. Интерпретация отношений общ-ва (гос-ва) и личности политика рассм-ет не как сфера реализации соц.интересов или регулирования межгрупповых конфликтов, а как область свободного самовоплощения и самоосуществления чел-ка.

Рационально-критическая парадигма – ориентирует на выявление важнейших элементов политики, раскрытие ее противоречивости и конфликтогенности. Политика проявляет себя во всех сферах. В свою очередь общество функционирует не изолированно, складываются сложные транснациональные, межгусударственные, межкультурные связи, отношения.

Авторы этой теории пытаются объяснить природу полит.взаимодействия не внеш. по отношению к политике факторами, а действием ее внутр структур, отношений, институтов, механизмов. Такого рода идеи связаны с анализом взаимосвязи гос-ва и гражд.общ-ва (Б.Спиноза), межгрупповых отношений (А.Бентли), деят-ти элит (Г.Моска), механизма межгрупповой интеграции (Б.Крик), разворачивающихся на полит.поле конфликтов (М.Крозье) или консенсуса (Э.Дюркгейм). Рассм-м с теориями, кот.ставят во главу угла осн.внутр.источникки формирования политики – конфликт и консенсус.

Парадигма конфликта - конфликт отражает глубинную суть общ-ва в целом и полит.жизни в частности.. Его наличие трактуется сторонниками теории как источник самодвижения и эволюции полит.организмов, т.к идет конкуренция по поводу ресурсов власти, соц.дифицита или позиций престижа. Ситуация спора м/у отдельными сторонами, определение сторонников и противников тех или иных сил, идеологий и позиций на деле структурирует полит.пространство, давая возможность совершенствовать механизмы представительства соц.интересов. Неискоренимость конфликтов предполагает их непрерывное влияние и урегулирование, что также приучает людей к сотрудничеству, прививает умение защищать свои интересы.

Парадигма консенсуса - ученые этого направления не отвергали наличие конфликта. А.Дюркгейм, М.Вебер, Т.Парсонс и др. исходили из признания вторичной роли конфликта, его подчиненности тем ценностям и идеям, которое разделяет большинство населения и по некоторым в общ-ве достигнут полный консенсус. Вот от и конституирует политику как целостное и кчественное определенное явления.

 

Предмет политологии: основные концептуальные подходы. Структура полит. науки.

Политология – наука о политике и полит. упр-и, о развитии полит. процессов и систем, поведении в деят-ти субъектов политики. Объектом явл-ся полит. жизнь людей, социальная общность, интегрированных в гос-во и общ-во.

Политология занимает одно из видных мест в системе социальных дисциплин. Это объясняется той ролью, которой играет политика в жизни современных обществ. Интерес к осмыслению феномена политики восходит с древности. У всех древних народов были распространены представления о божественном происхождении власти (всякая власть от бога).Первая форма политики получила название "религиозно-мифологическая".

В середине первого тысячелетия до н.э. появляется первая трактовка политики – это Платон, Конфукций. Для всех них характерно понимание политики как науки о всеобщем благе человека и общества, призвана научить людей достойно и счастливо проживать в рамках государства. Философско-этическая форма – это второе название.

Отцом политологии нередко называли Аристотеля, к этому есть серьезные основания, именно он ввел в научный оборот целый ряд категорий понятий, относящихся к политической науке.

Н.Макиавелли – итальянский мыслитель и отец политологии. Он уподобил те процессы, которые происходили в политической жизни естественным процессов, происходящим в природе. В центре исследований Макиавелли поставил проблемы государства и власти. Сделал самый крупный шаг на пути становления политологии как самостоятельной научной дисциплины.

