Государственные органы: порядок, структура, классификация. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственные органы: порядок, структура, классификация.



Государственные органы: порядок, структура, классификация.

Государственный орган — это звено (элемент) меха­низма государства, участвующее в осуществлении функ­ций государства и наделенное для этого властными полно­мочиями.

Орган государства состоит из государственных слу­жащих, которые находятся в особых правоотношениях между собой и органом.

Органы государства имеют внутреннее строение (структуру). Они состоят из подразделений, скрепленных единством целей, ради достижения которых образованы, и дисциплиной, которую все служащие обязаны соблюдать.

Важнейшим признаком органа государства является наличие у него компетенции — властных правомочий (сово­купности прав и обязанностей) определенного содержания и объема. Компетенция обусловлена конкретными задачами и функциями, которые решает и выполняет государственный орган. Реализация органом государства своей компетен­ции — это не только его право, но и обязанность.

Классификация государственных органов. 1-ая - с учетом порядка образования (формирования) органы государства подразделяются на первичные и производные. Первичные формируются населением, то есть такие органы создаются непосредственно народом (государственная дума). Вторичные (производные) - это органы которые формируются первичными органами или какими-либо производными органами. 2-ая классификация - с учетом сферы действия органы государства подразделяются на высшие и местные. Высшие действуют в масштабах всей страны или в масштабах субъекта федерации. Местные органы - это органы, которые действуют в пределах соответствующих административно-территориальных единиц. В федеративных государствах данная классификация имеет несколько иной вид. В федеративных государствах органы государства по сфере действия подразделяются на высшие органы федерации (федеральные органы), высшие органы субъекта федерации и 3-я разновидность, местные. 3-ья классификация - с учетом принципа разделения властей органы государства (органы государственной власти) подразделяются на законодательные, исполнительные и судебные. К законодательным органам относятся высшие представительные органы государственной власти. Эти законодательные органы принимают и издают законы. Исполнительные органы, это правительство, министерства, отделы – занимаются непосредственно управленческой деятельностью – исполнение законов. Судебные органы осуществляют правосудие. Данная классификация является относительной, поскольку, не охватывает как правило всей системы государственных органов. В частности в рф в эту классификацию не вписываются такие органы как – президент и прокуратура.

 


Государство переходного типа.

Под переходным типом гос-ва имеется в виду меж типовое состояние гос-ва, возникающее при переходе от одного типа к другому. Гос-во обладает теми же признаками, что и остальные, но есть ряд особенностей:

· Оно возникает не иначе как в рез-те соц. Потрясений, революций, воин, неудавшихся реформ.

· Переходное состояние гос-ва и самого об-ва содержит в себе несколько возможных вариантов дальнейшей эволюции. Наличие альтернативы опр-cя объективными и субъективными факторами - сюда относ-ся эк-кие факторы, соотнош-е противоборствующих сил, интеллектуальные возможности полит. Лидеров, идеологические установки (как власть имущих, так и оппозиции), способность к компромиссам, ур-нь полит. Гибкости. Необходимо также учитывать воззрения правящей элиты на развитие гос-ва и права.

· Переходное состояние гос-ва и об-ва связано с резким изменением хар-ра и масштабов традиционных эк-ких связей, временным расстройством эк-ки и резким падением ур-ня жизни.

· Ослабление соц. и полит. основ в силу переоценки соц.-полит. ценностей среди значительной части нас-ния соц. Напряжения и хаоса.

· Доминирование исполнительной власти.

Осн. З-чи деят-ти гос-ва переходного типа:

· Реорганизация деят-ти гос. Мех-зма

· Реформир-ние эк-ки, устан-ние новых ориентировав во внутренней и внешней п-ки, формир-ние новой официальной идеологии.

Особо-ти конституционального закон-ва переходного периода:

· С помощью конституц-го закон-ва созд-ся усл-я для формир-ния нового гос. И общественного строя.

· С помощью конституц-го закон-ва созд-ся усл-я для форми-я новой с-мы эк-ких отнош-й, закрепление различных форм собственности.

· В конституционном порядке закрепляются новые принципы орг-ции гос. И общественно-политической ж-ни, принцип разделения властей,принцип политического плюрализма, верховенство з-на.

· Значительное влияние удел-ся осн. Правам и свободам граждан.

· Более развернуто опр-ся ограничения прав и свобод.

