Система государственных финансов и ее роль в государственном управлении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система государственных финансов и ее роль в государственном управлении



Тий блок вопросов

Система государственных финансов и ее роль в государственном управлении

Государственные финансы - форма организации денежных отношений, участником которых в той или иной форме выступает государство.

Гос.ф-сы — это совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов.

Материальную основу финансов составляет денежный оборот. Реальный денежный оборот — это экономический процесс, вызывающий движение стоимости и сопровождающийся потоком денежных платежей и расчетов. Объектом реального денежного оборота выступают финансовые ресурсы, являющиеся источниками финансирования расширенного воспроизводства.

Структура Гос. ф-в включает: бюджеты различных уровней государственной власти и управления, органов местного самоуправления, бюджеты внебюджетных фондов, государственные займы. (К государственным финансам относятся: Федеральный бюджет; Бюджеты субъектов Российской Федерации; Внебюджетные фонды Российской Федерации (централизованные федеральные бюджетные и внебюджетные фонды);Внебюджетные фонды субъектов российской Федерации.)

ГОС. БЮДЖЕТ — 1) находящийся в распоряжении государства централизованный фонд денежных ресурсов, предназначенных для финансового обеспечения деятельности государства и органов местного самоуправления; 2) финансовый план государства, имеющий статус закона на соответствующий финансовый год.

После вступления в силу с 2006 ФЗ от 6 октября 2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в стране суш-ет несколько уровней местных бюджетов, которые подразделятся на:

- бюджеты поселений; - бюджеты муниципальных районов; - бюджеты городских округов.

Государственные займы — это денежные ресурсы, привлекаемые для покрытия дефицита соответствующего бюджета от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций на основании заключаемых договоров, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщиков или гарантов. В зависимости от валюты заимствования различают государственные внутренние и внешние заимствования.

Основные функции финансовой системы. Для финансовой системы в целом решающее значение имеют следующие функции: планирование, организация, стимулирование, контроль.

1. Функция планирования предполагает формулирование целей и выбор путей их достижения на основании разграничения полномочий и предметов ведения между Федерацией, субъектами Федерации и органами местного самоуправления. Реализуется эта функция через составление бюджетов на соответствующий финансовый год и перспективу, балансов финансовых ресурсов, порядка налогообложения и т.п.

2. Функция организации включает бюджетное устройство, бюджетную классификацию, предполагает необходимость определения порядка составления, утверждения и исполнения бюджета. С этой функцией связан процесс организационного построения внутренней системы регулирования и контроля бюджетных потоков и финансовых ресурсов государства.

3. Функция стимулирования основывается на деятельности, направленной на реализацию целей. С помощью этой функции интерпретируются факторы, влияющие на финансовую деятельность и учитывающие ее потребность в денежных средствах.

4. Функция контроля означает содействие реализации поставленных целей. К ним относится выработка норм и нормативов, являющихся эталоном, критерием оценки результатов, сравнение достижений с поставленными целями и установленными критериями, обеспечение внесения необходимых изменений в условия и факторы финансовой деятельности.

Функции финансов, связанные с регулированием реального денежного оборота:

1. Распределительная функция государственных финансов заключается в том, что через распределение и перераспределение вновь созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики, достигается сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов в рамках единой бюджетной системы РФ.

Основными объектами реализации распределительной функции финансов являются обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, а также источники финансирования бюджетного дефицита. Особую роль играет процесс перераспределения доходов между различными уровнями бюджетов.

2. Контрольная функция государственных финансов заключается в реализации контроля рублем за реальным денежным оборотом, участником которого является государство, формированием централизованных фондов денежных средств. Контроль рублем имеет две формы:

• контроль за изменением финансовых показателей, состоянием платежей и расчетов;

• контроль за реализацией стратегии финансирования.

В первом случае применяется система санкций и поощрений, использующая меры принудительного или стимулирующего характера. Во втором случае речь идет о реализации долгосрочной финансовой политики, в которой основное внимание обращается на предвидение изменений и заблаговременное приспособление к ним порядка и условий финансирования. Постоянные изменения, обновления в финансовой системе нуждаются в адекватной реакции на это всех ветвей власти.

Контрольная функция финансов всегда имеет конкретную форму проявления. Она может быть направлена на бюджет определенного уровня, внебюджетный фонд, предприятие или учреждение и т.п.