Вторая половина 19 в. В 50-х годах 19 в. возникают кафедры политических наук. А в 80-х годах преподается как учебная дисциплина (в США). Макс Вебер, Роберт Михельс, Г.Моска и В.Парето (итальянцы)

Навгородцев, Чичерин, Плеханов – политологи. Таким образом, на рубеже 19-20 вв. политология оформляется как самостоятельная научная дисциплина. Научная дискуссия вокруг предмета политологии не прекращается до сих пор. Споры и разногласия идут во круг того, в каком объеме изучают политологию.

3 подхода к предмету политологии:

Политология – это одна из наук о политике, в этом смысле оно стоит в одном ряду с такими науками, как политическая философия, политическая социология, политическая география, политическая антропология, политич.психология, Недостаток этого подхода - по сути отрицается в получении единого интегративного знания о политике во всех ее проявлениях и во взаимосвязи с человеком.

Политология – это единая точная наука о политике. Она включает не все знания, только те, которые получили при помощи методов естественных наук, и базируется на результат социологических исследований (Бихевиоризм).

Политология – это единая интегративная наука о политике во всех ее проявлениях и взаимосвязях с человеком и обществом. Она включает в себя в переработанном виде те знания, которые дают ей более частые дисциплины.

Структура политологии выглядит следующим образом. Все частные дисциплины делятся на 2 группы:

1 группа – науки, изучающие политику изнутри – это политическая философия, учение о политических институтах, в т.ч. теория Г и П, теория международных отношений.

2 группа – это науки, изучающие политику во взаимосвязи с внешней средой (пограничные политологические дисциплины) – это политическая социология, политическая география, политическая психология, политическая антропология, политическая астрология.

Политология – наука о политике и полит. упр-и, о развитии полит. процессов и систем, поведении в деят-ти субъектов политики. Объектом явл-ся полит. жизнь людей, социальная общность, интегрированных в гос-во и общ-во. Особую сложность пол.науки придает специфический предмет ее исслед-я. Можно сказать, что это общест.наука, которая может изучать как тенденции и закономерности развития той или иной области жизни, так и ее отдельные институты, проблемы, факты, формы явлений. Ценность обществ.наук, в том числе и полит.науки, состоит в том, что позволяет установить причинно-следственные связи в социуме и на этой основе уловить повторяемость событий, в рез-те определив некие «объективные», постоянно воспроизводящие формы взаимной зависимости политики с др.областями жизни, способы организации гос-ва. Сторонники этого подхода считают, что найденные наукой закономерности дают возможность получить истинное знание и сформ-ть стогую систему универсальной полит.науки. Есть и др.т/зр., которая считает, что нет особых оснований для вскрытия «вечных» истин и «незаменимых» полит.законов. Они не отрицают, что в некоторых областях полит.пространства могут складывается относительно устойчивые зависимости, но этого недостаточно для того чтобы признавать существование закономерностей функционирования и развития полит.мира в целом.

Сторонники поиска полит.законов не учитывают того, что полит явления не могут быть подвержены однозначному толкованию и оценке.. То что один рассматривает как «прогресс», другой теоретик – как «регресс». В силу этого невозможно объяснить все «конечные» факторы, кот. Определять повторяемость чел.действий, лежащих в основе закономерностей. И это невозможно, поскольку полит.поведение граждан формируется в сложнейших сочетаниях причинно-следственной и функциональной зависимостей. Это существенно снижает возможности формирования устойчивых зависимостей и тем более открытие универсальных закономерностей.