· Многие из конституций, принятых в переходный период, провозглашаются основными законами прямого действия.

· Признание приоритета международного права перед внутригосударственным.


Конституционная монархия.

Монархия представляет собой такую форму правления, при которой верховная государственная власть юридически принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследия. Термин «монархия»- греческого происхождения, означает «единовластие», «единодержавие». Монархия бывает: абсолютная и ограниченная.

Абсолютная монархия - такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу. Власть в центре и на местах принадлежит не крупным феодалам, а чиновникам, которые могут назначаться и увольняться монархом.

Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не в праве изменить конституцию. Конституционная монархия бывает парламентарной и дуалистической.

Парламентская монархия характеризуется следующими основными признаками: правительство формируется из представителей определенной партии (или партий) получивших большинство голосов на выборах в парламент; лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства; в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической; законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом; правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом. Пример: Великобританию, Бельгию, Данию и др. При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом. Правительство в дуалистических монархиях формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент представляет буржуазию и другие слои населения. Подобная форма правления существовала в кайзеровской германии (1871-1918), сейчас в Марокко.

Политический режим.

Политический режим - это система методов, способов и средств осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в об­ществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функцио­нирования всех политических институтов.

В зависимости от того, как формируются органы государственной власти, все режимы подразделяются на: демократические (если выборы) и антидемократические.

- деспотический – власть осуществляется одним лицом – деспотом. Древняя деспотия отличалась крайним произволом управления и полным бесправием подчиненных. (страны средиземноморья, ближний восток).

- тиранический – где власть возглавлял тиран, власть захватывалась и была основана на геноциде (против коренного населения).

- тоталитарный - обычно под тоталитаризмом понимают политический режим, основан­ный на стремлении руководства страны подчинить уклад жизни людей одной, безраздельно господствующей идее и организовать политическую систему власти так, чтобы она помогала реализации этой идеи. В зависимости от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на:

1) коммунизм - предполагает абсолютную власть государства, полное устранение част­ной собственности и, следовательно, всякой автономии личности

2) фашизм тяготел к возрождению величия римской империи, установлению порядка, твердой государственной власти. Фашизм претендует на восстановление или очищение "народной души", обеспечение коллективной идентичности на культурной или этнической почве.

3) национал-социализм - его целью являлось мировое господство арийской расы и социальное предпочтение - германская нация

- авторитаритарный - по своим характерным чертам он занимает как бы промежуточное положение между тоталитаризмом и де­мократией. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ог­раниченный законами характер власти, с демократией - наличие автоном­ных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно эконо­мики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества.

- демократический - характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом.

 


Признаки и структура механизма государства (МГ).

Механизм государства — это целостная иерархичес­кая система государственных органов и учреждений, прак­тически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства. Характерные черты механизма государства:

а) МГ представляет собой систему, т.е. упорядоченную совокупность государственных органов;

Б) целостность МГ обеспечивается едиными целями и задачами;

В) основным элементом механизма государства выступают государственные органы;

Г) мг является той организационной и материальной силой (рычагом), с помощью которой государство осуществляет свою власть, достигает конкретных результатов.

Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием составляющих его частей, блоков подсистем. Структура механизма государства включает в себя:

1) государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций;

2) государственные учреждения и предприятия, которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а выполняют обще социальные функции в сфере экономики, образования, здравоохранения, культуры, науки и т.д.;

3) государственных служащих (чиновников), специально занимающихся управлением;

4) организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата.


Типология государства.

типология государств — это научная классификация государств по определённым типам (группам) на основе их общих признаков, отражающая присущие данному государству их общие закономерности возникновения, развития и функционирования. Содействует более глубокому выявлению признаков, свойств, сущности государств, позволяет проследить закономерности их развития, структурные изменения, а также прогнозировать дальнейшее существование.

Суще-т различные критерии классификации.

К примеру, гумплович предлагал классифицировать гос-ва в завис-ти от кол-ва нас-ния и тер-рии. Он подразделял гос-ва на мировые, великие и малые. Дарен дорф предлагал классифицировать гос-ва по виду полит. Режима: демократические и антидемократические.