К категории "государственные финансы" следует также отнести такие понятия как:

государственный кредит:

налоговая система, формирующая основные источники поступления средств в бюджет и внебюджетные фонды;

неналоговые поступления в бюджет и внебюджетные фонды

бюджетная система

другие понятия финансов, которые необходимы для формирования и использования фондов денежных средств, управление которыми осуществляет государство и его органы.

Управление государственными финансами осуществляют органы государственной власти, в первую очередь законодательные (Федеральное собрание, принимающее соответствующие законы в области государственных финансов) и исполнительные (Президент, Правительство, Центральный банк, Министерство финансов и др.)

Финансовая система Российской Федерации: структура и механизм функционирования.

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА - взаимосвязанные звенья финансовых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный и коммерческий кредит, страховые и резервные фонды, фондовый рынок, финансы предприятий и организаций различных форм собственности; совокупность различных сегментов финансовых отношений, каждый из которых имеет специфику в формировании и использовании денежных средств.

Назначение -Процесс распределения и перераспределения стоимости совокупного общественного продукта представляет собой финансовый механизм, который включает в себя систему организации, регулирования и планирования финансов, способов формирования и использования финансовых ресурсов у хозяйствующих субъектов, наёмных работников, государства и органов местного самоуправления.

Децентрализованные финансы.

Децентрализованные финансы - форма организации денежных отношений, движения фондов денежных средств, формируемых на уровне различных предприятий, организаций, иных субъектов хозяйственной деятельности, домохозяйств и отдельных граждан. К децентрализованным финансам относят фонды денежных средств, которые формируются вне государственных и муниципальных финансов.

Децентрализованные финансы являются основой финансовой системы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансов государства.

Финансовая система также подразделяется на четыре подсистемы:

Финансы хозяйствующих субъектов (предприятий и организаций различных форм собственности и сфер деятельности). Хозяйствующий субъект - индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход; юридическое или физическое лицо, ведущее хозяйство от своего имени, осуществляющее экономические, хозяйственные операции.

К хозяйствующим субъектам в общероссийском классификаторе организационно - правовых форм относятся любые юридические лица, а также организации, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, и индивидуальные предприниматели.

Под домашним хозяйством с экономической точки зрения понимается группа лиц, чаще всего связанных родственными отношениями (семья), совместно принимающих экономические решения на основе совместного формирования и совместного использования фондов денежных средств, необходимых для потребления и накопления.

С определённой степенью условности можно сказать, что домашнее хозяйство имеет свой баланс, в котором отражается совокупность его активов, т.е. стоимость его имущества в денежной и неденежной форме и пассивов, т. е. источников формирования этих активов. Важным источником формирования активов домашних хозяйств является не только текущие доходы, но и сбережения, накопления, полученные в порядке наследования от предыдущих поколений.

Государственные финансы п редставляют собой часть финансовой системы, в той ее части, которая относится к централизованным (публичным) финансам. Главное назначение государственных финансов - обеспечить формирование и использование финансовых ресурсов у государства, необходимых для реализации его функций.

Государственным финансам, также как и другим категориям финансов присущи функции: распределительная, контрольная, регулирующая.

Муниципальные финансы - форма организации фондов денежных средств, формируемых и используемых на уровне муниципального образования.

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет), который принимает орган представительной власти, избираемый гражданами, проживающих на территории муниципального образования.

К доходам местного бюджета относятся: доходы от местных налогов и сборов; доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности; штрафы, установление которых отнесено к компетенции органов местного самоуправления.

 

 

Выводы

Основными задачами экономической политики являются преодоление финансового кризиса и решение накопившихся структурных проблем, которые осложняются отсутствием эффективных государ­ственных институтов и кадров, способных эффективно управлять в кризисный период (с учетом того факта, что свободными финансовыми ресурсами располагает государство).

Политика "дорогих" денег предполагает сохранение финансовой стабильности и селекцию предприятий по критерию эффективности. Однако существует значительная часть предприятий (представляющих стратегический интерес, системообразующих, проводящих модернизацию и связанных с импортом в своем производственном цикле), которым банковский кредит будет недоступен. Поэтому подобная политика должна сопровождаться выборочным субсидированием процентных ставок, налоговыми льготами, прямым государственным финансированием. Между тем, именно выбор направлений поддержки реального сектора осложняется институциональным и кадровым кризисом.