Стр-ра полит.науки: В зависимости от уровня разв-я общ-ва, хар-ра собственных потребностей, уровня разв-я знаний люди отображали полит.мир с разной степенью глубины и в разных формах (мифы, идеологи, религиозные и научные воззрения). Многовековая история человечества выделила 3 основных способа (формы) постижения человекам мира политики. Обыденный уровень – рядовой гражданин создает тот первичный, фоновый облик политики, кот-й позволяет ему подстраиваться к политически организованному общ-ву, находить совместимые с собственными целями способы взаимоотношения с властью и гос-вом. Такой тип созерцания представляет собой разновидность интуитивно-образного мышления (в кот. присутствуют эмоции, чувства), кот порождает всевозможные мифы, утопии, вероучения и иные аналогичные мысли о политики. Высшая форма специализированного отражения политики – научно-теоретическая. Она состоит в рационально-критическом осмыслении полит.действительности и создании такой картины политики, которая описывала и объясняла данное явление в целом. Это форма – абстрактного мышления, с помощью которой чел-к выстраивает в своем сознании представления о внешних и внутренних связях на основе обобщения и систематизации не индивидуального, а интергруппового и универсального опыта. Третья форма – технологическое отражение политики. Оно служит качественнной разновидностью научного сознания, формирующейся для решения конкретной полит.задачи и представляющей науку как особое «искусство», «ремесло», «мастерство» (использование различных полит.технологий).

2. Методы политологии: их характеристика. Осн.ср-вом построения теорет.моделей. объясняющих сущностные черты полит.процессов, явл-ся метод. Не сущ-ет стогового соотвествия теории и метода. Один и тот же метод может лежать в основе множества теорий и наоборот (теория может испол-ть мн-во методов описания полит.явлений.

3 метода политологии:

1. общенаучные (анализ и синтез, индукция и дедукция);

2. методы, заимствованные из прикладной социологии (опросы, анкетирование, т.е направлено на выявление общественного мнения, создание представлений о позициях и ориентирах участников поит.процессов);

3. специфические методы исследования полит. объектов, которые дают либо оригинальную интерпретацию изучаемых явлений, либо ориентированы на особый подход к ним (сравнительный, исторический, нормативно ценностный, системный, структурно-функциональный, бихевеористический).Подходы: культорологический (явление зависимости полит. процессов от полит. культуры); нормативно-ценностный (выявление значимости полит. явлений для общ-ва и для личности); функциональный (изучение зависимости между полит. явлениями и окруж. средой); бихевиористский (изучение политики посредством конкретных исследований полит. поведения общественных групп); системный (политика рассматривается как система); институциональный (изучение институтов, через которые проявляется деятел-ть людей); антропологический (требует изучение обусловленности политики не соц. факторами, а природой человека, как родового существа); психологический (имеет ввиду не человека вообще, а конкретного индивида); деятельностный (политика, как специфический вид деят-ти, как процесс, имеющий определенные этапы); диалектический (дает критический анализ политики, выявление ее противоречий, как источника саморазвития); сравнительный (сопоставление однотипных полит. явлений с целью выявления их общих черт) субстациональный (выявление первооснов - власть, господство); исторический (выявление связи в политике между прошлым, настоящим и будущим).

 

3. Специфика политологического знания и функции политологии. Весь многообразный арсенал методов служит для получения знания о политике во всех ее проявлениях. В политологии выделяют следующие формы знания: знаний, которые носят объективный хар-р – те знания, получаемые при помощи методов естественных наук. Эти знания м.б. проверены, следовательно, носят объективный хар-р. Это результаты выборов, результаты социологических исследований; Вторая часть знаний это ценности, нормы, идеалы, вокруг которых в обществе сложилось согласие. Это часть знаний носит конвенциальный характер (конвенция – соглашение). конвенциональный хар-р – знания, признанные большинством общества.

Функции политологии: 1 функция – теоретико-познавательная или гносеологическая функция.. (адекватное отражение полит. реальности состояния. Она предполагает выявление основных закономерностей, тенденций изменений, формир-е представление о ее осн.компонентах, предсказание возможных будущих полит.событий, влияющее на поведению людей в стой сфере).2 функция – оценочная – вторая часть знаний (оценка полит. строя, поведения людей, событий исходя из субъективного отношения к ним) 3 функция – усвоение полит. знания дает основу выполнять регулятивно мотивационную функцию, и влиять на полит.поведене. 4 функция – рационализация политической жизни (полит.знания способствуют преданию форм полит.жизни разумного цивилизованного хар-ра с тем, ч/бы предотвратить перерастание имеющихся противоречий и конфликтов в их крайнюю стадию, связанную с чел.жертвами и матер.потерями). 5 функция – политической социализации – это включение чел-ка в полит жизнь, усвоение определенных норм, элементов политической культуры, навыков политической деятельности.