Но наиболее распространенными критериями явл-ся, так называемые, формационный и цивилизационный подходы. В формационном подходе за основу берется принадлежность к той или иной общественно-экономической формации. Формация – исторический тип об-ва, основывающийся на опр. Способе пр-ва. Типы гос-в согласно данному подходу: рабовладельческое; феодальное; капиталистическое и социалистическое; гос-ва переходного типа

Цивилизационный подход – за основу берется причастность гос-ва к той или иной цивилизации. Одно из его направлений – технологическое, согласно которому тип гос-ва связывается со ступенью стадии нтп и жизненного ур-ня нас-ния. Представитель данного направления у. Ростоу, его теория наз-ся «теория стадий эк-кого роста». Согласно данной теории все об-ва по эк-кому развитию можно отнести к одной из 5 стадий: традиционное об-во;переходное об-во; об-во в процессе сдвига (взлета); созревающее об-во; об-во, достигшее высокого ур-ня народного потребления. Именно на 5 стадии, согласно ростоу, возникает об-во, кот. Наз-ют гос-вом всеобщего благоденствия.

Другое направление цивилизационного подхода - тойнби. Согласно нему, цивилизация – относ-но устойчивое состояние об-ва, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и культурных признаков. Тойнби выделял более 20 цивилизаций (египетское, китайское, западное, православное). Согласно лазареву цивилизации подразделяются: восточные, западные, промежуточные; древние, средневековые, современные; сельскохозяйственные, промышленные, научно-технические; доиндустриальные, индустриальные, постиндустриальные.

Трехстадийная схема эволюции государства. Данная концепция эволюции государственности разделяют развитие государственности на три главные стадии:

1. раннее государство — это понятие, с помощью которого описывается особая форма политической организации достаточно крупного и сложного аграрно-ремесленного общества (группы обществ, территорий), определяющая его внешнюю политику и частично социальный и общественный порядок.

2. Развитое государство — это понятие, с помощью которого описывается форма политической организации цивилизованного общества (группы обществ); отделенная от населения централизованная организация власти, управления, принуждения и обеспечения социального порядка в виде системы специальных институтов, должностей (званий), органов, законов (правил).

3. Зрелое государство —обладающая: а) суверенностью; б) верховностью, легитимностью и реальностью власти в рамках определенной территории и круга лиц; в) развитым аппаратом принуждения и контроля; г) систематическим изменением отношений и норм

В зависимости от уровня экономического развития: развитые, развивающиеся или страны третьего мира (иногда их называют аграрными, основу экономики составляет сельское хозяйство, продажа полезных ископаемых то есть развита сырьевая промышленность и т. Д.); индустриальные (основу экономики этих государств составляет промышленность); постиндустриальные (это современные развитые государства, в которых произошла научно-техническая революция; основные богатства этих государств создаются в сфере услуг, в индустриальной сфере).

В зависимости от политического режима: демократические государства; авторитарные государства; тоталитарные государства. Следует добавить, что это не единственная общепризнанная классификация, некоторые авторы «авторитаризм» выделяют как один из видов «тоталитаризма» чаще именуемый «автократия». Поэтому выделяется только 2 типа государств: демократические и антидемократические.

В зависимости от формы правления государства: монархия, то есть власть одного лица; республика (олигархия, то есть власть немногих лиц; полиархия, то есть власть большинства; другое название — либеральная демократия); джамахирия.

Форма правления государства

Форма государственного правления - это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением. По формам правления государства подразделяются на монархии и республики. Признаки монархии: 1) власть передается по наследству; 2) осуществляется бессрочно; 3) не зависит от населения. Монархии бывают неограниченными, в которых отсутствуют представительные учреждения народа и в которых единственным носителем суверенитета государства является монарх (например, абсолютные монархии последнего периода эпохи феодализма, из современных - саудовская аравия, бруней), и ограниченными, в которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие власть главы государства (речь идет, в частности, об англии, японии, испании, швеции, норвегии и т.п.). Признаки республики: 1) выборность власти; 2) срочность; 3) зависимость от избирателей. В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные. В президентских республиках (сша, сирия) именно президент выполняет эту роль, в парламентских (германия, италия) - парламент, в смешанных (франция, финляндия) - совместно президент и парламент. Монархии: восточная деспотия - первое, раннее гос-во, где приоритет- насилию, верх. Власть – царь или король – неогрнич. Суд., исполнит., верх. Власть; ограниченная монархия – сословно-представительная монархия, ее власть ограничена каким-либо институтом (на руси - боярская дума); раннефеодальная монархия – феод. Раздробл-ть, власть - у местных феодалов, принцип – вассал моего вассала – не мой вассал; констит. Монархия – власть монарха ограничена законами, принцип – царствовать, но не властвовать. Республики: такая публичная власть, кот. Осущ-ся коллегиально и возникающая путем собрания. Президентск., парлам.респ-ка (различия – по осн. Объему полномочий) – в през. Респ-ке президент им. Право распустить законодат. Орган. Президент формирует осн. Ключ. Посты в прав-ве. Президент им. Право издавать всеобщ. Законы, нормат. Акты. Президент – главком. В парлам. Респ-ке осн. Объем полномочий – у парламента. Парламент нельзя распустить и он формирует правительство. Президент управляет лишь экономической стороной жизни страны.