Политика "дешевых" денег включает в себя расширение спроса и увеличение производственной активности, однако провоцирует инфляцию и девальвацию. Реализация данной политики предполагает рост всех секторов экономики без селекции их эффективности (как это наблюдалось в 2006–2007 гг.), что консервирует накопившиеся за годы экономического роста проблемы и диспропорции. Политика "дешевых" денег должна сопровождаться усилением валютного контроля и контроля за расходованием государственных ресурсов. Основной угрозой при ее реализации является ограниченность государственных резервов. После их исчерпания политика "дешевых" денег будет реализовываться уже за счет денежной эмиссии и внешних заимствований. Дополнительно, в целях избежания инфляционного "перегрева" необходимо развитие рынка государственных ценных бумаг, позволяющих стерилизовать избыточную ликвидность.

Политика процентных ставок будет ключевой составляющей финансовой политики и антикризисных мер в ближайшие месяцы, поскольку будет определять стоимость денег, предоставляемых банков­ской системе и российским предприятиям. И если банковская система в формировании спроса на государственные деньги в значительной степени ориентирована на доходность вложений, маржу и риски, то реальный сектор — на рентабельность бизнеса, а население — на инфляцию. Различные ориентиры в стоимости денег для институциональных агентов представляют собой важнейшее противоречие процентной политики.

 

Проекты

Программа приоритетных национальных проектов была сформулирована президентом РФ В. Путиным 5 сентября 2005 года в обращении к правительству, парламенту и руководителям регионов. Ключевыми словами его речи можно считать следующие: «Концентрация бюджетных и административных ресурсов на повышении качества жизни граждан России — это необходимое и логичное развитие нашего с вами экономического курса, который мы проводили в течение предыдущих пяти лет и будем проводить дальше. Это гарантия от инертного проедания средств без ощутимой отдачи. Это курс на инвестиции в человека, а значит — в будущее России».

В качестве приоритетных направлений «инвестиций в человека» глава государства выделил:

· здравоохранение;

· образование;

· жильё;

· сельское хозяйство.

В 2006 году ряд политиков и СМИ называли меры по улучшению демографической ситуации «новым национальным проектом».

На сайте Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике (rost.ru) расположен архив документов по реализации НП. Оперативная информация на сайте (новости, стенограммы и пр.) перестала обновляться в мае 2009 года. Позднее на сайте появился документ «Уточненные направления реализации приоритетного национального проекта „Доступное и комфортное жилье — гражданам России“ на 2009—2012 годы», принятый 1 июля 2009 года.

Национальный проект «Здоровье»

Национальный проект в сфере здравоохранения предусматривает повышение приоритетности первичной медико-санитарной помощи, повышение зарплаты некоторым категориям врачей (например, участковым терапевтам).

Денежные выплаты врачам, медсестрам, акушерам

Вакцинация

Обследование новорожденных

Проф переподготовка

«Родовые сертификаты» В рамках национального проекта «Здоровье» проводится дополнительный проект — «Родовые сертификаты». Его цель — улучшить качество обслуживания в женских консультациях и родильных домах. Делается это путём выдачи талонов родовых сертификатов, по которым:

Женская консультация получает 3000 рублей

Родильный дом получает 6000 рублей

Родовые сертификаты введены с 1 января 2006 года. С 1 января 2007 года выплаты по каждому сертификату были увеличены на 1000 рублей.

Национальный проект «Образование»

Национальный проект в сфере образования предусматривает создание двух новых университетов (Южный и Сибирский федеральный университеты; государство выделяет по 3 млрд руб. на каждый), двух бизнес-школ (в том числе Высшая школа менеджмента в Санкт-Петербурге; по 1,5 млрд руб. на каждую), выделение грантов, поощрение лучших учителей, а также талантливых студентов и аспирантов, меры по дополнительному образованию военнослужащих.

· Конкурсы инновационных вузов

· Учебные пособия

· Премии школам

· Премии лучшим учителям

· Премии лучшим ученикам

· Транспорт школам сельским

· Национальные университеты

· Проф-образование в экспериментальных воинских частях

· Премии преподавателей ВУЗов

На стимулирование инновационных программ в 2006—2007 из бюджета будет выделено 26 млрд руб., на поощрение лучших учителей — 1 млрд руб. в год, на закупки учебного оборудования — 2,3 млрд руб., 3500 школьных автобусов — 1 млрд руб., подключение 18 000 школ к Интернету — 1,5 млрд руб. Всего из бюджета 2006 на проект «Образование» выделено 31 млрд руб.