 

4. Политология и экон., юрид. науки, наука о ГМУ; механизм взаимодействия. Политология развивается в тесной взаимосвязи с такими общественно- гуманитарными науками как философия, социология, история, правоведение, экономика и др. Связь политологии и философии состоит, прежде всего, в том, что основополагающие положения философии выступают в качестве методологических принципов исследования политических явлений. Они ориентируют на то, чтобы рассматривать политические явления во взаимосвязи с другими явлениями, выявлять их противоречивый характер и рассматривать их развитие в исторической преемственности. Политология использует теорию познания при исследовании политических проблем, а в философии используются данные политологии при анализе общества как целостной системы. Социология выполняет по отношению к политологии методологическую функцию и предоставляет конкретные данные связанные с функционированием общ-ва как целостной системы.. Изучая исторический опыт развития общ-ва, политология постигает и опыт развития политической жизни.. С правовыми дисциплинами, предметом анализа явл-ся правовая система общ-ва, механизм власти. Конституционные нормы и принципы.. Право – это дисциплина описательная и прикладная, политология –теоретическая. Взаимосвязь с экономической отражает диалектический характер связи реальных экономических и политических явлений.. Экономические отношения влияют на развитие политических отношений. Политика может воздействовать на экономику – способствовать ее развитию или тормозить его. Политология формирует необходимую сумму знаний, касающаяся политической жизни общ-ва.

Связь политологии с ГМУ –

 

5. Основные парадигмы политологии. Теологическая и натуралистическая парадигмы. Несмотря на развитее научн.значения содержание «политики» постоянно остается открытым, подвергалось изменениям и дополнениям по мере возникновения нов.теорит.моделей. Оно демонстрирует тщетность интерпретаций феномина политики, стремление поймать ее вечно услокльзающую специфику в границах единожды найденной логики. Полит наука не терпит претензий на выражение «единственной» истины в знаниях о политики. Термин «политика2 возник в Др Греции (от греч – город) и первоначально означал различн.формы гос.правления. Впоследствии за политикой закрепилось мно-во смыслов: сфере поведения, способ урегулирования и т.д. Во всей совокупности научных представлений о политики существуют и такие теоретич конструкции, кот. концептуализируют всю гамму идей, оценок, чувств, представлений. Эти представления о природе и сущности политики выступают теоретич.фундаментом, на кот. выстраивается вся совокупность наблюдений и выводов о разнообразных формах гос.уст-ва, отношений м/у элитарными и нет слоями общ-ва, дея-ти структурных институтов власти. Д/я того, ч/бы подчеркнуть специфику такого рода теорит.построений в общест.науке в целом, в 20-х гг. XX в америк.историк Т.Кун ввел в науч.оборот понятие «парадигма». Он толковал парадигму как логическую модель постановки и решения познавательной проблемы (Парадигма – эта логическая модель, определяющая способы восприятия и интеграции действительности. Она задает направленность исследованию политики, прогнозированию событий). Фундаментальное значений д/я полит.науки имеют те парадигмы, кот. истолковывают ее природу и сущность, источники формирования и развития, масштабы распространения, наиболее важные черты и св-ва этой области действительности.

Фундамент.хар-ер полит.парадигм проявляется в том, что подходы к пониманию политики служат основанием не только для сугубо теоретических, но и д/я прикладных исследований, раскрывая ее внутр и внеш связи политики с др.сферами общест.жизни, указанные парадигмы исп-ются д/я решения конкретных полит.проблем. Основания классификации основополагающих парадигм - попытки объяснения сущностных характеристик политики действием различных – сверхестественных, природных и социальных – факторов. Основные парадигмы политологии: теологическая, натуралистическая, социальная, рационально-критическая.