42. Формы (источники права).

Источники права - это способы выражения и закрепления правовых норм(форма выражения права).
Выделяют 4 основные формы права:

1. Нормативно-правовой акт - это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений. (конституция, законы, подзаконные акты) нормативный акт - доминирующий источник права во всех правовых системах мира. Он имеет ряд неоспоримых преимуществ.

1. Нормативный акт может быть издан оперативно, в любой своей части изменен, что позволяет относительно быстро реагировать на социальные процессы.

2. Нормативные акты, как правило, определенным образом систематизированы, что позволяет легко осуществлять поиск нужного документа для применения или реализации.

3. Нормативные акты позволяют точно фиксировать содержание правовых норм, что помогает проводить единую политику, не допускать произвольного толкования и применения норм.

4. Нормативные акты поддерживаются г, им охраняются. В случае нарушения положений нормативных актов нарушители преследуются и наказываются на основании закона.
2. Правовой обычай - это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку. В рф правовой обычай имеет незначительное распространение. Правовой обычай признается источником права тогда, когда он закрепляет уже давно сложившиеся отношения, одобряемые населением.

3. Юридический прецедент - это судебное или административное решение по конкретному юр.делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дела. Сущность судебного прецедента заключается в придании нормативного характера решению суда по конкретному делу. Из прецедента постепенно могут складываться и нормы законов. В недавнем прошлом в советской правовой науке прецедент как источник права оценивался только отрицательно, однако в последнее время тон критических высказываний несколько смягчился. Более того, уже встречаются предложения о необходимости приравнять судебную доктрину к источникам права. Думается, что предлагаемое возможно, но для этого необходимы независимый суд и соответствующая правовая подготовка судей, а также формирование их правосознания в том направлении, при котором станет возможным их правотворчество.

4. Нормативный договор - соглашение двух или более субъектов права об установлении взаимных прав и обязанностей, которому государство придает общеобязательный характер. Договоры бывают международные и внутригосударственные. В отличие от нормативного акта, договоры выступают результатом соглашения между субъектами по поводу деятельности, представляющей обоюдный интерес. Нормативный договор (международный договор, решение, конвенции), но приоритет регулируется г-м. В рф наибольшей юридической силой обладает международный договор.

5. правовая доктрина (источник права, не применяемый в рф)- это компетентное суждение ученых-юристов по какой-либо правовой проблеме(труды юристов). В качестве источника права правовая доктрина применяется в мусульманских странах.

 


Функции государства

Функции государства — это основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражаются и кон­кретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и соци­альное назначение.

В зависимости от продолжительности действия функции государства классифицируются на постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства) и временные (прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер); в зависимости от значения — на основные и неосновные; в зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они осуществляются, — на внутренние и внешнии. Есть внутренние и внешние. Внутренние – экономическая – выработка экономической стратегии, метода госрегулирования, налоги, благоприятные условия, участие гос-ва в экономической жизни. Социальная – защита личност, нормальные условия жизни, распределение социальных благ. Финансовый контроль – выявление и учет доходов производителей, формирование и исполнение бюджета. Охрана правопорядка – деятельность гос-ва по исполнению законов всеми, на кого они распространяются. Природоохранительная функция. Внешние – деятельность гос-ва на международной арене – сотрудничество с другими госвами, международное экономическое сотрудничество, политика, культурное и научно-техническое сотрудничество, сотрудничество в области охраны окружающей срды. Особая функция государства – функция обороны, которая базируется на обороной доктрине государства, пять направлений – укрепление оборонной мощи государства, совершенствование вооруженных сил, охрана госуд границ, организация гражданской обороны, обучение запаса вооруж сил. Функция обороны связана с другими фциями – с экономической, охраны правопорядка, социальной и экономичекой.