Национальный проект «Жильё»

· увеличение к 2010 г. объемов жилищного строительства в 2 раза, а в 2007 г. — на треть (до 56 млн кв. м); увеличение доли населения, способного приобрести жилье, с 9 % до 30 %;

· увеличение к 2007 г. объема ипотечных кредитов более чем на треть (до 151 млрд руб.) и снижение ставки по ипотечным кредитам с 15 % до 11 % в 2007 г. и до 8 % в 2008—2009 гг.;

· выделение жилищных субсидий ряду категорий граждан;

· модернизацию ЖКХ, увеличение к 2007 г. частных инвестиций в коммунальном секторе до 20 % и снижение износа коммунальной инфраструктуры с 60 % до 55 %.

Национальный проект «Развитие АПК»

Национальный проект в сфере сельского хозяйства направлен на приоритетное развитие животноводства, преодоление демографического кризиса в отрасли, на борьбу с бедностью, создание современного конкурентоспособного сельхозпроизводства, а также на стимулирование развития малых форм агробизнеса.

· Развитие сельской кредитной кооперации

· Развитие лизинга

· Развитие животноводства и земледелия

Финансирование

На реализацию национальных проектов в федеральном бюджете на 2006 год выделено 134,5 млрд рублей (с учётом правительственных гарантий — 161 млрд). В частности, на здравоохранение направлено 62,6 млрд, на образование — 30,8 млрд, на программу доступного жилья — 21,9 млрд и на развитие агропромышленного комплекса — более 19 млрд.

Всего с учётом внебюджетных фондов (социального и медицинского страхования) из федеральных источников на реализацию национальных проектов в 2006 году выделено 186,8 млрд руб.

В проекте федерального бюджета 2007 году на национальные проекты заложено 206,3 млрд рублей. Наибольший объем средств направят на поддержку здравоохранения и образования.

Кроме того, средства выделяются и региональными бюджетами в рамках реализации национальных проектов на уровне регионов.

Совет по национальным проектам

О необходимости создать совет по национальным проектам В. Путин заявил 5 сентября 2005, а 21 октября он своим указом образовал «Совет при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов».

Функции

· Готовит предложения Президенту Российской Федерации по разработке мер, направленных на реализацию приоритетных национальных проектов и демографической политики.

· Рассматривает концептуальные основы, цели и задачи приоритетных национальных проектов и демографической политики, определяет способы, формы и этапы их реализации.

· Проводит анализ практики реализации приоритетных национальных проектов и демографической политики и подготовку предложений по ее совершенствованию.

Главой совета, согласно указу, является сам президент. Первым заместителем главы совета назначен Д. Медведев, заместителями главы совета стали вице-премьер А. Жуков и помощник президента И. Шувалов.

В президиум Совета вошли 17 человек, в частности, министр финансов А. Кудрин, глава Минэкономразвития Г. Греф, министр здравоохранения и социального развития М. Зурабов, глава аппарата правительства РФ С. Нарышкин, начальник Экспертного управления при президенте РФ А. Дворкович, глава «Газпрома» А. Миллер, спикер Совета Федерации С. Миронов.

Всего в Совет вошло более 50 человек, в частности, также полпреды в федеральных округах, губернаторы, мэры, некоторые политики, представители деловых кругов и т. д.

Премьер-министр М. Фрадков в Совет не вошёл. М. Фрадков проработку национальных проектов поручил вести Комиссии по взаимодействию федерального центра и регионов, которую он возглавляет. С этой целью Д. Медведев назначен зам. председателя Комиссии.

Достойное жилье, качественное образование, доступное медицинское обслуживание и развитое сельское хозяйство – эти сферы определило государство как первоочередные для того, чтобы улучшить общее качество жизни населения России.