Теологическая парадигма – ее путь состоит в том, что политику и власть необходимо рассматривать с позиции божественной воли. На ранних этапах существования общ-ва источники соц.связей и поведения людей объяснялись в рамках учения о божественном происхождении человеческой жизни: Бог (абсолют) полностью определяет земные порядки, источая всласть и повелевая чел-ком. В рамках отношений «царь» и «народ» полностью зависели от Бога, не претендуя на самостоятельность в сферах власти. Их роль закреплялась в передаче, воплощении небесной воли. Такое сверхъестественное объяснение природы власти, полностью исключавшее чел-ка из числа творцов политики (гос-ва), свидетельствовало о неспособности полит.мысли того t дать истолкование этого вида реальности, выявить его внеш. и внутр.связи. Это положение сохранялось вплоть до появления трудов Фомы Аквинского. Средневековый мыслитель исходил из наличия 3 осн.элементов власти: принципа, способа и существования. Первый исходит от Бога, 2 и 3явл-ся производными от чел.права. Т/об, и власть и S власти определялись не только проявлением божественной воли, но и волей чел-ка. Конечно авторитет чел.права не играл решающую роль в полит.жизни. Могущество власти исходило от Бога, а роль и назначение чел-ка – исполнять волю Всевышнего. История политики показала чел-ку неподвластность многих полит.связей и отношений, кот.связывали с невиданным влиянием Божества. В основе такого подхода лежат принципы веры, необъяснимой с т/зр разума убежденности в потусторонних источниках творения мира. В современных условиях в основном богословные философы исповедуют подобные постулаты, однако надо признать, что данная парадигма зафиксировала некоторые важные характеристики феномена политики.

Натуралистическая парадигма – ориентирует на объяснение политики географической средой, биологическими и психологическими качествами людей. С помощью этой парадигмы ученые пытаются объяснить природу политики вне социального хар-ра. В отличие от принципов теологич. парадигмы в основе этой группы лежат воззрения рационального толка. Они открывают возможности д/я попыток обоснования приоритетности природных источников полит.жизни, выступающих либо в виде физико-географической среды, либо – различных св-тв живой природы, включая биологические хар-ки самого чел-ка. Учитывая разнообразие подобного рода факторов и предполылок, действующих в рамках широкого круга явлений можно говорить о различных ответвлениях внутри натуралистической парадигмы. Рассм-ются территориальные, экономико-географич, физико-климатич. и др.явления, то можно признать наличие географич.подхода концепции, авторы которых объясняют природу полит.поведения как одну из форм эволюции и адаптации организма к условиям его существования, сложившуюся под влиянием естественного отбора как результат действия его физиологических механизмов, образуют биополитический подход. Существует психолог.подход, кот.объясняет причину политики, рассм-ет врожденные психологические св-ва чел-ка. Его эмоциональные, инстинктивно-рефлекторные черты и механизмы поведения.

Идеи влияния географ.среды высказ Гиппократ, Платон, Аристотель. Но основателем можно считать франц.мыслителей Ж.Бодена (16в) – влияние климата полит.поведение людей, народы уменренных областей более сильны и хитрее чем народы Юга и более подходят для управления гос-вом, Ш.Монтескье (17в) – он связал форму гос.уст-ва с размером занимаемой терр-рией, Это получило продолжение в трудах ученых (19-20 в), кот выдвинули идею сопоставления истории чел-ва с историей природы (К.Риттер), сформ-ли принципы электротальной географии (А.Зигфрид), обосновал самые различные сценарии международной стратегии гос-тв (К.Хаусхофер, А.Мэхэн), оформив т/об самостоят.направления – геополитику и полит.географию.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 680; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.73.6 (0.011 с.)