Юридические факты.

Юридический факт — конкретное жизненное обстоятельство (условие, ситуация), с которым норма права связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Юридические факты, как правило, возникают и существуют помимо права, но придание им законодателем правового характера необходимо для их регулирования и упорядочивания. Юридические факты служат непосредственными поводами, основаниями для возникновения, изменения, прекращения правовых отношений. Некоторые юридические факты (например, акты гражданского состояния) подлежат обязательной государственной регистрации.

Юридические факты многочисленны и разнообразны. Они могут быть классифицированы по различным основаниям. Выделяют юридические факты: Правообразующие; Правоизменяющие; Правопрекращающие; Правоподтверждающие (обоснованные факты); Правовостанавливающие; Правопрепятствующие

По связи с волей субъекта юридические факты могут быть классифицированы на события (появление которых объективно не зависит от воли сторон правоотношения) и деяния (появление которых связано с волей хотя бы одного из участников правоотношения).

События могут быть абсолютными и относительными. Абсолютные события не зависят от действий человека (стихийные бедствия, падение метеорита, вспышка на солнце и т. Д.), тогда как относительные события зависят от участников данных правоотношений. То есть возникают по воле субъектов, но развиваются и проистекают независимо от их воли.

Деяния (действия и бездействия) могут быть правомерными и противоправными. В свою очередь, правомерные факты подразделяются на юридические акты и юридические поступки, а противоправные — на правонарушения и объективно противоправные юридические факты.

Юридические поступки — это поведение людей в рамках существующих правоотношений (например, выполнение работы).

Юридические акты — это внешнее, документальное выражение решений людей, направленное на достижение какого-либо правового результата. Юридические акты делятся на сделки и административные акты. Сделки порождают только гражданско-правовые последствия, административные акты могут порождать ещё и административные последствия.

Сложные, комплексные факты, когда для возникновения определенного правоотношения требуется не одно, а несколько условий (совокупность юридических фактов), называют юридическим составом.

Среди юридических фактов выделяются также правовые состояния (нахождение на воинской службе, в браке, в родстве, розыске и т. Д.).

 


Государственные органы: порядок, структура, классификация.

Государственный орган — это звено (элемент) меха­низма государства, участвующее в осуществлении функ­ций государства и наделенное для этого властными полно­мочиями.

Орган государства состоит из государственных слу­жащих, которые находятся в особых правоотношениях между собой и органом.

Органы государства имеют внутреннее строение (структуру). Они состоят из подразделений, скрепленных единством целей, ради достижения которых образованы, и дисциплиной, которую все служащие обязаны соблюдать.

Важнейшим признаком органа государства является наличие у него компетенции — властных правомочий (сово­купности прав и обязанностей) определенного содержания и объема. Компетенция обусловлена конкретными задачами и функциями, которые решает и выполняет государственный орган. Реализация органом государства своей компетен­ции — это не только его право, но и обязанность.

Классификация государственных органов. 1-ая - с учетом порядка образования (формирования) органы государства подразделяются на первичные и производные. Первичные формируются населением, то есть такие органы создаются непосредственно народом (государственная дума). Вторичные (производные) - это органы которые формируются первичными органами или какими-либо производными органами. 2-ая классификация - с учетом сферы действия органы государства подразделяются на высшие и местные. Высшие действуют в масштабах всей страны или в масштабах субъекта федерации. Местные органы - это органы, которые действуют в пределах соответствующих административно-территориальных единиц. В федеративных государствах данная классификация имеет несколько иной вид. В федеративных государствах органы государства по сфере действия подразделяются на высшие органы федерации (федеральные органы), высшие органы субъекта федерации и 3-я разновидность, местные. 3-ья классификация - с учетом принципа разделения властей органы государства (органы государственной власти) подразделяются на законодательные, исполнительные и судебные. К законодательным органам относятся высшие представительные органы государственной власти. Эти законодательные органы принимают и издают законы. Исполнительные органы, это правительство, министерства, отделы – занимаются непосредственно управленческой деятельностью – исполнение законов. Судебные органы осуществляют правосудие. Данная классификация является относительной, поскольку, не охватывает как правило всей системы государственных органов. В частности в рф в эту классификацию не вписываются такие органы как – президент и прокуратура.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 721; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.126.80 (0.053 с.)