Функции

Банк России осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и иными федеральными законами. Согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России. В соответствии со статьёй 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России выполняет следующие функции:

во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую денежно-кредитную политику;

монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение, а также утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;

является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

устанавливает правила осуществления расчётов в Российской Федерации;

устанавливает правила проведения банковских операций;

осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчётов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России (1);

принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдаёт кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации; определяет порядок осуществления расчётов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами; устанавливает правила бухгалтерского учёта (Положение Банка России N 302-П от 26 марта 2007 года «О правилах ведения бухгалтерского учёта в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации») и отчётности для банковской системы Российской Федерации (Указание Банка России от 16 января 2004 года № 1376-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчётности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации»); устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю; принимает участие в разработке прогноза платёжного баланса Российской Федерации и организует составление платёжного баланса Российской Федерации; устанавливает порядок и условия осуществления валютными бржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты. (Функции по выдаче, приостановлению и отзыву разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты Банк России будет выполнять со дня вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»); проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные; осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации;

осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Банковские операции

привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады и депозиты (до востребования и на определённый срок);

размещение привлечённых средств от своего имени и за свой счёт;

открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

осуществление расчётов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

инкассация денежных средств, векселей, платёжных и расчётных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной форме;

привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

выдача банковских гарантий;

осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).

Кредитная организация помимо перечисленных банковских операций вправе осуществлять следующие сделки:

1) выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;

2) приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме (факторинг);

3) доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами (трастовые операции);

4) осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством;

5) предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;

6) лизинговые операции;

7) оказание консультационных и информационных услуг.

Основные функции коммерческого банка:

§ играют ключевую роль в коммерческом обороте товаров и услуг. Они предоставляют возможность участникам хозяйственной деятельности осуществлять расчеты, используя инфраструктуру банковской системы и платежные инструменты;

§ являются финансовыми посредниками, обеспечивающими процесс «сбережения — инвестиции»;

§ являются главным источником ликвидности экономики, позволяя покупателям и продавцам осуществлять свою деятельность на непрерывной основе.

Деятельность универсальных коммерческих банков определяют три основные функции:

§ аккумуляция и мобилизация временно свободных денежных средств;

§ предоставление кредита;

§ посредничество в осуществлении платежей и расчетов.

Функция аккумуляции и мобилизации временно свободных денежных средств является одной из старейших функций банков. Коммерческим банкам принадлежит ведущая роль в привлечении свободных денежных средств всех экономических агентов — населения, предприятий и государства и превращения их в капитал с целью получения прибыли. Первоначально коммерческие банки в своей деятельности использовали только собственные денежные средства, но впоследствии стало ясно, что этих средств недостаточно и необходимы чужие, заемные средства, что и предопределило роль банка как посредника в перераспределении денежных средств. В дальнейшем банки стали изыскивать возможности для расширения каналов привлечения денежных средств путем открытия различных вкладов и счетов, заинтересовывая владельцев денежных средств выплатой соответствующих процентов. В результате доля привлекаемых средств по отношению к собственным неизмеримо выросла и составила до 80% всего капитала банка. Выполняя функцию привлечения денежных средств, банки выступают в качестве заемщиков. Аккумулируя значительные денежные средства, банки, как уже отмечалось, не хранят у себя деньги, а превращают их в капитал путем вложения в экономику, предоставляя кредиты и приобретая ценные бумаги.

Выполняя функцию предоставления кредита, коммерческий банк выступает посредником между субъектами, имеющими свободные денежные средства, и субъектами, в них нуждающимися. В экономике часто наблюдается ситуация, когда денежные средства находятся у одних, в то время как реальная необходимость в них возникает у других. Такое соотношение теоретически можно реализовать с помощью предоставления первыми субъектами средств в кредит, но практически очень трудно из всей массы экономических субъектов найти именно того, у кого денежные средства имеются в необходимом количестве и на необходимый срок. Поэтому этим и занимается коммерческий банк как посредник в кредите, он, аккумулируя денежные средства (первая функция), имеет возможность предоставлять эти ресурсы нуждающимся в нужном количестве и на необходимый срок. Таким образом осуществляется кредитование предприятий, промышленности, государства и населения. Выполнение этой функции способствует расширению производства, финансированию промышленности, созданию запасов, увеличению потребительского спроса, расширению финансовой деятельности правительства.

Посредничество в осуществлении платежей и расчетов — следующая функция коммерческого банка. Коммерческие банки обеспечивают функционирование платежной системы, осуществляя перевод денежных средств. О высокой эффективности использования платежных средств свидетельствует постепенное сокращение наличного денежного оборота и увеличение доли безналичных расчетов. В зарубежных странах на безналичные расчеты приходится свыше 90% всех расчетов, в России — около 64%. В целях реализации этой функции коммерческие банки открывают счета для своих клиентов, осуществляют перевод денежных средств. Значительное место в переводных операциях занимают средства, которые находятся во вкладах до востребования, причем они используются все эффективнее, улучшается технология расчетов, стремление деловой клиентуры лучше использовать свои средства. Коммерческие банки проводят клиринговые зачеты, используя для этого клиринговые системы крупных банков, имеющих большое количество филиалов и отделений. Развивается система электронных расчетов — электронные деньги. Централизация платежей в банках способствует уменьшению издержек обращения. Коммерческие банки осуществляют также международные расчеты.

Помимо трех определяющих функций часто выделяют дополнительные функции коммерческого банка по выполнению отдельных операций банка. Среди них особое место занимает функции создания платежных средств в виде банковских депозитов, которые используются с помощью чеков, пластиковых карточек, векселей, электронных переводов. Эта функция появилась у коммерческих банков в силу развития кредитных денег, ухода из обращения золотых денег и превращения банкнотной эмиссии в депозитно-чековую, что позволило расширить безналичный оборот и сократить наличный. Однако экономика нуждается в необходимых, но не чрезмерных поступлениях денег. Если количество денег в обращении увеличивается, растет инфляция, и наоборот. В этом случае центральный банк ограничивает создание денег путем изменения величины денежного мультипликатора. Цель банковской системы — обеспечить соответствие количества денег в обращении потребностям в них, поддержание нормальных темпов роста экономики и высокого уровня занятости.

Развитием функции кредитования выступает функция организации выпуска и размещении ценных бумаг. Она осуществляется посредством инвестиционных операций и имеет большее значение в эластичной кредитной системе, которая является необходимым условием относительно устойчивых темпов роста экономики. При недоступности банковских кредитов расширение производства становится невозможным или будет отложено до тех пор, пока необходимые денежные средства будут накоплены. Более того, промышленные предприятия будут вынуждены держать крупные суммы денег, что было бы неэкономично, поэтому коммерческие банки организуют реализацию ценных бумаг на рынке ценных бумаг, что дает возможность перераспределить денежные средства. Расширение значимости этой функции привело к тому, что банки начиная е 20-х годов XX в. становятся прямыми конкурентами фондовых бирж, через которые реализуется основная часть розничных продаж ценных бумаг.

Таким образом, банк — это прежде всею коммерческое предприятие, в основе которого лежит получение прибыли, а реализация функций происходит в результате осуществления пассивных и активных операций.

13. Государственный кредит и организация управления государственным долгом. Государственный долг и инфляция.

Государственный кредит — система кредитных отношений между государством и субъектами хозяйства, а также населением, при которых государство выступает в роли заемщика и кредитора. Причиной мобилизации заемных средств выступает наличие дефицита государственного бюджета.

Правительство России еще в начале XVII в. прибегало к услугам государственного кредита для покрытия своих расходов, тогда и появились первые государственные займы. Правительство мобилизовало деньги как на добровольной, так и на принудительной основе под обеспечение государственным имуществом.

Государственный кредит характеризуется тем, что временно свободные денежные средства населения и юридических лиц привлекаются путем выпуска и реализации государственных ценных бумаг.

Государственный кредит - совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями - с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений. В отношениях, относимых к категории государственного кредита, государство выступает в роли либо кредитора, либо заёмщика, либо гаранта.

Государственный кредит независимо от формы его существования имеет, как правило, добровольный характер. Пример отклонения от добровольного характера - обязательная подписка на государственные облигации в годы после Великой Отечественной войны в СССР, предназначенные для сбора средств на восстановление народного хозяйства после войны.

Государственный кредит используется государством для решения различных задач:

поиск финансовых ресурсов для финансирования государственных расходов, увязки доходов и расходов;

регулирование макро- и микроэкономических процессов;

воздействие на социальную и денежно-кредитную политику

Управление государственным кредитом, связанное с обеспечением его деятельности в качестве заёмщика, кредитора и гаранта, является одним из направлений финансовой политики государства. Совокупность действий государства по управлению государственным кредитом включает:

Обслуживание и погашение государственного долга;

Выпуск и размещение новых облигационных займов:

Поддержание вторичного рынка долговых обязательств;

Регулирование рынка государственного кредита;

Выработка порядка, условий и форм предоставления государством кредитов.

Основными органами государственной влас



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 23196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.104.238 (0.101 с.)